Рейтинг@Mail.ru

К докладу главного геолога АО «СУСУМАНЗОЛОТО» Ботвинкина Д. В. «О проблемах современного законодательства в сфере недропользования»

Андреевский Е.М. нач. геол.-маркш.отдела
АО «Прииск Соловьевский»

        О стадийности ГРР

 

Предложение, озвученное Ботвинкиным Д.В. в ходе доклада на конференции «Актуальные вопросы недропользования твердых полезных ископаемых» в части внесения дополнительного пункта в Приложении №1 к лицензии на право пользования участком недр, в котором допускается  совмещение стадий геологического изучения недр, а именно поиски, оценка и разведка месторождений ПИ в рамках одной проектной документации, является рациональным и обоснованным.

Так называемый «сквозной» проект на проведение оценочных и разведочных работ позволяет объективно сократить время на проведение вышеуказанных работ и получить разведанные запасы, подготовленные к промышленному освоению на 2-3 года быстрее, чем при проведении того же объема полевых работ, но по двум проектным документациям ГИН и ГРР. Значительный временной промежуток требуется на разработку проектных документаций, прохождение экспертиз, составление отчетов с подсчетом запасов с последующим прохождением государственной экспертизы. Оформление земельных отношений по двум проектным документациям также приводит к внушительным временным затратам.  

В свою очередь полевые работы на объекте исследования сильно зависимы от погодных условий. Мари и заболоченные участки местности доступны для изучения только в зимний период времени. Работы на таких участках при наличии «сквозного» проекта возможно провести за один сезон, а при наличии двух проектных документаций те же полевые работы переносятся как минимум на два года.  

Недропользователи ввиду отсутствия возможности объединения этапов геологического изучения в одну проектную документацию («сквозной» проект ГРР) вынуждены тратить драгоценное время на оформление разрешительных документов, вследствие чего на производство самих полевых работ остается 1/3 часть временного промежутка, установленного в лицензионном соглашении.

Таким образом, сжатые сроки исполнения этапов лицензионного соглашения не позволяют полноценно, качественно и в срок оценить весь потенциал участка недр с вовлечением наибольшего количества запасов (полезного компонента) в отработку и добиться наиболее полноценного извлечения этих запасов, в соответствии требованиям Закона РФ от 21.02.1992 г. №2395-1 (ред. от 01.04.2022 г.) «О недрах» ст. 23 п.2, согласно которому недропользователи должны обеспечить полноту геологического изучения, комплексного использования и охрану недр, а также согласно ст.23.п.5 обеспечить наиболее полное извлечение из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.

В связи с этим целесообразно указывать в лицензионных соглашениях дополнительный пункт с формулировкой: «Допускается совмещение геологического изучения недр, включающего поиски, оценку и разведку в рамках одной проектной документации».

 

Об уровне добычи ПИ

 

Безусловно, горные работы – это постоянное движение, на которое влияет множество факторов (резкое изменение цены на золото, паводки, наводнения, неравномерность распределения золота по площади, наличие многолетнемерзлых пород и т.д.), которые, как правило, возникают не прогнозируемо и не позволяют недропользователям мгновенно адаптироваться под возникшие обстоятельства, так как необходимы временные затраты на внесение изменений в технический проект и согласование его в комиссии ТКР. В связи с этим недропользователи лишаются маневренности, что приводит к снижению производительности предприятия, простоям.

Таким образом, предложение Ботвинкина Д.В. о внесении в протоколы согласования технических проектов на разработку месторождений полезных ископаемых, отклонения уровня добычи полезного ископаемого до 20 процентов в сторону уменьшения и до 50 процентов в сторону увеличения является рациональным.

 

Дополнительно стоит отметить, что нужно учитывать и допустимый уровень отклонений в части направления ведения горных работ и календарного графика отработки месторождения. Без этого условия в протоколе согласования технического проекта регулировать направление ведения горных работ ежегодными планами развития горных работ не представляется возможным, так как направление ведения горных работ в ПРГР должно в точности повторять условия технического проекта.

 

Дополнение

Черемнов С.А. Россыпная золотодобыча и экология. Хотели как лучше, получится как всегда

 


-0+4
Уникальные посетители статьи: 685, комментариев: 23       

Комментарии, отзывы, предложения

ABCD, 25.11.24 13:49:42 — Брату

Опубликовали бы вы выдержки из своей переписки с г-ном Черемновым.. интересно как руководящие работники компаний от актуальных предложений отказываются.

Антон, 25.11.24 17:46:52 — АВСД

Актуальные предложения - это те, от которых не отказываются. Отказались, значит им было неактуально.

Сейчас, судя по статье, актуально было бы, убрать стадийность геологических работ и жесткое планирование добычи. Можете?

Брат, 25.11.24 20:38:35 — ABCD

По поводу актуальности, пожалуй, соглашусь с Антоном. А переписка - штука конфиденциальная. Как по-другому?

НС, 26.11.24 04:22:30 — Всем

Соглашусь с Ботвинкиным Д. В., но не 20/50, а 30/30, или вообще 50/50. Здесь правильно всё сказанно, на добычу влияют много фактров. Сами столкнулись с тем, что в связи с продолжительными дождями плюс высокий дебит грунтовых вод привёл к тому, что с май по июль откачивали воду, промывку начали в августе. В итоге при плановой проверки выписали штраф о несоблюдении ПРГР. Мол берите справку в гидрометцентре и прочие, это уже профанация. Это как и то, что почему Вы добыли не 100 кг, а 150 кг, или наоборот должны 100 кг, а взяли 20 кг. Ка работать с недальновидными проверяющими.

Игорь К., 26.11.24 07:44:44

Недропользователь обязан соблюдать проект в части очерёдности и сроков погашения выемочных единиц (блоков).

Недропользователь обязан соблюдать ПРГР в части лимита на добычу ПИ.

Что делать с переотходом, который на некоторых блоках может достигать кратного значения по отношению к утверждённым запасам?

Брат, 26.11.24 11:05:16 — Игорь К.

Что делать - понятно. Не идти на поводу.

Первое: не путать тёплое с мягким; полезное ископаемое - это только пески или руда, никак не золото.

Второе: опять же не путать; добыча полезного ископаемого (песков, руды), регламентируемая проектом разработки месторождения и ППРГР, завершается извлечением полезного ископаемого из недр. Дальше вообще не добычная стадия; переработка добытого полезного ископаемого проходит по разделу перерабатывающих отраслей промышленности. Проекта и ППРГР золото вообще не касается.

Поэтому недальновидных, в понимании НС, проверяющих надо посылать. При условии, конечно, что все все бумаги у вас оформлены грамотно. А если оформлены как обычно, то "хлебнуть" придётся по полной.

Василий , 30.11.24 20:00:20 — Брату

Посылать проверяющих хорошо сидя далеко в теплом месте возле теплой печки и не отвечая за результаты сезона перед коллективом. Они ведь могут и остановить работу со всеми последствиями для коллектива.

По моему, вариант Сусуманзолото правильный. Надо поддержать их инициативу и добиваться изменений в нормативных актах. Соловьевский прииск поддержал Сусуманзолото - это 2 крупнейших россыпных предприятия - вместе добывают больше 10 тонн. Другим тоже не надо отмалчиваться.

Ведь то, что делается сейчас - это мягко говоря некомпетентные решения Роснедр. Ведь любому грамотному специалисту понятно, что так делать плохо, можно повысить производительность труда, больше добывать золота, больше платить налогов.

Брат, 01.12.24 17:03:54 — Василий

По-моему, вариант Сусумана (добьёмся изменений в нормативных актах) - неправильный. Отмалчиваться, вы правы, не надо. Вот я и не отмалчиваюсь, а открыто говорю - неправильный это вариант. Зачем добиваться изменений в нормативных актах, если нами не использованы возможности и не реализованы права, предоставленные существующими уже нормативными актами?

Вы справедливо указываете на некомпетентность роснедровских. Но потому-то с ними сложно договориться и Сусуман при таких обстоятельствах на роль переговорщика подходит менее всего: он традиционно слушает и воспринимает только себя. Аргументацию оппонента сусуманские обычно не воспринимают, но это полбеды; чаще они вообще не обращают на неё внимания.

Более благоприятное впечатление оставляет руководство Соловьёвского; это адекватные договороспособные люди, понимающие существо проблемы, но не готовые пока заниматься её решением из опасения привлечь к себе ненужное и чрезмерное, по их мнению, внимание чиновников государственного регулятора. Ну, знаете как говорят: не трожь его, оно и ... Зачем, если всё пока проскальзывает, как мыло в бане? От добра добра не ищут.

Посылать проверяющих, и на этом я особо акцентировал внимание, можно лишь при условии, что у вас все бумаги оформлены грамотно. Но ведь у всех они нынче оформлены как обычно, верно? Тогда руководство компаний, не считающих нужным проводить анализ и ревизию своих правоустанавливающих документов, связанных с недропользованием, должно учитывать возможность остановки работы проверяющими со всеми последствиями для коллектива. И отвечать перед коллективом за результаты сезона. Так что и здесь с вами, Василий, соглашусь.

Магадан, 04.12.24 05:02:55 — Брат, 01.12.24

Очень хорошо, что вы написали "По-моему, вариант Сусумана (добьёмся изменений в нормативных актах) - неправильный. " Это значит вы допускаете вариант действий - не по вашему.

Пусть себе начальство выбирает. Ему надо золото и налоги. Сейчас пока народ продолжает разбегаться, а россыпная золотодобыча съеживаться.

Чингис, 04.12.24 12:00:04 — Брату

"не готовые пока заниматься её решением из опасения привлечь к себе ненужное и чрезмерное, по их мнению, внимание чиновников государственного регулятора. Ну, знаете как говорят: не трожь его, оно и ... Зачем, если всё пока проскальзывает, как мыло в бане? От добра добра не ищут."

Вот как раз на этот случай было бы полезно использовать в качестве лоббистов посредников в виде активистов отраслевых объединений. Что там есть, союз золотопромышленников России, союз старателей России? Вот по идее им и надо передавать полномочия на решение такого рода проблем, ибо им ничего роснедра сделать не в состоянии.

Брат, 04.12.24 14:28:14 — Магадан

Разумеется, допускаю. Я всего лишь предлагаю не сидеть сиднем, а действовать. Исключительно в собственных интересах, не дожидаясь, когда и что там выберет начальство. Понятно, это вариант для тех, кто планирует не разбегаться, а выжить. Да ещё и чем ни то разжиться на обломках.

Брат, 04.12.24 14:41:42 — Чингиз

Роснедра им ничего сделать не в состоянии за отсутствием у этих активистов отраслевых объединений чего-либо реального за душой. Кроме головы разной степени толковости, хорошо подвешенного языка и незначительных остатков связей в "верхах". Но сами-то активисты захотят получить от передающих полномочия на решение такого рода проблем что-то вещественное, осязаемое. Деньги, услуги, вступление в члены...

Журавлев, 04.12.24 18:04:36 — Брат

Активисты, конечно, хотят оплату за работу. За бесплатно только лягушки прыгают. Государство, если ему нужно золото, само должно содержать контору, которая будет помогать добыче, типа Союззолота.

Если так пойдет, как сейчас, то золотодобыча завалится, никакие воздушные замки и легенды ее не спасут. Не первый раз она завалится, привыкать что-ли?

999, 04.12.24 18:50:52 — .

С такой ценой на золото, добытчики будут еще веселее прыгать под дудочку мпр.

Брат, 04.12.24 22:54:32 — Журавлев

Государству, как таковому, не нужно ничего. Это образ, виртуальная фикция, под который мимикрируют сменяющие друг друга политико-финансово-промышленные общности индивидов, дорвавшиеся до власти и явочно распоряжающиеся публичной собственностью. Нынешнее наше с вами "государство-цивилизация" не очень знает, что вообще ему нужно и даже для чего оно ему нужно. Добывать золото оно не станет и аналог Союззолота ему без надобности.

Золотодобыча как отрасль, предмет государева интереса и заботы, завалилась уж 30 лет назад. То, что может завалиться вскоре, государству безразлично. Это не его...

Магадан , 05.12.24 02:38:35 — Брат

Ну, вы насчет интересов государства сильно ошибаетесь. Любому государству нужны деньги. Без них нет государства. При этом деньги нужны не свои бумажные, которых можно вагонами печатать, а настоящие, золотые.

Вы правы, было время, когда наше государство потеряло интерес к золоту, денег от нефти стало больше. Но сейчас нефть не заменяет золото, ее не везде берут.

Потому, может, не зря напомнили про историю 01 декабря 1937 года.

999, 05.12.24 08:50:05 — Магадан

Если государство не покупает золото, значит оно ему не нужно. Добытчики продают его сами. Где интерес государства? Сейчас штрафы гибдд поднимут и не надо ничего добывать.

Брат, 05.12.24 13:36:03 — Магадан

Вы правы, государство наше существует для оказания услуг, специально называемых государственными, и максимально допустимого, по его мнению, шкурения юридических и физических лиц, регистрируемых на суверенной территории. Причём шкурение для государства гораздо важнее; поинтересуйтесь хотя бы долей НДФЛ в доходной части бюджета. Люди - это новая нефть.

А вот товарным производством непосредственно государство не занимается и производственными отраслями (в прежнем понимании) не руководит. Деньгами - да, занимается. Но, как вы говорите, настоящие, золотые деньги это анахронизм. Да, мы сейчас начеканили золотых монет с Георгием Победоносцем. Как положено, "три девятки" и весом в 1 кг. Но это инструмент не денежного обращения, а тезаврации; их всего-то наваяли 100 штук.

Государство нынче занимается "деньгами" в неприлично широко трактуемом им диапазоне, вплоть до майнинга. По крайней необходимости, понятно...

СНС, 05.12.24 16:54:16 — Брат

Как считают многие, золото - это не анахронизм, а настоящие государственные деньги. Имеются ввиду банковские слитки. Их сравнительно легко вывезти куда-нибудь в Гонконг, там продать и получить валюту, на которую купить почти все, что нужно.

Брат, 05.12.24 20:50:07 — СНС

Эти ваши многие, скорее всего, ошибаются. Сегодня это совсем не деньги и даже не универсальное мерило стоимости. Золото - биржевой товар, подпадающий под все торговые и политические ограничения, например, санкции. Слитки сравнительно легко вывезти куда-нибудь в Гонконг и там продать с пятидесятипроцентным дисконтом. Некоторые так и делают, но это плохой бизнес. Прямо сказать, никакой; это почти как ингушу под кустом...

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «К докладу главного геолога АО «СУСУМАНЗОЛОТО» Ботвинкина Д. В. «О проблемах современного законодательства в сфере недропользования»»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "два прибавить 14":