Рейтинг@Mail.ru

О геологических проблемах в недропользовании

Власов Н.Г., зам.ген.директора по геологии, гл.геолог ЗАО УК «Петропавловск»
Золотодобыча, №162, Май, 2012

О  кризисном состоянии геологоразведочной отрасли и минерально-сырьевой базы страны говорится много. Но изменений к лучшему не чувствуется. Наоборот, проблем в недропользовании из года в год становится всё больше и больше. И причина этого, на мой взгляд, это стремление государства как-то приспособить (!)  имевшуюся старую, хорошую социалистическую геологическую структуру ("машину") к требованиям сегодняшнего, иного времени. А основное в этом требовании – это быстро и дёшево  найти и разведать рентабельное месторождение. Что же мешает сегодня это делать в России? На некоторых проблемах останавливаюсь ниже. 

Стадийность ГРР – одна из причин затратной и длительной разведки выявленного месторождения. Сегодня их две – геологическое изучение и разведка (эксплоразведку не учитываем). Каждая из них завершается разработкой кондиций временных и соответственно постоянных, которые призваны оценить промышленную значимость выявленного месторождения. Первые (временные) - чтобы принять решение государству (сегодня  недропользователю) о целесообразности дальнейшей разведки выявленного, рентабельного (?) к отработке месторождения; вторые (постоянные) – о целесообразности его отработки определённым способом. На мой взгляд, является лишней, если не планируется опытно-промышленная разработка, вся эта «бумажная суета» (ТЭО временных кондиций, отчёт по поискам и оценке, проект на разведку). Из-за неё мы прерываем на 1,5-2,0 года непрерывный геологоразведочный процесс. По сути, полевые партии, выявившие это месторождение, должны остановить полевые работы (ликвидировать полевые базы) и заняться в это время одной камералкой, т. к. без проекта на разведку работать нельзя. Разработка каждых кондиций – это титанический труд, дорогое удовольствие, требующее 1-1,5 года напряженной работы большого коллектива наиболее грамотных геологов

Тогда, в советское время, не имея такого компьютерного обеспечения, это надо было делать, чтобы обезопасить государство от возможно нерентабельной траты  народных средств на ненужную разведку «забалансового месторождения». А сегодня, когда мы часто говорим о предпринимательском риске, когда увидеть целесообразность дальнейшей разведки выявленного месторождения каждый недропользователь может лишь щелкнув клавишей компьютерной "мышки", то зачем ему нужна столь громоздкая, неповоротливая, дорогостоящая государственная «машина», оставшаяся в наследство от социалистического хозяйства. Если нам так тяжело расстаться с ней, то надо хотя бы разрешить  совмещение в одном проекте разные стадии ГРР, даже если это не указано в лицензии, и оставить разработку временных кондиций на усмотрение недропользователя. Это сохранит недропользователю время и деньги на полевые работы. 

Государственная экспертиза проектно-сметной документации – рецидив прошлого. Как и раньше, мы сегодня продолжаем считать ненужные сметы на ГРР по старым СНОРам и ССНам, хотя сегодня в стране на все товары и услуги рыночные, договорные цены, которые  никак не учитывают цены утверждённых смет. Более того, экспертиза указывает несмышленому недропользователю, как правильно надо искать месторождения, какие работы и как надо проводить, и чтобы они обязательно соответствовали по инструкции проектируемой стадии работ. И только после полного завершения одной стадии можно приступать к следующей, никоим образом не «утяжеляя» раннюю стадию объемами исследований последующей и наоборот. Но при этом  государственная экспертиза проектов и смет не несёт никакой ответственности перед акционерами недропользователя за конечный отрицательный результат (нет месторождения или не быстро и не дёшево), полученный при выполнении их указаний.

Большая часть человечества успешно обходится без государственной экспертизы проектно-сметной документации на ГРР, но при этом больше открывает месторождений. Видимо, у них остаётся больше средств и времени на непосредственные поиски этих месторождений. 

Постоянные разведочные кондиции – препятствие к быстрому и эффективному освоению месторождения.

Важнейшим документом, дающим «юридическую жизнь» месторождению в России, является «Технико-экономическое обоснование (ТЭО) постоянных (!) разведочных кондиций». Раньше, при плановой экономике, для большинства месторождений они разрабатывались и утверждались государством один раз на весь период их эксплуатации. Поэтому и называются «постоянными». На их основании и по сей день утверждаются государством разведанные запасы, разрабатываются и согласовываются технические проекты освоения месторождений, оформляются горные отводы и осуществляется добыча руды. Поэтому мы часто слышим: нет кондиций – значит, и нет месторождения. Прошу не путать с «временными кондициями». Их разработка и утверждение государством «в век сплошной электроники» и компьютерных программ практически почти ничего не даёт недропользователю.

Но для разработки ТЭО постоянных разведочных кондиций, по гласным и негласным требованиям, месторождение должно быть детально разведано. Доля высоких (наиболее достоверных) категорий запасов должна составлять более 60 % (хотя конкретно об этом нигде не говорится). В противном случае, очень часто государство считает месторождение  недоизученным и постоянные разведочные кондиции по нему не утверждаются. Примеров этого много. Следовательно, освоение данного месторождения в промышленном масштабе отодвигается на неопределённый срок. Вместе с этим отодвигается и решение экономических и социальных проблем в регионе, в компании - недропользователе.

На мой взгляд, это не соответствует действующей у нас нормативной базе. Противоречивый Закон «О недрах» декларирует «быстро» (ст. 26, 29) и «эффективно» (ст.  23, пункт 5) осваивать месторождения. Для этого он допускает возможность добычи на самом раннем этапе исследований месторождения, когда не может быть и речи о высоких категориях запасов - на стадии геологического изучения. Подтверждают по сути это и «Методические рекомендации...», утверждённые распоряжением МПР № 37 от 05.06.2007 г. Они декларируют, что «рациональное соотношение запасов различных категорий определяется недропользователем (!) с учётом допустимого (?) предпринимательского риска». А вот величину этого допуска, видимо, определяет опять-таки чиновник, ни за что не отвечающий и ничем не рискующий. Следовательно, без детальной разведки месторождения промышленная эксплуатация его невозможна, что чётко сказано в действующей «Классификации запасов...».

Постоянные разведочные кондиции, вопреки Закону «О недрах», не способствуют эффективному освоению месторождений. Разговоры об этом среди геологов ведутся аж с прошлого века, в том числе и среди руководителей ГКЗ, а толку нет никакого.

В рыночных условиях, когда основные экономические показатели (цена товарной продукции и эксплуатационные затраты), определяющие показатели кондиций, а следовательно, и величину запасов, существенно меняются в течение месяца или квартала, говорить о ПОСТОЯННЫХ разведочных кондициях смешно. При непостоянной, нестабильной, рыночной экономике не может быть постоянных кондиций. За 1,5-2 года, затрачиваемых на составление (разработку) и утверждение этих кондиций, их основные показатели, наиболее чувствительные к колебаниям экономики и определяющие величину запасов (бортовое и минимально-промышленное содержание), уже устаревают, не дожив до практического их применения. Но после их утверждения, несмотря на любые экономические потрясения, недропользователь обязан строго следовать им при добыче полезного ископаемого. Чтобы угнаться за новой изменившейся  рыночной ценой и полнее отработать месторождение, он должен разработать и утвердить новые «постоянные» кондиции, пересчитать и утвердить по ним новые запасы, разработать и согласовать дополнение к техническому проекту (практически новый тех. проект), изменить горный отвод. На это опять потребуется 1,5-2,0 года. К этому времени из-за изменения рыночной цены, возможно, отпадёт надобность в этих уже устаревших показателях кондиций, и нужно делать новые. Поэтому в современных рыночных условиях ни о какой эффективной, рациональной и наиболее полной отработке месторождения, как того требует Закон, при наличии «постоянных» кондиций не может быть и речи.

Какой же выход из этого тупика? Давно назрела необходимость отказаться от «постоянных разведочных кондиций» если не совсем, то частично. В геологической печати предлагаются динамические или «плавающие» кондиции. Они в сочетании с компьютерными программами, даже в режиме «online», могут обосновать оптимальное соотношение полноты отработки месторождения (бортовое содержание, параметры карьера, количество запасов) и стабильность работы рудника (ВНД) в зависимости от существующих на предприятии эксплуатационных затратах и рыночной стоимости конечной продукции на данный момент. А что же остаётся государству? А оно должно для каждого месторождения утвердить свою графоаналитическую зависимость основных показателей кондиций, по которым при эксплуатации месторождения будут, как минимум, ежегодно согласовываться планы развития горных работ и списываться с госбаланса погашенные запасы. 

Сквозная лицензия (поиски, оценка, разведка и добыча) – это фикция.  Согласно статье 11 Закона "О недрах": «Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока…». Фактически в жизни всё по-другому. Она даёт право на ведение только поисково-оценочных работ на всей лицензионной площади в указанных координатах и границах в течение первых 3-5 лет. Затем её площадь сужается, как «шагреневая кожа», хотя координаты остаются прежними. На разведочной стадии лицензию подменяют незаконные (нет такого в Законе) и никому не понятные «границы месторождения» (нет такого в геологическом словаре). Только в их пределах недропользователь имеет право вести дальнейшую разведку. А последующая добыча разрешается ещё на меньшей площади, только в границах горного отвода. Так причём тогда лицензия с её координатами, границами, выданная на 25 лет?

Чем это чревато? Не всегда за первые 3-5 лет поисково-оценочных работ можно всё узнать о структуре выявленного месторождения или рудного поля, не говоря уже о лицензионной площади. Знающие геологи говорят, что это можно выяснить только полностью отработав данное месторождение. К примеру, на разведанном Токурском золоторудном месторождении основную рудную структуру - минерализованную зону надвига увидели только через 47 лет его эксплуатации. Но было поздно, предприятие «умерло» в начале 90ых, породив массу социальных проблем.

Поэтому для наиболее полного изучения лицензированных недр нельзя ограничивать их изучение на протяжении всего срока действия лицензии. Наоборот – надо стимулировать наиболее полное их изучение, с привлечением всё более современных методов. Только так государство сможет продлить жизнь построенному предприятию, сохранить инфраструктуру в районе и рабочие места как можно дольше. Я думаю, в этом оно должно быть заинтересовано.

Есть ещё и вторая, ещё более негативная «сторона медали» сквозной лицензии. Виталий Несис в одном из своих интервью, ратуя за сквозные лицензии, сказал: «Если будет успех (имеется ввиду открытие месторождения), он твой». Это далеко не так. Если будет большой успех (более 50 т золота), то выявленное на поисково-оценочной стадии месторождение может быть переведено в разряд стратегических, где ваш успех уже может оказаться не вашим. Следовательно, государство не гарантирует Вам ни полный срок действия вашей сквозной лицензии, ни пользование результатами вашего труда.

И ещё одна проблема сквозных лицензий. В последнее время в некоторых регионах их контур причудливо изогнут за счёт вырезания из них речных долин с россыпями золота. Ширина таких вырезанных, как правило, наиболее перспективных  участков на данной площади, может достигать 2-3 км, а протяжённость – десятков. Они не только недоступны для изучения в момент действия лицензии, они так и останутся неизученными после отработки россыпи. И второе. Нашли вы что-то рудное среди гор, за пределами этих долин – не слишком радуйтесь. Где вы будете размещать свою инфраструктуру добывающего предприятия (фабрику, хвостохранилище, посёлок)? Только на крутых склонах или за пределами лицензии, поэтому в экономику освоения данного месторождения не забудьте заложить дополнительную транспортировку руды, хвостов, людей и т. д. Так как в долинах вам не разрешат это делать: либо государство не выдаст справку на безрудность долины, либо другой недропользователь, владеющей землёй и лицензией на россыпь. Поэтому надо узаконить целостное изучение площади, а не вырезать из неё «лакомые куски» и оговорить при этом в лицензиях взаимоотношения между различными недропользователями, как того требует действующее (!)  «Положение о порядке лицензирования пользования недрами». Если серьёзный недропользователь собирается выявить месторождение и построить  на нём предприятие, то такие ущербные лицензии ему не нужны.

Это далеко не полный перечень проблем по недропользованию в России, поэтому и поток инвестиций в геологию не столь бурный, поэтому мы и имеем то, что имеем.


-0+0
Уникальные посетители статьи: 23973, комментариев: 27       

Комментарии, отзывы, предложения

Игорь, 13.07.13 01:46:12

Сейчас пишем "Отчет о результатах пересчета запасов по россыпному месторождению золота". Запасы были подсчитаны еще по кондициям 1985 года, нынешние кондиции 2009 года примерно в полтора раза ниже, естественно стремление прирастить запасы и качественно отработать месторождение. Пока считали-чертили-писали-оформляли-экспертировали... цена на золото упала почти в полтора раза...

"Не долго музыка играла,

Не долго фраер весел был..."

Жареный, 13.07.13 06:23:17 — Игорю

Какая россыпь? Какие у тебя запасы? Вот наша Наталка гавкнуть может, это да! Придется вольноприносительство разрешать вместо Наталки.

Масяня, 13.07.13 06:27:03 — Журавлеву

Новый назначенец - обанкротил предыдущую компанию. не он конечно один, но с его непосредственным и прямым участием. думаю - не надо объяснять что по законам РФ этот новый назначенец не имеет права занимать руководящие должности(любые!!!) - в течении ряда лет (обычно суд определяет срок от трёх лет) ... у нас же это в порядке вещей, так что - ничего хорошего - тут не ждите ...и не надейтесь даже

Олег, 13.07.13 06:37:55

Госдума приняла законопроект, подготовленный ранее Министерством природы РФ

Министерство природы РФ подвело итоги своей законотворческой деятельности: Государственная Дума приняла ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах».

В новом законе увеличен срок геологической разведки в районах со сложными климатическими и ландшафтными условиями. К ним относятся: Красноярский, Камчатский и Хабаровский край, Якутия, Сахалинская, Иркутская и Магаданская области, а также Ямало-Ненецкий, Чукотский и Ненецкий автономные округа.

Закон устанавливает порядок определения ставок платежей за пользования недрами. Также предлагается увеличение максимальных размеров регулярных платежей за пользование недрами.

Кроме того, новое законодательство определяет полномочия федеральных органов государственной власти в вопросах недропользования. В частности это ведение государственного кадастра месторождений полезных ископаемых, а также порядок ведения и составления государственного и территориального баланса полезных ископаемых.

Органы государственной власти субъектов РФ могут согласовывать технические проекты разработки месторождений, а также проектную документацию на проведение других работ, связанных с пользованием участком недр.

ОСОБЕННО РАДУЕТ:" Также предлагается увеличение максимальных размеров регулярных платежей за пользование недрами."

Частухин, 13.07.13 08:07:06 — Всем

Отличная статья Николая Гавриловича!

Перечитываю её периодически. А кому она интересна, а главное понятна в московских кабинетах? Гляньте состав Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Познавательно.

Высокие чиновники от геологии то ветеринары (буквально так), то НКВДешники.

Смехота и позор. В советское время министры пользовались заработанным личным трудовым авторитетом специалиста. Были биографии.

Сейчас с кем говорить?

Пока не будут в министерствах и думе специалисты такие как - Власов Н.Г., зам.ген.директора по геологии, гл.геолог ЗАО УК «Петропавловск» - так и будем сами с собой переписываться.

А ветеринары геол. законы писать.

Асан, 12.11.13 18:14:11 — Всем

Тут мне в почтовый ящик пришло письмо,а на рекламной полосе вылезло"общественное обсуждение законов"от директа.Открыл я Законопроекты общественной думы-и удивился:тема"Закон О недрах-переписать".В тексте открывается дискуссия для геологов, чиновников,старателей...Что интересно портал Дальнего востока-Недропользование.И вот растерялся-охота все комменты зараз туда отправить,так как там всего два комментария и то не стоящие.Думаю что надо не только писать недостатки действующего закона, а предложения по изменению как должно быть.Видимо это связано с развитием Сибири и ДВ,открыли дисскуссию.Давайте уже все сообщество,здесь присутствующее,поможем им в этом деле.Рука не отсохнет поди. http://nedradv.ru/laws/

АлексМ- Асану, 14.11.13 10:41:52

Асан!

Как известно, все экономически развитые страны существенно опережают РФ по научно-техническому уровню. То же самое и в области законодательства. По сути, наша страна пока "слизывает" проверенные чужие решения. Аналогичная ситуация и в геологии с Законом о недрах. Все понимают- фуфло конкретное, устаревшая постсоветская версия, подготовленная "коммуняками". Поэтому, и улучшать этот закон бессмысленно, нужно просто взять за основу чужое законодательство (Германии, Великобритании, США или пр.), осуществить его привязку к российской "уголовной" (криминализованной) действительности, причем, поручить прявязку не специалистам Роснедра, а тем же буржуям, и дать срок исполнения- 1.12.13 г. Думу обязать принять новый закон до 31.12.13г, чтобы ввести его с 14г.

А все Вами предлагаемые "обсуждения" нелепостей да еще при Дальнедра, это чушь собачья. Извините, конечно, но уж очень мы "заобсуждались". А вот когда выбирает каждый сам себе, то покупает импортное авто взамен знаментых Запарожцев и пр. шедевров. Аналогично, и в области законодательства.

Леший, 14.11.13 12:14:58 — АлексМ

Наша Конституция и большинство законов и так написаны американскими советниками. А Вы опять предлагаете буржуев приглашать. Вы верите, что они будут работать в интересах России? Мы это уже проходили. Одно дело - авто покупать, другое - законы. Может, авторов нового "Закона о недрах" найдем среди посетителей этого сайта? Думаю, желающих будет много.

Так и назовем - альтернативный Проект "Закона о недрах"

АлексМ -Лешему, 14.11.13 13:30:29

Крупный закон- плод коллективных усилий: его концепцию готовят политики, сущностную часть формулируют профильные (но политически уже ангажированные) специалисты, а юридическую - юристы всех мастей. Согласитесь, работа сложная: к примеру, за долгие годы подготовки поправки о вольноприносительстве в действующий Закон о недрах заинтересованный "творческий коллектив" так и не смог выработать вменяемого и приемлемого варианта. Такой у нас народ сверху донизу, раскоряченный между двумя политическими системами. Ничего своего мы не выработаем, да и не нужно. За бугром- проверенная сотнями лет практика, ее и нужно перенимать. Тем более, что и действующая редакция Закона о недрах во многом наследует буржуйские нормы. Что касается участия в законотворчестве нашего контингента (с сайта), то- Боже упаси нас от такой напасти!

Леший, 14.11.13 13:52:25 — АлексМ

Точно. "Заграница нам поможет" (О.Бендер).

В таких случаях обычно спрашивают строгим голосом:

"Вы на кого работаете, АлексМ?"

Если говорить серьезно, то у основных партий в Госдуме есть свои варианты законов, так что выбор есть.

И я не думаю, что состав Комитета по природопользованию Госдумы, где нет ни одного геолога, профессиональнее посетителей этого сайта.

Старик, 14.11.13 15:42:22 — Лешему и АлексМ

В данном случае западные законы к России мало подходят в силу краеугольного отличия - государственной собственности на недра. Все что в них есть, или только может быть - гос. собственность. Отсюда и все советские прибамбасы недропользования - экспертиза проектов ГРР, экспертиза запасов, "постоянные" (!!!) кондиции, согласование проектов добычи, планов развития горных работ, нормативов потерь и прочей ерунды, типа апробации прогнозных ресурсов только для того, что бы участок включили в перечень объектов конкурса для постановки поисковых работ. Представляете, сколько народу на этом кормится, а вы предлагаете их всех по миру пустить.

Тем более, что эта система (наследие СССР) обеспечивает поступление в казну налогов и акцизов с добычи минерального сырья, т.е. собственно основной объем госбюджета, т.к. иное, кроме сырья, у нас не производится.

Закон новый нужен, кто бы спорил. Приспособленный к переходу на капиталистические рельсы.

И проект нового закона о недрах в 2005 г был подготовлен, внесен в Думу, через месяц отозван на доработку и больше туда не вернулся. Кстати, Трутнев сменил Артюхова, как говорили, в том числе и для того, что бы продавить новый закон. Здесь - не выщло, может теперь ему это на ДВ удасться, как представителю президента?

Запад нам в этом деле не помошник, а свои "законотворцы" на радикальные перемены не пойдут, пока на это не будет четкой установки сверху.

Получается, что России опять нужен просвященный монарх, типа Петра или Екатерины Великих, во время которых и были заложены основы горного права и горной промышленности.

АлексМ, 14.11.13 15:47:38

Вот, начались скачки на кривой кобыле

Леший, 15.11.13 02:54:13 — Старик

Как всегда, мы пойдем своим путем.

Главное, чтобы по бумагам было все в порядке.

Леший, 15.11.13 13:25:36

«Закон новый нужен, кто бы спорил. Приспособленный к переходу на капиталистические рельсы.»

Мнение Вассермана:

«Сейчас я пришел к выводу, что социализм в ближайшее время, а конкретно с 2020 года, станет по всем без исключения показателям выгоднее капитализма. Сейчас мы с коллегами понемногу прорабатываем вопросы, возникающие при переходе вновь к социализму, и собираемся найти пути безопасного и безболезненного перехода. Пока ясно, что такие пути есть, но их еще нужно прорабатывать. Более того, я не исключаю, что Чубайс, известный как человек в высшей степени исполнительный, будет организовывать этот переход к социализму так же, как когда-то организовывал переход к капитализму».

Тут еще пример Китая под боком…

Так шо все еще впереди.

Старик, 15.11.13 17:53:10

А кому и в чем, по Вассерману,"социализм в ближайшее время, ... станет по всем без исключения показателям выгоднее капитализма"? Похоже, он переиграл в свое время в "Свою игру". Энциклопедические знания воплощаются в нелепые пророчества.

И что бы в геологии или в горном деле вернуться в социализм, сначала надо лет на 10-15 закрыть выезд из страны, с колючей проволокой по периметру, вышками и патрули с собаками. Тогда, может быть и народится новое племя бессеребрянников, готовых работать в "поле" из интереса к этой работе.

Брэндрю, 26.11.13 10:44:55

В статье хорошо отражено все то, что я и сам чувствую на практике сталкиваясь со сложившейся системой. Большое спасибо Николаю Гавриловичу за статью!

И комментарии вполне отражают недовольство в среде недропользователей. Все закономерно. Да, закон устарел и все это понимают, не дураки чай...

Нужно понимать другое. То, что России сейчас не находится в условиях ни социализма, ни капитализма. Она находится в специфическом состоянии криминализации. Принять в России закон на основе, скажем, JORC или любого другого западного кодекса невозможно, потому, что они принимались для других экономических состояний государства. Нельзя принять хороший закон о недрах, когда другие законы работают избирательно или наполовину, или даже меньше. Кризис системный, а не кризис отдельно недропользования. Президент, как я слышал, не так давно дал указание приспособить наш "Закон о недрах" к требованиям JORC, но "В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную Лань..." К сожалению, мы падаем... Нужно встать на какие-нибудь рельсы, а их нет.

Старик, 26.11.13 12:04:48 — Брэнндрю

А кому президент дал это указание?

И где Вы это слышали?

Zepp , 27.05.19 08:13:59 — АлексМ

Что бы тут и кто не опровергал , вы правы однозначно : нужно просто перепесать чужое горное законодательство . К сожалению любое вторжение российского чиновника в законодательный процесс , убъет даже самый передовой закон. И не надо смотреть на США или Австралию, достаточно если за образец возьмут законы Мали или Ганы . Зделать можно все . Просто ,когда закон делают те , кто никогда на этой земле не работает , получится очередной клубок противоречий.

Влад, 31.05.19 09:12:14

Статья хорошая, только толку с нее никакого. Все как было, так и осталось. У них там в Роснедрах все хорошо, и им ничего менять не надо. Чтобы что-то менялось, надо прилагать силу, это из физики известно. А силу применять некому.

Брат, 31.05.19 14:06:44

Зато мы можем с уверенностью констатировать, что за истекшие 6 лет не нашлось никого, кто бы счёл для себя целесообразным реально улучшить состояние своего бизнеса. Хотя бы в тех рамках, которые прописаны законодателем. Крупных добытчиков всё в сложившейся системе в общем устраивает (ведь любые изменения влекут заботы и хлопоты - а зачем?), а у мелких не та весовая категория, чтобы забрать у системы даже заведомо своё.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «О геологических проблемах в недропользовании»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "девять прибавить 3":