«Советская золотопромышленность» 1940, № 3-4
В работе золотой промышленности за последние годы имел место ряд существенных недочетов. Золотая промышленность не дает тех темпов прироста золота, которые соответствовали бы развитию народного хозяйства страны.
Такое состояние золотой промышленности, прежде всего, является результатом ошибок и перегибов, допущенных в отношении старателей: фактической отмены установленных правительством льгот для старателей и огульного перевода их на государственную добычу.
Линия на увеличение удельного веса государственной добычи была неправильно понята многими трестами, пошедшими по пути ликвидации старательских работ. В связи с этим количество старателей и добываемого ими золота стало ежегодно уменьшаться.
Перевод старательских работ на государственную добычу осуществлялся механически, без учета наличных запасов металла и технической оснащенности объектов. Старательские артели не получали других промышленных участков взамен отобранных; это приводило к искусственному и вредному снижению добычи золота. Работа же старателей-одиночек была предоставлена полному самотеку.
Укрупнение артелей должно было осуществляться на основе строгого соблюдения принципа добровольности и внедрения малой механизации. На деле же такое укрупнение проводилось очень часто путем голого администрирования.
Таким образом, ослабив внимание к старателям и став фактически на путь свертывания их работы, предприятия допустили грубые искажения в своих взаимоотношениях, как с артелями, так и со старателями-одиночками.
Нелишне напомнить сейчас, в связи с приказом народного комиссара, и факты нарушения прав первооткрывателей. Очень часто артели, подготовившие участки, снимались с них. Таким образом, у старателей отбивали охоту искать новые месторождения, заниматься горноподготовительными работами.
Вместе с тем во многих приисковых управлениях были созданы такие условия расчетов со старателями, которые не стимулировали работу по добыче золота и не создавали у старателей уверенности в завтрашнем дне.
Все эти грубейшие искажения в организации старательской добычи не только допускались самими предприятиями, но и санкционировались выезжавшими на места работниками главных управлений. Это не могло не принести золотой промышленности огромного вреда.
Следует указать также, что и общественные, а подчас и партийные организации не уделяли достаточного внимания работе среди старателей, не боролись за неуклонное обеспечение их льготами, предусмотренными законом. На практике нередко оказывалось так, что льготы старателям были отменены. И здесь повинны не только приисковые управления, тресты и общественность золотой промышленности, которые не боролись за неуклонное проведение в жизнь законов правительства о льготах старателям; в первую очередь здесь повинно, Главное управление, которое не поставило во время эти вопросы перед соответствующими организациями.
Сейчас правительство полностью подтвердило все права старателей, которые были узаконены в мае 1934 г. Льготы для старателей являются незыблемым законом, и руководящие работники золотых предприятий обязаны строить свою практическую работу так, чтобы бороться за проведение в жизнь этих законов, оберегать права старателей на льготы.
Отношение к старателям должно быть решительно изменено, нужно окружить их заботой. Местные организации должны укреплять партийное влияние в артелях. Если мы будем уделять больше внимания старателям, то тем самым ускорим подъем; золотодобычи.
Следующий важный вопрос, поставленный в приказе народного комиссара о работе золотой промышленности, касается направления технической политики на наших предприятиях. В первую очередь речь идет об основе основ золотой промышленности — ее сырьевой базе, запасах.
Одной из главных причин недостаточных темпов развития золотодобычи, является отставание геологоразведочных и как следствие — горноподготовительных работ. Запасов, числящихся на геологическом балансе, хватит в золотой промышленности на много лет. Но географическая размещенность этих запасов такова, что многие предприятия не имеют обеспеченной сырьевой базы для выполнения текущей программы золотодобычи. У нас получился разрыв между геологическим балансом и запасами для текущей эксплуатации. Объясняется это тем, что основные запасы сконцентрированы на ряде крупных месторождений, эксплуатационная мощность которых еще далеко не развернута.
Сырьевая база золото-платиновой промышленности была подорвана орудовавшими в ней вредителями. Наркомат цветной металлургии и Главное управление золотой промышленности еще до сегодняшнего дня по-настоящему не справились с ликвидацией последствий этого вредительства
Необходимо решительно выправить положение и много поработать над тем, чтобы запасы золота привести в соответствие с растущей добычей.
В вопросах технической политики должна быть выправлена и другая серьезная ошибка. Она заключается в том, что руководящие работники золотой промышленности в течение последних лет проводили неправильную установку на отработку участков и жил с бедным содержанием, затрачивая на это основные средства, механизмы и материалы; в то же время отработка богатых золотоносных участков и жил откладывалась на последующее время. Эта вредная практика, проводившаяся под флагом борьбы с якобы хищнической отработкой россыпных и рудных месторождений, на деле привела к тому, что мы снизили добычу золота. Наоборот, добыча руды и песков сильно возросла. Так, если добыча руды за последние 5—6 лет дала прирост на 285%, то среднее содержание золота в руде за этот же период снизилось на 24°/о, иными словами, здесь получаются своего рода ножницы. Кривая добычи руды идет вверх, а среднее содержание — вниз. Эти ножницы повторяются и в россыпной золотодобыче. В результате создается положение, когда количество отрабатываемой руды, песков, горной массы с каждым годом растет, а добыча золота соответственно не увеличивается.
Государство ни в коем случае не может допускать хищнической разработки месторождений как наносящей ущерб народному достоянию; но недопустимо и такое положение, когда при наличии богатых золотом участков на практике отрабатывались бедные участки и тем самым расхищались не потенциальные ценности, скрытые в недрах земли, а реальные народные средства. В этом, вопросе предприятиям должна быть дана совершенно четкая и ясная директива, теоретически обоснованная практикой работы золотой промышленности. Наши научно-исследовательские учреждения и Главное управление золотой промышленности должны ликвидировать свою отсталость в разработке, вопросов экономии.
Запущенность на теоретическом фронте привела и к другим грубым ошибкам. Кое-где еще и по сей день считают, что россыпи — это, мол, дело недолговечное, что россыпной добыче золота в Советском союзе приходит конец. А между тем на практике мы видим, что россыпные объекты дают в настоящее время почти столько же золота, сколько добывается и на рудных. Ленские россыпи разрабатываются больше 100 лет и все еще далеко не утратили своего огромного промышленного значения. Поэтому теорию потухания россыпных месторождений нужно решительным образом отвергнуть. Наоборот, мы обязаны строить работу так, чтобы включать на службу советской стране новые россыпные объекты.
Правильное направление технической политики должно быть основой всей практической деятельности научно-исследовательских учреждений золотой промышленности. В своей работе они должны выдвинуть на первый план элементы экономического анализа. В ближайшее время Нигризолото (позже ЦНИГРИ – ред.) должен организовать в своем составе горно-экономическую группу или отдел. Необходимо построить работу научно-исследовательских институтов так, чтобы они занимались, изучением практики золотой промышленности и могли подсказывать хозяйственникам наиболее эффективные и экономичные пути золотодобычи.
В институтах золотой промышленности должны ставиться такие проблемы, которые отвечают ее повседневным интересам и потребностям. Научно-исследовательские работы должны помогать поднимать золотодобычу, самые научно-исследовательские учреждения должны превратиться в боевые штабы творческой теоретической мысли золотой промышленности. Они не должны замыкаться в стенах одного Нигризолото в Москве или Гинзолото в Иркутске (позже ИРГИРЕДМЕТ-ред.), а обязаны иметь на местах свои филиалы и многочисленных сотрудников — научных корреспондентов. Только такая увязка работы институтов с предприятиями позволит им выйти на широкую дорогу в борьбе за подъем золотодобычи.
На работе золотой промышленности за последние годы в значительной мере сказались и существенные недочеты во всей организации производства на предприятиях. Неполное использование механизмов, плохая организация труда наносят большой ущерб делу и ведут к снижению золотодобычи. Максимум внимания необходимо уделять вопросам труда.
Цифры свидетельствуют, что общая обеспеченность рабочей силой на золотых предприятиях составляет 90%, а по основным ведущим профессиям, особенно по горному цеху, она не превышает 60%. Иными словами, мы видим, что вспомогательные цехи укомплектованы хорошо, а в основных цехах ощущается недостаток рабочих ведущих профессий. Это является следствием невнимательного отношения на предприятиях к рабочим ведущих квалификаций. На некоторых золотых предприятиях забойщики находят для себя более выгодным работать водовозами в Золотопродснабе, нежели бурильщиками на руднике. И это не потому, что расценки плохие. Причина та, что плохо поставлена организация работы, отсутствует забота о рабочем месте в забоях.
Все это происходим оттого, что огромная армия инженеров и техников, работающих на золотых предприятиях, отсиживается в канцеляриях трестов и приисковых управлений, а непосредственно на производстве нет должного технического руководства. Очень редко можно найти инженера в качестве мастера на шахте, начальника участка, драги, гидравлической установки и т. п.
Многие инженеры предпочитают роль писарей в канцеляриях. С этим надо решительно покончить. Для того чтобы в дальнейшем не 6ыло ошибок в нашей работе, для того, чтобы мы смогли поднять производство на более высокий уровень, для того чтобы организация труда на предприятиях была лучше, нужно укомплектовать шахты, гидравлики, фабрики, заводы квалифицированными, инженерами, имеющими опыт, но в силу различных причин осевшими сейчас в канцеляриях.
Важное место во всей нашей дальнейшей работе должна занять перестройка геологической службы. В результате допущенных за последние годы ошибок мы отбили у людей охоту идти в тайгу на поиски новых месторождений золота, новых ключей и золотоносных жил. Сейчас не наблюдается большой тяги золотоискателей-старателей, охотников, туристов на разведки золотых сокровищ земли.
Приказ народного комиссара намечает ряд мероприятий, обеспечивающих развитие геологоразведочного дела в золотой промышленности. Для поощрения разведчиков-первооткрывателей и инженеров-геологов вводится новый порядок премирования, который коренным образом отличается от существовавших раньше правил, когда максимальная премия за открытие месторождения устанавливалась в 20 тыс.руб. Теперь размер максимальной премии составляет 200 тыс. руб.
С 1 мая 1940 г. устанавливаются следующие премии за открытие новых золото-платиновых месторождений при содержании золота не менее 3 г на 1 м3 песков и 10 г— на 1 т руды:
Запасы месторождений золота, кг |
Размер премий, руб. |
От 10 до 100 |
3000 |
От 100 до 500 |
5000 |
От 500 до 2000 |
20000 |
От 2000 до 10000 |
50000 |
Свыше 10000 |
1000000 |
При открытии новых, месторождений с содержанием золота свыше 5 г на 1 м3 песков и 15 г на 1 т руды размер премий повышается на 25—100%. Устанавливается, что доходы от премий, выданных за открытие месторождений золота и платины, никакими налогами и сборами не облагаются.
Сама система поощрений сейчас будет способствовать тому, чтобы геологи шли за золотом, а не вообще занимались геологическими изысканиями.
Уменье, опыт, знания геологов нужно направить, на то, чтобы, поставить на службу социалистическому хозяйству новые, не изведанные еще золотые объекты. Открывается большое поле для деятельности научно-исследовательских учреждений и треста Золоторазведка. Созданы большие возможности для творческой работы геологоразведчиков. Наша задача — обеспечить хорошо организованным руководством всю армию старателей, охотников, туристов, отпускников и других разведчиков, которые пойдут искать золото.
В результате широкого развертывания геологоразведочных работ мы должны иметь не геологические запасы вообще, а запасы, абсолютно годные для разработки теми техническими средствами и силами, которыми мы располагаем на сегодня.
Мы должны мобилизовать коллективы трестов и предприятий не только на выполнение плана, но и на перевыполнение его. Только так мы сумеем вернуть свой долг стране. Надо равняться на работу треста Амурзолото, который дал в апреле 145% месячной программы.
Партия и правительство уделяют золото-платиновой промышленности огромное внимание, оказывают ей и сейчас оказали большую и конкретную помощь. Взяться По-большевистски за осуществление стоящих перед нами задач, обеспечить выполнений, плана 1940 г. и создать все условия к бурному росту золотодобычи — таким должен быть ответ работников золото-платиновой промышленности. Вперед, к новым победам в борьбе за подъем золотодобычи.
Комментарии, отзывы, предложения
Виктор., 22.06.11 04:22:31
А умеют ли они читать то что им не нравиться? Сразу буквы забывают. Точно подметил тёзка.
123, 22.06.11 05:04:13
Законы принимает Дума (законодательная власть), а правительство их выполняет (исполнительная власть). Когда будут выборы в Думу не поленитесь сходить. Вспомните при этом, что у ЕР в Думе сейчас большинство, они могли бы принять закон по старательству, но им это не надо.
Капасёв, 22.06.11 08:48:07
"Новое - это хорошо отмытое старое"
Козачишин Игорь, 24.06.11 08:01:40
Практически ничего не поменялось из перечня тех проблем, которые стоят перед золотопромышленностью.
За небольшим исключением: нет больше СССР с его возможностями.
Хантер, 25.06.11 03:12:30
Но тогда хоть признавали ошибки и задачи ставили:
.... В результате допущенных за последние годы ошибок мы отбили у людей охоту идти в тайгу на поиски новых месторождений золота, новых ключей и золотоносных жил.
.... Наша задача — обеспечить хорошо организованным руководством всю армию старателей, охотников, туристов, отпускников и других разведчиков, которые пойдут искать золото.
Сейчас херня полная. В московских конторах мужики хорошо устроились и в ус не дуют. Паралич у них ума и совесть.
Кентавр, 12.07.11 04:30:56
Всё просто.
Раньше думали о стране, а сейчас о своем кармане.
Что, сколько и кто с этого будет иметь. Когда данный вопрос решится - все пойдет как по маслу. И законы примут быстро и мешать не будут.
Простой, 28.03.12 11:59:28
О своем кармане думают все, я тоже. Чего в этом плохого? Приказ обещал наполнить карманы тем, кто ищет. Премии большие были тем, кто нашел. Хорошая табличка приведена.
А сейчас в столице думают, что искать кто-то будет за бюджетные копейки. Дураки наверное.
С Днем Геолога всех!
Dave, 02.06.12 07:19:35
Раньше в России были дельные люди. А сейчас кто там остался?
Дума принимает законы о штрафах митингующим за несколько недель. А закон о вольноприносительстве больше 10 лет ходит по кругу. Ну и чего вас ждет, дорогие россияне? По-моему, беспросветная жопа.
Брат, 07.05.24 20:02:18
Обратите внимание, уважаемые, до чего здраво излагал тему зам.наркома цветной металлургии СССР в 1940 году: "В результате широкого развёртывания геологоразведочных работ мы должны иметь не геологические запасы вообще, а запасы, абсолютно годные для разработки теми техническими средствами и силами, которыми мы располагаем на сегодня". Полагаю, за продажу с аукциона ресурсов в 1940 году непременно бы ставили к стенке! А для роснедовских "героев нынешних дней" такие аукционы обычнейшее дело...
Борисыч, 08.05.24 05:56:08 — Брат
Рыночные отношения. Рынок. Как гласит поговорка: на рынке два дурака...
Смотришь на этот рынок и приходит понимание - дурак всё таки один. И это не продавец.
Виктор, 22.06.11 03:03:22
К сожалению, эту статью не прочтут в Правительстве, а если случайно и увидят, то сделают выводы строго наоборот.