История законопроекта о техногенных россыпях

Подборка материалов

В мае 2010 года Магаданская областная Дума обратилась в Государственную Думу РФ с инициативой упрощения доступа к техногенным россыпям. Необходимость этого изложена в пояснительной записке (Приложение 1). Магаданцы предложили поправки в закон "О недрах", которые позволяют упростить получение лицензий на техногенные россыпи и сделать их более привлекательными для бизнеса  (Приложение 2, см.ниже).

07.06.10 – законопроект зарегистрирован и направлен Председателю ГД

07.06.10 - законопроект направлен в Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии

06.07.10 - Совет Государственной Думы на предварительном рассмотрении решил: назначить ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии); представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту (срок представления отзывов, предложений и замечаний в комитет 05.08.2010); подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой

01.10.2010 - Получен официальный отзыв Правительства Российской Федерации (Приложение 3)

18.11.2010 - Ответственный комитет (по природным ресурсам, природопользованию и экологии) предложил отклонить законопроект (Приложение 4).

20.12.10 на заседании совета Госдумы принято решение о рассмотрении законопроекта 25.01.11.

25.01.11 - на вечернем заседании Госдумы законопроект рассмотрен и ОТКЛОНЕН в первом чтении.

С докладом выступал представитель Магаданской областной Думы Александр Александров.

Содокладчик - член Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Шиманов.

Вопросы задали: Владимир Федоткин, Кирилл Черкасов.

Свое мнение высказал Владимир Федоткин.

Стенограмма заседания приведена в приложении 5.

В результате голосования "за" проголосовало всего 109 депутатов, и законопроект был отклонен.

 

14.01.16 года состоялось заседание совместного «круглого стола» Комитета Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии и Высшего горного совета НП «Горнопромышленники России» по вопросу «Развитие промышленной переработки техногенного сырья в России». Решили, что надо еще поизучать (подробнее). 

 

Продолжение надеемся будет 

 

====

Ниже собрана дополнительная информация по теме: 

1. Кацман Ю.Е. О необходимости внесения изменений и дополнений в ст.29 федерального закона "О недрах" и некоторые подзаконные акты. Недропользование XXI век, № 1, 2009, с.18-20

Таракановский В.И. Магадан-2010. Доклад "Лицензирование отработки техногенных месторождений". Зoлотодобыча, № 140, 2010

3. Проблемы освоения техногенного комплекса месторождений золота. Магадан, 15-17 июля 2010 г. Самое важное! 

4. Новый виток в истории освоения техногенных россыпей. Зoлотодобыча,№209, апрель 2016.

 

========================

Приложение 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Магаданской областной Думы к проекту ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» (по поводу техногенных россыпей)

 

Приложение 2

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН (Проект, предложенный Магаданской областной Думой)

Внести в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» следующие изменения:

1. Пункт 3 статьи 10.1 дополнить абзацем восьмым следующего содержания:

«для отработки техногенных россыпей, за исключением недр на участках недр федерального значения;».

2. Часть первую статьи 22 дополнить пунктом 8 следующего содержания: «8) проводить без дополнительного геологического изучения недр добычу полезных ископаемых из техногенных россыпей в границах горного отвода, предоставленного в соответствии с лицензией.».

3. В пункте 4 части первой статьи 23 после слов «государственный учет запасов полезных ископаемых» добавить слова «(за исключением техногенных россыпей)».

4. Часть вторую статьи 29 дополнить словами «(за исключением техногенных россыпей)».

-----

Итого, Магаданской Думой предложено изменение закона по 4 пунктам. Чтобы проще было понять, в чем суть дела, мы подготовили расширенную версию магаданских предложений. Ниже приведены полные тексты статей закона «О недрах» вместе с изменениями,  предложенными магаданцами. Предлагаемые изменения выделены жирным курсивом.

Пункт 1.

Статья 10.1. Основания возникновения права пользования участками недр

Основаниями возникновения права пользования участками недр являются:

1) решение Правительства Российской Федерации, принятое:

по результатам конкурса или аукциона, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения;

при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением проведения таких работ в соответствии с государственным контрактом;

для захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов;

для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, …. которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов;

2) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, принятое в целях предоставления права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено;

3) решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр:

в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения;

при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых и проведения работ по геологическому изучению недр в соответствии с государственным контрактом;

для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности;

для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

для строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения отходов производства и потребления;

для образования особо охраняемых геологических объектов;

для отработки техногенных россыпей, за исключением недр на участках недр федерального значения;

4) решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения;

5) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом и принятое для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

6) принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участках недр местного значения;

о предоставлении права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

о предоставлении права пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, выполнявшим работы по геологическому изучению такого участка недр, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;

о предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, содержащем месторождение общераспространенных полезных ископаемых, право пользования которым досрочно прекращено;

7) переход права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования;

8) вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции";

9) государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному), заключенный федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Пункт 2

Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недр

Пользователь недр имеет право:

1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;

3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством;

4) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода;

6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции;

7) обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

8) проводить без дополнительного геологического изучения недр добычу полезных ископаемых из техногенных россыпей в границах горного отвода, предоставленного в соответствии с лицензией.

Пользователь недр обязан обеспечить:

1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;

2) соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;

4) представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации;

5) представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;

6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;

7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;

10) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.

Пункт 3.

Статья 23. Основные требования по рациональному использованию и охране недр

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых (за исключением техногенных россыпей), а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

Пункт 4.

Статья 29. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов (за исключением техногенных россыпей)

Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр.

Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Плата за проведение указанной экспертизы поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации.

--------

 

Приложение 3

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона № 386903-5, внесенный Магаданской областной Думой

30 сентября 2010 г. № 5020п-П9

На № 2.12-17/694 от 8 июля 2010 г.

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации "О недрах", связанные с вопросами использования техногенных россыпей.

Вместе с тем понятие "техногенные россыпи" отсутствует в законодательстве Российской Федерации, а также не раскрывается в законопроекте, что может вызвать затруднения при практической реализации предлагаемых изменений.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.

Заместитель Председателя

Правительства Российской Федерации -

Руководитель Аппарата Правительства

Российской Федерации                               С.Собянин

--------

 

Приложение 4
Заключение комитета по природным ресурсам,  природопользованию и экологии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект федерального закона № 386903-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» (о разработке техногенных россыпей), внесенный Магаданской областной Думой

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона № 386903-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» (о разработке техногенных россыпей) (далее - законопроект), внесенный Магаданской областной Думой (далее - автор).

Согласно пунктам «в» и «к» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения недрами,, а также законодательство о недрах, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью второй статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В этой связи принятие федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» соответствует вышеуказанным конституционным нормам.

Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон «О недрах») в части:

- возможности предоставления в пользование техногенных россыпей без проведения конкурсов и аукционов на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.

- разрешения недропользователю проводить без геологического изучения недр добычу полезных ископаемых из техногенных россыпей в границах горного отвода, предоставленного в соответствии с лицензией;

- исключения из основных требований к рациональному использованию и охране недр проведения государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых по отношению к техногенным россыпям, представляющим собой вторичный комплекс переработки сырья.

- возможности предоставления в пользование для добычи техногенных россыпей без проведения государственной экспертизы.

К законопроекту имеются следующие замечания.

1. Дефиниция «техногенные россыпи» в законодательстве Российской Федерации о недрах не раскрывается, что вызовет проблемы с ее неоднозначным толкованием и создаст проблемы в практическом применении.

2. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур, т.е. закрепление административного порядка предоставления права, является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

Отмена состязательной процедуры предоставления участков недр в целях отработки техногенных россыпей не позволит контролировать этот процесс, будет способствовать субъективизму в предоставлении в пользование таких участков недр и создаст условия для проявления коррупции.

3. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур предоставления участков недр в целях отработки техногенных россыпей приведет к выпадающим доходам федерального бюджета из-за счет недопоступления разовых платежей за пользование недрами.

4. Отказ от государственной экспертизы запасов полезных ископаемых по отношению к техногенным россыпям приведет к бесконтрольной добыче полезных ископаемых, а также невозможности ведения единого государственного учета запасов полезных ископаемых, месторождений и проявлений полезных ископаемых, и достоверности исчисления (постановки на баланс и списания с баланса) запасов полезных ископаемых.

5. Исключение техногенных россыпей из числа объектов государственного учета участков недр противоречит нормам статьи 28 Закона «О недрах».

На законопроект поступило 32 отзыва органов государственной власти субъектов Российской Федерации из 30 субъектов Российской Федерации: 1 отрицательный и 2 положительных. Мнение остальных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 264 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», не выражено.

Правительство Российской Федерации в своем официальном отзыве принятие законопроекта не поддержало.

В связи с изложенным, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 386903-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» (о разработке техногенных россыпей), внесенный Магаданской областной Думой, в первом чтении.

Председатель Комитета                  Е.А.Туголуков

 

Приложение 5

Из стенограммы заседания Госдумы 25 января 2011 г

Полный текст на сайте Госдумы.  

 Здание Государственной Думы. Большой зал. 25 января 2011 года. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О.В.Морозов

 Мы возвращаемся к пункту 15, потому что докладчик приехал издалека. Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах". Докладывает Александр Павлович Александров, представитель Магаданской областной Думы, которого мы сегодня уже видели на трибуне.

Пожалуйста.

Александров А. П. Уважаемые депутаты, я постараюсь коротко.

Данный проект закона подготовлен в целях начала масштабного освоения техногенных отложений. Вот, к примеру, в пояснительной записке, которая у вас наверняка среди документов находится, мы писали, что только на территории Магаданской области за восемьдесят лет интенсивной золотодобычи образовалось 500 миллионов кубов так называемых техногенных отложений. По прогнозам, потерянного золота там где-то 500—800 тонн. На сегодня приступить к масштабному освоению этих техногенных образований мешает отсутствие правовой базы. Вы сами знаете, что необходимо получение лицензии, постановка на баланс, утверждение, геологоразведка, выявление и утверждение запасов. Это практически невозможно сделать по двум причинам.

Первая причина — любая эксплуатация техногенных месторождений находится на пороге или за порогом рентабельности, в силу того что все эти пески перемыты не один раз и там мизерное содержание золота.

Вторая причина — сама методика геолого-разведочных работ на сегодня вообще не позволяет определить наличие балансов, потому что образование техногенной россыпи коренным образом отличается от образования природной россыпи и полезный компонент там находится в невообразимых, непредсказуемых местах: где-то охранные целики, где-то пески, перебуторенные вскрышными работами, где-то части неотработанной природной россыпи. Поэтому, например, провести какие-то плановые геолого-разведочные работы, выявить запасы и поставить на баланс, как ни парадоксально это звучит, дороже, чем это месторождение освоить.

Поэтому мы и хотим правовую базу создать, для того чтобы вот эти участки с техногенными образованиями выделялись по заявке недропользователя и комиссия, образованная федеральным органом по недрам совместно с исполнительной властью субъекта, определяла... выделяла лицензию на эксплуатацию данного техногенного образования.

Мы знаем, что комитет готовит к отклонению данный проект закона, но те заключения, с которыми мы ознакомились, они, на наш взгляд... Мы согласны, что данный проект закона требует доработки, но эти замечания не несут концептуального характера.

Заключение правительства базируется всего на одном пункте, что термин "техногенные россыпи" отсутствует в российском законодательстве. Мы этот термин взяли... В своё время его ввёл академик Шило, он используется во всех геологических методиках. Но если даже он не имеет права на жизнь, есть другой термин, как вы отлично знаете. В законе о драгметаллах есть термин "техногенные месторождения". Поэтому это вопрос неконцептуальный, это можно поправить.

Второе заключение, комитета, отражает, что отсутствует принцип состязательности и имеется факт коррупциогенности. Но это тоже, на наш взгляд, момент, который, если и существует, можно устранить. Прежде всего, если это в пределах горного отвода, то там вообще странно говорить о состязательности. Недропользователь, который имеет горный отвод, подаёт заявку и получает в упрощённом порядке лицензию на отработку техногенки. А если это за пределами горного отвода, то очень просто прописать этот механизм конкурса. Если аукцион невозможен, поскольку нет балансов и аукцион бессмыслен, то конкурс провести и прописать это очень легко. Выявление наличия производственных мощностей, предположим, достаточно просто.

И поскольку, на наш взгляд, эти замечания не несут концептуального характера, мы хотели бы вас убедить всё-таки принять законопроект в первом чтении, ко второму чтению можно было бы все эти изъяны устранить и, самое главное, подвинуть, вообще, правительство на разрешение этой проблематики. Потому что при личной встрече губернатора Магаданской области с президентом на письме по этой проблеме президент чётко дал поручение Трутневу, министру природных ресурсов, и академии наук, Осипову, проработать этот вопрос и доложить. Это был май 2010 года. Но, к сожалению, в течение года мы пока результаты этих работ не видим.

Если бы законопроект был в первом чтении принят, я думаю, это подвинуло бы и Министерство природных ресурсов непосредственное принять участие. Если же проект будет отклонён, то мы в ходе работы уже с председателем комитета будем искать механизмы вовлечения той рабочей группы, которая сейчас при комитете создана, по проблеме правового регулирования именно добычи драгметаллов.

В любом случае мы, как авторы законопроекта, всё-таки считаем, что данный проект закона возможно принять в первом чтении.

Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо.

Пожалуйста, депутат Шиманов. Содоклад от комитета.

Шиманов А. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект внесён Магаданской областной Думой, это проект федерального закона № 386903-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (в части разработки техногенных россыпей).

Уточню, о чём данный законопроект и что им предлагается. Первое — предоставлять в пользование техногенные россыпи пользователям недр без проведения конкурсов и аукционов на основании решения комиссии. Второе — разрешить недропользователю проводить без геологического изучения добычу полезных ископаемых из техногенных россыпей. И третье — снизить требования к рациональному использованию и охране недр за счёт отказа от проведения государственной экспертизы и государственного учёта полезных ископаемых.

У комитета имеется несколько замечаний к законопроекту, которые не позволяют нам согласиться с мнением инициаторов и рекомендовать данный законопроект к принятию.

Первое. Наши коллеги из Магадана предполагали решить проблему отработки техногенных россыпей золота, образованных в результате отработки месторождений, однако про само золото в тексте законопроекта нет ни единого слова, и его нормы будут распространяться на все виды полезных ископаемых из техногенных россыпей.

Скажу далее, что такое понятие, как "техногенные россыпи", в законодательстве Российской Федерации о недрах отсутствует. Это, безусловно, вызовет проблемы с неоднозначным толкованием норм закона и создаст проблемы в практическом применении.

Второе. Я думаю, никто здесь не будет спорить с тем, что отказ от конкурсных или аукционных процедур является коррупциогенным фактором, а авторы законопроекта предлагают именно это.

Третье. Безусловно, принятие законопроекта приведёт к выпадающим доходам федерального бюджета из-за недопоступления разовых платежей за пользование недрами. Но есть и другие замечания.

Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает, и ГПУ президента также данный законопроект не поддерживает. На законопроект поступило тридцать два отзыва органов государственной власти субъектов из тридцати субъектов Российской Федерации: один отрицательный, два положительных, мнение остальных не выражено.

В связи с изложенным Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует Государственной Думе отклонить данный проект закона в первом чтении.

Вместе с тем, уважаемые коллеги, в комитете мы отлично понимаем, что проблема очень серьёзная, проблема существует и требует решения. Мы встречались с Александром Павловичем Александровым не далее как вчера, обсуждали этот вопрос и предлагаем данный законопроект, данную проблематику вынести на первое заседание рабочей группы, которая создана при комитете для разрешения этого и подобных ему вопросов. У нас есть какие-то наработки, но в том виде, в каком предлагается законопроект Магаданской областной Думой, он принят быть не может.

У меня всё. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Есть ли вопросы к докладчику? Есть. Депутат Федоткин, депутат Черкасов. Два вопроса. Подводим черту. Никого не забыл, да?

Пожалуйста, Федоткин.

Федоткин В. Н. Александр Алексеевич, вот как-то не вяжется мнение комитета, которое вы огласили, с тем, что говорят президент и премьер. У нас постоянный дефицит бюджета, нас подталкивают к тому, чтобы занимать деньги за рубежом, а тут лежит свыше 500 тонн золота — это четырёхгодичный запас, объём добычи золота в стране. Почему? Как это объяснить — своё золото надо оставить, а за рубеж идти с протянутой рукой? Называется: разрабатывать нельзя — воровать можно. Объясните, почему вы отрицаете вовлечение в оборот 500 тонн золота, не предлагая ничего другого. Наверное, западные инвестиции нам обойдутся намного больше, намного дороже, чем разработка этого. Тем более, что есть желающие разработать вот этот объём шлаков с золотом.

Председательствующий. Пожалуйста, Александр Алексеевич.

Шиманов А. А. Уважаемый Владимир Николаевич, безусловно, 500 или 700 тонн золота, по разным оценкам, — это огромный ресурс.

По исследованиям, которые проводили наши магаданские коллеги, — это есть в письме губернатора на имя президента, — за время эксплуатации магаданских россыпей образовалось около 500 миллионов тонн отходов, которые содержат от 500 до 700 тонн золота. То есть содержание золота, судя по этим исследованиям, составляет более 1 грамма на куб. Это на сегодняшний день промышленные запасы. И мы не можем позволить просто так, без изучения, без разведки, без постановки на запасы, без государственной экспертизы тех технологий, которые предполагается применять при добыче этого золота, мы не можем этот ресурс пустить в пыль. За нами ещё целые поколения придут, и появятся технологии, которые помогут наиболее полно отработать подобные месторождения. Но я повторю ещё раз: мы видим проблему, у нас есть предложения, которые будет рассматривать рабочая группа, и мы надеемся, что в течение ближайшего года, текущего, мы сможем предложить решение, с которым вы все согласитесь.

Председательствующий. Пожалуйста, Черкасов, ваш вопрос.

Черкасов К. И. У меня вопрос к Александру Павловичу, хотя сейчас содокладчик и сказал, что в течение года обязуется рабочая группа проработать эти вопросы. Александр Павлович, вот губернатор обращался к президенту, и наверняка академия наук... то есть я знаю, что многие специалисты вас поддерживают. Вопрос экологии — он же решается здесь не только по вашей области, но и по другим. Нам сказали, что есть два положительных заключения от других областей. То есть вот в этом плане вы находите поддержку у академии наук и у министерства профильного?

Председательствующий. Пожалуйста, докладчик.

Александров А. П. Мне, да?

Председательствующий. Да-да, вы отвечаете.

Александров А. П. Ну, я, вообще, с удовольствием. Я отниму буквально одну или две минуты у вас. Когда я освещал общеэкономические вопросы, вопросы вовлечения техногенных отложений, я не коснулся ещё одного немаловажного вопроса — экологического. Вот у нас за эти восемьдесят лет... тот, кто бывал на Колыме, видел — вся Колыма у нас, вообще, в марсианских пейзажах, потому что недропользователи в 30-е, 40-е, 50-е годы не были обязаны проводить рекультивацию. И вот эти нагромождения техногенные, конечно, угнетают нас. А как привести в порядок эту территорию, мы не знаем, потому что недропользователей уже не найдёшь, а за счёт нашего местного, областного бюджета такие масштабные работы мы провести не можем. Поэтому когда мы с губернатором этот вопрос рассматривали, мы в том числе подразумевали и экологический аспект этого вопроса.

Если приходит какой-то недропользователь, желающий поработать на каких-то вот этих техногенных отложениях, мы ему даём лицензию в упрощённом порядке и говорим: будь добр, проведи рекультивацию этой территории. Это немаловажный аспект, как раз если вас интересуют вопросы экологии, то повторяю: вовлечение техногенки, так сказать, как раз и закроет вопросы экологические. За десятки лет были изуродованы все наши ручьи и реки, и мы намереваемся с масштабным освоением техногенки наконец провести также масштабную рекультивацию этих полигонов.

Председательствующий. Спасибо.

Я обращаюсь к депутатам, которые находятся в здании Государственной Думы: прошу всех пройти в зал, у нас через пять минут будет объявлен "час голосования". Прошу занять свои рабочие места.

Коллеги, настаивает кто-то на выступлении? Депутат Федоткин настаивает. Слово Федоткину.

Федоткин В. Н. Уважаемые коллеги, я с удивлением услышал фразу Александра Алексеевича, ту фразу, которую депутаты-коммунисты говорят постоянно, когда речь заходит о природных ресурсах, их эксплуатации, и постоянно она отвергается коллегами — депутатами из "ЕДИНОЙ РОССИИ". Он сказал, что мы должны подумать о наших последующих поколениях, прежде чем разрабатывать эти 500 — 700 тонн золота.

Уважаемые коллеги, когда мы говорим о том, что мы занимаем лидирующие позиции в мире и хищнически вывозим нефть из нашей России, мы всё время говорим: "Почему вы не думаете о последующих поколениях?" И вы эту фразу не воспринимаете. То же самое мы говорим о безудержном вывозе газа, мы занимаем первое место в мире по вывозу газа, а наша деревня полностью не газифицирована, а цены на газ постоянно растут. И мы говорим: "Подумайте о нынешних и будущих поколениях". Вы эту фразу не воспринимаете. Когда мы говорим о лесе, в том числе о вывозе необработанной древесины, необработанного леса, мы, коммунисты, всё время говорим: "Что останется будущим поколениям в России? Одна пустыня, где не будет ни одного деревца?" Вы тоже этого не воспринимаете и тут же говорите: "Нужно сейчас, нужно сегодня, нужно немедленно, а там будет видно".

И вдруг сегодня, когда речь заходит о 700 тоннах золота — это добыча России за четыре—пять лет, — вдруг вы используете нашу терминологию и вспоминаете о будущих поколениях. С какой это стати? Предлагаете за два года увеличить внешние и внутренние займы в два раза. А кто будет их отдавать? Наши будущие поколения. За счёт чего, если нефти не будет, если газа не будет, если леса не будет, если заводы стоят, если сельского хозяйства уже не существует? Как они будут дальше отдавать? Вы, наверное, какую-то одну позицию займите: или давайте мы действительно, как мы требуем, будем думать о будущих поколениях и будем им оставлять ресурсы, включая и лес, включая и воду, или тогда скажите, что вы всё сегодня на корню продаёте, а будущие поколения пусть как хотят, так и живут, а не смогут — пусть вымирают.

Мне, вообще-то, удивительно было слышать, когда говорили о том, что вот Запад привлечём и Запад будет добывать, обрабатывать и вывозить наши полезные ископаемые, в том числе и из Восточной Сибири. Путин заключил договор на аренду на пятьдесят лет — все полезные ископаемые отдаёт Китаю. Они привезут своих жителей, построят города, построят заводы, будут добывать, будут вывозить, а нам платить налоги. Но здесь не только налоги, тут живое золото идёт в государственную казну! Ну есть у вас хоть какая-то степень государственной ответственности? Или у вас там другой интерес? Вы скажете: "Так, ребята, извините, тонну золота — нам в партийную кассу, а остальное добывайте и что хотите с ним делайте". Но это ваш партийный интерес, а где же тут российский интерес?

Я считаю, что если, как Александр Алексеевич говорит, готова рабочая группа дорабатывать данный законопроект, который может внести огромный вклад в погашение нашего дефицита, то ничто не мешает принять данный законопроект сегодня в первом чтении. В ряде законопроектов вы меняете ко второму чтению по 80, по 90 процентов листов. Так давайте мы сегодня согласно вашей же методике, исходя из ваших же подходов примем данный законопроект в первом чтении, и потом рабочая группа пусть дорабатывает сколько необходимо.

Тогда, глядишь, мы в этом году, вместо того чтобы идти с протянутой рукой на Запад, погасим б о ў льшую часть дефицита из внутренних природных ресурсов, не платя никому проценты, а эти проценты направим на ЖКХ, на образование, на здравоохранение. Это будет логично, это будет по-государственному. А сегодня законопроект не принимать — это как раз чистейшая антигосударственная политика, с чем на словах вы и боретесь. Так давайте законопроект примем, доработаем и покроем дефицит за счёт нашего золота, а не за счёт... (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Уважаемые коллеги, время — 17.00. Я обращаюсь сначала к представителю президента: настаивает ли он на выступлении? Нет. Представитель правительства? Также нет.

Тогда мы выносим данный законопроект на "час голосования".

------------------------------------------------------------

Пункт 15. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах".

Включите режим голосования.

Покажите результаты.

Результаты голосования (17 час. 18 мин. 01 сек.)

Проголосовало за 109 чел. 24,2 %

Проголосовало против 36 чел. 8,0 %

Воздержалось 2 чел. 0,4 %

Голосовало 147 чел.

Не голосовало 303 чел. 67,3 %

Результат: не принято

Не принято.


-0+1
Просмотров статьи: 27269, комментариев: 89       

Комментарии, отзывы, предложения

Брат, 19.07.16 16:34:15

Я бы даже спросил немножко по-другому: почему в условиях глубокого системного кризиса (а это, прежде всего, кризис потребления и платежеспособного спроса) не расцвела одна из немногих отраслей, продукция которой абсолютно ликвидна? Ведь, по сути, золота сколько ни добудь - платежеспособный спрос найдется. И финансы при сжатии рынков менее ликвидного сырья должны были естественным образом устремиться сюда. Однако, мы этого не наблюдаем.

Стало быть, этот вопрос мы должны адресовать не одному только Донскому...

Магадан, 02.03.17 06:22:09

МАГАДАН, 1 марта. /ТАСС/. Правительство Магаданской области подготовило инициативу о внесении изменений в федеральный закон "о недрах". Оно предлагает признать техногенные месторождения объектами добычи полезных ископаемых, то есть разрешить добывать на них драгоценные металлы. Об этом заявил министр природных ресурсов и экологии Магаданской области Владимир Митькин, сообщила сегодня пресс-служба правительства региона.

"По различным оценкам специалистов в отходах горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (техногенных месторождениях - прим. ТАСС) может быть заключено до 30% и более от запасов первичного месторождения золота и серебра. За последние 80 лет в результате эксплуатации россыпных месторождений на Колыме было сформировано порядка 1,5 млрд кубических метров перемытых песков. Их прогнозные ресурсы составляют около 500 т россыпного золота, пригодных к сплошной отработке с извлечением драгметалла", - сказал министр.

Однако на данный момент отходы горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств действующим законодательством не рассматриваются как самостоятельный минеральный ресурс. Правительство Магаданской области предлагает узаконить техногенные месторождения как объект добычи полезных ископаемых, а также выдавать лицензии на их освоение по заявкам недропользователей, без проведения аукционов.

"Геологоразведочные работы, подсчет и утверждение запасов требуют немалых денежных средств. Поэтому многие горнодобывающие предприятия предпочли бы пойти на некоторый риск и начать проектирование работ по добыче полезных ископаемых на основании действующей лицензии без выполнения геологоразведочных работ и государственной экспертизы. Тут речь идет о собственном предпринимательском риске", - сказал заместитель председателя правительства Магаданской области Игорь Озимок.

По мнению разработчиков инициативы, отказ от проведения аукционов и конкурсов при лицензировании отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств повысит инвестиционную привлекательность Магаданской области. Предложения по изменению федерального законодательства правительство Колымы уже готово направить на рассмотрение депутатов Государственной думы РФ.

Брат, 02.03.17 14:03:28 — Магадан, 2.03.17

Дружище Магадан, вот, право, без обид, но что за "дятлов" вам напихали в правительство Магаданской области?

"Однако на данный момент отходы горнодобывающего и связанных с ними перерабатывающих производств действующим законодательством не рассматриваются как самостоятельный минеральный ресурс." А а чем основана такая уверенность? Что это за .....!!!

Правительство Магаданской области предлагает "узаконить техногенные месторождения как объект добычи полезных ископаемых ... и начать проектирование работ по добыче полезных ископаемых на основании действующей лицензии без выполнения геологоразведочных работ и государственной экспертизы". То есть составить проекты по добыче полезных ископаемых и добывать в соответствии с этими проектами полезные ископаемые при отсутствии собственно полезных ископаемых? А с головой ваше правительство дружит?

Если предложение по внесению изменений в Закон РФ "О недрах" сформулировано в таких именно дефинициях, то гулять по Думе оно будет ну о-о-очень долго. А специалисты там те еще, лохмаче чем в Магадане. К тому же мужики, судя по всему, не в курсе, но Закон РФ "О недрах" попросту не содержит определения "полезного ископаемого". Так что о чем люди беседуют...

Магадан, 03.03.17 02:40:21 — Брат

Всем известно, что критиковать легко, а где же правильный путь?

Размечтались, 03.03.17 06:15:33

"Геологоразведочные работы, подсчет и утверждение запасов требуют немалых денежных средств. Поэтому многие горнодобывающие предприятия предпочли бы пойти на некоторый риск и начать проектирование работ по добыче полезных ископаемых на основании действующей лицензии без выполнения геологоразведочных работ и государственной экспертизы. Тут речь идет о собственном предпринимательском риске", – привел аргументы за упрощение процедуры доступа к техногенным россыпям заместитель председателя правительства Магаданской области.

"Действующие законы не учитывают специфику россыпной золотодобычи", – сказал Владимир Печеный.

Он напомнил, что Колыма лоббирует не только добычу золота на техногенных россыпях по упрощенной схеме, но и разрешение добычи россыпного золота индивидуальным предпринимателям.

Отказ от проведения аукционов и конкурсов при лицензировании отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств повысит инвестиционную привлекательность Магаданской области.

Подробнее: http://magadanmedia.ru/news/572305/

Брат, 03.03.17 14:48:19

Нет, все-таки "дятлы", и беспросветные. Ишь, размечтались...

"Действующие законы не учитывают специфику россыпной золотодобычи", - сказал Владимир Печеный. Да нет, дорогой вы наш губернатор, все как раз с точностью до наоборот. Это ваша команда в унии с терорганами федеральных органов исполнительной власти произвольно вздрючила россыпную золотодобычу, придав ей "специфику", несовместимую с действующими законами. И, мне представляется, за это пора бы кому-то и ответить...

Брат, 03.03.17 15:13:34 — Магадан, 3.03.17

Так ведь это не критика, а констатация факта. А правильный, точнее, более отвечающий действующему законодательству путь имеется. Вот только устраивать общие дебаты в этой связи не вижу смысла. "Специфика россыпной золотодобычи", которую организовали губернатор Владимир Печеный и его предшественники, довела недропользователей "до ручки", от которой каждого желательно отводить индивидуально.

Магадан, 05.03.17 02:53:25 — Брат, 03.03.17

По-моему, АВС вам заметил, что кроме конституции есть закон "О недрах" и др. За соблюдением законов (и даже неумных приказов) следят силовые структуры и многочисленные чиновники. Это реальность, ее приходится учитывать. Так что "мохнатость дятлов" - это приспособление к суровым магаданским условиям. Вы, наверное, где-то далеко.

Брат, 05.03.17 21:51:23 — Магадан, 5.03.17

АВС, пожалуй, не вполне прав. Закон "О недрах" не кроме конституции, а до нее. Он был принят раньше этой конституции, в рамках предыдущей, что создает, в том числе, определенные правовые коллизии.

По моему мнению, ваши силовые структуры и многочисленные чиновники плохо следят за соблюдением законов. Более того, они их произвольно трактуют и - как целенаправленно, так и по некомпетентности - подменяют правилами. Вот в этом и состоит реальность, которую вам приходится учитывать.

Так что "мохнатость дятлов" определяется, конечно, суровыми магаданскими условиями, но отнюдь не климатическими. А я, безусловно, где-то далеко...

Магадан, 06.03.17 03:40:28 — Брат

Кроме закона "О недрах" есть еще статья 191 УК издания 1996 года, которая позволяет конфисковать золото, если оно добыто незаконно. А вот "незаконно" - это, например, без проведения разведочных работ и подсчета запасов или еще без какой-либо бумаги.

"Мохнатые дятлы" давно пытаются исключить обязательную разведку техногенки и хотят сами выдавать на нее лицензии. Желание понятное. Но другие дятлы, сидящие выше, не хотят давать им такую привилегию.

Брат, 06.03.17 13:59:40 — Магадан, 6.03.17

А вот "незаконно" - это, например, без проведения разведочных работ и подсчета запасов или еще без какой-либо бумаги... Ну что ж, в 2016 году на Колыме 60% россыпного золота добыто из неучтенки, без проведения разведочных работ и подсчета запасов. Это 9,5 тонн золота, добытого "незаконно". А с учетом "еще без какой-либо бумаги" на Колыме добыто "незаконно" все россыпное и рудное золото, все 27,9 тонны.

Какое всеобъемлющее торжество закона, не находите? Ведь все ваши многочисленные чиновники и силовые структуры, работающие по правилам (понятиям, внутренним регламентам, телефонному праву) никаких существенных нарушений закона вообще не усмотрели. Текущая вакханалия вполне искренне воспринимается ими, как естественный ход событий в рамках заранее оговореных правил. Идет процесс кормления по заботливо отстроенной пищевой цепочке... Причем областное правительство - отнюдь не верхнее её звено.

Наблюдатель, 29.04.17 09:51:42

Иркутск, 28.04.17 (ИА «Телеинформ»), - Инжиниринговый центр Иркутского государственного университета по переработке техногенного сырья открылся в Иркутске 26 апреля. На его открытии присутствовали первые лица региона, в том числе первый заместитель главы региона Владимир Дорофеев.

По словам ректора ИГУ Александра Аргучинцева, среди вузов России ежегодно Минобразования РФ проводит конкурс на получение права открытия инжинирингового центра с федеральным финансированием в первые годы работы. В 2016 году ИГУ вошел в число 11 победителей такого конкурса.

– Идея инжиниринговых центров для России достаточно нова и заключается не в поддержке фундаментальных исследований или опытных разработок, а в выводе на рынок уже имеющихся образцов, то есть помощи в распространении уже готовых разработок, - пояснил он.

Именно иркутский центр будет заниматься вопросами переработки отходов горнодобывающей промышленности, в том числе добычей из них драгоценных и цветных металлов.

– Ни для кого не секрет, что месторождения у нас в 70-80-х годах эксплуатировались достаточно варварски, - заявил ректор. – И по некоторым оценкам в их отходах в ряде случаев содержится больше ценных металлов и других веществ, чем в еще неразработанных новых месторождениях.

Как сообщил директор инжинирингового центра Сергей Прокопьев, по предварительным оценкам только в Бодайбинском районе в отходах золотодобычи содержится порядка 500 тонн золота. Также он отметил, что в Черемховском районе в шламоотвалах находится порядка 10 млн тонн угля.

По словам Александра Аргучинцева, запустив работу инжинирингового центра, можно будет добиться нескольких целей. Во-первых – переработки отходов, во-вторых – добычи из них полезных металлов, в-третьих – возможность для ИГУ обучать студентов на действующем современном оборудовании. Также речь идет о более широком использовании таких методов в дальнейшем. В частности – ликвидации отходов ТЭЦ, золоотвалов, то есть не только ликвидации вредных веществ, но и освобождении тысяч га, занятых этими отходами.

http://i38.ru/nauka-pervie/v-irkutske-otkrilsya-inzhiniringoviy-tsentr-igu-po-pererabotke-technogennogo-sirya

Висело мочало, 04.05.17 13:06:52

Из интервью С.Базавлуцкого.

— Известно, что старательские артели объединились в борьбе за право добывать золото на основе предпринимательского риска. Какие вести с «полей сражений»?

— Нехорошие вести. Мы направили обращение, которое подписали руководители 21 артели Колымы, сразу в несколько адресов. Его получили министр природных ресурсов РФ С.Е. ДОНСКОЙ, полпред президента в ДФО Ю.П. ТРУТНЕВ, губернатор Магаданской области В.П. ПЕЧЕНЫЙ, депутат Госдумы от нашего региона О.А. БОНДАРЬ, наш представитель в Совете Федерации А.И. ШИРОКОВ, директор ФБУ «Росгеолэкспертиза» С.В. ГУДКОВ. Мы написали о том, какая ситуация сложилась на Колыме перед началом промывочного сезона, который просто-напросто оказался под угрозой. Мы внесли свои предложения, просили рассмотреть их внимательно и принять верное решение.

В конце концов, вопрос с «техногенкой» когда-то должен быть решён. Он возник очень давно, то затихнет, то вспыхнет с новой силой. Дело в том, что сам термин «неучтёнка», то есть не учтённые ГКЗ запасы золота, в том числе и техногенные россыпи, вводит в блуд наших чиновников. Повторюсь, они просто пережить не могут, что где-то что-то не учтено и они ничего с этого не имеют.

http://www.yktimes.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/dobyicha-rossyipnogo-zolota-pod-ugrozoy-krayniy-sever-dovedyon-do-kraynosti/

Вот тут-то Базавлуцкий, наконец, сказал в чем дело: "они просто пережить не могут, что где-то что-то не учтено и они ничего с этого не имеют".

А то раньше говорил, что они глупые, не работали на производстве, не знают что творят. Они в МПР прекрасно понимают свой интерес, у них специализация "в свой карман".

Висело мочало, 04.05.17 13:16:45

Первое обращение, подписанное руководителями 21 старательской артели Магаданской области, было адресовано: министру природных ресурсов РФ С.Е. ДОНСКОМУ, Полпреду Президента РФ в ДФО Ю.П. ТРУТНЕВУ, губернатору Магаданской области В.П. ПЕЧЕНОМУ, депутату Госдумы от Колымы О. А. БОНДАРЬ, представителю региона в Совете Федерации А.И. ШИРОКОВУ и директору ФБУ «Росгеолэкспертиза» С.В. ГУДКОВУ.

Призыв к здравому смыслу

«Уважаемые господа!

Вынуждены обратиться к вам, поскольку сегодня возникла нездоровая ситуация вокруг разработки так называемых техногенных месторождений россыпного золота. В прошлом году письмом №… на основании Постановления Правительства РФ №… (Опустим несущественную информацию.) было выдано предписание о том, что проходка РЭПов не подлежит включению в проекты ГРР, так как, по их мнению, проходка эксплуатационно-разведочных полигонов якобы соответствует опытно-промышленной разработке россыпи и должна проводиться на оценённых месторождениях полезных ископаемых. Таким образом, с 2017 года на техногенных месторождениях без наличия утверждённых запасов работать РЭПами будет невозможно! Исключение их из проектов геологоразведочных работ привело к отказу согласования РЭПов Управлением Ростехнадзора по Магаданской области в ежегодных проектах планов развития горных работ.

Предлагаемый нам взамен РЭПов траншейный способ разведки предназначен для проведения ГРР на целиковых площадях, где имеется определённая закономерность в распределении металла по площади, на основании которой и разработана методика. На каком основании нас заставляют использовать данную методику при разведке техногенных комплексов, если в их формировании никакие геологические процессы не участвовали и никакой закономерности распределения металла в них нет?!

Подтверждением правильной и положительной работы РЭПов является тот факт, что в 2015 году, по данным ФГУНПП «Росгеолфонд», в Магаданской области при уровне добычи золота из россыпей в 15,748 тонны из так называемых неучтённых запасов благодаря РЭПам добыто 8,636 тонны, что составляет 54,8 процента!

Таким образом, необоснованные нововведения московских чиновников из ФБУ «Росгеолэкспертиза» могут нанести громадный материальный ущерб, серьёзно подорвать намеченную разработку месторождений и вдвое уменьшить добычу россыпного золота, сорвав планы горняков и руководства области увеличить добычу золота в 2017 году до 30 тонн.

При этом создавшееся положение перед началом промывочного сезона касается практически всех золотодобывающих предприятий России. Это требует принятия руководством МПР РФ безотлагательных мер по отмене незаконного и необоснованного действия ФБУ «Росгеолэкспертиза» и внесения изменений в соответствующую главу Закона РФ «О недрах».

http://www.yktimes.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/dobyicha-rossyipnogo-zolota-pod-ugrozoy-krayniy-sever-dovedyon-do-kraynosti/

Надейся и жди, 24.05.17 11:46:10

В Роснедра подготовлены поправки в федеральный закон «О недрах», упрощающие доступ к отработке техногенных россыпей (отходов разработки месторождений), а также отчетность по ним. Обсуждение законопроекта пройдет сегодня на рабочем совещании Управления геологии твердых полезных ископаемых ведомства, следует из подготовленных к совещанию материалов.

Предлагаемые поправки в ФЗ «О недрах» фактически переводят техногенные россыпи из категории отходов производства в категорию минеральных ресурсов. Регламент доступа к их отработке, а также отчетности, предлагается сделать проще, чем для обычных месторождений. Так, одна из поправок предусматривает, в частности, «проведение без дополнительного геологического изучения недр добычи полезных ископаемых (компонентов) из отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ним перерабатывающих производств в границах лицензии». Как сказано в пояснительной записке к проекту, «горно-геологические и горнотехнические характеристики в местах образования отходов известны». Также к подобным россыпям не будут предъявляться требования проведения госэкспертизы и госучета запасов. Авторы пояснительной записки отмечают, что принятие законопроекта позволит предоставлять в пользование такие объекты без проведения конкурсов и аукционов. Предполагается, что решение будет выносить созданная Роснедрами комиссия, которая будет включать также представителей администрации региона.

Инициатива родилась после реакции недропользователей и региональных чиновников на распоряжение ФБУ «Росгеолэкспертиза» от 18 августа 2016 года, которым предписывалось проводить геологоразведку техногенных россыпей исключительно траншейным способом, применяемым на целиковых площадях. 6 мая губернатор Магаданской области Владимир Печеный обратился к главе Минприроды РФ Сергею Донских с письмом, в котором сообщил, что по расчетам экспертов, выполнение решения «Росгеолэкспертизы» приведет к снижению добычи россыпного золота на Колыме более чем на 8 т (более чем на 50%). «Только на территории Магаданской области за 80 лет эксплуатации россыпных месторождений было сформировано порядка 1,5 млрд кубометров перемытых песков с прогнозными ресурсами около 500 т россыпного золота, пригодных к сплошной отработке с извлечением золота», - уточнил глава региона. Он подчеркнул, что методики разведки отработанных россыпей не существует, а «применение традиционной методики (применяемой для разведки целиковых россыпей) невозможно, так как найти и выделить в отработанной неоднократно и с разным качеством россыпи участки с балансовыми запасами затруднительно». Владимир Печеный предложил разрешить недропользователям геологоразведку методом разведочных открытых полигонов (по методикам 1979-1982 годов).

Техногенные россыпи не рассматриваются действующим законодательством как самостоятельный минеральный ресурс. Для их отработки требуется пройти такие же этапы оформления разрешительной документации, как и для целиковых месторождений: проведение геологоразведочных работ, составление и утверждение ТЭО кондиций, подсчет и утверждение запасов. eastrussia.ru

Брат, 24.05.17 21:12:41

Странная и не очень продуманная, на мой взгляд, инициатива родилась в Роснедра после реакции недропользователей и региональных чиновников на письмо ФБУ "Росгеолэкспертиза" от 18 августа 2016 года. Поэтому "надейся и жди" - это вряд ли, а уж для начавшегося промсезона однозначно нет.

В этом сезоне, похоже, все будет как всегда: реализуется лишь то, чего добьешься сам. Просто надо помнить дальстроевское: не верь, не бойся, не проси...

Наблюдатель, 25.05.17 10:26:58

В Москве 23 мая состоялось совещание по вопросу отработки техногенных россыпей путём разведочно-эксплуатационных полигонов под председательством заместителя руководителя Роснедр Сергея Аксёнова.

Примечательно, что на совещание столь высокого уровня впервые были приглашены представители магаданских и якутских старательских артелей, Союза золотопромышленников Якутии и Союза старателей России, которые совместными усилиями стараются решить вопросы нормативного регулирования золотодобычи.

Состоялся обстоятельный разговор на указанную тему, чиновники заслушали мнение старателей, и хочется верить, что столь редкая встреча чиновников с теми, кто непосредственно добывает золото, окажется полезной.

Протокол совещания прислал Союз старателей:

https://zolotodb.ru/articles/geology/other/11644

Предложение магаданцев, 01.06.17 17:29:12

В Магадане состоялся совет руководителей колымских артелей, на котором недропользователи разрабатывали свои предложения по отработке техногенных россыпей для агентства Роснедра.

На имя заместителя руководителя агентства Роснедра Сергея Аксенова отправлены предложения, выработанные на собрании представителей артелей:

• Ввести мораторий на действие письма ФБУ «Росгеолэкспертиза» от 18.08.2016 года до конца 2017 года.

• Все техногенные месторождения отнести к четвертой группе в соответствии с методическими указаниями.

• Предприятие самостоятельно определяет количество и параметры техногенных запасов месторождения и ставит их на баланс по упрощенной методике подсчета без проведения ГРР.

В перспективе недропользователи ждут изменения в Законе РФ «О недрах», в котором будет дано определение понятию «техногенная россыпь».

Источник: http://nedradv.ru/news/view/?id_obj=803109694c0945361cefbf70b20a8a9a

Copyright: nedradv.ru

СНС, 03.06.17 10:25:31

01.06.17 - от Союза старателей РФ опубликована статья: "Пробелы в законодательстве ставят сотни золотодобывающих предприятий в положение незаконных недропользователей, или как чиновники хоронят россыпную золотодобычу в России". В статье еще раз говориться о том, что надо сделать для освоения техногенных россыпей. Текст статьи здесь:

https://zolotodb.ru/news/11640

Спешить нельзя, 07.06.17 00:00:00

Выработка единого подхода и рекомендаций по использованию разведочно-эксплуатационных полигонов на различных стадиях геологоразведочных работ на россыпных объектах и отработке «неучтенных» запасов полезных ископаемых на геологических объектах, ранее подвергавшихся отработке (нарушенных добычей). ПРОТОКОЛ № СА-04-18/202-пр совещания при заместителе Руководителя Федерального агентства по недропользованию

г. Москва, 06.06.2017

В ответ на обращение магаданцев

РЕШИЛИ:

1.1 ФГУП «ЦНИГРИ» (Иванову А.И.) на основе анализа действующих нормативных и методических документов, а также имеющейся геологической информации о недрах подготовить предложения по критериям отнесения месторождений и проявлений россыпного золота к геологическим объектам, ранее подвергавшимся отработке (нарушенных добычей) и подлежащих геологическому изучению, подсчету запасов и экспертизе запасов по упрощенному порядку.

1.2 ФБУ «ГКЗ» (Шпурову И.В.), ФБУ «Росгеолэкспертиза» (Гудков С.В.), ФГБУ «Росгеолфонд» (Климок А.К.), ФГБУ «ВИМС» (Машковцев Г.А.) и ФГУП «ЦНИГРИ» (Иванов А.И.) подготовить и представить в Роснедра рекомендации по применению действующих нормативных правовых актов в сфере проектирования геологического изучения недр, проведения оценки и экспертизы запасов полезных ископаемых, а также учета запасов полезных ископаемых на государственном балансе в отношении геологических объектов, ранее подвергавшихся отработке (нарушенных добычей), в части месторождений и проявлений россыпного золота.

1.3 Принять к сведению предложения Правительства Магаданской области и НКО «Союз золотопромышленников Якутии».

Заместитель Руководителя Федерального агентства по недропользованию

С.А. Аксенов

Секретарь совещания А.С. Чубоксарова

http://www.rosnedra.gov.ru/article/9220.html

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «История законопроекта о техногенных россыпях»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "три прибавить 6":

подписаться на комментарии