Бульдозеры Liebherr. «Liebherr» — компания, основанная в 1949 г. немецким инженером Гансом Либхерром. Сегодня это международный концерн с годовым оборотом 6 млрд евро, объединяющий 100 предприятий по всему миру с 26 тыс. сотрудников, занятых в производстве. Компания является одной из ведущих по производству строительной, дорожной и землеройной техники. Наряду с производством строительных кранов, карьерных экскаваторов и самосвалов в конце 1970-х годов фирма приступила к производству гусеничных бульдозеров. Сегодня «Liebherr» производит более 1000 бульдозеров в год, которые поставляются более чем в 100 стран мира, из них около 50 % закупается странами Западной Европы. При этом доля бульдозеров Liebherr в классах до 35 т составляет 40–50 % мирового рынка. Основной отличительной особенностью бульдозеров Liebherr является применение на всех типоразмерах гидростатического привода на основе гидроагрегатов собственного производства. В этом направлении компания «Liebherr» является единственной среди мировых производителей бульдозерной техники, успешно реализовавшей этот проект. Привод бульдозеров состоит из двух независимых замкнутых гидравлических контуров. Дизельный двигатель приводит в действие два отдельных, одинаковых и независимых реверсивных гидронасоса, которые связаны рукавами высокого давления непосредственно с реверсивными гидромоторами. Эти гидромоторы вместе с двухступенчатыми планетарными редукторами и ведущими звездочками встроены в раму ходовой тележки. Система управления Litronic контролирует, координирует и регулирует работу всех узлов. Она обеспечивает постоянный баланс между тяговым усилием и скоростью движения, предохраняя двигатель от перегрузки. Скорость обеих гусениц регулируется независимо друг от друга за счет изменения работы гидронасосов. С помощью меньшего числа элементов привода и их компактного исполнения бульдозеры Liebherr способны максимально преобразовывать мощность двигателя в эффективную работу. Применение гидростатического привода во всем диапазоне выпускаемых бульдозеров позволило компании существенно упростить построение силовой передачи, достичь модульного принципа компоновки, отказаться от столь традиционных трансмиссионных узлов как гидротрансформатор, коробка передач, главная передача, механизмы поворота и тормоза. Все модели укомплектованы дизельными двигателями собственного производства с рядным и V-образным расположением цилиндров, с электронной системой впрыска топлива. Исключение составляет бульдозер PR714, на нем установлен дизель фирмы «John Deere».
Все модели бульдозеров Liebherr выпускаются в стандартном климатическом исполнении (от минус 25° С до +40° С) и климатическом исполнении минус 40° С. Климатический пакет для условий минус 40° С предусматривает установку на бульдозерах дополнительной системы подогрева двигателя WEBASTO, системы подогрева топлива, дополнительных кожухов и уплотнений на агрегаты двигателя, холодоустойчивой электропроводки, дополнительного нагревателя и остекления кабины. По специальному заказу могут быть изготовлены бульдозеры тяжелых классов в арктическом варианте для работы при температуре окружающей среды минус 50 °С. С 2000 г. на предприятиях Норильского ГМК начали работать восемь бульдозеров PR 751 Mining в арктическом исполнении.
Бульдозеры Shehwa. Компания «Xuanhua Construction Machinery Co., Ltd. (HBXG)» была основана в 1950 г. Она выпускает 7 типоразмеров бульдозеров мощностью 165–430 л.с. с массой 19,4–48,8 т. Бульдозеры, выпускаемые HBXG, являются аналогами техники Caterpillar и Komatsu и производятся с использованием как оригинальных, так и лицензионных узлов этих производителей. В 1998 г. в числе 520-и лучших компаний Китая HBXG успешно прошла сертификацию по системе качества ISO9001. Бульдозеры производится под маркой Shehwa. В настоящий момент компания является лидером по производству бульдозеров в Китае, занимая более трети китайского рынка бульдозеров. HBXG насчитывает 4000 сотрудников, включая 500 инженеров и техников. На сегодня площадь производственных мощностей компании составляют 900 тыс. кв.м., 300 тыс. из которых — производственные цеха.
Бульдозеры ЧТЗ-УРАЛТРАК. Челябинский завод — один из старейших тракторных заводов в мире. ЧТЗ за 80 лет работы изготовил около 1,3 млн тракторов. 15 мая 1933 г. из ворот сборочного цеха вышел первый гусеничный трактор «Сталинец-60» (С-60) — прототип американского трактора Caterpillar 60. В настоящее время выпускается 6 базовых моделей бульдозеров мощностью от 170 до 370 л.с. массой 18,7–44,5 т. В числе выпускаемых моделей — дизель-электрические бульдозеры ДЭТ-250 (выпускаются с 1961 г.). Промежуточная модель ДЭТ-320 сходит с конвейера, и завод будет выпускать одну современную модель — ДЭТ-400. При создании данной машины впервые в мире в истории тракторостроения применена электромеханическая трансмиссия с вентильно-индукторными электромашинами (ВИД) и электронной системой управления. ДЭТ-400 может эксплуатироваться в условиях повышенной влажности. Силовой генератор трансмиссии может применяться как дизель-генераторная установка. Бульдозеры ЧТЗ эксплуатируются в 40 странах мира.
Бульдозеры Zoomlion. Китайская государственная компания «Changsha Zoomlion Heavy Industry Science & Technology Development Co., Ltd.» основана в 1992 г. В настоящее время модельный ряд бульдозеров Zoomlion составляют 3 основных типа мощностью 178–325 л.с. и массой 18,2–41,0 т. Компания располагает 6-ю промышленными парками и 7-ю производственными базами. В 2006 г. Zoomlion заняла 24 место среди мировых производителей строительной техники. За 2011 г. американским журналом Forbes был опубликован рейтинг 100 инновационных компаний мира, основанный на предпочтении инвесторов. 75-ю строчку в этом списке занимает Zoomlion.
Бульдозеры John Deere. Отметившая в 2012 г. 175 лет американская компания «John Deere» вышла на российский рынок строительно-дорожных машин в 2009 г. До этого момента, несмотря на популярность дорожно-строительной техники John Deere за рубежом, интересы этой компании на территории РФ были представлены исключительно в сегменте лесозаготовительной и сельскохозяйственной техники. Но в 2011 г. фирма поставила в Россию 85 единиц бульдозеров марки John Deere.
Сегодня в Россию компания поставляет 3 модели бульдозеров: John Deere 750J с массой 16,7 т и двигателем мощностью 146 л.с.; John Deere 850J c базовым весом 19 т и двигателем мощностью 188 л.с.;
35-тонный John Deere 1050J c двигателем 340 л.с., производимый совместно с компанией «LIEBHERR»
Бульдозеры John Deere оснащаются собственными двигателями John Deere Power Tech (исключение составляет модель 1050J). Говоря о двигателях бульдозеров John Deere, стоит отметить, что стандартная комплектация всех поставляемых в Россию машин включает автономный предпусковой подогреватель, а также систему фильтров топливной системы, включающую в себя влагоотделитель и максимально адаптированную под качество отечественного дизельного топлива.
Как и на машинах LIEBHERR, на бульдозерах John Deere используется гидростатическая трансмиссия, которая обеспечивает максимальное тяговое усилие при различных режимах работы путем снижения скорости, противодействует заглушению двигателя и позволяет совершать повороты без потери потока мощности, тем самым увеличивая производительность машины и экономя топливо. В дополнение к вопросу о трансмиссии бульдозеров John Deere стоит упомянуть используемую на машинах систему защиты, постоянно отслеживающую состояние трансмиссии и позволяющую минимизировать вероятность выхода трансмиссии из строя, в т.ч. по причине человеческого фактора.
Еще одной отличительной чертой бульдозеров John Deere является наличие многофункционального ЖК-монитора, позволяющего не только отслеживать все текущие показатели машины, но и в случае возникновения неисправности оперативно диагностировать ее, сократив время на поиск и устранение. Наличие системы самодиагностики помогает избежать сложных поломок за счет их выявления на ранних стадиях и превентивного принятия необходимых мер по устранению неисправности.
Сегодня бульдозеры John Deere получили широкое распространение не только в связи с оптимальным соотношением «цена-качество-производительность», но и по причине развитой и продолжающей динамично развиваться дилерской сети на территории России.
Бульдозеры CASE. Основанная в 1842 г. компания «CASE» существует вот уже более 170 лет, не меняя своего наименования и местонахождения штаб-квартиры (г. Расин, штат Висконсин, США). В 1911 г. компания выпустила свой первый бензиновый трактор. Продукция и услуги «CASE» распространяются благодаря сети дилеров и дистрибьюторов в более чем 150 странах мира. Научно-исследовательские центры «CASE» расположены в США, Италии, Японии и Бразилии. Производственные мощности (11 заводов) представлены по всему миру: в США, Мексике, Бразилии, Франции, Италии и Японии.
Модельный ряд американских бульдозеров CASE включает 13 основных моделей мощностью от 46 до 345 л.с. с эксплуатационной массой от 1,8 до 39,1 т. Все бульдозеры CASE оснащены дизельными двигателями производства «CASE» или «Cummins» (модели CASE 2550 и CASE 3550) с электронным управлением подачи топлива. Машины укомплектованы автоматической трансмиссией. Модели с индексом LT подходят для планировки грунта в тяжелых условия. Индекс XLT присваивается бульдозерам, конфигурация гусениц которых имеет удлиненную ходовую часть. Эти машины предназначены для более точных работ по планировке грунта при лучшей проходимости. С индексом WT — конфигурация с широкими гусеницами; LGP — для работ, где необходимо низкое давление на грунт (так называемые «болотники»). Весь модельный ряд бульдозеров CASE оснащен системой поворота PowerSteer, которая обеспечивает изменение направления движения без потери мощности. В горнодобывающей промышленности РФ особого применения не нашли в связи с отсутствием тяжелых бульдозеров мощностью 400 л.с. и более.
Бульдозеры Fiat-Hitachi (Kobelco). Fiat Kobelco Construction Machinery S.p.A. — результат индустриального и коммерческого союза между «Fiat-Hitachi» и «Kobelco Europe». В 1999 г. в результате объединения «Case» и «New Holland» был образован концерн «CNH» (Case New Holland). В 2005 г. правление корпорации CNH объявило об объединении региональных брендов New Holland Construction, FIAT-Kobelco, Kobelco, O&K и Fiatallis в единый глобальный бренд New Holland.
На Крайнем Севере России в 1970–80-е годы были хорошо известны весьма удачные итальянские модели бульдозеров 41В, 31В и FD50 (мощностью 600 л.с. и весом 80 т). Их производила «Fiat Allis» — машиностроительная компания, образованная в 1974 г. как совместное предприятие между итальянским «Fiat» и американским «Allis-Chalmers». Но производство этих прогрессивных машин было остановлено в 1989 г. Ныне из этого ряда бульдозеров под маркой Fiat-Kobelco производятся 6 моделей бульдозеров мощностью 86–354 л.с. и массой от 7,4 до 37 т.
Бульдозеры — монстры в горном деле
В мире неоднократно предпринимались попытки создать мощные супер-бульдозеры, что было обусловлено увеличивающимися объемами производства в строительстве и горнодобывающей промышленности, когда потребовались высокопроизводительные тяжелые машины, а обычные бульдозеры уже не справлялись. Но впоследствии оказалось, что соотношение цена/производительность не вписалось в экономические требования.
Самый большой бульдозер, когда-либо созданный в человеческой истории, был построен в Италии компанией «ACCO» в 1980 г. Бульдозер Acco (супердозер Aссо Superdozer) был собран в основном из деталей компании «Катерпиллер», однако многие узлы были изготовлены для машины специально. Бульдозер предназначался для экспорта в Ливию для застройки земельных участков. В связи с торговыми санкциями против режима Каддафи бульдозер не был отправлен по назначению и остался в Италии, был помещен в хранилище, где находится и сегодня.
Komatsu D575A — самый большой (на 2013 год) действующий бульдозер в мире. Вес этого мощного гиганта составляет 142,5 т. Он активно использовался американскими (в основном в Западной Вирджинии) и австралийскими угледобывающими компаниями. Эти машины производились недалеко от японского города Осака с 1991 г., но разработаны были за десять лет до этого, прототип был продемонстрирован еще в 1981 г. на выставке оборудования «Conexpo», проходившей в Хьюстоне (штат Техас, США). В настоящее время бульдозер не производится из-за отсутствия спроса.
Самым большим из всех гусеничных бульдозеров, выпущенных в СССР, стал Т-800, созданный на Челябинском тракторном заводе. Этот гигант был внесен в Книгу рекордов Гиннеса. Длина чуда техники составила 12,4 метра (этот показатель никто в мире пока так и не превзошел), высота — 4,78 м, ширина отвала — 6 м, рабочая масса агрегата — 106 т. Т-800 был оборудован 820-сильным двигателем с газотурбинным наддувом. Трудовое крещение самого большого действующего на то время бульдозера в мире прошло при возведении Южно-Уральской АЭС и на реконструкционных работах на Магнитке. Всего было выпущено 10 машин. В настоящее время на заводе сохранилась одна новая машина в рабочем состоянии, но запасные части к ней не производятся. Цена этого бульдозера в полной комплектации — 20,3 млн руб.
К числу крупнейших в мире можно также отнести и бульдозер
Т-50.01 (Четра), созданный в ОАО «Промтрактор» в 1989 г. При мощности двигателя 751 л.с. и весе 93,5 т бульдозер занимает 6-е место в мировой линейке гигантов. Но путевку в жизнь эта машина так и не получила.
Наиболее успешная судьба из действующих бульдозерных монстров — у машин D 475А-5 (Komatsu, Япония) и D11T (Caterpillar, США). Эти агрегаты с высокой эффективностью используются во многих странах мира, в т.ч. и в России, в самых сложных горногеологических и климатических условиях.
В конце 2012 г. на выставке «Bauma China-2012» китайская компания «Shantui» представила свою новую разработку — 105-тонный бульдозер SD90 с объемом отвала 45 м3. Возможно, у этого гиганта будет более удачная судьба, чем у созданных до него бульдозерных монстров.
Бульдозеры мощностью более 750 л.с.
Модель бульдозера (компания, страна)
|
Год начала произ-водства |
Мощность двигателя, л. с. |
двигатель |
Вес, т |
Габариты бульдозера (l x b x h), м |
Емкость отвала U (сферич), м3 |
|
Модель |
Объем, л |
||||||
ASSO Superdozer (ASSO Company, Италия) |
1980 |
1350 |
Cat V8 2х675 л.с. |
|
183 |
12,0 х 7,0 х 4,9 |
70 |
D 575А-3SD (Komatsu, Япония) |
1991 |
1150 |
Komatsu 12V170E |
46,3 |
152,6 |
11,7 х 7,4 х 4,9 |
69 |
D 475А-5 (Komatsu, Япония) |
1988 |
890 |
Komatsu SAA12 V140E-3 |
30,48 |
108,4 |
11,6 х 6,2 х 4,6 |
34,4 |
D11T (Caterpillar, США) |
1986 |
850 |
Cat C32 ACERT |
32,1 |
104,3 |
10,7 х 6,3 х 4,5 |
34,4 |
Т-800 (Т-75.01) (ООО «ЧТЗ-Уралтрак», РФ) |
1980 |
820 |
6ДМ-21Т |
43,64 |
106 |
12,4 х 6,0 х 4, 8 |
26 (SU) |
Т-50.01 Четра (ОАО «Промтрактор», РФ) |
1989 |
751 |
Cummins KT38C |
37,7 |
93,5 |
10,7 х 5,9 х 4,7 |
28 (SU) |
SD90 (Shantui, Китай) |
2012 |
949 |
|
|
105 |
|
45 |
Российский рынок бульдозеров
Наш рынок имеет стабильную тенденцию к снижению доли бульдозеров, производимых в стране: если в 2004 г. их доля составляла 74,5 %, то уже в 2011 г. она сократилась до 42,5 %. Очевидно, что такие главные козыри отечественной техники, как низкая по сравнению с известными зарубежными бульдозерами цена и невысокие эксплуатационные расходы, уже не играют решающей роли при покупке. Все больше потребителей выбирают более высокий технический уровень и качество от ведущих мировых брендов. Другие, число которых стремительно растет, отдают предпочтение недорогим китайским бульдозерам, цена которых сопоставима с отечественными аналогами, но в основе «китайцев» заложены те же качественные характеристики и технические решения, что и в мировых брендах, но по гораздо более низким ценам.
Импорт бульдозеров в Россию постоянно растет. В 2003 г. в страну было завезено всего 258 новых бульдозера и 410 подержанных, в 2007 г. — 1340 и 613 соответственно, в 2008 — 2190 и 533, а в 2011 г. — уже 2422 новых машин и 483 б/у. При этом первое место по объемам импорта второй год подряд удерживают китайские бульдозеры, на их долю пришлось более 40 % новых зарубежных машин, ввезенных в Россию. Мировые гранды «Caterpillar» (631 бульдозер) с долей на рынке 26,1 % и «Komatsu» (488 бульдозеров) с 20,1 % уступают лидерство китайской компании «Shantui» (912 машин и 37,7 %). Весь модельный ряд бульдозеров Shantui повторяет японские Komatsu (завод «Shantui» был построен в 1980 г. при содействии «Komatsu»).
Кроме Shantui на рынок РФ поступают бульдозеры Shehwa, Peng Pu, Zoomlion. Все они производятся по лицензиям Komatsu и Caterpillar, причем зачастую это модели, уже снятые с производства в других странах. Качество китайской машиностроительной продукции на начальном этапе было невысоким. В ходе рыночной регуляции и сейчас, по прошествии ряда лет, качество китайских машин оставляет желать лучшего, но все-таки постепенно растет.
Использование зарубежного опыта в Китае прошло различные фазы: сначала это было привлечение ведущей зарубежной фирмы, покупка лицензии на не совсем новую продукцию, договор, ограничивающий сбыт внутренним рынком. По мере освоения технологий начинается замена иностранных деталей и узлов на своего производства, а после окончания сроков лицензий возникает конкуренция с недавним партнером. Китай постепенно сокращает количество совместных предприятий, предпочитая разрабатывать и выпускать новые модели машин собственными силами. Сегодня преимущества китайских производителей заключается в конкурентоспособной стоимости рабочей силы, в поддержке государства, в нацеленности на ценовую конкуренцию, поэтому цены на китайские машины значительно ниже, чем у их прототипов.
Основным производителем бульдозеров на территории РФ является «Челябинский тракторный завод — «Уралтрак», на долю которого в 2011 г. пришлось около 66 % всего объема выпуска. Второе место у чебоксарского — с 31,4 % от общего объема. Эти предприятия не конкурируют между собой на российском рынке, поскольку линейки их продукции практически находятся в разных секторах рынка. Некоторые аналитики (консалтинговая компания «АСМ-холдинг») к числу производителей бульдозеров относят и Волгоградский тракторный завод (ВгТЗ), выпускающий гусеничные тракторы и бульдозеры на их базе. В данной статье продукция ВгТЗ не анализируется, поскольку не предназначена для горной промышленности.
В ближайшем будущем реальные шансы потеснить китайскую продукцию имеет ЗАО «Петербургский тракторный завод» — дочерняя компания ОАО «Кировский завод», которое в 2011 г. заключило соглашение с сингапурской компанией «Powerplus Group Inc. USA» о сотрудничестве по сборке и последующей глубокой локализации (до 50 %) техники Powerplus на производственных мощностях Кировского завода в Санкт-Петербурге. Зарегистрированная в США компания «Powerplus Group» является одним из известных мировых производителей и поставщиков спецтехники и тяжелого оборудования. Созданная в 1973 г. компания располагает центрами инновационных разработок в США (Калифорния) и Сингапуре и производственными площадками в Японии и Китае. В числе основных видов производимой техники бульдозеры, созданные по технологиям Komatsu. Техника POWERPLUS повторяет всю линейку Komatsu мощностью от 158 до 610 л.с. и будет находиться в экономичном сегменте. Необходимо отметить важное отличие новой продукции петербуржского завода: бульдозеры оборудуются дизелями Cat и Cummins китайского производства, которые не будут иметь сложных «наворотов» конструкций, что сделает эту технику привлекательной для небольших предприятий, работающих в труднодоступных районах страны, куда сложно добраться дилерам. Кроме того, российский потребитель привык больше доверять импортным брендам, а теперь появится возможность покупать продукцию, выпущенную по зарубежным технологиям в нашей стране.
Начало статьи: Бульдозеры изменяют мир. Часть 1.
Бульдозеры для горного предприятия - оценка перед выбором. Часть 3
Бульдозеры для горного предприятия - оценка перед выбором, часть 4
Комментарии, отзывы, предложения
Павел, 13.12.15 11:53:10 — Инженеру
Powerplus то жив, но не в России.
В линейке Кировского завода была микротехника этой компании.
Кировский завод также собирался выпускать китайские бульдозеры Пенг Пу из китайских комплектующих, но эта затея также провалилась - дальше сигнальных образцов дело не пошло. Сейчас кировцы выпускают только колёсные трактора.
Юрий В. , 14.12.15 09:39:51
Не понял вашу фразу: Основным производителем бульдозеров на территории РФ является «Челябинский тракторный завод — «Уралтрак», на долю которого в 2011 г. пришлось около 66 % всего объема выпуска. Второе место у чебоксарского — с 31,4 % от общего объема. Эти предприятия не конкурируют между собой на российском рынке, поскольку линейки их продукции практически находятся в разных секторах рынка.
Почему они не конкурируют? Вроде бы оба завода выпускают бульдозеры для горных работ. Поясните, пожалуйста.
Павел, 14.12.15 12:05:57 — Юрию В.
В линейке ЧТЗ (Б-10 - Б-14) машины мощностью 180-230 л.с. (я не беру в расчёт дизель-электрические бульдозеры ДЭТ-250 и 400, выпуск который в нас. время практически прекратился) конкурируют с чебоксарскими Т-11 (187 л.с.) и Т-15 (245 л.с.). Но это бульдозеры разного плана, к примеру, как наша Лада и Мерседес (условно, конечно). Бульдозеры Четра более надёжны, в них используются многие импортные детали, они стоят от 9-10 млн. руб, в то время как ЧТЗ -порядка 4-5 млн. руб. При интенсивной нагрузке бульдозеры ЧТЗ требуют капремонта каждые 2 года, а Четра - через 4-5 лет.
Челябинцы не уделяют такого внимания развитию дилерской сети и сервисных ценнтров, как Четра. В итоге бульдозеры Четра (особенно Т-35) можно сегодня купить только отстояв в очереди 5-6 месяцев. Резкое удорожание импортных бульдозеров заставило горняков обратиться к отечественным бульдозерам.
ЧТЗ тоже получило свой шанс - антидемпинговые пошлины на китайские гусеничные бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом мощностью до 250 л. с. (Ставка антидемпинговой пошлины составит 44.65% от таможенной стоимости; для ряда компаний установлены индивидуальные ставки антидемпинговой пошлины в размере от 9.65% до 13.8% от таможенной стоимости) снижают привлекательность китайских Шантуев (SD-16) и прочих китайских производителей - их цены начинаются теперь с 6-6,5 млн руб, соответственно растут в цене и запчасти.
Юрий В., 16.12.15 17:29:38 — Павлу
Спасибо, Павел. Видно, что вы специалист этого дела.
Значит, за средними бульдозерами (Б-10 - Б-14) сейчас стоит обращаться к дилерам ЧТЗ. Будем надеяться, что они не задерут цену пользуясь креном на импортозамещение. Хотя китайцы им не дадут, наверное, им задрать цену, даже несмотря на новые пошлины.
Павел, 16.12.15 22:18:22 — Юрию В.
Юрий,
китайцы не смогут бесконечно снижать цены.
Скажем, мин. цена бульдозеров Шантуй SD-16 сейчас 91 тыс дол, но это машины для внутреннего китайского рынка. Цена машин для внешнего рынка от 100 тыс дол, и это более качественная техника. Девальвация рублю сыграла плохую шутку с китайской техникой, новые пошлины её добивают...
Магаданец, 17.12.15 01:37:08 — Павлу
Ну и пусть девальвация добивает китайскую технику. На своей будем работать. Или вы считаете, что ЧТЗ намного хуже?
Павел, 17.12.15 10:39:06 — Магаданцу
Я не против бульдозеров ЧТЗ. Но эта машина, безусловно, уступает китайским машинам мощностью до 230 л.с. У нас в ГОКе "Куларзолото" было 200 бульдозеров Т-130, Т-170. И мы ежегодно выполняли до 100 капремонтов этой техники (интенсивность эксплуатации была высокой, наработка часов составляла до 3-4 тыс часов в год).
Китайцы, как и бульдозеры ЧЕТРА, 3-4 года могут работать до капремонта.
Владимир, 07.06.22 14:11:37 — автору Луняшину П.Г.
Первый Т-800 изготовили в 1983 году
Инженер, 12.12.15 09:25:27 — Автору
Powerplus жив или нет? Не видно их бульдозеров у нас.