Новая техника для горных работ. Обзор

Верхозин С. С., вед. аналитик
АО «Иргиредмет»
Золотодобыча, №217, Декабрь, 2016

Линейка гидравлических экскаваторов на электрическом приводе, предлагаемых мировыми производителями горнодобывающего оборудования, продолжает расти вслед за меняющимися тенденциями отрасли. Так, компания «Hitachi Construction Machinery» представила для рынка США и Латинской Америки пять новых модификаций на электрическом ходу — EX1900E-6, EX2600E-6, EX3600E-6, EX5600E-6 и EX8000E-6 (рис. 1) — с прямой или обратной лопатой. Они отличаются экономичностью, экологичностью (нет выбросов), оборудованы мощными электродвигателями Hitachi TFOA-KK мощностью от 610 до 1200 кВт. Модели оснащены системой удаленного мониторинга, системой SkyAngle (для расширения периферийной видимости оператора), камерами и отличаются сниженной на 20–30 % вибрацией кабины.

Карьерные фронтальные погрузчики. Часть 3

Луняшин П.Д., горный инженер
Золотодобыча, №209, Апрель, 2016

В начале 1960-х годов правительство КНР решило инвестировать значительные средства в развитие производства фронтальных погрузчиков, которые в отличие от экскаваторов не требовали привлечения серьезных ресурсов и технологий. Сегодня среди отраслей китайского машиностроения отрасль по производству погрузчиков является одной из самых зрелых по промышленной форме и по конкуренции на рынке. Прародитель современных китайских погрузчиков, Z450, был разработан при участии завода LiuGong в 1970 г. Это была совершенная для тех времен машина с гидромеханической трансмиссией, гидравлическим рулевым управлением и шарнирно-сочлененной рамой. Затем технология была передана другим производителям, которые стали совершенствовать ее уже самостоятельно. Объемы производства росли невероятными темпами, и в 2011 г. выпуск погрузчиков составлял 246 тыс. штук.

Современные конвейерные системы и практика применения

Верхозин С.С., вед. аналитик, к.ф.н.
АО «Иргиредмет»

Конвейеры — не самое надежное в использовании горное оборудование. Часто по этой причине горные инженеры при проектировании рудников останавливают свой выбор на других решениях по транспортировке материала, в частности на самосвалах. Тем не менее последние успехи в области технологий и производства нового конвейерного оборудования показывают, что при надлежащем подходе конвейерные системы могут использоваться на горнодобывающих предприятиях весьма эффективно, в том числе для решения ряда специфических проблем, например, для транспортировки руды в сложных ландшафтных условиях с крутыми уклонами, ручьями и реками, впадинами и т.д., то есть в тех случаях, когда производительность самосвалов существенно снижается, растут затраты на топливо и обслуживающий персонал. Современные конвейеры становятся все более надежными, прочными, эффективными и гибкими при работе с различными материалами и в самых трудных условиях. Компании-производители стараются ориентироваться на современные технологии, которые помогают решать ряд сложных эксплуатационных проблем. Так, множество сложностей на предприятии вызывает смещение ленты конвейера, что в результате может привести к серьезным последствиям, например, повреждению самой ленты и всей системы, к потере материала и т.д.

Китайские внедорожные самосвалы: дракон готовится к прыжку. Часть 2

Павел Луняшин, горный инженер

Компания «XCMG» (Xuzhou Const-ruction Machinery Group Inc) была создана в 1989 г. и сегодня находится в авангарде отрасли строительной техники Китая. По итогам 2012 г. «XCMG» в мировом рейтинге находится на 11-й позиции с объемом продаж 5,53 млрд долл. Компания создала 14 совместных предприятий со всемирно известными производителями — «Caterpillar», «Liebherr», «Thyssen Krupp» и другими. Свои производственные площадки «XCMG» разместила на территории Индии, Ирана, Польши и других стран. Свою продукцию XCMG поставляет в 150 стран мира. В 2011 г. на выставке BICES в Пекине «XCMG» представила свою первую модель карьерного самосвала DE170, при создании которого применила современную передовую технологию привода от электродвигателя постоянно-переменного тока.

Китайские внедорожные самосвалы: дракон готовится к прыжку. Обзор ведущих китайских производителей внедорожных самосвалов

Павел Луняшин, горный инженер
Золотодобыча, №179, Октябрь, 2013

Обзор ведущих китайских производителей внедорожных самосвалов. Сегодня китайские внедорожные карьерные самосвалы на российском рынке пока только начинают предлагать, поскольку большая часть машин, о которых речь пойдет ниже, созданы всего 2–3 года назад и еще не прошли соответствующую сертификацию. Журнал «International Construction» ежегодно публикует «Желтую таблицу» 50-и крупнейших мировых производителей строительной техники. Рейтинг основан на данных о продажах строительного оборудования каждой фирмы за последний финансовый год. Источниками информации являются также годовые отчеты, заявления компаний и авторитетных консультационных фирм. «Желтая таблица» существует уже 10 лет. За этот период произошел ряд изменений в рейтинге, и наиболее явное изменение — рост значимости компаний-производителей из Китая. Если в редакции «Желтой таблицы» от 2003 г. доля китайских производителей в продажах из ТОП-50 составляла 1,6 % (на сумму менее 1 млрд долл. США), то в 2012 г. уже 15 % (27,9 млрд долл.). В 2003 г. самую высокую позицию в рейтинге занимала компания «XCMG»: 29-е место с объемом продаж 300 млн долл., а в 2012 г. на 5-й и 6-й позициях — «Sany» и «Zoomlion» с прода-жами 7,93 и 7,75 млрд долл. соответственно. В мировой ТОП-50 в 2012 г. вошли уже 9 китайских компаний.

Новые технологии для россыпной золотодобычи

Кавчик Б.К., к.г.-м.н.,
нач.рекламного отдела АО «Иргиредмет»
Золотодобыча, №212, Июль, 2016

Анализируя статьи, опубликованные в журнале «Золотодобыча», можно сделать вывод о том, что существует множество способов сделать россыпную золотодобычу эффективнее. Есть варианты снижения затрат на горных работах, при обогащении песков и переработке концентратов. Ниже приведены краткие сведения о новых технологиях для россыпной золотодобычи из публикаций последних лет. Горные работы На предприятиях АО «Прииск Соловьевский» (в Амурской и Читинской областях) реализована бестранспортная технология горных работ с использованием «сухопутной драги». Суть технологии в том, что промывочный прибор работает в связке с экскаваторами, разрабатывающими пески и убирающими отвалы (рис. 1). Преимущество метода — в минимальной транспортировке песков и промытой породы (как при работе драги). При обычной для России транспортной схеме отработки россыпей для доставки песков от забоя на промприбор используются самосвалы, которым нужны ГСМ, запчасти, водители, специалисты по ремонту и пр. Это немалые затраты для предприятия. Для разваловки гали и эфелей необходимы бульдозеры или погрузчики, которым также нужно горючее, запчасти, люди за рычагами и ремонтники. Технология горных работ с использованием «сухопутной драги» сокращает парк техники и расходы, связанные с его обслуживанием. Вот что рассказал об этой технологии для журнала «Золотодобыча» зам.ген.директора АО «Соловьевский прииск» С.А. Черемнов.

Карьерные фронтальные погрузчики. Часть 2

Луняшин П.Д., горный инженер
Золотодобыча, №207, Февраль, 2016

В концерне Volvo разработкой, производством и обслуживанием строительной техники занимается компания «Volvo Construction Equipment». Также как «Caterpillar» и «Komatsu», «Volvo» непрерывно совершенствует свою линейку погрузчиков. С 1973 по 1977 годы погрузчики продавались под брендом Volvo BM, в 1977 году компания запустила новое поколение фронтальных погрузчиков 4000 серии. С формированием в 1985 г. группы «VME Group» (Volvo BM, Clark Michigan Co и Euclid Inc) дизайнерские решения «Michigan» переходят к «Volvo», и с 1990 г. начала свой победный путь линейка погрузчиков с обозначением L (180, 220, 330). Далее последовали фронтальные погрузчики серий С, D, Е, F (2008). Каждая новая серия являла миру интересные технические решения. Последняя G-серия колесных погрузчиков, впервые введенная в 2012 г., предлагала ряд новых функций в сочетании с более высокой производительностью, низким потреблением топлива и оптимальным комфортом оператора. Новый внешний дизайн с округлыми формами обеспечил отличный обзор, повышенную безопасность и лучшую работоспособность. Особый интерес представляет OptiShift — система, разработанная «Volvo», которая включает в себя реверсирование через торможение и блокировку гидротрансформатора. Функция «реверсирование через торможение» — запатентованная «Volvo» система: при смене направления движения машины автоматически активируются рабочие тормоза вместо гидротрансформатора; очень удобна при коротком цикле погрузки. Функция блокировки гидротрансформатора дает максимум преимущества при длинном цикле погрузки и перевозки. Блокировка активируется посредством выключателя в кабине, и оператор может выбирать, где и когда ее использовать. Optishift позволяет сокращать расхода топлива до 15 %.

Карьерные фронтальные погрузчики

Луняшин П.Д., горный инженер
Золотодобыча, №206, Январь, 2016

Пневмоколесные фронтальные ковшовые погрузчики (обычно их называют одним из этих терминов) прочно заняли свое место в строительном и горнодобывающем мире с середины 1960-х годов, изменив технологии ведения работ и потеснив экскаваторы и бульдозеры. Однако путь к успеху этого нового оборудования был достаточно долгим: первая машина, подходившая под название «погрузчик», была создана еще в 1917 году американским изобретателем Юджином Кларком, представившим миру механизм, который мог в кратчайшие сроки погрузить и разгрузить продукцию. Первый погрузчик не имел ни тормозов, ни гидравлики — управлять им было достаточно опасным делом. Тем не менее, это оборудование ознаменовало рождение класса машин, чьи мобильность и оперативность обеспечили ему важную роль на всех этапах дорожного строительства и горного производства. Фронтальные погрузчики прошли свой эволюционный процесс, имея преимущества более позднего развития по сравнению с другими видами оборудования, что позволило использовать в их конструкции многие современные технологии.

Бульдозеры для горного предприятия — оценка перед выбором. Часть 4.

Луняшин П.Д., горный инженер
Золотодобыча, №175, Июнь, 2013

Несмотря на весомость импорта китайских бульдозеров в Россию (в количественном отношении 40 %), в горной промышленности они пока не могут конкурировать с ведущими производителями этой техники из других стран из-за недостаточно высокого качества, отсутствия в типоразмерном ряду бульдозеров мощностью более 350 л.с. (поставки 422-сильного Shantui SD42-3 осуществлялись в единичных экземплярах) и незначительного опыта их использования на горных полигонах.

Бульдозеры для горного предприятия — оценка перед выбором. Часть 3

Луняшин П.Д., горный инженер
Золотодобыча, №175, Июнь, 2013

Бульдозеры для горного предприятия — оценка перед выбором В советские времена у горных предприятий особого права выбора горного оборудования не существовало: брали все, что распределялось по квотам министерств. Следует отметить, что в то время большинство высоких постов занимали квалифицированные инженеры, которые тщательно изучали состояние мирового рынка и прислушивались к мнению специалистов предприятий, поэтому на прииски и рудники поступала самая современная и передовая техника. Для золотодобывающих предприятий важной точкой отсчета стал визит Председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина в Магаданскую область и Якутию в 1974 году. После изучения обстановки на горных предприятиях Северо-Востока Косыгин дал добро на широкомасштабные поставки импортной техники. Именно тогда горняки познакомились с бульдозерами мировых грандов — Caterpillar, Komatsu, Fiat-Allis, Dresser.

Бульдозеры изменяют мир. Часть 2

Луняшин П.Д.-горный инженер

Бульдозеры Liebherr. «Liebherr» — компания, основанная в 1949 г. немецким инженером Гансом Либхерром. Сегодня это международный концерн с годовым оборотом 6 млрд евро, объединяющий 100 предприятий по всему миру с 26 тыс. сотрудников, занятых в производстве. Компания является одной из ведущих по производству строительной, дорожной и землеройной техники. Наряду с производством строительных кранов, карьерных экскаваторов и самосвалов в конце 1970-х годов фирма приступила к производству гусеничных бульдозеров. Сегодня «Liebherr» производит более 1000 бульдозеров в год, которые поставляются более чем в 100 стран мира, из них около 50 % закупается странами Западной Европы. При этом доля бульдозеров Liebherr в классах до 35 т составляет 40–50 % мирового рынка.

Бульдозеры изменяют мир, часть 1

Луняшин П.Д. - горный инженер

В мире бульдозеры производят более 60 компаний. В России известны не более 15-и, продукция которых используется в нашей горной промышленности.Мы подготовили серию публикаций о рынке бульдозеров для российской горнодобывающей промышленности (обзор основных мировых производителей, характеристики, особенности, инновации в землеройной технике, особенности эксплуатации в разных условиях и пр.). История бульдозера. В 1886 г. слово бульдозер означало револьвер большого калибра. В конце 1800-х годов термин бульдозер стал означать любую серьезную силу как способную что-либо протолкнуть. И только намного позже, а именно в 1929 г., с развитием строительной техники бульдозером стали называть специально оборудованное транспортное средство на основе трактора.

Все для россыпей: от расчета кондиций до получения прибыли

Расчет разведочных кондиций Подсчет и защита запасов Предварительная экономическая оценка объектов Разработка проектов отработки месторождений открытым и дражным способами Изготовление и поставка оптимального обогатительного оборудования Сопровождение работ до выхода на проектные показатели Для действующих предприятий консультации по вопросам увеличения прибыли за счет оптимизации горных работ и переработки песков

Старательская добыча золота в Гайане своими глазами

Миронов А.А., главный геолог ООО «Сибирь Геопоиск»
Золотодобыча, №200, Июль, 2015

Гайана — одно из беднейших государств Южной Америки с самым низким доходом на душу населения. Основа экономики — добыча бокситов, золота, алмазов, экспорт сахара, риса, леса, креветок и рома. Полезные ископаемые находятся в собственности государства, которое предоставляет частным предпринимателям концессии на их разработку. Добыча золота в этом южноамериканском государстве ведется как крупными компаниями, так и мелкими старательскими бригадами. Первые занимаются преимущественно рудными месторождениями, вторые — россыпными. Северо-западная часть страны, междуречье Куюни–Байрама Территория полностью покрыта тропическими влажными лесами. Долины рек и ручьев частично или полностью скрыты под кронами мощных деревьев. С воздуха на фоне зеленого моря джунглей проглядывают коричневые проплешины — места недавних старательских отработок золота.

Вагонеточно-конвейерная система на открытых рудниках: подход к оптимизации затрат и энергоэффективности при разработке твердых пород

Перевод с англ.: С.С.Верхозин, по материалам Thyssen Krupp

Открытые рудники, на которых добывают медь, железную руду, золото и другие полезные ископаемые, часто имеют форму перевернутого конуса. В нижней его части руду разрушают (взрывают, дробят), а затем транспортируют самосвалами наверх. Карьерный самосвал для перевозки руды весит 106–260 т (в зависимости от марки) и может перевезти за один раз от 136 до 400 т. Руду со дна карьера транспортируют наверх на несколько сотен метров по плавно восходящим грунтовым дорогам к специальной территории (например, к дробилке), где она разгружается, Здесь руду дополнительно дробят и для дальнейшей переработки перемещают конвейерами.

Прииск Соловьевский: эффективные технологии в россыпной золотодобыче

Кавчик Б.К., ОАО «Иргиредмет»
Золотодобыча, №189, Август, 2014

В поездке на предприятия Соловьевского прииска мне на глаза постоянно попадались экскаваторы. На многих россыпях, где мне пришлось побывать раньше, самыми распространенными машинами были бульдозеры, и у меня накопилось большое количество фото их использования: бульдозеры на подаче песков на промприборы, для разваловки гали и эфелей, вскрыши торфов, рыхления коренных пород и т.п. Немного истории. Начало широкому внедрению бульдозеров в советскую золотодобычу положил Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин. В марте 1974 года он посетил Магадан, и при обсуждении вопросов золотодобычи пообещал приобрести для ПО «Северовостокзолото» тяжелые зарубежные бульдозеры при условии перевыполнения плана по добыче золота на 2 тонны. «Северовостокзолото» постаралось и добыло максимальное количество золота за всю историю Колымы — 83,2 тонны, в том числе 2 тонны сверхпланового золота. Уже в апреле 1975 года в Магадан прибыла первая партия американских машин. Поставка включала 102 бульдозера марок «Катерпиллер», «Фиат-Аллис», «Аллис-Чалмерс» мощностью 350 л.с. каждый. Машины были снабжены клыками-рыхлителями и обладали высоким (10–12 тыс. часов) моторесурсом. После этого мощные бульдозеры получили широкое распространение и на других предприятиях СССР, особенно Комацу-375, а позже — Комацу-475.

Расход дизтоплива как критерий эффективности на разработке россыпей

Пятаков В.Г., д.т.н. — ОАО «Иргиредмет»
Золотодобыча, №176, Июль, 2013

Снижение себестоимости золота в сегодняшних условиях падения его цены становится первейшей задачей горняков. Оперативно рассчитать себестоимость добычи и переработки песков (включая все горноподготовительные и сопутствующие виды работ) практически невозможно. Гораздо проще оценить удельный расход дизельного топлива как на выполнении отдельных операций так и на всех операциях. Расход дизтоплива можно принять либо по прямым замерам, либо по справочным данным при среднем уровне нагрузке на двигатель. Согласно нашим исследованиям, расход дизтоплива достаточно точно характеризует себестоимость горных работ.

Выгодно ли экономить на зарплате?

Пятаков В.Г. - начальник отдела гидротехнических сооружений и разработки россыпных месторождений ОАО «Иргиредмет», д.т.н.
Золотодобыча, №157, Декабрь, 2011

После перехода России на капиталистический (а может быть какой-то другой, пока нам неизвестный) способ хозяйствования, задавать вопросы о величине заработной платы принято считать неприличным и бестактным. Однако размер зарплаты был и остается при любом строе для человека труда основным мерилом его ценности и единственным источником достойной жизни как самого работника, так и его семьи. Массовое «умирание» производства в годы перестройки вызвало небывалую ранее безработицу. Дефицит в «рабочей силе» исчез. Мигранты из стран СНГ еще больше обострили проблемы занятости людей и размера зарплаты.

Технология опытно-промышленной отработки косовых месторождений россыпного золота

Сурнин А.А. — Институт геологии алмаза и благородных металлов СО РАН, Иванов П.О. — ОАО «Алмазы Анабара»
Золотодобыча, №119, Октябрь, 2008

Отсутствие апробированных технологий обогащения песков россыпных месторождений с тонким и мелким золотом, в том числе косовых россыпей золота (платины), является сдерживающим фактором изучения и вовлечения в отработку таких объектов. Вместе с тем, в последние годы, предпринятые попытки подойти к решению данной проблемы связаны с истощением сырьевой базы россыпных месторождений благородных металлов, отрабатываемых традиционными методами. Запасы мелкого металла в техногенных объектах и рыхлых стратифицированных осадках платформенного чехла становятся в настоящее время предметом присталь¬ных исследований. «Технологическая» проблема извлечения мелкого и тонкого золота применительно к россыпным проявлениям р.Чара всегда осознавалась специалистами и обозначалась экспертами как «практическая неизвлекаемость тонкого золота». Указывалось на то, что «пока не будет достигнуто приемлемое извлечение тонкого золота хотя бы на 70—80%, нет смысла вкладывать средства в разведку таких объектов». В связи с этим постоянно декларировалась необходимость проведения технологических исследований «с применением современного оборудо¬вания для обогащения песков и извлечения золота».

Технология селективной добычи и сухого обогащения глинистых титансодержащих песков

Бродский А.В., Ивановский В.И., Михайленко М.В. — ООО ПКФ «ВЕЛТА» (Днепропетровск,Украина)
Золотодобыча, №107, Октябрь, 2007

Применяемые в настоящее время методы обогащения глинистых песков, в частности титаносодержащего сырья, предполагают создание сложной и дорогостоящей обогатительной фабрики, значительную энергоемкость производства, организацию оборотного водоснабжения, отвод значительных площадей под шламохранилище. При этом в процессе обесшламливания и первичного гравитационного обогащения имеют место потери мелкодисперсного и измененного полезного ископаемого, а глинистое сырье сбрасывается в отвал.

Проектирование карьеров

ОАО Иргиредмет

Разработка современных проектов заключается в поиске наиболее дешевых технологий горных работ, обеспечивающих заданные объемы добычи и переработки песков с минимальной себестоимостью. Экономичность горных работ — главное требование современности.

Технология отработки валунистой россыпи

Кавчик Б. К., к.г.-м.н ОАО «Иргиредмет»
Золотодобыча, №93, Август, 2006

Простые условия отработки россыпных месторождений встречается все реже. Чаще — добывать золото приходится в сложных условиях. Одной из распространенных трудностей является отработка россыпей, содержащих крупные валуны и глыбы. В этой статье приводится опыт работы предприятия, успешно отрабатывающего валунистую россыпь. В общих чертах россыпь обычная, аллювиальная, долинная. Возможно, ее давно бы отработали, если бы не большое количество валунов и глыб. Размер их в поперечнике иногда превышает 1,5-2,0 м.

Уникальная технология отработки россыпного месторождения

Золотодобыча, №103, Июнь, 2007

Во многих странах континентальные россыпи полностью отработаны, но в Рос-сии их до сих пор много. Причем неотработанными остались наиболее сложные месторождения с высокой мощностью торфов, валунистыми или глинистыми песками, расположенные в сложных горно-геологических условиях. Эффективно их отработать стандартными методами невозможно.

Передвижные сухопутные золотомойки

РМО ОАО «Иргиредмет»
Золотодобыча, №148, Март, 2011

Передвижные золотомойки получили широкое распространение за­границей с начала прошлого века. Там они выпускаются и используются до сих пор /1/. Попытки разработать и применить передвижные золотомойки неоднократно делались также и в СССР. Ниже приведены примеры российских разработок. В 30-е годы прошлого века группа экскаваторной и мелкой механизации Нисзолотолаборатории приступила к разработке эскизных проектов передвижных золотомоек для экскаваторных работ, приспособленных к раз­личным условиям разработки россыпей. Золотомойки предназначались для разработки маловодных россыпей (ключевых, увальных, террасовых) и были рассчитаны на применение в комплексе с советскими экскаваторами, изготовляемыми на Воткинском и Костромском заводах /1/.

Опыт оптимизации технологии горных работ при отработке алмазосодержащей россыпи в Африке

В.Г.Пятаков, д.т.н. ОАО Иргиредмет
Золотодобыча, №105, Август, 2007

В середине 2007 года Иргиредмет получил заявку на консалтинговые услуги от компании «Solway Management», отрабатывающей открытым раздельным способом россыпное месторождение алмазов в Африке. Предприятие организовано два года назад. Для извлечения алмазов построена современная обогатительная фабрика. Однако сразу после начала работ возникли проблемы. Добыча алмазов оказалась меньше, чем планировали. В соответствии с заключенным контрактом на предприятие были направлены три специалиста: В.Г.Пятаков — доктор технических наук, заведующий лабораторией разработки россыпей и проектирования горных работ, А.В. Прокопенко — заведующий лабораторией обогащения алмазосодержащих руд и песков и А.В. Неретин — научный сотрудник лаборатории разработки россыпей и проектирования горных работ.

О повышении эффективности россыпной золотодобычи. Часть 1. Повышение прибыли за счет исключения из отработки убыточных участков

Кавчик Б.К., Пятаков В.Г. - ОАО «Иргиредмет»

В настоящее время нередко можно слышать, что сырьевая база россыпного золота истощена, рентабельность низкая, перспектив открытия новых богатых месторождений нет, и россыпная золотодобыча движется к закату. Все эти рассуждения логичны, но по нашему мнению, верны лишь частично. Россия очень богата россыпным золотом. Его уже добыто около 10 тыс.тонн, а извлечено при этом 60-70 %. Значит только в техногенных россыпях еще лежит несколько тысяч тонн. золота (по оценке ЦНИГРИ – 5 тыс.т. /1/). Выявляются также новые россыпи, несмотря на минимальное финансирование разведочных работ. Низкая рентабельность добычи россыпного золота – скорее следствие устаревших технологий и «человеческого фактора», чем плохой сырьевой базы.

Проблемы освоения техногенного комплекса месторождений золота. Магадан, 15-17 июля 2010 г. Самое интересное!

Кавчик Б.К. к.г.-м.н. — ОАО «Иргиредмет»

Самым интересным мероприятием магаданской конференции для иногородних гостей стала экскурсия на россыпное месторождение «Конго», организованная председателем совета директоров концерна Арбат А.А.Басанским. В экскурсии участвовало более 20 человек, в том числе губернатор области Н.Н.Дудов и несколько гостей из Японии, которых интересовали поставки техники и другие возможности сотрудничества. На вертолете МИ-8 полет от Магадана до участка работ занял около 1,5 часов. Большую часть пути из окна вертолета была видна совершенно нежилая территория. Крутосклонные горы почти без растительности, только кое-где по мелким долинам перелески с кустарником, карликовые березы, стланик, но гораздо больше безлесных склонов. В большинстве долин не видно воды, похоже, они совсем сухие, просматривается каменистое ложе, но вода не блестит. Она есть только в крупных долинах. Нет ни дорог, ни поселков, ни ЛЭП. Без хорошего обеспечения извне здесь не выжить. Чтобы в таких условиях работать нужно или много денег или огромный энтузиазм, а лучше и то и другое.

Пример экономичной отработки россыпи

Неретин А.В., ОАО Иргиредмет
Золотодобыча, №48, Ноябрь, 2002

Настоящая статья описывает успешное внедрение в Монголии новозеландской системы добычи россыпного золота компанией Cold Gold Mongolia Ltd. (CGM) с использованием мобильной промывочной установки и новозеландской гидро-активной шлюзовой системы. В 1999 г. компания (CGM) привезла из Новой Зеландии в Монголию промывочную установку с производительностью 60 м3/ч вместе с полным комплектом горного оборудования. Новозеландская промывочная установка успешно проработала в течение добычного сезона 1999 г. и добыла 37 кг золота за 4 месяца повторной отработки на заброшенных участках Тосонской террасы Заамарской золотоносной россыпи. Этот участок предварительно был отработан Монгольской компанией в 1993-96 гг. с применением традиционных российских методов ведения горных работ и промывки песков.

Изыскание способа освоения подрусловых запасов алмазоносной россыпи реки Касаи в Африке

Пятаков В.Г., Неретин А.В.-Иргиредмет, Вяткин Н.Л. - «Solway Management»
Золотодобыча, №115, Июнь, 2008

В августе 2007 г. Иргиредмет получил заявку на оказание консалтинговых услуг от компании «Solway Management», которая отрабатывает открытым способом россыпное месторождение алмазов в Демократической Республике Конго [1]. По мнению геологов компании наиболее перспективны прогнозные ресурсы алмазов под руслом реки Касаи на восьми концессиях. Иргиредмету было поручено изыскание способа освоения подрусловых запасов реки Касаи, выбор добычного агрегата и разработка проекта технического задания на его изготовление. В настоящее время из подводных месторождений добывают самые различные полезные ископаемые, например, россыпные золото, алмазы, платиноиды, минералы тяжелой группы, илы различных составов, сульфидные корки, песок, ракушечник, ракушку и ряд других.

Опыт успешной добычи россыпного золота

Кавчик Б.К. к.г.-м.н. — ОАО «Иргиредмет»
Золотодобыча, №103, Июнь, 2007

За последние 5 лет (2002–2006 гг.) количество предприятий, добывающих россып¬ное золото, сократилось на 139, а добыча россыпного золота снизилась на 17,8 т /1/. Существует ряд объективных причин, приводящих к снижению добычи россыпного золота: - снижение качества запасов; - повышение цены на дизельное топливо; - усложнение законодательства и рост непроизводственных расходов. Одной из существенных причин является применение устаревших технологий горных работ и обогащения, сохранившихся с советских времен. В условиях СССР главной задачей было выполнение плана по золоту, а затраты имели второстепенное значение. При этом дизельное топливо было очень дешево, а запасы золота совершенно бесплатны (предприятия получали утвержденные запасы от МинГео.) Для этих условий были разработаны и применялись соответствующие технологии.

Новая технология вскрышных работ для глубоких мерзлых россыпей

Плюснин В.А.
Золотодобыча, №53, Апрель, 2003

Глубокие мерзлые россыпи часто разрабатываются достаточно крупными карьерами. Стало обычной технологическая схема: бурение пород станками СБШ-200 и СБШ-250 и взрывное рыхление больших массивов; разработка пород мощными бульдозерами, карьерными экскаваторами типа ЭКГ с вместимостью ковша 5-8 м3 и колесными погрузчиками с вместимостью ковша 4-10 м3; доставка пород в отвалы автомобилями грузоподъемностью 27-42 м3. При этом вскрышные породы перемещаются на значительные расстояния. Разработка сопровождается большими эксплуатационными затратами, омертвляются огромные ресурсы, в том числе кредитные, что осложняет финансовое состояние предприятий.

Опыт гидровскрыши торфов в условиях вечной мерзлоты

Назаров В.Г, Назаров Б.Г. — ЗПК «Золото Верхоянья»
Золотодобыча, №94, Сентябрь, 2006

Снижение россыпной золотодобычи обуславливается в первую очередь тем, что крупные россыпные месторождения вырабатываются, содержание золота в песках падает, горнотехнические условия усложняются. Все это происходит на фоне удорожания техники, запчастей и энергоресурсов, особенно жидкого топлива. В нашем районе /Верхоянскийулус, РС —ред./стоимость 1 т солярки достигла 35 тысяч рублей. Короткий промывочный сезон (не более 100 дней) еще больше усложняет работы в нашем районе и делает добычу россыпного золота малорентабельной.

О повышении эффективности россыпной золотодобычи. Часть 2. Повышение прибыли за счет совершенствования горных работ

Кавчик Б.К., Пятаков В.Г. ОАО «Иргиредмет»

Этот путь дает возможность улучшить экономические показатели отработки всех объектов без исключения и перевести многие убыточные объекты в прибыльные. Кроме того, можно значительно расширить сырьевую базу, за счет отработки запасов, которые при существующих технологиях являются забалансовыми. Что понимать под совершенствованием технологий горных работ, что необходимо предпринимать для этого? При работе в условиях, когда главным был план по золоту, а экономика считалась второстепенной, сформировалось отношение к россыпям, как к простейшим горным объектам, где все процессы очевидны и для которых достаточно два-три известных способа отработки. В связи с этим параметры горных работ до сих пор принимаются многими руководителями предприятий на основании личного опыта и интуиции без технико-экономической оценки вариантов. Способ отработки чаще всего выбирается с расчетом на имеющуюся технику, как правило, это бульдозеры, приборы типа ПГШ или ГЭП и гидромониторы.

О применении крупных экскаваторов-драглайнов в объединении «Якутзолото»

Железняк Е.Ф., Ворожейкин А.М., Пятых Ю.Д. (Иргиредмет)

Одно из наиболее перспективных направлений развития предварительной вскрыши торфов — применение цикличной технологии на базе шагающих экскаваторов-драглайнов с емкостью ковша 5, 10, 15 м3 [1, 2, 3]. Данная технология позволила на предприятиях комбината «Лензолото» значительно улучшить технико-экономические показатели разработки россыпных месторождений.

Гидротранспорт на промывке песков

Струков В. Ф., Сусуманский ГОК, «Колыма», № 5, 1971 г.

На приисках Сусуманского горно-обогатительного комбината промывка песков производится в основном гидроэлеваторными приборами; редко встречаются промывочные приборы с наклонными и горизонтальными транспортерами. В целях сокращения уборки хвостов гидроэлеваторной промывки на полигонах Сусуманского комбината применяются верхние пульповоды, прокладываемые с некоторым уклоном к шлюзовому устройству (комплекту). Это дает возможность стекать пульпе под тяжестью собственного веса в шлюз при внезапных отключениях электроэнергии. Особенно широко применялись такие пульповоды на приисках «Мальдяк», «Большевик», им. Фрунзе. Длина пульповодов — от 50 до 250 м.

Опыт применения колесных скреперов на вскрышных работах

Савостин К. В., Прииск им. Гастелло Журнал «Колыма», 1971, № 5

Как уже неоднократно отмечалось в печати, удельный вес горной массы, перерабатываемой колесными скреперами на приисках Магаданской области, снижается. Разные авторы указывают на несовершенство конструкции и на неприспособленность колесных скреперов (особенно с ковшами 6 и 7,5 м3) к работе в сложных горно-геологических условиях. Однако многолетний опыт, накопленный горняками Прииска им. Гастелло, показывает, что в определенных условиях этот вид горной техники можно применять с большим эффектом. Основные показатели работы скреперов на базе тракторов 100 л.с. приведены в табл. 1.

Анализ работы автоскреперов на прииске «Штурмовой»

Гопанчук В.Н., прииск «Штурмовой» Максимова Н.В., ВНИИ-1

В 1970 г. на прииске «Штурмовой» применили автоскреперы на горных работах. В работе находились три автоскрепера Д-392 и три автоскрепера Д-357, в 1971–1972 гг. — один автоскрепер Д-392 и десять Д-357. Техническая характеристика автоскреперов приведена в таблице.В 1970 г. на прииске «Штурмовой» применили автоскреперы на горных работах. В работе находились три автоскрепера Д-392 и три автоскрепера Д-357, в 1971–1972 гг. — один автоскрепер Д-392 и десять Д-357. Техническая характеристика автоскреперов приведена в таблице. Показатели Самоходные скреперы Д-357 Д-392 Базовая машина БелАЗ-529В БелАЗ-531 Мощность тягача, л.с. 205 375 Геометрическая емкость ковша, м3 8 15 Способ разгрузки принудительный Ширина захвата ковша, мм 2 720 2 800 Глубина резания, мм 300 350 Управление гидравлическое Вес, кг: - скрепера - скрепера с тягачом 8 600 17 000 15 680 29 680 Первые два года работы автоскреперы использовали в основном на разработке и доставке песков к мощным промывочным установкам, в 1972 г. пять машин Д-357 вскрывали торфа. Трехлетний опыт эксплуатации автоскреперов на разработке и подаче песков к промывочным установкам, а также на вскрышных работах позволяет сделать выводы о целесообразности их использования при разработке вечномерзлых россыпей Севе­ро-Востока и определить область эффективного применения в зависимости от горногеологических условий. Разработку песков автоскреперами и доставку их к промывочным установкам осуществляли на пяти полигонах карьеров №№ 1 и 2 прииска «Штурмовой» при расстоянии транспортирования 600–1500 м. Общий объем песков, доставленных автоскреперами, составил более 500 тыс. м3. Разрабатываемые пески представлены галькой средних и крупных размеров с песком и глиной. Встречаются валуны размером 0,2–0,3 м. Валунистость составляет 15–20 %, льдистость — 10–20 %, глинистость — 20 %, категория крепости пес­ков — IV. Разработку и транспортирование песков авто­скреперами осуществляли по следующей схеме: 1. Разработка и наполнение ковша автоскрепера — при помощи толкача на базе трактора Т-180. Для автоскреперов Д-357 и Д-392 время загрузки составляет соответственно 1 мин 24 сек и 2,5–3 мин, путь загрузки — 10–12 и 35–40 м, коэффициент наполнения ковша — 0,7–0,8. В результате испытаний в качестве толкача тракторов разных марок (Т-100, Т-180, ДЭТ-250) установлено, что для быстрого и полного наполнения ковша автоскрепера мощность двигателя толкача должна быть не ниже 80 % мощности тягача автоскрепера. На прииске «Штурмовой» в качестве толкача применяют трактор Т-180, оборудованный спе­циальной плитой. 2. Доставка песков с полигона к промывочной установке. Для автоскрепера Д-357 время грузового хода на расстояние 550 м составляет 3 мин 44 сек, угол подъема пути на выезде с полигона — 4°. 3. Заезд на бункер и разгрузка ковша. Время выполнения этой операции составляет 54 сек. 4. Холостой ход автоскрепер Д-357 выполняет в течение 4 мин 13 сек, что превышает время грузового хода. Это вызвано тем, что автоскрепер производит два разворота: один — при отъезде от бункера, второй — при заезде на загрузку. Для автоскреперов Д-357 общее время одного цикла составляет 10 мин 15 сек и 12 мин 24 сек соответственно при расстоянии транспортирования 550 и 800 м. По нормам в данных горно-геологических условиях производительность автоскреперов Д-357 за смену составляет 294 м3. Фактически за 1971 г. выработка автоскрепера составила 160 м3 в смену или 55 % плановой. Основными причинами низкой производительности автоскреперов являются неплановые простои этих машин, которые за три года составили 8 % от чистого времени работы, а также поломки и неисправности промывочной установки (за июль 1972 г. они составили 4,8 % от чистого времени работы прибора). Кроме того, снижение про­изводительности автоскрепера было вызвано наличием в песках крупной фракции (более +120 мм) в количестве 15–20 %, что увеличило время, а также расстояние загрузки автоскрепера до 20–25 м и обусловило простои этих машин при разгрузке ввиду дополнительных затрат времени на уборку надрешетного материала в бункере. В июне 1972 г. на подаче песков месячная выработка автоскрепера Д-357 составила 7–7,3 тыс. м3, комплексная производительность труда — 104 м3/чел.-день при плане 81,8 м3/чел.-день. Автоскреперная разработка и подача песков полностью исключает затраты на строительство очистных сооружений и позволяет разместить промывочные установки с использованием оборотной воды, исключается использование землеройной техники на уборке камней из-под гидровашгерда и на разваловке хвостов промывки. В мае–июле 1972 г. на вскрыше торфов полигона № 13 работали шесть автоскреперов Д-357, которые обслуживали два толкача на базе трактора Т-180. За этот период было вскрыто 140 тыс. м3 торфов. Месячная производительность автоскрепера в июне составила 12,5–13,5 тыс. м3. Автоскреперы разрабатывали навалы гали, эфелей, торфов мощностью 2 м и торфа в целике мощностью 4 м, представленные галькой мелкого и среднего размера с песком и валунами. Валунистость торфов составила 5–10, льдистость — 5–7 %, глинистость — 3–5 %, категория крепости пород — II–III. Автоскреперы Д-357 вскрывали торфа на полигоне и вывозили их в отвал по схеме, представленной на рисунке. На вскрыше торфов время загрузки автоскрепера Д-357 составило 1 мин 24 сек, длина пути загрузки — 14–18 м, коэффициент наполнения ковша — 0,7–1,1. Транспортирование торфов в отвал на расстояние 300 м осуществлялось в течение 1 мин 58 сек, разгрузка —за 25 сек и холостой ход — за 1 мин 45 сек. На вскрыше торфов производительность автоскрепера Д-357 составила 500 м3/сутки, себестоимость — 0,81 руб. за 1 м3. В калькуляции себестоимости вскрыши автоскреперами Д-357 затраты на дизельное топливо составили 22,8 %, на зарплату — 21,3 %, на амортизацию — 20,6 %, на текущий ремонт- 19,8 %, на материалы (баллоны) — 11,9 %. По сравнению с бульдозерами применение автоскреперов Д-357 на вскрыше торфов позволяет уменьшить объемы вскрышных работ за счет увеличения углов откосов бортов полигонов до 60–70° вместо 16–20°. Автоскреперная вскрыша позволяет попутно выполнить горноподготовительные работы (подсыпка отвалов под промывочные установки и другие) в радиусе до 2 км от места вскрыши. Так, при вскрыше полигона № 13 одновременно была отсыпана автодорога протяженностью 3 км. Применение автоскреперов на вскрыше определяется в основном рельефом местности и мощностью разрабатываемых торфов. Если для производительности экскаваторов и бульдозеров мощность разрабатываемых торфов имеет решающее значение, то на производительность автоскреперов она не оказывает существенного влияния, и с увеличением глубины разработки эффективность применения автоскреперов возрастает по сравнению с другими способами. За период трехлетней эксплуатации автоскреперы Д-357 показали себя надежной машиной. Крупных аварий и поломок не было. До августа 1972 г. автоскреперы отработали 37 800 часов, неплановые простои составили 3 058 час или 7,7 % чистого времени их работы. К самым частым поломкам скреперов относятся разрыв гидравлических шлангов, неисправности колес, коробки скоростей и ковша. За 1971 г. расход резины составил 1 баллон на 12 тыс. м3. 1.При разработке вечномерзлых россыпей автоскреперы Д-357 целесообразно применять как на вскрыше торфов, так и на разработке и доставке песков к приборам на полигонах, породы которых содержат крупную фракцию в количестве не более 13–15 %. 2.Автоскреперная доставка песков к промывочным приборам позволяет сократить расходы на охрану природы, исключает заваловку хвостами промывки смежных контуров и сокращает затраты на строительство очистных сооружений, улучшает состояние техники безопасности и условия труда. 3.На вскрыше торфов автоскреперы экономически выгодно применять на полигонах с торфами мощностью 7–8 м и более. В случае, когда рельеф местности затрудняет размещение отвалов, автоскреперы применяют независимо от глубины. 4.В целях увеличения времени эксплуатации автоскреперов и снижения амортизационных отчислений в зимнее время следует провести промышленные испытания применения автоскреперов на вывозке взорванных торфов с полигонов при погрузке их экскаватором, оборудованным прямой лопатой.

Опыт применения светопрозрачных пленочных покрытий для оттайки мерзлых грунтов

Марчук Е.В., Северо-Енисейский рудник Журнал «Колыма» № 10, 1970 г.

Для ускорения оттайки вечной мерзлоты на участке «Сухие Вандады» полигона одной из драг Северо-Енисейского рудника в промывочный сезон 1969 г. была применена полиэтиленовая пленка. Климат района резко континентальный, среднегодовая температура составляет минус 4,6 °C, снежный покров — от 0,8 до 1–1,2 м. Плюсовые температуры начинаются с 18–23 апреля. Участок, на котором производилась застилка полиэтиленовой пленки, расположен в долине р. Теи, уровень ее паводковых вод поднимается в июне на 1,8–2 м выше меженного.

Случай применения безнапорного размыва на вскрышных работах

Гольдтман В.Г., Игнатенко П.В., «Колыма», № 2, 1955

На одном из приисков в долине реки вскрыша мощного покровного слоя льдистых торфяно-илистых грунтов была успешно произведена способом безнапорного размыва. Участок работ находился на надпойменной террасе, поверхность которой была наклонена не только по падению долины, но и в сторону реки. Особенности рельефа участка и его геологического разреза обусловлены тем, что более древние аллювиальные галечники террасы перекрываются образованиями конуса выноса небольшого распадка. Постоянное заболачивание поверхности ручейками, стекающими из распадка, привело у подошвы конуса выноса к накоплению торфа, переслаивающегося с линзами супеси, гравия и льда. Растительный покров на участке представлен мхом, осокой; лес вырублен.

Передвижная скреперная установка для уборки эфелей

Бородин Н.К., инженер («Колыма», № 6, 1952)

В текущем промывочном сезоне все промывочные приборы строятся с таким расчетом, чтобы высота их в хвосте подшлюзков была достаточной для разноса эфелей. Это создает условия для ритмичной работы промывочного прибора и исключает нерациональное использование бульдозеров на разваловке эфелей. В практике работы некоторых предприятий имеется значительное количество промывочных приборов, у которых самотечное размещение отходов промывки усложняется. В качестве наиболее простого и эффективного способа разваловки эфелей следует рекомендовать скреперную установку с лебедкой, смонтированной на передвижных санях.

Плавучая золотомойка в Миндано

Невский Б В. – Гипрозолото, Золотая промышленность, № 5—6, 1940

Плавучая золотомойка Минданао (Филиппинские острова) работает на весьма трудной россыпи, где применяется оригинальный метод добычи песков. Россыпь представляет собой малосвязанные пески с 30% валунов и очень твердым плотиком. Ширина россыпи — 180 м, глубина до плотика — от 1,8 до 9 м. Золото в россыпи крупное и высокопробное (проба более 900) и концентрируется преимущественно у плотика. За 6 месяцев 1939 г. золотомойкой было промыто около 350000 м3 песков. Часовая рабочая производительность составила 117 м3. Добыча песков производится экскаватором-драглайном Бьюсайрус с ковшом 1,9 м3. Впоследствии объем ковша был увеличен до 2,3 м3, а вес его — до 2,9 т. Зубья ковша служат 8—10 ч и навариваются электросваркой. Экскаватор производит также вскрышу торфов. Верхний растительный слой торфов снимается бульдозером с гусеничным трактором.

Внимание гидромеханизации золотодобычных работ

Салтыков А.А.

От редакции журнала «Золотодобыча». На россыпях гидромеханизацию начали применять в 19 веке в Калифорнии, России, Новой Зеландии. При отсутствии горной техники и электроэнерии разработка золотоносных россыпей осуществлялась по следующей схеме. Необходимый напор воды создавался вследствие разности отметок места забора воды и места ее выхода из насадки. Размытые пески самотеком поступали по сплоткам (деревянным желобам) на шлюзы, где производились промывка и улавливание золота. Отработка россыпей таким способом обходилась без бульдозеров, экскаваторов, электроэнергии и насосов, однако была возможна только там, где имелись естественные уклоны, достаточные для создания необходимого напора воды и транспортировки пульпы самотеком. С развитием техники область применения гидромеханизации на россыпях сократилась, гидромониторы и гидроэлеваторы используются в основном в составе гидровашгердных промывочных приборов типа ПГШ. Однако при дальнейшем росте цен на технику и солярку интерес к гидромеханизации может возрасти.

Первые советские передвижные золотомойки для экскаваторной разработки россыпей

Шорохов С.М.

Журнал "Советская золотопромышленность", № 3–4, 1935 г Настоящий способ механизированной разработки заграницей получил довольно широкое распространение. Для наших условий данный способ механизации является чрезвычайно актуальным по следующим соображениям. Применяя экскаватор с передвижной золотомойкой, возможно, во-первых, приступить к механизированной разработке сухих маловодных россыпей с масштабом работ, аналогичным 3,5-, 5,5- и 7,5-футовым драгам; во-вторых, настоящий способ дает возможность приступить к механизированной разработке малых россыпей, имеющих объем 200000–300000 м3 со средним содержанием не ниже 250–300 миллиграмм на 1 м3 и, в третьих, применение подобного способа работ вполне целесообразно для обычных русловых россыпей, разрабатываемых драгами, когда на передний план выступает необходимость экономии капитальных затрат.