Окончание
Погрузчики КНР
В начале 1960-х годов правительство КНР решило инвестировать значительные средства в развитие производства фронтальных погрузчиков, которые в отличие от экскаваторов не требовали привлечения серьезных ресурсов и технологий. Сегодня среди отраслей китайского машиностроения отрасль по производству погрузчиков является одной из самых зрелых по промышленной форме и по конкуренции на рынке. Прародитель современных китайских погрузчиков, Z450, был разработан при участии завода LiuGong в 1970 г. Это была совершенная для тех времен машина с гидромеханической трансмиссией, гидравлическим рулевым управлением и шарнирно-сочлененной рамой. Затем технология была передана другим производителям, которые стали совершенствовать ее уже самостоятельно. Объемы производства росли невероятными темпами, и в 2011 г. выпуск погрузчиков составлял 246 тыс. штук.
Сейчас в Китае производством погрузчиков занимаются около 130 предприятий. Основные производители — LiuGong, SDLG, Lonking, Xiagong, XCMG, SEM и Foton. Но в числе этих компаний только XCMG и LiuGong могут отметиться выпуском погрузчиков с емкостью ковша от 5 до 6,5 м3. Обе компании высоко котируются в мировом рейтинге производителей строительного и горного оборудования — по итогам 2013 года XCMG занимает 11-е место, LiuGong — 20-е.
Концерн XCMG (Xuzhou Construction Machinery Group Inc), основанный в 1989 г., — самое крупное предприятие по разработке и изготовлению строительной техники в Китае с годовым оборотом в 2 трлн $. За счет создания 14 совместных предприятий со всемирно известными производителями (Caterpillar, Liebherr, ThyssenKrupp и др.) XCMG не уступает по качеству иностранным аналогам. На выбор потребителей для горной промышленности XCMG предлагает несколько моделей фронтальных колесных погрузчиков серии LW, которые были модернизированы в 2010–2014 гг. При разработке современных погрузчиков конструкторы XCMG учли последние достижения индустрии машиностроения. В результате получился механизм, который отличается эргономичностью и надежностью, чему в немалой степени способствуют современные японские технологии, ставшие неотъемлемой частью рабочего процесса. Погрузчики XCMG комплектуется двигателями Cummins современной серии QSM, немецкой ZF планетарно-гидромеханической трансмиссией, а также прочными мостами Huzhou Meritor. XCMG уделяет особое внимание не только механическому оснащению фронтальных погрузчиков, но и внешнему виду и комфорту оператора. Предусмотрено и удобное техническое обслуживание погрузчика. В частности, большая боковая дверь в капоте обеспечивает свободный доступ к двигателю, большинство используемых деталей легко поддаются замене. В линейке XCMG 5 погрузчиков с ковшами от 5,0 до 6,5 м3. Это 5-кубовый LW900KN, LW1000 и LW1100 с ковшами 5,5 м3 и самый мощный китайский погрузчик LW1200К с ковшом 6,5 м3 мощностью 525 л.с. и весом 48 т. Примерные цены на эти погрузчики в Благовещенске составляют соответственно (тыс. $) 310, 365, 407 и 630.
LiuGong (LiuGong Machinery Co Ltd) — акционерная машиностроительная компания корпорации «Guanxi LiuGong Machinery» — основана в 1958 г. на мощностях старейшего в Китае завода-производителя колесных погрузчиков. LiuGong Machinery является стратегическим партнером таких компаний, как «Kawasaki» (Япония) — крупнейшего в мире производителя гидравлических систем, «ZF Passau GmbH» (Германия) — производителя мостов и трансмиссий, Cummins (США) — предприятия по производству известных во всем мире своей надежностью двигателей.
LiuGong входит в тройку ведущих китайских производителей погрузчиков, а также в список 500 ведущих компаний Китая. Самостоятельные разработки колесных погрузчиков тяжелого класса компания LiuGong проводит с 1976 г., когда был спроектирован крупнейший на тот момент в КНР погрузчик ZL90. В современной линейке компании представлены 5,4-кубовый CLG 899 и 6,5-кубовый CLG 899III грузоподъемностью 11,5 т и мощностью двигателя 532 л.с., впервые представленный в 2008 г. Машина создана с использованием инновационных технологий, соответствует стандарту Tier III и отвечает потребностям международного рынка. На своих погрузчиках компания производит планомерную замену устаревших двигателей Cummins KTA-19 на современные QSK-19.
Стоит отметить, что вопреки распространенному мнению о недостаточном качестве машин из Поднебесной, погрузчики XCMG и LiuGong, судя по отзывам владельцев, вполне могут составить конкуренцию европейским и американским моделям. А если говорить о цене, стоимость таких погрузчиков оказывается в 2–3 раза дешевле, что и является ключевым фактором при выборе подобной техники. Многие небольшие горные предприятия могут себе позволить именно такое оборудование. Необходимым условием при этом должно быть приобретение погрузчиков только у официальных дилеров (в Китае огромное количество различных клонов, копирующих продукцию лучших китайских производителей). Также стоит обратить особое внимание на резину, которой комплектуются фронтальные погрузчики, — в ряде случаев шины китайского производства имеют незначительный срок службы.
Белорусский автомобильный завод (БелАЗ) известен как крупнейший в мире производитель карьерных самосвалов, но в линейке его продукции присутствуют также и карьерные погрузчики с ковшом емкостью 6,0 м3 БелАЗ 7822 и БелАЗ 78221, выпуск которых был начат в 1998 г. Как и другие производители фронтальных погрузчиков, БелАЗ занимается совершенствованием своей продукции: в производство пошли модернизированные модификации этих моделей, обеспечивающих не только большую производительность, но и высокую безопасность, комфортность и низкую стоимость их эксплуатации. Модернизированный фронтальный погрузчик БелАЗ-7822 (78221) с кабиной улучшенной комфортности доступен для покупателей в вариантах с двигателем ЯМЗ-8424.10-06 мощностью 490 л.с. и Cummins KTA 19C мощностью 425 л.с. (в связи с прекращением производства KTA 19C на последних моделях устанавливают более современные и дорогие QSK-19-C520). Увеличен внутренний объем кабины, новый вариант остекления улучшает обзорность. Система подрессоривания сиденья водителя улучшена, установлено более комфортабельное кресло. Новая рулевая колонка с дополнительной степенью регулировки и улучшенной эргономикой облегчает управление, усилен обогрев салона кабины. Панели приборов приобрели современный дизайн. По заказу потребителя может быть установлены система мониторинга и диагностики, кондиционер и электрообогрев лобового стекла. Глубоко модернизирована гидравлическая система управления рабочим оборудованием, которая отличается от прежнего варианта погрузчика применением принципиально новой гидросхемы, установкой насосов переменной производительности, модернизированного гидрораспределителя и рукавов высокого давления, изготовленных по новой технологии. Улучшен и внешний дизайн погрузчика, который, по мнению специалистов белорусского предприятия, определен гармонично вписанной объемно-пространственной структурой новой кабины в общую архитектуру машины. Все перечисленное выше позволит существенно улучшить условия эксплуатации, безопасность и комфортабельность работы водителя машины по сравнению с погрузчиками серии БелАЗ-7822 с прежней кабиной. Помимо этого, в зависимости от условий эксплуатации, согласно предварительным расчетам, экономическая эффективность от внедрения погрузчика с новой кабиной увеличит производительность на 2–2,5 %.
На белорусском предприятии ведется работа по созданию новых мощных погрузчиков БелАЗ 78240 с ковшом 6,5 м3 и БелАЗ 78250 с ковшом 11,5 м3.
Российские фронтальные погрузчики Четра
В СССР с 1984 г. выпускалась только одна модель фронтального погрузчика для горных работ — это 75-тонный ТО-21 с ковшом 7,5 м3, но из-за развала страны продолжения не последовало, и всего было выпущено не более 20 машин.
В современной России производством погрузчиков для горных работ занялся Чебоксарский тракторный завод, который в 1994 г. выпустил 6-кубовый ПК-12.02.
С 2002 г. техника Чебоксарского завода была официально представлена как бренд ЧЕТРА, ныне известный во многих странах мира. Мощные погрузчики являются полностью собственными конструкциями компании. ПК-12.02 грузоподъемностью 12 т выпускаются в нескольких модификациях: ПК-12.02-01 с ковшом 6,3 м3, ПК-12.02-02 с ковшом 6,7 м3 и ПК-12.02-01 с ковшом 10,7 м3 (для угля). Погрузчики отличаются моделями установленных на них дизелей: ПК-12.02 — с ярославским дизелем ЯМЗ-850.10 и ПК-12.02К — с дизелем КТА 19-С510 (Cummins, США). Погрузчик может эксплуатироваться с полной нагрузкой в интервале температур окружающего воздуха от минус 50° С до плюс 35° С.
В 2012 г. Четра впервые представила фронтальный погрузчик Четра ПК-120, являющийся инновационной разработкой. Это машина с электромеханической трансмиссией, позволяющей снизить расход топлива на 20–30 %. Погрузчик по желанию заказчика комплектуется 520-сильным двигателем ЯМЗ-850-10 или современным 480-сильным QSK-19-C250 c электронным впрыском топлива. Вентилятор оснащается гидростатическим приводом, что позволяет ему работать независимо от числа оборотов двигателя. В гидросистеме применены аксиальные насосы немецкого производства. КПП — с электрогидроуправлением и автоматическим переключением передач. Внедрен целый ряд нововведений, призванных сделать труд оператора более комфортным, а погрузчик более конкурентоспособным на рынке. В первую очередь изменения коснулись интерьера кабины, выполненного из современных пластических материалов, в изготовлении которых применялся метод вакуумной формовки. Конструкторы окружили водительское сиденье полным набором современной аппаратуры. Оснащаться кабина будет новым набором приборно-измерительных комплексов и глобальной спутниковой системой ГЛОНАСС. Благодаря внедрению электрогидравлической системы управление погрузчиком и его оборудованием осуществляется при помощи джойстиков, заменивших морально устаревшие механические рычаги. Уникальность кабины погрузчика ЧЕТРА ПК-120 — в ее остеклении. Использование современных полимеров дает возможность свести к минимуму, а в некоторых случаях и полностью исключить установку металлического каркаса. Это кардинально увеличивает обзорность машины, что, в свою очередь, улучшит условия эксплуатации машины. Из-за изменения расположения двигателя и радиатора верхнее строение модернизированного погрузчика также обновилось. Все металлические панели оклеиваются изнутри тепло- и шумоизоляционным материалом. Благодаря им колесная машина будет соответствовать нормам по внешнему шуму, в том числе и строжайшим европейским стандартам. Дистанционный позиционер стрелы устанавливает верхнее и крайнее нижнее положение ковша с учетом высоты кузова самосвала, при этом ковш плавно останавливается по месту, заданному позиционером. За счет всех нововведений продолжительность рабочего цикла у ПК-120 составляет 17,7 сек (против 24,0 сек у ПК-12.02). Погрузчики ПК-120 завершают испытания и поступят в серийное производство в 2016 году.
В целом белорусские и российские погрузчики уступают по технической надежности аналогичным машинам мировых грандов, но выигрывают по соотношению цена-качество и по уровню эксплуатационных расходов. При этом погрузчики Четра ПК-12.02 при цене 15,1 млн руб. пока выигрывают не только у китайцев (6,5-кубовый погрузчик LW1200K, цена 24 млн руб.), но и у белорусов (22,0 млн руб.).
Таблица 2. Технические характеристики карьерных фронтальных колесных погрузчиков
Модель |
Год создания компании и выпуска первой модели |
Год выпуска первого погрузчика |
Экспл. масса, т |
Полезная нагрузка, т |
Объём ковша, (с «шапкой») м3 |
Мощность двигателя, л.с. |
Caterpillar |
1925 |
1959 |
|
|
|
|
980H |
|
|
31,2 |
|
5,7 |
322 |
986H |
2012 |
|
42,9 |
10,0 |
5,8 |
409 |
988H |
1963 |
|
52,2 |
11,4 |
6,4 |
507 |
990H |
|
|
78,9 |
15,0 |
7,3 |
627 |
992K |
1962 |
|
99,8 |
21,7 |
11,5 |
814 |
993K |
|
|
133,6 |
22,7 |
13,0 |
950 |
994H |
1991 |
|
193,8 |
35,0 |
19,0 |
1463 |
Komatsu |
1921 |
1956 |
|
|
|
|
WA500-3 |
1985 |
|
30,6 |
7,8 |
5,5 |
315 |
WA600-3 |
|
|
45,2 |
11,0 |
6,1 |
440 |
WA700-3 |
|
|
70,4 |
15,6 |
8,7 |
641 |
WA800-3 |
1986 |
|
101,1 |
20,0 |
11,0 |
808 |
WA900-3 |
1996 |
|
102,9 |
23,4 |
13,0 |
853 |
WA1200-3 |
1999 |
|
205,2 |
36,0 |
20,0 |
1560 |
Volvo |
1924 |
1985 |
|
|
|
|
L180F |
1990 |
2008 |
27,7 |
8,7 |
4,2 |
333 |
L220F |
1990 |
2008 |
33,2 |
10,1 |
5,0 |
371 |
L250G |
2011 |
2011 |
34,9 |
|
5,6 |
396 |
L350F |
1991 |
2008 |
50,9 |
|
7,7 |
528 |
LeTourneau |
1919 |
1960 |
|
|
|
|
L-950 |
|
|
106,6 |
24,5 |
13,8 |
1050 |
L-1150 |
2008 |
|
140,6 |
34,5 |
19,1 |
1205 |
L-1350 |
2004 |
|
181,4 |
38,1 |
22,9 |
1600 |
L-1850 |
2002 |
|
229,5 |
43,4 |
30,6 |
2000 |
L-2350 |
2000 |
|
262,2 |
72,6 |
40,5 |
2300 |
Hitachi |
1910 |
1972 |
|
|
|
|
ZW370-5В |
|
2013 |
34,1 |
|
5,0 |
388 |
ZW550-5В |
|
2013 |
47,5 |
|
6,8 |
531 |
Liebherr |
1949 |
1990 |
|
|
|
|
L580 |
|
2001 |
24,6 |
18,0 |
5,0 |
272 |
L586 |
|
|
31,4 |
20,4 |
5,5 |
340 |
Dressta |
1937 |
1971 |
|
|
|
|
L555C |
|
|
29,3 |
|
4,2 |
319 |
L560E Exstra |
1970 |
1991 |
42,0 |
|
5,7 |
427 |
Doosan |
1896 |
2005 |
|
|
|
|
DL500 |
|
|
30,6 |
|
5,0 |
340 |
DL550-3 |
|
|
31,1 |
|
5,4 |
380 |
Hyundai |
|
1991 |
|
|
|
|
HL 780-9A |
1991 |
2012 |
30,3 |
15,8 |
5,4 |
344 |
John Deere |
1837 |
1967 |
|
|
|
|
JD 844K-II |
|
2013 |
34,1 |
11,1 |
5,5 |
380 |
БелАЗ |
1948 |
1992 |
|
|
|
|
7822 (78221) |
|
1997 |
54,0 |
10,0 |
6,0 |
490(425) |
78240 |
|
испытания |
|
|
6,6 |
|
78250 |
|
испытания |
|
|
11,5 |
|
Четра |
1974 |
1994 |
|
|
|
|
ПК-12.02 |
1994 |
|
54,2 |
12,0 |
6,3 |
520/460 |
ПК-120 |
2013 |
испытания |
52,9 |
12,0 |
6,7 |
520/480 |
XCMG |
1989 |
1989 |
|
|
|
|
LW900KN |
|
2014 |
29,5 |
9,0 |
5,0 |
340 |
LW1000 |
|
2012 |
34,0 |
10,0 |
5,5 |
405 |
LW1100 |
|
2012 |
35,0 |
11,0 |
5,5 |
405 |
LW1200K |
|
2010 |
48,0 |
12,0 |
6,5 |
532 |
LiuGong |
1989 |
1989 |
|
|
|
|
CLG899 |
|
|
42,5 |
10,0 |
5,4 |
532 |
CLG899 III |
|
2008 |
48,0 |
11,5 |
6,4 |
532 |
Kawasaki |
1878 |
1962 |
|
|
|
|
95 Z7 |
|
2013 |
34,3 |
|
5,6 |
388 |
115 Z7 |
|
2013 |
48 |
15,2 |
6,4 |
469 |
Authent135 ZV-2 |
|
2009 |
79,9 |
|
9,2 |
720 |
BEML Индия |
1964 |
|
|
|
|
|
BL54 |
|
|
43,3 |
|
6,3 |
420 |
Карьерные фронтальные погрузчики продолжают свой путь постоянного совершенствования, основные направления которого увеличение грузоподъемности, мощности, маневренно-скоростных качеств, износостойкости шин, создание малотоксичных двигателей, модификаций машин с удлиненной стрелой.
Карьерные фронтальные погрузчики, часть 1
Карьерные фронтальные погрузчики, часть 2
Комментарии, отзывы, предложения
Коровин И., 16.01.17 10:52:16 — Админ
Поддерживаю Новикова. Статья интересная, ее нужно открыть для широкого просмотра.
Админ, 16.01.17 22:42:14 — Новиков, Коровин
Ваше пожелание учтено.
Механик, 18.01.17 00:33:42
Сейчас выбор из двух, или российские или китайские. Остальные не по карману.
Новиков И., 13.01.17 10:00:09 — Админ
Зачем закрыли статью? Почитать бы мнения.