Уважаемый Владимир Владимирович!
Взяться за это письмо меня побудила сложившиеся ситуация в геологической отрасли промышленности Российской Федерации. В одном из выступлений наш действующий Председатель Правительства РФ Д. Медведев обронил фразу: « необходимо отметить, что геологоразведку мы потеряли» (не дословно). Не потеряли, её убили! А теперь пытаются убить и память о ней.
То, что творилось в отрасли во времена, когда у руля геологии стояли дорожники и ветеринары, кроме как вакханалией не назовешь. Из министерства, затем из агентства были изгнаны специалисты, а на их места призваны юристы, бухгалтера, экономисты, отставные военные и т. д., большая часть государственных геологоразведочных предприятий была ликвидирована, коллективы профессионалов распущены, архивы, коллекции минералов и горных пород, керн пробуренных скважин в большинстве случаев уничтожены. На бумаге эти преобразования, может быть, и выглядят красиво, но на деле геология понесла значительные потери.
В первую очередь были потеряны высококлассные профессионалы, которые вынуждены были искать работу в других отраслях промышленности или за границей. Многие из них так и не вернулись в российскую геологию. В это время образовался разрыв между поколениями геологов, который нарушил естественную передачу знаний от опытных специалистов молодым геологам. Другой значительной потерей стали керн буровых скважин и профессиональные коллекции горных пород и минералов, являющихся основой обучения молодых специалистов-геологов. Коллекции горных пород и минералов, керн буровых скважин собирались и копились десятками лет, в них вложен труд многих поколений полевых геологов. Это был «золотой фонд» геологии, к этим коллекциям обязаны были обращаться все последующие поколения геологов, в руках которых появляются и будут появляться новые инструменты изучения горных пород и минералов, новые теории. Теперь никто не может сказать, сколько месторождений полезных ископаемых было выброшено на помойку и втоптано в грязь гусеницами бульдозеров. Выброшены не только знания. Если пересчитать количество выброшенного керна на стоимость метра бурения в современных ценах, то получатся многие миллиарды народных рублей. Я не думаю, что этот «золотой фонд» удастся восстановить в обозримом будущем.
Современное состояние геологической отрасли критическое. Этот вывод был сделан на двух последних съездах геологов, его признают даже чиновники МПР. То, что базовую отрасль промышленности РФ необходимо восстанавливать тоже все признают. Вопрос в том, кто и какими средствами эту отрасль будет восстанавливать.
21 июня 2010 г. вышло в свет распоряжение Правительства РФ №1039-р утверждающего «Стратегию развития геологической отрасли до 2030 года». Документ весьма любопытный, который можно условно разделить на две неравные части. Первая часть, разделы I-VI, особых возражений не вызывает. Чувствуется, что составители стратегии хорошо поработали с материалами VI съезда геологов. Вторая часть, раздел VII, полностью разбивает надежды на возможность реализации необходимых преобразований, изложенных в первой части стратегии. Я бы назвал этот документ «Стратегия сохранения чиновничьего беспредела в сфере недропользования до 2030 года» и постараюсь обосновать этот тезис.
Наш классик сатирического рассказа М.Е. Салтыков-Щедрин устами героев рассказа «Скука» на вопрос: «откуда все это берется? (коррупция в современной терминологии)», дал простой ответ: « Из воздуха!». В современном российском обществе идея личного обогащения за счет других его членов «витает в воздухе» и там, где эта идея попадает на благодатную почву, она неизменно реализуется. Примеров этому достаточно.
Сегодня очевидно, что государство самоустраняется от планомерного геологического изучения территории страны и перекладывает эту работу на частного инвестора. В таких условиях, насколько инвестор заинтересован в выполнении этой работы и будет ли у него возможность её выполнить, зависит состояние минерально-сырьевой базы России. Управлять этим процессом можно через систему лицензирования. Это задача государственного масштаба и от качества её решения зависит состояние геологической отрасли и экономики страны в ближайшем будущем. С точки зрения здравого смысла, государство должно быть заинтересовано в поддержании положительного баланса состояния минерально-сырьевой базы и, следовательно, делать все возможное для привлечения частного инвестора в процесс геологического изучения территории страны. На самом деле все происходит наоборот, частный инвестор может годами стучаться в Роснедра и не получить лицензии на право проведения геологоразведочных работ на интересующей его площади. Так в чем же здесь дело? Опять особые экономические условия и менталитет России?
Основным документом, регулирующим взаимоотношения между государством и недропользователем, является Закон РФ «О недрах». Обсуждать этот еще несовершенный документ в целом в нашем случае не имеет смысла, поэтому я остановлюсь только на некоторых его статьях и положениях, влияющих на возможность частного инвестора принять участие в геологическом изучении территории России.
В соответствии со статьей 3 вышеназванного закона федеральному органу государственной власти в сфере регулирования отношений в области недропользования даны довольно обширные полномочия, в частности:
1) разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах;
2) определение и реализация Федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;
3) установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
………………………………
4) официальное опубликование перечня участков недр федерального значения в официальном издании, определенном Правительством РФ, формирование федерального фонда резервных участков недр, установление перечней участков недр, право пользования, которыми может быть предоставлено на условиях соглашения о разделе продукции;
…………………………………
4.1) формирование совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым;
4.2) согласование перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов РФ или отказ в согласовании указанных перечней;
4.3) установление порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов РФ, или отказа в согласовании указанных перечней;
……………………………………
Реализация общей Федеральной политики недропользования в Российской Федерации возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр (Роснедра) и его территориальные органы.
Основным инструментом реализации этой политики является система лицензирования, статья 15 Федерального Закона (ФЗ).
В соответствии со статьей 16 ФЗ организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы (Роснедра).
Федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы:
1) представляют в Правительство РФ предложения о проведении конкурсов или аукционов на право пользование участками недр федерального значения, о включении в перечень участков недр федерального значения, которые предоставляются без проведения конкурсов и аукционов, участков недр федерального значения континентального шельфа РФ, участков недр федерального значения, расположенных на территории РФ и простирающиеся на её континентальный шельф, участков недр федерального значения, содержащих газ, для разведки и добычи полезных ископаемых осуществляемых по совмещенной лицензии, а также о предоставлении права пользование такими участками без проведения конкурсов и аукционов;
2) осуществляют подготовку перечня участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование, утверждают перечень и условия предоставления участков недр, за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения;
………………………………………
3) осуществляют подготовку условий пользования участками недр для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых относительно каждого участка недр, за исключением участков недр местного значения.
В соответствии со статьей 10.1 основаниями для возникновения права пользования участками недр являются:
1) решение Правительства РФ:
…………………………………………
2) решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр:
……………………………………
Таким образом, практически вся полнота власти по управлению недрами огромной территории Российской Федерации сосредоточена в федеральном органе управления государственным фондом недр (Роснедра). Этот орган определяет, какие участки недр на территории страны следует изучать, какие нет, он формирует условия пользования участками недр (правила игры), определяет перечень заявочных документов и их содержание, формирует комиссию по рассмотрению заявок на право пользования участками недр и принимает решение по выдачи лицензий или отказу в её выдачи.
Такая система управления недрами страны действовать в интересах государства может при двух основных условиях:
- наличию кристально честных, неподверженных коррупционной заразе, чиновников;
- наличию института отраслевых геологов, способных профессионально оценивать территорию страны по различным видам полезных ископаемых, выделять наиболее перспективные направления изучения территории и перспективные участки для их дальнейшего лицензирования.
Ни одно из этих условий в современной действительности не соблюдается.
Некоторые чиновники предыдущего призыва (до смены правительства 2012 года) в открытую говорили, что я могу выдать лицензию, могу её не выдать, и все будет по закону! Это и есть та благодатная почва для реализации коррупционных идей. За прошедшие 10 лет в геологическом сообществе сложилось устойчивое мнение, что получить право на пользование недрами можно в случаях:
- если занести «мешок» денег чиновнику принимающему решение;
- если организуешь звонок вышестоящего чиновника, способного дать команду о выдаче лицензии;
- по случайному стечению обстоятельств (случается крайне редко).
Институт отраслевых геологов в федеральном органе по управлению недрами практически отсутствует, сохранившиеся профессионалы заниматься аналитической работой не имеют возможности. Замена института отраслевых геологов соответствующими научно-исследовательскими институтами также не решает проблемы, поскольку и последние испытывают острую нехватку квалифицированных кадров. Поэтому в большинстве случаев компании, желающие получить право пользования недрами, самостоятельно выделяют перспективные площади и подают на них заявки в территориальные органы управления недрами. Территориальные органы на основании принятых заявок формируют свои предложения для включения в перечень участков подлежащих лицензированию и отправляют его в федеральный центр.
Далее включается в действие механизм: «дать или не дать». Работает этот механизм на нескольких уровнях:
- включить или не включить интересующий вас участок в перечень. При этом чиновник не обязан по закону объяснять мотивы своего решения;
- принять или не принять от вас заявку на получение лицензии, если интересующий вас участок недр попал в перечень и последний опубликовали;
- решение комиссии будет положительным или отрицательным, даже если вы представили полный перечень заявочных документов, определенных федеральным органом.
Причин для отказа чиновник может найти великое множество.
Кроме чиновничьих преград к получению лицензии, есть еще одна, порожденная действующим законодательством, рейдеры. Если участок недр федерального значения не содержит известных месторождений, то в случае, когда на этот участок подана одна заявка, лицензия может быть выдана без конкурса. Если появляется вторая и последующие заявки, то лицензия выдается по результатам конкурса или аукциона, которые организовываются Правительством РФ. Это положение способствовало появлению ряда компаний, которые подают заявки практически на все участки недр, опубликованные в перечне. Далее представители этих компаний направляются в организации, реально готовые работать на этих участках и предлагают им сделку: вы платите нам (деньги не малые), а мы забираем свою заявку. Аукционов и конкурсов можно было бы и не бояться, но Правительство РФ организовывать их на участки недр, где нет известных месторождений, не торопиться и эти участки уходят в небытиё на неопределенно долгое время.
Так что же происходит с отраслью при такой системе управления недрами?
Хочу привести пример из собственного опыта.
В середине девяностых годов прошлого столетия нам удалось создать небольшой коллектив из опытных геологов и молодых программистов с целью внедрения в процесс геологоразведочных работ современных технологий. К 2004 году основной этап работы был завершен созданием «Автоматизированной системы анализа геолого-геофизических материалов с целью прогнозирования и поиска месторождений полезных ископаемых «Proex-geology» (свидетельство Роспатента № 2004610060). С применением вышеназванной системы мы проанализировали практически все имеющиеся на тот момент геолого-геофизические материалы по северу европейской части России, выделили ряд новых площадей перспективных на обнаружение месторождений полезных ископаемых, начали процесс получения права на их геологическое изучение и встретили отчаянное нежелание чиновников выдавать лицензии на эти площади. При этом других претендентов на эти площади не было, государство их изучение тоже не планировало. Процесс «добычи» лицензий длился около двух лет и сопровождался встречами с чиновниками Роснедра различных уровней, письмами руководства региона к ним и судебными разбирательствами, которые, в конечном счете, и повлияли на решение чиновников о выдачи лицензий. После получения лицензий в 2006 году мы увеличили численный состав компании до 30 человек в основном за счет приёма на работу молодых специалистов. Этим коллективом, с привлечением на производственную практику от 30 до 50 студентов геологических специальностей ведущих ВУЗов страны, за три полевых сезона выполнили большой объём работ по геологическому изучению площадей, общим размером более 27600 км2. В результате были получены прямые признаки наличия на лицензионных площадях искомых месторождений полезных ископаемых. В 2008 году финансирование проекта было остановлено в связи с мировым финансовым кризисом, а в 2009 году иностранный инвестор вышел из проекта. Новый российский инвестор готов был открыть финансирование проекта при условии продления срока действия лицензии на два года. Наша заявка, поданная в соответствии с пунктом 7) статьи 22 ФЗ « О недрах», с просьбой внести изменения в сроки действия лицензии более полугода рассматривалась федеральным органом и в результате мы получили отказ. Новые заявки на получение права пользования недрами на этих же площадях второй год остаются без ответа.
В результате молодой перспективный коллектив пришлось распустить, регион потерял 30 постоянных рабочих мест, подрядные организации потеряли объемы работ (это тоже рабочие места), ежегодно 30-50 студентов геологических специальностей потеряли возможность прохождения производственной практики, 27600 км2 территории страны остаются без геологического изучения, новейшие технологии в области прогнозирование и поиска месторождений полезных ископаемых оказываются невостребованными, возможность обнаружения новых месторождений полезных ископаемых отодвигается на неопределенный срок. Таких примеров по стране десятки, если не сотни.
Мне могут возразить, что выдавливание мелких и средних компаний из процесса геологического изучения страны и желание оставить в этом процессе только крупные и гигантские горно-добывающие компании, это политика государства. Смею заверить, если это политика государства, то она глубоко ошибочна. Мировой опыт показывает, что крупные и очень крупные копании не будут вкладываться в начальный этап геологоразведочных работ, за исключением поисковых работ вблизи имеющейся инфраструктуры горнодобывающих предприятий. Но они внимательно отслеживают результаты работ юниорных (мелких) компаний и туда, где появляется положительный результат, очень быстро приходят со своими деньгами и производственными мощностями. Россия не исключение, здесь действуют те же экономические законы, что и во всем мире. Поэтому юниорные компании надо не убивать и, если не оказывать всемерную поддержку, то, по крайней мере, позволить им работать.
Очевидно, что действующая система управления недрами неэффективна и коррупционна, тем не менее, «Стратегия развития геологическое отрасли до 2030 года» изменения нормативно-правовой базы в части доступности геологической информации и заявительного принципа получения лицензий предусматривает на третий этап (2021-2030 годы). К этому времени, при действующей нормативно-правовой базе, выделять перспективные площади и подавать на них заявки будет, пожалуй, уже некому.
В настоящее время даже крупные компании, на первый взгляд вполне благополучные, испытывают острую нехватку квалифицированных кадров. Разрыв между поколениями специалистов только увеличивается. Одними призывами с высоких трибун о повышении привлекательности профессии и привлечении в неё молодёжи проблему не решить. Нужно сохранять и создавать новые высокотехнологичные рабочие места, чтобы молодому специалисту было где и, что немаловажно, интересно работать. В противном случае, геологическая отрасль может полностью потерять квалифицированных специалистов и, как в петровские времена, придется приглашать зарубежных, а последние не очень любят готовить себе конкурентов.
Если мы действительно хотим начать возрождение геологической отрасли, то необходимо вернуть профессионалов к управлению природными ресурсами. Заявочный принцип получения лицензий нужно вводить незамедлительно. При этом чиновнику должна быть отведена роль контролера наличия или отсутствия выданных лицензий на заявленную площадь по данному виду полезного ископаемого, наличию ограничений по ведению работ (инфраструктура оборонного ведомства, присутствие опасных захоронений, ограничения экологического характера и т.д.). Время от регистрации заявки до получения лицензии ограничить 30-60 днями, основной объём работ по лицензированию делегировать на территориальный уровень.
Частный инвестор должен быть уверен, что в случае успеха в процессе геологического изучения площади, лицензия на разведку и разработку выявленного месторождения ему будет выдана. Потому в действующее законодательство необходимо ввести норму безусловной выдачи лицензии на разведку и разработку месторождения лицу, открывшего это месторождение в процессе геологического изучения площади.
Государство не имеет право полностью устраняться от геологического изучения территории страны. Проведение региональных исследований с последующим составлением и уточнением геологических и других специальных карт, являющихся основой для прогнозирования и поиска месторождений полезных ископаемых, должно быть прерогативой государства. Результаты этих исследований необходимо оперативно помещать в источниках, доступных для анализа потенциальному частному инвестору.
Необходимо снять ограничения доступа, или установить минимальные сроки таких ограничений (1-2 года), к геологическим материалам по завершенным работам, выполненные частными компаниями. Такая практика широко применяется во многих зарубежных странах, что позволяет анализировать имеющиеся геолого-геофизические материалы широкому кругу специалистов и привлекать значительные финансовые средства для геологического изучения территории страны.
Эти меры, наряду с реализацией государственных программ, позволят привлечь в отрасль финансовые средства, создать новые рабочие места, обеспечить молодым специалистам возможность профессионального роста и, тем самым, начать возрождение геологической отрасли. Время для принятия решения осталось очень мало, точка «возврата» совсем рядом.
--------------------------------
Примечание. Тема диссертации В.В.Путина: «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений (Санкт-Петербург и Ленинградская область)»
Материалы по теме
- О похождениях недропользователя в Сибири. Эссе (Читать)
- О проблеме управления горно-геологическим комплексом России (Читать)
- Открытое письмо Президенту Российской Федерации ПУТИНУ В.В. (Читать)
- О геологических проблемах в недропользовании (Читать)
-
Ответ на письмо (читать)
Комментарии, отзывы, предложения
Влад, 19.10.13 15:54:23 — Гость из Ха, 14 октября 2013
Вы говорите, что повлиять на повестку возможность есть. Я с этим согласен. Но самый лучший способ заставить их шевелиться уже в действии. Люди просто уехали из Сибири в более теплые и уютные края. Народ разбежался, работать некому, потому чиновники спохватились и, как вы говорите, Интернет мониторят.
Вот и пусть работают, чего зря зарплату получать. Пусть думают, как людей обратно в Сибирь завлечь. В Сибири ведь зимой холодно, летом комары и мошка, медицина примитивная, цены высокие. Уехали из Сибири люди и правильно сделали.
Выгнать бы всех, кто правит, как Ишаева, но другие не лучше. Ведро с дерьмом. Как не перемешивай, лучше не будет.
Гость из Ха, 19.10.13 17:03:11 — Влад
Я же не о тех волнуюсь, кто уехал, а о тех, кто остался. Кто-то уехал, кто-то приехал. Жизнь на месте не стоит. Тем более, что сейчас не проблема уехать и приехать. Если будут условия для работы, не успеешь и глазом моргнуть, как появятся желающие. Так было всегда. Обидно, только, что многие могут не дожить до этих условий. А особенно обидно за тех, кто долбит эту стену, а результатом будут пользоваться другие.
А Ишаев, кстати, далеко не ушел (как и обещал)... и должность у него получше сейчас, чем была.
Сибирь, 01.11.13 10:57:42 — Щукину
Владимир Сергеевич, есть продвижение по Вашим обращениям?
Щукин В.С., 01.11.13 11:43:02 — Сибирь
Если говорить о МПР и вышестоящих органов, то все они отправили ответы и на этом успокоились.Сейчас работаю на местном уровне, пытаюсь найти поддержку среди депутатов и партийцев. Пока особых результатов нет, только разговоры. Выжимки из материалов уже попали в гос. органы. Будем ждать реакцию.
Виктор Николаевич, 06.12.13 10:41:57
Поддержите инициативу по разрешению золотого туризма в РФ на сайте Общественная Российская инициатива. Вот ссылка https://roi.ru/6360. Это важно для России это тысячи рабочих мест!
Это первое, второе поддержите инициативу по написанию нового народного закона «О Недрах». Ибо существующий просто ужасен. Инициатива того же автора.
Версия для слабовидящих, 06.12.13 14:42:57
Голосование закончится-13.08.2014ГОДА!а ПОСЛЕ ЭТОЙ ДАТЫмыло да мочало,начинай сначало
Гость, 25.02.14 02:48:16 — Всем
В "Дальневосточном Капитале" вышла большая статья в февральском номере, со ссылками на В.С. Щукина.
Щукин В.С., 10.06.14 10:10:59 — Всем
Получил лицензии на свои площади. Этапы пути к лицензиям следующие:
Октябрь 2011 года- заявки на получение права пользования недрами. В перечни 2011-2012 годов заявленные площади не вошли.
Ноябрь 2012 года. Новые заявки на эти же площади.
7 ноября 2013 года. Заявленные площади включены в перечень, приказ №431 МПР РФ.
9 декабря 2013 года. Заявки на получение лицензий в соответствии с перечнем.
13 февраля 2014 года. Заседание комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
25 марта 2014 года. Оформление протокола заседания комиссии.
8 мая 2014 года. Издание приказов об оформлении лицензий.
3 июня 2014 года. Лицензии оформлены, зарегистрированы и получены.
В общем, можно писать новую повесть о похождениях недропользователя.
савиных михаил ильич , 10.06.14 10:15:42 — Щукину
Поздравляю! Таки сделано!
Б.Кавчик, 10.06.14 10:49:48 — Щукин В.С., 10 июня
Владимир Сергеевич, спасибо за конкретную информацию. Пожалуйста, уточните какую именно лицензию вы получали?
Может, вы еще сможете прикинуть в какую сумму обошлись вам государственные услуги (хоть примерно: сколько бумаги, времени-зарплаты, платежей за экспертизу и т.п.).
Давайте, напечатаем ваш расчет в журнале "Золотодобыча".
Щукин В.С., 10.06.14 16:21:05 — Кавчик Б.К.
Пять лицензий на поиски алмазов в Архангельской области, участки Патракеевский, Козольский, Филатовский, Дубровинский, Спасский. Никому, ничего не проплачивал! Писал, спорил, доказывал. Пришлось изучить много министерских нормативных документов (и Роснедра тоже). Когда оперируешь их документами, доказывать проще.
Расходы, три поездки в Москву, две в Питер. Зарплату не начислял, но в последствии буду людям её компенсировать.Расходы на телефонные переговоры и бумагу, конечно, не учитывал. Сколько км. нервов истрачено учесть не возможно. Говорят, они не восстанавливаются. Недавно общался со своими зарубежными коллегами, рассказал о своих "приключениях". Сперва не поверили, что такое возможно, потом вместе долго хохотали.
Щукин В.С., 16.09.16 07:51:11 — всем
Открыли две новые трубки. Это первые новые трубки за десять лет (если я не ошибаюсь) поисковых работ в регионе. В настоящий момент изучаем вещественный состав новых объектов. Получается, что не зря столько лет бились за лицензии и за право работать на своей земле.
Gen&Kap, 16.09.16 09:32:14 — В.С. Щукину 16.09.16
Поздравляю!! Можно ли сегодня пройти Ваш путь для получения лицензии по заявительному принципу? Ждет от Вас мастер- класса.
anm, 16.09.16 12:45:55 — Щукин В.С.
Уважаемый В.С., искренне поздравляю Вас! Увы мне вряд ли хватит терпения пройти весь Ваш тернистый путь. Очень опасаюсь за свою нервную систему! Хватило одного посещения местного отдела Роснедра, чтобы решить, что не хочу лично иметь с ними ни каких дел. Только если найдутся партнёры, которые будут решать все организационные вопросы. А с моей стороны - золото(и не только)-рудные объекты, их поиск, разведка. Причём могу обеспечить такие объекты в самых неожиданных местах, там, где о них пока, возможно, ещё никто ничего не знает. Не мало объектов уже имеется на примете в ближних для меня регионах: Челябинская, Курганская, Свердловская, Тюменская, Омская области. Из последнего - Новосибирская, Иркутская области и Бурятия.
По алмазам, в этом году был опыт изучения своим методом найденной в BC (Канада) трубки. Вроде бы он позволяет их оконтуривать. К полученным им оценкам содержаний алмазов пока отношусь осторожно, надо перепроверять их. Но что интересно, вижу чёткое соответствие наблюдаемой там фактуры со взглядами Кусова Б.Р., изложенными в его монографии "Генезис некоторых углеродсодержащих полезных ископаемых (от метана до алмаза)". В качестве поискового метода представляется интересной опробованная возможность экспрессной оценки присутствия алмазов в потоках рассеяния, тем самым разбраковывая долины и выходя на источник.
В.С.Щукин, 18.09.16 19:32:48 — Gen&Kap
Спасибо за поздравления! Мастер класс, это слишком громко сказано. Полный цикл по 61 приказу я еще не прошел, пока только падал заявки. Отсутствие этапа перечня значительно сокращает время до получения лицензии, при этом объём заявочной документации примерно такой же(около 100 стр), но требования к подаваемым документам существенно повысился. На площади желаемого участка не должно быть запасов по любому виду полезных ископаемых и прогнозных ресурсов по категориям Р1 и Р2, кроме того должно быть хорошее геологическое обоснование. В целом, сложностей особых нет. Желаю удачи!
Gen&Kap, 18.09.16 19:47:55 — В.С. Щукину
Спасибо. Понял. Начал готовить внуков к бесплатной работе по поискам месторождений.
В.С.Щукин, 18.09.16 19:53:07 — anm
К сожалению не знаком с вашей методикой прогнозирования и поиска месторождений полезных ископаемых, могу только сказать, что на каждый желаемый участок должно быть надежное геологическое обоснование, которое убедит комиссию по рассмотрению заявок выдать Вам лицензию. Что касается чиновников на местах, то, видимо, вам просто не повезло. В нашем районе работают профессионалы, с которыми можно и нужно работать.
В.С.Щукин, 02.11.17 08:36:47 — всем
Открыли еще пять трубок, теперь их семь. Работы значительно прибавилось, а финансирование урезали. Сейчас ищу новых инвесторов. В общем, "покой нам может только сниться".
Остап, 02.11.17 14:59:11 — В.С.Щукин, 02.11.17
У вас, коллега, дело поставлено на научную основу. Так сейчас и надо. В наше время деньги на автомобильный пробег или на заготовку рогов и копыт можно было собрать. Народ тогда проще был.
Гость из Ха, 14.10.13 18:58:00
Повлиять на повестку возможность есть. Для этого и ищу заинтересованных. Руководство прибыть обещало... и оно прибудет, если там будет о чем поговорить, а главное, с кем. Обычно оно видит на таких мероприятиях представителей большой кучки, про которых и так все ясно.Остальные встают в позу "Че мне там делать?". Администрация Ха, скорей всего не тот уровень. Т.к. в МВР(Минвостокразвития) есть свой отдел недропользования, и у главы МВР есть зам по вопросам природресурсов. Все это есть. И все эти люди активно мониторят обстановку. Пока. Грех не воспользоваться, пока есть интерес. Если соберется народ, примет обращение (резолюцию, письмо, предложения), его все-равно заметят.