Работа рудников не прекращается ни на секунду: 24 часа в день, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Несмотря на то, что горнорабочие в среднем зарабатывают чуточку больше, но и работают они намного дольше среднего времени; живут вдали от семьи, порой на опасных и удаленных от цивилизации объектах. Поэтому не удивительно, что вопросы психического здоровья шахтеров все больше волнуют руководителей горнодобывающих предприятий.
Для сотрудников горного производства можно выделить следующие основные источники стресса: жизнь и работа в труднодоступных и удаленных районах; отсутствие поддержки со стороны близких; напряженный график работы; большой по объему и физическим затратам труд.
Наркотики, алкоголь и психическое здоровье шахтера
В горнодобывающей промышленности Австралии ситуация с точки зрения употребления наркотиков и алкоголя — одна из самых неблагополучных среди других отраслей экономики страны. У горных компаний Зеленого Континента есть свои процедуры контроля персонала: работников могут проверять каждое утро при входе на рудник, или подвергают различным тестам. В попытках сдержать алкоголизацию в прошлом году в горнодобывающем районе Пилбара (Западная Австралия) были введены строгие ограничения на употребление спиртных напитков, несмотря на протесты со стороны компании «Rio Tinto». Хотя, по неофициальной информации, руководство «Rio Tinto» поддерживает реформу, однако не верит в то, что строгие запреты будут эффективны в борьбе с проблемами, связанными с алкоголем: «Принимая во внимание то, что деревни, в которых размещаются работники рудника «Rio Tinto», не являются точками распространения алкоголя, представленные рекомендации, связанные с продажей спиртных напитков и запретом их продажи до полудня, будут иметь пагубный эффект на возможность наших работников наслаждаться качественной жизнью вдали от дома».
Психолог Кэмерон Браун из реабилитационного центра «The Cabin» (Таиланд) тесно работает с добытчиками, помогая им бороться со злоупотреблениями алкоголем и наркотиками, а также с другими психическими проблемами. Обсуждая сущность самого злоупотребления, он отметил, что подобное пристрастие — это болезнь, а не проблема, с которой надо бороться как с преступностью. Доказано, что мозги наркозависимого работают совсем иначе, чем здорового человека. С этим надо бороться как с болезнью, а не как с криминалом».
К. Браун говорит, что во многих случаях стыд, сопровождающий психические заболевания, связанные с наркозависимостью, не дает добытчикам обратиться за помощью: «Руководители должны научиться распознавать признаки неустойчивого психического состояния. Мы видим, что горные компании не направляют к нам своих работников, поскольку, как я думаю, стыд и боязнь, а также течение этого заболевания приводят к тому, что сотрудник может потерять работу».
Систематическое тестирование на наркотики и алкоголь заставляет некоторых воздерживаться от принятия запрещенных средств, а также дает руководству возможность не применять дополнительных мер для гигиены и безопасности труда, однако не помогает в решении вопросов, речь о которых пойдет ниже. «Мы стараемся обеспечивать безопасность труда на месторождении с помощью неожиданных проверок на наркотики, но этим мы не можем обеспечить психическое благополучие персонала», — говорит Браун. «В настоящий момент специалисты отмечают, что многие не получают никакой помощи после того, как были пойманы при мониторинге на прием алкоголя и наркотиков».
К. Браун рассказал, что «один из самых распространенных среди добытчиков Австралии наркотиков — это метамфетамин, который используется для возбуждения эмоций и поддержки организма в бодром состоянии». «Кроме того, для успокоения и расслабления используется марихуана», — добавляет Браун. «Но алкоголь распространен гораздо шире, что мы и наблюдаем на более 50-и процентах людей».
Генеральный директор организации «Australasian Centre for Rural and Remote Mental Health» (Квинсленд) Дженнифер Бауэрс говорит, что наркотики и алкоголь вообще и на рудниках в частности нередко используют для того, чтобы скрыть более глубокие проблемы: «Наркозависимость — это проблема, которая только усугубляет уже имеющиеся».
Бауэерс соглашается с Брауном в том, что проверки на наркотики и алкоголь — это не решение проблемы психического здоровья добытчиков: «Люди учатся обманывать тесты. Просвещение и осведомленность о последствиях приема запрещенных средств и того, что они делают с человеком в психическом и физическом смысле, — вот лучший способ профилактики».
Слабый пол?
Большинство пациентов Брауна из горнодобывающей отрасли — мужчины. Он объясняет это не только тем, что мужчин, занятых в индустрии, больше, чем женщин, но и тем, что женщины в кризисные моменты обычно чаще обращаются за профилактической помощью.
«Исследование показывает, что женщины лучше о себе заботятся, берегут свое здоровье, обращаются к врачу, когда это необходимо. Мужчины же стараются не думать о проблеме, пока она не достигнет своего пика».
Компания «Compass» предлагает единые программы по поддержке психического и физического здоровья сотрудников горных предприятий. Консультант компании Джессика Перейра работает в одном из районов Западной Австралии, где ведутся геологоразведочные работы. Перейра отмечает, что с психическими проблемами сталкиваются, в основном, мужчины: «Уровень суицидных наклонностей и депрессии среди мужчин гораздо выше. Женщины переживают в основном из-за лишнего веса».
Когда нет баланса. О разумности графика труда
По словам Брауна, график трудовой деятельности на руднике (работа в несколько смен, дежурства и пр.) могут вызвать депрессию и состояние тревоги у шахтеров. Дж. Перейра соглашается с ним, указывая на то, что эти аспекты значительно влияют на психическое здоровье работников.
До работы в горнодобывающей индустрии Дж. Перейра была задействована в проекте под названием «Порт-Хэдленд». Большая часть людей на этом производстве работала по следующей схеме: 4 недели — смена, 1 неделя — отдых. Это имело крайне негативные последствия. «Для добытчиков это было по-настоящему тяжело потому, что в их жизни не было баланса, всё, чем они занимались, — это была работа», — говорит Джессика. «Алкоголь, социальные проблемы, сложности во взаимоотношениях, ухудшение физической формы — все это начало обостряться. На том проекте, где я работаю сейчас, график такой: 8 дней работы, 6 дней отдыха, поэтому сотрудники выглядят намного более здоровыми. Чем длиннее смена, тем хуже».
Дж. Перейра добавляет, что вопросы психического здоровья имеют еще более важное значение для иностранных работников из-за их культурной изоляции.
Вдали от дома как дома
Руководство многих рудников стало понимать важность развития идеи «вдали от дома как дома». «За последние 10 лет на месторождениях произошло множество перемен в области улучшения заботы о здоровье и жизни сотрудников. Горнодобывающие компании делают многое, чтобы сохранять добытчиков в активном состоянии, в бодром духе, не давая им грустить о том, что они далеко от дома», — говорит Перейра. С этой целью на предприятиях создаются театры, поля для гольфа, организуются веселые конкурсы, уроки йоги и т.п. Специалист отмечает, что развитие более здоровых условий для работы на горных предприятиях во многом посодействовал горнодобывающий бум в Западной Австралии.
Руководить ожиданиями
«Многие, попадая в горнодобывающую индустрию, руководствуются нереалистичными ожиданиями, касающимися условий труда, уровня заработной платы и образа жизни», — объясняет Браун. Новички считают «Все, что мне надо делать, — это водить грузовик две-три недели, а потом я свободен». А насколько это трудно, — они не понимают, не осознают, какой эффект на них окажут долгие рабочие смены, жизнь в удаленных деревенских районах, где они не смогут регулярно общаться с другими людьми».
Таким образом, существует очевидное несоответствие между тем, что ожидают, и тем, что такое на самом деле жизнь на руднике. Браун отмечает: «Многие работники думают, что изменят свою жизнь к лучшему, если пойдут в горную добычу, однако их жизнь становится намного напряженней, чем они думали».
Браун рекомендует использовать несколько простых подходов, которые могут «откорректировать» ожидания принимаемых на работу на рудники: «Превентивная проверка психического состояния при приеме на работу может помочь, что позволит удостовериться в том, что работник осознает, на что он идет». По его мнению, горнодобывающие компании должны больше заниматься такой работой.
Работающий на «линии фронта» в деле борьбы за психическое здоровье работников горнодобывающей сферы Кэмерон Браун убежден, что психологические проблемы могут привести к повышению рисков, нарушению безопасности, к несчастным случаям: «Психическое здоровье так же важно, как и физическое. Мы не говорим, что эта работа ужасна и все там только страдают, мы говорим о способах поддержки людей на горном предприятии и о том, как они должны быть организованы».
Способ организации людей и их психологическая подготовка — это поможет добытчикам сохранить свое душевное равновесие.
Хорошая порция реальности
Активная психологическая помощь нуждающимся в ней сотрудникам горного предприятия — очень важный аспект. «Например, считается позорным искать помощи, когда человек испытывает чувство тревоги, уныния», — отмечает Браун. «Мы относительно легко можем говорить о диабете, о раке, но когда речь заходит о депрессии и т.п., люди начинают стыдиться, поскольку другие могут осудить их слабость».
Центр психического здоровья жителей сельских и удаленных районов (Centre for Rural and Remote Mental Health) внедряет в жизнь широкую и весьма полезную программу безопасности психического состояния, в том числе и добытчиков, — «Minds in Mines». По словам Дж. Перейры, в горной сфере такие вопросы должны решаться профилактическим подходом. Цель программы — изменить культуру по отношению к психическим проблемам на рудниках, используя позитивные разговоры, инструктаж и обучение персонала. «Работа с душевным состоянием шахтеров очень полезна, — говорит Дж. Бауэрс, — Лучше внедрять профилактические программы, которые позволят добытчикам научиться понимать собственные психические проблемы и справляться с ними, и при этом уметь помогать не только себе, но и своим коллегам». Важно попытаться справиться с проблемой еще до ее появления: «Если проблема определена раньше, а добытчик готов обратиться за помощью, то это избавит его и его семью от боли и мучений, а также воздастся сторицей для производительности компании».
По мнению Дж. Бауэрс, преодоление этих проблем должно начинаться с самого верха: «Вопрос в том, что люди, имеющие власть, которые должны поставить подпись под разрешением на реализацию программы, находятся далеко от самого объекта, в главном офисе компании».
Забота о душевном здоровье и эффективное производство
Серьезное внимание к вопросам психического здоровья и душевного равновесия добытчиков — это для горнодобывающих компаний один из способов, который поможет улучшить уровень сохранения кадров и безопасности. С этой точки зрения горнодобывающая промышленность находится в плачевном состоянии. «Для компаний заботиться о душевном здоровье своих работников — это, конечно, далеко не главное», — говорит Дж. Бауэрс. «Несомненно, хорошая работа в этой сфере обеспечивает лучшую производительность труда, что положительно сказывается и на компании в целом, но я думаю, что люди это недооценивают.
Несмотря на то, что некоторые горнодобывающие компании озабочены подобными вопросами, общая ситуация не меняется. «Многие не занимаются продвижением долгосрочных программ в области психического здоровья работников», — говорит Дж. Бауэрс.
Технологии на страже благополучия
На дворе информационный век. Многие не могут представить себя без смартфона, компьютера, планшета и т.п. Для этих устройств есть приложения для всего, в том числе для поддержки психического равновесия.
Повторяя идею о том, что руководство горнодобывающих компаний должно уметь определять знаки психических заболеваний с помощью профилактического и целостного подхода, приложение Mynds Performance App предоставляет средство мониторинга психического благополучия сотрудников.
С помощью этого приложения (которое уже используется на некоторых предприятиях Австралии) добытчик может, не отходя от своего планшетного компьютера или мобильного телефона, проверить, как он себя чувствует, ответив на ряд вопросов по 30-и различным аспектам жизни. Вся процедура занимает меньше минуты. С помощью этой программы можно регулярно оценивать по 10-бальной шкале такие стороны своей жизни, как уверенность, семейное и финансовое положение и т.д.
Это приложение постепенно внедряется в сферу бизнеса, поскольку оно может активно контролировать командную мотивацию, уровень усталости и т.п., причем все получаемые данные будут строго конфиденциальны. Так, например, если оценка семейного состояния добытчика низкая, то руководство рудника может поднять ее, отправив его на рождество домой.
Советы по управлению психическим состоянием добытчиков
1 . Следить за физическим состоянием.
Диета: здоровая пища, здоровый ум. На многих рудниках уже работают диетологи, которые заботятся о приготовлении здоровой пищи. Дж. Перейра рассказывает, что на том объекте, где она работает, успешно реализуются диетические планы и системы легкого питания. Она ежедневно с поварами просматривает меню и определяет, какая еда нравится сотрудникам больше, а какая меньше.
Физкультура: активное тело, активный ум. Посещение спортзала на руднике, плавание, футбол, — всё это улучшает психическое состояние работников предприятия.
Контроль потребления алкоголя. Следует ограничить потребление алкоголя, поскольку он может вызвать чрезмерную усталость, а также психические расстройства.
2. Развивать взаимоотношения с работниками рудника
Семья — разговаривать с членами семьи, быть открытым и честным; общение — учиться говорить о своих проблемах; коллеги — строить доверительные и дружеские отношения между добытчиками.
3. Контролировать финансы
Когда человек имеет возможность контролировать свои заработанные деньги, их расход-приход, и может в случае возникновения осложнений начать действовать, то это поможет избежать ущерба, в том числе и психического.
Примечание:
«The Cabin» — реабилитационный центр для алко- и наркозависимых в г. Чиангмай (Тайланд). Это одно из самых уважаемых и известных в Азии заведений подобного рода находится в живописной местности на берегу реки Пинг. Основные клиенты центра — жители Гонконга, Сингапура, Индонезии, Малайзии и т.д. Многие приезжают сюда из Великобритании и Австралии. Сайт: www.thecabinchiangmai.com
«Australasian Centre for Rural and Remote Mental Health» — организация, занимающаяся проблемами и защитой психического здоровья жителей сельских и удаленных районов и производств, в основном горнодобывающего, сельскохозяйственного секторов, а также коренного населения. Сайт: www.acrrmh.com.au
Комментарии, отзывы, предложения
Никита, 19.10.13 05:13:28 — Максу
Вы еще про партсобрания забыли! Это тоже было полезное массовое мероприятие. Профком еще помогал отвлечь людей от безделья...
Буржуи не туда идут. Згнивает капитализм - это ясно.
Анатоль, 20.10.13 18:19:23
Странно как это буржуи не додумались как с этим бороться, зарплату вдвое урезать и все писец всем нервам и психике, будут думать о том что есть и чем семью кормить, видать и правда тупые буржуи, наши вон всегда об этом знали.
Sid, 23.10.13 19:57:59
Да хватить стебаться, видите, как заграничное начальство заботится о своих работниках. Даже статьи постоянно пишут по этому поводу.
Макс, 19.10.13 03:40:51
этому стаду психически неуравновешеных рудакопов не хватает социалистических соревнований чтобы стать очень здоровыми людьми!