Рейтинг@Mail.ru

Бульдозеры для горного предприятия — оценка перед выбором. Часть 3

Луняшин П.Д., горный инженер
Золотодобыча, №175, Июнь, 2013

В советские времена у горных предприятий особого права выбора горного оборудования не существовало: брали все, что распределялось по квотам министерств. Следует отметить, что в то время большинство высоких постов занимали квалифицированные инженеры, которые тщательно изучали состояние мирового рынка и прислушивались к мнению специалистов предприятий, поэтому на прииски и рудники поступала самая современная и передовая техника. Для золотодобывающих предприятий важной точкой отсчета стал визит Председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина в Магаданскую область и Якутию в 1974 году. После изучения обстановки на горных предприятиях Северо-Востока Косыгин дал добро на широкомасштабные поставки импортной техники. Именно тогда горняки познакомились с бульдозерами мировых грандов — Caterpillar, Komatsu, Fiat-Allis, Dresser.

Сегодня специалисты предприятий, казалось бы, могут выбирать любую технику. Но решающую роль в приобретении оборудования играют инвесторы. К сожалению, акционеры и владельцы предприятий зачастую не прислушиваются к мнению специалистов и идут по пути приобретения более дешевых машин, не изучая всех последствий закупки дешевого, но не всегда качественного оборудования. К тому же, в условиях постоянного удорожания ресурсов на одно из первых мест выдвигается стоимость владения оборудованием за период эксплуатации. Этот фактор просчитывается и учитывается далеко не всегда. О том, что покупатели бульдозеров не просчитывают суммарную стоимость владения техникой, говорит тот факт, что у большинства дилеров нет готовых данных по этому вопросу.

Эта статья посвящена теме выбора бульдозеров, без которых сегодня невозможно представить горные работы на предприятиях горной промышленности. Как же не прогадать при выборе этой техники — десяток только ведущих мировых компаний выпускают свыше сотни моделей бульдозеров. К основным критериям я бы отнес производительность и стоимость владения оборудованием.

О производительности бульдозеров

Часовая производительность зависит от емкости отвала и скорости движения при рабочем и холостом ходе. У бульдозеров одной мощности размеры отвалов, как правило, различаются незначительно, но скорости движения могут отличаться. Бульдозеры оборудуют сферическим (универсальным — U) полусферическим (SU) и скальным (прямым — S) отвалами. Универсальный отвал характеризуется большей вместимостью при меньших потерях материала при его перемещении. Полууниверсальный отвал предназначен для применения в тяжелых условиях, при работе с материалами высокой плотности, когда способность к заглублению приобретает преимущественное значение по сравнению с вместимостью отвала. Скальный отвал применяют для работы на самых тяжелых породах. Объем перемещаемых пород бульдозерами, оборудованными сферическими отвалами, на 20–25 % выше, чем у полусферических, а у скальных на 40–45 % ниже, чем у полусферических.

Годовая производительность (выработка) и выработка за весь период эксплуатации бульдозера при прочих равных условиях будет зависеть от коэффициента технической готовности, т.е. от надежности машины. Выработки бульдозеров различных компаний одной мощности в первый год эксплуатации, как правило, различаются незначительно. Но при работе в течение нескольких лет различия становятся весомыми. Скажем, за 8 лет бульдозеры компаний «Komatsu» и «Caterpillar» отрабатывают в условиях Крайнего Севера до 30 тыс. часов, бульдозеры других компаний — 15–20 тыс. часов в связи со значительными простоями на ремонты. Высокие первоначальные затраты на приобретение при этом становятся оправданными, поскольку капитальные затраты на час работы у более дорогой, но надежной техники в итоге оказываются ниже на 40–50 %.

Высокий уровень технической готовности определяется надежностью

Для большинства предприятий цветной металлургии, расположенных в самых удаленных уголках России, этот фактор является одним из наиболее значимых. Низкие температуры, при которых приходится эксплуатировать бульдозеры, выдвигают дополнительные требования по надежности конструкций и узлов. И хотя все компании, продающие в России свою технику, предлагают так называемые «северные» опции, комплексным подходом к этой проблеме могут похвастаться немногие. К их числу в первую очередь относятся бульдозеры Комацу, Caterpillar, Четра, которые десятки лет эксплуатируются на Крайнем Севере.

Разработка и поставка техники для регионов с суровыми природными условиями — сложная и ответственная задача, требующая значительных научных, инженерно-конст-рукторских, материальных ресурсов и времени, и далеко не каждая машиностроительная компания обладает такими ресурсами. Вышеотмеченные компании в числе первых приступили к северной тематике. Как показал опыт, машина в северном исполнении — это не модернизированная или дооснащенная различными опциями стандартная модель, а полностью самостоятельная разработка. Техника должна выдерживать морозы до минус 55° С, большие суточные перепады температуры (десятки градусов), работать летом на 30–40-градусной жаре, нередкой в условиях резко континентального климата. Северные спецификации — это, прежде всего, особые сорта сталей. Обычная сталь при низких температурах становится хрупкой. Именно поэтому на первых российских тяжелых бульдозерах (Т-500) нередкими становились такие аварии, как трещины в рамах базового трактора, трещины в рамах тележек, бортовых редукторов. Такие же беды преследовали и первые бульдозеры известных мировых производителей. Оценка опыта эксплуатации, претензий и пожеланий советских заказчиков, учет результатов анализа при проектировании заложили основу для дальнейших разработок: были созданы специальные сорта стали, техника стала намного надежнее. У стали и резины разные коэффициенты температурного расширения, из-за этого на морозе уплотнения теряют герметичность и начинают пропускать рабочие жидкости и смазочные материалы. Стандартные резинотехнические изделия, а также изоляция электропроводки теряют эластичность и разрушаются. Все эти проблемы были успешно решены. Для пуска двигателя были освоены технологии предварительного подогрева двигателя и силовой передачи, установлены мощные генераторы для питания большего количества потребителей, чем в стандартной спецификации. Кабины оснащались усиленной теплоизоляцией и эффективными системами отопления. С конца 1960-х годов, когда в нашу страну начали поступать первые тяжелые импортные бульдозеры, сменилось не одно поколение техники. Совершенствование северных модификаций вели и продолжают постоянно вести параллельно с получением информации с мест эксплуатации.

Сегодня на мировой рынок выходит все больше новых компаний, среди которых преобладают китайские производители. И хотя в своих разработках они ориентируются на передовой опыт, определенные сомнения в надежности и долговечности бульдозеров из КНР остаются: в России пока не накоплен опыт длительного применения этих машин.

О стоимости владения бульдозерами

Этот критерий включает в себя первоначальную стоимость приобретения, стоимость технического обслуживания и ремонтов за период эксплуатации, стоимость быстроизнашивающихся деталей (ходовая, ножи на отвалы, коронки для рыхления пород) и расходных материалов, топлива и масел. Следует также учитывать, что на содержание машин с меньшей технической надежностью надо содержать большее количество вспомогательного ремонтного персонала и нести более высокие затраты на доставку запасных частей. Приведу сравнительные данные по бульдозерам Т-25.02 (Четра) и D9R (Caterpillar) с близкими техническими характеристиками. При первоначальной стоимости 14,4 и 28,5 млн руб. стоимость владения этими бульдозерами за 8 лет эксплуатации при условии постоянной работы составит 32,6 и 58,9 млн руб. без учета стоимости израсходованного топлива (примерно 1200 т на каждый бульдозер). Казалось бы, импортная машина в экономике вчистую проигрывает чебоксарскому бульдозеру. Но на практике мы знаем, что техническая готовность Т-25 уступает показателям D9R: после 3–4 лет эксплуатации российская техника больше простаивает в ремонтах и выполнит, естественно, меньшие объемы работ.

Стоимость владения можно снизить за счет расходных материалов. Детали ходовой части не обязательно покупать оригинальные. К примеру, итальянский «Berco», крупный производитель деталей ходовой части для гусеничной техники, выпускает вполне достойную продукцию на 10–20 % дешевле, чем предлагает «Caterpillar» или другие западные компании. Еще более выгодно приобретать быстроизнашивающиеся детали к импортным машинам у чебоксарских производителей: ООО «ККУ «Концерн «Тракторные заводы» выпускает ходовую для многих типов импортных машин. К примеру, гусеница в сборе на бульдозер D9R у чебоксарских машиностроителей стоит 318 тыс. руб. (оригинальная — 668 тыс. руб.); еще более ощутима разница в цене для гусеницы мощного бульдозера D10T: американская гусеница обойдется в 1,1 млн руб. против 363 тыс. руб. российского производства. Справедливости ради следует сказать, что оригинал качественнее, но и российская ходовая служит достаточно долго. В одинаковых условиях чебоксарские гусеницы проработают 4000 часов, импортные — до 5000 час. Что выгоднее, следует определять расчетами с учетом затрат на доставку, которые для удаленных предприятий достигают высоких значений (до 40–45 тыс. руб. за тонну груза).

Продлить срок службы деталей ходовой можно на 30–40 % за счет реставрации, используя наплавочные автоматы и линии. ГОК «Куларзолото» в якутском труднодоступном Заполярье производил наплавку направляющих колес, катков, башмаков, сегментов, беговых дорожек гусеничных лент, что при парке более 80 мощных бульдозеров позволяло экономить до 2–3 млн долл. ежегодно.

Важно учитыватьудаленность предприятия

Поскольку предприятия цветной металлургии, как правило, расположены в труднодоступных районах, при аварийных остановках растут и простои техники на консервации из-за отсутствия запчастей. Поэтому при выборе бульдозеров надо обязательно учитывать местонахождение горного предприятия: если отрабатываемое месторождение расположено вблизи от доступных транспортных магистралей, когда сроки доставки запчастей не измеряются месяцами, то иногда можно в определенной степени поступиться технической надежностью. Например, китайский ZD160-3 («Zoomlion») стоит почти в 4 раза дешевле аналогичных по характеристикам Komatsu D65E-12 и Cat D6R3 и вдвое дешевле Т11.01 (Четра). Стоимость ходовой у ZD160-3 почти втрое ниже, чем у западных аналогов. Конечно, и прослужит китайский бульдозер не 10–15 лет, а всего 3–4 года, но в приграничных районах покупка дешевой и менее надежной машины может оказаться оправданной. К тому же, небольшие предприятия и артели не имеют средств на приобретение дорогостоящей техники известных производителей.

Кроме того, приобретение некачественных бульдозеров неизбежно повлечет за собой создание большой ремонтной службы и росту затрат на персонал и запасные части.

Всё от одного производителя

Важным фактором при выборе оборудования является создание (по возможности) единой линейки одного производителя, его унификация для удобства организации ремонтов и поставок запчастей. Наиболее полный типоразмерный ряд (бульдозеры, автосамосвалы, погрузчики, экскаваторы) могут предложить только компании «Caterpillar» и «Komatsu». На горных предприятиях чаще всего используют технику 2–4-х компаний.

Как правило, 76 % потребителей на первое место ставят производительность и высокий уровень технической готовности, определяемый надежностью; 63 % покупателей вторым важным показателем считают долговечность и уровень сервисного обслуживания. Качество сервисного обслуживания в последние годы приобретает все большее значение из-за снижения профессионального уровня специалистов горных предприятий. Похвастаться наличием сервисных центров и грамотным персоналом могут очень немногие компании.

Лучшими сервисными сетями в России обладают опять же «Caterpillar» и «Komatsu», активно развивает сервисное обслуживание «Четра», увеличивают свое присутствие польская «Dressta» и немецкая «Liebherr». В части организации сервисного обслуживания большинству производителей проигрывает Челябинский тракторный завод — у него практически нет сервисных центров в России, и это стало одной из серьезных причин ослабления позиций предприятия на рынке горнодобывающих предприятий.

В прежние годы на горных полигонах цветной металлургии доминировали бульдозеры Т-130, Т-170, ДЭТ-250. К примеру, только ГОК «Куларзолото» (годовая добыча 6 тонн золота в год) имел в своем парке более 200 бульдозеров мощностью до 170 л.с. и 35 единиц ДЭТ-250. Сегодня эту нишу заняли бульдозеры Четра и китайские машины, которые по качеству превосходят челябинскую продукцию. К примеру, бульдозеры Т-170 требуют практически ежегодного капитального ремонта, их конкуренты ремонтируются через 2–4 года эксплуатации. К тому же дизель-электрические тракторы (ДЭТ-250, ДЭТ-400) требуют особого подхода. В СССР хватало специалистов по ремонту и обслуживанию таких машин, сегодня такие специалисты в огромном дефиците.

Своевременное обеспечение запасными частями

Дилерская поддержка становится с годами все более актуальной. 44 % потребителей бульдозеров считают одним из главных показателей уровень обеспеченности запасными частями, их наличие на консигнационных складах и быстроту доставки необходимых узлов и деталей. Сегодня все серьезные дилеры по продаже бульдозеров стремятся продвинуться в регионы использования техники, создают расходные склады — без этого многие покупатели не заключают контрактов на покупку оборудования. Конечно, небольшие компании по продаже запчастей не могут обеспечить наличие на своих складах достаточного количества необходимых деталей и узлов (это в большей степени касается продавцов китайских бульдозеров — на складах даже крупных дилеров невозможно найти такие узлы, как бортовые редукторы, которые, кстати, довольно часто выходят из строя). В связи с этим при организации горных работ в труднодоступных районах предпочтительнее приобретать бульдозеры с гарантированно высоким уровнем снабжения запчастями.

Болезнью для горных предприятий становятся сверхнормативные остатки запасных частей. Казалось бы, на складах лежат детали на сотни миллионов рублей, а ремонтировать технику нечем. Тесная взаимосвязь с дилерами может частично снять такие проблемы. К сожалению, уровень их квалификации последние годы не растет. Часто продаваемые ими бульдозеры они знают весьма поверхностно.

Очевидно, что для нескольких машин создавать сервисный центр дилеры не будут. Это значит, что при покупке небольших партий бульдозеров следует ориентироваться на имеющиеся вблизи действующие сервисные центры. Современные контракты на поставку техники и сервисное обслуживание представляют собой комплексные решения, которые позволяют успешно работать в самых суровых климатических условиях. Контракт на сервисное обслуживание поможет обнаружить проблемы с оборудованием до того, как они превратятся в неисправность. Это позволит снизить количество ремонтов и уменьшит незапланированные простои.

Лучший специалист — собственный

Если рассматривать работу в условиях большой удаленности от сервисных центров, то наилучшим вариантом обслуживания техники будет обучение группы собственных специалистов, получение ими разрешения от дилеров на выполнение ремонтных работ (в случае серьезных аварий на гарантийном оборудовании присутствие официального представителя дилера необходимо). В противном случае любая мелкая неисправность приведет к большим сверхнормативным простоям в ожидании представителя заказчика. Скажем, при нелетной погоде добираться на горный участок на север Камчатки или Якутии можно не одну неделю.

Говоря о дилерской поддержке, необходимо отметить наличие огромного количества материалов — рекомендаций и инструкций по технологии применения на горных работах и по техническому обслуживанию всей техники и, в частности, бульдозеров у американской компании «Caterpillar». Эти документы, если их внимательно изучать и внедрять, помогут значительно улучшить показатели использования землеройно-транспортной техники.

Экономичность работы бульдозеров

Этот показатель не всегда принимается во внимание специалистами по выбору оборудования. Разные машины с одинаковым двигателем по-разному могут расходовать топливо. В свое время на ГОКе «Куларзолото» тщательно следили за расходом топлива, поэтому приведенная ниже статистика абсолютно достоверна. Так, при одинаковых условиях работы и одинаково высоком квалификационном уровне обслуживающего персонала (механиков, бульдозеристов) расход дизельного топлива у бульдозеров одной мощности (410 л.с.) сильно отличался. Бульдозеры компании «Caterpillar» (D-9H и D-9L) расходовали солярки в среднем 32–37 кг/час, а японский Komatsu D-355A-3 — 42–45 кг/час.

Разница в расходе топлива за 10 лет эксплуатации на одну машину составляла 150–200 т (в современных деньгах для Крайнего Севера это 6–8 млн руб.!). С развитием новых технологий моторостроения показатели расхода топлива у ведущих мировых компаний сблизились, но при наличии на предприятии парка бульдозеров в несколько десятков единиц следует очень внимательно отнестись к оценке этого показателя. Если говорить об экономии топлива, то имеет смысл всерьез отнестись к бульдозерам с гидростатическим приводом, их выпускают компании «Liebherr» и «John Deere». Экономия топлива по сравнению с бульдозерами других производителей достигает 18–20 %, но пока в мире выпускаются бульдозеры с гидростатикой мощностью не более 422 л.с. (Liebherr PR764L).

 

Начало статьи: Бульдозеры изменяют мир. Часть 1.

Бульдозеры изменяют мир. Часть 2.

Продолжение: Бульдозеры для горного предприятия - оценка перед выбором, часть 4


-0+4
Уникальные посетители статьи: 9486, комментариев: 6       

Комментарии, отзывы, предложения

Павел, 06.04.16 09:27:48 — всем читателям

Коллеги! Статья несколько устарела в части стоимостных показателей. Но ходовая, производимая в РФ, стала ещё дешевле по сравнению с импортной. к сожалению, цену российской ходовой увеличивают импортные башмаки - в России для тяжёлых бульдозеров используют импортную сталь (из Англии), где же оно, импортозамещение?

мелкий, 06.04.16 15:00:11

Ну и , что это за расчеты , что за экономист писал ? Вот стОит японец или американец от 12 млн . руб , а китаец стОит с теми же характеристиками 3-4 млн . рублей , да я возьму лучше 3-4 китайца вместо 1-го японца или американца - два в работе , один на з/ч и дешевле встанет и производительность выше ! Китайцев не надо бояться , вполне нормальная техника ! Лет 5-7 назад я бы подумал !? А сегодня китайцы по качеству не уступают многим именитым фирмам , а стОят дешевле в два-три раза !

yakutgeoservice, 06.04.16 16:47:32 — мелкий

Если учесть, что многие мелкие артели не знают чем закончится год, то уж конечно они будут брать китайцев. На КАТы и Либхеры просто денег нет.

Магадан, 08.04.16 01:54:20 — Мелкому

Китайцы хорошую технику могут делать, но у них есть и дешевая. Они ее специально для экономных россиян делают. Такая почти сразу рассыпается.

Сабанский А., 14.04.16 14:01:05 — Луняшину П.В.

Спасибо за развитие очень актуальной тему для горных предприятий. На многих предприятиях владельцы и акционеры далеки от реалий горного дела. Обосновывать и доказывать выбор ГТО можно только на основе подобных расчетов. Дилеры - молодые ребята - дают только общую информацию. По нашему опыту -работа на бульдозерах SD-32 и 42 - только отрицательное (Курилы). И нет возможности купить другие бульдозера, пока на балансе висят эти. Составление сводов по эксплуатационным затратам и простоям показывает крайне удручающую картину, КИО, КТГ -на уровне 0.4. Отвлечение ремонтных групп на постоянный ремонт этих бульдозеров, перегоны на ремонт и пр - уже не учитываем. Так что хотелось бы продолжить обсуждение этой темы применительно к прочему горно-транспортному оборудованию.

Петр, 03.11.16 09:28:03 — статье

Все равно я считаю что лучше покупать нашу технику (Четра) она дешевле, в обслуживание проще. Может и ломается чаще, но запчасти дешевле и всегда в наличии. Стоимость нового Komatsu D375 почти 100 000 000 руб. за эти деньги можно купить Т-35 сразу 4 штуки. И китайце при нынешнем курсе стали дороже Четры. И не забываете у Shantui узлы практически не ремонтируются, а меняются в сборе. А в артелях каждый механик чуть ли не с завязанными глазами может разобрать и поменять в запчасти в любом узле или агрегате Четры.

Выбирайте Российское!!!

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Бульдозеры для горного предприятия — оценка перед выбором. Часть 3»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "два прибавить 3":