Новое - это хорошо забытое старое.
Журнал «Колыма», №4, 1971
От редакции сайта zolotodb.ru. По нашему мнению в статье 1971 года есть рациональное зерно. Применение скреперов при вскрыше позволяет сократить расход солярки на кубометр горной массы. В современных условиях высоких цен на дизтопливо это может снова стать привлекательным. Будем благодарны, если кто-то поделится современным опытом применения скреперов на горных работах.
По данным зарубежной печати [1–13] при вскрытии и эксплуатации месторождений в определенных условиях более эффективно применение большегрузных скреперов. Особенно широко скреперы применяются в США, Франции, Австралии. Ряд фирм, разрабатывающих различные месторождения полезных ископаемых и ведущих дорожное и гидротехническое строительство, во все возрастающем масштабе используют для производства вскрышных и земляных работ мощные прицепные и самоходные скреперы. Грузоподъемность их составляет от 20 до 360 т при емкости ковшей 19–57 м3 (см. табл.).
Тип скрепера |
Мощность двига-теля, л.с. |
Вес,т |
Емкость ковша, м3 |
Грузо-подъем-ность, т |
Система управления |
Скорость движения, км/час |
Фирма - изготовитель |
|
геомет-рическая |
c «шап-кой» |
|||||||
260Е |
320 |
27,0 |
- |
17 |
26,5 |
гидравлическая |
3,7-28 |
Allis Chalmers |
460С |
456 |
39,3 |
18 |
25 |
40 |
гидравлическая |
5,7-34 |
|
S-35E |
500 |
41,0 |
26 |
- |
42 |
гидравлическая |
5,0-21,4 |
Terex |
631 |
400 |
36,4 |
16,5 |
22,5 |
36 |
гидравлическая |
5,5-32 |
Caterpillar
|
633 |
400 |
38,7 |
- |
24 |
36 |
гидравлическая |
6,0-34,6 |
|
651 |
500 |
52,8 |
24 |
33 |
52 |
гидравлическая |
5,7-32 |
|
666 |
500 |
61,9 |
30 |
40,5 |
64 |
гидравлическая |
7,6-42 |
|
LC-75 |
475 |
75,0 |
57 |
- |
65 |
электрическая |
0-32 |
R.G.Letourneau
|
L-360 |
5080 |
- |
3X57 |
- |
360 |
электрическая |
0-32 |
|
S-32 |
520 |
47,8 |
23 |
32 |
52 |
гидравлическая |
4-21 |
General Motors |
SS-40 |
475 |
46,4 |
28 |
39 |
62,5 |
гидравлическая |
4,4-24,7 |
|
250-A |
635 |
50,4 |
32 |
40 |
61 |
гидравлическая |
0-37 |
M.R.S. |
250-B |
635 |
61,1 |
36 |
43,5 |
72 |
гидравлическая |
0-37 |
Ведется также разработка моделей скреперов с емкостью ковшей 80, 90 и 120 м3, которые предполагается использовать как с одним тягачом, так и по системе многих тяговых единиц (скреперные поезда).
Опыт эксплуатации различных типов скреперных агрегатов показывает, что наиболее эффективно применение самоходных скреперов с дизель-электрическим приводом и мотор-колесами. Скреперы и скреперные поезда с мотор-колесами на пневматике обладают свойствами гусеничного трактора-тягача (максимальное усилие тяги на малой скорости) и автомобиля (высокая скорость с грузом и без него). В транспортном положении скорость скреперов с приводом от мотор-колес составляет 32–70 км/час.
По сравнению с прицепными скреперами самоходные при одной и той же емкости ковша обеспечивают повышение производительности на 75–90% и снижение стоимости разработки 1 м3 вскрыши (транспортирование на расстояние до 2 км) на 30–50%. При увеличении емкости ковша самоходного скрепера себестоимость разработки грунта снижается в среднем на 35–45%.
Для облегчения набора породы в ковш скрепера применяют тракторы-толкачи с мощностью двигателей 375–900 л.с. и элеваторный подъем грунта. При этом производительность скреперов увеличивается на 50–80%. Кроме того, производительность скреперов увеличивают (особенно при работе на переувлажненных грунтах или с большим содержанием валунов) посредством следующих мероприятий: предварительного рыхления наносов; набора грунта на малых скоростях движения тягачей с целью получения максимальных тяговых усилий; заполнения ковша на прямом пути и на уклоне; оснащением режущей кромки ковша скрепера рыхлительными зубьями на грунтах IV и V категорий; ступенчатой установкой ножей скрепера при разработке вязких и влажных грунтов.
Как правило, в благоприятных условиях скреперы по рентабельности и производительности труда превосходят одноковшовые экскаваторы с различными видами колесного транспорта горной массы [1, 2, 3, 4].
За рубежом накоплен значительный опыт использования большегрузных скреперов при выполнении различных земляных и вскрышных работ.
Гравийная компания Black разрабатывает залежь гравия мощностью 2–4 м. По сравнению с ранее используемыми ими одноковшовым экскаватором и самосвалами скреперная разработка при одинаковых капитальных затратах позволила за счет уменьшения эксплуатационных расходов снизить стоимость разработки 1 м3 гравия в среднем на 30% [5].
Гипсовая компания (штат Оклахома) использует для производства вскрышных работ на карьере скреперный комплекс системы Evclid (емкость ковша — 19 м3, средняя часовая производительность — 264 м3). Стоимость выполнения вскрышных работ сократилась при этом на 40% [6].
Компания F. Jackson Construction Со произвела скреперами вскрытие залежи каолина, поскольку вследствие обильных дождей вывозка автосамосвалами очень усложнилась и повысилась стоимость разработки 1 м3. В этих условиях применение скреперов позволило вскрыть залежь не только в более короткие сроки, но и при меньшей стоимости разработки 1 м3. При дальности транспортирования 600 м три скрепера с емкостью ковшей по 15 м3 каждый вскрыли на глубине 21 м залежь каолина, перевезя в отвалы 60 млн м3 породы. Производительность труда по сравнению с применением мехлопат и автосамосвалов повысилась на 90% [7].
Считается, что экономически целесообразно применение скреперов при расстоянии транспортировки от 400–800 до 2000–3000 м, в зависимости от емкости ковша. Однако известны случаи эффективного применения скреперов на вскрышных работах при транспортировке пород и на большие расстояния.
Так, компания Lee and Sharpe (штат Ю. Каролина, США) успешно использует для транспортировки грунта скреперы Cat631B с ковшом емкостью 23 м3. Максимальное расстояние транспортировки достигало при этом 17 км [8].
Беспрецедентным случаем в практике производства горнокапитальных работ является строительство глубокого меднорудного карьера Twin Buttes в США (штат Аризона). Вскрышные работы здесь самые большие и необычные с использованием скреперов в сочетании с конвейерным транспортом пустых пород в отвалы при проектном объеме горнокапитальных работ 200 млн т, фактическом — 260 млн т [9, 10].
Вскрышные породы по карьерному полю мощностью 140 м представлены в основном песком и гравием с небольшим процентом валунов. Выбор оборудования был произведен после тщательной технико-экономической оценки многочисленных вариантов разработки, предусматривающих использование различного оборудования. Сложность выбора оборудования обусловливалась рядом факторов: большой глубиной разработки и объемом вскрываемых пород, высокими транспортными расходами по перемещению пород в связи с большими размерами карьерного поля в плане и значительной высотой подъема грунта.
После оценки рассмотренных вариантов (мехлопаты, роторные экскаваторы, фронтальные погрузчики с различными видами транспорта) для ведения вскрышных работ была принята схема скреперы — ленточный конвейер — вагоны — самосвалы с донной разгрузкой. При работе под уклон и на подъем в 3–14° скреперы за один проход перемещали на расстояние 600 м 72–75 т грунта каждый. Разгрузка скреперов производилась с эстакады в бункер, из которого породы поступали на наклонный конвейер и транспортировались на дневную поверхность. Применение на строительстве карьера скреперов дало возможность уменьшить капитальные затраты, снизить стоимость разработки 1 м3, повысить производительность труда, сократить продолжительность строительства карьера.
Для выполнения земельных работ широко использует скреперы строительная фирма Henlins (Франция). Удаление 850 тыс. м3 породы, состоящей из гальки, гравия и валунов, из русла строящегося канала показывает, что скреперы могут успешно применяться на карьерах для экскавации и транспортирования мелковзорванной скальной массы. При этом производительность скрепера, по данным практики, снижается на 5–15% [11].
С целью увеличения производительности при работе по сложным грунтам, фирмы, выпускающие скреперное оборудование, начинают изготовлять агрегаты, способные работать по наносам, содержащим большой процент включений известняка, угля и других кусковатых материалов [12, 13].
Пример эффективного использования скреперов — разработка марганцеворудного месторождения в Австралии. При мощности покрывающих пород 40 м производительность карьера составляет 400 тыс. т.
Таким образом, успешный опыт эксплуатации скреперов в различных горногеологических и климатических условиях при выемке пород с наличием крупнокусковатых включений и использование скреперов в качестве транспортирующих машин свидетельствует о высокой универсальности данного оборудования. Полученные при этом технико-экономические данные указывают на эффективность и перспективность применения скреперов в качестве основного землеройного оборудования при ведении вскрышных работ на современных карьерах, а также при дорожном и гидротехническом строительстве. Простота конструкции и отсутствие трудоемких подготовительных операций дают возможность начать производство вскрышных работ в кратчайшие сроки, а небольшие капитальные и эксплуатационные затраты позволяют значительно снизить стоимость разработки 1 м3.
В последние годы скреперная разработка мягких пород получает все большее признание и распространение и в СССР. Качественное развитие отечественного машиностроения позволяет сейчас изготовлять мощные и самоходные скреперы большой производительности и грузоподъемности. Примером тому служит создание Челябинским заводом им. Колющенко самоходного скрепера ДЗ-67 с ковшом емкостью 25 м3 [14].
При оценке перспектив развития скреперного оборудования в нашей стране и определений областей его рационального применения необходимо учитывать следующее:
- возможность совместной работы скреперных агрегатов с различного рода транспортными установками, что значительно расширит область их применения как выемочного оборудования;
- создание новых моделей мощных и быстроходных тягачей к скреперным агрегатам позволит расширить область их эффективного применения в качестве транспортирующих средств;
- увеличение емкости ковша скреперного агрегата и продление вскрышного сезона значительно повысить их производительность;
- повышение скорости движения скреперного агрегата, увеличение емкости ковша, создание условий для его круглогодичной работы позволит значительно снизить стоимость разработки 1 м3 и тем самым повысить конкурентоспособность скреперного оборудования.
Совокупная оценка рассмотренных качественных факторов, присущих скреперному оборудованию, дает основание считать, этот вид горнотранспортного оборудования имеет большое будущее при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом.
Опыт успешного применения скреперов в зарубежной практике ведения горных работ указывает на имеющиеся предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования этого типа оборудования с целью использования его в широких масштабах при строительстве и эксплуатации крупных и высокопроизводительных современных карьеров.
Комментарии, отзывы, предложения
Игорь, 18.06.23 08:42:07
В больших по площади и объемам работ карьерах ПГС скреперы, наверное, должны себя показать хорошо, но на мерзлых валунистых полигонах золотодобычи, в большинстве своем небольших по размерам, вряд ли они окажутся более эффективными. И скрепер - это скрепер, машина узкого назначения, а бульдозер машина универсальная.
Алексей Васильевич, 18.06.23 09:56:21
Скреперы это хорошо, я пользовался скрепером, было успешно.
Лучшая вскрыша двумя тремя экскаваторами, в перевалку, один передаёт второму, второй третьему, можно вскрывать глубоко залегающий пески.
Инженер, 18.06.23 07:58:15
У них-то может и выгодно применять скреперы, а у нас условия сложнее. По нашим полигонам проехать можно только на бульдозере и погрузчике.