Рейтинг@Mail.ru

О некоторых особенностях освоения техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота. Письмо Роснедр от 29.12.2023

Гермаханов А.А. - зам.руководителя Роснедр

В соответствии с письмом Роснедр от 19.01.2023 года № АГ-04-30/826 срок действия письма от 29.12.2018 № СА-04-30/20197 «О некоторых особенностях освоения техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота» с разъяснениями о порядке составления отчетных материалов по оперативному изменению запасов техногенных объектов и Временных рекомендаций был продлен до 31.12.2023 года. В связи с этим, в период 2018-2023 гг., опытно-промышленная разработка техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота (далее - ОПР) могла осуществляться согласно вышеуказанным письмам.

Выполненный ФБУ «ГКЗ» анализ материалов, представленных на государственную экспертизу по результатам выполненных ОПР за период 2018-2023 гг. свидетельствует о низком качестве представляемых в большинстве случаев материалов, неполном соответствии нормативно-методическим документам по экспертизе запасов, в том числе «Временным рекомендациям по подготовке материалов оперативного подсчета запасов и проведению экспертизы запасов россыпного золота техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов» (письмо Роснедра от 19.01.2023 года № АГ-04-30/826), что не позволяет с удовлетворительной достоверностью оценить не только запасы в недрах, но и информацию о количестве добытого (шлихового, кассового) золота в процессе ОПР.

Фактически, в большинстве случаев, при проведении ОПР на техногенных объектах выполняются не геологоразведочные работы, направленные на количественную оценку и изучение техногенного объекта, особенностей вещественного состава и технологических свойств, а осуществляется добыча золота из запасов, не прошедших государственную экспертизу. В связи с тем, что на государственную экспертизу представляются материалы по уже отработанным (добытым) запасам, постановка запасов по таким объектам на государственный баланс производится единовременно с их списанием.

Вместе с тем, учитывая современную экономическую обстановку, Роснедра считает возможным применение упрощенного порядка подготовки материалов для представления на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.

Учитывая, вышеизложенное, и в целях обеспечения непрерывности производственного цикла по проведению геологоразведочных работ и разработки техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота, Федеральное агентство по недропользованию сообщает, что срок действия письма Роснедр 29.12.2018 № СА-04-30/20197 и Временных рекомендаций (Приложение) продлевается до 31.12.2024 года.

При этом Роснедра обращает внимание на необходимость проведения в период действия вышеуказанного письма комплекса геологоразведочных работ по оценке всех запасов техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота на участке недр при подготовке и реализации проектов ОПР в 2023 году. По результатам выполненных геологоразведочных работ и опытно­промышленной разработки техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота представлять на государственную экспертизу отчёты с подсчётом всех запасов на площадях планируемых добычных работ на участках недр с целью отработки их по техническому проекту разработки, подготовленному и согласованному в установленном порядке, не допускать проведение ОПР за пределами техногенного (ранее нарушенного добычей) объекта россыпного золота.

При применении вышеуказанного письма и Временных рекомендаций необходимо соблюдать следующие условия: 

Добыча полезных ископаемых должна осуществляться в отношении полезных ископаемых, прошедших государственную экспертизу, завершение мероприятий по добыче полезных ископаемых должно осуществляться после проведения государственной экспертизы. При этом в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» под добычей драгоценных металлов понимается извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. 

Учитывая, что в соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе, не допускается списание извлеченных полезных ископаемых в процессе опытно-промышленной отработки без проведения государственной экспертизы полезных ископаемых; 

Вышеуказанное письмо и Временные рекомендации направлены исключительно на вовлечение в отработку техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота, оно не распространяется на целиковые части россыпи. При этом отработка указанных целиковых частей россыпи допускается только после проведения комплекса геологоразведочных работ и постановки запасов полезных ископаемых по ним на государственный баланс.

В целях контроля исполнения требований письма Роснедр 29.12.2018 № СА- 04-30/20197 и Временных рекомендаций, территориальным органам Роснедр, не позднее 25.01.2024 года подготовить и представить в Роснедра и ФБУ «ГКЗ» перечень объектов (с указанием наименования, номера лицензии, недропользователя, номера протокола ТКР о согласовании проекта ОПР), на которых проводится ОПР по Временным рекомендациям, а также обеспечить его ежемесячную актуализацию. Также обращаем внимание на необходимость своевременного размещения протоколов ТКР о согласовании проектов ОПР в соответствующем разделе ФГИС «АСЛН».

ФБУ «ГКЗ», совместно с территориальными органами Роснедр, ФГКУ «Росгеолэкспертиза» и ФГБУ «ЦНИГРИ», обеспечить ежемесячное (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным) представление в Роснедра заключения о соответствии (не соответствии) проводимых ОПР требованиям письма Роснедр 29.12.2018 № СА-04-30/20197 и Временных рекомендаций по каждому объекту, а также, обоснованные рекомендации о прекращении (приостановке) ОПР по объектам, при выявлении нарушений.

По результатам рассмотрения указанных заключений и рекомендаций ФГКУ «Росгеолэкспертиза» обеспечить подготовку материалов для рассмотрения на соответствующем заседании Комиссии Роснедр.

Обращаем внимание, что в 2024 г. планируется:

в соответствии с п.14 Правил проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.03.2023 № 335, подготовить, согласовать с Минприроды России и принять приказ Роснедр об утверждении требований к составу и правилам оформления документов и материалов по подсчету запасов россыпного золота на техногенных (ранее нарушенных добычей) объектах;

в реализацию Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом МПР РФ от 11.12.2006 № 278, с привлечением ФГБУ «ЦНИГРИ» разработать, апробировать и утвердить методические рекомендации по осуществлению подсчета запасов россыпного золота на техногенных (ранее нарушенных добычей) объектах.

После принятия и утверждения указанных требований и методических рекомендаций будет рассмотрен вопрос о признании не подлежащим применению письма от 29.12.2018 № СА-04-30/20197.

 

Заместитель Руководителя

А.А. Гермаханов


-2+2
Уникальные посетители статьи: 3916, комментариев: 83       

Комментарии, отзывы, предложения

Gift, 13.01.24 21:02:56 — Анатолию

Вроде Вы все правильно говорите. Но, как-то набекрень. Пессимист правильно сказал, что топят добывающую промышленность. Независимо от вида ее. Как было сказано на форуме в декабре, если слышали: " горная и добывающая промышленность сейчас не в приоритете, в связи с со снижением ее доходности."

Анатолий , 13.01.24 21:38:22 — Gift

Возможно я был несколько неточен по лексике (она у меня хромает, каюсь). Но мой пост адресован «Пессимисту» не в качестве возражения (контраргумента или чего-то подобного), нет. Скорее это уточнение его мысли или дополнение. Не более.

Практик, 16.01.24 05:30:27

Прочитал про снижение добычи золота в Амурской области - это прямая вина Роснедр, в частности их письма за подписью Гермаханова А.А.

Брат, 16.01.24 13:27:31 — Практик

Наверное, вы правы и это действительно их прямая вина. Да только "шерифа проблемы индейцев не волнуют".

Вовочка, 27.01.24 21:36:27 — Гермаханову

Не понял, чего экспертизовать, когда уже добыто?

"не допускается списание извлеченных полезных ископаемых в процессе опытно-промышленной отработки без проведения государственной экспертизы полезных ископаемых;"

Магадан, 28.01.24 01:24:49 — Вовочка, 27.01.24

Им все равно, что экспропреиро... , ошибся кажись: экспертизировать. Главное, чтобы недропользователь к ним являлся, и они могли его кошмарить.

Брат, 28.01.24 09:20:04 — Вовочка

Что тут непонятного? Извлечь - можно, списать - нельзя. Гермаханов...

Вовочка, 28.01.24 10:40:41 — Брат

А чего экспертезировать-то? Золото им принести в чемодане что-ли? "без проведения государственной экспертизы полезных ископаемых;"

Брат, 28.01.24 15:07:40 — Вовочка

В этом и прелесть. По Гермаханову, необходима экспертиза "полезного ископаемого", но что именно везти под видом "ископаемого" - он и сам не знает. К тому же, у вас нет "полезного ископаемого", оно может появиться только по результату госэкспертизы. Стало быть, нужен вам зачем-то Гермаханов - везите ему что хотите, а не нужен - и хрен бы с им.

Кстати, нет "полезного ископаемого" - не с чего платить НДПИ.

Анатолий , 28.01.24 15:54:14

Ваши же материалы, ваш же отчёт (по ОПР) и будут «экспертезировать». Сначала заставят бурить, а затем, по результатам этого бурения, эти товарищи будут считать - чего и сколько там, где уже однажды бурили и считали, и все это обзовут «экспертиза», «анализ». Затем всё, что насчитали, поставят на госбаланс (и кто бы объяснил - нахрена это государству?) Не понятно только, зачем и кому нужен этот бзик? Впрочем, если эти эксперты и аналитики перестанут с важным видом заниматься ерундой, то им придётся либо искать себе другую работу, либо заняться делом - наукой, геологической наукой, где опять же проявится их несостоятельность. Так что есть заинтересованность. И разумеется интерес этот государственный, а не какой-то там конторы дармоедов.

Бывалый, 06.03.24 06:23:19 — Всем

Добрый день. Не совсем понимаю процедуру для лицензий БП для техногенки. Поидее письмо Роснедр (с разрешением ОПР) неприменимо для лицензии статуса БП, в то же время проектом на поиски и оценку мы должны производить буровые работы. Но сами по себе буровые работы для техногенки неприменимы, так как методически не подходят и не дают объективной картины о месторождении. Может кто-то подскажет пусть от БП к добыче первого золота (легально). Для техногенки.

Старый, 06.03.24 06:33:17 — Бывалый

Посмотрите статью: Что нужно сделать предпринимателю для добычи россыпного золота в России. Этап 2. Геологическое изучение, поиск и оценка месторождений золота по лицензии БП

https://zolotodb.ru/article/12727

Там опишите вашу ситуацию, кто-нибудь поделится опытом.

Бывалый, 06.03.24 06:42:47 — Старому

Спасибо. В целом - то с процедурой очень хорошо знаком. Я думал может есть какие-то особенности для техногенки. Чтобы не бурить, не тратить впустую деньги.

Валерий, 22.03.24 07:54:09

А вот если убрать экспертизу, что-то изменится в золотодобыче? НИЧЕГО!!!! Однако. только сроки в связке разведка-добыча сократятся в разы.

АВВ, 22.03.24 12:44:00 — Валерий

Про экспертизу проектов можно с Вами согласиться, это вполне можно отнести на заботу инвестора. Конечно, не все они понимают в том, что нужно сделать при поисках / оценке / разведке, но если дорожат своими финансами, то найдут способ и людей, которые проведут эти работы достаточно профессионально.

На сегодня приходилось сталкиваться с такими прелестями в проектах, как траншейная разведка и промывка крупнообъемных проб на (как утверждается и будем этому верить) совершенно не изученных, ранее пустых участках, отбор проб снега на экологические изыскания на стадии поисков и много подобного, лучше не вспоминать.

Итак, закрываем Росгеолэкспертизу в части проверки проектов. Экономим при этом несколько месяцев и (в большинстве случаев) сотню тысяч рублей пошлины.

Несколько лет ведем геологоразведочные работы, вкладываем серьезные деньги в ГРР, согласовываем землю, лес воду не по проекту, а по наличию лицензии. Хорошо? Видимо, да.

На стадии получения результата ожидания разные. Инвестор ждет запасов, которые можно отработать или продать. Геолог хочет правильно изложить свое понимание результатов и чтобы инвестор не обиделся и оплатил его работу по отчету и подсчету запасов, государство хочет получить налоги с того, что будет добываться (как можно в большем объеме).

Можно здесь обойтись без экспертизы? Кончено. Если Инвестор понимает правильность выводов Геолога, нет никаких подготовленных Бусангов, не надо оглядываться на то, что существуют какие то методики по полевым работам и подсчету запасов, технико-экономической оценке. Ведь можно без всей этой лабуды? Это я уже говорю не серьезно, поскольку без экспертизы здесь не вижу нормальной работы. Хоть западный институт независимых экспертов, хоть НАЭН, или существующая модель, но что то должно быть.

Про техногенку - это исключение, здесь нужно работать "на предпринимательском риске".

Реалист, 22.03.24 15:31:32 — АВВ

Хорошее у вас предложение: "Итак, закрываем Росгеолэкспертизу в части проверки проектов. Экономим при этом несколько месяцев и (в большинстве случаев) сотню тысяч рублей пошлины."

Добавлю. Эксперты часто требуют то, что записано в инструкции, которая для современных условий устарела, а новое не пропускают. Очень часто требуют жесткого соблюдения формы, которая по сути никому не нужна или глупых мелочей.

Пустое это дело с экспертизой проектов, надо бы прекратить. Тогда разведка пойдет быстрее и быстрее начнется добыча золота. Тут давно об этом говорят, но кому-то наверху этого не хочется. Кто-то с этого видимо интерес имеет.

АВВ, 23.03.24 13:02:58 — Реалист

Несмотря на то, что имею претензии к половине сторонних проектов, которые видел, Росгеолэкспертизу можно было бы закрыть. На общий ход процесса это мало повлияет. Тогда значительно-финансово состоятельные люди должны будут организовывать у себя экспертные группы, что вполне достижимо, даже при нынешнем дефиците кадров. Немного омрачает картину желание таких инвесторов получать прибыль на стадии поисков, но ведь это для нас геологов не существенно? Мы будем заниматься изучением, а они пусть добывают то, что уже найдено, даже если это немного попортит конечный результат.

А вот некрупные инвесторы, многие из них, получат серьезные убытки от неправильно проведенных работ, потому что им вовремя не подсказали (хотя бы те же эксперты РГЭ) правильное ведение ГРР. В итоге либо работы проведены так, что ничего не нашли (а оно там было) либо в ГКЗ результаты не примут, поскольку - не по методике. Так может и "бог с ними"? Другие придут, или эти на ошибках научатся?

Ведь далеко не все недропользователи читают Золотодобычу, или просто понимают в геологических хитростях.

Реалист, 23.03.24 14:15:33 — АВВ

Среди бизнесменов, которые заработали деньги, дураков мало. Если они разорятся, такова их судьба. Умный пригласит специалистов и будет заниматься управлением предприятия. Ему ведь не надо быть геологом, обогатителем и по совместительству горняком? У руководителя другая роль.

А сейчас любого умного бизнесмена, который сунется в золото, стараются разорить, вывернуть его карманы, а потом отобрать лицензию, чтобы снова продать. Завалится так наша кормушка, не пойдут инвестиции в горный бизнес. Крупняк может выживет, но тоже не все. Спецов все меньше, неприятностей больше.

АВВ, 23.03.24 14:46:46 — Реалист

С первым абзацем согласен полностью.

Насчет второго - у меня другие впечатления от того, что видел. Трудно работать, но насчет стремления разорить и перепродать лицензию... Наверное, где то было, но я больше сталкивался с стремлением владельцев заработать в ущерб нормальной (впрочем каждый понимает нормальность по своему) работе.

Ушли мы с Вами от темы техногенки. Если к ней возвращаться, то выражу свое мнение, что многие инвесторы взялись бы за эксплуатацию техногенных объектов, как россыпных так и рудных, фабричных, если бы правовой режим был применим к таким объектам с пониманием, как минимум упрощенно, как максимум - отдельные нормы.

Реалист, 23.03.24 16:35:58 — АВВ

Конечно, инвестор вкладывает деньги туда где выгодно. Если бы правовый режим был упрощенный, то инвесторы вложили бы деньги в техногенку. От этом давно говорят и Таракановский и здесь на сайте. Предлагают РЭПы и много еще чего. Но судя по письму там почему-то не хотят, чтобы инвесторы пришли на техногенку. Ну, нет, так нет. Будет она лежать.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «О некоторых особенностях освоения техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота. Письмо Роснедр от 29.12.2023 »


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "восемь прибавить 5":