Рейтинг@Mail.ru

Жизнь и гибель флагмана

Миронов А.А., директор ООО «Сибирь-Геопоиск»

1965 год. На прииске Маракан объединения «Лензолото» начат монтаж новой драги с емкостью ковша 600 литров. Драга, получившая номер 601, была спущена со стапеля в ноябре 1967 г., а уже в 1968 г. принята Государственной комиссией. 30 сентября 1969 г. был подписан акт о введении в эксплуатацию крупнейшей в СССР и, по многочисленным утверждениям, крупнейшей в мире 600 – литровой континентальной драги – первой и единственной драги отечественного производства такого масштаба.

Размеры мараканской драги и ее технические характеристики поражают до сих пор. По основным показателям она превосходила даже прославленные крейсера периода Великой Отечественной войны. Хотя это и не совсем корректно, но для сравнения следует отметить, что Краснознаменный крейсер Балтийского флота «Киров» имел меньшие размеры и водоизмещение.

 

Основные технические характеристики мараканской 600 – литровой драги

Показатель

Значение

Длина, м

236

Ширина, м

50

Высота, м

53,7

Осадка, м

3,7

Водоизмещение, т

10857

Масса, т

10331

Емкость ковша, л

600

Число ковшей, шт.

169

Число черпание, в мин.

18-22

Производительность, м3

550

 

По своей сути, драга № 601 представляла собой полновесную плавучую обогатительную фабрику, оснащенную по последнему слову техники. На ней было установлено самое современное на тот период промывочное и обогатительное оборудование: 2-стадийная система подвижных саморазгружающихся шлюзов, элеваторы, концентрационные столы, отсадочные машины, сепараторы, гидроловушки, амальгоматоры, классификаторы, самородкоуловители. Поперечно-продольная система набора конструкции понтона с водонепроницаемыми переборками и наличие высокопроизводительной автоматической системы откачки воды обеспечивали на период сдачи практическую непотопляемость драги. Смонтированные на ней электродвигатели имели суммарную мощность 7300 кВт, а их количество достигало 300. Общая производительность дражных насосов составляла 13000 м3 в час.

Строительство драги выполнил Иркутский завод тяжелого машиностроения им. В.В. Куйбышева (ИЗТМ) совместно с Уральским, Ленинградским и другими предприятиями-смежниками (всего около 50). Лишь часть наиболее ответственных узлов (стакер, ковшовая цепь и др.) были заказаны в Англии.

Создание драги № 601 было действительно выдающимся достижением инженерной мысли и промышленности тяжелого машиностроения Советского Союза.

Началу работ по ее созданию предшествовала целая цепь событий. В 1950 г. на р. Маракан была выявлена уникальная глубокозалегающая россыпь золота. В 1963 г. ГКЗ СССР утвердила по ней 56337 кг балансовых и 1874 кг забалансовых запасов золота. Средняя глубина залегания россыпи составила порядка 50 м.

 Тогда нигде в мире не производили драги для отработки подобных россыпей. Лишь в США фирма «Бью-Сайрус-Эри» строила 510-литровые драги с глубиной черпания 45 м.

Многомесячные переговоры советской делегации, в конечном счете, увенчались успехом: фирма дала согласие на поставку супердраги за 2 тонны золота. По законодательству США, заключение контрактов на такие крупные суммы согласовывалось с президентом страны. Но отголоски «холодной войны» сыграли свою роль: президент Кеннеди заблокировал сделку, приказав включить драги этого типа в число стратегических товаров.

СССР не замедлил с ответом: было принято решение о проектировании и изготовлении драги, превосходящей американский аналог. Так родилась 600-литровая драга № 601 — флагман советского дражного флота.

 601-я на протяжении 24 лет, из года в год вносила свой весомый вклад в пополнение золотого запаса страны. В ее судьбе были и очень успешные промывочные сезоны, были и спады. Много времени и сил отнимал процесс отладки узлов драги. Монтажи, регулировки, ремонты, замена и модификация узлов, агрегатов велись практически постоянно. Ломались, не выдерживая механических нагрузок и воздействия низких температур, хваленые английские ковшовые цепи, ковши, стакер. Все это ремонтировалось, переделывалось и, в итоге заменялось отечественными изделиями.

Промывочные сезоны драги, как правило, продолжались с марта по ноябрь, а в отдельные годы продлевались до декабря. Объем добычи золота в разные сезоны варьировал в пределах от 0,5 до 1,5 тонн…

Это случилось утром 26 ноября 1992 г. Ночная смена в составе 9 чело-век готовилась к окончанию работ. Температура воздуха за бортом составляла минус 46° С. В 6 часов 10 минут была поднята суперструктура. При сильном морозе все ее конструкции и агрегаты превратились в глыбы льда. От руководства поступил приказ мыть или, как говорили драгеры, «шпарить» горячей водой раму суперструктуры для удаления намерзшего льда. Смена приступила к работе. Машинист котельной установки проводила продувку котла.

В результате резкого перепада температур (температура горячей воды была около 70° С) не выдержала нагрузки и лопнула главная ферма. Рухнувшее многотонное сооружение разрушило понтоны правого борта. В понтоны стала стремительно поступать вода. Одновременно был перебит питающий силовой кабель, что привело к обесточиванию всей драги. Остановились системы жизнеобеспечения и освещения. Драга начала погружаться в воду. В считанные минуты работники вынуждены были покидать гибнущую фабрику. В полной темноте люди из трюмных помещений выбирались, освещая себе путь аварийными фонарями. По словам очевидцев, «спасались, кто как мог». Но, даже оказавшись на палубе, они продолжали оставаться в опасности. Выход на берег осложняли битый лед и крутые берега котлована. Людей спасли протянутые для маневра канаты.

На берегу мокрые и полураздетые люди вынуждены были продолжить бороться за свою жизнь. Машинисты котельных установок оказались на пятидесятиградусном морозе только в футболках. Старшему машинисту глыбой льда тяжело травмировало голову. Единственное спасение для людей от мороза — добежать до экскаватора, находящегося в нескольких сотнях метрах.

За первые минуты драга погрузилась на 6–8 м, а к 8.00 уже легла на дно, на глубину, близкую к 40 м. К этому времени над замерзающей водой котлована оставались видны лишь верхняя часть надпалубной надстройки и крановые пути с мостовым краном. А на берегу стояла группа потрясенных зрелищем людей. Утренняя смена драги с ужасом и недоумением наблюдала за гибелью «непотопляемой» 600-литровой «кормилицы».

Так закончился последний день промывочного сезона 1992 года и жизненный путь флагмана советского дражного флота.

А для Маракана трагедия 601-ой постепенно, как нередко случается в жизни, трансформировалась в трагикомедию. В новый промывочный сезон 1993 г. место утонувшего флагмана заняла конфискованная у нелегальных старателей 3-дюймовая американская минидрага — землесосный агрегатик на надувных понтонах, чуть больше пылесоса (с бензиновым моторчиком и шлюзом «американкой», длиной 1,5 м, общим весом всего 150 кг) в тот год выдал около трети всего объема золота, добытого прииском. Его кашляющее тарахтение на полигоне рядом с грудой металла, еще недавно гордо именовавшейся крупнейшей в мире драгой, делало физически осязаемыми человеческую глупость и недальновидность.

Судьба минидраги — этого карликового фаворита промывочного сезона 1993 года — оказалась недолгой. После своего летнего триумфа она поступила на хранение на склад прииска, откуда к началу следующего сезона уже не вернулась, — она просто бесследно исчезла.

Автор статьи не претендует на полноту реконструкции вышеописанных трагических событий. Прошедшие 25 лет независимо от воли людей внесли свои коррективы на точность и объективность их воспоминаний. Да и каждый из них был свидетелем лишь отдельного фрагмента, касавшегося лично его. Восстановить же картину целиком можно только общими усилиями. Автор статьи обращается к свидетелям и участникам этого события с просьбой поделиться своими воспоминаниями и наблюдениями, которые позволят составить более реальную картину случившегося. Пожалуйста, пишите на эл. почту: hushagol@gmail.com  При перепечатке ссылка обязательна www.zolotodb.ru

Дополнительная информация

1.Липунов И.П. Из истории отечественного драгостроения. Зoлотодобыча № 53-54, 56, с.14-15, 2003 

2. Утверждение запасов в ГКЗ не гарантирует от их неподтверждения. История добычи золота на россыпи «Маракан». Зoлотодобыча №128, с.38-39, 2009


-0+1
Уникальные посетители статьи: 25657, комментариев: 23       

Комментарии, отзывы, предложения

Б.Кавчик, 19.01.13 08:24:00 — Скептикам

Я был в Лензолото через несколько лет после описанных в статье событий и спрашивал про работу минидраги, потому что слухи ходили о добыче золота 20 кг. В Лензолото мне сказали, что золото было сдано, но не 20 кг, а меньше(8 или 12 кг, точно не помню).

Дальнейшая судьба минидраги действительно покрыта мраком. Сведений о добыче с ее помощью золота больше не было.

Савиных Михаил Ильич, 19.01.13 09:02:00 — всем

601 драга - плод гигантомании советского руководства. На меньшее оно было не согласно!Космос, целина, БАМ, Братская ГЭС... Неплохо было бы разобраться в причине неподтверждения запасов. Кто вел разведку? Кто считал запасы? Списана было половина запасов? Коэффициент намыва какой закладывался?

Определенный аспект этой истории мною описан в Сухоложских записках. Тоже объявлено было это рудное месторождение на Ленских приисках "золотом всех времен и народов". Оказался пшик!

Извечный русский вопрос -"Кто виноват?" - тут не имеет ответа?Но ведь кто-то сказал про Маракан "А", после чего сказали "Б" остальные исполнители.Про Сухой Лог могу сказать точно - Виктор Ефимович Рябенко! Ему нужно было перебраться в Москву ко всем своим регалиям героя труда, кандидата наук и прочая. Сколотил шайку. Из нее в живых еще двое.

Михалыч, 19.01.13 10:06:43

Скептиком может быть только тот, кто видел драгу на картинках лишь.

Кому не нравится сколь она добыла, читайте соседнюю тему - Извлечение золота на ворсистых шлюзах

http://zolotodb.ru/articles/technical/10732#comment_19389

всё это изобрели наши деды, начиная от ковров, и кончая эжекторами, американцы просто это стырили.

Goldigger, 19.01.13 10:23:36

Хорошая статья.Проходил на 601-й производственную практику в 1978 году, поразило всё-размеры. современное оборудование, ЛИФТЫ!!!)))промышленное телевидение(драгеры еще прикалывались -следя верхней камерой за девушкой пошедшей за отвал))), обогащение;какой-то профессор с бородой и в очках ковырялся с новой самородкоулавливающей машиной...На мониторе телевизора в бочке крутилась гигантская колбаса глины...Создалось впечатление очень мощного завода , почти государства живущего по своим законам. Титаник отдыхает ...и такая бесславная кончина.Человеческий фактор , причем в самом верху.

ПИПЕЦ, 19.01.13 10:45:53 — ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

601-я,это мечта для "металлистов" ведь лозунг догоним и перегоним был первоочередной задачей,а теперь мы "жрем" их мясо,молоко носим шмотки и радуемся как дети,это как "великий Нехочуха" рад празднику живота в то же время настольгируя по прошлому не имея будущего ни в чем.

Борняк А.В., бывший гл.маркш.п, 19.01.13 15:23:49 — Миронову А.А.

Про минидрагу и промывочный сезон 1993 года и трагикомедию очень доже неправда. Конфискованная минидрага была в 1998 году как баловство и практически никакого влияния на добычу действительно не оказала. В те годы параллельно с попытками восстановить драгу № 601 развивалась раздельная добыча.

Игорь, 20.01.13 16:46:45 — Борняк

Хотелось бы подробнее о результатах попыток восстановления драги.

Глод Николай Сергеевич, 21.01.13 08:32:57 — Миронову

В статье с датой гибели 601-й ни чего не перепутано?

Будучи Гл. геологом в ПО "Уралзолото" в октябре 1991 года с ГЛ. обогатителем были в Бодайбо по приглашению "Голд Стар", с посещением на Голце Высочайший установки "Орокон".

Так вот драга уже тогда затонула. С апреля 1992 года Производственные объединения перестали существовать.

Андрей Павлович, 29.01.13 19:38:11 — Миронову А.А

Здравствуйте. Жил на Маракане, работал на прийске. Хорошо помню то время когда произошла авария 601-й. Если Вас заинтересует, могу сделать описание. Это коснулось моей семьи лично, т.к. моя супруга в то время работала на драге. Также имею фотографии первых часов аварии, так же фото попытки восстановления. С уважением.

ПИПЕЦ, 29.01.13 20:10:15 — Андрею Павловичу

Мне интересно сколько из этого "испалина" металлолома дернули "пионеры".

Савиных, 30.01.13 06:17:48 — Андрею Павловичу

Я тоже хотел бы получить от Вас те материалы. Мой адрес bragjun@zaoproxy.ru

Админ, 30.01.13 16:14:16 — Андрей Павлович, 29 января 2013

Ваши материалы, наверное, дополнят и уточнят историю Мараканской драги. Пожалуйста, пришлите, свой рассказ и фото. Мы их поместим на сайт (если вы не против).

Миронов А.А., 31.01.13 08:33:58 — Андрею Павловичу

Андрей Павлович, здравствуйте!

Мне очень интересуют Ваши воспоминания и конечно же фотографии. Особенно Ваше видение этого события. Если посчитаете нужным коснуться событий связанных и с работой драги буду Вам очень признателен. Я планирую подготовить серию статей с учетом замечаний и дополнений н работников драги, Мраканцев. Прошло уже 20 лет и к сожалению многое стирается из памяти.А в основу настоящей статьи легли воспоминнания Чуковенковой Л.А., Кутенковой (Клименко) Л.А.

С уважением А. Миронов

Макаров Андрей Владимирович, 16.02.13 10:59:46 — Кавчик Б.К.

Уважаемый Борис Константинович! Я тоже работал на прииске Маракан в 1986-1988 годах. Для меня драга 601 - это гордость и флагман Советского и Российского флота. Когда Лензолото начало восстанавливать ее после бездарного потопления, у меня были чувства, что нужно максимально сделать, что бы эта драга вступила в строй, как можно скорее. К сожалению не хватило какого-то миллиона долларов. Огромная благодарность Куклину В.И. (главному механику ОАО Лензолото) - ведь это только его живой энтузиазм и его неисчерпаемая энергия позволили сделать тогда невозможное - дважды участвовать в строительстве драги №601.

Сергей, 18.02.13 12:23:29 — Макарову А.В.

Андрей Владимирович, поделитесь воспоминаниями. Практика на Маракане для россыпников Иркутска была обязательным шагом обучения. Самому довелось там побывать в составе группы студентов летом 1985 года. Впечатлило. Думаю интерес не только у меня. С золотодобычей связана вся жизнь, о чем не жалею. Старший сын пошел по моим стопам. Сейчас в должности начальника драги занимается ее переносом на новое месторождение. С Уважением. С. Черемнов ОАО "Прииск Соловьевский"

Б.Кавчик, 18.02.13 17:54:36

Андрей Владимирович, Сергей Александрович, Андрей Павлович, пожалуйста присылайте дополнительные материалы. Надо сохранить историю нашей отрасли. Многое уже потеряно безвозвратно. Давайте будем сохранять то, что осталось.

Чтобы мы поместили материалы в Интернет присылайте фото и тексты нам на почту: tvc@irgiredmet.ru

Савиных Михаил Ильич, 04.05.13 09:32:22 — всем

Друзья! Николай Николаевич Мунгалов поделился со мной своими воспоминаниями о Драге. Прилагаю кое-что.

"...Вернемся к драге 601.Ведь я в 1976 г. переутвердил запасы по Мараканскому полигону, обосновав списание 25 тонн запасов.У меня сейчас много материалов по ней. Будет время, опишу историю разведочных и эксплутационных работ. Три года я возился с ней. Коротко. В 1950 году Артемовская партия проходкой первой линии № 1 обнаружила погребенную промышленную россыпь. Начался ажиотаж. Главзолото выделило по тресту 40 буровых станков "Техснис". Бурение велось с большими нарушениями технологии бурения.Бурили ниже труб до 2 м , обогащая скважины золотом. геологический контроль был слабый. Вначале предполагали, что запасы будут для подземного способа добычи, потом под дражную. В устьевой части россыпи был карст с глубинами до 50 м. Начали проектировать мощную драгу. Запасы несколько раз представлялись трестом на утверждение в ГКЗ.

В 1959 году все геологоразведочные работы были переданы Бодайбинской экспедиции, которая продолжила работы и представила материалы в ГКЗ СССР в 1963 г., утвердив 56337 кг золота.Экспедиции для престижа нужно было выполнять прирост запасов и получать премии. Они осуществили подсчет запасов без ограничения ураганных проб. А на карстовом участке была одна скважина с содержанием 5 г/м3 на массу в 50 м! Ожидали, что в яме лежит куча золота.Как только ГКЗ не поняла, что такого делать нельзя?

Построили драгу. И уже в самом начале работы переломился стаккер. Наладили.Драгу пустили в работу. Сразу выявилось резкое неподтверждение с/с. В 1970 г. добыто 221, 2 кг х/ч при с/с 248 мг. В последующие годы: 319,3; 1291,0; 1191,3; 937, 9.

Началась длительная переписка , комиссии. Меня привлекли к изучению материалов, создали коллектив.

На 1.07.75 г. нами были на утверждение представлены балансовые запасы кат. С1 в количестве 24.9 т при содержании 392 мг.кбм. я защищался с Кирсановым Ю. - хорошо. Председатель ГКЗ Быбочки предложил еще на первые 4 блока ввести поправочный коэффициент на запасы 0.8!! В итоге утвердили 22.9 тонны?

На момент утверждения: 56, 3 т - добыто 6,9. т. Это история.

Кто виноват в гибели флагмана? Кроме меня никто не знает более конкретнее.

Зафесов Мурат Ереджибович (1932-1981). Адыгеец по национальности. В 1955 окончил институт и прибыл в трест "Лензолото". С 1967 г. по 1972 г. - главный инженер треста "Лензолото", с 4 сентября 1972 по 22.07.1981г. - директор комбината "Лензолото".

К 1970 г. дражный способ разработки россыпей стал преобладающим и составил 65% от общего объема золотодобычи. Для поддержания уровня золотодобычи многие дражные полигоны требовали предварительной вскрыши торфов.

На Ленские прииски в течение 1968-1971 г были завезены и смонтированы экскаваторы ЭШ-15/90 и ЭШ 10/60 для глубокой вскрыши Мараканского дражного полигонв.

Зафесов М., освоившись в должности директора комбината, стал вести себя вызывающе, уровень золотодобычи нарастал, достигнув в 1978 г - 9425,0 кг х/ч. Он стал ставить себя выше всех, делая нравоучения пожилым специалистам. Один раз он закончил совещание в 3 часа ночи! Я стал работать главным геологом комбината, потом объединения "Лензолото" с 1974 года. Естественно, часто сопровождал директора по объектам золотодобычи. Один раз, будучи на драге № 601, он заставлял работать драгой при 30-40 градусах мороза. И заявлял: "Я скоро многие драги переведу на круглогодовую работу!"

Начался период, что драги начали запускать в марте и даже в последних числах февраля. Что это дало? В благоприятные летние месяцы драги стояли на ремонте. Никто не рассчитывал драгу работать в зимние месяцы. Металл не выдерживал морозы, "уставал" и даже давал трещины.

Постепенно ранний пуск драг был прекращен.

...Тут М. приводит человеческие характеристики Зафесова...

Авария (потопление) произошла26 ноября 1992 г. утром.

22 ноября 1992 г в связи с понижением температуры воздуха до минус 37 градусов, драга была остановлена на временный отстой (по плану 30.11)

23 ноября хотели вновь запустить драгу, но температура понизилась до -45. Начальник драги П.Д. Воробей принял решение остановить драгу на зимний отстой. Попытка пижать драгу влево для укладки черпаковой рамы на борт и снятия цепи не удалась. Лед не позволял драге двигаться по забою.

Черпаковая рама с цепью была поднята выше уреза воды. Обмерзшая рама, черпаки, заполненные илами и льдом стали создавать статическую нагрузку на главную ферму. С 23 по 25 ноября производилась опарка верхнего конца рамы, главного транспортера и палубы, понтона. В приподнятом состоянии рама находилась трое суток. Наружная температура воздуха было - 40 градусов.Произошел разрыв правой фермы суперструктуры, разрыв левой и частично правой носовых частей понтона, падения фермы, черпаковой рамы, передней мачты,драгерского помещения и надстройки. Драга погрузилась на глубину 10-15 м и легла на грунт с дифферентом на носовую часть в 2.5 м и креном в правую сторону. Акт комиссии от 22 января 1993 г.

Драгой 601 с 1970 по 1992 гг переработано горной массы 30527 тыс.кубометров, получено 15647,3 кг х/ч золота!

Так что, начатое Зафесовым, внедрение работы драг в зимних условиях приводит к разрушению металла, аварии, непредвиденным условиям. надо было раньше кончать сезон и в последний момент не надо было держать обмерзшую раму над водой! Видимо, некоторые специалисты не поняли этого.

Валюк Виталий, 06.09.13 17:54:32 — Савиных Михаилу Ильичу

На том месторождении ЗАО "Маракан
" золото мыло моет и будет мыть раздельным способом, по 800 кг в год и ещё долго мыть будет.....

Михаил, 15.09.13 16:55:39

Сейчас этот флагман-огромная груда металла,погребленая под вскрышными отвалами.

Лаврова Татьяна,техник-теплоте, 29.04.17 15:23:30 — Всем

Жаль агрегат!Действительно впечатляющая была машина.

Нарушения правил эксплуатации техники,торопливость и дурь в попытке исправить ситуацию.Как всё это знакомо!

Гении создают-дураки ломают.

С уважением к автору статьи и специалистам-авторам комментариев-

Лаврова,дочь геолога-полевика.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Жизнь и гибель флагмана»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "три прибавить 4":