Предыдущие опубликованные главы
Глава 1. Общие сведения по геологии россыпей
Глава 2. Анализ результатов разведочных и эксплуатационных работ
Глава 3. Общие основы учета запасов
Глава 4. Учет запасов переразведанных площадей
Глава 5. Учет запасов недоразведанных (неразведанных) площадей
Глава 6. Учет запасов техногенных россыпей
6.1. В действующих Методических указаниях (1979) и Руководствах (1974, 1982) учет (и подсчет) запасов техногенных россыпей существенно не отличается от такового на целиковых россыпях. Тем не менее техногенные площади, имеющие сейчас значительные масштабы, характеризующиеся определенными отличительными особенностями строения и состава, требующими и особого подхода при их разведке, оценке запасов и постановке на учет. В целом по уровню продуктивности и неравномерности распределения металла техногенные россыпи можно отнести к НПР, но рассматривать вопросы учета их запасов следует в зависимости от сложности строения, размеров и продуктивности конкретных площадей. Это позволит не только упорядоченно производить подсчет и учет запасов техногенных россыпей, но и предварять их прогнозной оценкой***.
*** Прогнозная оценка конкретных техногенных россыпей обычно осуществляется несколькими методами: I) путем учета полных (эксплуатационных и технологических потерь; 2) сравнением графо-аналитических данных первичной разведки и эксплуатационного опробования; 3) статистическим путем — по многолетним данным сопоставления первичной и повторной продуктивности. Последний метод наименее трудоемкий (необходимая документация всегда под рукой геолога прииска, ГОКа) и позволяет достаточно определенно прогнозировать на уровне Р1 или С2 (для долин I-II порядков) границы ожидаемой продуктивности намечаемого к разведке (или отработке) техногенного объекта. Оценка производится с помощью эмпирических графиков, как это показано на рис. 11 (для Оротукана и Ларюковой).
Рис. 11. Зависимость между продуктивностью первичной и техногенной россыпей (р.р.Оротукан, Ларюковая)
6.2.Отнесение учитываемых техногенных площадей к той или иной категории сложности следует проводить согласно признакам, указанным в п. 1.4.1. Простые и средней сложности техногенные россыпи следует относить к 3-й группе классификации ГКЗ (1982), а сложные и весьма сложные — к 4-й группе. Принадлежность к той или иной группе ГКЗ определяется, согласно п.2.2. Инструкции ГКЗ (1982), по 70%-му преобладанию той или иной категории площадей.
6.2.1. На территории ОрГОКа к простым техногенным россыпям относятся большинство россыпей в долинах I-II порядков и небольшая часть россыпей (10-20%) в долинах III порядка; к ТР средней сложности относятся большинство россыпей в долинах II-III порядков; к сложным ТР относятся неоднократно отработанные россыпи долин III-IV порядков, а к весьма сложным — их отдельные части, требующие обязательной повторной разведки (в долинах Оротукана, Ларюковой, Утиной и др.).
6.2.2. Среди шести категорий площадей, затронутых разработкой (см.п. ХII-I «Методических указаний», 1979) только VI-ю категорию можно полностью отнести к техногенной. Остальные категории можно относить к техногенным лишь при следующих условиях (вкупе): I) когда на них не числятся балансовые запасы; 2) когда их размеры достаточно малы, а сами они рассредоточены среди отработанных площадей, нередко под навалами торфов и гале-эфелей; 3) когда экономически нецелесообразно организовать персональную отработку (доработку) этих площадей, а лучше провести разведку, оценку и последующую повторную разработку значительных техногенных площадей, включающих и указанные категории.
6.3. Оконтуривание площадей техногенных запасов в плане и разрезе производится на основе тех же принципов и методических приемов, что и для целиковых россыпей. Однако для ТР акцент при оконтуривании должен делаться не столько на геологические критерии, сколько на данные опробования конкретных слагаемых элементов и комплексов техногенных образований.
6.3.1. В основе оконтуривания ТР лежит необходимость сплошности ее отработки как по площади, так и на глубину. Поэтому методика оконтуривания должна предусматривать установление максимально широких и глубоких границ-контуров по действующим бортовым лимитам или, что более рационально, по принятым ТЭУ бортовым лимитам, соответствующим уровню рентабельности конкретных предприятий (приисков, артелей и др.).
6.3.2.В общем случае методика оконтуривания предусматривает:
а) оконтуривание пласта по мощности в каждой выработке;
б) в каждом из разведочных пересечений рассчитывается среднее содержание по пересечению на пласт (горную массу) и замеряется его (ее) мощность. Эти данные уже используются для оконтуривания промышленной части пласта по сечению, блоку и в плане.
6.3.3. Оконтуривание производится как по результатам повторной разведки, так и с использованием данных первичной разведки и эксплуатационного опробования. Учитываются все выработки (кроме забракованных), пройденные различными способами и техническими средствами разведки в разное время.
6.3.4. Оконтуривание в плане учитывает относительный размер всех разновидностей (элементов) отвалов и целиков: крупные блокируются и оцениваются отдельно; малые — объединяют в единый блок. При этом экстраполяция данных в существенно "отвальных" блоках, как правило, не проводится, а в целиковых — в обычном порядке.
6.3.5. Оконтуривание в разрезе первично подземных разработок проводится как и на целиковых россыпях, но должно учитывать минимально допустимую продуктивность "торфов” (максимальную "рубашку"), чтобы обеспечить полноту отработки, исключить непроизводительные затраты на вскрытие при раздельной добыче.
6.3.6. Особую трудность представляет оконтуривание в разрезе крупных и мощных техногенных массивов, сложенных разновременными отвальными образованиями в виде слоеного пирога или перебутора, лежащими на недоработках плотика (актировках старых лет) и включающих различного рода целики. На таких площадях (объектах), разведанных обычно сеткой УКВ, оконтуривание следует проводить по отдельным "слоям" (не менее 2-х: плотиковый, приплотиковый, подвесной-надплотиковый, приповерхностный). Это позволяет дать их раздельную оценку и принять решение о сплошной или раздельной добыче, исходя из количества и качества запасов каждого "слоя". Послойное оконтуривание и оценка запасов проводится в настоящее время в Дебинской ГРЭ по объекту Утиная.
6.4. Подсчет запасов ТР базируется на общих принципах, способах и приемах расчетов (вычислений), применяемых для целиковых россыпей. Однако, в соответствии с дифференцированным характером учета запасов ТР по указанным в "Методических указаниях" (1979) классам техногенных площадей, подсчет их запасов имеет ряд методических особенностей. Кроме того, необходимо постоянно учитывать, что для промышленной оценки ТР из всех известных принципов разведки главным является принцип наименьших затрат повторной разведки, предполагающей необходимость подсчета запасов по минимально возможному количеству разведанных данных (выработок, проб). Другими словами, следует, кроме непосредственно данных повторной разведки (опробования), максимально использовать первичные данные (особенно по остаточному комплексу ТР), данные эксплуатационного опробования и сопоставимые результаты повторной отработки.
6.5. Основным способом подсчета запасов ТР, разведанных скважинами УКБ, является способ блоков, позволяющий включать в подсчет все возможные выработки (например, шурфы прошлых лет) и виды опробования. При выделении блоков учитывается относительная однородность всех подсистем (геологической, технологической, временной) месторождения в пределах каждого подсчетного блока. Блоки могут быть поперечными, продольными и изометричными, различных размеров, в зависимости от однородности строения и наличия достаточного количества данных (выработок, проб) для производства подсчета запасов, но не превышать размеров полигонов годовой (сезонной) добычи. В блоки иногда допускается включать разновидные техногенные образования, когда есть возможность (наличие достаточного для подсчета числа данных — проб, выработок) их дифференцированной оценки или когда их объем весьма незначителен (менее 10-15 тыс.куб.м) для выделения самостоятельных блоков. Критерий однородности строения блоков отпадает (не имеет значения) в случае детальной разведки «спланированных» отложений (так называемых перебуторов).
Запасы песков и металла в блоке рассчитываем по известной формуле:
Рбл = Vбл × C = Sбл × m × C,
где:
Pбл — запас металла в блоке, кг;
Vбл — объем песков (горной массы), тыс.м3;
Sбл — площадь блока, тыс.м2;
m — средняя мощность пласта (горной массы), м;
С — среднее содержание, г/м3.
Подсчет запасов оформляется таблично по установленной форме. Общие запасы по россыпи определяются путем суммирования запасов по отдельным подсчетным блокам с разделением их по категориям и группам.
6.6. Линейный способ подсчета запасов для ТР следует применять исключительно при разведке траншеями или эксплуатационно-разведочными сечениями (ЭРСами), реже — при линейных буровых сечениях на относительно узких и протяженных россыпях, отработанных однократно по единой выдержанной системе, т.е. характеризующихся простым или средней сложности строением. Этот способ осуществляется по блокам с опорой на два или одно разведочное сечение; при подсчете с опорой на одно сечение граница проводится на половину расстояния между соседними линиями, но не больше геологически обоснованной длины и с учетом однородности строения.
6.7. Частным случаем линейного способа является способ параллельных вертикальных сечений с использованием материалов аэрофотосъемки и маркшейдерской документации.
6.7.1. Типичным примером может служить подсчет запасов по результатам траншейной разведки одной из чукотских россыпей, отработанной открытым раздельным способом в 1960-х годах.
Он заключается в следующем:
а) Техническая подготовка: дешифрирование и приведение к масштабу 1:2000 данных аэрофотосъемки; разбивка участка на блоки (между траншеями) и искусственные параллельные вертикальные сечения через 10 м перпендикулярно направлению россыпи; вынос на план отметок дневной поверхности по профильным линиям сечений через 10 м планов аэрофотосъемки; вынос по этим же пикетам отметки подстилающей поверхности (по бортам — отметки дневной поверхности) с планов мензульной съемки, а на отработке — с актов отработки полигонов;
б) Подсчет площадей и объемов горной массы: площадь каждого поперечного сечения (Si) определялась по формуле:
Si = ∑(hд – hп)/n × bi,
где:
hд — отметка дневной поверхности;
hп — отметка подстилающей поверхности;
bi — длина сечения (см.рис.).
Рис. 12.
Площадь каждого сечения подсчитывалась как сумма площадей сечения по двум бортам и отработке: S = S1 + S2 + S3
Объем горной массы подсчитывался по формуле:
По каждому блоку составлялась нижеследующая ведомость подсчета площадей и объемов горной массы и сопутствующие расчеты объема и глубины горной массы в блоке:
Блок № 1
№№ сечения |
Левый борт |
Правый борт |
Отработка |
Площадь |
||||||
h1ср |
b1 (м) |
S1 (м2) |
h2ср |
b2 (м) |
S2 (м2) |
h3ср |
b3 (м) |
S3 (м2) |
S= S1+S2+S3 |
|
0 |
1,01 |
80 |
80,8 |
1,50 |
40 |
60,0 |
1,11 |
120 |
133,2 |
274,0 |
1 |
0,83 |
100 |
83,0 |
2,06 |
40 |
82,4 |
1,08 |
110 |
118,8 |
284,2 |
2 |
1,25 |
120 |
150,0 |
2,08 |
40 |
83,2 |
1,00 |
110 |
110,0 |
343,2 |
3 |
2,47 |
130 |
321,1 |
1,36 |
40 |
54,4 |
1,35 |
110 |
148,5 |
524,0 |
• |
• • • • |
• • • |
• • • • • |
• • • • |
• • |
• • • • |
• • • • |
• • • |
• • • • • |
• • • • • |
85 |
1,0 |
110 |
110,0 |
0,88 |
50 |
44,0 |
2,81 |
150 |
421,5 |
575,5 |
5040 |
9114,1 |
5500 |
9622,1 |
11610 |
21853,9 |
40590,1 |
Средняя площадь сечения:
Усредненная площадь проекции блока на горизонтальную плоскость:
Объем горной массы в блоке №1:
Средняя глубина горной массы в блоке №1:
Аналогичные операции (расчеты) проводились и по другим блокам.
в) В результатах расчетов и данных промывки траншей дается сводная таблица средних данных и блочный подсчет запасов для сплошной добычи (табл. 2.)
6.8. В случаях комбинированного характера разведки (линии УКБ+сеть УКБ, траншеи (или ЭРСы)+сеть УКБ и др.) подсчет запасов производится, как правило, способом блоков и в расчет основных параметров вводятся все выработки. При этом, в случае резкого расхождения в подсчитанных значениях среднего содержания на горную массу между объемной выработкой (траншея с валовой промывкой) и скважинами УКБ, следует принимать данные по траншее; скважины УКБ практически всегда дают занижение запасов металла в горной массе из-за недооценки верхних горизонтов техногенных отложений. Исключение составляют данные по скважинам, заверенным объемным опробованием, показывающим погрешность данных УКБ не более 20%.
6.9. Оценка достоверности подсчета запасов может осуществляться двумя путями:
- первый — общепринятый и практикуемый повсеместно: опытная эксплуатация или крупнообъемная разведочная выработка (траншея, ЭРС) с валовой промывкой на мобильных промприборах;
- второй — использование аппарата матстатистики с применением ЭВМ, позволяющий при достаточном количестве разведочных данных (проб) на основе установленного закона распределения металла (по вертикальному запасу или среднему содержанию) провести многовариантный подсчет запасов при различных бортовых лимитах и тем самым оценить достоверность (погрешность) традиционного способа подсчета.
6.9.1. Положительный опыт второго способа имеется в Дебинской ГРЭ, где совместно с лабораторией математической геологии СВКНИИ и лабораторией геолого-маркшейдерских работ ВНИИ-1 продолжаются исследования по разработке прикладных программ оценки запасов техногенных россыпей. Использование второго (математического) способа представляется необходимым не только для оценки достоверности, а прямо для подсчета запасов, особенно на крупных объектах, разведанных скважинами УКБ. Одним из многих достоинств этого способа является то, что разработанный алгоритм подсчета аппроксимирует экстремальные значения проб для каждого оцениваемого объекта.
Все главы работы можно посмотреть здесь:
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общие сведения по геологии россыпей
Глава 2. Анализ результатов разведочных и эксплуатационных работ
Глава 3. Общие основы учета запасов
Глава 4. Учет запасов переразведанных площадей
Глава 5. Учет запасов недоразведанных (неразведанных) площадей
Глава 6. Учет запасов техногенных россыпей
Глава 7. Набор эксплуатационных контуров и отзыв ЦНИГРИ
Комментарии, отзывы, предложения
Журавлев, 09.03.24 12:29:45 — Брат, 09.03.24
Вы написали "за реализацию которых их заказчик им платит". Я не вижу, кто может быть заказчиком и кто может платить за то, что старые инструкции 30 лет не меняются? Это вроде как дорогу не ремонтируют 30 лет. Никто за это не платит, ездят да ездят. Сейчас уже ехать стало нельзя, чего-то вроде бы ЦНИГРИ хотели поручить.
Брат, 10.03.24 12:55:18 — 999
Возможно, но в ваших основаниях нам разбираться недосуг. К тому же при вашем лаконизме изложения о них, кроме вас, никому практически неизвестно. Потому поверим на слово... Вы б только с "нитью обсуждения" поконкретней: то давайте добывать сразу из компьютера, то у вас весьма перспективная тема переработки вторички.
Со "вторичкой", кстати, надо обращаться очень аккуратно; многие россыпи (или их части) ещё в советское время были чищены на два-три, а то и четыре раза. А уж за 30 лет межеумочного новоросского периода чего только ни происходило! Как следствие, информация о "советских" перечистках в значительной мере утрачена, а о "новоросских" - не слишком достоверна. В этой связи излагаемые в обсуждаемой методичке навыки работы с "неучтёнкой" могут оказаться полезны.
Брат, 10.03.24 13:23:11 — Журавлев
Ну, это же, на мой взгляд, очевидно: плата состоит в сохранении финансирования остатков администрирующих, научных, надзорных, фискальных, а также силовых и судебных структур, обеспечивающих повсеместное применение в горно-геологической сфере незаконных применительно к действующему российскому законодательству практик советского периода и контроль за финансовыми потоками в названной сфере. Вот как-то так...
999, 10.03.24 19:18:28 — Брат
Вторичная переработка, на сколько мне известно, в общепринятом понимании, есть переработка вторичного сврья, ну ... макулатуры, стекла и пр. Добывать сразу из компьютера и есть добывать из вторички.
Брат, 10.03.24 21:31:29 — 999
Очешуеть, вы, стало быть, об электронном ломе? Так это совсем другая история... Мы же не об общепринятом понимании и не о том, насколько это вам известно, верно? Мы конкретно обсуждаем вопросы учёта запасов так называемых техногенных россыпей и возможности их вторичной переработки. Разве нет?
Журавлев, 11.03.24 00:01:28 — Брат
"плата состоит в сохранении финансирования остатков администрирующих, научных, надзорных, фискальных, а также силовых и судебных структур..."
Так все эти структуры теряют финансирование вместе с добычей золота. Кого им стричь, если народ разбегается? Нет народа - нет дохода. Никто не придет, никто не принесет даже бутылку... Вы же знаете умершие поселки в Магаданской области? Кто от них стал богаче?
По-моему, это не злой умысел, а лень и безответственность.
999, 11.03.24 08:18:18 — Брат
Не знаю, какое у Вас понимание, хвосты, всегда, назывались техногенкой. Мне, ни чего не мешает предлагать Магадану, добывать вторресурсы, думать перед тем как писать или еще что-то.
Брат, 11.03.24 08:50:49 — 999
Безусловно, думать перед тем как писать или ещё что-то - ваше неотъемлемое право. Не смею мешать...
Брат, 11.03.24 09:19:30 — Журавлев
Полагаю, финансирование всех этих структур с добычей золото связано слабо, да почти никак. И стригут они в связи с добычей золота не народ, а недропользователей, юрлица.
Что до умерших посёлков, у меня треть жизни это Мальдяк и Оротукан. Однако для "власти" жизнь-смерть и богатство аборигенов и их посёлков некритичны, значение имеет только система администрирования и управления финансовыми потоками.
Так что, на мой взгляд, это не лень и безответственность. И не злой умысел, ничего личного. Это уже три десятка лет продолжающаяся осознанная централизованная политика. Политика, по мнению "власти", успешная, коли так долго не меняется.
Старый, 12.03.24 04:05:02 — Брат, 11.03.24
А по-моему, наши законы дело очень даже личное. Им там тепло и уютно, делать ничего неохота. Как-то депутат проговорился: менять закон - так это же сколько дел, читать чего-то надо, обсуждать, пусть лучше так будет. А если чего-то изменить, то вдруг что-то не так пойдет? Основная задача - усидеть на месте. Пока это удается, можно считать, что жизнь удалась.
Будь я депутатом, тоже про сибирское россыпное золото знать бы не знал, разве что прииск там прикупить на родственника.
999, 12.03.24 07:42:14 — Брат
"Безусловно, думать перед тем как писать или ещё что-то - ваше неотъемлемое право." Ваше тоже...
Брат, 12.03.24 08:45:44 — 999
Спасибо, я в курсе...
Брат, 12.03.24 09:13:44 — Старый
Я бы сказал, сделать наши законы делом очень даже личным потребно лишь тем депутатам, задача которых удержаться во властной ячейке на хлебном месте и стричь купоны. Но ведь есть ещё и внешние по отношению к конкретному депутату интересанты (финансово-промышленные группы, политические партии, лоббисты, клакеры, "решалы"), использующие свои возможности внесения законодательной инициативы и зачастую трактующие эти возможности куда как широко. Например, правительство РФ, внёсшее законопроект о "старательской деятельности". Или даже президент, инициировавший внесение "конституционной поправки", изменившей концепцию и треть текста Конституции РФ.
При таких обстоятельствах депутату только и остаётся, что прикупить прииск на родственника. По возможности, конечно...
Журавлев, 12.03.24 20:25:36 — Брат
Зачем искать более сложные причины того, что закон О недрах не меняется?Вполне достаточно лени и безответственности. Ведь в целом все хорошо. МПР отчитывается приростом запасов и добычи, денег в казне полно. Комариный писк снизу только надоедает. Какая-то рассыпная (через а) добыча золота где-то в Магадане... Там избирателей-то всего 20 тыс. Отстаньте с вашим законом...
Брат, 13.03.24 00:01:01 — Журавлев
Согласен с вами, при "в целом всё хорошо" всегда найдётся место для лени и безответственности. Но не они, при всей фантазийности отстроенной за 30 лет системы администрирования недропользования, определяют её функционирование.
Я, строго говоря, и с законом-то ни к кому не пристаю. Я всего лишь сторонник забить на систему и явочно руководствоваться законом на низовом уровне. Ну, на уровне комариного писка... А все эти роснедровские дятлы - да хрен бы на них.
Старый, 13.03.24 05:41:49 — Брат
А кому это надо подстраиваться под законы? Народ просто уезжает. Вы же видели пустые поселки?
Брат, 13.03.24 09:57:53 — Старый
Тому, кто хочет более-менее спокойно работать. Кто не хочет - уезжает в другие дали. Только вот какая штука: уезжают-то не в потаённый скит и не в райские кущи. Выбирают уголок покомфортней, но в стране отстроена единая система власти и, выходит, меняют шило на мыло. Кто-то довольствуется хозяйственным, другие предпочитают туалетное, с отдушкой...
Старый, 14.03.24 03:27:58
Куда ехать, каждый решает сам. Значит, находя лучшее, наверняка климат теплее. Удержать их в Сибири - это забота властей. Власти легко могут упростить доступ к техногенным россыпям и народ поедет в Сибирь. Тут много написано, как это сделать, в том числе в статье. Но решать не нам.
Брат, 14.03.24 09:03:42 — Старый
Почему же, и нам тоже. Ну, на своём, понятно, уровне, на низовом. На уровне комариного писка, как излагает коллега Журавлёв. И для такого нашего решения не нужно никаких властей. А вот всё, что выше индивидуального уровня решения, это да, забота властей. Так пусть определяются, кто ж им доктор...
999, 09.03.24 12:07:18 — Брат
Сильно сомневаться, у меня есть веские основания. Теряете нить обсуждения? Я писал, про добычу из вторички, а Вы опять о своем.