Снижение себестоимости золота в сегодняшних условиях снижения содержания становится первейшей задачей горняков. Однако оперативно рассчитать себестоимость добычи и переработки песков (включая все горноподготовительные и сопутствующие виды работ) практически невозможно. Гораздо проще оценить удельный расход дизельного топлива как на выполнении отдельных операций так и на всех операциях. Расход дизтоплива можно принять либо по прямым замерам, либо по справочным данным при среднем уровне нагрузке на двигатель.
Согласно нашим исследованиям, расход дизтоплива достаточно точно характеризует себестоимость горных работ. В калькуляции себестоимости машино-часа оборудования затраты на дизтопливо для бульдозера составляют 30-35%, для автосамосвалов – 40-45%. Кроме затрат непосредственно на дизтопливо, в себестоимость машино-часа входят косвенные затраты, которые напрямую зависят от дизтоплива. К ним относятся затраты на:
- - Амортизацию (чем больше расход топлива, тем быстрее расходуется моторесурс всей машины);
- - Замену ходовой части;
- - Быстроизнашивающиеся элементы;
- - Масла;
- - Фильтры;
- - Ремонтное обслуживание.
На зарплату оператора машины приходиться в зависимости от ее мощности лишь 5-10 % от себестоимости машино-час. То есть прямые затраты на дизтопливо и косвенные, из них вытекающие, на 90-95% характеризуют себестоимость горных работ. Таким образом, удельный расход топлива можно считать надежным критерием эффективности сравниваемых технологий.
Пользуясь этим показателем, можно дать ответы на самые различные вопросы, касающиеся выбора оборудования и параметров горных работ. Вот лишь некоторые из таких вопросов:
♦ Какой бульдозер принять на разработке мерзлых песков – легких, средний или тяжелый;
♦ Чем дешевле доставлять пески к промывочной установке при различных дальностях их транспортировки – бульдозером, колесным погрузчиком или автосамосвалом;
♦ Какие параметры должны иметь блок на сезонную стоянку промывочной установки и набор, какого оборудования позволит обеспечить наименьшие затраты.
В настоящее время именно такие задачи решает отдел разработки россыпных месторождений для одной из техногенных россыпей Магаданской области. По нашим предварительным расчетам при переводе предприятия на рациональный набор оборудования и параметры горных работ расход дизтоплива за год можно будет снизить на 600м3, а себестоимость горных работ – более чем в 1,5 раза.
Литература
- Программное обеспечение «Расчет себестоимости машино-час эксплуатации горнотранспортного оборудования по прямым эксплуатационным затратам» ОАО «Иргиредмет» 2012г.
Комментарии, отзывы, предложения
Влад, 23.08.13 08:53:29 — Василию
Дело к концу сезона идет, скоро, нам расскажут и акт с печатью предприятия покажут, тогда узнаем, что это такое: "для одной из техногенных россыпей Магаданской области".
Юрий , 08.09.13 06:47:30
Интересно, какая сейчас доля солярки сидит в цене золота? Добыли 100 кг, а сколько купили солярки? Кто знает цифры? Подскажите, пожалуйста, у кого сколько?
Кичкин, 12.09.13 14:06:42 — всем
Очень интересно, какая сейчас средняя себестоимость добычи россыпного золота в России по отрасли руб/г и какое должно быть соотношение расхода топлива и добытого металла. Если кто-то обладает подобной информацией, подскажите, плз.
Технопарк Недра, 01.10.13 09:22:14 — Юрию, Кичкину
К вопросу о расходе гсм на пром приборах, ромашках и скруббер- бутарах:
Исходим из следующих цифр: отработали в этом сезоне к примеру 150 смен;
Расход ГСМ на участке использующем скруббер-бутары составил не более 350 тонн.
Техника:
1)два самосвала шакман ( плечо очень короткое !! В основном стояли ,а не возили - поэтому выгоднее было заключить не почасовой договор , а на кубаж- сколько привезли- столько получили!!!) расход литров по 200 за смену , итого 400 ;
сезон 65-70 тонн.
2)ДЭС - 350 смена, 60 тонн сезон.
3)Экскаваторы, малый 100 , большой 150, пусть смена в среднем 300 ( кстати при переходе на подачу черпаковым питателем НОРИЕЙ расход на подачу снизится в восемь десять раз - привод электродвигателем 30 киловат!!); 55-60 тонн сезон.
4)Бульдог( на уборке хвостов((( плохо ездить в гору высотой 15 метров ДОРОГО!!) 250 смена , два штуки, 500 за смену. сезон 80-90 тонн, надо перейти на скрепперную уборку хвостов ( расход также снизится);
5)Насоска 12 НДС на дизельном приводе( очень дорого и с большим напором, такого колличества воды для этого прибора не нужно, следует заменить на электродвигательную насосную станцию 90 квт! Расход топлива снизится в три четыре раза) тонна в смену -170 сезон.
берем общее за сезон чуть больше , т. к. 10 процентов масла ;
Расход в смену составил в среднем: больше двух тонн, при этом половину из него дает насосная станция на прожорлиом дизельном приводе!!! если перейти на электронасосную станцию, то расход топлива составит триста с хвостом тонн с трудом))) за сезон. Пусть 350!! Элетронасосная даст от силы 50 тонн расхода солярки за сезон.
Ромашка: также 150 дней.
Два крупных насоса : две тонны смена, сезон 350 тонн,
Техника:
два типа подачи:
Первый бульдозерный: три D355 ( два подача, один уборка хвостов) - тонна один, три тонны смена, сезон 480-500тонн;
Вторый автотранспортный:
Экскаватор в забое на погрузке: большой, 500 смена, сезон 80 тонн;
Два белаза по 600 литров за смену( может и больше и может быть меньше, смотря какое плечо доставки!!!) пусть 1200 смена. Около 180 тонн сезон,
Комацу D375 на выкучивании песков в забое две тонны смена, 350 тонн сезон.
Уборка хвостов еще тонна на бульдог D355, сезон 160 тонн.
Итого: при бульдозерной подаче/ уборке: смена около пяти тонн/ сезон 750-800 тонн!
При автотранспортной схеме: примерно так же , чуть меньше!!
Исходя из сказанного: переход на скруббер-бутары с автотранспортной схемой даст экономический эффект в 30-40 процентов!! И это только по топливу, не говоря уже о качестве подготовки пульпы.
Юрий, 05.10.13 17:59:30 — Технопарк Недра, 1 октября
Спасибо за интересные цифры.
Vvskipper, 07.10.13 15:17:39 — Технопаркнедра
Судя по расходу топлива на выкучивании песков речь идет о бульдозерах D475))
руслан , 27.08.18 02:49:02 — Технопарк Недра
спасибо большое
руслан , 27.08.18 02:52:16 — Технопарк Недра
а на газовом топливе никто не пробовал
СНС, 27.08.18 06:20:19 — руслан , 27.08.18
На газовом топливе горная техника отлично работает, почитайте:
Василий, 20.08.13 09:30:18 — Авторам
А когда можно будет узнать результаты? Получилось снизить расход топлива на 600 м3 и себестоимость работ в 1,5 раза?