Рейтинг@Mail.ru

Золото «вне закона». Сырьевая база россыпных месторождений истощается? Но есть места, где его много. Что мешает?

Источник: dzen.ru · 20.03.2025 · 724 просмотров · 18 комментариев

Несовершенство российской законодательной системы в области недропользования не позволяет работать компаниям эффективно и без нарушений. За последние несколько лет увеличилось количество нормативных документов и законодательных актов, которые ограничивают возможности недропользователей.

Считаем, что многие законодательные акты не согласованы между контролирующими недропользование структурами, поэтому создают правовой коллапс. Также они противоречат экономическим законам развития территорий и нарушают права недропользователей.

После публикации этого материала наша редакция подготовит официальный запрос в законотворческие органы, которые регулируют сферу недропользования.

Будем ждать ответ.

Беседовала ИРИНА ШИРЯЕВА

Читать полностью на dzen.ru

ОбсуждениеКомментарии (18)
Магадан 20.03.2025 03:18
В статье перечислены замечания и предложения практикующего геолога с более чем сорокалетним опытом работы в горной отрасли (В.Троицкого):

1. Необходимо подготовить новые регламенты по составлению материалов подсчёта запасов, отдельно выделив россыпное золото.

Все эксперты при рассмотрении материалов отчётов с подсчётом запасов руководствуются единым регламентом, прописанным в Приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 378 от 23 мая 2011 года «Об утверждении требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчёту запасов твёрдых полезных ископаемых».

Проблема этого документа в том, что в нём отдельно не прописаны правила по отдельным видам полезных ископаемых, хотя требования к подсчёту запасов россыпного и рудного золота имеют существенные различия, как по перечню исходных данных, так и по алгоритмике оконтуривания и подсчёту. Поэтому подходы экспертов при рассмотрении материалов подсчёта запасов россыпного золота в разных филиалах ТКЗ могут значительно отличаться, в зависимости от трактовки и понимания положений Приказа № 378, что нередко приводит к нелепым замечаниям и отрицательным заключениям.

2. Объём россыпного золота, полученный от валового опробования при проведении геологоразведочных работ (по проектам ГРР и ОПР), должен учитываться в форме государственной статистической отчётности 5-ГР в графе «от разведки» (с одновременной их постановкой на баланс и списанием, как это и предусмотрено инструкцией).

Валовое опробование — это один из необходимых инструментов геологоразведки (иногда единственный), позволяющий сделать правильную оценку ресурсов, а также выявить и оценить запасы объекта.

Отдельные пункты лицензионных соглашений противоречат инструкции по составлению формы 5-ГР (отображающей движение запасов). Это позволяет контрольно-надзорным органам трактовать данный вид работ как «нелегитимную добычу».

При этом при расчёте величины налога на добычу полезных ископаемых нет разграничений по источникам его поступления (от промышленной добычи, опытно-промышленной разработки или от проведения геологоразведочных работ) — всё отнесено к налогооблагаемой базе.

3. Проектный уровень добычи при разработке россыпей золота может быть только плавающим, обусловленным категорийностью запасов.

Поэтому контролирующие органы должны учитывать вариативность точности оценки отрабатываемых запасов любых существующих категорий, а не фиксировать как нарушение лицензионных соглашений реальные показатели годовой добычи по лицензиям типа «БР» и «БЭ».

4. Необходимо вернуть практику проведения опытно-промышленной разработки запасов месторождений рудного золота, утверждённых протоколами ТКЗ, подсчитанных по временным разведочным кондициям.

Сейчас запасы рудного золота любых категорий, подсчитанные в рамках ТЭО временных разведочных кондиций, прошедших процедуру государственной экспертизы и утверждённые протоколом ТКЗ, квалифицируются как оценённые, что не даёт права на их разработку. Необходимое требование для разработки — проведение второго этапа геологоразведочных работ, с разработкой ТЭО постоянных разведочных кондиций и подсчётом запасов, которые уже будут иметь квалификацию как подготовленные к эксплуатации.

Но при этом время освоения объекта растягивается практически в два раза, и затраты тоже. В итоге практически отрицается право недропользователя, выполняющего работы за собственные средства, проводить разработку утверждённых запасов, подсчитанных в рамках ТЭО временных разведочных кондиций, на условиях коммерческого риска (хотя он никуда полностью не исчезает и при разработке подготовленных для этой процедуры запасов).
Желаю успеха всем, кто пытается дать России больше золота
Василий 20.03.2025 05:51
Предприятия хотят находить больше золота, знают где и как, а Роснедра не позволяют. Чего бы это? Странная у Роснедр какая-то позиция.
Брат 20.03.2025 12:13
Золото "вне закона" - броско, хайпово, но легковесно. Вроде анекдота на злобу дня. Вот два основных посыла редакции:
1. Несовершенство российской законодательной системы в области недропользования не позволяет работать компаниям эффективно и без нарушений.
2. Для нормального функционирования горной отрасли необходимо приводить в порядок все правовые акты, которыми руководствуются эксперты-бюрократы.
На мой взгляд, оба эти посыла - ложны.
По мне, практикующий геолог с более чем сорокалетним опытом работы в горной отрасли (В.Троицкий) напрасно не вычитал чистовую вёрстку беседы.
Журавлев Брат 20.03.2025 22:23
Профессиональный критик должен указать где и в чем ошибка. Или вы простой любитель, вроде 999?
Брат Журавлев 20.03.2025 23:15
Про 999 не скажу, а сам-то я не критик Вообще. Потому что и кому должен (если должен), я решаю исключительно сам. Но за совет спасибо.
В.Троицкого я знаю с той, наверное, поры, как он стал практикующий геолог и, убеждён, что он просто недоглядел за Ириной Ширяевой, написавшей про экспертов-бюрократов и фатальную невозможность работы без нарушений.
Вам же, поди, эти ляпы и самому очевидны?
Магадан Брат 21.03.2025 03:15
Вы правы, можно и нынче работать, только неудобно, долго, противно и опасно. Потому многое не осваивают. Вы вот тоже не схватили лицензию, и я не хочу...
Старый Брат 21.03.2025 05:15
И я не хочу, хотя знаю где и как.
Артамошка Лузин 21.03.2025 06:49
Пустое все. Сапог на горло россыпной добычи опущен еще с приснопамятного ФЗ ДМ и ДК, и если бы не "мировое еврейство" с ценой за унцию, все бы уже давно было кончено.
999 Журавлев 21.03.2025 07:49
Уважаемые гости! Если ваш комментарий удален, значит вы нарушили одно из правил. Прочитайте, пожалуйста: https://zolotodb.ru/article/12589
Брат Магадан 21.03.2025 12:06
Вы правы, свою последнюю лицензию я "схватил" в 1996-м, будучи предпринимателем без образования юридического лица. А сегодня, с учётом тридцатилетней уже российской правоприменительной практики, убеждён, что персонификация геометризованных участков недр через роснедровское предоставление права пользования суть занятие бессмысленное. Продолжайте "не хотеть" и дальше...
Брат Старый 21.03.2025 12:45
Коли вы знаете не только "где", но и "как", то "не хочу", я думаю, вещь вполне преодолимая.
Однако хотел бы вернуться к ситуации по Утинке, описанной В.Троицким. Он провёл интересные натурные работы, давшие интересные же результаты, но не смог эти результаты формализовать. Мы с ним обсуждали проблему водораздельных пространств и имеем в целом сходную по ней позицию. Но, к сожалению, группа "Карьер" и финансирующие данный проект структуры не располагают специалистами соответствующего профиля и пониманием существа процедур персонификации имущественных объектов при сложившихся обстоятельствах.
999 Журавлев 21.03.2025 12:58
Это не критика, а протест. Критиковать ... не имеет смысла, только стирание.
Магадан Брат 22.03.2025 00:33
Рассказали бы о своем опыте 1996 года, как было "я схватил" лицензию. Чем у вас дело кончилось?
Игорь К. Всем 22.03.2025 08:47
Не паникуем, братья-геологи и коллеги-старатели.
Значит, не оскудели ещё закрома Родины, раз золото пока не требуется в том количестве, в котором можем обеспечить.
Потребуется золото - достаточно будет одного-двух приказов.
Брат Магадан 22.03.2025 16:39
Да нормальный был опыт; Врезанный, пр.пр.Бохапчи. Правда, лицензии тогда почему-то давали только юридическим лицам (такая была установка), но мне удалось убедить Зиннатуллина Максуда Зинатовича, что я тоже "хозяйствующий субъект".
А вот кончилось дело ничем. Оротуканский ГОК взял немалый валютный кредит в Промстройбанке по крайне замысловатой, как тогда было принято, схеме с проводкой через Штаты. В процессе финансовой проводки банковские по своим внутренним разборкам взорвали своего председателя вместе с бронированым мерсом. Концов от денег так и нашли, но возникло ДЕЛО.
Делом занялись все кому не лень; кредит выдавался под лицензии ГОКа, а я, к деньгам не имея отношения, к лицензиям, напротив, имел. И было уже не до Бохапчи. Короче, вернулся в Ленинград и года два ещё таскали в Большой дом на Литейном. Как свидетеля не очень ясно чего. Недропользование, однако.
Магадан Брат 24.03.2025 01:49
Тогда не вышло, а потом? А сейчас-то что вам мешает взять лицензию и работать? Показали бы всем пример, как легко и изящно можно в наших условиях законно добывать золото или хоть пески золотосодержащие. Главное ведь, как вы пишите, правильно оформить, а потом можно сразу РЭП копать и богатеть. Или как-то иначе? Но вы ведь знаете.
Брат Магадан 24.03.2025 09:32
А потом была государева служба. А сейчас мешает, представьте, возраст и отсутствие денег. Я, с вашего позволения, образца 1952 года и отчего-то не получилось скопить лямов двадцать свободных денег. Ну, чтобы сразу РЭП копать и богатеть... У вас, поди, несмотря на благородную тягу к "легко и изящно", те же проблемы?
Действительно, главное (и не как я говорю, а так оно и есть на самом деле) - правильно оформить; страна у нас с вами насквозь бумажная. И никак иначе. Жаль, что вы даже этого не знаете.
Брат Магадан 24.03.2025 17:45
Вот ещё кратенько вдогонку, по здравом, как говорится, размышлении. Вы, уважаемый, у нас получаетесь патентованный и неисправимый романтик из числа тех, кому неймётся сразу РЭП копать и богатеть. Но, вынужден вас огорчить, это так не работает. И в рамках роснедровских регламентов работать не будет ещё долго.
Полное впечатление, вы 30 лет со стороны наблюдали, что творилось с россыпной добычей, но суть произошедшего от вас, по-моему, ускользнула. С Троицким, что ли, поговорите поподробнее...
Оставить комментарий

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Золото «вне закона». Сырьевая база россыпных месторождений истощается? Но есть места, где его много. Что мешает?»