Основной и конечной задачей дистанционного сбора данных о работе подвижного горного оборудования является получение достаточной и достоверной информации для расчёта себестоимости разработки, перемещения и переработки 1 м3 горной массы. Только на базе этих показателей можно оперативно рассчитать себестоимость грамма добываемого золота в ходе промывочного сезона.
Оценка ожидаемых экономических показателей освоения месторождения является обязательной в процессе технико-экономического обоснования кондиций для подсчёта запасов /1, 2/, при составлении проектной документации на разработку месторождений твёрдых полезных ископаемых /3/ и на обоснование инвестиций на стадии принятия решений о целесообразности освоения месторождения. Но, пожалуй, более всего экономические результаты работы машин нужны недропользователю для оценки ожидаемого конечного результата деятельности предприятия (участка) и принятия оперативных решений по корректировке производственных процессов.
Наиболее сложен расчёт прямых эксплуатационных затрат на горных работах, выполняемых различными машинами. Так, согласно /1, 2/, «результаты расчётов представляются в виде таблиц, в которых должны быть отражены расшифровки затрат по основным горно-технологическим переделам (добыча песков, промывка песков, горно-подготовительные работы, вскрыша торфов, рекультивация земель)». При этом «расшифровать затраты» требуется по десяти статьям затрат, а «производительность горнотранспортного оборудования ... определяется в соответствии с едиными нормами выработки и времени на горные работы при отработке россыпных месторождений» /4/.
Изложенный способ получения заключительных экономических показателей имеет существенные недостатки, а именно:
- расчёт затрат на дизтопливо, электроэнергию, ремонт и содержание оборудования производится по нормам, которые, как правило, не соответствуют реальности;
- нормы выработки составлены в 1991 году, в них не учитывается современное оборудование и ряд технологических операций, применяемых на разработке россыпей;
- нормы выработки не учитывают некоторые особенности освоения россыпных месторождений, например, влияние затяжных дождей и наводнений, возникновение нештатных горнотехнических условий (повышенная валунистость; разжижение пород; слабая несущая способность пород, исключающая возможность использования колёсной техники, и др.);
- большая трудоёмкость получения экономических показателей из-за сложности сбора необходимых исходных данных.
По этим причинам производственники и не пытаются рассчитать ожидаемую себестоимость грамма золота таким способом, а ориентируются на укрупненную оценку и опыт.
В общем виде себестоимость любого горного процесса по прямым затратам (С) рассчитывается по выражению:
где З — прямые затраты машины на выполнение операции в единицу времени, руб.;
V — объём горной массы, переработанной машиной за эту же единицу времени, м3.
Дистанционный сбор данных о работе техники и бухгалтерские отчёты предприятия, касающиеся её обслуживания, значительно облегчают выполнение экономических расчётов и повышают их точность.
В зарубежной практике для экономических расчётов введено понятие «издержки владения и эксплуатационные расходы» для машины за 1 час её эксплуатации /5/. Такой подход к расчёту экономических показателей принят нами за основу и привязан в дальнейшем к данным, получаемым дистанционным способом.
Для российских условий «издержки владения» могут быть представлены амортизацией, величиной лизинговых отчислений или размером арендной платы за машину. Размеры амортизации, лизингового платежа или арендной платы по каждой машине имеются в базе бухучёта предприятия. В нашей работе в качестве единицы времени принят не 1 час, а 24 календарных часа (машино-сутки). Суточный период учитывает все виды простоев и является при дальнейших экономических расчётах более представительным.
«Эксплуатационные расходы» по машине за сутки надёжнее определять не по нормативам, а по реальным затратам. Так, затраты на заработную плату, техническое обслуживание (ТО), гусеницы и катки, коронки и ножи для бульдозерных отвалов, шины для колёсной техники, запасные части фиксируются бухучётом предприятия, а затраты на дизельное топливо правильнее всего принимать на основании дистанционного сбора данных.
В таблице (разверните рис. вверху слева) приведён ход расчёта себестоимости машино-суток применяемого на предприятии горнотранспортного оборудования по прямым затратам.
При расчётах приняты следующие условия.
1. Использованы ежесуточные показатели каждой машины за август-октябрь 2020 и 2021 годов (92 дня).
2. Во избежание загромождения статьи избыточным цифровым материалом данные приведены в усредненном виде не по каждой машине, а по их типам.
3. При расчёте величины суточной амортизации количество суток работы машин принято за 240, а количество лет их эксплуатации — 7.
4. Величина затрат на зарплату ремонтного персонала с начислениями соцстраху на одну машину в сутки рассчитывалась в следующей последовательности:
- по данным бухучёта определён штат ремонтного персонала (включает 35 человек различных профессий) с годовой суммой зарплаты с начислениями соцстраху 31,2 млн руб.;
- по данным бухучёта определена суммарная стоимость всего парка машин предприятия в размере 566 млн руб.;
- доля затрат по зарплате ремонтной службы на одну машину в сутки принята по соотношению:
Стоимость 1 л дизельного топлива с доставкой на месторождение без НДС (средняя за сезон 2021 года) — 52,82 руб./л.
- Размер месячной зарплаты операторов горных машин плюс начисления соцстраху (39,7 %) плюс полевое довольствие (21000 руб./мес) по профессиям составил:
- бульдозерист Д-375 — 305 198 руб.;
- экскаваторщик — 178 928 руб.;
- водитель автосамосвала — 159 622 руб.;
- оператор колёсного погрузчика — 143 350 руб.
Предварительные выводы
По результатам выполненного дистанционного сбора данных работы горного оборудования в течение трех месяцев в 2020 и 2021 годах и анализа данных бухучёта предприятия можно сделать следующие предварительные выводы.
1. Технология Микросет позволяет определять важные для технико-экономических расчетов величины суточной себестоимости эксплуатации оборудования по прямым затратам.
2. Наибольшая себестоимость машино-суток (112,4 тыс. руб.) относится к самой дорогой машине — бульдозеру Д-375. Более 52% в себестоимости машино-суток бульдозера составляют затраты на дизельное топливо, 30% — на ТО и ремонт. Высокие затраты на ремонт можно объяснить большим сроком эксплуатации (8–9 лет).
3. Из трёх марок автосамосвалов самую высокую себестоимость машино-суток показал КамАЗ — 24,6 тыс. руб. против 21,7 и 22,3 тыс. руб. китайских автосамосвалов. Средние годовые затраты на запасные части у КамАЗа оказались в 3,8 раза больше, чем у китайского аналога такого же «возраста» — автосамосвала Shacman (520,7 против 135, 6 тыс. руб.).
4. Представленные в таблице (вверху слева) себестоимости машино-суток дают возможность достаточно точно определить себестоимость переработки 1 м3 горной массы на основных операциях с использованием данных по производительности машин на этих операциях.
Читать продолжение статьи: «Технико-экономические показатели работы горнотранспортного оборудования, определённые на базе данных, полученных дистанционным способом»
Список использованной литературы:
1. Методические рекомендации по технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчёта запасов месторождений твёрдых полезных ископаемых (кроме углей и горючих сланцев), ГКЗ, Москва, 2007 г.
2. Рекомендации по технико-экономическому обоснованию районных кондиций для подсчёта запасов месторождений твёрдых полезных ископаемых, ГКЗ, Москва, 2007 г.
3. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 июня 2010 г. № 218 г. Москва «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твёрдых полезных ископаемых, ликвидации и консервации горных выработок и первичную переработку минерального сырья».
4. Единые нормы выработки и времени на разработку россыпных месторождений открытым способом. г. Магадан, 1991 г.
5. Технико-экономические характеристики машин компании Caterpillar. Справочник. Издание 37. США. 2007 г. ■
-------------------------------------------------------------------------------------
СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА
ДЛЯ ГОРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
ООО «Микросет» (Москва) – поставщик промышленного компьютерного оборудования и разработчик специализированного программного обеспечения.
На рынке с 1991 года. С 2013 года внедряет системы мониторинга и управления производством на золотодобывающих предприятиях.
+7 906 789 47 88, lv@microset.ru, www.b2mine.ru
Комментарии, отзывы, предложения
Константин, 08.03.22 16:11:43 — Инженеру
Особенно эта: "Средние годовые затраты на запасные части у КамАЗа оказались в 3,8 раза больше, чем у китайского аналога такого же «возраста» — автосамосвала Shacman (520,7 против 135, 6 тыс. руб.)."
Но еще интереснее, почем будут запчасти?
Магадан, 09.03.22 01:58:53 — Константину
Цифры могут улучшить производство у хорошего хозяина.
Но теперь будет еще вопрос, где взять запчасти?
Инженер, 09.03.22 18:02:02
Экономические расчеты в табл., к сожалению, теперь все пропали. Считали, выходит, все зря. Что и сколько стоило пора забыть.
Но дистанционное наблюдение за работой горной техники остается полезным делом. Мастеров и механиков не хватает, контроля за работой техники почти нет. Когда машина простаивает, сколько везет и толкает - полезная информация.
Я читал, что в Австралии наблюдение за работой горной техники ведется из городского офиса. Так дешевле получается, чем человека в карьере держать.
Магадан, 10.03.22 02:38:49
А чья у вас техника? Датчики и оборудование российские?
Василий, 10.03.22 12:59:23 — Магадан
Были использованы техника и датчики пр-ва Китай. Будем ориентироваться на меняющуюся обстановку на рынке и в любом случае будем предлагать бюджетное решение под ваши задачи.
Магадан, 14.03.22 02:30:19 — Василий
Спасибо Василий. А на тачку можно китайскую камеру установить?
Василий, 14.03.22 11:22:23 — Магадан
Камеры, используемые на участках горных работ и на технике, проверены годами эксплуатации в условиях Магаданской области и показали высокую отказоустойчивость.
Магадан, 16.03.22 02:28:30 — Василий
Спасибо, Василий, я про тачки пошутил. В этом году тачки сделать не успеют.
Инженер, 08.03.22 13:32:26
Интересные цифры, спасибо. Нигде раньше таких не видел.