От гнома до гиганта

Куклин В.И., Липунов И.П.
Золотодобыча, №51, Февраль, 2003

Одним из зачинателей драгостроения в России после Октябрьской революции стал Иркутский ордена Трудового Знамени завод тяжелого машиностроения имени В.В.Куйбышева (ныне ВЗТМ).

В 1930 году на заводе была создана первая драга с емкостью ковша 150 литров. Эта машина была далека от совершенства: деревянный понтон, одноярусные деревянные шлюзы; паровая машина как основной двигатель.

1931 год. В помощь старательским артелям на ИЗТМ спроектировали и изготовили драгу типа «Гном», в 1939 году – драгу «Лилипут». Все ее приводы работали уже от электродвигателя.

В 1947 году коллектив ИЗТМ сконструировал и построил 150 – литровую цельнометаллическую электрическую драгу. Производительность ее достигала 100 м3/час.

В 1950 году была изготовлена 210-литровая драга.

В 1956 году завод выпустил блочно-сварную цельнометаллическую электрическую драгу с 250 – литровым черпаком.

1960 год стал годом окончания работ над проектом драги – гиганта. В создании проекта, кроме КБ завода ИЗТМ, приняли участие: свердловский НИИ «Унипромедь», московский институт ЦНИГРИ, ПНК треста «Трансгипрмеханизация», институт «Иргиредмет», Новосибирское отделение института «Электропроект» и ряд других проектных и конструкторских организаций.

Что же представляет собой эта уникальная машина? Ее водоизмещение 10500 т – это океанский лайнер средних размеров, ширина 50 м – половина футбольного поля, высота 40 м – десятиэтажный дом, длина 230 м – чуть меньше длины Красной площади в Москве. Стальной корпус драги разделен тридцатью семью переборками на водопроницаемые отсеки. Длина черпаковой рамы, на которой расположены от 170 штук 600-литровых черпаков-ковшей, - 92 м. Максимальная глубина черпания – 50 м. Это говорит о том, что драга может работать на всех «золотых» водоемах страны. Понтон, главные фермы, рамы и другие части драги изготовлены из высокопрочных, низколегированных сталей. На драге установлено около 300 электродвигателей различных мощностей.

Идущие через всю надстройку монорельсовые пути обеспечивали подъем любого агрегата. Вмонтированная в корпус водолазная станция позволяла осуществлять осмотр и ремонт корпуса под водой. Впервые в истории драгостроения смонтированы землесосы для перекачки ила из лобовой части забоя по трубопроводу в отвал. Передвижение драги по забою осуществляется при помощи свай и мощных лебедок. Все процессы на драге были механизированы и автоматизированы. Управление осуществлялось с центрального пульта. Среди сигнально-измерительной аппаратуры – приборы для регистрации глубины забоя, положения свай,  устройство для удаления валунов диаметром свыше 50 см и др.

1930 года ИЗТМ построил для республик СССР и зарубежных предприятий более 150 различных драг и внес огромный вклад в золотую отрасль страны. Годы перестройки были тяжелыми для завода, в результате  ИЗТМ преобразован в ВЗТМ. Однако строительство драг успешно продолжилось.

В 1994 и 2000 годах построено две 250-литровые драги для республики Монголия. В 2001 году в Иркутской области запущена в эксплуатацию 400 литровая драга с глубиной черпания 30 м, завершается строительство 250-литровой драги для АК «АЛРОСА».  Новые драги строятся с учетом изменившихся условий добычи золота. На них устанавливается обогатительное оборудование, позволяющее улавливать мелкое золото.

Для небольших объектов по техническому заданию института Иргиредмет разработана 50-литровая легко монтируемая блочно-модульная драга с пониженным энерго-потреблением. На основе огромного опыта усовершенствованы конструкции многих узлов и агрегатов драг.


-0+0
Просмотров статьи: 3294       

Комментарии, отзывы, предложения

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «От гнома до гиганта»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "два прибавить 10":