«Они сидели день и ночь, и еще день, и еще ночь, и все думали, как бы сделать их убыточное предприятие прибыльным, ничего в оном не меняя». М.Е.Салтыков-Щедрин
Новый виток в истории освоения техногенных россыпей
14 марта 2016 года состоялось заседание совместного «круглого стола» Комитета Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии и Высшего горного совета НП «Горнопромышленники России» по вопросу «Развитие промышленной переработки техногенного сырья в России».
Совещание началось с доклада В.И. Кашина, который всесторонне осветил проблему и подчеркнул важность вовлечения в отработку техногенного сырья. Затем было обсуждение проблемы.
В ходе обсуждения условия, при которых золотодобывающие предприятия могли бы осваивать техногенные россыпи, в очередной раз представил председатель Союза старателей РФ В.И.Таракановский:
1. Предоставлять в пользование техногенные россыпи без проведения конкурсов и аукционов на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
2. Разрешить недропользователю проводить без геологического изучения недр добычу полезных ископаемых из техногенных россыпей в границах горного отвода, предоставленного в соответствии с лицензией.
3. Исключить из основных требований к рациональному использованию и охране недр проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых по отношению к техногенным россыпям, представляющим собой вторичный комплекс переработки сырья.
4. Предоставлять в пользование для добычи техногенные россыпи без проведения государственной экспертизы.
5. Не проводить государственную экспертизу запасов.
Переход на сплошную отработку техногенных россыпей применим не только к золоту, он может быть использован для переработки хвостов рудодобычи других полезных ископаемых, что позволит создать тысячи рабочих мест и будет способствовать наведению экологического порядка на площадях, затронутых горнодобычными работами.
Результатом заседания совместного «круглого стола» стали ниже приведенные рекомендации.
РЕКОМЕНДАЦИИ
совместного «круглого стола» Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии и Высшего горного совета НП «Горнопромышленники России» по вопросу:«Развитие промышленной переработки техногенного сырья в России»
В начале XXI века горная промышленность, так же как и прежде, оказывает значительное влияние на развитие мировой экономики и во многом определяет эффективность экономического развития отдельных государств. Дальнейшее развитие самой горной промышленности невозможно без своевременного воспроизводства минерально-сырьевой базы. Потребность в сырье для металлургии и других перерабатывающих отраслей возрастает. В то же время наиболее богатые месторождения во многом исчерпаны, ухудшаются условия их эксплуатации, снижается качество руд. Многие разработки ведутся на глубинах более одного километра. Кроме того по некоторым видам полезных ископаемых (марганец, бокситы, редкоземельные металлы и др.) отечественная экономика находится в сырьевой зависимости от импорта.
Во всем мире и в России все более актуальной становится проблема ввода в эксплуатацию техногенных месторождений.
Отечественные горные предприятия ежегодно складируют на поверхности около 5 млрд. тонн вскрышных и отвальных пород и примерно 700 млн. тонн поставляют в отвалы обогатительные фабрики. В настоящее время в Российской Федерации накоплено около 80 млрд. тонн отходов, в том числе более 2 млрд. тонн золы ТЭС, ТЭЦ, ГРЭС, шлаков черной и цветной металлургии.
Наибольшие объемы отходов сосредоточены в Уральском федеральном округе (на долю Свердловской области приходится до 30 % отходов в России), районе Курской магнитной аномалии, Тульской и Рязанской областях.
Отвалы перемытых песков, образованные в результате разработки россыпных месторождений Магаданской области, составляют 1,5 млрд. куб. метров и, по оценкам, содержат около 500 тонн золота. В Мурманской области ежегодно складируется более 150 млн. тонн отходов, общий объем которых к настоящему времени достиг 8 млрд. тонн.
В России, по оценкам экспертов, в отходах медной, свинцово-цинковой, никель-кобальтовой, вольфрамо-молибденовой, оловянной, алюминиевой промышленности сосредоточено более 8 млн. тонн меди, 9 млн. тонн цинка и иных полезных компонентов. При этом Минприроды России оценивает разведанные запасы меди в 67 млн. тонн при годовой добыче 0,8 млн. тонн, цинка - 42 млн. тонн при годовой добыче 0,4 млн. тонн.
Отходы горного производства уже являются уникальным источником многих ценных редких металлов. Основной источник получения германия - зола ТЭЦ; рения - пыль обжига молибденовых концентратов; селена и теллура - отходы переработки сульфидных медных руд; кадмия, таллия, индия - полиметаллические руды, галлия - отходы переработки бокситов и нефелинов. Кроме того, из техногенных месторождений методом выщелачивания можно получать цветные металлы, в том числе извлекать из отвалов до 30 % меди.
Эксплуатация техногенных месторождений позволяет поддерживать требуемый уровень производства металлов даже при значительном снижении объемов добычи металлических руд.
Необходимость разработки техногенных месторождений важна с позиций экологии. В отходах минерального сырья накапливается значительное количество токсичных и потенциально опасных элементов, таких как ртуть, мышьяк, бериллий, марганец, хром, кадмий, таллий и др.
Одной из причин малого вовлечения техногенного сырья в переработку являются высокие затраты на извлечение металлов, сопоставимые с затратами на добычу традиционных полезных ископаемых.
Тем не менее есть факторы, обеспечивающие снижение затрат на освоение техногенных месторождений:
- расположение отвалов и отходов в районах с развитой промышленной и транспортной инфраструктурой;
- размещение техногенных месторождений преимущественно на земной поверхности;
- раздробленное состояние горной массы;
- развитие новых технологий добычи и переработки минерального сырья;
- рост цен на товарную продукцию;
- наличие горнодобывающих и перерабатывающих мощностей.
По экспертным оценкам, при условии полного вовлечения в хозяйственный оборот полезных компонентов техногенного сырья увеличение объемов производимой в Российской Федерации промышленной продукции могло бы составить около 10 трлн. руб. За весь период разработки данной категории техногенных запасов в бюджет в виде налогов могло бы поступить около 300 млрд. руб., или около 20 млрд. руб. в год. Указанная годовая величина налогов сопоставима с суммой налогов, поступающих от всего сектора добычи цветных металлов. Техногенные запасы могут дать ежегодный прирост ВВП порядка 2 трлн. руб.
Основная проблема промышленной добычи техногенных полезных ископаемых в России в настоящее время заключается в несовершенстве нормативно правовой базы, отсутствии полного достоверного реестра техногенных месторождений и недостаточного использования отечественных инновационных технологий.
Требует устранения противоречие в нормативно-правовом обеспечении управления отходами добычи и переработки, обусловленное тем, что деятельность недропользователей, связанная с использованием этих отходов, одновременно попадает под действие федеральных законов - «О недрах» и «Об отходах производства и потребления», относящихся к различным отраслям права и предназначенных для различных целей государственного регулирования такой деятельности - рациональное использование и расширение минерально-сырьевой базы за счет отходов горного производства и снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду.
С точки зрения правового регулирования основной сложностью для вовлечения в разработку техногенных запасов является приравнивание их разработки к пользованию недрами со всеми процедурами, предусмотренными Законом Российской Федерации «О недрах» и связанными с постановкой запасов на государственный баланс запасов полезных ископаемых: утверждение нормативов потерь, получение горного отвода, лицензий на маркшейдерские работы, составление ежегодных планов горных работ и др.
Сдерживающим фактором для развития этого направления производственной деятельности является необходимость уплаты налогов в таком же порядке, как и при добыче полезных ископаемых из природных высокоэффективных запасов минерального сырья. В действующей системе налогообложения добывающих отраслей налоговые послабления и стимулы для рационального использования отходов добычи и переработки существуют только в механизме налога на добычу полезных ископаемых.
Острота и значимость проблемы изучения, освоения и комплексного использования ресурсного потенциала техногенных месторождений в интересах экономического развития России требуют незамедлительного принятия мер для преодоления отставания законодательной базы от потребностей страны, а также активного применения компаниями отечественных инновационных технологий по переработке техногенного сырья.
Для создания условий вовлечения в разработку техногенного сырья необходима государственная координация всех российских участников процесса освоения техногенных месторождений — как федеральных и региональных органов власти, так и горного бизнеса и науки. Однако в настоящее время наблюдаются крайняя инертность, разобщенность действий этих структур, отсутствие внимания и централизованного подхода к проблеме на уровне государства.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии и Высший горный совет НП «Горнопромышленники России» рекомендуют:
Правительству Российской Федерации:
1.Ускорить подготовку и внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств», направленный на совершенствование правового регулирования в сфере использования техногенных образований.
2.Принять меры к реализации централизованного государственного подхода к освоению техногенных месторождений. Для чего с целью координации действий по комплексному освоению и вовлечению в хозяйственный оборот минерально-сырьевых ресурсов техногенных месторождений объединить у одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации функции координации этой работы и образовать межведомственную рабочую группу с участием представителей Комитета Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Минпромторга России, Минэнерго России, Минприроды России, Высшего горного совета, государственной корпорации «Ростех» (в рамках реализации проекта «ГипроРИВС»), ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых», ведущих отечественных разработчиков и производителей технологий и оборудования для решения следующих задач:
2.1.оценка резервов и перспектив расширения минерально-сырьевой базы Российской Федерации за счет вовлечения в хозяйственный оборот техногенных месторождений;
2.2.мониторинг многофакторного влияния на окружающую среду (экологическое загрязнение, отчуждение земель, необходимость восстановления ландшафтов, очистка загрязнённых вод и предотвращение загрязнения воздушной среды);
2.3.изучение технологических особенностей отработки техногенных месторождений;
2.4.комплексная оценка целесообразности и эффективности вовлечения конкретных техногенных месторождений в минерально-сырьевую базу страны;
2.5.составление кадастра техногенных месторождений по основным горнодобывающим регионам и разработка обязательных параметров их оценки и учёта;
2.6.картирование и доразведка первоочередных техногенных месторождений с выделением объёмов и полезных компонентов;
2.7. создание новейших отечественных промышленных технологий и оборудования для комплексного извлечения полезных компонентов из техногенного сырья;
2.8.подготовка законодательной и нормативной базы, определяющей основу для стимулирования освоения техногенных месторождений;
2.9. обеспечение согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в области комплексного освоения техногенных месторождений;
2.10. разработка Федеральной программы освоения минеральных ресурсов техногенных месторождений.
3. Формирование межведомственной рабочей группы произвести с учетом предложений Комитета Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии и Высшего горного Совета НП «Горнопромышленники России».
Руководству НП «Горнопромышленники России»:
1.Подготовить и обобщить поступившие в ходе заседания предложения и направить их рабочей группе при Правительстве Российской Федерации.
Полный текст на сайте Госдумы.
-------------------
От редакции журнала «Золотодобыча»
По нашему мнению, главным тормозом для вовлечения в разработку техногенных россыпей является требование МПР относиться к этим объектам, как к новым месторождениям, то есть проводить их разведку, считать и утверждать запасы, проводить экспертизы проектов и отчетов. По закону «О недрах», сейчас в России для всех объектов (независимо от их размеров) действует принцип «Сначала подсчет запасов, потом — добыча», а пока не подсчитано — добывать нельзя.
Однако осваивать мелкие, в том числе техногенные объекты на условиях, предлагаемых МПР, чаще всего экономически невыгодно, поэтому предприниматели проявляют к ним весьма ограниченный интерес.
Чтобы вышеперечисленные предложения Союза старателей, которые мы полностью поддерживаем, стали реальными, необходимо внести в закон «О недрах» изменения, ограничивающие применение принципа «сначала подсчет — потом добыча».
Во всем мире на мелких и техногенных объектах добывают золото без всяких предварительных подсчетов. У нас тоже необходимо идти по этому пути, иначе добыча россыпного золота продолжит свое падение: в 1991 г. добыча из россыпей составляла 126 тонн, в
2014 г. — 51 тонну, то есть сократилась в 2,5 раза. И это несмотря на беспрецедентный рост цены золота: с 2000 года цена выросла в долларовом исчислении в 5 раз — с 250 до $1250 за унцию, а рублевая цена выросла в 10 раз — с 250 до 2500 руб. за грамм
В настоящее время без вовлечения в разработку техногенных объектов перспектив у россыпной золотодобычи в России нет, несмотря на большое его количество в наших недрах.
Комментарии, отзывы, предложения
Реалист, 30.04.16 07:08:17
Дума подумала 5 лет и придумала еще подумать. На то она и дума. Если бы правительство правило, то дума все приняла. А правительство по недрам - это МПР. Им хочется техногенку считать новыми месторождениями.
Ведомственный интерес МПР понятен. В техногенных россыпях тысячи тонн золота и, если все их переразведать, как первичные, то МПР сможет отчитаться о приросте запасов без каких-либо усилий со своей стороны. Кроме того, все МПРовские бюрократические ведомства, контролирующий процесс, будут надолго обеспечены работой. Понятно, что МПР будет держаться за кормушку, и оторвать их некому. В итоге кончат они россыпную золотодобычу раньше времени. Аминь.
Налогоплательщик, 24.05.16 10:47:21
Когда россыпная золотодобыча будет загибаться, МПР скажет, что нужно больше денег выделить на поиски россыпей. Для распила денег привлекут Росгеологию. Она будет отчитываться за денежки виртуальными ресурсами Р2. Вот и хорошо им будет.
Вознисместа, 25.05.16 08:58:08
«Магаданская правда» от 28.04.2016 года. Вопрос корреспондента министру ПР маг.области В.Митькину:
— Известно, что министерство природных ресурсов Магаданской области отправляло в федеральный центр предложения по упрощенной схеме отработки техногенки. Есть ли движение в этом направлении?
— К сожалению, все еще остается нерешенным вопрос создания законодательной базы для предоставления в пользование по упрощенной схеме техногенных россыпей, несмотря на то что обозначенная проблема получила поддержку рабочей группы по совершенствованию правового регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений. Эта рабочая группа была создана Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Необходимость создания законодательной базы для отработки техногенных россыпей также поддержало и Министерство природных ресурсов РФ. Сегодня оно является автором законопроекта о разработке техногенных образований, в том числе и россыпей, который в настоящее время находится на доработке. Пока активного движения по нему нет. Не могу не отметить, что наше министерство он устраивает не в полном объеме и свои предложения по упрощенной схеме предоставления в пользование и отработке техногенных россыпей мы уже направили. По оценке специалистов, в Магаданской области в техногенных россыпях сосредоточено около 500 т золота, в основном мелких фракций. Современные технологии позволяют его извлекать. Будем продолжать работу по решению этого вопроса.
— Горнопромышленники сетуют на сложности получения лицензий, а также на обилие бумажной работы… Есть ли какие-то изменения по необходимому пакету документов?
— Пока что он остается прежним. Это, действительно, проблема — одна заявка может составлять до 500 листов. Показательный пример — крупным предприятиям, тому же АО «Сусуманзолото», необходимо при каждой подаче документов подтверждать свое финансовое состояние и технические возможности. Они работают более полувека и все равно вынуждены подтверждать это и сегодня! Кроме этой проблемы, мы в свое время обозначали и другую, внося предложение, чтобы на аукционе участником признавали и одного заявителя. Сегодня же расклад такой: если на аукцион выходит всего одно предприятие, он считается несостоявшимся. И месторождение не распределено! Такие ситуации случались не раз. Решение на самом деле простое — увеличить стартовый платеж на шаг аукциона и отдать лицензию этому единственному заявителю. http://nedradv.ru/
Не до вас, 28.05.16 13:05:08
Из отчета МПР за 2015 год:
Несоответствие фактических значений плановым значениям показателей, характеризующих отношение фактической численности отдельных видов охотничьих ресурсов (лося, косули, дикого северного оленя) к расчетной численности соответствующих видов, обусловлено тем, что расчет численности в 2015 году производился по новой методике с использованием статистической ошибки учета (использовались значения численности по нижнему пределу расчетной величины), что привело к снижению значения итоговой численности по Российской Федерации.
Значительное отклонение фактического значения показателя «отношение фактической численности кабана к его расчетной численности» (значение показателя составило 10,3% против 17,5% запланированных) обусловлено интенсивными мероприятиями по снижению численности кабана в целях предотвращения возникновения и распространения эпизоотии африканской чумы свиней.
Средняя степень достижения показателей на уровне Госпрограммы составила 94,3%, без учета превышения плановых значений показателей – 92,2%, при этом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в соответствии со сводной бюджетной росписью на 31.12.2015 составил 55031522,9 тыс. руб. или 86,4% от объема бюджетных ассигнований на реализацию Госпрограммы на 01.01.2015. Значения показателей на 2016 -2020 годы будут пересмотрены с учетом степени достижения в 2015 году.
Пенсионер, 28.05.16 14:52:49
Мониторинг численности кабанов хорошее занятие. Надо бы еще в МПР завести мониторинг численности бабочек, воробьев ... и платить из бюджетного кармана. А на пенсии у Медведева нет денег. И с техногенными россыпями разобраться некому.
В.И., 06.10.17 01:27:56 — Пенсионеру
Вот сейчас стали разбираться с техногенными россыпями. Лучше бы бабочками занимались.
КАС, 29.04.16 16:40:44
Эта тема с бородой, ее обсуждают уже много лет, и опять они: "... Принять меры к реализации централизованного государственного подхода к освоению техногенных месторождений. Для чего с целью координации... "
Просидели мужики 5 лет и ничего не сделали, теперь спокойно пойдут на пенсию или снова на выборы. Ни стыда у них, ни совести.