История законопроекта о техногенных россыпях

Подборка материалов

Суть проблемы. Россыпные месторождения золота большей частью отработаны, и предприятия, добывающие россыпное золото, вынуждены или прекращать работу или возвращаться повторно на ранее отработанные месторождения. Там остались отвалы и вмещающие их породы, которые называются отходы горного производства. Они содержат остатки золота, которое не было извлечено по техническим или экономическим причинам.

Логично предположить, что тех, кто хочет перерабатывать отходы и извлекать из них что-то полезное целесообразно поощрять, тем более что переработка отходов весьма сложная, а бывает и опасной, так как старые отвалы часто содержат ртуть, сотни тонн которой попали в эфеля при амальгамации золота. Ртуть в золотодобыче была запрещена только в 1988 году.

Переработка отходов золотодобычи, не менее сложная, чем переработка, например, бытового мусора. В нем тоже находятся элементы всей таблицы Менделеева, но, тем не менее, желающих перерабатывать его мало. Льготы по налогам или даже государственное финансирование переработки отходов весьма уместно. 

В соответствии законом РФ «Об отходах производства и потребления»  (статья 4) отходы принадлежат тому, кто их произвел, соответственно он может их сам переработать или продать, соответственно кто-то может их у него купить.

Статья 4. Отходы как объект права собственности

  1. - Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
  2. - Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
  3. - Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.
  4. - В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

Недолгое время законом об отходах даже пользовались, и были случаи продажи-покупки отходов. 

 

Но есть и другая точка зрения. По мнению ряда сотрудников МПР РФ отходы горного производства, оставшиеся после отработки россыпных месторождений золота, надо рассматривать как новые месторождения со всеми вытекающими из этого последствиями по оформлению и согласованию документов в структурах МПР. Такое оформление является длительным (порядка 3 лет) и дорогостоящим (порядка 40 млн.руб.), так как требуется предварительное проведение разведочных работ.

 

Руководителей предприятий и регионов, имеющих значительную россыпную золотодобычу, требования МПР ставят в сложное положение. При их выполнении россыпная золотодобыча неизбежно сократится, так как подавляющее большинство техногенных россыпей оказываются невыгодными для отработки. Они стараются убедить МПР снизить требования к техногенным россыпям, чтобы сохранить уровень россыпной золотодобычи и налоги в бюджет. Противостояние продолжается уже много лет, оно вошло в активную фазу в 2010 году, и обострилось в 2017. Рассмотрим события, начиная с 2010 года.

 

2010.05 - Магаданская областная Дума обратилась в Государственную Думу РФ с инициативой упрощения доступа к техногенным россыпям. Необходимость этого изложена в пояснительной записке (Приложение 1). Магаданцы предложили поправки в закон "О недрах", которые позволяют упростить получение лицензий на техногенные россыпи и сделать их более привлекательными для бизнеса. (Приложение 2).

2010.06.07 – законопроект зарегистрирован и направлен Председателю ГД в Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

2010.07.06 - Совет Государственной Думы на предварительном рассмотрении решил: назначить ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии); представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту (срок представления отзывов, предложений и замечаний в комитет 05.08.2010); подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой

2010.07.15-17 – В Магадане состоялась конференция: «Проблемы освоения техногенного комплекса месторождений золота».

Конференцию открыл Первый зам.губернатора Магаданской области Н.Б.Карпенко докладом: «Правовые аспекты учета и переработки техногенных месторождений». Следом за ним выступил председатель Союза старателей РФ В.И.Таракановский с докладом «Лицензирование отработки техногенных месторождений». В этих докладах говорилось о том, что законодательство надо менять.  Альтернативную точку зрения на проблему высказал московский представитель Роснедр Б.К.Михайлов. В целом, конференция была посвящена техническим вопросам, но самой злободневной темой обсуждения было российское законодательство, существенно усложняющее и ограничивающее освоение мелких золотосодержащих объектов, в том числе техногенных россыпей.

2010.10.01 - Получен официальный (отрицательный) отзыв Правительства Российской Федерации на законопроект по техногенным россыпям, предложенный магаданцами.

2010.11.18 - Ответственный комитет (по природным ресурсам, природопользованию и экологии) предложил отклонить законопроект. (Читать отзыв Комитета).

2011.01.25 - на вечернем заседании Госдумы законопроект рассмотрен. С докладом выступал представитель Магаданской областной Думы Александр Александров. Содокладчик - член Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Шиманов.  В результате голосования "за" проголосовало всего 109 депутатов, и законопроект был отклонен. Стенограмма заседания

2016.03.14 - Состоялось заседание совместного «круглого стола» Комитета Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии и Высшего горного совета НП «Горнопромышленники России» по вопросу «Развитие промышленной переработки техногенного сырья в России».

На заседании отмечено: По экспертным оценкам, при условии полного вовлечения в хозяйственный оборот полезных компонентов техногенного сырья увеличение объемов производимой в Российской Федерации промышленной продукции могло бы составить около 10 трлн. руб. За весь период разработки данной категории техногенных запасов в бюджет в виде налогов могло бы поступить около 300 млрд. руб., или около 20 млрд. руб. в год. Указанная годовая величина налогов сопоставима с суммой налогов, поступающих от всего сектора добычи цветных металлов. Техногенные запасы могут дать ежегодный прирост ВВП порядка 2 трлн. руб. Основная проблема промышленной добычи техногенных полезных ископаемых в России в настоящее время заключается в несовершенстве нормативно правовой базы, отсутствии полного достоверного реестра техногенных месторождений и недостаточного использования отечественных инновационных технологий.

В результате заседания решили продолжить изучение проблемы (подробнее о заседании). О техногенных россыпях в золотодобыче рассказал П.Д.Луняшин.

2016 – В ходе проверки работы золотодобывающий предприятий, конролирующими органами, выяснилось, что некоторые обходят требования МПР и отрабатывают техногенные россыпи без выполнения всех предписанных процедур. В частности, недропользователи оформляли отработку техногенных россыпей, как разведку крупнообъемными валовыми пробами – РЭПами. Работа нескольких небольших предприятий была остановлена, и были возбуждены уголовные дела по факту незаконной добычи золота.

2016.08.18. Федеральное учреждение «Росгеолэкспертиза» направило в свои подразделения письмо, в котором указала на необходимость выполнять для техногенных россыпей те же правила и полный комплекс работ, что и для новых месторождений и уведомило, что не будет принимать к рассмотрению проекты поисково-оценочных работ, составленные с применением средств и методик стадии эксплуатационной разведки, то есть РЭПов. (Письмо заместителя руководителя ФБУ «Росгеолэксертиза» Полеванова В.П. от 18.08.2016 № ЛЛ-02/2233).

Это вызвало возмущение недропользователей. Оказалось, что работа РЭПами без предварительного подсчета запасов развита на многих предприятиях, и таким образом добывается порядка 50% россыпного золота. В частности, руководитель АС «Кривбасс» С.С.Базавлуцкий в интервью отмечает: «Получается, что предприятие должно сначала выполнить полномасштабные геологоразведочные работы, посчитать запасы, поставить их на госучёт, разработать и утвердить технический проект на отработку балансовых запасов и лишь потом начинать добычу. А ведь это долгое и затратное дело. При этом нет никакой гарантии, что разведка известными способами, а именно ударно-канатное бурение или проходка траншей, позволят получить достоверные сведения на той же «техногенке». По принципу — не нашли золото, которое соответствует утверждённым кондициям — всё, на баланс мы запасы не поставим и работать там не сможем. Но если там просто поставить промприбор и начать промывку, результат может оказаться вполне приличным. А еще прежде чем начать геологоразведочные работы надо написать проект ГРР, отдать на экспертизу, получить положительное заключение (всё это стоит времени и денег), провести горно-геологические работы — поставить бурение или пройти траншеи, потом задокументировать результаты. Надо составить отчёт с подсчетом запасов, провести экспертизу, ждать результата, утвердить в ТКЗ (территориальной комиссии по запасам) и поставить запасы на госбаланс. И лишь после этого можно разрабатывать техпроект и начинать мыть.»

Администрация Магаданской области посчитала возможное снижение россыпной золотодобычи из-за позиции МПР: «При исполнении рекомендаций письма ФБУ «Росгеолэкспертиза» можно прогнозировать потери федерального и областного бюджетов. Рассмотрим их на примере Магаданской области. В 2017 году в Магаданской области планируется добыть из россыпных месторождений 16 т золота. В случае исполнения требований ФБУ «Росгеолэкспертиза», добыча россыпного золота в регионе составит не более 8 т золота.Потери НДПИ в федеральный бюджет при стоимости золота 2300 руб. за грамм составят 441,6 млн. руб. Потери НДПИ областного бюджета - 662,4 млн. руб. Кроме этого бюджеты всех уровней недополучат налоги от прибыли и НДФЛ».

2017.05.23 - Состоялось совещание при заместителе Руководителя Федерального агентства по недропользованию по поводу РЭПов.

На совещании от Правительства Магаданской области и НКО «Союз золотопромышленников Якутии» предложено следующее: 

1.1. Ввести мораторий на действие письма заместителя руководителя ФБУ «Росгеолэксертиза» Полеванова В.П. от 18.08.2016 № ЛЛ-02/2233 до конца 2017 года.

1.2. Определить, что все геологические объекты, ранее подвергавшиеся отработке (нарушенные добычей) и содержащие россыпное золото, отнести к 4-й группе в соответствии с «Методическими рекомендациями по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. Россыпные месторождения» (утвержденными распоряжением МПР России от 05.06.2007 № 37-р).

1.3. Установить, что предприятие самостоятельно определяет количество и параметры запасов на геологическом объекте, ранее подвергавшемся отработке (нарушенное добычей) и ставит их на баланс по упрощенной методике подсчета без проведения ГРР. Отчетность по результатам работ обычная, по формам 5-ГР со всеми сопутствующими материалами.

1.4. В дальнейшем необходимо внести изменения в закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», в рамках которых дать определение понятию «техногенная россыпь» (геологический объект, ранее подвергавшийся отработке (нарушенный добычей), а также предусмотреть предоставление права пользования участками недр, включающими геологические объекты, ранее подвергавшиеся отработке (нарушенные добычей), в заявительном порядке.

Представители МПР приняли решение подумать и разработать рекомендации.

2017.08.01. МПР разослало в свои подведомственные организации письмо за подписью Аксенова: «О некоторых особенностях освоения техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота». В письме предлагается «упрощенный» порядок геологоразведочных работ на объеках ранее нарушенных добычей. 

 

 

Если вы нашли ошибку, или хотите что-то добавить, пожалуйста, напишите в комментарий или по адресу:

tvc@irgiredmet.ru 

 


-0+2
Просмотров статьи: 29663, комментариев: 103       

Комментарии, отзывы, предложения

Висело мочало, 04.05.17 13:16:45

Первое обращение, подписанное руководителями 21 старательской артели Магаданской области, было адресовано: министру природных ресурсов РФ С.Е. ДОНСКОМУ, Полпреду Президента РФ в ДФО Ю.П. ТРУТНЕВУ, губернатору Магаданской области В.П. ПЕЧЕНОМУ, депутату Госдумы от Колымы О. А. БОНДАРЬ, представителю региона в Совете Федерации А.И. ШИРОКОВУ и директору ФБУ «Росгеолэкспертиза» С.В. ГУДКОВУ.

Призыв к здравому смыслу

«Уважаемые господа!

Вынуждены обратиться к вам, поскольку сегодня возникла нездоровая ситуация вокруг разработки так называемых техногенных месторождений россыпного золота. В прошлом году письмом №… на основании Постановления Правительства РФ №… (Опустим несущественную информацию.) было выдано предписание о том, что проходка РЭПов не подлежит включению в проекты ГРР, так как, по их мнению, проходка эксплуатационно-разведочных полигонов якобы соответствует опытно-промышленной разработке россыпи и должна проводиться на оценённых месторождениях полезных ископаемых. Таким образом, с 2017 года на техногенных месторождениях без наличия утверждённых запасов работать РЭПами будет невозможно! Исключение их из проектов геологоразведочных работ привело к отказу согласования РЭПов Управлением Ростехнадзора по Магаданской области в ежегодных проектах планов развития горных работ.

Предлагаемый нам взамен РЭПов траншейный способ разведки предназначен для проведения ГРР на целиковых площадях, где имеется определённая закономерность в распределении металла по площади, на основании которой и разработана методика. На каком основании нас заставляют использовать данную методику при разведке техногенных комплексов, если в их формировании никакие геологические процессы не участвовали и никакой закономерности распределения металла в них нет?!

Подтверждением правильной и положительной работы РЭПов является тот факт, что в 2015 году, по данным ФГУНПП «Росгеолфонд», в Магаданской области при уровне добычи золота из россыпей в 15,748 тонны из так называемых неучтённых запасов благодаря РЭПам добыто 8,636 тонны, что составляет 54,8 процента!

Таким образом, необоснованные нововведения московских чиновников из ФБУ «Росгеолэкспертиза» могут нанести громадный материальный ущерб, серьёзно подорвать намеченную разработку месторождений и вдвое уменьшить добычу россыпного золота, сорвав планы горняков и руководства области увеличить добычу золота в 2017 году до 30 тонн.

При этом создавшееся положение перед началом промывочного сезона касается практически всех золотодобывающих предприятий России. Это требует принятия руководством МПР РФ безотлагательных мер по отмене незаконного и необоснованного действия ФБУ «Росгеолэкспертиза» и внесения изменений в соответствующую главу Закона РФ «О недрах».

http://www.yktimes.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/dobyicha-rossyipnogo-zolota-pod-ugrozoy-krayniy-sever-dovedyon-do-kraynosti/

Надейся и жди, 24.05.17 11:46:10

В Роснедра подготовлены поправки в федеральный закон «О недрах», упрощающие доступ к отработке техногенных россыпей (отходов разработки месторождений), а также отчетность по ним. Обсуждение законопроекта пройдет сегодня на рабочем совещании Управления геологии твердых полезных ископаемых ведомства, следует из подготовленных к совещанию материалов.

Предлагаемые поправки в ФЗ «О недрах» фактически переводят техногенные россыпи из категории отходов производства в категорию минеральных ресурсов. Регламент доступа к их отработке, а также отчетности, предлагается сделать проще, чем для обычных месторождений. Так, одна из поправок предусматривает, в частности, «проведение без дополнительного геологического изучения недр добычи полезных ископаемых (компонентов) из отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ним перерабатывающих производств в границах лицензии». Как сказано в пояснительной записке к проекту, «горно-геологические и горнотехнические характеристики в местах образования отходов известны». Также к подобным россыпям не будут предъявляться требования проведения госэкспертизы и госучета запасов. Авторы пояснительной записки отмечают, что принятие законопроекта позволит предоставлять в пользование такие объекты без проведения конкурсов и аукционов. Предполагается, что решение будет выносить созданная Роснедрами комиссия, которая будет включать также представителей администрации региона.

Инициатива родилась после реакции недропользователей и региональных чиновников на распоряжение ФБУ «Росгеолэкспертиза» от 18 августа 2016 года, которым предписывалось проводить геологоразведку техногенных россыпей исключительно траншейным способом, применяемым на целиковых площадях. 6 мая губернатор Магаданской области Владимир Печеный обратился к главе Минприроды РФ Сергею Донских с письмом, в котором сообщил, что по расчетам экспертов, выполнение решения «Росгеолэкспертизы» приведет к снижению добычи россыпного золота на Колыме более чем на 8 т (более чем на 50%). «Только на территории Магаданской области за 80 лет эксплуатации россыпных месторождений было сформировано порядка 1,5 млрд кубометров перемытых песков с прогнозными ресурсами около 500 т россыпного золота, пригодных к сплошной отработке с извлечением золота», - уточнил глава региона. Он подчеркнул, что методики разведки отработанных россыпей не существует, а «применение традиционной методики (применяемой для разведки целиковых россыпей) невозможно, так как найти и выделить в отработанной неоднократно и с разным качеством россыпи участки с балансовыми запасами затруднительно». Владимир Печеный предложил разрешить недропользователям геологоразведку методом разведочных открытых полигонов (по методикам 1979-1982 годов).

Техногенные россыпи не рассматриваются действующим законодательством как самостоятельный минеральный ресурс. Для их отработки требуется пройти такие же этапы оформления разрешительной документации, как и для целиковых месторождений: проведение геологоразведочных работ, составление и утверждение ТЭО кондиций, подсчет и утверждение запасов. eastrussia.ru

Брат, 24.05.17 21:12:41

Странная и не очень продуманная, на мой взгляд, инициатива родилась в Роснедра после реакции недропользователей и региональных чиновников на письмо ФБУ "Росгеолэкспертиза" от 18 августа 2016 года. Поэтому "надейся и жди" - это вряд ли, а уж для начавшегося промсезона однозначно нет.

В этом сезоне, похоже, все будет как всегда: реализуется лишь то, чего добьешься сам. Просто надо помнить дальстроевское: не верь, не бойся, не проси...

Наблюдатель, 25.05.17 10:26:58

В Москве 23 мая состоялось совещание по вопросу отработки техногенных россыпей путём разведочно-эксплуатационных полигонов под председательством заместителя руководителя Роснедр Сергея Аксёнова.

Примечательно, что на совещание столь высокого уровня впервые были приглашены представители магаданских и якутских старательских артелей, Союза золотопромышленников Якутии и Союза старателей России, которые совместными усилиями стараются решить вопросы нормативного регулирования золотодобычи.

Состоялся обстоятельный разговор на указанную тему, чиновники заслушали мнение старателей, и хочется верить, что столь редкая встреча чиновников с теми, кто непосредственно добывает золото, окажется полезной.

Протокол совещания прислал Союз старателей:

https://zolotodb.ru/articles/geology/other/11644

Предложение магаданцев, 01.06.17 17:29:12

В Магадане состоялся совет руководителей колымских артелей, на котором недропользователи разрабатывали свои предложения по отработке техногенных россыпей для агентства Роснедра.

На имя заместителя руководителя агентства Роснедра Сергея Аксенова отправлены предложения, выработанные на собрании представителей артелей:

• Ввести мораторий на действие письма ФБУ «Росгеолэкспертиза» от 18.08.2016 года до конца 2017 года.

• Все техногенные месторождения отнести к четвертой группе в соответствии с методическими указаниями.

• Предприятие самостоятельно определяет количество и параметры техногенных запасов месторождения и ставит их на баланс по упрощенной методике подсчета без проведения ГРР.

В перспективе недропользователи ждут изменения в Законе РФ «О недрах», в котором будет дано определение понятию «техногенная россыпь».

Источник: http://nedradv.ru/news/view/?id_obj=803109694c0945361cefbf70b20a8a9a

Copyright: nedradv.ru

СНС, 03.06.17 10:25:31

01.06.17 - от Союза старателей РФ опубликована статья: "Пробелы в законодательстве ставят сотни золотодобывающих предприятий в положение незаконных недропользователей, или как чиновники хоронят россыпную золотодобычу в России". В статье еще раз говориться о том, что надо сделать для освоения техногенных россыпей. Текст статьи здесь:

https://zolotodb.ru/news/11640

Спешить нельзя, 07.06.17 00:00:00

Выработка единого подхода и рекомендаций по использованию разведочно-эксплуатационных полигонов на различных стадиях геологоразведочных работ на россыпных объектах и отработке «неучтенных» запасов полезных ископаемых на геологических объектах, ранее подвергавшихся отработке (нарушенных добычей). ПРОТОКОЛ № СА-04-18/202-пр совещания при заместителе Руководителя Федерального агентства по недропользованию

г. Москва, 06.06.2017

В ответ на обращение магаданцев

РЕШИЛИ:

1.1 ФГУП «ЦНИГРИ» (Иванову А.И.) на основе анализа действующих нормативных и методических документов, а также имеющейся геологической информации о недрах подготовить предложения по критериям отнесения месторождений и проявлений россыпного золота к геологическим объектам, ранее подвергавшимся отработке (нарушенных добычей) и подлежащих геологическому изучению, подсчету запасов и экспертизе запасов по упрощенному порядку.

1.2 ФБУ «ГКЗ» (Шпурову И.В.), ФБУ «Росгеолэкспертиза» (Гудков С.В.), ФГБУ «Росгеолфонд» (Климок А.К.), ФГБУ «ВИМС» (Машковцев Г.А.) и ФГУП «ЦНИГРИ» (Иванов А.И.) подготовить и представить в Роснедра рекомендации по применению действующих нормативных правовых актов в сфере проектирования геологического изучения недр, проведения оценки и экспертизы запасов полезных ископаемых, а также учета запасов полезных ископаемых на государственном балансе в отношении геологических объектов, ранее подвергавшихся отработке (нарушенных добычей), в части месторождений и проявлений россыпного золота.

1.3 Принять к сведению предложения Правительства Магаданской области и НКО «Союз золотопромышленников Якутии».

Заместитель Руководителя Федерального агентства по недропользованию

С.А. Аксенов

Секретарь совещания А.С. Чубоксарова

http://www.rosnedra.gov.ru/article/9220.html

Письмо ССР, 17.06.17 00:00:00

Письмо Союза старателей России от 13.06.17

Заместителю Министра природных ресурсов и экологии РФ–

руководителю Федерального агентства по недропользованию

Киселеву Е.А.

О временном порядке упрощённой оценки

техногенных россыпей и разведочно-эксплуатационных полигонах (РЭПах)

Уважаемый Евгений Аркадьевич!

18.08.2016 г. письмом №ЛЛ-02/2233 ФБУ «Росгеолэкспертиза» запретило проходку РЭПов в рамках проектов ГРР, что равносильно отнесению всего добытого при этом золота к незаконному предпринимательству. Подчёркиваю, что в России из 65-70 тонн россыпного золота до 50% добывается из техногенных россыпей, основным методом освоения которых является проходка РЭПов. Запрет на работу РЭПами равносильно к снижению россыпной золотодобычи только по Магаданской области на 8,0-8,5 т в год виду отсутствия достаточного количества балансовых запасов.

23.05.2017 г. в Москве прошло расширенное заседание при зам. Руководителя Роснедр с участием представителей Магаданской области и Республики Саха (Якутия) по выработке единого подхода и рекомендаций по использованию РЭПов. При этом предложения Правительства Магаданской области и НКО «Золотопромышленники Якутии», направленные на развитие россыпной золотодобычи, были приняты к сведению без оценки сложившегося на предприятиях положения в связи с истощением запасов.

В основе предложений ФБУ «Роснедра», «Росгеолэкспертиза», «ГКЗ», ЦНИГРИ, ВИМСа положены те же предложения, которые производственники считают неприемлемыми и не позволят развиваться увеличению объёмов добычи из техногенных россыпей: обязательная (упрощённая) оценка, государственная экспертиза, постановка на государственный баланс. Такой подход приведёт к резкому падению россыпной золотодобычи в России по следующим причинам:

1. Упрощённая оценка с постановкой на баланс как минимум вдвое увеличит сроки отработки техногенных россыпей. В связи с тем, что по многим участкам недр статистическая отчётность по отработке первичной россыпи отсутствует, предприятия вместо того, чтобы сразу приступить к отработке, должны будут для оценки техногенных запасов проходить траншеи через 200-800 метров, выполнять промывку массовых проб, и на этой основе осуществлять подсчёт запасов по категории С2 с последующей госэкспертизой и постановкой на баланс. В этом случае как минимум один промывочный сезон уйдёт на оценку техногенной россыпи. Однако в процессах формирования техногенных комплексов геологические процессы не участвовали и какие-либо закономерности распределения металла в них отсутствуют, поэтому траншейная разведка не позволит достоверно оценить техногенную россыпь даже при расстоянии между линиями 50-100 метров.

2. Предлагаемые предложения с упрощённой оценкой техногенной россыпи значительно увеличат расходы предприятий и время на освоение месторождений, которые на сегодня осваиваются на условиях коммерческого риска. Введение предложений с упрощённой оценкой в своей основе толкает на уже проторённую тропу: изучение, ГРР, экспертиза, постановка на баланс, проект отработки с экспертизой, что неминуемо поставит жирный крест на россыпной российской золотодобыче.

3. Постановка на государственный баланс запасов, которые невозможно оценить достаточно достоверно, обеспечит «засорение» баланса и неминуемую последующую его корректировку по результатам отработки техногенной россыпи.

В качестве альтернативы Союз старателей присоединяется к предложению Губернатора Магаданской области Печёного В.П., направленного в адрес министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Донского С.Е.:

«С целью рационального использования недр и освоения «месторождений» с неустановленным промышленным значением, предлагаем разрешить пользователям недр проведение геологоразведочных работ методом разведочных открытых полигонов на отработанных месторождениях с фрагментарными и незакономерно распределенными остаточными запасами, неподдающимися разведке традиционными методами по известным методикам.

Конкретные предложения по освоению техногенных месторождений выдвигались неоднократно. Магаданская областная Дума, Союз старателей России от имени предприятий их озвучили следующим образом:

1. Техногенные россыпи и участки предоставлять недропользователям без проведения аукционов и конкурсов на основании рассмотрения заявок предприятий комиссиями с участием представителей Роснедр и органов исполнительной власти.

2. Разрешить недропользователям проводить добычу драгоценных металлов из техногенных россыпей в границах предоставленного лицензией горного отвода без геологического изучения недр и установления кондиций.

3. Запасы техногенных россыпей ставить на оперативный учёт по результатам их отработки и списывать по завершении работ.

4. Отменить требование проведения государственной экспертизы техногенных запасов.

5. Упростить процедуру продления лицензий на отработанные месторождения для освоения техногенных запасов.

Председатель Совета Союза старателей России Таракановский В.И.

исп. Луняшин П.Д.

тел +7-903-001-43-46

9.06.2017 г.

Магадан, 24.08.17 02:50:35

Что-то куда-то двигается. Мне попало любопытное письмо МПР от 01.08.17. В открытых публикациях я его не нашел. Кто знает подробности?

О некоторых особенностях освоения техногенных

(ранее нарушенных добычей) объектов

россыпного золота

В целях обеспечения непрерывности производственного цикла разработки техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота и совершенствования системы государственного регулирования освоения данных объектов Федеральное агентство по недропользованию сообщает следующее.

К техногенным (ранее нарушенным добычей) относятся объекты, образованные во время добычи россыпного золота, которые не содержат запасы золота, учитываемые государственным балансом.

Процесс геологоразведочных работ на техногенных (ранее нарушенных добычей) объектах россыпного золота должен определяться индивидуальными особенностями каждого объекта недропользования ввиду их сложного геологического строения, в связи с чем их изучение возможно осуществлять путем опытно-промышленной отработки (далее — ОПР) (приложение №1).

В связи с этим, с учетом положений ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон Российской Федерации «О недрах»), пользователи недр по лицензиям на разведку и добычу (БЭ) или геологическое изучение, разведку и добычу (БР) техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота вправе осуществлять проведение геологоразведочных работ на участке недр в соответствии с проектом опытно- промышленной разработки объекта (далее - проект ОПР).

Указанная проектная документация подготавливается пользователем недр с учетом требований ст. 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах», постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 1 18 и приказа Минприроды России от 25.06.2010 № 218, с учетом особенностей, предусмотренных приложением №2.

Согласование проектной документации осуществляется территориальной комиссией по разработке объектов полезных ископаемых в срок, не превышающий 30 дней. При этом в соответствии с п. 3 Порядка проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по геологическому изучению недр, утвержденному приказом Минприроды России от 23.09.2016 № 490, проект ОПР не подлежит экспертизе, предусмотренной ч. 4 ст. 36.1 Закона Российской Федерации «О недрах».

С целью комплексного рассмотрения проектной документации на разработку техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота территориальным органам Роснедр рекомендуется включать в состав комиссии представителей территориальных отделений ФБУ «Росгеолэкспертиза» и территориальных фондов геологической информации.

На основании проекта ОПР пользователем недр проводится комплекс геологоразведочных работ, совмещённых с извлечением полезного ископаемого из техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота, при условии наличия согласованных территориальным органом Ростехнадзора планов и схем развития горных работ.

При этом государственная экспертиза запасов полезных ископаемых может проводиться на любой стадии геологического изучения объекта как до, так и после утверждения вышеуказанного проекта ОПР, но не позднее завершения календарного года. Подготовка материалов для представления на государственную экспертизу осуществляется на основании имевшейся и полученной по результатам опытно- промышленной разработки объекта геологической информации о недрах в соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации «О недрах», постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69 и приказом Минприроды

России от 23.05.2011 № 378, с учетом особенностей, предусмотренных приложением №3.

При этом пользователь недр вправе либо ежегодно оперативно оценивать запасы по результатам работ за год на локальном участке либо оценить запасы в целом по площади планируемых добычных работ с целью их последующей отработки по проекту ОПР, подготовленному и согласованному в общем порядке.

Государственная экспертиза запасов осуществляется территориальной комиссией по запасам в срок, не превышающий 30 дней.

В последующем недропользователем в установленном порядке представляется государственная отчётность (в т.ч. формы 5-гр, 2-лс) с отражением информации о поставленных на государственный баланс и погашенных запасах полезных ископаемых.

Вышеуказанные рекомендации по подготовке проектов ОПР и подготовке материалов оперативного подсчета запасов и проведения экспертизы запасов на техногенных (ранее нарушенных добычей) объектах россыпного золота действуют до 31.12.2018.

Приложение: 1. Приложение № 1 на I л. в 1 экз.

Приложение № 2 на 2 л. в 2 экз.

Приложение №3 на 2 л. в I экз.

Заместитель Руководителя С.А.Аксенов

СНС, 24.08.17 05:46:47 — Магадан, 24.08.17

Интересный документ. Мне в нем понравилось определение:

"К техногенным (ранее нарушенным добычей) относятся объекты, образованные во время добычи россыпного золота, которые не содержат запасы золота, учитываемые государственным балансом."

Простое, понятное определение техногенных объектов.

В целом, письмо производит хорошее впечатление, хотя надо бы посмотреть что там в приложениях.

Брат, 24.08.17 22:55:43 — Магадан, 24.08.17

Документа не видал, но, судя по всему, роснедровская команда родила некие Рекомендации. Люди осторожничают: не регламент и не инструкция, ни слова о РЭПах и неучтенке, срок действия - полтора года.

Рекомендуется составление проектов опытно-промышленной отработки, включающих проведение комплекса геологоразведочных работ. Боюсь, ваши старатели всплакнут при таких формулировках. Даже не видя приложений, в приведенном вами тексте много скользкого, начиная с определения. Объекты относятся к техногенным по генетическому признаку, а не в связи с наличием/отсутствием "запасов золота". Так что ранее разведывавшаяся техногенка с остаточными запасами техногенкой быть все равно не перестанет.

Николай, 25.08.17 08:16:11 — Магадан

А кому адресовано письмо?

123, 26.08.17 17:09:29

Своим подразделениям, чтобы они не сильно мешали добывать золото.

Практик, 28.08.17 14:04:45

Так что они придумали? Когда продолжение?

Чугунов Ю.Д., 08.10.17 14:40:50 — читателям

Весь этот маразм возник из за возможности заработать отдельной группе "новых" бизнесменов, а по простому -коррупционерам. Это равносильно, перед ловлей рыбы в водоеме необходимо подсчитать количество рыб, узаконить эту цифру, затем купить лицензию и потом приступить к ловле под строгим надзором рыбоохраны. Так и напрашивается вопрос, почему много препятствий для успешной работы сотен тысяч старателей на старых приисках, где еще сохранилась инфраструктура.

Брат, 08.10.17 17:28:17

Хотел бы указать на ошибку в представленной подборке. ФБУ "Росгеолэкспертиза" не выдавало никаких предписаний и не запрещало РЭПы. Хотя бы уже потому, что, не будучи надзорным органом, не располагает такими полномочиями. Письмом от 18.08.2016г. ФБУ всего лишь напомнило недропользователям о существовании стадийности в проведении геологического изучения и уведомило, что не будет принимать к рассмотрению проекты поисково-оценочных работ, составленные с применением средств и методик стадии эксплуатационной разведки. Так оно в своем праве... И к дальнейшей истерике не имеет ни малейшего отношения.

По моему мнению, в этой каше единственный, кто занимает отвечающую нормам российского законодательства позицию - это как раз ФБУ "Росгеолэкспертиза". Тогда как остальные участники полемики откровенно "плавают", озабоченные достижением собственных целей и интересов. Особо огорчает непрофессионализм команды господина Аксенова.

СНС, 09.10.17 04:46:12 — Брат, 08.10.17

Спасибо. Постараемся написать корректнее.

Внимательный, 09.10.17 07:25:26 — Чугунову

Вы присмотритесь внимательно к людям, которые занимаются экспертизой проектов и отчетов. Большинство из них уже немолодые, уважаемые, есть даже заслуженные. И у каждого семья детки, у кого-то внуки, внучки. Вы хотите их лишить работы? Если не экспертиза, то куда им идти? Так что "больше экспертиз хороших и разных", чтобы не было безработицы.

Чугунов Ю.Д., 09.10.17 08:47:04 — Внимательному

Весь этот процесс препятствия возрождения старательской добычи из техногенных россыпей доказывает о несостоятельности законодательной базы. Возможно власть и закон будет представлена губернаторам, как при царской России.

СНС, 09.10.17 16:52:13 — Брат, 08.10.17

Формулировку изменили. Сейчас стало ближе к делу?

2016.08.18. Федеральное учреждение «Росгеолэкспертиза» направило в свои подразделения письмо, в котором указала на необходимость выполнять для техногенных россыпей те же правила и полный комплекс работ, что и для новых месторождений и уведомило, что не будет принимать к рассмотрению проекты поисково-оценочных работ, составленные с применением средств и методик стадии эксплуатационной разведки, то есть РЭПов. (Письмо заместителя руководителя ФБУ «Росгеолэксертиза» Полеванова В.П. от 18.08.2016 № ЛЛ-02/2233).

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «История законопроекта о техногенных россыпях»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "восемь прибавить 4":

подписаться на комментарии