В последние годы важнейшим поставщиком бульдозеров в Россию является Китай, потому остановимся на китайской технике подробнее. Несмотря на весомость импорта китайских бульдозеров в Россию (в количественном отношении 40 %), в горной промышленности они пока не могут конкурировать с ведущими производителями этой техники из других стран из-за недостаточно высокого качества, отсутствия в типоразмерном ряду бульдозеров мощностью более 350 л.с. (поставки 422-сильного Shantui SD42-3 осуществлялись в единичных экземплярах) и незначительного опыта их использования на горных полигонах.
Основная ценность китайской техники — в ее низкой стоимости. При кажущейся похожести на образцы японского и европейского производства китайская техника обладает рядом очевидных недостатков: основное снижение цены достигается за счет более низкого качества материалов, использования устаревших технологий, комплектации агрегатами с более низкими характеристиками. Доводы предприимчивых продавцов насчет того, что китайский бульдозер стоит на 50 % дешевле европейского, потому что используется дешевая рабочая сила, — неверны. Доля затрат на оплату труда в общей стоимости не превышает 20 %, все остальное — материалы, комплектующие и т.д. Второй серьезный недостаток китайской техники — отсутствие у производителей вразумительной политики технической поддержки. Проблемы возникают уже на этапе знакомства: даже у самых продвинутых компаний невозможно добиться развернутой технической характеристики бульдозеров. Как следствие — неразбериха в технической документации, сложность подбора или отсутствие запасных частей и т.д.
Однако в некоторых случаях лучше закупать не самое современное, напичканное электроникой оборудование (именно такое оборудование выпускают в Китае), а то, которое проще в обслуживании. Бульдозеры ведущих мировых компаний становятся все сложнее, и обслуживать их могут только специалисты сервисных центров, постоянно проходящие переподготовку и обучение. Скажем, двигатели Cat, имеющие электронную систему управления топливом, диагностируются специалистами компании, применяющими передовое диагностическое оборудование. Это удобно, когда предприятие находится неподалеку от сервисного центра, но когда путь до удаленного участка (большие расстояния, отсутствие транспорта) занимает несколько суток или даже недель, сложное оборудование приносит немало проблем из-за длительных простоев.
Что касается перспектив улучшения качества, то при своем совершенствовании китайская техника неизбежно будет дорожать, следовательно, становиться менее привлекательной. Имеющиеся отзывы пока говорят о невысокой технической надежности китайских бульдозеров, малых сроках наработки на отказ. Вот только два отзыва из интернета: «Я работал на Shehwa SD-7 и SD-8. Барахло полное и тот и другой. Работают под девизом «Ни дня без ремонта!», сыплется все с первой недели эксплуатации: ходовая, трансмиссия, двигатель, радиатор …» . «Купили три бульдозера Пенг Пу и долго лили слезы: у одного лопнула рама, у другого проблемы с двигателем, у третьего печку разорвало». Детали ходовой (катки, гусеничные ленты и др.), основных и самых дорогих расходников бульдозеров, отличаются меньшей стойкостью, чем у других производителей, — по отзывам горняков, они служат не более 3000 часов.
Впрочем, немало и положительных отзывов, иначе «китайцев» никто бы не покупал. Но кто привык считать деньги и работать на надежных машинах с хорошей историей работы на горных предприятиях Крайнего Севера, будут продолжать использовать современную технику ведущих производителей — японскую, американскую, западноевропейскую и российскую. Пользователи также отмечают эффективность самых дешевых, но более высокого качества сборки тяжелых бульдозеров Shehwa в сравнении с Shantui — ведь Shehwa являются копиями более современных машин.
Продолжая «китайскую» тему, следует отметить, что Кировский тракторный завод, объявивший о сотрудничестве в сборке и последующей глубокой локализации (до 50 %) бульдозеров (аналогов Komatsu прошлых лет выпуска) с сингапурско-американской компанией «Powerplus», которая с самого начала была ориентирована на рынки стран второго и третьего мира, где действуют менее строгие технические стандарты, пока не приступил к массовому производству, хотя эта продукция может составить серьезную конкуренцию «китайцам» как по цене, так и по качеству. К примеру, в прайс-листе 416-сильный бульдозер D355B-II (аналог японского Komatsu D275A, китайских Shantui SD42-3 и Shehwa SD9, чебоксарского Т-25.02) предлагается за 404 тыс. долл. против 875, 547, 576, 466 тыс. долларов за соответствующие аналоги.
Цены на бульдозеры, отдельные запчасти и техобслуживание (данные представлены официальными дилерами, но в части затрат на техобслуживание (ТО) у некоторых дилеров представлена явно недостоверная информация, в частности, по Komatsu)
Бульдозеры мощностью 200–250 л.с.
Название модели |
Cat D6R |
Komatsu D65EX-15 |
Komatsu D85EX-15 |
Dressta TD15M |
Dressta TD20M |
Liebherr PR744L |
John Deere 850J |
Четра Т-15.02 |
Shantui SD22 |
Shehwa SD7 |
Zoomlion ZD220-3 |
|
Стоимость бульдозера, |
388 |
410 |
595 |
232 |
310 |
676 |
387 |
305 |
182 |
217 |
157 |
|
Стоимость запчастей, тыс. долл. |
||||||||||||
|
комплект ходовой |
36,5 |
56 |
75,4 |
37 |
56,5 |
33,8 |
32,7 |
29,8 |
22,7 |
26,1 |
17,7 |
комплект ножей на отвал |
0,9 |
1,6 |
1,9 |
1,0 |
3,5 |
4,6 |
1,5 |
0,7 |
1,2 |
1,0 |
0,6 |
|
коронка рыхлителя |
0,153 |
0,26 |
0,276 |
0,363 |
0,554 |
0,274 |
0,146 |
0,051 |
0,065 |
0,183 |
0,081 |
|
бортредуктор |
37,4 |
58,1 |
74,1 |
27,3 |
35,2 |
58,4 |
37,6 |
18,2 |
|
11,3 |
|
|
радиатор |
6,7 |
12,1 |
14,6 |
3,8 |
5,3 |
10,1 |
4,3 |
10,6 |
2,7 |
2,7 |
2,4 |
|
дизель |
55,3 |
19,1 |
40,3 |
28,6 |
30,5 |
66,3 |
32,7 |
30,4 |
30 |
32,7 |
25,3 |
|
Стоимость ТО 4000 час, |
515 |
384 |
407 |
495 |
638 |
- |
518 |
545 |
701 |
853 |
- |
|
|
расходные материалы |
335 |
250 |
270 |
356 |
490 |
- |
365 |
261 |
509 |
530 |
- |
работа сервисной службы |
180 |
134 |
137 |
139 |
148 |
- |
153 |
284 |
192 |
323 |
- |
|
Стоимость |
2108 |
1650 |
1650 |
1500 |
1500 |
1600 |
1550 |
1050 |
1500 |
1240 |
1000 |
Бульдозеры мощностью 300–350 л.с.
Название модели |
Cat D8R |
Komatsu D155A-5 |
Dressta TD25M |
Liebherr PR754L |
John Deere 1050J |
Четра Т-20.02 |
ЧТЗ ДЭТ-250 |
Shantui SD32-5 |
Shehwa SD8B |
Zoomlion ZD320-3 |
|
Стоимость бульдозера, |
658 |
695 |
410 |
748 |
711 |
390 |
296 |
230 |
275 |
242 |
|
Стоимость запчастей, тыс. долл. |
|||||||||||
|
комплект ходовой |
62,9 |
81,2 |
78,2 |
50,9 |
70,9 |
39,2 |
44 |
38,4 |
44,5 |
24,8 |
комплект ножей на отвал |
2,2 |
3,7 |
4 |
2,4 |
4,2 |
1,0 |
1,3 |
1,2 |
1,7 |
0,8 |
|
коронка рыхлителя |
0,187 |
0,276 |
0,554 |
0,27 |
0,208 |
0,051 |
0,113 |
0,065 |
0,2 |
0,094 |
|
бортредуктор |
58 |
91,9 |
35,2 |
98,2 |
88,4 |
18,7 |
12,8 |
|
16,3 |
|
|
радиатор |
9,1 |
29,4 |
5,3 |
16,1 |
21,5 |
10,7 |
1,9 |
3,2 |
3 |
3,1 |
|
дизель |
68 |
41,3 |
30,5 |
75,8 |
69 |
35 |
38 |
30,6 |
34 |
28,4 |
|
Стоимость ТО 4000 час, |
871 |
425 |
915 |
646 |
594 |
536 |
- |
821 |
942 |
- |
|
|
расходные материалы |
700 |
295 |
710 |
520 |
388 |
219 |
- |
601 |
558 |
- |
работа сервисной службы |
171 |
130 |
205 |
126 |
206 |
317 |
- |
220 |
384 |
- |
|
Стоимость нормо-часа ТО, |
2108 |
1650 |
1183 |
1600 |
1550 |
1050 |
1000 |
1500 |
1240 |
1000 |
Бульдозеры мощностью 370–430 л.с.
Название модели |
Cat D9R |
Komatsu D275A-5 |
Liebherr PR764L |
Четра Т-25.02 |
ЧТЗ ДЭТ-400 |
Shantui SD42-3 |
Shehwa SD9 |
|
Стоимость бульдозера, |
920 |
875 |
784 |
466 |
378 |
547 |
576 |
|
Стоимость запчастей, тыс. долл. |
||||||||
|
комплект ходовой |
80,3 |
151 |
77,6 |
45,5 |
44 |
- |
52,1 |
комплект ножей на отвал |
3,8 |
3,9 |
9,5 |
0,9 |
1,3 |
- |
2,0 |
|
коронка рыхлителя |
0,298 |
0,314 |
0,296 |
0,051 |
0,113 |
- |
0,26 |
|
бортредуктор |
66 |
113,8 |
93,2 |
21,5 |
12,8 |
- |
20,5 |
|
радиатор |
13,4 |
34,3 |
12 |
5.7 |
1,9 |
- |
4,5 |
|
дизель |
134 |
48,6 |
112 |
62.6 |
20,1 |
- |
38 |
|
Стоимость ТО 4000 час, |
846 |
550 |
747 |
749 |
- |
- |
1135 |
|
|
расходные материалы |
632 |
410 |
621 |
418 |
- |
- |
651 |
работа сервисной службы |
214 |
140 |
126 |
331 |
- |
- |
484 |
|
Стоимость нормо-часа ТО, руб. |
2108 |
1650 |
1600 |
1050 |
1000 |
1500 |
1240 |
Бульдозеры мощностью 500–590 л.с.
Название модели |
Cat D10T |
Komatsu D375A-5 |
Dressta TD40E |
Четра Т-35.02 |
Четра Т-40.01 |
Shantui SD52-5 |
|
Стоимость бульдозера, |
1200 |
1185 |
720 |
600 |
610 |
1124 |
|
Стоимость запчастей, тыс. долл. |
|||||||
|
комплект ходовой |
131,6 |
151,3 |
190,8 |
50,2 |
69,6 |
- |
комплект ножей на отвал |
3,8 |
7,7 |
4,7 |
1,1 |
1,1 |
- |
|
коронка рыхлителя |
0,481 |
0,56 |
0,436 |
0,069 |
0,210 |
- |
|
бортредуктор |
90 |
134,5 |
100 |
30,5 |
35,2 |
- |
|
радиатор |
16,5 |
34,5 |
3,5 |
8,5 |
11,3 |
- |
|
дизель |
203 |
72,6 |
140 |
67,6 |
68,5 |
- |
|
Стоимость ТО |
1116 |
633 |
1359 |
845 |
887 |
- |
|
|
расходные материалы |
794 |
500 |
1114 |
477 |
501 |
- |
работа сервисной службы |
322 |
133 |
245 |
368 |
386 |
- |
|
Стоимость нормо-часа ТО, |
2108 |
1650 |
1500 |
1050 |
1050 |
1500 |
Бульдозеры мощностью более 850 л.с.
Название модели |
Komatsu D475A-5 |
Cat D11Т |
|
Стоимость бульдозера, тыс. долл. |
1685 |
2558 |
|
Стоимость запчастей, тыс. долл. |
|||
|
комплект ходовой |
232,3 |
242 |
комплект ножей на отвал |
9,4 |
7,6 |
|
коронка рыхлителя |
1,352 |
0,592 |
|
бортредуктор |
217 |
132 |
|
радиатор |
40 |
16 |
|
дизель |
98 |
236 |
|
Стоимость ТО 4000 час, тыс. руб. |
807 |
4396 |
|
|
расходные материалы |
670 |
2694 |
работа сервисной службы |
137 |
1702 |
|
|
время (час) на сервис |
83 |
807 |
Стоимость нормо-часа ТО, руб. |
1650 |
2108 |
Окончательное решение
Какой именно бульдозер покупать, зависит в первую очередь от расположения объекта, на котором машине предстоит работать долгие годы. Если месторождение находится в легкодоступной местности, решение можно принять в пользу китайских или российских бульдозеров: они отличаются меньшей ценой и более низкими эксплуатационными расходами, при этом затраты на работу сервисных служб дилеров Shantui и Shehwa оказываются выше, чем у их западных аналогов. Говоря о китайской технике, необходимо учитывать, что в Россию бульдозеры мощностью более 350 л.с. почти не поступали, накопленного опыта эксплуатации их нет, а цены на мощные машины все более приближаются к их западным прототипам при более низких качественных характеристиках (и превышают цены российских аналогов на 20 и более процентов).
В сложных условиях эксплуатации на удаленных месторождениях необходимо ориентироваться на проверенные десятилетиями бульдозеры Komatsu и Caterpillar. Но техника этих компаний с каждым годом становится сложнее, для их обслуживания требуется высокий образовательный уровень специалистов, и не всегда небольшие предприятия могут тратить на дополнительный сервис значительные средства (нормо-час техобслуживания дилеров этих компаний составляет 1650–2100 руб.). Поэтому некоторые предприятия предпочитают закупать либо импортные машины прошлых серий, либо отечественные бульдозеры Четра, которые проще в обслуживании.
В линейке машин мощностью 400–500 л.с. преобладают 6 компаний (кроме упомянутых выше, это немецкий Liebherr PR764L, являющийся самым экономичным по расходу топлива). Из них реально можно рассматривать машины 4-х компаний. Китайские Shantui SD42-3 и Shehwa SD9 на горных работах в России практически не используют. Недостаточная изученность и более высокие цены на бульдозеры и детали ходовой по сравнению с российским аналогом Четра Т-25 (на 17–25 %) делают китайцев неконкурентоспособными в этом ряду бульдозеров.
В сегменте машин мощностью свыше 500 л.с. реально рассматривать компании «Komatsu», «Caterpillar», «Четра» и «Dressta». Все эти машины выпускаются много лет, их активно использовали на Крайнем Севере страны, и они хорошо себя зарекомендовали. Однако стоимость затрат на техническое обслуживание бульдозера TD40E (Dressta) на 20 % выше, чем на обслуживание Cat D10T и в 1,5 раза больше затрат на техобслуживание российских машин Т-35 и Т-40. Дороже у польского бульдозера обходится и замена быстроизнашивающихся деталей.
В сегменте бульдозеров мощностью более 850 л.с. имеются только две компании — Komatsu D475A-5 и Cat D11T. Здесь несомненным преимуществом обладает японская машина: при одинаковых технических характеристиках она в 1,5 раза дешевле своего американского собрата. Многие пользователи отмечают, что и в эксплуатации D475A-5 более надежна.
На горнодобывающих предприятиях цветной металлургии обычно используют не менее 2–3 типов бульдозеров разной мощности. Для снижения затрат на техобслуживание и упрощения организации работ целесообразно закупать машины одной компании. Как показал опыт, при разнотипности применяемого оборудования быстро растет номенклатура и стоимость складских остатков запасных частей. К примеру, на одном из предприятий Дальневосточного региона с объемами годовой добычи драгоценного металла менее одной тонны складские остатки запчастей превысили 300 млн руб., при этом на участках постоянно ощущается острая нехватка запасных узлов и деталей.
Только тщательное изучение всех особенностей предлагаемой техники, грамотно заключенные договоры на приобретение и обслуживание бульдозеров позволят избежать ошибок и дополнительных затрат при эксплуатации оборудования, без которого сегодня невозможна отработка любых месторождений.
Начало статьи: Бульдозеры изменяют мир. Часть 1.
Бульдозеры изменяют мир. Часть 2.
Бульдозеры для горного предприятия - оценка перед выбором. Часть 3
Автор: Луняшин Павел Дмитриевич
Комментарии, отзывы, предложения
Магадан, 14.06.16 02:30:02
При нашем курсе доллара толку от зарубежной техники немного. Разве только посмотреть и облизнуться.
Практик, 24.06.16 11:41:39 — Магадан, 14.06.16
Чего вам жаловаться? Цена золота больше 40 $/г. Не жмитесь, хорошая техника не может быть дешевой.
Иван, 06.06.16 05:12:10
Полезная статья, спасибо. Таких бы побольше.