Опыт применения вскрышного комплекса «Гидравлический экскаватор–МЛК-1200» на объектах АО «Прииск Соловьевский» в промывочном сезоне 2018 года

Черемнов С. А., горный инженер,
зам. Ген.директора
АО «Прииск Соловьевский»
Золотодобыча, №240, Ноябрь, 2018

Промывочный сезон 2018 года на объектах Соловьевского Прииска в Забайкальском крае выдался на редкость богатым на проблемы. В марте за неделю до пуска в сезон сильно пострадала от пожара драга №111 в Читинском районе. На ликвидацию последствий и непредвиденный ремонт ушло два месяца добычного сезона. Обильные осадки в Шилкинском районе на протяжении летних месяцев не просто усложнили ведение горных работ — они привели к катастрофическому наводнению на р. Кия, которого не было более чем за весь 130-летний период метеонаблюдений. Ушли под воду, были замыты рабочие полигоны, а также часть техники, промприборы и проходивший испытания мобильно-ленточный конвейер МЛК-1200. После этого катаклизма мобильный транспортер, пробиваться к которому пришлось больше недели, вначале разобрали «в ноль», чтобы затем, по сути, построить заново. Полтора-два месяца ушло на ликвидацию разгула Природы.

Но тем не менее опытная эксплуатация комплекса «Гидравлический экскаватор-мобильный ленточный конвейер» показала большой потенциал и перспективу развития такого способа вскрыши. В данном виде МЛК-1200, используя гусеничный ход и повороты платформы, позволяет формировать компактные вскрышные отвалы, максимально используя ограниченное подотвальное пространство. Высота формируемого отвала может достигать 11–11,5 м. Ширина вскрываемого на один борт полигона составляет порядка 50 м. Для этого на первой заходке транспортер выставляется за контуром запасов, а экскаватор ведет разработку пород внутри контура на максимально возможную ширину. Обычно это порядка 20 м (для размещения МЛК требуется 15 м). Затем на второй и последующих заходках транспортер заезжает на отработанную экскаватором полосу, откуда подает породу на борт разреза. При этом максимальная глубина, на которую можно поставить транспортер с возможностью разгрузки на борт, достигает 5,5 м от точки стояния до дневной поверхности. Учитывая возможную глубину черпания экскаватора в пределах 5,5 м, получаем возможную глубину разработки до 10–11 м.

 

Наиболее эффективно и производительно МЛК работает на сухих мелких грунтах и мерзлом разрыхленном материале
Наиболее эффективно и производительно МЛК работает на сухих мелких грунтах и мерзлом разрыхленном материале

 

Производительность всего комплекса определяется производительностью экскаватора. И как показал опыт, в комплексе лучше использовать экскаватор 450-го типоразмера с ковшом объемом 2,5–3,0 м3. В этом случае реально достижение суточной производительности по вскрыше 8 тыс. м3. Сам транспортер может «вывозить» показатели значительно больше этой цифры. В порядке эксперимента мы попытались «задушить» транспортер одновременной загрузкой двумя экскаваторами с ковшами 1,4 и 1,85 м3 — НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ! Транспортер спокойно «проглатывал» всю загрузку, показывая имеющийся у него резерв минимум еще процентов в 30.

Использование бульдозера в комплексе желательно, но не категорично. На оттаявших грунтах возможно обходиться без бульдозерной техники — дорожку для движения транспортера экскаватор может делать сам, так же, как и самостоятельно разрабатывать забой. В осенне-зимний период допускается бульдозерное предварительное рыхление мерзлых пород с небольшим плечом перемещения в промежуточный отвал для экскаваторной загрузки транспортера. Транспортерная лента шириной 1200 мм позволяет работать с кусками породы размером до 1 метра. Футеровка днища и стенок загрузочного вибропитателя необмерзающим современным материалом — поликерамопластом, которым пришлось по ходу работ оборудовать загрузочный узел транспортера, кроме защиты от истирания, позволила эффективно грузить налипающие глинистые грунты. Шевронный профиль транспортерной ленты, возможность увеличения ее скорости посредством частотного преобразователя до 2,5 м/сек позволили работать с жидкими, сильно обводненными породами.

Фактический расход топлива у МЛК при круглосуточном режиме за время экспериментальных работ не превысил 300 л/сут. Наиболее эффективно и производительно показал себя транспортер при работе по мерзлому разрыхленному материалу и сухой мелкой породе.

В ходе подготовки к сезону 2019 года на МЛК намечено удлинить раму транспортера до 45 м, произвести доработку ходовой части, питатель сделать с изменяемым углом наклона разгрузочной площадки. Для постоянного контроля за работой питателя, загрузкой ленты, особенно при наличии валунов, над лентой оборудовать кабину машиниста с пультом управления. В сезон 2019 года МЛК-1200 намечена работа в комплексе с трехкубовым Дусаном 500-го типоразмера.

В целом использование МЛК на вскрышных и прочих работах видится весьма перспективным направлением. Сейчас требуется провести техническую доводку узлов и агрегатов с наработкой технологических приемов и перечнем используемого оборудования. Позволю себе заявить, что нам довелось участвовать в рождении новой эффективной горной машины — Мобильного Ленточного Конвейера.

 

Обильные осадки в Шилкинском районе на протяжении летних месяцев привели к катастрофическому наводнению на р. Кия, которого не было более чем за весь 130-летний период метеонаблюдений. Ушли под воду, были замыты рабочие полигоны, а также часть техники, промприборы.
Обильные осадки в Шилкинском районе на протяжении летних месяцев привели к катастрофическому наводнению на р. Кия, которого не было более чем за весь 130-летний период метеонаблюдений. Ушли под воду, были замыты рабочие полигоны, а также часть техники, промприборы.

 


-0+4
Просмотров статьи: 1861, комментариев: 15       

Комментарии, отзывы, предложения

Александр, 14.12.18 06:33:49

Крутая фирма. С неприятностями справились и новую технику испытывают. И не ноют, что кадров мало.

Брат, 14.12.18 12:03:57

Прекрасный пример грамотной реализации идеи, уже существовавшей ранее. Восемь тысяч кубов в сутки при пятиметровой выемке, перемещаемые на 50-60 метров -отличный результат. К тому же можно не ограничиваться вскрышей и использовать комплекс на выемке и перевалке песков.

Реалист, 14.12.18 15:59:06

По поводу повышения цены на солярку Соловьевский тоже ныть не станет. Они сократят расход солярки за счет мобильных конвейеров и мобильных приборов.

Черемнов, 17.12.18 02:50:19 — Реалист

Цены на солярку, к сожалению, весьма существенная статья расходов для всех горнодобывающих предприятий. Соловьевский Прииск не исключение. 67000 руб/тонна зимнего дизтоплива, а именно по такой цене мы сейчас его приобретаем оптом, это больно. Больнее, пожалуй, крестьянам и водителям- дальнебойщикам. В итоге плохо всем, т.к. в конечном счете это отразится на потребительской цене всего. Кроме ряда нефтянных магнатов, которые сейчас в погоне за недополученной РАСЧЕТНОЙ прибылью внутри страны (за пределами же цена поднялась!), фактически задушили мелкие автозаправки и уверенно идут к монополизации внутреннего российского рынка ГСМ. Цена дизельного топлива в 60 руб/л ( а именно столько сейчас стоит соляра на автозаправке в с. Соловьевск) скоро покажется "божеской". Монополисту всегда будет мало. Обидно, но МЛК здесь проблемы не закроет

Реалист, 17.12.18 07:46:18 — Черемнов, 17.12.18

Но в себестоимости золота солярка у вас наверняка не будет 30%. Мне, конечно, тоже не нравится солярка по 60 рублей. Я помню, когда заправлялся по 6. И это было не так давно, году этак в 2004-2005. Но чего ради жечь солярку? Проще ее продать за рубеж и сразу получить деньги, чем сначала солярку спалить, а потом продать золото и получить деньги. Золотодобытчики получаются посредниками в получении денег. К тому же золото продать сложнее, чем нефть.

Олег Петрович , 18.12.18 16:45:49

О мобильном ленточном конвейере для горных работ на россыпях

Гущенко В. В., к.т.н., Кавчик Б. К., к.г.-м.н.

АО «Иргиредмет»

Золотодобыча, №228, Ноябрь, 2017

В настоящее время отдел россыпных месторождений АО «Иргиредмет» с интересом следит за ходом работ по внедрению мобильного ленточного конвейера на Соловьевском прииске, чтобы уточнить предварительные экономические расчеты и определить оптимальную область применения этих механизмов в проектах горных работ россыпных месторождений.

https://zolotodb.ru/article/11746

Вопрос: удалось ли Пятакову В.Г. руками Гущенко В.В. обсчитать результативность комплекса, сделанного Пятаковым В.В.,

Пятаковым Вл.В. и Пятаковым С.В., или нет?

Черемнов, 19.12.18 11:08:45 — Олег Петрович

Уважаемый, Олег Петрович, Прииск Соловьевский производит доводку аппарата изготовленного по нашему техническому заданию компанией Иргормаш самостоятедьно. Ваше обращение к Пятаковым и Иргередмету в моей статье не очень уместно. Есть вопросы ко мне - отвечу

Черемнов, 19.12.18 11:20:15 — Реалист

Доля дизтоплива в себястоимости золота в Соловьевске 14 %

Магадан, 23.12.18 03:02:07

В Соловьевском 10 драг и все, наверное от ЛЭП работают, потому солярка 14 %. В Магаданской обл так не получится, хотя возможность экономить есть на любом предприятии.

Горняк, 29.01.19 07:09:29 — Автору

Отличная статья, фото замечательное, сразу ясно какая экономия.

Черемнов, 30.01.19 05:54:15 — Горняк, Магадан, Всем

Спасибо за хорошие слова- они, как известно, даже кошке приятны. МЛК штука перспективная, но требует доработки и доводки, а иначе и не бывает..будем доводить.

Экономия на объектах Соловьевского прииска достигается за счет максимального использования горного оборудования работающего на электричестве (по прикидкам оборот электродвигателя дешевле оборота дизеля в 1,8- 4 раза!)- у нас на вскрышных работах используются семь шагающих экскаваторов. А это самая дешевая себестоимость вскрыши на сегодня. Используем эффективные горные машины на дизельном приводе- это гидравлические экскаваторы (их в работе уже более 20 шт), новые производительные бульдозера типа Д-375 Комацу, пришедшие на замену Д-355, колесные автопогрузчики, работающие на подаче песков и уборке хвостов, а также на вскрышных работах- возить на колесах намного дешевле чем толкать бульдозером, преодолевая сопротивление призмы волочения отвала и собственного веса бульдозера. Работ по улучшению эффективности в нашем деле еще непочатый край.

Всех с началом Нового промсезона 2019 года. Удачи

Старатель, 26.03.19 07:29:34 — Черемнов

Сергей Александрович, какие планы у вас на МЛК в сезоне 2019 года? Проект не закрываете? Было бы жаль. Тема очень интересная. Кроме Соловьевского прииска ее вряд ли кто-то еще сможет реализовать, а самое главное, довести до ума. Хочется надеяться, что все получиться и вы поделитесь с нами своим, очень верю, удачным опытом. Успеха

Черемнов, 29.03.19 15:50:30 — Старатель

Тема не закрыта, работаем. Промсезон покажет что и кто. Спасибо за интерес

Игорь , 09.05.19 13:08:25

Такие комплексы Иркутские горные машины уже предлагают заказывать. По ходу доделывать что-ли будут или у них другие?

ИГМ, 17.05.19 05:14:19

Добрый день! На вопрос о поставках таких комплексов: в настоящее время наша компания производит еще один комплекс МЛК на базе экскаватора для Забайкальской компании. В конструкцию были внесены существенные изменения, которые позволили преодолеть все выявленные недостатки по результатам сезона 2018 года. Спасибо огромное Сергею Александровичу за совместное сотрудничество и лояльность. Так же в настоящее время ведутся конструкторские работы по проектированию пластинчатого питателя для МЛК, который в отличие от вибрационного, даст более равномерную подачу и разгрузку.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Опыт применения вскрышного комплекса «Гидравлический экскаватор–МЛК-1200» на объектах АО «Прииск Соловьевский» в промывочном сезоне 2018 года »


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "три прибавить 4":

подписаться на комментарии