Состояние и перспективы дражной золотодобычи в Иркутской области

Тальгамер Б. Л., директор ИРНИТУ
Тютрин С. Г., ЗАО «ЗДК «Лензолото»
Ершов В. А., нач. ПТО, АО «Светлый»
Золотодобыча, №217, Декабрь, 2016

Иркутская область является одним из наиболее богатых регионов не только в стране, но и в мире по запасам золота, которое добывается здесь уже 170 лет. За этот период добыто 1400 тонн золота, в том числе более 1300 тонн из россыпных месторождений. В настоящее время добыча россыпного золота в области осуществляется в пяти районах: Бодайбинском, Качугском, Нижнеудинском, Мамско-Чуйском и Усольском. Основное количество золота (около 95 %) добывается в Бодайбинском районе.

Об ошибках наладки привода черпаковой цепи драг, снижающих их производительность

Суздальницкий М.Л.

Использование сложных систем электропривода на драгах обусловило необходимость привлечения сторонних специалистов для производства наладочных работ. Обычно эти специалисты хорошо знают промышленную электронику, не всегда электропривод и, как правило, имеют слабое представление о влиянии на производительность драги параметров привода, обеспечиваемых при наладке. Эксплуатационники, за редким исключением, в эти работы не вникают, полагаясь на наладчиков. На производительность драги могут оказывать существенное влияние такие параметры как ток стопорения привода черпаковой цепи (ток, при котором двигатель останавливается) и ток, поддерживаемый регулятором скорости бокового перемещения (если такой регулятор имеется). Поэтому на правильность их выбора необходимо обращать особое внимание, тем более, что такая проверка не представляет сложности.

Возможность повышения производительности драг производства ИЗТМ

Суздальницкий М.Л.

Количество срезаемой дражными черпаками горной массы в единицу времени равно произведению продольного сечения стружки на скорость бокового перемещения. Последний параметр не имеет средств точного измерения, но визуально с некоторым приближением может быть оценен. Средств, обеспечивающих приборный контроль площади продольного сечения стружки, либо ее геометрические размеры (длину и толщину) также нет. Существуют средства измерения величины зашагивания, но длина стружки из-за дрейфа рабочей сваи в эфельном отвале, достигающего нескольких метров, существенно от нее отличается. Если корма драги не подэфелена, то свая дрейфует от забоя, а при подэфеливании кормы - на забой. Толщина стружки определяется величиной опускания черпаковой рамы после отработки очередного слоя. Существуют приборы измерения глубины черпания, основанные на измерении угла наклона черпаковой рамы, но совокупная погрешность метода измерения и самого прибора вполне соизмерима с величиной толщины стружки. Поэтому определять толщину стружки как разность глубин отрабатываемого и предыдущего слоев нецелесообразно.

Новая 250-литровая блочно-модульная драга

Пятаков В.В., ООО Технопарк Недра

В конструкцию драги включено все лучшее, известное и проверенное в настоящее время. 1. Полностью обрезиненная бутара (бочка) с расситовкой исходного материала на восемь классов крупности. Длина сеющей и дезинтегрирующей части более одиннадцати метров. Такая комбинация (резина+длина) позволяет повысить эксплуатационные показатели промывки без капремонта бочки. Средний намыв около двух миллионов кубометров песков. 11-метровая бочка обеспечивает грохочение фракции песков от - 3 мм до +18-20 на шести - восьми секциях. В результате достигается прекрасная дезинтеграция и очень мягкий режим обогащения на шлюзах. Нет необходимости в большом количестве воды для перемещения крупных классов песков вместе с мелкими классами. Соответсвенно повышается извлечение. Уменьшаются затраты на перекачку воды.

Все для россыпей: от расчета кондиций до получения прибыли

Расчет разведочных кондиций Подсчет и защита запасов Предварительная экономическая оценка объектов Разработка проектов отработки месторождений открытым и дражным способами Изготовление и поставка оптимального обогатительного оборудования Сопровождение работ до выхода на проектные показатели Для действующих предприятий консультации по вопросам увеличения прибыли за счет оптимизации горных работ и переработки песков

Плавучая база компании «Nautilus»

Канадская компания «Nautilus Minerals», специализирующаяся на глубоководной разработке минералов, объявила о фрахтовке специального судна (длиной 227 м), которое будет служить плавучей базой при реализации первого в мире проекта по добыче под водой у берегов Папуа-Новой Гвинеи. В рамках проекта Solwara 1 «Nautilus Minerals» планирует добывать медь и золото. В заявлении компании говорится, что корабль зафрахтован у фирмы «Marine Assets Corp» из Дубай, которая в свою очередь планирует заказать его строительство китайскому предприятию «Fujian Mawei Shipbuilding Ltd».

Некоторые инновационные методы поиска и разработки полезных ископаемых

Перевод Верхозина С.С. для сайта zolotodb.ru

Современное состояние горнодобывающей промышленности и инструментов ее изучения, возможно, находится на пороге революции. Быстро развиваются новые технологии исследований земли: от съемок со спутников и беспилотных летательных аппаратов до использования подводной сейсмической активности. Доктор Гарет Эванс (Gareth Evans) рассказывает, как эта смещающаяся парадигма влияет на поиски и разработку полезных ископаемых в самых опасных и экстремальных местах нашей планеты. Складывается впечатление, что мировая добывающая индустрия, находящаяся в состоянии «лихорадки», связанной с восстановлением быстро сокращающихся природных ресурсов, приняла девиз города Ванкувера: «Мы преуспеем на воде, на земле и в воздухе». Это становится особенно заметным, если разговор заходит об инновационных методах исследования и разработки месторождений полезных ископаемых.

Прииск Соловьевский: эффективные технологии в россыпной золотодобыче

Кавчик Б.К., ОАО «Иргиредмет»
Золотодобыча, №188, Июль, 2014

Основную добычу золота ОАО «Прииск Соловьевский» (далее Прииск) традиционно дают драги. Первая электрическая драга была запущена в эксплуатацию в 1929 г. (драга № 67 по общесоюзной классификации). Сейчас их на прииске 9 (это второй в России по численности дражный флот после «Сусуманзолото», эксплуатирующего 10 драг), в том числе одна из драг (№ 68) 1937 г. рождения отрабатывает месторождение р. Джалинда в 28 км от Соловьевска. За многие годы на Прииске выросли уникальные специалисты: драгеры, начальники драг, механики. Сегодня именно они обеспечивают стабильную работу оборудования и высокую эффективность добычи золота.

Новая Зеландия запрещает разработку подводного железного рудника

Власти Новой Зеландии запретили реализацию $70-миллионного проекта по добыче железа на океанском дне компании Trans Tasman Resources (TTR). В Агентстве по защите окружающей среды объяснили, что основной причиной отказа стала неопределенность масштабов проекта и потенциального негативного влияния на экологию. Компания Trans Tasman Resources подала заявление на получение разрешения разрабатывать участок дна площадью 66 км2, расположенный между 22 и 36 км в заливе Южный Таранаки. Предполагалось, что для извлечения железной руды на кораблях в год будет перерабатываться до 50 млн. т песка. 45 млн. т отработанного материала планировалось возвращать на дно. Члены комиссии сказали, что они не уверены, что негативные эффекты можно избежать, смягчить или исправить. Кроме того, было указано, что более широкие экономические выгоды от проекта, помимо налогов и пошлин, «не ясны».

Ученые ищут «легкий» способ добычи редкоземельных металлов с морского дна

Верхозин С.С., перевод для сайта Золотодобыча

Пока экономисты и геологи беспокоятся о том, что скоро спрос на редкоземельные металлы превысит их предложение, команда немецких геохимиков нашла способ легкого их извлечения из обширных подводных месторождений.

Удаление льда из дражного разреза в весенний период экскаватором типа «обратная лопата»

Гущенко В.В., зав.сект.ОАО «Иргиредмет», Руденко А.А., зам. гл.инж. ОАО «Дамбуки»
Золотодобыча, №183, Февраль, 2014

Запуск драги в весенний период всегда сопряжен с рядом трудностей, одной из которых является удаление льда из дражного разреза. Эти работы необходимы для создания свободного пространства, для маневрирования драги в забое. Процесс уборки льда — весьма трудоемок; в нем занят рабочий персонал с драги, на которой в это время ведутся завершающие ремонт-ные и предпусковые работы. Это сказывается на эффективности проводимых операций. Чаще всего удаление льда из дражного разреза выполняется в два этапа.

Прибрежно-морские россыпи Нома

Луняшин П.Д., Коровина Ю.А.

В настоящее время во всех промышленно развитых странах уделяют внимание освоению морского дна, в том числе разработке прибрежно-морских россыпей. Они располагаются вдоль береговой зоны на сравнительно небольшой глубине, что делает их отработку сравнительно несложной. Прибрежно-морские россыпи известны во многих странах. Они являются источником получения титана, циркония, редких земель и тория (Австралия, Южная и Северная Америка). Из этих россыпей добывают титаномагнетит (Япония, Новая Зеландия), в меньших количествах — олово (пляжевые россыпи Юго-Восточная Азии), золото и платину (Аляска), алмазы (Юго-Западная Африка). В Советском Союзе были начаты разведочные и добычные работы на прибрежно-морских россыпях Прибалтики (ильменит, рутил, циркон); найдена и начала отрабатываться с помощью драги россыпь касситерита в Ванькиной губе, велись разведочные работы вблизи острова Сахалин, Курильских островов, Камчатского полуострова. В 1968 г. при бурении скважин со льда Восточно-Сибирского моря в районе мыса Биллингса в 70 м от берега была найдена переотложенная россыпь касситерита с весовыми содержаниями золота.

О драгировании в холодной воде

Dave McCracken

Драгировать тяжело в любых гидрокостюмах Гидрокостюм мокрого типа Гидрокостюмы мокрого типа пропускают воду внутрь себя. Тепло вашего тела, нагревает ее, изолируя и защищая от холодной воды снаружи. При работе в гидрокостюме этого типа в понастоящему холодной воде главная проблема – шок от холода, ощущаемый в тот момент, когда вода начинает попадать в костюм. Это происходит при каждом заходе в воду. Некоторые дайверы, использующие мокрые гидрокостюмы, для борьбы с шоком от холода оборудуют на берегу специальную ванну, наполненную горячей водой. Они обливаются ей и только после этого заходят в водоем. Некоторые костюмы специально предназначены для работы в холодной воде. Обычно их изготавливают из более толстой резины, они имеют мало (или совсем не имеют) застежек. Существуют укороченные виды костюмов, представляющие собой «свитер» без длинных рукавов с капюшоном или без него. Его можно надевать под обычный костюм для дополнительного тепла. Кроме того он защищает шею и спину от шока холодной воды. Однако, чем толще резина гидрокостюма, тем больше свинца надо навешивать на пояс для того, чтобы удерживать тело в стабильном положении при драгировании.

Применение малолитражных драг в Амурской области

Афанасьев Б.Ю., Трубников Н.Б.
Золотодобыча, №162, Май, 2012

С 1938 года Иркутский завод тяжелого машиностроения (ИЗТМ) начал выпускать 50-литровые малолитражные драги типа «Гном». Их главным конструктором был заводской инженер Г.П. Столов, награжденный в том же году орденом «Знак Почета». В Дамбукинском приисковом управлении первая драга такого типа появилась накануне сороковых годов. Сначала драги «Гном» были весьма примитивны — пески, подаваемые с черпаковых цепей на установленные на понтонах шлюзовые промывочные устройства, протирались через сита вручную. Но уже вскоре появилась новая модель, «улучшенный Гном», с бочечными грохотами и стакерами — подвесными транспортерами, позволявшими пустую породу укладывать в отвалы за кормой драги. Правда, и в улучшенном варианте эти драги оказались малоэффективны и нерентабельны для государственной добычи, и практически все они стали использоваться исключительно ста­рательскими артелями, которых уже не устраивало лоточничество и которые также были настроены на механизацию своего труда.

Драги производительностью 100 и 200 м3/ч

Иргиредмет, ОАО
Золотодобыча, №167, Октябрь, 2012

Коммерческий центр предлагает изготовить и поставить «под ключ» (с предоставлением своей бригады монтажников) драги со шлюзовой, отсадочной, комплексной схемами обогащения, развитой схемой доводки концентратов, — в зависимости от состава исходных песков. Срок изготовления и доставки драги к месту отработки месторождения —12 мес., монтаж — 4 мес.

Способ разработки труднодрагируемых талых россыпей (патент)

Пятаков В.Г., Баталов В.А., Гурулев В.С.
Золотодобыча, №124, Март, 2009

Изобретение предназначено для повышения эффективности дражного способа разработки россыпных месторождений. Специалисты-дражники хорошо знают, что при драгировании плотных каменистых песков, производительность драги может снижаться в несколько раз. Особенно сильно на производительность драг влияет присутствие в песках валунов, соизмеримых с зевом черпака. Черпаки в этих условиях, что называется, «возят воду». И чем меньше вместимость черпака драги, тем заметнее отрицательное влияние указанных факторов.

От гнома до гиганта

Куклин В.И., Липунов И.П.
Золотодобыча, №51, Февраль, 2003

Одним из зачинателей драгостроения в России после Октябрьской революции стал Иркутский ордена Трудового Знамени завод тяжелого машиностроения имени В.В.Куйбышева (ныне ВЗТМ). В 1930 году на заводе была создана первая драга с емкостью ковша 150 литров. Эта машина была далека от совершенства: деревянный понтон, одноярусные деревянные шлюзы; паровая машина как основной двигатель. 1931 год. В помощь старательским артелям на ИЗТМ спроектировали и изготовили драгу типа «Гном», в 1939 году – драгу «Лилипут». Все ее приводы работали уже от электродвигателя. В 1947 году коллектив ИЗТМ сконструировал и построил 150 – литровую цельнометаллическую электрическую драгу. Производительность ее достигала 100 м3/час.

Изыскание способа освоения подрусловых запасов алмазоносной россыпи реки Касаи в Африке

Пятаков В.Г., Неретин А.В.-Иргиредмет
Вяткин Н.Л. - «Solway Management»
Золотодобыча, №115, Июнь, 2008

В августе 2007 г. Иргиредмет получил заявку на оказание консалтинговых услуг от компании «Solway Management», которая отрабатывает открытым способом россыпное месторождение алмазов в Демократической Республике Конго [1]. По мнению геологов компании наиболее перспективны прогнозные ресурсы алмазов под руслом реки Касаи на восьми концессиях. Иргиредмету было поручено изыскание способа освоения подрусловых запасов реки Касаи, выбор добычного агрегата и разработка проекта технического задания на его изготовление. В настоящее время из подводных месторождений добывают самые различные полезные ископаемые, например, россыпные золото, алмазы, платиноиды, минералы тяжелой группы, илы различных составов, сульфидные корки, песок, ракушечник, ракушку и ряд других.

Эффективная отработка россыпей дражным способом

Пятаков В.Г., докт.техн.наук., ОАО Иргиредмет
Золотодобыча, №77, Апрель, 2005

Ограничением применения дражного способа раньше являлась высокая стоимость драг (несколько миллионов долларов). Это делало возможным их применение только на крупных объектах, где высокие капитальные затраты могли окупиться за 5-10 лет. С появлением недорогих быстро монтируемых драг дражный способ отработки стал менее капиталоемким. Стоимость блочно-модульной драги сопоставима со стоимостью тяжелого бульдозера, и после отработки запасов ее легко перенести на новый объект. Ограничением применения дражного способа раньше являлась высокая стоимость драг (несколько миллионов долларов). Это делало возможным их применение только на крупных объектах, где высокие капитальные затраты могли окупиться за 5-10 лет. С появлением недорогих быстро монтируемых драг дражный способ отработки стал менее капиталоемким. Стоимость блочно-модульной драги сопоставима со стоимостью тяжелого бульдозера, и после отработки запасов ее легко перенести на новый объект.

Из истории отечественного драгостроения

Липунов И.П., председатель Совета ветеранов войны и труда ВЗТМ
Золотодобыча, №53, Апрель, 2003

В 1934 году газета "Известия" (1934, № 4) опубликовала беседу г. Дюратни с товарищем Сталиным, где Иосиф Виссарионович заявил: "Мы могли бы в короткое время учетверить добычу золота, если бы имели больше драг и других машин". В дальнейшем последовал ряд организационно-структурных мероприятий регионального характера, из которых вытекало, что город Иркутск становится центром золотодобычи всего Союза. Управление "Союззолото" было переведено из Москвы в Иркутск. На базе Иркутского механического завода было решено создать специализированный завод по изготовлению драг и другого оборудования для золотодобывающей промышленности. Впоследствие этот завод стал называться "ИЗТМ им.Куйбышева", сегодня - ВЗТМ.

Жизнь и гибель флагмана

Миронов А.А., директор ООО «Сибирь-Геопоиск»

Рухнувшее многотонное сооружение разрушило понтоны правого борта. В понтоны стала стремительно поступать вода… Остановились системы жизнеобеспечения и освещения. Драга начала погружаться в воду… 1965 год. На прииске Маракан объединения «Лензолото» начат монтаж новой драги с емкостью ковша 600 литров. Драга, получившая номер 601, была спущена со стапеля в ноябре 1967 г., а уже в 1968 г. принята Государственной комиссией. 30 сентября 1969 г. был подписан акт о введении в эксплуатацию крупнейшей в СССР и, по многочисленным утверждениям, крупнейшей в мире 600 – литровой континентальной драги – первой и единственной драги отечественного производства такого масштаба.

Ускоренная оценка остаточных запасов техногенных россыпей дражного способа отработки

Блинников А.И., с.н.с., Искандаров Р.В., Гурулев В.С., Черенев С.С., н.с.
АООТ Иргиредмет

Анализ современного состояния сырьевой базы драж¬ной золотодобычи на территории деятельности золотодо¬бывающих предприятий Российской Федерации убеди¬тельно свидетельствует о крайне неудовлетворительной обеспеченности большинства действующих мощностей разведанными запасами. Не вызывает сомнения факт, что в ближайшем будущем эта проблема еще более обострится. Вместе с тем большинство действующих предприятий располагает достаточно крупными резервами укрепления сырьевой базы дражного флота за счет запасов техно¬генных россыпей отработанных дражных полигонов. Экономическая освоенность районов, имеющих продолжительную историю золотодобычи, развитая инфраструктура, повышение цены на золото, технический прогресс в области дражных разработок во многом способствуют рентабельной отработке техногенных россыпей, характеризующихся, как правило, относительно низкими содержаниями металла.

Плавучая золотомойка в Миндано

Невский Б В. – Гипрозолото, Золотая промышленность, № 5—6, 1940

Плавучая золотомойка Минданао (Филиппинские острова) работает на весьма трудной россыпи, где применяется оригинальный метод добычи песков. Россыпь представляет собой малосвязанные пески с 30% валунов и очень твердым плотиком. Ширина россыпи — 180 м, глубина до плотика — от 1,8 до 9 м. Золото в россыпи крупное и высокопробное (проба более 900) и концентрируется преимущественно у плотика. За 6 месяцев 1939 г. золотомойкой было промыто около 350000 м3 песков. Часовая рабочая производительность составила 117 м3. Добыча песков производится экскаватором-драглайном Бьюсайрус с ковшом 1,9 м3. Впоследствии объем ковша был увеличен до 2,3 м3, а вес его — до 2,9 т. Зубья ковша служат 8—10 ч и навариваются электросваркой. Экскаватор производит также вскрышу торфов. Верхний растительный слой торфов снимается бульдозером с гусеничным трактором.

Первые советские передвижные золотомойки для экскаваторной разработки россыпей

Шорохов С.М.

Журнал "Советская золотопромышленность", № 3–4, 1935 г Настоящий способ механизированной разработки заграницей получил довольно широкое распространение. Для наших условий данный способ механизации является чрезвычайно актуальным по следующим соображениям. Применяя экскаватор с передвижной золотомойкой, возможно, во-первых, приступить к механизированной разработке сухих маловодных россыпей с масштабом работ, аналогичным 3,5-, 5,5- и 7,5-футовым драгам; во-вторых, настоящий способ дает возможность приступить к механизированной разработке малых россыпей, имеющих объем 200000–300000 м3 со средним содержанием не ниже 250–300 миллиграмм на 1 м3 и, в третьих, применение подобного способа работ вполне целесообразно для обычных русловых россыпей, разрабатываемых драгами, когда на передний план выступает необходимость экономии капитальных затрат.