Карьерные дороги могут приносить деньги (окончание)

Visser A.T., отделение строительного проектирования, Преторийский университет (University of Pretoria), ЮАР
Золотодобыча, №219, Февраль, 2017

Функциональное проектирования касается использования удобного в эксплуатации материала слоя износа. В идеальных условиях при строительстве карьерных дорог он должен удовлетворять нижеперечисленным требованиям. —Обеспечивать безопасное и удобное движение без необходимости в излишнем обслуживании. — Выдерживать достаточную грузонапряженность в сухих и влажных условиях. —Своевременно сбрасывать (отводить) поверхностные воды без излишней эрозии дорожного полотна. — Быть устойчивым к абразивному воздействию при движении техники. — Не вызывать повышенного пыления в сухих условиях. — Не вызывать чрезмерного скольжения во влажных условиях. — Иметь низкие расходы и легкость в обслуживании.

Карьерные дороги могут приносить деньги!

A.T. Visser, отделение строительного проектирования, Преторийский университет (University of Pretoria), ЮАР

Прошло 20 лет с момента публикации передовой работы Томпсона и Виссера, посвященной проектированию и управлению дорогами на открытых рудниках ЮАР [Thompson, Visser, 1996a, 1996b, 1998, 1999, 2000a]. Представленная в ней система базируется на трех основных принципах: -структурной возможности обеспечивать передвижение тяжелых самосвалов с нагрузкой, -правильном подборе горной техники и типов поверхности дорожного покрытия с учетом минимального влияния на окружающую среду, -соответствующем техническом обслуживании с целью предотвращения износа и повреждений

Новая техника для горных работ. Обзор

Верхозин С. С., вед. аналитик
АО «Иргиредмет»
Золотодобыча, №217, Декабрь, 2016

Линейка гидравлических экскаваторов на электрическом приводе, предлагаемых мировыми производителями горнодобывающего оборудования, продолжает расти вслед за меняющимися тенденциями отрасли. Так, компания «Hitachi Construction Machinery» представила для рынка США и Латинской Америки пять новых модификаций на электрическом ходу — EX1900E-6, EX2600E-6, EX3600E-6, EX5600E-6 и EX8000E-6 (рис. 1) — с прямой или обратной лопатой. Они отличаются экономичностью, экологичностью (нет выбросов), оборудованы мощными электродвигателями Hitachi TFOA-KK мощностью от 610 до 1200 кВт. Модели оснащены системой удаленного мониторинга, системой SkyAngle (для расширения периферийной видимости оператора), камерами и отличаются сниженной на 20–30 % вибрацией кабины.

Лазерная добыча

Карьерные фронтальные погрузчики. Часть 3

Луняшин П.Д., горный инженер
Золотодобыча, №209, Апрель, 2016

В начале 1960-х годов правительство КНР решило инвестировать значительные средства в развитие производства фронтальных погрузчиков, которые в отличие от экскаваторов не требовали привлечения серьезных ресурсов и технологий. Сегодня среди отраслей китайского машиностроения отрасль по производству погрузчиков является одной из самых зрелых по промышленной форме и по конкуренции на рынке. Прародитель современных китайских погрузчиков, Z450, был разработан при участии завода LiuGong в 1970 г. Это была совершенная для тех времен машина с гидромеханической трансмиссией, гидравлическим рулевым управлением и шарнирно-сочлененной рамой. Затем технология была передана другим производителям, которые стали совершенствовать ее уже самостоятельно. Объемы производства росли невероятными темпами, и в 2011 г. выпуск погрузчиков составлял 246 тыс. штук.

Современные конвейерные системы и практика применения

Верхозин С.С., вед. аналитик, к.ф.н.
АО «Иргиредмет»

Конвейеры — не самое надежное в использовании горное оборудование. Часто по этой причине горные инженеры при проектировании рудников останавливают свой выбор на других решениях по транспортировке материала, в частности на самосвалах. Тем не менее последние успехи в области технологий и производства нового конвейерного оборудования показывают, что при надлежащем подходе конвейерные системы могут использоваться на горнодобывающих предприятиях весьма эффективно, в том числе для решения ряда специфических проблем, например, для транспортировки руды в сложных ландшафтных условиях с крутыми уклонами, ручьями и реками, впадинами и т.д., то есть в тех случаях, когда производительность самосвалов существенно снижается, растут затраты на топливо и обслуживающий персонал. Современные конвейеры становятся все более надежными, прочными, эффективными и гибкими при работе с различными материалами и в самых трудных условиях. Компании-производители стараются ориентироваться на современные технологии, которые помогают решать ряд сложных эксплуатационных проблем. Так, множество сложностей на предприятии вызывает смещение ленты конвейера, что в результате может привести к серьезным последствиям, например, повреждению самой ленты и всей системы, к потере материала и т.д.

Китайские внедорожные самосвалы: дракон готовится к прыжку. Часть 2

Павел Луняшин, горный инженер

Компания «XCMG» (Xuzhou Const-ruction Machinery Group Inc) была создана в 1989 г. и сегодня находится в авангарде отрасли строительной техники Китая. По итогам 2012 г. «XCMG» в мировом рейтинге находится на 11-й позиции с объемом продаж 5,53 млрд долл. Компания создала 14 совместных предприятий со всемирно известными производителями — «Caterpillar», «Liebherr», «Thyssen Krupp» и другими. Свои производственные площадки «XCMG» разместила на территории Индии, Ирана, Польши и других стран. Свою продукцию XCMG поставляет в 150 стран мира. В 2011 г. на выставке BICES в Пекине «XCMG» представила свою первую модель карьерного самосвала DE170, при создании которого применила современную передовую технологию привода от электродвигателя постоянно-переменного тока.

Китайские внедорожные самосвалы: дракон готовится к прыжку. Обзор ведущих китайских производителей внедорожных самосвалов

Павел Луняшин, горный инженер
Золотодобыча, №179, Октябрь, 2013

Обзор ведущих китайских производителей внедорожных самосвалов. Сегодня китайские внедорожные карьерные самосвалы на российском рынке пока только начинают предлагать, поскольку большая часть машин, о которых речь пойдет ниже, созданы всего 2–3 года назад и еще не прошли соответствующую сертификацию. Журнал «International Construction» ежегодно публикует «Желтую таблицу» 50-и крупнейших мировых производителей строительной техники. Рейтинг основан на данных о продажах строительного оборудования каждой фирмы за последний финансовый год. Источниками информации являются также годовые отчеты, заявления компаний и авторитетных консультационных фирм. «Желтая таблица» существует уже 10 лет. За этот период произошел ряд изменений в рейтинге, и наиболее явное изменение — рост значимости компаний-производителей из Китая. Если в редакции «Желтой таблицы» от 2003 г. доля китайских производителей в продажах из ТОП-50 составляла 1,6 % (на сумму менее 1 млрд долл. США), то в 2012 г. уже 15 % (27,9 млрд долл.). В 2003 г. самую высокую позицию в рейтинге занимала компания «XCMG»: 29-е место с объемом продаж 300 млн долл., а в 2012 г. на 5-й и 6-й позициях — «Sany» и «Zoomlion» с прода-жами 7,93 и 7,75 млрд долл. соответственно. В мировой ТОП-50 в 2012 г. вошли уже 9 китайских компаний.

Карьерные фронтальные погрузчики. Часть 2

Луняшин П.Д., горный инженер
Золотодобыча, №207, Февраль, 2016

В концерне Volvo разработкой, производством и обслуживанием строительной техники занимается компания «Volvo Construction Equipment». Также как «Caterpillar» и «Komatsu», «Volvo» непрерывно совершенствует свою линейку погрузчиков. С 1973 по 1977 годы погрузчики продавались под брендом Volvo BM, в 1977 году компания запустила новое поколение фронтальных погрузчиков 4000 серии. С формированием в 1985 г. группы «VME Group» (Volvo BM, Clark Michigan Co и Euclid Inc) дизайнерские решения «Michigan» переходят к «Volvo», и с 1990 г. начала свой победный путь линейка погрузчиков с обозначением L (180, 220, 330). Далее последовали фронтальные погрузчики серий С, D, Е, F (2008). Каждая новая серия являла миру интересные технические решения. Последняя G-серия колесных погрузчиков, впервые введенная в 2012 г., предлагала ряд новых функций в сочетании с более высокой производительностью, низким потреблением топлива и оптимальным комфортом оператора. Новый внешний дизайн с округлыми формами обеспечил отличный обзор, повышенную безопасность и лучшую работоспособность. Особый интерес представляет OptiShift — система, разработанная «Volvo», которая включает в себя реверсирование через торможение и блокировку гидротрансформатора. Функция «реверсирование через торможение» — запатентованная «Volvo» система: при смене направления движения машины автоматически активируются рабочие тормоза вместо гидротрансформатора; очень удобна при коротком цикле погрузки. Функция блокировки гидротрансформатора дает максимум преимущества при длинном цикле погрузки и перевозки. Блокировка активируется посредством выключателя в кабине, и оператор может выбирать, где и когда ее использовать. Optishift позволяет сокращать расхода топлива до 15 %.

Карьерные фронтальные погрузчики

Луняшин П.Д., горный инженер
Золотодобыча, №206, Январь, 2016

Пневмоколесные фронтальные ковшовые погрузчики (обычно их называют одним из этих терминов) прочно заняли свое место в строительном и горнодобывающем мире с середины 1960-х годов, изменив технологии ведения работ и потеснив экскаваторы и бульдозеры. Однако путь к успеху этого нового оборудования был достаточно долгим: первая машина, подходившая под название «погрузчик», была создана еще в 1917 году американским изобретателем Юджином Кларком, представившим миру механизм, который мог в кратчайшие сроки погрузить и разгрузить продукцию. Первый погрузчик не имел ни тормозов, ни гидравлики — управлять им было достаточно опасным делом. Тем не менее, это оборудование ознаменовало рождение класса машин, чьи мобильность и оперативность обеспечили ему важную роль на всех этапах дорожного строительства и горного производства. Фронтальные погрузчики прошли свой эволюционный процесс, имея преимущества более позднего развития по сравнению с другими видами оборудования, что позволило использовать в их конструкции многие современные технологии.

Эволюционный трамплин для горной отрасли: автоматизация как способ решения проблем добычи

Верхозин С.С., вед. аналитик
ОАО «Иргиредмет»

В последнее время все шире внедряются в горное производство полностью автоматизированные процессы. Руководителям предприятий, специалистам становится ясно, что для развития отрасли автоматизация — это один из путей, по которому надо идти.

Бульдозеры для горного предприятия — оценка перед выбором. Часть 4.

Луняшин П.Д., горный инженер
Золотодобыча, №175, Июнь, 2013

Несмотря на весомость импорта китайских бульдозеров в Россию (в количественном отношении 40 %), в горной промышленности они пока не могут конкурировать с ведущими производителями этой техники из других стран из-за недостаточно высокого качества, отсутствия в типоразмерном ряду бульдозеров мощностью более 350 л.с. (поставки 422-сильного Shantui SD42-3 осуществлялись в единичных экземплярах) и незначительного опыта их использования на горных полигонах.

Бульдозеры для горного предприятия — оценка перед выбором. Часть 3

Луняшин П.Д., горный инженер
Золотодобыча, №175, Июнь, 2013

Бульдозеры для горного предприятия — оценка перед выбором В советские времена у горных предприятий особого права выбора горного оборудования не существовало: брали все, что распределялось по квотам министерств. Следует отметить, что в то время большинство высоких постов занимали квалифицированные инженеры, которые тщательно изучали состояние мирового рынка и прислушивались к мнению специалистов предприятий, поэтому на прииски и рудники поступала самая современная и передовая техника. Для золотодобывающих предприятий важной точкой отсчета стал визит Председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина в Магаданскую область и Якутию в 1974 году. После изучения обстановки на горных предприятиях Северо-Востока Косыгин дал добро на широкомасштабные поставки импортной техники. Именно тогда горняки познакомились с бульдозерами мировых грандов — Caterpillar, Komatsu, Fiat-Allis, Dresser.

Бульдозеры изменяют мир. Часть 2

Луняшин П.Д.-горный инженер

Бульдозеры Liebherr. «Liebherr» — компания, основанная в 1949 г. немецким инженером Гансом Либхерром. Сегодня это международный концерн с годовым оборотом 6 млрд евро, объединяющий 100 предприятий по всему миру с 26 тыс. сотрудников, занятых в производстве. Компания является одной из ведущих по производству строительной, дорожной и землеройной техники. Наряду с производством строительных кранов, карьерных экскаваторов и самосвалов в конце 1970-х годов фирма приступила к производству гусеничных бульдозеров. Сегодня «Liebherr» производит более 1000 бульдозеров в год, которые поставляются более чем в 100 стран мира, из них около 50 % закупается странами Западной Европы. При этом доля бульдозеров Liebherr в классах до 35 т составляет 40–50 % мирового рынка.

Бульдозеры изменяют мир, часть 1

Луняшин П.Д. - горный инженер

В мире бульдозеры производят более 60 компаний. В России известны не более 15-и, продукция которых используется в нашей горной промышленности.Мы подготовили серию публикаций о рынке бульдозеров для российской горнодобывающей промышленности (обзор основных мировых производителей, характеристики, особенности, инновации в землеройной технике, особенности эксплуатации в разных условиях и пр.). История бульдозера. В 1886 г. слово бульдозер означало револьвер большого калибра. В конце 1800-х годов термин бульдозер стал означать любую серьезную силу как способную что-либо протолкнуть. И только намного позже, а именно в 1929 г., с развитием строительной техники бульдозером стали называть специально оборудованное транспортное средство на основе трактора.

Топливосберегающая технология будет использоваться на руднике Anglo American

Перевод Верхозина С.С. для сайта zolotodb.ru

Канадская компания Blutip Power Technologies, специализирующаяся на разработке топливосберегающих технологий для рудников, достигла договоренности с Anglo American на поставку компьютерной топливосберегающей системы Advanced Universal Controller (AUC).

Месторождение «Сухой Лог».Новые перспективы

Дементьев В.Е. – ген.директор,
Кавчик Б.К. – нач.рекл.отдела ОАО Иргиредмет
Золотодобыча, №199, Июнь, 2015

Крупнейшее российское золоторудное месторождение «Сухой Лог» в Бодайбинском районе Иркутской области в очередной раз планируется выставить на аукцион, сообщило несколько информационных источников. Среди золоторудных месторождений «Сухой Лог» по запасам является крупнейшим в мире. Ежегодная добыча золота на нем может составить 60 тонн в течение 30–50 лет. (Для сравнения, на крупнейшем российском руднике «Олимпиада» она не превышает 25 тонн в год, а на крупнейшем руднике мира, Мурунтау в Узбекистане, в 2014 году получена 61 тонна золота). То есть «Сухой Лог» может стать предприятием мирового масштаба.

Удаленный мониторинг в горном производстве

Верхозин С.С., вед. аналит., ОАО «Иргиредмет»

Сфера телематики (область, объединяющая средства телекоммуникации и автоматизированной обработки данных) непрерывно растет и совершенствуется. Способы передачи информации модернизируются, становятся более доступными и в результате повышают эффективность горного производства, в частности облегчают обслуживание техники, улучшают процесс охраны труда. На данный момент на рынке представлен ряд телематических инструментов, обеспечивающих выполнение той или иной задачи при проведении горных работ.

Сжатый природный газ для горнодобывающей промышленности

Испытания прототипа топливной системы на сжатом природном газе высокой плотности на карьерном самосвале «Caterpillar 789C», проходящие в Квинсленде (Австралия), привлекают повышенное внимание горнодобывающих компаний, властей и других заинтересованных сторон. Они демонстрируют преимущества использования этого чистого и дешевого энергоносителя. На полевые испытания двухтопливного самосвала в Морейфилд собралось более 150 представителей правительственных агентств и горнодобывающих компаний.

Новые технологии взрывания

Верхозин С.С., вед.аналитик ОАО «Иргиредмет», по материалам Интернета
Золотодобыча, №198, Май, 2015

Сегодня любая горнодобывающая компания всеми силами стремится уменьшить затраты без снижения производительности. Новые технологии и оборудование для проведения взрывных работ могут помочь в этом. Ниже приведен обзор новинок в области взрывных работ. Компания «Dyno Nobel» на золотом руднике «Cripple Creek & Victor» успешно завершила 4-месячные тестовые испытания своей новой технологии взрывания и доставки взрывчатых веществ — DIFFERENTIAL ENERGY™. Ее основой является новейшая эмульсия TITAN ∆E 1000. Результаты проверки продуктивности технологии сопоставляли с результатами взрывных работ, проводимых в схожих объемах в местах с похожей геологией.

Вагонеточно-конвейерная система на открытых рудниках: подход к оптимизации затрат и энергоэффективности при разработке твердых пород

Перевод с англ.: С.С.Верхозин, по материалам Thyssen Krupp

Открытые рудники, на которых добывают медь, железную руду, золото и другие полезные ископаемые, часто имеют форму перевернутого конуса. В нижней его части руду разрушают (взрывают, дробят), а затем транспортируют самосвалами наверх. Карьерный самосвал для перевозки руды весит 106–260 т (в зависимости от марки) и может перевезти за один раз от 136 до 400 т. Руду со дна карьера транспортируют наверх на несколько сотен метров по плавно восходящим грунтовым дорогам к специальной территории (например, к дробилке), где она разгружается, Здесь руду дополнительно дробят и для дальнейшей переработки перемещают конвейерами.

«Rio Tinto» начинает испытания автономных поездов на рудниках в Австралии

Согласно официальной информации, полностью автономная железнодорожная система, которая свяжет железные рудники компании «Rio Tinto» в Пилбара (Австралия) с портом, готова к первым испытаниям.

Дистанционно управляемые роботы в автоматизации горных работ

На объектах «Rio Tinto» уже проходят испытания автоматические горные машины. По словам ответственного за инновации в «Rio Tinto» Джона МакГафа, автоматизированными рудниками можно управлять на удалении более 1000 км, находясь в комфортабельном и безопасном офисе компании в Перте. Консалтинговое агентство «BA Economics» обнародовало доклад, сделанный по заказу «Rio Tinto», в котором говорится о том, как развитие автоматизированных технологий с возможностью удаленного управления повлияет на горнодобывающую промышленность. Согласно докладу, на принадлежащем «Rio Tinto» месторождении железных руд «West Angelas» сейчас эксплуатируются 5 автономных грузовиков, оборудованных радарами, лазерами, антеннами и системами GPS. Эти грузовики самостоятельно заправляются, ориентируются на дорогах и перекрестках и сообщаются с другими машинами, но дистанционно управляются людьми. «Rio Tinto» планирует расширить к 2015 г. свой автономный парк до 150 единиц и впоследствии полностью автоматизировать работу на месторождении.

Некоторые инновационные методы поиска и разработки полезных ископаемых

Перевод Верхозина С.С. для сайта zolotodb.ru

Современное состояние горнодобывающей промышленности и инструментов ее изучения, возможно, находится на пороге революции. Быстро развиваются новые технологии исследований земли: от съемок со спутников и беспилотных летательных аппаратов до использования подводной сейсмической активности. Доктор Гарет Эванс (Gareth Evans) рассказывает, как эта смещающаяся парадигма влияет на поиски и разработку полезных ископаемых в самых опасных и экстремальных местах нашей планеты. Складывается впечатление, что мировая добывающая индустрия, находящаяся в состоянии «лихорадки», связанной с восстановлением быстро сокращающихся природных ресурсов, приняла девиз города Ванкувера: «Мы преуспеем на воде, на земле и в воздухе». Это становится особенно заметным, если разговор заходит об инновационных методах исследования и разработки месторождений полезных ископаемых.

Беспилотные летательные аппараты в горнодобывающей промышленности

Меган Эдвардс (Megan Edwards)

Беспилотники в горнодобывающей отрасли становятся все более и более востребованы. Это обусловлено возросшим спросом на качественные данные, получаемые в режиме реального времени, для повышения эффективности и производительности добычи. Для коммерческого использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) необходима лицензия от управления авиацией, поэтому до сих пор горнодобывающие компании либо нанимают собственный штат специалистов, сертифицированных для управления БПЛА, либо обращаются к сторонним специализированным компаниям. Во многих странах, например, в Австралии, законодательные положения, регулирующее использование беспилотников, неясные, запутанные и ограничивают их использование в промышленности. Причины в том, что на фоне современных технологий законы и правила уже устарели.

Алмазный рудник «Дьявик» на далеком севере Канады

Верхозин С.С., по материалам Интернета

Рудник расположен на небольшом острове площадью 20 кв. км, который неофициально называют Ист-Айленд. Сам остров находится на озере Гра длиной 60 км, в 300 км к северо-востоку от столицы Северо-Западных территорий Канады города Йеллоунайф, и всего в 220 км южнее Северного полярного круга. Diavik — это совместное предприятие компаний «Diavik Diamond Mines Inc.» (60 %) и «Dominion Diamond Diavik Limited Partnership» (40 %), хотя непосредственно разработкой занимается только первая.

Являются ли хвостохранилища накопителями жидких отходов

Пятаков В.Г., Неретин А.В., ОАО «Иргиредмет»
Золотодобыча, №181, Декабрь, 2013

Проектирование хвостохранилищ обогатительных фабрик горно-метал-лургических предприятий жестко регламентируется рядом нормативных документов. Главным из них является Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» с изменениями от 2000-2012 гг. В статье 3 этого закона «Основные понятия» указано, что к гидротехническим сооружениям, среди плотин, каналов, туннелей и прочих, отнесены «сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций» [1]. Следует отметить, что в законе № 117-ФЗ не дано определение понятия «жидкие отходы».

Как сохранить душевное здоровье работников рудника

Алекс Хэбер (Alex Heber), перевод С.С.Верхозина для сайта Золотодобыча

Работа рудников не прекращается ни на секунду: 24 часа в день, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Несмотря на то, что горнорабочие в среднем зарабатывают чуточку больше, но и работают они намного дольше среднего времени; живут вдали от семьи, порой на опасных и удаленных от цивилизации объектах. Поэтому не удивительно, что вопросы психического здоровья шахтеров все больше волнуют руководителей горнодобывающих предприятий. Для сотрудников горного производства можно выделить следующие основные источники стресса: жизнь и работа в труднодоступных и удаленных районах; отсутствие поддержки со стороны близких; напряженный график работы; большой по объему и физическим затратам труд.