Рейтинг@Mail.ru

Китайские бульдозеры на российском рынке

Луняшин П. Д., горный инженер
Золотодобыча, №234, Май, 2018

Бульдозеры при разработке россыпных месторождений в России продолжают оставаться основной производственной единицей, но произошедшие за последние три года неприятные для золотодобытчиков события вынудили их изменить структуру закупок этого оборудования — стало невыгодно завозить машины старше трех лет. С одной стороны, это положительный момент, так как перестали импортировать старые и неэффективные машины, но, с другой стороны, некоторые небольшие и небогатые предприятия работали именно на таком оборудовании, они и пострадали в конечном итоге. Только в 2017 г. прекратили золотодобычу около 60 предприятий (почти 10% от общего числа).

Несмотря на сложную ситуацию в экономике, потребление бульдозеров в России в 2017 г. выросло по сравнению с 2016-м почти в 1,6 раза.

 

Импорт и производство бульдозеров в 2015–2017 гг.

Показатель
2015
2016
2017
Импорт в РФ
814
765
1360
Производство в РФ
535
476
602
ВСЕГО
1349
1241
1962

 

В развитии производства бульдозеров в КНР выделяются два периода:

- от образования КНР в 1949 г. до 1978-го — года начала экономических реформ,

- с 1978 г. до настоящего времени.

В основу производства бульдозеров было положено широкое использование зарубежного опыта, которое проходит различные фазы: привлечение ведущей зарубежной фирмы — выгодная покупка лицензии на уже устаревшую продукцию; договор, ограничивающий сбыт внутренним рынком; хороший инвестиционный климат в стране. Затем, по мере освоения технологий, начинается замена иностранного своим; заканчиваются сроки договоров и лицензий, начинается конкуренция с недавним партнером. Китай сокращает количество совместных предприятий, предпочитая разрабатывать и выпускать новые модели собственными силами.

Производство гусеничных бульдозеров для горной промышленности началось в Китае с 1958 г. по лицензии Челябинского тракторного завода (Т-100 — китайская копия Т-100М). В 1970-х годах добавилась модель Т-120 мощностью 130 л.с., которая выпускалась несколькими заводами.

К середине 1960-х отношения СССР и КНР стали сворачиваться. В 1978 г. по инициативе Дэн Сяопина в КНР начинаются экономические реформы по переходу к рыночным отношениям. Постановлением Государственного Совета Китая от 1979 г. поручалось подготовить производство бульдозеров шести китайским заводам (приведены современные названия заводов, шестой завод уже не производит бульдозеры): HBXG (лицензии Caterpillar и Komatsu), Shantui, PengPu, HUANGGONG (Zoomlion) и Yishan (лицензия Komatsu).

В 1979 г. правительство КНР приобрело у компании Komatsu лицензию на производство бульдозеров D85 и D155, позднее соглашение распространилось на D65 и D355. К освоению лицензии подключили ряд предприятий. В 1980 г. был пущен Шандунский завод в г. Цзинин — Shantui — для производства бульдозеров по технологиям Komatsu.

В 1986 г. китайское правительство покупает лицензию у Caterpillar на бульдозеры D6D и D7G. Заводы осваивают и их производство. Китайские бульдозеры начинают самостоятельный путь.

В 1992 г. китайцы купили у компании Liebherr лицензию на производство бульдозеров PR-732, PR-742, PR-751. Их выпустили ограниченной серией. В дальнейшем было освоено собственное производство бульдозеров мощностью 160 и 220 л.с. с гидростатическим приводом и с китайским двигателем.

 

Основные модели бульдозеров, производимых в КНР (цены в ДВФО)

               
Мощность бульдозеров в л.с. и цена в долларах США
160–165
180
220–230
320
410–420
533
963
Shantui
SD16
$113000
      DH17
$90000
SD22
$144000
SD32
$220000
SD42
$528000
SD52
$1124000
SD90
Shehwa (HBXG)
TY-165-3
$159000
 
SD7
$159000
SD8R
$243000
SD9
$506000
 
 
Zoomlion (HUANGGONG)
ZD160-3
$90000
 
ZD220-3
$153000
ZD320-3
$214500
 
 
 
LiuGong
CLGB160
$133000
 
CLGB230
$198000
CLGB320
$258000
 
 
 
Shanghai Peng Pu
PD165Y
$90000
 
PD220Y
$142000
PD320Y
$241000
PD410Y
$475000
 
 
SEM
Caterpillar (Qingzhou) Ltd
SEM816
160 лс 17 т
$163000
 
SEM822
220 лс 26 т
$220000
 
 
 
 
XGMA
XC4161L
XC4181L
XC4221L
XC4321L
 
 
 
XCMG
TY-160
$108000
TY-180
$113000
TY-230
$188000
TY-320
$250000
TY-410
$493000
 
 
SINOMACH (YTO)
Синомач группа Йота
 
YD160
 
 
 
YD230
 
 
YD320
 
 
 
 
YISHAN
TY160
$108000
TY180
TY230
TY320
 
 
 
DaDi
Engineering Machinery Co (корпорация Inner Mongolia First Machinery Co)
Max Power
MD16
$103000
 
Max Power
MD23
$175000
Max Power
MD32
$245000
 
 
 

 

При кажущемся обилии производителей китайских бульдозеров, они делятся на 3 основные группы по взятым за основу конструкции условным прототипам — Caterpillar, Komatsu или Liebherr. В данном контексте под прототипом подразумевается сопоставимость геометрических размеров ходовой части, схемы применяемой трансмиссии. Силовые установки отличаются от прототипов в сторону большей мощности и крутящего момента (как это обычно принято в китайской конструкторской школе — повторить или превзойти мастера), соответственно раздаточные коробки отличаются посадочными размерами, передаточные отношения бортовых редукторов изменены.

Бульдозеры некоторых производителей в экспортном исполнении имеют отличия от бульдозеров для внутреннего рынка Китая (например, бульдозер SD7 имеет мощность двигателя 251 л.с., против 220 л.с. у бульдозера SD7 для внутреннего рынка Китая). Впрочем, нельзя считать, что бульдозеры одного типового проекта идентичны у различных производителей. Отличия у разных производителей в технологии производства бульдозеров, в незначительных изменениях конструкции, в качестве комплектующих и, что немаловажно в культуре производства, дают разный результат на выходе.

Большинство китайских производителей взяли за основу лицензионные модели Komatsu (D65E, D85Е, D155A, D355A). Можно сказать, что эти машины являются достаточно работоспособными, но при этом имеются и некоторые недостатки, которые в самой конструкции были изначально: модели Komatsu, которые были скопированы, являются давно устаревшими. Так, 410-сильный бульдозер D355A компания «Komatsu» не выпускает уже 20 лет (заменив его на D275A), хотя технические характеристики, гарантирующие его надежность, позволяют этой машине до сих пор оставаться популярным и одним из широко используемых брэндов. Эта модель не имеет электронных систем управления, которое осуществляется механическими и гидравлическими способами, что в принципе упрощает обслуживание бульдозера. На основе вышеуказанных прототипов в 1980-х годах была разработана базовая серия бульдозеров типовых проектов — TY160, TY220, TY230, TY320.

 Каждый из китайских производителей изменил типовые проекты бульдозеров согласно принятой у себя технологии производства и переименовал маркировку моделей: например, типовой проект китайского бульдозера тип TY160 у Shantui называется SD16, у Peng Pu — PD165, у Zoomlion — ZD160, у YTO (Sinomach) — YD-160. Компании XCMG и YISHAN оставили линейки производимых ими машин под обозначением TY. Фактически китайские бульдозеры типов TY160 (160 л.с.), TY220, TY230 (220 и 230 л.с.), TY320 (320 л.с.), TY410 (410 л.с.) — это одни и те же базовые конструкции с некоторыми техническими различиями, внесенными заводами в типовой проект за годы выпуска, отличающиеся качеством комплектующих, технологией производства, организацией и оснащенностью конкретного производства.

Ко второй группе бульдозеров относится линейка бульдозеров TY165-3, SD6G, SD7, SD8B, SD9, разработанная в период с конца 1980-2000-х гг., прототипом которых являются бульдозеры Caterpillar соответствующих размерностей — D6D, D6G, D7H, D8R, D9. Конструктивно эти модели более современные, чем модели Komatsu — прототипы первой группы. Единственный производитель, выпускающий данную линейку бульдозеров под брендом Shehwa — завод HBXG. Производившиеся ранее модели TY230 (SD7P) и TY320 по технологиям Komatsu с производства сняты с 2010 г., завод полностью сосредоточился на выпуске более производительных и наиболее современных китайских бульдозеров SD7, SD7D, SD8R, SD9, оснащенных делителем крутящего момента в трансмиссии, ходовой частью треугольной формы с поднятым ведущим колесом, бортовым редуктором планетарного типа (остальные китайские бульдозеры 15–25 тягового класса не имеют планетарных бортовых редукторов). Внешне бульдозеры HBXG напоминают бульдозеры лидера тракторостроения — Caterpillar. Пользователи отмечают эффективность более высокого качества сборки тяжелых бульдозеров Shehwa в сравнении с Shantui, ведь Shehwa являются копиями более современных машин.

В третьей, пока немногочисленной группе, — бульдозеры с китайским дизелем Weichai и гидростатической трансмиссией, в основу которых положены принципы, разработанные компанией Liebherr. Китайская компания Caterpillar (Qingzhou) Ltd, принадлежащая американскому концерну Caterpillar, в 2012 г. наладила на специально построенном заводе производство гусеничных бульдозеров классов 10 и 15 т под торговой маркой SEM. Компания Shantui приступила к выпуску бульдозера DH17.

Можно упомянуть четвертую группу бульдозеров — бульдозеры, прототипом которых послужила техника СССР (ДТ-75, Т-100 и пр.) с теми или иными конструктивными изменениями. Линейка этих бульдозеров либо не поставляется в Россию, либо ее выпуск практически прекращен.

 

Производители бульдозеров в Китае

№№

п/п

 
Название завода
 
Расположение
Год основания
Год начала выпуска бульдозеров
 
Брэнд

1

Главный Шаньдунский бульдозерный завод
г. Цзинин провинция Шаньдун
1980
1982
Shantui

2

Завод инженерных машин «HBXG»
Провинция Хэбэй
1956
1966
Shehwa

3

ООО «Компания инженерных машин LiuGong»
г. Лучжоу провинция Гуанси
1958
1960
LiuGong

4

Машиностроительный завод Peng Pu
г. Шанхай провинция Цзянсу
1959
1966
Peng Pu

5

Первая Тракторная Корпорация (Sinomach YTO)
г. Лоян
провинция Хэнань
1955
1958
YD

 

6

Цинхайский машино-строительный завод
г. Хинг 
провинция Цинхай
 
1975
QT D7G
(на внутреннем рынке — QT200T)

7

Тяньцзиньский завод строительных машин
г. Тяньцзинь
1956
1958
T

8

Сучжойский завод погрузчиков XCMG
г. Сюйчжоу провинция Цзянсу
1943
1997
TY

9

Аньшанский тракторный завод
г. Аньшань провинция Ляонин
1948
1956
T

 

10

Caterpillar (Qingzhou) Ltd
(Shandong Engineering Machinery)
г. Цинчжо́у провинция Шаньдун
1953
2014
SEM

 

11

DaDi Engineering Machinery Co* (корпорация Inner Mongolia First Machinery)
г. Баодин, провинция Хэбэй
 
1956
 
2008
 
DaDi

 

Заводов-производителей качественных бульдозеров в Китае всего 5–6 (Shantui, Shehwa, Peng Pu, XCMG, LiuGong), а предложений на рынке не менее 12. Поэтому надежнее приобретать технику только у прямых представителей крупных заводов, тем более что в КНР огромное количество заводиков, собирающих бульдозеры из некачественных комплектующих, что позволяет им предлагать низкие цены. Основное снижение цены достигается за счет снижения качества изготовления и материалов, использования устаревших технологий, комплектации агрегатами с более низкими характеристиками.

Сегодня преимущества китайских производителей — в поддержке государства, в серьёзных инвестициях в собственное развитие, в стоимости рабочей силы, в нацеленности на ценовую конкуренцию. На первых порах у китайцев не было сколько-нибудь вразумительной политики технической поддержки, они не утруждали себя вопросами формирования цивилизованной системы продаж и обслуживания. Как следствие, неразбериха или полное отсутствие запасных частей, технической документации и т.д. Сейчас, по прошествии ряда лет, можно сказать, что положение выправилось, да и качество китайских бульдозеров повышается, хотя они все еще значительно уступают западным аналогам.

Что касается перспектив дальнейшего улучшения качества, то при своем совершенствовании китайская техника неизбежно будет дорожать, следовательно, становиться менее привлекательной. Однако тот, кто привык считать деньги и работать на надежных машинах с хорошей историей работы на горных предприятиях Крайнего Севера, будет продолжать использовать современную технику ведущих производителей — японскую, американскую и западноевропейскую.

Но в сравнении китайской и российской техники мощностью до 250 л.с. пользователи зачастую отдают предпочтение китайской, а не российской. Как это не печально, но китайское качество остается выше нашего: машины ломаются реже, служат при нормальном техническом обслуживании дольше и, что немаловажно, они более комфортны для оператора. Кроме того, в 2016 г. стоимость китайских бульдозеров в долларовом эквиваленте существенно снизилась по причине девальвации юаня в среднем на 5000–15000 долларов США.

Антидемпинговые пошлины спасают российских производителей

В конце 2015 года коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) ввела сроком на пять лет антидемпинговые пошлины на китайские бульдозеры мощностью до 250 л. с. Для большинства импортеров пошлина составляет 44,65% от таможенной стоимости, хотя для некоторых компаний она меньше: так, для бульдозеров Shantui ставка составит 11,31%, для Zoomlion — 13,8%, а для Shehwa — 9,65%.

Китайцы имели возможность обойти защитные меры, создав сборочные производства в странах ЕАЭС, поскольку машинокомплекты не подпадают под антидемпинговые пошлины, но они не воспользовались ситуацией.

В ноябре 2017 г. Департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК возобновил антидемпинговое расследование по инициативе китайского производителя спецтехники Caterpillar (Qingzhou) Ltd, дочерней структуры американской Caterpillar, наладившей на специально построенном заводе производство гусеничных бульдозеров под торговой маркой SEM. Мощности предприятия рассчитаны на производство 4,5 тысяч бульдозеров в год, из которых не менее тысячи предназначено для реализации в странах ЕАЭС. При этом в 2017 г. на всех российских заводах было выпущено в общей сложности 602 гусеничных бульдозера.

Пока экспансию на российский рынок сдерживает высокая антидемпинговая пошлина: так, поставки бульдозеров SEM в страны ЕАЭС сократились в 10 раз.

Отмена пошлины на китайские бульдозеры, учитывая скорость и объемы производства, их технологический уровень и относительно низкие цены могут привести к закрытию российских производств, поскольку у предприятий из КНР больше возможностей для демпинга. Благодаря государственным программам поддержки и льготным кредитам китайские компании могут позволить себе несколько лет работать в убыток, чтобы отобрать рынок у местных производителей. Даже сейчас, когда российские производители защищены импортными пошлинами, они контролируют меньшую долю внутреннего рынка: импорт в Россию товаров из группы «гусеничные бульдозеры» за 2017 г. составил 1360 штук (69,3%).

 

Об авторе


-0+2
Уникальные посетители статьи: 5595, комментариев: 6       

Комментарии, отзывы, предложения

Иванов Н., 25.08.18 03:36:15

Спасибо, есть о чем задуматься. Хорошо бы заодно привести список надежных поставщиков бульдозеров в России.

Артём, 03.09.18 07:22:48 — Иванов Н

Запрашивать на прямую у заводов и обращаться к таможенным брокерам, те в свою очередь берут за услугу по организации доставки и таможни в среднем 25-30 000 руб, на опыте экономия составляет 10-20% от общей цены, тк минуются все прокладки.

Читатель, 03.09.18 11:05:31 — Артём, 03.09.18

Выгода, наверное, есть. Но и сомнение тоже. Когда здесь берешь, то знаешь у кого ремонт и запчасти спрашивать. А из Китая что привезут? Да они же еще и по русски не говорят. Поясните, пожалуйста, вашу схему.

Александр, 11.01.19 23:17:56 — всем

Если выбирать между китайскими и российскими бульдозерами - автор прав, выбор очевиден. НО. Если между китайскими и ХОРОШИМИ - кто умеет считать деньги, решает сам. Китайские бульдозера в условиях Крайнего Севера при жестких нагрузках - выбрасывать деньги на ветер. Бульдозеристы со стажем подтвердят мою мысль.

Извиняюсь за некоторую сумбурность изложения своего мнения

Магадан, 12.01.19 03:23:45 — Александр

Так оно и есть, кто давно работает на Севере, с вами согласится.

Марат, 01.06.21 08:37:00 — frida.ilonova.88@bk.ru

Спасибо за статью! Про Caterpillar было особенно интресно почитать. Нравятся мне больше всех.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Китайские бульдозеры на российском рынке»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "два прибавить 8":