В настоящее время российские законотворцы собираются сделать робкий шаг в сторону освоения мелких непромышленных месторождений золота. В России они пока не используются. Это связано с особенностью российских законов. В нашей стране (единственной в мире) добывать золото можно только из месторождений, в которых подсчитаны и поставлены на государственный баланс запасы. Подсчет запасов — дорогой и неточный процесс, для мелких объектов он не имеет смысла, поэтому нигде в мире не делается. Из мелких объектов золото добывается, а потом с добытого золота платятся налоги и прочие платежи.
В зависимости от сырьевой базы и законодательства отработка непромышленных месторождений ведется в разных странах различными способами. Опишем некоторые из них.
1. Вольноприносительство (вольное старательство) подразумевает работу на заранее неограниченной (или значительной по размеру) территории и включает поиск золота и его добычу непромышленным способом. Вольноприносители в России (до 1950 г.) обследовали труднодоступные районы и находили золото для добычи. Иногда они открывали крупные месторождения и целые золотоносные районы. Богатейшие Колымские россыпи были найдены старателем Бориской еще до первой мировой войны. Он погиб возле своего шурфа, при нем был найден мешочек с золотом. Сведения об этом дали основание для целенаправленных работ при советской власти. В 40-х годах на Колыме работал прииск, названный Борискиным. Куранахский рудный узел также был открыт небольшой артелью старателей-якутов в 1923 г. и др.
Особенно широко вольноприносительство было развито в России после принятия в 1901 г. Закона «О свободном обращении золота», по которому частным золотопромышленникам и физическим лицам разрешалось свободно осуществлять операции по купле-продаже золота (за исключением его вывоза за границу) или сдавать золото в любые отделения государственных или частных банков.
Вольная золотодобыча продолжалась и после революции. Геологические данные о месторождениях были утеряны. Золото добывалось населением «от мала до велика» на косах, ключиках, старых отвалах. Первые советские предприятия «выполняли» план в значительной мере за счет золота, добытого вольноприносителями /1/. Советское государство старалось их привлечь также к поиску новых россыпей, предлагая значительные премии за новые открытые месторождения. Вот что писали о них в 1935 году /2/: «Старатели-золотничники являются лучшими практиками-разведчиками, выявляя в глухой сибирской тайге богатейшие площади» …. Все предприятия системы Главзолото обязаны широко объявить о льготах и поощрениях, которые будут оказаны первооткрывателям и наиболее активным частным (вольным) разведчикам».
В отдельные периоды «вольноприносителями» называли людей, сдающих золото неизвестного происхождения /3/. В золотоприемной кассе не спрашивали, откуда золото (украл, нашел, добыл). Иногда вольноприносителю достаточно было перейти порог золотоприемной кассы, чтобы легализовать украденное золото. Такого типа вольноприносительство поощрялось, например, в СССР во время Великой Отечественной войны, когда стране было нужно «любое» золото.
Вольноприносители искали и добывали золото на площадях, не занятых золотопромышленниками. Этим они отличались от «хищников».
2. «Хищниками» (от слова «хищение») называли и называют старателей, которые добывают золото на известных месторождениях без разрешения владельца лицензии. Описаны случаи, когда тысячи хищников собирались на богатые россыпи, не обращая внимания на хозяев. Прогнать их удавалось только с применением силы и то не сразу. Иногда хищники добывали достаточно золота, чтобы откупиться от полиции и продолжать незаконный промысел. Хищничество во все времена преследовалось и наказывалось, но никогда не прекращалось. В 2005 году в Монголии толпы «хищников» заняли богатый полигон предприятия «Золотой Восток-Монголия». Освободить полигон удалось после обращения к правительству страны. С хищничеством во всех странах ведется борьба с привлечением ведомственных и государственных охранных структур.
3. Непромышленное старательство ведется на конкретном объекте на основе лицензии, договора или разрешения. В лицензии указывается участок работ и оборудование, которое может использоваться для горных работ и промывки песков. Без дополнительных согласований разрешается использовать оборудование, не наносящее вреда природе. По зарубежному опыту к такому оборудованию относятся: ручной горный инструмент (кайло, лопата и т.п.), лоток, минипромприборы (с мощностью насоса до 2-5 кВт), металлодетекторы и т.п. Перечень оборудования определяется местными природоохранными ведомствами: в одних регионах может быть разрешена только лотковая добыча золота, в других — с использованием миниприборов, металлодетекторов и т.п.
Непромышленное старательство в настоящее время развито, в основном, в странах с низким уровнем жизни, где добыча 0,5-1,0 г золота в день, на сумму $10-20, считается привлекательным заработком (многие африканские страны, Монголия и др.). Стоимость и срок действия лицензий устанавливается местными властями и колеблется в основном от месяца до «пожизненно». В некоторых регионах лицензии выдают только местным жителям, в других — стараются привлечь приезжих (см. ниже — «любительская добыча золота»).
Пример организации непромышленного старательства можно взять из недалекого российского прошлого. До 1950 года любой житель прииска, не имеющий уголовного прошлого, мог получить разрешение на старательство. Разрешение (допуск) выдавало приисковое управление, на территории которого находился участок работ. Разрешения выдавали бесплатно. Нередко добыча золота была добровольно-принудительной. Работникам предприятий и членам их семей устанавливали план на добычу золота в нерабочее время. Добытое золото можно было сдать на предприятие или в золотоприемную кассу и сразу получить деньги или товар. Кроме оплаты за золото, старатель имел социальные льготы (больничный, пенсию), освобождался от уплаты налогов, за хорошую сдачу золото мог получить награду.
В странах с высоким уровнем жизни непромышленное старательство развито слабо. Заработок $10 или 20 в день для их граждан является непривлекательным. Неразвито старательство также при очень бедной сырьевой базе, когда найти участок с хорошим золотом или ценный самородок — редкая удача — и реально заработать добычей золота невозможно. Распространенным вариантом использования непромышленных россыпей в таких условиях является организация туризма.
4. Туризм с добычей золота развит во многих странах, где имеется хоть немного россыпного золота (Швейцария, Германия, Финляндия, США, Канада, Австралия). При умелой рекламе даже мизерные содержания золота позволяют привлечь туристов и за счет них получать доход в течение многих лет, почти не тратя драгоценный ресурс. Изредка кто -нибудь из туристов находит самородок или ценный образец с золотом, что используется для рекламы. Возможность интересно провести время и добыть золото своими руками привлекает людей туда, где нет других развлечений. Фирма организует туристические лагеря, обучение работе, сдает в аренду оборудование, обеспечивает транспортом, проводниками, организует досуг (охоту, рыбалку) и т.п. В результате местные жители получают высоко оплачиваемые рабочие места, а местный бюджет дополнительные налоги. В данном случае лицензию на использование непромышленных россыпей выдают туристической фирме на длительный срок. Туристы занимаются добычей золота на территории турфирмы без лицензий, на основании путевки. На добытое золото фирма выдает сертификат, который дает право на его хранение, перевозку и реализацию. Стоимость путевок и услуг достаточно высокая. На Аляску — около $1000 с человека в неделю (см.стр.39), в Германии 1 час старательства стоит 3 евро, не считая проката оборудования, в Финляндии — от 300 до 400 евро на 10-15 дней и т.п.
5. Любительская добыча золота. В развитых странах непромышленные россыпи используются не только для организованного туризма, но также для любительской добычи золота. Она поощряется региональными властями для привлечения неорганизованных туристов, в том числе из-за рубежа. Так же как и организованный туризм, любительская добыча золота развита в золотоносных регионах Австралии, Канады, США, Финляндии и т.п.
Любительская добыча золота позиционируется как здоровый и увлекательный отдых для всей семьи, а иногда, как разновидность экстремального туризма. Для любителей работают школы, где обучают мыть золото лотком и различным оборудованием, изучают геологию, горное дело. Для непромышленной добычи золота выпускается специальное легкое оборудование, для любителей издаются книги по добыче золота, снимаются фильмы. Только в США имеется около 20 клубов любительской золотодобычи /4/. Это целая индустрия, в которой заняты десятки тысяч людей. Выгоду регионы получают за счет хорошо оплачиваемых рабочих мест, увеличения оборота торговли и услуг, оказываемых приезжим. Любительские лицензии выдаются за минимальную плату, так как главная задача — привлечь туристов. Лицензии дают право на поиск золота и его добычу с использованием непромышленного оборудования. Лицензия также дает право на вывоз сувениров и реализацию найденного золота.
Вот как к этому виду работ относятся, например, в США. «В настоящее время, золотоискателями могут быть и мужчины и женщины, или молодые люди с разнообразным образом жизни, возрастом, и другими различиями. Это просто очаровательные люди с чувством и жаждой приключений, иногда также пенсионеры, которые всегда имели страстное желание попробовать работу с лотком, и добыть хотя бы крупицы золота. Другие люди, занятые обычной работой, могут только выбраться на выходные дни или на праздники. Большинство непрофессиональных золотоискателей, которые занимаются этим в свое удовольствие — это группы семей, которые наслаждаются всем, не взирая и не обращая внимания на возраст. Несмотря на различия в возрасте и образе жизни, они все имеют общую цель, общий интерес. Они все ищут золото для удовольствия!» /5/.
В России непромышленные россыпи золота имеются не только в Сибири и на Северо-Востоке, но и в Подмосковье, Кировской, Саратовской, Нижегородской и других областях. Экономические и природные условия регионов чрезвычайно разнообразны. Соответственно, в России имеются условия для развития всех форм использования непромышленных россыпей. Туризм можно развивать в районах с приемлемым транспортным сообщением в европейской части России, а также вблизи транспортных магистралей Сибири и других районов. Для непромышленного старательства хорошо подходят традиционно россыпные регионы, где были когда-то богатые месторождения и имеется множество техногенных россыпей (Чукотка, Колыма, Бурятия и многие другие). Вольноприносители и туристы-любителей могли бы заняться поиском непромышленных россыпей в плохо освоенных районах.
За счет вовлечения в хозяйственный оборот непромышленных россыпей можно создать новые хорошо оплачиваемые рабочие места и получить заметные социально-экономические выгоды, как это делается во многих странах с гораздо худшей сырьевой базой.
Почему это не делается в России — вопрос интересный. Ответ на него не относится к теме настоящей статьи. Мы с удовольствием узнаем Ваше мнение, уважаемые читатели.
Список использованных источников
1. В.Е.Кириллов, П.Ю.Афанасьев. На золотых промыслах Дальней России. К истории золотодобычи на юге Российского Дальнего Востока. — Благовещенск, РИО, 2003, 272 с.
3. М.К.Жарков. Узаконенные права и льготы для старателей.-Золотая Промышленность, 1940.№5-6
4. Dave McCraken. Gold mining in the 21st Centuru. USA, 2005
5. Gail Bulter. Recreational Cold Prospecting for fun and profit. USA, 1998
6. Я купил лицензию на поиск золота в Австралии по Интернету■