Анализ работы автоскреперов на прииске «Штурмовой»

Гопанчук В.Н., прииск «Штурмовой» Максимова Н.В., ВНИИ-1

Колыма, 1972, № 12

 

В 1970 г. на прииске «Штурмовой» применили автоскреперы на горных работах. В работе находились три автоскрепера Д-392 и три автоскрепера Д-357, в 1971–1972 гг. — один автоскрепер Д-392 и десять Д-357. Техническая характеристика автоскреперов приведена в таблице.

 

 

Показатели

Самоходные скреперы

Д-357

Д-392

Базовая машина

БелАЗ-529В

БелАЗ-531

Мощность тягача, л.с.

205

375

Геометрическая емкость ковша, м3

8

15

Способ разгрузки

принудительный

Ширина захвата ковша, мм

2 720

2 800

Глубина резания, мм

300

350

Управление

гидравлическое

Масса, кг:

- скрепера

- скрепера с тягачом

 

8 600

17 000

 

15 680

29 680

 

Первые два года работы автоскреперы использовали в основном на разработке и доставке песков к мощным промывочным установкам, в 1972 г. пять машин Д-357 вскрывали торфа.

Трехлетний опыт эксплуатации автоскреперов на разработке и подаче песков к промывочным установкам, а также на вскрышных работах позволяет сделать выводы о целесообразности их использования при разработке вечномерзлых россыпей Севе­ро-Востока и определить область эффективного применения в зависимости от горногеологических условий.

Разработку песков автоскреперами и доставку их к промывочным установкам осуществляли на пяти полигонах карьеров №№ 1 и 2 прииска «Штурмовой» при расстоянии транспортирования 600–1500 м. Общий объем песков, доставленных автоскреперами, составил более 500 тыс. м3.

Разрабатываемые пески представлены галькой средних и крупных размеров с песком и глиной. Встречаются валуны размером 0,2–0,3 м. Валунистость составляет 15–20 %, льдистость — 10–20 %, глинистость — 20 %, категория крепости пес­ков — IV.

Разработку и транспортирование песков авто­скреперами осуществляли по следующей схеме:

1. Разработка и наполнение ковша автоскрепера — при помощи толкача на базе трактора Т-180. Для автоскреперов Д-357 и Д-392 время загрузки составляет соответственно 1 мин 24 сек и 2,5–3 мин, путь загрузки — 10–12 и 35–40 м, коэффициент наполнения ковша — 0,7–0,8.

В результате испытаний в качестве толкача тракторов разных марок (Т-100, Т-180, ДЭТ-250) установлено, что для быстрого и полного наполнения ковша автоскрепера мощность двигателя толкача должна быть не ниже 80 % мощности тягача автоскрепера. На прииске «Штурмовой» в качестве толкача применяют трактор Т-180, оборудованный спе­циальной плитой.

2. Доставка песков с полигона к промывочной установке. Для автоскрепера Д-357 время грузового хода на расстояние 550 м составляет 3 мин 44 сек, угол подъема пути на выезде с полигона — 4°.

3. Заезд на бункер и разгрузка ковша. Время выполнения этой операции составляет 54 сек.

4. Холостой ход автоскрепер Д-357 выполняет в течение 4 мин 13 сек, что превышает время грузового хода. Это вызвано тем, что автоскрепер производит два разворота: один — при отъезде от бункера, второй — при заезде на загрузку.

Для автоскреперов Д-357 общее время одного цикла составляет 10 мин 15 сек и 12 мин 24 сек соответственно при расстоянии транспортирования 550 и 800 м.

По нормам в данных горно-геологических условиях производительность автоскреперов Д-357 за смену составляет 294 м3. Фактически за 1971 г. выработка автоскрепера составила 160 м3 в смену или 55 % плановой. Основными причинами низкой производительности автоскреперов являются неплановые простои этих машин, которые за три года составили 8 % от чистого времени работы, а также поломки и неисправности промывочной установки (за июль 1972 г. они составили 4,8 % от чистого времени работы прибора). Кроме того, снижение про­изводительности автоскрепера было вызвано наличием в песках крупной фракции (более +120 мм) в количестве 15–20 %, что увеличило время, а также расстояние загрузки автоскрепера до 20–25 м и обусловило простои этих машин при разгрузке ввиду дополнительных затрат времени на уборку надрешетного материала в бункере.

В июне 1972 г. на подаче песков месячная выработка автоскрепера Д-357 составила 7–7,3 тыс. м3, комплексная производительность труда — 104 м3/чел.-день при плане 81,8 м3/чел.-день. Автоскреперная разработка и подача песков полностью исключает затраты на строительство очистных сооружений и позволяет разместить промывочные установки с использованием оборотной воды, исключается использование землеройной техники на уборке камней из-под гидровашгерда и на разваловке хвостов промывки.

В мае–июле 1972 г. на вскрыше торфов полигона № 13 работали шесть автоскреперов Д-357, которые обслуживали два толкача на базе трактора Т-180. За этот период было вскрыто 140 тыс. м3 торфов. Месячная производительность автоскрепера в июне составила 12,5–13,5  тыс. м3.

Автоскреперы разрабатывали навалы гали, эфелей, торфов мощностью 2 м и торфа в целике мощностью 4 м, представленные галькой мелкого и среднего размера с песком и валунами. Валунистость торфов составила 5–10, льдистость — 5–7 %, глинистость — 3–5 %, категория крепости пород — II–III.

Автоскреперы Д-357 вскрывали торфа на полигоне и вывозили их в отвал по схеме, представленной на рисунке. На вскрыше торфов время загрузки автоскрепера Д-357 составило 1 мин 24 сек, длина пути загрузки — 14–18 м, коэффициент наполнения ковша — 0,7–1,1. Транспортирование торфов в отвал на расстояние 300 м осуществлялось в течение 1 мин 58 сек, разгрузка —за 25 сек и холостой ход — за 1 мин 45 сек.

На вскрыше торфов производительность автоскрепера Д-357 составила 500 м3/сутки, себестоимость — 0,81 руб. за 1 м3. В калькуляции себестоимости вскрыши автоскреперами Д-357 затраты на дизельное топливо составили 22,8 %, на зарплату — 21,3 %, на амортизацию — 20,6 %, на текущий ремонт- 19,8 %, на материалы (баллоны) — 11,9 %.

По сравнению с бульдозерами применение автоскреперов Д-357 на вскрыше торфов позволяет уменьшить объемы вскрышных работ за счет увеличения углов откосов бортов полигонов до 60–70° вместо 16–20°. Автоскреперная вскрыша позволяет попутно выполнить горноподготовительные работы (подсыпка отвалов под промывочные установки и другие) в радиусе до 2 км от места вскрыши. Так, при вскрыше полигона № 13 одновременно была отсыпана автодорога протяженностью 3 км.

Применение автоскреперов на вскрыше определяется в основном рельефом местности и мощностью разрабатываемых торфов. Если для производительности экскаваторов и бульдозеров мощность разрабатываемых торфов имеет решающее значение, то на производительность автоскреперов она не оказывает существенного влияния, и с увеличением глубины разработки эффективность применения автоскреперов возрастает по сравнению с другими способами.

За период трехлетней эксплуатации автоскреперы Д-357 показали себя надежной машиной. Крупных аварий и поломок не было. До августа 1972 г. автоскреперы отработали 37 800 часов, неплановые простои составили 3 058 час или 7,7 % чистого времени их работы. К самым частым поломкам скреперов относятся разрыв гидравлических шлангов, неисправности колес, коробки скоростей и ковша. За 1971 г. расход резины составил 1 баллон на 12 тыс. м3.

1.При разработке вечномерзлых россыпей автоскреперы Д-357 целесообразно применять как на вскрыше торфов, так и на разработке и доставке песков к приборам на полигонах, породы которых содержат крупную фракцию в количестве не более 13–15 %.

2.Автоскреперная доставка песков к промывочным приборам позволяет сократить расходы на охрану природы, исключает заваловку хвостами промывки смежных контуров и сокращает затраты на строительство очистных сооружений, улучшает состояние техники безопасности и условия труда.

3.На вскрыше торфов автоскреперы экономически выгодно применять на полигонах с торфами мощностью 7–8 м и более. В случае, когда рельеф местности затрудняет размещение отвалов, автоскреперы применяют независимо от глубины.

4.В целях увеличения времени эксплуатации автоскреперов и снижения амортизационных отчислений в зимнее время следует провести промышленные испытания применения автоскреперов на вывозке взорванных торфов с полигонов при погрузке их экскаватором, оборудованным прямой лопатой. 


-0+0
Просмотров статьи: 3852, комментариев: 3       

Комментарии, отзывы, предложения

Илья , 20.08.15 14:37:24

Подскажите пожалуйста какой площади был этот полигон №13 ?

А так же перепады по рельефу и глубина залегания несущих песков ?

Виталий Гущенко, 07.09.15 07:16:23

"Автоскреперная разработка и подача песков полностью исключает затраты на строительство очистных сооружений и позволяет разместить промывочные установки с использованием оборотной воды, исключается использование землеройной техники на уборке камней из-под гидровашгерда и на разваловке хвостов промывки."

Вот по этому предложению по подробней бы. Как можно исключить какие-то операции только применив автоскреперы?

Админ, 07.09.15 16:03:24 — Виталий Гущенко

Обратите внимание на то, что статья архивная, написана в 1972 г. Авторы на ваш вопрос, соответственно, не ответят. У кого же спросить? Может в Лаборатории разработки россыпей института Иргиредмет кто-то знает?

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Анализ работы автоскреперов на прииске «Штурмовой»»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "десять прибавить 5":