От редакции журнала "Зoлотодобыча". Идея применения малолитражных драг чрезвычайно привлекательна. В России имеется множество техногенных отвалов и мелких обводненных россыпей, где они могут успешно работать. В то же время малолитражных драг в России единицы. Причиной этого может быть неудачная история их применения. Однако если проанализировать неудачи, то можно заметить, что они в значительной мере связаны с организационными неурядицами. Глава из книги «Виток золотой спирали» рассказывает об этом.
-----------------------------------
Афанасьев П.Ю., Трубников Н.Б. Из книги "Виток золотой спирали"
С 1938 года Иркутский завод тяжелого машиностроения (ИЗТМ) начал выпускать 50-литровые малолитражные драги типа «Гном». Их главным конструктором был заводской инженер Г.П. Столов, награжденный в том же году орденом «Знак Почета». В Дамбукинском приисковом управлении первая драга такого типа появилась накануне сороковых годов.
Сначала драги «Гном» были весьма примитивны — пески, подаваемые с черпаковых цепей на установленные на понтонах шлюзовые промывочные устройства, протирались через сита вручную. Но уже вскоре появилась новая модель, «улучшенный Гном», с бочечными грохотами и стакерами — подвесными транспортерами, позволявшими пустую породу укладывать в отвалы за кормой драги. Правда, и в улучшенном варианте эти драги оказались малоэффективны и нерентабельны для государственной добычи, и практически все они стали использоваться исключительно старательскими артелями, которых уже не устраивало лоточничество и которые также были настроены на механизацию своего труда.
В 1945 году в тресте «Амурзолото» насчитывалось две драги «Гном» на Тыгдо-Улунгинском прииске, по пять — на Золотогорском и Дамбукинском, две — на Нижне-Селемджинском, а на Октябрьском — восемь «Гномов», причем три малолитражки Октябрьского были электрифицированы.
Кроме заводских «Гномов» у старателей стали появляться (рискнем предположить, что изготавливались местными умельцами) малолитражные драги, называвшиеся «Недовес». Немного позднее, в 1947 году, сибирский старатель П.Н.Недовес был удостоен Сталинской премии за создание и внедрение малолитражных драг в практику старательских работ (В.Г.Лешков, 1995).
В 1943 г. в тресте «Амурзолото» насчитывалось уже 9 работающих «Гномов», а к концу 1945 года количество драг в тресте, среди которых «Гномы» преобладали, достигло 35-и. Следующий пятилетний план треста предусматривал строительство в 1946–1950 годах еще 34-х драг, и добыча золота должна была вырасти на 210 %. Кроме того, 31-ю малолитражную драгу намечалось построить силами старателей (пояснительная записка, 1946). Однако количество построенных драг в итоге оказалось гораздо меньшим. В 1950 году, как свидетельствует соответствующий «Доклад о работе треста», в составе дражного флота Амурзолото находилось 43 драги, из которых 8 полнолитражных и 35 малолитражных. Причем 1 полнолитражная и 2 малолитражных были пущены в эксплуатацию именно в 1950 году.
Несколько позднее драги-малолитражки появились на территории треста «Верхамурзолото». В 1947–50–51 годах Соловьевскому прииску были переданы 5 малолитражных драг. Первой была введена в эксплуатацию драга № 594 на месторождении «Малый Ольдой». В 1949 году добывать золото в долине р. Уркима стала драга № 595, а в 1950-м были пущены в эксплуатацию сразу 3-и драги — № 601 (р. Мал. Ольдой), № 602 (р. Янкан) и № 603 (р. Джалинда). По данным А.С. Савватеева, длительное время работавшего главным геологом предприятия «Прииск Соловьевский», эти 50-лит-ровые драги добыли с 1948 года до конца десятилетия ни много ни мало 96 кг россыпного золота.
В среднем добыча золота на 1 малолитражную драгу составляла около 12 кг, хотя иногда достигала 20-и и даже 30-и кг.
Большинство малолитражек, построенных в конце сороковых, эксплуатировались не больше пяти лет, и во второй половине пятидесятых на прииске работала только одна такая драга. Похожей была ситуация и на других приисках треста «Амурзолото». Причина была простой: себестоимость добываемого малолитражными драгами золота в полтора-два раза превышала себестоимость золота при добыче полнолитажными драгами, и ввод «больших» драг на тех же полигонах делал ненужным применение драг «маленьких».
К этому времени производственные мощности ИЗТМ уже позволяли наладить серийное производство 210-литровых драг, а для их монтажа было создано специализированное управление «Драгстроймонтаж». Количество малолитражных драг быстро уменьшалось еще и потому, что после очередного промывочного сезона им требовался ремонт, а для ремонта нужны были не только запасные части, но и металлопрокат. Соответственно, при большом количестве механизмов и того, и другого требовалось тоже немало. А централизованных поступлений оказывалось недостаточно. Курьезный случай рассказал нам дамбукинский старожил И.Т. Снегур: в одну из зим пятидесятых на участке «Кукушка», располагавшемся на р. Гилюй, чтобы отремонтировать драгу, пришлось собирать металл у жителей поселка. В дело шла каждая кочерга...
И если в целом по тресту «Амурзолото» картина механизации золотодобычи пятидесятых выглядела весьма впечатляющей, то по отдельным приискам эти впечатления были неодинаковы. Малопроизводительных 50-литровых драг становилось меньше на всех приисках треста, а 150- и 210-литровые были введены лишь на некоторых из них. Для прииска Дамбуки (к которому была присоединена территория ставшего убыточным Тыгдо-Улунгинского прииска) пятидесятые стали годами упадка.
Любопытно, что в пятидесятые годы, когда в Советском Союзе стала разворачиваться дражная золотодобыча, в США, в штате Орегон, была остановлена последняя 210-литровая драга. Нынешним владельцам эта драга продолжает приносить доход в качестве экскурсионного объекта (рис.).
1. Афанасьев П.Ю., Трубников Н.Б. Виток золотой спирали. Благовещенск: ОАО «Производственно-коммерческое издательство “Зея,,» 2008—384 с., илл.
Комментарии, отзывы, предложения
Влад, 28.12.12 06:41:20
С ростом цены золота драги снова стали представлять интерес. Но вряд-ли у нас будут работать малолитражные драги. Грунты у нас для таких драг тяжелые.
Я слышал, что лет 10 назад китайскую малолитражную драгу завезли в Лензолото, на М.Патом, кажется. Интересно, что с ней стало? Может, кто-то помнит эту историю?
М.Г., 28.12.12 07:52:14
Видел малолитражную китайскую драгу на реке Соболинка в Приморском крае, разговаривал с людьми кто на ней работал. По крайне мере 5 лет назад она там и валялась. наверное сегодня металисты вывезли её на металалом. Результат практического применения - работало в смену два человека. один на драге а второй (сварщик) все время что варил, рассыпалась постояно.Отдача от неё была мизерная учитывая грунты (валуны).
СНС, 30.12.12 07:48:41
Китайское производство разное. У них есть все что хочешь по любой цене. Могут сделать драгу для нормальной работы, но она будет стоит дорого, почти также, как российская.
Могут сделать драгу совсем дешево (как захочет заказчик). Но тогда будет нерабочий вариант драги. В Приморском крае, наверное, такая и была. Многие россияне любят экономить и радуются, что купили дешево.
РАС, 08.04.13 08:41:46 — Игорь
Китайские минидраги в Амурской области не пошли.
Пробовались различные типы драг, хотя вернее их назвать землесосами.
Причин несколько, это и малая надежность драг, и малая длина шлюза, и большой угол наклона шлюза...
Но главная причина, наверное в том, что сложно сломать стереотип старателей и заставить их работать на чем-то принципиально новом.
СНС, 08.04.13 11:34:49 — РАС, 8 апреля 2013
С.Васильев (директор ОАО Высочайший), заказал в Китае две драги для работы в Якутии. Они работать будут. Это я к тому, что в Китае можно приобрести хорошее оборудование. Иргиредмет в Китае работает давно и выбирает надежных поставщиков.
Игорь, 28.12.12 00:53:11
С Амурской областью граничит Китай, где выпускают дражное оборудование, в том числе и малолитражные драги. Интересно было бы узнать результаты практического применения в нынешних условиях малолитражных китайских драг на китайских полигонах.