Рейтинг@Mail.ru

Абразивное изнашивание деталей бульдозеров и возможности ремонта (архивы журнала «Колыма», 1975)

Ермолаев С. В., объединение «Северовостокзолото»

Наливайко В. В. , прииск «Экспериментальный»

 

Анализ эксплуатации землеройной техники на разработке россыпей Северо-Востока показывает, что абразивное изнашивание деталей бульдозеров является основным признаком, определяющим меж­ремонтный ресурс машин, производительность и технико-экономические показатели бульдозерного парка. В связи с этим представляет интерес изуче­ние износостойкости деталей бульдозеров и рыхли­телей.

 


Чтобы представить масштабы износа, достаточно отметить, что бульдозер Д-572 за 2000 машино-часов работы «худеет» примерно на 700 кг.

В процессе абразивного изнашивания поверхно­стный слой деталей подвергается локальному ме­ханическому воздействию твердых частиц, в ре­зультате чего микрообъемы материала деформиру­ются, разупрочняются и разрушаются [1]. Наиболее распространенный абразив — кварцевый песок — является главным агентом, участвующим в изнаши­вании деталей землеройных машин.

Чем выше сопротивление металла изнашиванию, тем больше его износостойкость. Как правило, изно­состойкость материала повышается с увеличением его твердости. Скорость изнашивания зависит от физико-механических свойств материала детали (твердость, прочность, ударная вязкость), а также от степени абразивности перерабатываемой горной массы, физического состояния грунтов (талые, мерзлые).

Авторами проведено наблюдение за работой буль­дозеров Д-572 на прииске «Экспериментальный» в течение промывочного сезона 1971‒1972 гг. Дан­ные по износостойкости деталей приведены в табл. 1.

 

Таблица 1.

Детали

Средний ресурс, машино-часы

Линейный износ

 

Скорость изнашивания, мм/час

Классификация вида изнашивания детали (пол М.М. Тененбауму)

Палец звена

1800

6

0,0033

Трение металла по металлу через абразивную прослойку

Втулка звена

1800

5

0,0027

-

Звено

1800

8

0,0044

-

Башмак

3200

28

0,0087

Трение металла об абразив

Нож средний

520

60

0,1153

-

Нож крайний

600

35

0,0583

-

Каток опорный

2000

17

0,0085

Трение металла по металлу через абразивную прослойку

Каток поддерживающий

3400

20

0,0058

-

Ведущее колесо (зуб)

2300

10

0,0043

-

Направляющее колесо

2500

12

0,0048

-

Коронка рыхлителя

6

90

15,0

Трение металла об аброзив

 

Наблюдаемые машины работали на гравелисто-галечниковых грунтах, сцементированных глиной. Грунты в талом состоянии имели III категорию кре­пости, в мерзлом — V (по шкале ЦБПНТ).

Рассматривая полученные данные, необходимо отметить, что все перечисленные детали относятся к категории быстроизнашивающихся: их ресурс ра­боты явно недостаточен для условий горной про­мышленности Северо-Востока. Основным направле­нием по увеличению износостойкости деталей хо­довой части и исполнительных органов бульдозеров (рыхлителей) следует считать применение качест­венно новых материалов для их изготовления. Это­му должно быть уделено внимание со стороны заводов-изготовителей тракторов центральных рай­онов страны, а также ремонтно-машиностроительных заводов объедине­ния «Северовостокзолото», выпускающих большую номенклатуру запасных частей.

Кроме того, ресурс ра­боты рассматриваемых деталей можно увеличить, применяя упрочняющую наплавку. В отечествен­ной промышленности ис­пользуется 114 марок из­носостойких наплавок [2]. Вопрос целесообразного выбора наплавочных ма­териалов в зависимости от условий работы машин, деталей в конечном счете решается по результатам натурных испытаний.

Используя многолетний опыт по восстановлению и упрочению деталей зем­леройной техники, авторы рекомендуют методы наплавки, приемлемые для ремонтных предприятий объединения «Северовос­токзолото».

Комментируя представленные в табл. 2 методы, следует указать на необходимость своевременного проведения наплавочных работ, когда износ дета­лей находится в пределах требований ТУ 48-43-236—71. Некоторые детали имеют край­не низкий ресурс работы. Например, коронка рых­лителя из стали 110Г13Л производства Оротуканского завода горного оборудования работает до полного износа всего 5‒8 час чистого рыхления. Для увеличения износостойкости коронки первосте­пенное значение имеет упрочняющая наплавка но­вой детали. После изнашивания наплавленного слоя коронку следует снять с рыхлителя и вновь наплавить. Многоразовая наплавка позволяет в 3‒5 раз увеличить ресурс работы коронки.

 

Таблица 2. 

Детали

Рекомендуемые наплавочные материалы

для ручной наплавки

для полуавтоматической наплавки

для автоматической наплавки

Палец звена, втул­ка звена

Электроды

ОЗН—350, ОЗН—400

-

Проволока НП-40Г, НП-50Г (вибродуговая

Звено

-

Проволока ПП—АН125

Проволока ПП-АН120 под флюсом АН-348А

Башмак

-

Проволока ПП—АН124, Г1П—АН125

-

Нож средний, нож крайний

Электроды Т-590, Т-620

ПГ1—АН 125 ПП—АН 170

Проволока СВ-08А под флюсом АНК-19

Каток опорный, ка­ток поддерживаю­щий

-

-

Проволока СВ-08А под флюсом АНК-18; прово­лока ПП-АН120 под флюсом АН-348А

Колесо ведущее (зуб)

Электроды ОЗН—350, ОЗН—400

-

-

Колесо направля­ющее

-

-

Проволока СВ-08А под флюсом АН-348А

Коронка рыхли­теля

 

Электроды ВСН-6, ВСН-8

 

Проволока ПП—АН 170

 

Проволока СВ-08А под флюсом АНК-19

 

 

Оценивая изношенные детали бульдозеров (рых­лителей) с точки зрения ремонтопригодности, авто­ры пришли к выводу, что перечисленные детали при­годны к восстановлению и вторичному использова­нию. Для массового внедрения технологии упрочня­ющей наплавки необходимо расширение существу­ющей базы наплавочного производства.

  

ЛИТЕРАТУРА

1. Тененбаум М. М. Износостойкость конструкционных материалов и деталей машин. М., «Машиностроение», 1966.

2. Xрущев М. М., Бабичев М. А. Износостойкость и структура твердых наплавок. М., «Машиностроение», 1971.


-0+1
Уникальные посетители статьи: 531, комментариев: 9       

Комментарии, отзывы, предложения

Магадан, 13.03.23 01:15:19

Вот ведь как можно было золото добывать, даже без запчастей. Геройские будни.

Виктор, 13.03.23 01:31:06 — Всем

Качество советских бульдозеров было ужасным. Их делали из сталь № 3, чуть тверже пластилина. Хорошо помню как 80-х пошли катарпилеры на прииска. Качество машин несопоставимое. Да и сейчас что не берут активно Т-20, Т-35, Четры. Все больше коматцу 475.

Пипл, 13.03.23 02:48:51

Голь на выдумки хитра. Так было и так будет.

Патриот , 13.03.23 10:36:51

Мы всё можем преодолеть. Даже тачками пески возить могли. И еще сможем, если надо будет.

Брат, 13.03.23 11:13:55 — Патриот

Ну, уж тачки-то Китай поставит. Красные, как встарь...

Пипл, 13.03.23 16:04:56 — Брат

Про красные тачки подробнее, если можно.

Брат, 13.03.23 17:06:10 — Пипл

Можно, почему нет. Во второй половине 30-х в стране ширилось стахановское движение, причём с разной мотивацией. Администрация Дальстроя и УСВИТЛа наладилась поощрять ударников-стахановцев именно красными, "с нашим знаменем цвета одного", тачками на мускульной добыче. Ну, как в Гражданскую награждали отличившихся красными революционными шароварами. Несознательная часть лагерного контингента восприняла этот символизм буквально, мол, дадут тебе красную тачку и будешь жилы рвать.

Имея в виду состояние наших дел и высокий порыв Патриота, полагаю, что все вновь поставляемые тачки (пусть даже и из Китая) должны быть красными. А как иначе; мы, со слов Патриота, всё сможем преодолеть.

Александр, 22.03.23 15:17:55 — Всем

Александр, 22.03.23 15:19:43 — Всем

Коронки наплавлять , толк будет?

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Абразивное изнашивание деталей бульдозеров и возможности ремонта (архивы журнала «Колыма», 1975)»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "один прибавить 4":