Предложения по увеличению добычи золота из техногенных россыпей
Таракановский В.И., председатель Союза старателей России
Кавчик Б.К., редактор сайта «Золотодобыча», к.г.-м.н.
По добыче россыпного золота Россия много лет стабильно занимает 1-е место в мире. В 2022 году в нашей стране из россыпей добыто 87 тонн этого драгметалла. Россыпная зoлотодобыча ведется в отдаленных районах России — в основном в Магаданской области, в Якутии, Иркутской области, Забайкальском крае (табл. 1). Эти регионы характеризуются большими площадями и низкой плотностью населения — 0,07–3,04 человека на кв.км, что многократно ниже, чем в европейской части страны, где плотность может превышать 80–100 чел/км2.
Таблица 1. Российские регионы с добычей россыпного золота более 1 тонны
Регион
|
Площадь, км2 |
Плотность населения, чел./км2 |
Уровень добычи россыпного золота, т |
Амурская область, ДФО |
361 908 |
2,19 |
8,3 |
Бурятия (респ.), СФО |
351 300 |
2,8 |
1,8 |
Забайкальский край, СФО |
431 892 |
2,48 |
8,5 |
Иркутская область, СФО |
774 846 |
3,04 |
10,4 |
Красноярский край, СФО |
2 339 700 |
1,2 |
1,5 |
Магаданская обл., ДФО |
462 464 |
0,29 |
19,7 |
Саха (Якутия, респ.), ДФО |
3 083 523 |
0,32 |
12,8 |
Хабаровский край, ДФО |
787 600 |
1,63 |
4,1 |
Чукотский АО, ДФО |
721 481 |
0,07 |
2,2 |
Россыпной зoлотодобычей занимается более 500 предприятий, они обеспечивают порядка 40 тыс. рабочих мест прямой занятости и 100 тыс. рабочих мест косвенной. Россыпная зoлотодобыча обеспечивает поступление нескольких десятков миллиардов рублей налогов и платежей в бюджеты разных уровней, в том числе в бюджет РФ.
Один только налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ — 6%) приносит с общей добычи 87 тонн почти 30 млрд руб. Кроме этого, дополнительно выплачиваются: регулярные платежи за пользование недрами, за предоставление прав на поиски, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых, плата за использование лесов, за пользование водными объектами, водный налог, арендная плата за землю, экологические налоги, разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, плата за геологическую информацию о недрах, сбор за участие в аукционе и плата за лицензию, выигранную на аукционе, налоги за пользование автодорогами, утилизационный сбор, налог на имущество, налоги, связанные с оплатой труда (табл.2).
В целом общие платежи в бюджет составляют не менее 20% от суммы реализации золота. В пересчете на современную цену это более 1,0 млрд руб с тонны золота.
Таблица 2. Перечень налогов и взносов, уплачиваемых золотодобывающими предприятиями
1. Налоги |
Размер |
НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых |
6% от стоимости добытого золота |
Налог на прибыль |
20% |
Налог на имущество |
2,2% |
Налог на доходы физических лиц |
13% от полученного дохода |
Транспортный налог |
Налоговая база — мощность двигателя в лошадиных силах |
Налог на землю |
Размер зависит от кадастровой стоимости земли |
Налог за пользование автодорогами |
|
Налог на геологоразведочные работы (ГРР) |
|
2. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды | |
Страховые взносы |
30% от зарплаты сотрудников |
Обязательное страхование от несчастных случаев |
3,0% |
Утилизационный сбор. Налоговая база — мощность двигателя в лошадиных силах. |
Общие платежи по РФ составляют свыше 300 млрд руб. в год |
3. Прочие платежи | |
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, оговоренных в лицензии |
Общие платежи по РФ составляют до 18 млрд руб. в год |
Сбор за участие в конкурсах (аукционах) |
|
Плата за лицензии, выигранные на аукционах |
|
Сбор за выдачу лицензий |
|
Таблица включает только прямые налоги и платежи предприятий
Золотодобытчики являются потребителями тысяч тонн дизельного топлива, цена которого включает значительную долю налогов, также поступающих в бюджет России. В любом товаре, потребляемом золотодобытчиками, есть доля налогов, перечисляемых в бюджеты разных уровней.
Учитывая низкую заселенность территорий (см.табл.1), россыпная зoлотодобыча является достаточно важной для северных регионов страны.
2023 год для многих предприятий, добывающих россыпное золото, проходит трудно, несмотря на высокую цену золота. Одновременно выросли цены на технику, запчасти, дизельное топливо. Банки приобретают у предприятий золото с дисконтом до 10%. С 01.10.2023 введены пошлины на экспорт золота — 4–7%. В силу комплекса причин в конце года надо ожидать снижение россыпной золотодобычи по сравнению с 2022 годом, соответственно снизятся налоги и платежи в бюджеты страны и регионов.
Чтобы в дальнейшем поддержать и увеличить россыпную золотодобычу, предлагаются следующие мероприятия:
1. Упростить освоение техногенных россыпей золота
Техногенных россыпей в России множество. Сейчас они осваиваются весьма ограниченно. Причина в том, что по правилам, установленным Роснедрами, для добычи золота из техногенных россыпей необходимо выполнить дорогостоящий комплекс поисковых и разведочных работ. Он включает множество этапов, согласований, экспертиз, отчетов и работ стоимостью от 50 млн руб. и сроком 4–6 лет. При таких условиях большинство техногенных россыпей являются непривлекательными для инвестиций и не осваиваются. Эту ситуацию можно исправить.
2. Упростить освоение целиковых частей техногенных месторождений
Целиковые части техногенных россыпей представлены законтурными и внутриконтурными целиками, оставшимися после отработки промышленных запасов. Размеры целиков, как правило, мизерные — 10–200 × 200–400 м.
При таких размерах целиков их разведка с подсчетом запасов по требованиям Роснедр с таким же комплексом работ, как для крупных месторождений, — это нонсенс. Длительность разведочных работ делает отработку целиков экономически невыгодной, их приходится оставлять, несмотря на наличие в них золота.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Вернутся к применению для поисково-оценочных работ на техногенных россыпях и небольших месторождениях золота разведочно-эксплуатационных полигонов — РЭПов.
РЭПы — это крупные разведочные выработки. Они обеспечивают качественную оценку запасов и характеристик техногенных и любых других россыпных месторождений золота. РЭПы успешно применялись в СССР и в России до 2016 года.
Так как РЭПы - это разведочные выработки (крупнообъемные пробы), то до начала работ нужен только проект на поисково-разведочные работы. Проект на поисково-разведочные работы сравнительно простой документ, его подготовка и согласование требует немного времени. Нет необходимости выполнять комплекс предварительных работ по подсчету и утверждению запасов. Запасы считаются по факту отработки РЭПов.
В 2016 году по предложению ФБУ «Росгеолэксертиза» РЭПы перестали считать пробами и запретили согласовывать проекты на поисково разведочные работы с применением РЭПов. (Письмо заместителя руководителя ФБУ Полеванова В.П. от 18.08.2016 № ЛЛ-02/2233).
Отказ от применения РЭПов для поисково-разведочных работ надо признать ошибкой. Частично Роснедра ее исправили "письмами Аксенова". По этим письмам РЭПы стали называть опытно-промышленными работами (ОПР). Но эффективнее вернуться к опыту применения РЭПов, который был до 2016 года, то есть начинать работу РЭПами, оформив проект на поисково-разведочные работы. Это значительно ускорит процесс вовлечения техногенных россыпей и их целиков в отработку. Золото из РЭПов сразу поступит в оборот и с него будут получены все налоги (табл.2).
В настоящее время законодатели страны надеются увеличить уровень золотодобычи за счет привлечения к ней индивидуальных предпринимателей. По нашему мнению, это не даст заметного результата. Применение на россыпях РЭПов — более простое и эффективное мероприятие, проверенное многолетней практикой. Для применения РЭПов необходимо только отменить письмо Росгеолэкспертизы (от 18.08.2016 № ЛЛ-02/2233), по которому РЭПы перестали считать поисково-разведочными выработками.
Предлагаем рекомендовать применение РЭПов для поисковых и разведочных работ на всех россыпных месторождениях, где это технически возможно. Можно гарантировать, что возврат к РЭПам в варианте до 2016 года практически сразу же даст заметный прирост добычи россыпного золота, соответственно будут увеличены налоги в бюджеты всех уровней, в том числе в бюджет РФ.