Статья из 4 частей
Ссылки на продолжение в конце статьи
В мире бульдозеры производят более 60 компаний. В России известны не более 15-и, продукция которых используется в нашей горной промышленности. Мы подготовили серию публикаций о рынке бульдозеров для российской горнодобывающей промышленности (обзор основных мировых производителей, характеристики, особенности, инновации в землеройной технике, особенности эксплуатации в разных условиях и пр.).
История бульдозера
В 1886 г. слово бульдозер означало револьвер большого калибра. В конце 1800-х годов термин бульдозер стал означать любую серьезную силу как способную что-либо протолкнуть. И только намного позже, а именно в 1929 г., с развитием строительной техники бульдозером стали называть специально оборудованное транспортное средство на основе трактора.
Первые бульдозеры были большими, шумными и мощными, поэтому получили название бульдозер как прозвище. В русском языке слово «бульдозер» появилось в 1950-е годы XIX века из английского языка (to bulldoze — разбивать крупные куски земли).
Первым шагом по рождению бульдозеров стало создание трактора. Еще в 1850 году английский изобретатель Уильям Говард использовал для пахоты локомобиль. Во второй половине XIX века на полях Великобритании работало уже около двух тысяч таких машин. Первый гусеничный трактор в России был построен уроженцем села Никольское Саратовской губернии крестьянином Федором Блиновым; в 1879 г. он получил патент («привилегию») на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Это устройство приводилось в действие паровой машиной мощностью 20 лоша-диных сил. Однако этот трактор так и не стал востребованным ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве, и дальше прототипа тракторов в России дело не пошло. Промышленное производство паровых тракторов на гусеничном ходу (трактор Холта) началось в 1904 г. в США. Первый бензиновый трактор на гусеничном ходу появился в 1906 г. Датой рождения первого бульдозера можно считать 1921 г., когда американские инженеры Даниель Бест и Бенджамин Хольт (впоследствии они основали компанию под названием «Caterpillar» (от англ. — гусеница)) создали модель трактора, оснащенную навесным бульдозерным оборудованием. В 1931 г. началось промышленное производство дизельных бульдозеров. В течение последующего времени в мире происходило бурное усовершенствование конструкции бульдозера, особенно в послевоенный период. За этот отрезок времени были изобретены новые приводы хода, гидродинамическая и гидростатическая трансмиссии, также был создан гидравлический привод навесного оборудования и сенсорные системы для управления бульдозером. Под влиянием этого сформировались современные конструктивные решения всех составных частей и систем бульдозеров.
Ведущие мировые производители бульдозеров
В мире бульдозеры производят более 60-и компаний, но из них в России известны не более 15-и, продукция которых используется в нашей горной промышленности. При этом российскому потребителю хорошо знакома продукция 6–8 ведущих компаний, определяющих технический уровень и политику в этой области машиностроения: «Caterpillar», «Komatsu», «Промтрактор» (Четра), «Shantui», «Dressta», «Liebherr», «ЧТЗ-Уралтрак». Эти компании имеют наиболее полную гамму гусеничных бульдозеров. Другие фирмы-производители бульдозерно-рыхлительных агрегатов, такие как «Mitsubishi», «New Holland», «Mitsuber», «Case» и многие другие, не имеют достаточно развернутых типоразмерных рядов бульдозеров и ограничиваются выпуском машин в легкой и средней категорий. В странах ближнего зарубежья производство бульдозеров не получило широкого развития.
Бульдозеры Caterpillar стали одним из первых продуктов компании, которые определили ее ведущую мировую роль в производстве строительной и горной техники. «Caterpillar» — американская корпорация — признанный мировой лидер по производству строительного и горного оборудования, двигателей дизельных и на природном газе, а так же промышленных газовых турбин. Продукция Caterpillar выпускается на 50 предприятиях в США и 60 заводах в 25 странах мира.
История компании восходит к 1890 г., когда упомянутые выше Б.Холт и Д. Бест провели первые опыты над различными видами портовых тракторов для их использования в сельском хозяйстве.
В настоящее время «Caterpillar» производит 3 модельных ряда гусеничных бульдозеров — малой, средней и большой мощности. Весовая категория бульдозеров малой мощности (3 основ-ных модели) составляет 7,8–9,4 т, мощность — 74–96 л.с. Эксплуатационная масса бульдозеров средней мощности (7 моделей) — в диапазоне 12,9–25,0 т, мощность — от 125 до 260 л.с. Эксплуатационная масса машин большой мощности (5 моделей) — 37,9–104,6 т, мощность дизеля — 303–850 л.с. Компания оснащает все свои машины дизельными двигателями только собственного производства. Бульдозеры Cat укомплектованы гидромеханической трансмиссией. Специальной разработкой компании «Caterpillar» является функция Cat AccuGrade. Последняя интегрирована в автоматизированную систему управления отвалом, которая позволяет оператору срезать грунт с более высокой точностью. Система System One позволила снизить затраты на ремонт ходовой части до 50 % за счет новой конструкции узла, соединяющего звенья цепи и поворотные втулки.
Особенностью конструкции бульдозеров Cat среднего и тяжелого класса являются приподнятые ведущие колеса, что позволяет вынести бортовые редукторы и соответствующие компоненты трансмиссии за пределы рабочей зоны. Необходимо отметить, что компания сохранила в производстве классические модели D6G серий II и III и D7G серии II с овальным контуром гусеничного обвода, пользующиеся спросом на мировом рынке. Индекс XL присваивается бульдозерам с увеличенной мощностью, благодаря чему повышается скорость и более точно распределятся нагрузка. Индексом M обозначаются бульдозеры с широкими траками для работы на рыхлых землях. Индекс LGP указывает на усиленный контакт гусениц с грунтом, благодаря чему бульдозер может проходить по заболоченной местности.
Многолетний опыт компании и распространенность ее техники по всему миру позволили «Caterpillar» создать лучший продукт в своем роде. На протяжении всей истории развития компании ведущие инженеры анализировали особенности пород и температурных условий в десятках стран мира, где работали бульдозеры Сat. Впоследствии на основе полученных данных создавали лучшую продукцию, учитывающую все особенности работы на месторождениях и строительных объектах. С точки зрения широты модельного ряда бульдозеров, поставляемого в Россию, компания «Caterpillar» — вне конкуренции: у нее 22 модели и модификации эксплуатационной массой 7,8–105 т и мощностью двигателей 75–850 л.с. Первые бульдозеры в нашу страну «Caterpillar» начал поставлять еще в 1930-е годы, а в современной истории — с 1968 г., когда на горные полигоны пришли 385-сильные D-9G.
Бульдозеры Komatsu. Компания «Komatsu Ltd» была основана в 1921 г. японцем Мэитаро Такэути и изначально представляла собой строительную мастерскую. В состав «Komatsu Group» входят 188 компаний (Komatsu Ltd.; Omatsu Ltd.; 145 консолидированных дочерних компаний; 42 компании, входящих в состав группы по методу долевого участия). Общая численность персонала составляет 33 тыс. человек. Первые гусеничные бульдозеры (Komatsu D50) были выпущены в 1947 г. В настоящее время «Komatsu» выпускает 16 основных моделей бульдозеров мощностью от 40 до 1150 л.с. и весом от 3,6 до 152,6 т, из них в горной промышленности применяются 7–8 моделей и их модификаций. Это самый большой типоразмерный ряд бульдозеров в мире. Объем отвала японских бульдозеров составляет от 1 до 69 м3. Все бульдозеры Komatsu укомплектованы дизельными двигателями собственного производства. Весь модельный ряд оснащается гидромеханическими коробками передач «Torqflow», которые обеспечивают плавное переключение передач, выполняющееся при помощи джойстика. Джойстик также используется для поворота машины. В 2008 г. свыше 50 % поставок в Россию приходилось на бульдозеры мощностью 150–180 л.с. и массой 18–20 т. На горных полигонах особой популярностью пользуются модели D155A и D275A мощностью 302 и 410 л.с. соответственно. Самые мощные 1150-сильные машины D575A-3SD в Россию не поставлялись.
Бульдозеры Cat и Komatsu наиболее приспособлены для работы в условиях низких температур на отдаленных месторождениях — эти машины долгие годы обкатывались и совершенствовались на российском Крайнем Севере. Большим преимуществом американской и японской компаний является полный типоразмерный ряд выпускаемого оборудования для горной промышленности (экскаваторы, погрузчики, самосвалы). В условиях постоянно растущей технической сложности машин и затрат на их содержание комплектация месторождения техникой одного производителя значительно упрощает задачи по техобслуживанию.
Бульдозеры ОАО «Промтрактор» (Четра). В 1972 г. в Чебоксарах начали строить завод промышленных тракторов. Осенью 1975 г. с конвейера предприятия сошел первый трактор Т-330. Чебоксарский завод промышленных тракторов, в дальнейшем ОАО «Промтрактор», первым среди отечественных предприятий отрасли начал работать по новым стандартам. Предприятие открыло собственную лизинговую компанию и сеть сервисных центров, которые значительно расширили программу гарантийно-технического и сервисного обслуживания. Дальнейшее развитие дилерской сети сделало технику чебоксарского завода известной далеко за пределами страны. Современная история ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины» (ЧЕТРА-ПМ), находящаяся под управлением «Концерна «Тракторные заводы» (входят в «Machinery & Industrial Group N.V.»), началась 13 июля 2006 г. Компания была создана путем интеграции крупнейшего завода по выпуску тракторов и сервисной компании. В различных субъектах РФ действуют более 50 специализированных центров.
Промтрактор позиционирует свои изделия ближе к продукции известных зарубежных брендов (в части показателей производительности, комфортности условий работы оператора, надежности, долговечности, ремонтопригодности и трудоемкости технического обслуживания). В то же время, Промтрактор оценивает свои бульдозеры по сравнению с импортными аналогами как имеющие оптимальное для российских потребителей соотношение «цена/качество», при этом выгодно отличающиеся от импортных аналогов по стоимости обслуживания в период эксплуатации.
Модельный ряд представлен машинами весовой категории от 20,2 т до 65,1 т мощностью 150–590 л.с. Среди российских производителей «Промтрактор» выпускает наиболее полный модельный ряд бульдозеров — 8 основных моделей для самых тяжелых условий работы. В настоящее время завод продолжает начатую еще в 2007 г. глубокую модернизацию серии 02 всего ряда техники с целью дальнейшего улучшения ее потребительских свойств. На бульдозерах серии 02 применяют усовершенствованные трансмиссии с электрогидравлическим управлением и бортовые микропроцессоры; безраскосные тележки и кареточную эластичную подвеску; литые мосты и сварнолитые балансирные балки; двигатели, отвечающие экологическим требованиям Тier2 и Тier3 для внутреннего рынка и Тier3 для поставки на экспорт; импортные подогреватели в системе запуска двигателей; импортные насосы в системе гидроуправления трансмиссией; импортные насосы, рукава и распределители в гидросистеме навесного оборудования; электрогидроуправление навесным оборудованием. На модернизированной технике улучшены условия работы оператора, усовершенствован внешний вид (внедрение порошковой окраски и т.п.); кроме того, по заказу тракторы комплектуются системой Глонасс. В 2012 г. внедрены в серийное производство модернизированные бульдозеры Четра Т 20.02. и Т 35.02. Работа над серией 02 еще продолжается, однако уже в текущем году планируется презентовать машины серии 03 с инновационными техническими решениями. В стандартной комплектации практически все бульдозеры ЧЕТРА оснащены арктическим пакетом. Бульдозеры Четра оборудованы дизельным двигателем Cummins или ЯМЗ мощностью 150–590 л.с. Индексом «М» обозначаются модификации бульдозеров, имеющие пониженное удельное давление (болотоходы); индекс «С» дается моделям с гидростатической трансмиссией; индекс «Л» присваивается бульдозерам с лебедкой; индекс «П» — у бульдозеров с поворотным отвалом и пониженным удельным давлением.
Бульдозеры Четра укомплектованы планетарной коробкой передач, которая переключается под нагрузкой, с муфтами диаметром 345–455 мм в зависимости от модели. Коробка передач обеспечивает три передачи переднего и три передачи заднего хода. Переключение передач — электрогидравлическое. Каждая модель укомплектована сборными гусеницами с одним грунтозацепом и уплотнением, предназначенным для удержания жидкой смазки в шарнире. Гидравлическая система является раздельно-агрегатной.
Бульдозеры Shantui. Первый бульдозер Shantui модели TY220 был выпущен в 1980 г. по лицензии компании «Komatsu» (по технологии производства бульдозера D85-18). В этом же году был основан бульдозерный завод «Shantui». Инженеры и менеджеры «Komatsu» помогли внедрить на «Shantui» не только усовершенствованный цикл производства, но и системы контроля качества. В 2000 г. с конвейера сошел первый бульдозер T70, который был разработан «Shantui» самостоятельно.
Бульдозеры Shantui представлены модельным рядом малых, средних, тяжелых и сверхтяжелых машин. Эксплуатационная масса бульдозеров — от 7,5 до 67,5 т, мощность двигателя — от 82 до 533 л.с.; укомплектовываются турбодизельными двигателями Cummins, Steyr, Shanghai, Weichai или Caterpillar. Двигатели оснащены четырьмя клапанами — на каждом цилиндре расположено по два впускных и два выпускных клапана. Для всего модельного ряда характерны гидротрансформатор, снабженный системой автоблокировки Lockup или блокировочной муфтой; система передачи Torqflow; эластичная подвеска для балансирного бруса, а также низкий центр тяжести и масляные дисковые тормоза. Система передач Torqflow состоит из однофазного гидротрансформатора, который имеет водяное охлаждение, многодискового сцепления с гидравлическим управлением и принудительной смазкой, а также из планетарной коробки передач с переключением на ходу. При помощи этой системы осуществляется выбор оптимальной скорости передвижения, которая соответствует выполняемой работе, управлением одного рычага. Бульдозеры Shantui имеют три передние и три задние передачи. Машины среднего класса снабжены новой гидромеханической силовой передачей НМТ. Данная техника оборудована полужесткой ходовой системой с жестким креплением опорных катков гусеницы. Имеется система двойного наклона отвала, при помощи которой отпадает необходимость частого переключения передач при изменении нагрузки.
Бульдозеры Shantui производятся в следующих конфигурациях: модели стандартного и болотного типа; пустынного и высокогорного исполнения; для лесных работ; для эксплуатации на угольных электростанциях; для полигонов захоронения отходов. Все машины имеют модульную конструкцию. Бульдозеры Shantui были впервые завезены в Россию в 2001 г. и уверенно закрепились на рынке. Сейчас наиболее популярны модели мощностью 178–348 л.с. весом 10–37 т. Модели SD42 поставлялись в единичных экземплярах, а 533-сильные SD52 не поставлялись совсем. Стоимость бульдозеров Shantui конкурентоспособна в сравнении с аналогами отечественных, европейских, американских и японских производителей.
Бульдозеры Dressta. Польский завод «Huta Stalowa Woła» (HSW) был основан в 1937 г. для выпуска военной техники. В послевоенные годы по мере снижения напряженности в мире компания постепенно поменяла профиль на производство строительных и горных машин. В 1972 г. поляки заключили договор о совместной работе с американской компанией «International Harvester Co.» (IHC). В начале 1980-х годов партнером HSW вместо IHC стала «Dresser Industries», а затем и «Komatsu America International Company». В 2005 г. истек срок партнерского соглашения между Dressta/HSW и Komatsu America International Company.
Dressta производит 9 основных моделей бульдозеров мощностью 75–525 л.с. и весом 7,3–67,7 т. В 1980-е годы «Dresser Industries» поставляли на север Якутии очень удачную модель 410-сильного бульдозера TD-40B, который явился прообразом польской TD40E.
Большинство бульдозеров Dressta оснащено модульной конструкцией с жесткой монолитной рамой. К раме крепятся компоненты трасмиссионно-силовой системы. Вся техника имеет двухскоростной механизм поворота, благодаря которому даже на поворотах на обе гусеницы обеспечивается непрерывная подача полной мощности. Сочетание трехскоростной коробки передач с двухскоростным механизмом дает возможность бульдозеру работать с шестью передачами для движения назад и вперед.
Бульдозеры изменяют мир. Часть 2.
Бульдозеры для горного предприятия - оценка перед выбором. Часть 3
Бульдозеры для горного предприятия - оценка перед выбором, часть 4
Комментарии, отзывы, предложения
Павел, 18.11.15 23:45:53 — Гущенко Виталию
Виталий, Вы правы.
Заголовок в Вашей формулировке звучит ярче. Впрочем. я силён в анализе и обобщениях, и менее - в создании ярких заголовков. А заголовок иногда стоит целой статьи!
Материал подготовлен давно, почти 3 года назад. Сейчас есть много новых данных, их можно публиковать, но нет заказчика материала, а писать "на корзину" неинтересно, тем более, что на хороший анализ уходит много времени.
Иванов С., 25.11.15 08:07:48
Спасибо за обзор. Интересно. У нас на россыпях почти везде Комацу, иногда еще Катерпиллар. Другие почему-то редко встречаются.
Павел, 25.11.15 19:39:09 — Иванову С.
В районах, тяготеющих к китайской границе, много бульдозеров из Китая, но в основном это машины мощностью до 300 л.с. Более мощные бульдозеры из Китая ненадёжны, поэтому их практически не закупают. Даже одна из лучших компаний - Шантуй может в свой актив записать только SD-16 и SD-22, а SD-32 получают не лучшие отзывы, не говоря уже об SD-42 и SD-52. Слишком малые наработки на отказ, недостаточное для таких мощных машин качество металлоконструкций.
На этом фоне поднимается ЧЕТРА, у них наиболее популярные модели Т-11 и Т-35. Те машины, которые укомплектованы дизелями "Камминс", работают достаточно надёжно. Поэтому сейчас для покупки бульдозеров Четра надо отстоять 5-6 мес в очереди: спрос превышает предложение. Можно рассматривать и бульдозеры польской Дрессты, которая в основу своих бульдозеров положила великолепные разработки американской компании "Дрессер". Мы эксплуатировали 520-сильные TD-40B при температурах до -50 в Заполярье. Эти машины не уступают CAT D-9R и Komatsu D-275 по качеству и производительности, а по цене дешевле раза в 1,5. Но в России бульдозеры "Дресста" известны немногим потребителям. Содержание же японских и американских машин становится для многих предприятий достаточно накладным
Виталий Гущенко, 26.11.15 05:56:55
Сейчас качество японских комплектующих стало на порядок хуже, а цена выше. И это вызвано не только изменением курса валюты. Те японцы, которые делали "вечную" технику и комплектующие, уже сидят у окошка и смотрят вдаль в ожидании почтальона с пенсией.
Сам подход изменился. Больше продал - больше денег заработал.
Наши ребята стали немного думать иначе, качество подтягивают.
Практик, 28.11.15 08:27:24 — Виталий Гущенко, 26.11.15
О чем наши ребята думают - понятно: очередь стоит, быстрее делать надо, можно похуже, все равно возьмут. Мы это проходили в советское время. На советском бульдозере хотите работать? Или на советском ГАЗ-66 ездить?
goldigger, 02.12.15 10:21:39
Отличный обзор!
Кстати , в 2012 году в Алматы общался с представителями DRESSTA (их бульдозеры могут соперничать с CAT и Komatsu) по цена-качество., для меня стало большой неожиданностью, что их собственники китайская LiuGong Machinery Corp!
Китайцы на и заводе провели(и проводят) модернизацию,и расширили свою линейку выпускаемой техники за счет классных бульдозеров , а также фронтальных погрузчиков , экскаваторов.
ОС, 04.12.15 13:19:00 — Виталий Гущенко, 26.11.15
Запчасти надо брать у проверенных фирм. Иначе подсовывают не японские, а китайские или еще какие-то.
Пётр, 01.01.21 21:16:55
Хуже импортной техники чем Dresser TD-40B техники я не видел. Советский аналог неудачности - это ЧЗПТ Т-330. Представляю что поляки под управлением китайцев выпускают.. Думаю Дреста на порядок хуже неудачного Дрессера.
КуларЗолото, 05.01.25 01:59:59
Работал я когда то под руководством Павла Луняшина. Его словам можно верить, потому что в его подчинении был КТЗТ ( Карьер Тяжёлой Землеройной Техники). А это около сотни, а может и больше, бульдозеров почти всех мировых производителей. Ну а моё мнение - лучше САТ D9L, ничего не было. Это мировой шедевр. А Dresser из импорта - худший. Из отечественного, наихудший - это ЧЗПТ Т-330.
Техрук, 05.01.25 02:23:17
Кто бы про новую технику написал, что осталось теперь? Во что верить?
Гущенко Виталий, 18.11.15 15:53:04
Позновательно, неплохой анализ. Но кажется название: бульдозеры изменили мир - звучит уместнее.