Карьерные внедорожные самосвалы российской сборки

Луняшин П. Д., горный инженер

Россия не производит внедорожные карьерные самосвалы — так сложилось еще со времен Советского Союза. Тогда все производство тяжелых машин было сосредоточено в Белоруссии. В современной России нет желающих строить крупные машиностроительные заводы. Однако попытки создать совместные предприятия по сборке крупногабаритных самосвалов случались неоднократно. 

 

БелАЗы

Переговоры о создании совместного предприятия по производству БелАЗов в России велись с 2007 г. Рассматривались различные территории Урала и Сибири. Велись переговоры об организации сборочного производства БелАЗов с представителями ООО «ЧТЗ-Уралтрак». Но не нашлось промышленных площадок, которые бы удовлетворили белорусских машиностроителей. В итоге выбор был сделан в пользу Челябинской области, поскольку в регионе находятся основные покупатели машин, в том числе крупная золотодобывающая компания «Южуралзолото» и металлургические гиганты.

С 2010 г. к сборке белорусских грузовиков приступил Коркинский экскаваторно-вагоноремонтный завод (г. Копейск, Челябинская обл.). Их производство было организовано на совместном российско-белорусском предприятии «УралБелАЗ», учредителями которого выступили ООО «КЭВРЗ», ЗАО «УралБелазСервис» и «БелАЗ». Грузовики под брендом «БелАЗ» начали собирать на производственной площадке ООО «КЭВРЗ» из агрегатов и комплектующих, присланных из Беларуси. В планах СП было производство 180 машин в год грузоподъемностью 30, 45 и 55 тонн. Кроме сборки, новое предприятие организовало сервисное обслуживание грузовиков БелАЗ, работающих на промышленных объектах Челябинской области.

По разным подсчетам, их ожидаемое количество к 2015 г. оценивалось в 800 с лишним машин. Первые южноуральские БелАЗы собирали из привезенных узлов и деталей. Со временем коркинцы планировали часть деталей изготавливать на месте. Однако со временем производство БелАЗов на Урале сошло на «нет». Высокая цена оказалась непривлекательной для покупателей.
В ноябре 2010 г. в «Кузбасской вагоностроительной компании» был освоен выпуск кузовов для БелАЗов грузоподъемностью от 130 до 320 тонн, которые поставлялись на предприятия Кемеровской области и Сибири.

В августе 2012 г. в Прокопьевске Кемеровской области на площадке завода «Подземтрансмаш» (ХК «СДС-Маш») открылось сборочное производство карьерных автосамосвалов БелАЗ-75570 грузоподъемностью 90 тонн. Планировалось, что общий объем инвестиций в организацию производства составит около 1,4 млрд руб., а объем выпуска продукции к 2015 г. достигнет 250 машин в год. Это был первый этап долгосрочного проекта, реализация которого началась в рамках соглашения между правительством республики Беларусь и администрацией Кемеровской области.

Второй этап кузбасско-белорусского сотрудничества в 2013 г. предусматривал строительство нового производственного комплекса по сборке большегрузных автомобилей. Сначала сборка карьерных самосвалов-гигантов намечалась из деталей белорусского производства, а потом значительную часть комплектующих должны были выпускать заводы холдинга «СДС-Маш» в Прокопьевске (ООО «Электропром», ООО «Подземтрансмаш») и в Кемерово (ООО «Кузбасская вагоностроительная компания»). К настоящему времени грандиозные планы российско-белорусского сотрудничества в области сборки карьерных самосвалов БелАЗ и производства кузовов сошли на «нет». Официальные лица по этому поводу никаких комментариев не дают. Возможно, наш сосед справедливо решил, что нет смысла забирать рабочие места у своих граждан и отдавать часть доходов другому государству. К тому же по большому счету БелАЗ ничего не выигрывал от реализации проектов российской сборки — в любом варианте гигантские машины поступают в Россию в разобранном виде и собираются непосредственного на месторождениях дилерами или силами предприятий, закупивших карьерные самосвалы.

 

Terex

 

В октябре 2012 г. на заводе «Челябинские строительно-дорожные машины» (производство организовано на базе завода им. Колющенко) было запущено совместное предприятие российского холдинга «Русские Машины» и многоотраслевого мирового производителя Terex Corporation (США) — компании ООО «РМ-Терекс». Первый карьерный самосвал Terex TR100-RM челябинской сборки прошел необходимые испытания и получил российский сертификат соответствия. В 2013 г. был намечен выпуск 30 самос-валов, а при выходе на полную мощность в 2014 г. — по 100 машин ежегодно. В проект предполагалось инвестировать 400 млн руб. и создать 300 новых рабочих мест. Локализация сборки карьерных самосвалов должна была составить почти 60%.

Покупка в 2014 г. компанией Volvo CE производственной площадки Terex в Шотландии, на которой ведется выпуск карьерных самосвалов, оказалась фатальной для российского проекта — выпуск самосвалов в Челябинске был прекращен.


Caterpillar и Komatsu

 

И все-таки импортные карьерные самосвалы российской сборки смогли прочно завоевать рынок стран СНГ благодаря ведущим мировым компаниям — Caterpillar и Komatsu. В конце 2011 г. они обе на своих российских заводах запустили в производство самосвалы средней и высокой грузоподъемности.

Еще в 2000 г. в городе Тосно Ленинградской области вступил в строй завод, принадлежащий Caterpillar. Выбор площадки в Тосно был обусловлен рядом факторов: удобным расположением транспортных путей; доступностью земельных ресурсов и коммуникаций; благоприятным инвестиционным климатом в Ленинградской области. Это предприятие с филиалом в Новосибирске вначале производило в основном металлоконструкции, которые поставлялись на заводы в Западной Европе. В 2008 г. оно стало переходить и к сборке техники, освоив выпуск экскаваторов и погрузчиков. В конце октября 2011 г. с конвейера сошел первый 55-тонный самосвал Cat 773Е. Локализация в России пока ограничивается металлоконструкциями, но здесь производится одна из важнейших деталей машины — рама, составляющая основу самосвала. Российская сталь оказалась вполне конкурентоспособной для производства ответственных узлов, из нее же выполняется сборка кузовов в новосибирском филиале. Остальные узлы и комплектующие, в том числе двигатели и коробки передач, поставляются с различных заводов в Европе, США и Индии. В ближайшее время перенос их производства в Россию компания не планирует.

Сегодня ООО «Катерпиллар Тосно» — динамично развивающееся предприятие, территория которого составляет 24 га, при этом производственная площадь занимает 25 тыс. м2. В штате более 400 сотрудников, средняя заработная плата которых выше средней по региону и составляет порядка 80 тысяч рублей в месяц. Производственная мощность завода — свыше 20000 тонн металлоконструкций, 1600 экскаваторов и 300 карьерных самосвалов в год. На производственных линиях завода выпускается более 100 видов комплектующих для гусеничных и колесных экскаваторов, которые поставляются на заводы Caterpillar в Европе и дилерам компании для удовлетворения нужд заказчиков в России и странах СНГ.

В 2017 г. завод «Катерпиллар Тосно» начал выпуск новой модели внедорожного карьерного самосвала CAT 777E грузоподъемностью 91 тонна. Инвестиции в организацию производства CAT 777E составили $300 тыс. Модель 777 Е — усовершенствованная версия карьерного внедорожника, который стал более экономичным, улучшились конструкционные характеристики, и повысился комфорт управления. По сообщениям прессы, в 2018 г. завод планировал произвести 160 самосвалов, что значительно больше, чем в предыдущие годы (33 машины в 2016-м и 66 — в 2017 г.). Примечательно, что все самосвалы зарезервированы добывающими предприятиями Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Практически одновременно с американцами в России начала работу японская компания Komatsu Manufacturing Rus. Еще в 2008 г. руководство компании Komatsu, проанализировав постоянно возрастающий экспорт самосвалов в Россию, приняло решение о строительстве завода по их выпуску. В качестве производственной площадки компании ООО «Комацу Мэнюфекчеринг Рус» был выбран Ярославль. Инвестиции в строительство завода превысили 4,2 млрд руб., 94% которых составили средства компании Komatsu. В 2010 г. завод был введен в эксплуатацию, а с конца 2011-го началось производство самосвалов Komatsu HD785-7 грузоподъемностью 91 тонна. Производственная мощность завода — 50–100 единиц самосвалов в год, в зависимости от спроса на рынках СНГ.

Основные компоненты самосвала поставляются из Японии. В Ярославле осуществляется полный производственный цикл, включающий в себя процессы сварки, покраски габаритных узлов (кузов, рама и другие компоненты) и окончательной сборки машины. Планируется активная работа в направ-лении локализации, что позволит повысить процент компонентов российского производства в технике и снизит стоимость производимого оборудования. Для машин, собранных в Ярославле, многие детали и узлы изготовляются в России и из российских материалов, например из специальных сталей «Северстали». Часть технологических процессов производства рамы, включающих сварку штампованных и литых деталей, разработанных российскими специалистами, уникальна.

Завод Комацу в Ярославле стал первым сборочным заводом Комацу в России и 28‑м по счету в мире. Его площадь составляет 50,2 тыс. м2. Максимальная численность персонала при выходе завода на проектную мощность будет составлять 500 человек. Для подготовки специалистов и проведения практических занятий для студентов на базе Ярославского государственного технического университета компанией Komatsu открыт учебный центр. ■


-0+0
Просмотров статьи: 1183, комментариев: 2       

Комментарии, отзывы, предложения

Старатель , 21.07.19 22:59:11 — Всем

Вот чего не ожидал, однако очень хорошо, наконец-то будут свои самосвалы и бульдозеры с экскаваторами.

Магадан, 22.07.19 01:50:49

Не знал, что есть российские Комацу и Катерпиллар. Куда, интересно, эти машины идут?

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Карьерные внедорожные самосвалы российской сборки»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "четыре прибавить 9":