Суть проблемы. Россыпные месторождения золота большей частью отработаны, и предприятия, добывающие россыпное золото, вынуждены или прекращать работу или возвращаться повторно на ранее отработанные месторождения. Там остались отвалы и вмещающие их породы, которые называются отходы горного производства. Они содержат остатки золота, которое не было извлечено по техническим или экономическим причинам.
Логично предположить, что тех, кто хочет перерабатывать отходы и извлекать из них что-то полезное целесообразно поощрять, тем более что переработка отходов весьма сложная, а бывает и опасной, так как старые отвалы часто содержат ртуть, сотни тонн которой попали в эфеля при амальгамации золота. Ртуть в советской золотодобыче была запрещена только в 1988 году.
Переработка отходов золотодобычи, не менее сложная, чем переработка, например, бытового мусора. В нем тоже находятся элементы всей таблицы Менделеева, но, тем не менее, желающих перерабатывать его мало. Льготы по налогам или даже государственное финансирование переработки отходов весьма уместно.
В соответствии законом РФ «Об отходах производства и потребления» (статья 4) отходы принадлежат тому, кто их произвел, соответственно он может их сам переработать или продать, соответственно кто-то может их у него купить.
Статья 4. Отходы как объект права собственности
- - Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
- - Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
- - Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.
- - В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Недолгое время законом об отходах даже пользовались, и были случаи продажи-покупки отходов.
Но есть и другая точка зрения. По мнению ряда сотрудников МПР РФ отходы горного производства, оставшиеся после отработки россыпных месторождений золота, надо рассматривать как новые месторождения со всеми вытекающими из этого последствиями по оформлению и согласованию документов в структурах МПР. Такое оформление является длительным (порядка 3 лет) и дорогостоящим (порядка 40 млн.руб.), так как требуется предварительное проведение разведочных работ.
Руководителей предприятий и регионов, имеющих значительную россыпную золотодобычу, требования МПР ставят в сложное положение. При их выполнении россыпная золотодобыча неизбежно сократится, так как подавляющее большинство техногенных россыпей оказываются невыгодными для отработки. Они стараются убедить МПР снизить требования к техногенным россыпям, чтобы сохранить уровень россыпной золотодобычи и налоги в бюджет. Противостояние продолжается уже много лет, оно вошло в активную фазу в 2010 году, и обострилось в 2017. Рассмотрим события, начиная с 2010 года.
2010.05.12 Губернатор Магаданской области Н.Н.Дудов направил письмо Президенту РФ Д.А.Медведеву.
2010.05.13 Медведев написал на письме резолюцию Ю.П.Трутневу "Проработайте и доложите".
2010.05 - Магаданская областная Дума обратилась в Государственную Думу РФ с инициативой упрощения доступа к техногенным россыпям. Необходимость этого изложена в пояснительной записке (Приложение 1). Магаданцы предложили поправки в закон "О недрах", которые позволяют упростить получение лицензий на техногенные россыпи и сделать их более привлекательными для бизнеса. (Приложение 2).
2010.06.07 – законопроект зарегистрирован и направлен Председателю ГД в Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
2010.07.06 - Совет Государственной Думы на предварительном рассмотрении решил: назначить ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии); представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту (срок представления отзывов, предложений и замечаний в комитет 05.08.2010); подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой
2010.07.15-17 – В Магадане состоялась конференция: «Проблемы освоения техногенного комплекса месторождений золота».
Конференцию открыл Первый зам.губернатора Магаданской области Н.Б.Карпенко докладом: «Правовые аспекты учета и переработки техногенных месторождений». Следом за ним выступил председатель Союза старателей РФ В.И.Таракановский с докладом «Лицензирование отработки техногенных месторождений». В этих докладах говорилось о том, что законодательство надо менять. Альтернативную точку зрения на проблему высказал московский представитель Роснедр Б.К.Михайлов. В целом, конференция была посвящена техническим вопросам, но самой злободневной темой обсуждения было российское законодательство, существенно усложняющее и ограничивающее освоение мелких золотосодержащих объектов, в том числе техногенных россыпей.
2010.10.01 - Получен официальный (отрицательный) отзыв Правительства Российской Федерации на законопроект по техногенным россыпям, предложенный магаданцами.
2010.11.18 - Ответственный комитет (по природным ресурсам, природопользованию и экологии) предложил отклонить законопроект. (Читать отзыв Комитета).
2011.01.25 - на вечернем заседании Госдумы законопроект рассмотрен. С докладом выступал представитель Магаданской областной Думы Александр Александров. Содокладчик - член Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Шиманов. В результате голосования "за" проголосовало всего 109 депутатов, и законопроект был отклонен. Стенограмма заседания
2016.03.14 - Состоялось заседание совместного «круглого стола» Комитета Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии и Высшего горного совета НП «Горнопромышленники России» по вопросу «Развитие промышленной переработки техногенного сырья в России».
На заседании отмечено: По экспертным оценкам, при условии полного вовлечения в хозяйственный оборот полезных компонентов техногенного сырья увеличение объемов производимой в Российской Федерации промышленной продукции могло бы составить около 10 трлн. руб. За весь период разработки данной категории техногенных запасов в бюджет в виде налогов могло бы поступить около 300 млрд. руб., или около 20 млрд. руб. в год. Указанная годовая величина налогов сопоставима с суммой налогов, поступающих от всего сектора добычи цветных металлов. Техногенные запасы могут дать ежегодный прирост ВВП порядка 2 трлн. руб. Основная проблема промышленной добычи техногенных полезных ископаемых в России в настоящее время заключается в несовершенстве нормативно правовой базы, отсутствии полного достоверного реестра техногенных месторождений и недостаточного использования отечественных инновационных технологий.
В результате заседания решили продолжить изучение проблемы (подробнее о заседании). О техногенных россыпях в золотодобыче рассказал П.Д.Луняшин.
2016 – В ходе проверки работы золотодобывающий предприятий, конролирующими органами, выяснилось, что некоторые обходят требования МПР и отрабатывают техногенные россыпи без выполнения всех предписанных процедур. В частности, недропользователи оформляли отработку техногенных россыпей, как разведку крупнообъемными валовыми пробами – РЭПами. Работа нескольких небольших предприятий была остановлена, и были возбуждены уголовные дела по факту незаконной добычи золота.
2016.08.18. Федеральное учреждение «Росгеолэкспертиза» направило в свои подразделения письмо, в котором указала на необходимость выполнять для техногенных россыпей те же правила и полный комплекс работ, что и для новых месторождений и уведомило, что не будет принимать к рассмотрению проекты поисково-оценочных работ, составленные с применением средств и методик стадии эксплуатационной разведки, то есть РЭПов. (Письмо заместителя руководителя ФБУ «Росгеолэксертиза» Полеванова В.П. от 18.08.2016 № ЛЛ-02/2233).
Это вызвало возмущение недропользователей. Оказалось, что работа РЭПами без предварительного подсчета запасов развита на многих предприятиях, и таким образом добывается порядка 50% россыпного золота. В частности, руководитель АС «Кривбасс» С.С.Базавлуцкий в интервью отмечает: «Получается, что предприятие должно сначала выполнить полномасштабные геологоразведочные работы, посчитать запасы, поставить их на госучёт, разработать и утвердить технический проект на отработку балансовых запасов и лишь потом начинать добычу. А ведь это долгое и затратное дело. При этом нет никакой гарантии, что разведка известными способами, а именно ударно-канатное бурение или проходка траншей, позволят получить достоверные сведения на той же «техногенке». По принципу — не нашли золото, которое соответствует утверждённым кондициям — всё, на баланс мы запасы не поставим и работать там не сможем. Но если там просто поставить промприбор и начать промывку, результат может оказаться вполне приличным. А еще прежде чем начать геологоразведочные работы надо написать проект ГРР, отдать на экспертизу, получить положительное заключение (всё это стоит времени и денег), провести горно-геологические работы — поставить бурение или пройти траншеи, потом задокументировать результаты. Надо составить отчёт с подсчетом запасов, провести экспертизу, ждать результата, утвердить в ТКЗ (территориальной комиссии по запасам) и поставить запасы на госбаланс. И лишь после этого можно разрабатывать техпроект и начинать мыть.»
Администрация Магаданской области посчитала возможное снижение россыпной золотодобычи из-за позиции МПР: «При исполнении рекомендаций письма ФБУ «Росгеолэкспертиза» можно прогнозировать потери федерального и областного бюджетов. Рассмотрим их на примере Магаданской области. В 2017 году в Магаданской области планируется добыть из россыпных месторождений 16 т золота. В случае исполнения требований ФБУ «Росгеолэкспертиза», добыча россыпного золота в регионе составит не более 8 т золота.Потери НДПИ в федеральный бюджет при стоимости золота 2300 руб. за грамм составят 441,6 млн. руб. Потери НДПИ областного бюджета - 662,4 млн. руб. Кроме этого бюджеты всех уровней недополучат налоги от прибыли и НДФЛ».
2017.05.23 - Состоялось совещание при заместителе Руководителя Федерального агентства по недропользованию по поводу РЭПов.
На совещании от Правительства Магаданской области и НКО «Союз золотопромышленников Якутии» предложено следующее:
1.1. Ввести мораторий на действие письма заместителя руководителя ФБУ «Росгеолэксертиза» Полеванова В.П. от 18.08.2016 № ЛЛ-02/2233 до конца 2017 года.
1.2. Определить, что все геологические объекты, ранее подвергавшиеся отработке (нарушенные добычей) и содержащие россыпное золото, отнести к 4-й группе в соответствии с «Методическими рекомендациями по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. Россыпные месторождения» (утвержденными распоряжением МПР России от 05.06.2007 № 37-р).
1.3. Установить, что предприятие самостоятельно определяет количество и параметры запасов на геологическом объекте, ранее подвергавшемся отработке (нарушенное добычей) и ставит их на баланс по упрощенной методике подсчета без проведения ГРР. Отчетность по результатам работ обычная, по формам 5-ГР со всеми сопутствующими материалами.
1.4. В дальнейшем необходимо внести изменения в закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», в рамках которых дать определение понятию «техногенная россыпь» (геологический объект, ранее подвергавшийся отработке (нарушенный добычей), а также предусмотреть предоставление права пользования участками недр, включающими геологические объекты, ранее подвергавшиеся отработке (нарушенные добычей), в заявительном порядке.
Представители МПР приняли решение подумать и разработать рекомендации.
2017.08.01. МПР разослало в свои подведомственные организации письмо за подписью Аксенова: «О некоторых особенностях освоения техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота». В письме предлагается «упрощенный» порядок геологоразведочных работ на объеках ранее нарушенных добычей.
2018.07. Магаданцами разработан и предложен для обсуждения новый законопроект о техногенных россыпях. Союз старателей предложил провести широкое обсуждение проекта.
2018.12.29 МПР разослало в свои подведомственные организации письмо за подписью Аксенова: «О некоторых особенностях освоения техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота». В письме предлагается «упрощенный» порядок геологоразведочных работ на объеках ранее нарушенных добычей, аналогичный принятому год назад, но с датой действия до 31.12.19 года
2019.12.10 Комитет Совета Федерации по экономической политике провел «круглый стол» на тему: «Законодательное обеспечение рационального использования отвалов горных пород и отходов перерабатывающих производств: проблемы и перспективы».
2019.12.18 - Роснедра разослали своим подразделениям письмо о продолжении срока действия письма Роснедр № СА-04-30/20197 от 29.12.2018 и Временных рекомендаций продлены до 31.12.2020 года. В этом же письме со ссылкой на статью 29 закона "О недрах" указывается, что отработка "целиковых частей россыпи допускается только после проведения комплекса геологоразведочных работ и постановки запасов полезных ископаемых по ним на государственный баланс".
2020.01.13 - Союз старателей направил письмо в Росгеолэкспертизу (Полеванову В.П.) «О проблемах освоения техногенных образований»
2020.02.03 - Росгеолэкспертиза ответила: мы все понимаем, но все по закону и менять ничего нельзя.
Если вы нашли ошибку, или хотите что-то добавить, пожалуйста, напишите в комментарий или по адресу:
Комментарии, отзывы, предложения
Брат, 24.07.18 12:59:12 — Магадан, 24.07.18
Да ситуация уже и так глупее некуда. С какого перепугу "нашему предприятию" предлагать классификацию ресурсов ли, запасов ли? Его ли это компетенция и, главное, оно ему зачем? Не надо увеличивать числа сущностей сверх необходимого. "Бритва Оккама", ага...
На мой взгляд, жить надо проще, а именно - по закону. Повторюсь, как учит нас российский законодатель, всё, не являющееся полезным ископаемым, относится к категории "иные ресурсы". Не техногенные ресурсы, не ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот по тому или иному поводу, а именно - иные ресурсы. Заметьте, этот самый законодатель не дает определения "иным ресурсам"; это попросту всё, что не запасы полезного ископаемого. И, кстати, иные ресурсы могут принадлежать недропользователю на праве собственности по условиям лицензии. А ещё этой собственностью недропользователь распоряжается произвольно: законодатель не связывает его необходимостью проектов, согласований, экспертиз и вообще какими-либо ограничениями, за исключением общеправовых.
Правда, мы с вами точно знаем, что не у всякого недропользователя в лицензионных условиях оговорено право собственности на добытое полезное ископаемое, а уж касательно "иных ресурсов" - так вообще ни у кого! Но это же не повод говорить глупости на публичных мероприятиях. Тем более, руководителю крупнейшего золотодобывающего россыпного предприятия страны...
КАС, 26.07.18 17:09:28 — Брат
Вы излишне категоричны. Не стоит забывать, что слова не всегда одозначные: "коса" - один из многих примеров. Вы считаете слово "запасы" - однозначным и на этом основании обвиняете Чугунова в неграмотности. То, что сказал Чугунов понятно большинству, а то, что написали вы - это для большинства что-то невнятное.
Брат, 27.07.18 12:26:29 — КАС, 26.07.18
Категоричен, говорите... Возможно, однако, скорее не я. Я ровно ничего не придумал от себя - всего лишь изложил то, что регламентировано законодательством. По существу вопроса возражения имеете? Что из написанного мною закону, по вашему мнению, противоречит? Если вы правы и для большинства это что-то невнятное, то хреновые времена могут настать у этого большинства. Принципы Дальстроя никто не отменял: не оставляй хвостов, за которые тебя можно подловить...
Магадан, 11.01.19 05:59:37
Снова появилось письмо за подписью Аксенова. "О некоторых особенностях освоения техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота)
В нем написано то же что и раньше, изменилась только дата:
Вышеуказанные рекомендации по подготовке проектов ОПР и подготовке материалов оперативного подсчета запасов и проведения экспертизы запасов на техногенных (ранее нарушенных добычей) объектах россыпного золота действуют до 31.12.2019.
Так что в 2019 году все остается как было.
Хотя в деталях еще не смотрел, может в приложениях что-то, но на первый взгляд отличий не заметно.
Магадан, 11.01.19 07:01:28
Приложения к письму Аксенова тоже, вроде не изменились:
Практик, 12.12.19 11:30:16
Где нынче письмо Аксенова? Пора бы уже. Без письма опять скандал будет. Штрафы за незаконную добычу увеличили, а как работать?
АО ГМТ., 24.12.19 05:59:57 — Всем.
Очень ждем информации на этот счет. У нас ТОЛЬКО техногенка. Не продление письма ставит под угрозу существование предприятия или работу вне закона. Недоумеваю кто и какие интересы преследует, мешая упрощению зак-ва относительно техногенки.
Все ОК!, 24.12.19 11:06:49 — АО ГМТ., 24.12.19
Аксёнов продлил срок действия письма об ОПР на 2020 год ("О некоторых особенностях освоения техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота")
АО ГМТ, 25.12.19 07:51:37 — Все ОКею
Отлично! С позитивом в новый год! Всех с наступающим!
Реалист, 07.01.20 12:04:22
Рано радовались. Роснедра дополнительно уточнили: "отработка целиковых частей россыпи допускается только после проведения комплекса геологоразведочных работ и постановки запасов полезных ископаемых по ним на государственный баланс."
Валерий, 22.01.20 14:59:40 — Всем
Я чего-то не догоняю.
Например: есть запасы категории С1, С2, которые прошли госэкспертизу, утверждены и поставлены на гос баланс. В проекте на добычу часть утвержденных запасов списывается на технологические потери по протоколу НТС, но ведь это же часть разведанных и утвержденных запасов, которые перешли в техотвал! На кой ляд их снова разведывать и ставить на баланс??? Куда может деться металл кроме отвала? (Воровство не в счет). Причем нет методик на разведку технологических отвалов позволяющих достоверно оценить запасы.
Каким образом запасы переходят в прогнозы? Кто-то из чиновников от геологии может внятно объяснить.
И еще. Кто может на нести больший вред экологии - хищник с кайлом и лопатой или бульдозер с экскаватором. (К вопросу о Вольном приносе)
Эксперт, 22.01.20 17:11:40 — Интересующимся
Всякая путаница происходит от недостатка знаний, как у производственников, так и у администраторов (управленцев МПР, Роснедра и т.п.). Позвольте, поясню:
1.Запасы (А,В,С1и С2) – это только то, что можно с выгодой добыть из недр. Если часть их была списана в потери при добыче, то это уже не запасы. Мало того, во всей «техногенке» теоретически не может быть запасов, т.к. в противном случае придется признать, что ошиблась Государственной комиссии, которая сначала утвердила запасы, а потом и согласовала технологические потери. Т.е. признала, что вот этот % запасов золота здесь извлечь современным оборудованием невозможно. Наши комиссии ошибаться не могут.
2.Следуя этой логике техногенных россыпей не должно быть вообще. Но они есть, только для госорганов сначала надо доказать их существование, т.е. разведать и утвердить запасы. То, что нет методики разведки, управленцев не волнует, но они даже мысленно боятся нарушать закон, согласно которому добыча из неутвержденных запасов запрещена (ст.29 ФЗ «О недрах»).
3.Письма Аксенова преследуют только эту цель – прикрыть свой зад, при этом не запрещая добычу из техногенки. То, что при этом профанируется решение задач разведки россыпей и экспертизы запасов – издержки, которые сейчас никого не волнуют. Формально закон соблюден, а это – главное.
4. В таком же свете надо рассматривать ситуацию и с положением, что "отработка целиковых частей россыпи допускается только после проведения комплекса геологоразведочных работ и постановки запасов полезных ископаемых по ним на государственный баланс":
- если в долине остались не списанные целики (очень редкие случаи), то зачем их разведывать, они и так стоят на балансе;
- а если они в свое время были списаны (обычная ситуация), то следует считать, что их на самом деле нет и разведывать (по существующей методике) нечего;
- случаи, когда золото есть в ненарушенных отработкой бортах ранее отработанной россыпи, требуют сугубо индивидуального подхода.
Брат, 22.01.20 21:32:59 — Эксперт, 22.01.20
Вы правы, уважаемый, всякая путаница происходит от недостатка знаний.
Полезно помнить, что добываем мы с вами полезное ископаемое, которым в РФ является не золото, а "песок золотоносный". И запасы, соответственно, песков тех или иных категорий.
Отрабатывая целиковую площадь, мы с вами извлекаем из недр геометризованные запасы песков и - о чудо! - запасов в недрах не остается. Тогда как металл, при промывке уходящий в технологические потери с галей и эфелями, локализуется в отвальном комплексе хаотично, не образуя "песков золотоносных". Соответственно, нет и запасов этих самых песков, которых нет.
Поэтому когда мы с вами (назовем это - по наивности) идем к регулятору и канючим: ну, вот же техногенка, вот золото, то слышим в ответ: так геометризуйте запасы "песков золотоносных" и тащите на госэкспертизу.
И, если нам неведомы иные пути, то ничего другого, вроде, и не остается. А, если ведомы, то и нет нужды идти канючить.
Виктор, 23.01.20 19:13:56 — Брат
Спасибо, эквилибристика получается, подумать надо
Брат, 23.01.20 21:23:16 — Виктор, 23.01.20
Не на чем; обращайтесь, если что...
Старый, 03.11.21 08:26:11
Киселева нет, Аксенова нет - а чего-то сейчас новые метлы придумают? Аксенов-то к Новому году свои письма метал, время немного осталось.
Вот так новость, 18.03.22 17:14:42
Местный, 18.03.22 16:05:34 — Всем
К сожалению в связи с последними изменениями лицензию на добычу на техногкнных участках можно получить только через аукцион, независимо от того у кого была поиском оценочная. Есть письмо с разъяснениями по этому поводу министра Козлова
Просим и ждем, 11.09.22 18:16:10
Председатель Совета Союза старателей России В.И.Таракановский написал письмо Руководителю Федерального агентства по недропользованию – Роснедра Е.И.Петрову с просьбой продлить действие "рекомендаций Аксенова" на 2023 год заблаговременно.
Надейся и жди, 11.09.22 18:18:38
Ответ Роснедра на обращение Союза старателей РФ от 22.07.2022 №ВТ/88327-ст с предложением по отработке техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов
Магадан, 24.07.18 00:52:22 — Брат
Тогда, по-моему, получится еще непонятнее:
Наше предприятие предлагает такую квалификацию ресурсов:
- Техногенные ресурсы
- Ресурсы, не поддающиеся современной разведке
- Ресурсы отрабатываемые по технологическим причинам
"Большая часть золота из "неучтенки" добывается не из техногенных ресурсов, а при разработке двух других категорий", – подчеркивает представитель "Сусуманзолото".
Ведь, правда, глупее бы звучало?