Рейтинг@Mail.ru

Какой бульдозер выбрать или нужен ли вам бульдозер с гидростатическим приводом

Луняшин П. Д., горный инженер
Золотодобыча, №233, Апрель, 2018

Гидростатическая трансмиссия, которую многие производители успешно применяют уже более 40 лет, дает бульдозеру ряд преимуществ. Оператору не нужно думать над выбором передачи (выбирая только скоростной диапазон), так как крутящий момент и обороты регулируются бесступенчато и автоматически, в зависимости от нагрузки и выбранного оператором скоростного диапазона. С гидростатическим приводом и GPS относительно неопытный оператор может запустить машину и справиться со сложной работой. Как показывает практика, машины с гидростатической трансмиссией в процессе длительной эксплуатации расходуют меньше топлива и позволяют повысить интенсивность работ.

Основоположником гидростатического привода на бульдозерах выступила компания «Liebherr», успехи которой в разработке и производстве гидростатического привода для бульдозеров основаны на опыте компании в другом ее бизнесе — авиационном гидроприводе, которым немецкие специалисты занялись в начале 1960-х годов. К гидроприводу для летательных аппаратов предъявляют чрезвычайно жесткие требования: он должен быть абсолютно надежен; выдерживать перепады температуры более чем 100 °С, не теряя функциональности при миниатюрных размерах и минимальном собственном весе. Сегодня гидростатикой оснащают всю линейку бульдозеров Liebherr — от 12-тонного PR 714 Litronic до 73-тонного PR 776 Litronic.

Уникальный опыт «Liebherr» подхватили «Sauer-Danfoss» и «Bosch-Rexroth», освоившие производство аналогичной гидроаппаратуры, что позволило гидростатической трансмиссии получить широкое распространение, а специалистам заявить о гидростатической революции в производстве гусеничных бульдозеров.

В 1976 г. разработчики компании «John Deere» создали собственный бульдозер с гидростатической трансмиссией. Всю производимую ими линейку бульдозеров они оснащают гидростатическим приводом.

В России также появился свой производитель бульдозеров, оснащённых гидростатикой, — компания «ДСТ-УРАЛ». В 2011 г. в серию запущен новый бульдозер ТМ10 с гидростатической трансмиссией — ГСТ Bosch-Rexroth. Выбор ГСТ определен многолетним опытом исполь­зования этой трансмиссии ведущими машиностроительными компаниями «Liebherr» и «John Deere».

 

Таблица 1. Объёмы производства тракторов с гидростатической трансмиссией ДСТ-УРАЛ

                    Год
                              Количество тракторов
                   2012
                                      125
                   2013
                                      160
                   2014
                                        94
                   2015
                                      103
                   2016
                                        97
                   2017
                                      137

 

Американский производитель «Case» также оснащает свою линейку бульдозеров гидростатической трансмиссией.

Даже такой приверженец «механики», как Caterpillar, не уклонился от модного течения. «Caterpillar» использует гидростатику не только на легких моделях мощностью 75–100 л.с. и весом 8–10 т, но и на средней модели новой серии — D6K2, оснащенной гидростатическим приводом с системой регулирования тяги, которая сокращает проскальзывание гусеничных лент при работе под максимальной нагрузкой. Это позволяет в большинстве случаев избежать необходимости подъема отвала для предотвращения проскальзывания. К числу преимуществ также относятся повышение производительности, сокращение износа ходовой части и снижение нагрузки на оператора.

Китайская компания «Cat (Qingzhou) Ltd», бывшая «SEM», запустила в 2014 г. в Китае новый завод производственной мощностью более 4000 бульдозеров в год по выпуску двух моделей — SEM816 и SEM822 — с гидростатической трансмиссией. Эти машины достаточно новые для российского рынка, но они уже работают на золотодобыче. В старательской артели «Восток-1» в Амурской области успешно работают 220-сильные бульдозеры SEM822. Несмотря на высокую, по сравнению с другими китайскими аналогами, стоимость ($220 тыс. против $144 тыс. на SD22 Shantui и $159 тыс. Shehwa), старатели предпочли эти бульдозеры и довольны их работой на горных полигонах. В результате введения в начале 2016 г. антидемпинговой пошлины в размере 44,65% на китайские гусеничные бульдозеры мощностью до 250 л. с. поставки бульдозеров SEM в страны ЕАЭС сократились в 10 раз, но после двухлетнего успешного опыта эксплуатации SEM822 на золотодобыче старатели продолжают покупать эти машины, хотя цена их выросла в 1,5 раза (но при этом все равно остается вдвое ниже аналогичного по мощности Liebherr PR734L).

«Проснулись» и конструкторы одной из ведущих китайских компаний: «Shantui» выпустил на рынок 173-сильный бульдозер DH17 с гидростатической трансмиссией.

 

Таблица 2. Бульдозеры с гидростатическим приводом

Компания

Модель. Вес (т). Мощность (л.с.)

 

 

Liebherr

PR 724L

PR 734L

PR 744L

PR 754L

PR 764L

PR 776L

16,8–20,3

18,0–22,1

24,6–30,9

35,0–42,4

45,2–53,6

64,7–73,2

163

204

252

340

422

768

 

John Deere

750J-II

850J-II

950K

1050K

 

 

15,6-16,7

18,2-20,1

29,6-33,4

42,8-43,1

 

 

155

205

265

350

 

 

 

 

ДСТ-УРАЛ

 

ГСТ9/ГСТ10

ГСТ12

ГСТ15

ГСТ20

 

 

17,5/19,0

21,0

26,0

38,5

 

 

180

240

300

412

 

 

Cat (Qingzhou) Ltd

SEM816

 

SEM822

 

 

 

17,0

 

26,0

 

 

 

160

 

220

 

 

 

 

Caterpillar

D6K2

 

 

 

 

 

14,3

 

 

 

 

 

160

 

 

 

 

 

 

 

Case

1650M

1850K

2050M

2550

3550

 

17,9–18,8

20,0–22,4

20,2–22,8

30,4

39,1

 

162

194

214

237

345

 

 

Shantui

DH17

 

 

 

 

 

18,9

 

 

 

 

 

173

 

 

 

 

 

 

Гидростатическая трансмиссия, применяемая прежде на бульдозерах легкого класса, распространилась и на спецтехнику среднего и тяжелого класса: в 2016 г. «Liebherr» начал серийное производство первого в мире 73-тонного бульдозера мощностью 768 л.с. с гидростатической трансмиссией. Примечательно, что он применил, в отличие от использовавшейся на всех других моделях традиционной схемы, конструктивную схему с высоким расположением ведущей звездочки, что позволяет исключить появление в бортовых передачах напряжений по причине поперечного смещения рам гусеничных тележек, а также ударных нагрузок, вызванных неровностями рельефа. Несколько таких машин успешно эксплуатируются в России.

Почему же достаточно сложная гидростатика так быстро вошла в обиход на бульдозерах?

Применение гидростатического привода позволило упростить силовую передачу, реализовать модульный принцип компоновки, отказаться от таких традиционных трансмиссионных узлов, как гидротрансформатор, коробка передач, главная передача, механизмы поворота и тормоза.

В зависимости от внешних нагрузок, возникающих на рабочих органах, гидростатический привод бульдозера с электронной системой управления в автоматическом режиме регулирует тяговые усилия и рабочие скорости бульдозера. Электронный ограничитель нагрузки позволяет автоматически снижать скорость передвижения бульдозера для достижения полной реализации усилия на рабочих органах при постоянной максимальной силе тяги. Благодаря гидростатическому приводу тяговое усилие бульдозера не зависит от частоты вращения двигателя. Также благодаря гидростатическому приводу возможен плавный бесступенчатый поворот машины без разрыва потока мощности, подводимого к обеим гусеницам. Это позволяет разрабатывать и перемещать грунты и породы на криволинейных участках рабочей площадки и прокладываемой трассы. Такой тип трансмиссии обеспечивает разворот бульдозера на месте за счет того, что его гусеницы могут вращаться в противоположные стороны. Это существенно повышает маневренность бульдозера при работе в стесненных условиях. Все управление бульдозером сосредоточено в одном джойстике. Отсутствие тормозных педалей, рычагов включения фрикционов и рычага переключения передач значительно снижает утомляемость оператора и повышает точность и безопасность выполнения работ.

 Гидравлическая трансмиссия не лишена недостатков, что препятствует широкому внедрению оборудованных ей бульдозеров на горных работах в нашей стране. Высокая точность, необходимая при производстве гидроаппаратуры, отражается на ее стоимости. Гидростатическая трансмиссия требовательна к качеству и чистоте рабочей жидкости, а диагностику неисправности и ремонт должен выполнять квалифицированный специалист.

Гидростатика не прощает ошибок и халатности. Но при должном уходе гидронасосы и гидромоторы практически не подвержены износу. Недостатком является наличие сложных электронных блоков для обеспечения прямолинейного движения. Требует специальных решений обеспечение запуска в работу при низких температурах. Для гидростатического привода характерна проблема значительного теплообразования. Для отвода тепла используют отдельный радиатор, встроенный в основной радиаторный блок и охлаждаемый гидроприводным вентилятором с включением от термостата.

Однако такая система привода требует и более высокой культуры обслуживания со стороны технического персонала, что зачастую является ощутимой преградой при внедрении подобных систем.

 

Об авторе

 


-21+10
Уникальные посетители статьи: 7973, комментариев: 10       

Комментарии, отзывы, предложения

Механик, 25.05.18 08:07:36

Никогда, еще раз говорю никогда не покупайте бульдозер ДСТ. Брали 2 в 2013 (как раз когда у них максимальный объем выпуска был), решили попробовать себе на голову. Агрегаты выходят из строя, качество сварки отвратное, металл как пластилин, рамы отвалы по швам лопаются, отвал буквой V загнуло, отправляли на завод переделывать. Коэфиициент выхода выше 30 не поднимался, через 2 года мучений поставили под забор.

Ден, 27.05.18 12:53:35

Дст Качество соответствует цене? С 2013 много воды утекло может поменялось что, а то обидно что наши опять не смогли

Усть-Омчуг, 28.05.18 11:43:24

На Колыме, в частности, в Тенькинском районе, в крупных артелях у руководства считается дурным тоном работать с российской техникой. В основном эксплуатируется техника «Камацу»: Д-65, 55,155,355,375 и 475, американские Д-10, Д-9. Если в более скромном варианте – широко представлены китайские бульдозеры.

Какова же позиция Российского государства по этому вопросу? Ведь санкции могут быть наложены и на поставки техники и запасных частей в любой момент, когда это сочтут нужным западные правительства и их союзники. И тогда вся горнодобывающая промышленность России может получить большие трудности, которые мы уже проходили.

zepp, 18.12.18 13:47:20 — Коллегам

Мне наверно повезло , я поработал и на Коматцу 65 , Кат д-6 и Либхер 724 , все одного класса. Лучше и приятней всего работать на Либхере , я бы даже сказал , что очень здорово, уж очень комфортно - тишина и филиганный миллиметраж в управлении. Однако машина требует очень жесткого регламента по обслуживанию и со слов механика , ходовка (направляйка ) послабей будет , чем у конкурентов. Но в целом , машины Кат и Коматцу будут надежней , из-за неприхотливости и конечно же тоже - машины суперклассные .

Игорь, 11.04.19 10:46:17

Про бульдозеры. У нас в пользовании машина от SEM (дочка Caterpillar), модель 822. Вообще у них, по-моему, две модели, но мы решили остановиться на более тяжелой и мощной, хотя они обе фору многим дадут по выносливости и работоспособности. Так вот, как я говорил, это дочерний филиал «Катерпиллар». Соответственно, большинство внутренностей произведены под из контролем и чутким руководством. Насосы и моторы хода от оригинальные бошевские. В кабине просторно, обзор отличный. Я поработал в свое время на старых бульдозерах, в этом тоже решил посидеть, сравнить. Отличия, как говорится налицо. Теперь водители словно в офисе работают. Нет рычагов торможения бортовых. Есть один джойстик, который отвечает и за скорость, и за повороты. Есть даже круиз контроль. Приборная панель легко читаемая, все показатели как на ладони, если какая неисправность, он дополнительно сигнализирует. Что по ходовой части. Плавное переключение скорости, плавный разворот на месте. Это немаловажные детали, они дополнительно позволяют топливо сэкономить. Нагрузка распределяется грамотно, машина не проседает даже на рыхлых участках. В темное время суток за счет мощных фар хорошая видимость и никакого дискомфорта при работе.

Марат, 23.05.19 16:24:04

Насчет SEM соглашусь - машны действительно отличные, подешевле CAT и Liebher будут. Первая правда китайцами владеет, что идет им только в плюс - многие узлы чистая копия Caterpillar.

Наше предприятие работает на лесозаготовке, поэтому бульдозуры нужны нам всегда: расчистка участков, выравнивание грунта для проезда лесовозов и т.д. Используем SEM 816.

Для работы в лесу это то, что нужно. Небольшие габариты (для своего класса) существенно упрощают транспортировку. Мы для этого просто берем свой самый крупный платформенный лесовоз на базе урала. Довез до нужного участка, сгрузил и наслаждайся.

Гидростатка на бульдозере реально ощущается. Даже при повышенном режиме нагрузки машина движется максимально плавно. Грамотное распределение нагрузки существенно экономит ресурс двигателя. Электронная система управления сильно развязывает руки оператора. Удобный джойстик сводит его работу к минмуму. Задал нужный скоростной диапазон, выставил мощность и вперед.

Премущества гидростатики для маневренности трудно не оценить. Раздельное движение гусениц реально обеспечивает разворот на месте. Это особенно важно при работе в плотном лесном массиве.

По части обслуживания пока все хорошо. Вовремя меняем масло и пока проблем не возникало. Все функции, для которых бульдозер брали, выполняет отлично. А если он хорош в горном деле и лесозаготовке, то на дорожных работах и подавно.

Механик, 23.05.19 17:34:57

Спасибо, за отзывы о машинах. Цены таким комментариям нет.

Денис, 31.08.19 12:01:53

Вот насчет бульдозеров SEM соглашусь с вышеотписавшимися на все 100%. Машина хоть и позиционируется на нашем рынке как китайская, но из китайского в ней - только рабочие руки в сборочном цеху завода, который, кстати принадлежит как раз Caterpillar. Все комплектующие разработаны американцами, их же инженеры и приемку проводят.

У нас 822-й, старший, так сказать брат 816-го. Бульдозер надежный, нет никаких проблем в эксплуатации - за 3 года только расходники меняли и ТО делали по регламенту. Серьезных неисправностей или поломок не было. Ни разу график земляных работ не срывался, всегда на Семыча надеяться можно. Гребет как танк, любой грунт, в песках не вязнет. При развороте мощьность не падает. И в жару, и в холод пашет как конь, в мороз заводится, не капризничает.

По управлению вопросов нет, управляется одной рукой с джойстика. В кабине можно поддерживать комфортную для работы температуру - есть и кондик, и печка. Шума почти не слышно, а то на старых наших моделях как поработаешь смену, так только по приезду домой человеческую речь нормально воспринимать начинаешь, будто из вертолета вышел. По трансмиссии - гидростатическая, очень удобно. Машина сама регулирует выдаваемую мощность и обороты движка в зависимости от нагрузки. Едет, можно сказать, плавно, внутри особо не трясет. Так что советую присмотреться.

Георгий, 09.10.19 07:59:54

Работаю на бульдозере SEM 816 уже второй год. У нас в парке еще есть Cat, куда я раньше просто мечтал пересесть, а теперь даже без проблем и вопросов, не жду уже места, меня и тут все устраивает. По сути, особой разницы нет, потому что SEM это дочка Кэта. Не буду утверждать, что там все полностью идентично, возможно разница есть, все таки не зря ж цена ниже. Но серьезных каких-то различий я и не вижу.Самое главное для меня, это комфорт в кабине бульдозера. Если ты едешь и тебе удобно, то ты сможешь работать и восемь и двенадцать часов вообще без проблем. Мы работаем по 12, с перерывами, конечно, но даже когда бывают авралы, не замечаешь, что ты в седле, такое чувство, что ты в кресле дома, жаль, что пледа и телека не хватает))Второй важный момент это широкая обзорность, во первых, это для твоей безопасности, и безопасности тех, кто работает рядом. Обзорность днем за счет широких стекол, а ночью за счет мощных фонарей.Гидростатика надежная, вот иначе просто не сказать, бывает упрешься в что-то твердое, в другая бы техника перегруз поймала, а тут автоматика все вырубает, выйдешь, посмотришь, зайдешь с другой стороны и все можно сделать изи-бризи.

Илья, 26.05.21 18:39:50

По мне так Caterpillar - лучшие. Сколько не пробовал ездить на других - совершенно не идут ни в какое сравнение.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Какой бульдозер выбрать или нужен ли вам бульдозер с гидростатическим приводом»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "два прибавить 1":