Разработкой технологий извлечения мелкого и тонкого золота из отвалов горного производства занимается в России несколько научных и научно-производственных организаций. Разработки ведутся в различных направлениях, предлагаются механические и химические методы извлечения, в том числе флотация, цианирование, хлорирование.
Кроме техники и технологий самой злободневной темой обсуждений было российское законодательство, существенно усложняющее и ограничивающее освоение мелких объектов, в том числе техногенных. Эта тема будет подробно рассмотрена в ближайшем номере бюллетеня «Зoлотодобыча».
Конференция была открыта докладом Первого заместителя губернатора Магаданской области Н.Б.Карпенко: «Правовые аспекты учета и переработки техногенных месторождений». Следом за ним выступил председатель Союза старателей РФ В.И.Таракановский с докладом «Лицензирование отработки техногенных месторождений». В этих докладах говорилось о том, что законодательство надо менять. Альтернативную точку зрения на проблему высказал московский представитель Роснедр Б.К.Михайлов.
Суть законодательных разногласий заключается в следующем.
Техногенные объекты (хвостохранилища, вскрыша, некондиционные руды и пески, законтурные участки с некондиционным содержанием и т.п.) большинством специалистов рассматриваются, как отходы горного производства. Промышленные запасы из месторождения уже извлечены, все налоги на добычу заплачены. То, что осталось, часто является небезопасным для окружающей среды и населения. В хвостах обогатительных фабрик имеются вредные вещества, в россыпных отвалах - ртуть, сотни тонн которой ежегодно попали в природную среду при амальгамации золота. Экологи борются за выделение государственных средств для рекультивации территорий и иногда их даже получают.
Логично предположить, что тех, кто хочет перерабатывать отходы и извлекать из них что-то полезное целесообразно поощрять, тем более что переработка отходов горного производства весьма сложна. Она не менее сложна, чем переработка, например, бытового мусора. В нем тоже находятся элементы всей таблицы Менделеева, но, тем не менее, желающих перерабатывать его мало. То же самое можно сказать и об отходах горного производства. Льготы по налогам или даже государственное финансирование переработки вредных отходов весьма уместно.
В соответствии законом РФ «Об отходах производства и потребления» (статья 4) отходы принадлежат тому, кто их произвел, соответственно он может их сам переработать или продать, соответственно кто-то может их у него купить.
Статья 4. Отходы как объект права собственности
1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
3. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.
4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Но есть и другая точка зрения.
По мнению ряда сотрудников МПР РФ, отходы горного производства лежат в недрах, а недра принадлежат государству, соответственно, отходы горного производства также принадлежат государству. А это значит, что разрешение на лицензирование нужно получать в Москве, платить за участие в аукционах и разовые платежи, выполнять все, что предусмотрено законом «О недрах», то есть разведку, разработку кондиций, подсчет запасов, государственную экспертизу и т.п. Группой сотрудников ГКЗ в прошлом году предложено ввести в закон «О недрах» понятие «техногенное месторождение» (сейчас в нем таких слов нет).
«Внесение в Закон «О недрах» четкого определения понятия «техногенное месторождение» является первоочередным мероприятием, позволяющим устранить ряд неопределенностей в правовом регулировании хозяйственной деятельности по использованию отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств. Данная поправка позволит закрепить на законодательном уровне следующие положения:
- использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств является одним из видов недропользования и полностью подпадает под действие Закона РФ «О недрах», является составной частью процесса добычи полезных ископаемых и относится к лицензируемым видам деятельности в сфере недропользования;
- непосредственному использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств должны предшествовать геологическое изучение, подсчет запасов и постановка их на государственный баланс по разделу «Техногенное сырье» с учетом результатов государственной экспертизы материалов геолого-экономической оценки месторождения....» /1/.
Интерес сотрудников МПР к техногенке понятен: в бюджете денег нет, искать новые месторождения трудно. Проще назвать месторождениями старые отвалы и получить, на них прирост «запасов» и оплату своих «услуг». При этом, если на любой мизерный объект оформлять документы в том же объеме, что и на крупные месторождения, то бюрократическому аппарату сокращение не грозит, наоборот, потребуются новые кадры и дополнительное финансирование.
Однако условия, предлагаемые МПР, не привлекают инвесторов. Сейчас техногенные объекты не пользуются спросом, даже в освоенных регионах России. В удаленных районах они тем более являются малопривлекательными. Вся проблема техногенных отвалов (в том числе проведенное совещание) превращается в абсурд. Кто будет покупать и внедрять замечательные разработки ученых, если бизнес не пойдет в отрасль? Уже сейчас в некоторых докладах отмечено, что количество заказов на новое оборудование и технологии в России сокращается и больше работ выполняется за рубежом, где организовать добычу золота намного проще.
Сейчас из-за проблем с оформлением документов в России не добывается золото из песчано-гравийных смесей /2/ и не отрабатываются многочисленные мелкие объекты. С техногенными россыпями результат будет аналогичным, так как большинство из них содержат килограммы и десятки килограммов золота. Разведка и сопутствующие процедуры, предлагаемые МПР, на таких объектах окупиться не могут, следовательно, проводить их никто не будет.
Беспокоит то, что люди из российских золотодобывающих регионов, не имея работы, окончательно разъедутся. Процесс идет быстро. На 01.01.1988 численность населения Магаданской области (без Чукотки) составляла 387,5 тыс человек, сейчас осталось 161 тыс. И виноват здесь не климат. В городе Анкоридж, который находится севернее Магадана, но на Аляске, население за этот же период увеличилось и сейчас достигло 279 тыс.человек, то есть стало больше, чем во всей Магаданской области. Снижение численности населения увеличивает расходы на содержание инфраструктуры региона. (Например, чем меньше город, тем больше требуется дотаций на содержание аэропорта и авиаперевозок, окупаемость авиации начинается с численности населения порядка 500 тыс.чел.). Потому администрация региона заинтересована в рабочих местах. В то же время у МПР свой ведомственный интерес, и оно «тянет одеяло на себя».
В конце конференции, обсуждая проблему законодательства за «круглым столом», председатель Союза золотопромышленников В.Н.Брайко предложил не использовать в документах термин «техногенные месторождения», так как слово «месторождения» сразу переводит отвалы под действие закона «О недрах». Предложение было принято, и в документах конференции словосочетание «техногенные месторождения» заменили на «техногенные россыпи», «горнопромышленные отходы» и т.п. Поможет ли это дистанцироваться от дорогостоящих услуг МПР, покажет время.
Список литературы
1. Коткин В.А., Муслимов Р.Х., Подтуркин Ю.А., Салиева Р.Н. Правовое регулирование хозяйственной деятельности по разработке техногенных месторождений. Недропользование XXI, № 6, 2009
2. Кацман Ю.Е. О необходимости внесения изменений и дополнений в ст.29 федерального закона "О недрах" и некоторые подзаконные акты. Недропользование XXI век, № 1, 2009, с.18-20
Комментарии, отзывы, предложения
савиных михаил ильич, 26.07.10 12:28:40
Дело в том, что МПР входит в систему госорганов. А эта система очень и очень сложна! Чиновник не потому что-то не пущает, что ему-де жалко упускать. Просто он повязан ниточками с Налоговой Инспекцией, та выходит на Минфин, то - на Правительство, а оно уже должно кормить нищий народ (оставим функцию казнокрадства). До тех пор, пока государство нищее, будут всякие эти препоны. И тут ни Президент, ни бог, ни царь и не герой... Я высказываю не новое, все это было известно с древности. Как заметил в свое время Монтень: все уже было сказано до меня.
Алкаш, 26.07.10 17:53:36
А Монтень этот тоже видать из госслужащих, потому поставил все с ног на голову.
Кто кого кормит? Чиновники народ что-ли кормят? Нашел кормильцев.
Чиновники народ поборами обложили. Даже старые отвалы и то продать хотят на аукционе и потом еще за всякую бумажку драть деньги из года в год. А вот хрен им. Работать просто никто не будет.
Давай выпьем лучше.
Чиновники не все дураки, понимают, что народ разбегается, и стричь скоро некого будет. Отпустят маленько вожжи. Осчастливят нас, благодетели наши!
123, 04.08.10 12:01:51
Работяги из Магаданской области почти все разбежались. Рыбу и ту ловить некому, крабы в магазине продают из Таиланда по бешеной цене, когда свое море рядом.
Пока последние не разбежались, надо быстрее упрощать законодательство, иначе уже не для кого будет. Останутся в области бюджетники, пенсионеры и обслуга. И кормить их придется из бюджета, за счет кого спрашивается?
Лушев С.А., 06.11.10 11:43:17
То что из мест проживания добычи россыпного золота народ мигрирует это факт.
Так почему официально не разрешить всем желающим производить намыв золота из отвалов, бортов отработок, людям приработок и государство в казну что то полкчит.
Расчет простой от Урала до Чукотки в местах бывшей золотодобычи проживает около 1 млн.активного населения, намывая в день по 1 грамму при 100 промывочных днях получим прибавку в добыче равную 100 тонн. А если не ставить препоны то и больше. Главное отсечь посредников, прием золота производить через государственные пункты по ценам Лондонской биржи.
Гном, 10.11.10 14:45:34
Думаю, что по ценам Лондонской биржи золото скупать не будут, поскольку гос. казна окажется "на бобах". А вот чтобы отсечь посредников, вилка между биржевой и приёмной ценой должна быть минимальной. Тогда посредники в эту щель уже не влезут. Хотя, ... и тут могут быть варианты.
Россыпник, 18.11.10 09:13:56
Добывать конечно выгодно. Спецов тоже хватает - не марсиане же добывают сегодняшние полтора десятка тонн. Так упростите оформление лицензий. Подход государства особенно к отработанным россыпям непонятный: будущий недропользователь просит ему оформить эти недра в пользование, он наш благодетель обдирает нас. Этим он закладывает наше отношение к нему. Иностранцам конечно это выгодно. Так чем же это отличается от Гайдаровских лишних людей на Севере. Полный абсурд.
123, 04.12.10 11:00:06
Я раскопал, как московские чиновники кинули магаданцев. Магаданская Дума имеет право не законодательную инициативу и 28 мая 2010 года направила в Москву в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект по упрощению оформления техногенных россыпей.
Ответ они получили следующий.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации "О недрах", связанные с вопросами использования техногенных россыпей.
Вместе с тем понятие "техногенные россыпи" отсутствует в законодательстве Российской Федерации, а также не раскрывается в законопроекте, что может вызвать затруднения при практической реализации предлагаемых изменений.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации С.Собянин
Вот ведь какая проблема, нет понятия "техногенные россыпи" и сделать ничего нельзя, затруднения возникнут... Сейчас их нет, а потом возникнут...
mv, 04.12.10 15:01:33
123, 4 декабря 2010 11:00:06
пишешь московские, а по тексту совершенно понятно, что российские,
С.Собянин из Тюмени, их бывший губернатор, когда то он выступил с инициативой отменить выборность глав регионов, заменив на назначенцев, считается, что это предложение обесточило ему дальнейший карьерный рост, так что плохо 123 копал, по-правильному - Тюменский чиновник кинул Магаданцев
Ник, 05.12.10 16:58:23
Ответ глупый, зато должности у него все с большой буквы написаны:
Заместитель Председателя Правительства Руководитель Аппарата Правительства....
СС, 05.12.10 18:05:14
Что вы взъелись. Я в ваших технохерных россыпях не разбираюсь. Положили бумагу, я проверил, все должности правильно написаны, с большой буквы и подписал.
Ден, 15.01.11 19:40:21
а вот интерестно а в чем же наши чиновники разбираются? где их обучают этому не легкому делу "занимать должность" во всех сферах человеческой деятельности требуются определенные навыки и знания, к примеру возьмем мера что он должен знать? он должен знать как управлять городом и решать все возникающие проблемы во многих сферах, так вот мне интерестно где он обучался этому управлению и какие знания имеет? их ведь специально не обучают а на должности они приходят с определенным образованием типа юрист или экономист, вот как не специалисты занимаются не своим делом?????? а ведь получается что мы так и живем хрен разбери как и в законах у нас творится бардак неимоверный именно поэтому, потому что какждый чиновник по своему разумению и совести делает свое дело а не по определенной методике и нормативам, он тупо не знает как это делать, а раз он не знает как это делать он перекладывает свои функции на подчиненных и далее по цепочке а те в свою очередь узко направленные специалисты и не согласуясь друг с другом выполняют определенную функцию которая дает результат в зависимости от поставленной задачи, а так как задачи ставит человек не сведущий в этом деле он не может правильно поставить задачу соответсвенно исполнитель не может решить эффективно возникшую проблему и в итоге все вместе это не согласуется и не работает так как надо, отсюда возникает вывод: а нафига нужны чиновники, вся проблема заключается какраз в чиновниках и политиках до самого верха включая президента, ведь есть же у нас НИИ разных проблем, НИИ берет какуюто проблему, разнабатывает пути решения этой проблемы методологию отдает это определенной службе которая по разработанной методологии руководит исполнителем и следит за исполнением мероприятий, ВСЁ, нах не нужны чиновники и прихлебатели просто и эффективно, дождутся чинуши убивать их на улицах будут и клеймить позорным клеймом как при царе ноздри рвали и пол бошки на лысо брили, нормальному обществу паразиты не нужны
БК, 17.01.11 11:08:28
Ден, С.Собянин, конечно, не разбирался в техногенных россыпях, когда подписал бумагу. Ему ее принес кто-то. По хорошему на бумаге должна была стоять фамилия исполнителя и телефон.
Но и без этого по сути ответа видно, что исполнитель кто-то из московских чиновников МПР, вероятно, даже хороший специалист. Почему же он так написал?
Дело в том, что чиновники сейчас обеспокоены. Бюрократов планируют сокращать и это может коснутся кабинетных геологов. А если старые отвалы оформлять, как новые месторождения, то работы для них будет не в проворот. Старых отвалов много, и оформлять их можно 100 лет, даже детям и внукам хватит. Чиновник не дурак и подсунул С.Собянину нужную ему бумагу.
Депутаты также ничего не понимают ни в запасах ни в техногенке. Они выбирают экспертов из тех же московских специалистов, которым не хочется ехать в тайгу искать месторождения, а хочется сидеть в Москве и выдавать лицензии хоть на что. Потому московские эксперты очень обоснованно докажут, что любую бумагу обязательно нужно везти в Москву ни согласование, иначе никак нельзя...
Т.В, 17.01.11 14:02:46
В начале перестройки, когда "ввели" ГЕОЛКОМЫ, у руля встали геологи которые сидели на оформлении запасов, а кто съел зубы и оставил желудки в поле остались при своих. Так везде. Понятие "месторождение" очень размыто с юридической точки зрения - следствие 1.5 т месторождение золота (россыпного) начали делить по 70-10 кг, обзывать по имени родничков и речушек и ..... выставлять на конкурс как отдельное месторождение. 1993-97 гг вакханалия, каждыйколхозник "покупая" лицензию на недропользование думал что он царь и бог. Пока люди разобрались, что к лицензии нада тех. проект отработки, горый отвод, земельный отвод, специалистов горняков, геологов, маркшейдров, договара с милицией и.т.д Геолкомы срубили такие бабки, ВАМ и не снилось. Затем вышло постановление запрещающее таким образом делить месторождения, но..... все разобрано, много покалечено и испорчено . Кого-нибудь наказали- нет. А почему? Потому, что во главу ведомства постпаленного государством надзерать и контролировать подобное "незнание профессионалов" гос. Путиным были посталены генералы 140 кг весом, которые шнурки себе в жизни не завязывали, а что тагое горное дело, разведка, эксплуатация они даже не слышали. По цепочке с верху в низ, Новосибирск руководитель РОСТЕХНАДЗОРА - генерал- взятки 400 тыс. дол.- позор. Эта братия не только Магадан продаст всю Россию на подтирочные бумажки спустит, и даже не пойме. Человек имеющий такой вес думать не может, занят пищеварением.
Cedric, 17.01.11 15:38:45
А разве сейчас нельзя получить лицензию не на все россыпное месторождение, а только на его часть в пределах определенных блоков подсчета запасов или, скажем, на техногенный отработанный ранее участок месторождения? Ответьте плз кто в теме и ссылочку неплохо бы на нормативный документик.
Понч., 01.02.11 08:07:41
Можно. См. закон "О недрах" и временный регламент получения лицензии на недропользование.
Понч. Т.В.от 17 янв., 01.02.11 08:27:01
Полностью с Вами согласен. Только это касается не только "Геолкомов", а страны в целом. У нас сейчас - Парад Делитантов. Специалисты не нужны никому, потому что они знают как должно быть, а наши правители хотят, чтобы только они ВСЕГДА были правы во всем. И пока нами будут управлять, как они сами себя называют- Единоросы. Ничего по звучанию не напоминает? Все мы будем быдло. Сейчас принцип от верха до низов - Я начальник - все остальные дураки. Так им выгодней. Руководят всем не специалисты своего дела, а те кто в "команде", кто с начальством не спорит. Сказал призедент - "Она утонула", значит так и нужно и никто не поправил, а кто? Случился ТЕРРАКТ, ДАВАЙ ЛИНЕЙНУЮ МИЛИЦИЮ УВОЛЬНЯТЬ, ТОЖЕ ДЕЛО, КОНЕЧНО, но прежде все силовые министры должны были застрелиться, они же офицеры. Честь дороже всего. Из за карточных долгов стрелялись, а тут люди по их вине погибли. Или уж если совсем кишка тонка, хотя бы в отставку подали. А вобще то главный чиновник у нас президент. Что они так за власть держатся? Ну не можешь, слабо, хапнул достаточно, уступи власть тем кто может и тем кому за ДЕРЖАВУ обидно. Есть достойные люди. Нет, уцепились и сидят - Единоросы. Все, я ничего не понимаю.
Иванов Н., 07.02.18 07:27:29 — Автору
Посмотрел эту ссылку из вашей новой статьи про россыпную золотодобычу. Вы же видите, что прошло 6 лет и .... ничего.
Plm, 09.02.18 18:26:05
Проектное бюро «Горняк» создали новую ... Реклама на сайте платная, см. Услуги
Новый, 26.07.10 10:15:14
0,1 млрд.руб. за россыпи для государства мелочь.
Но вот для Магазина Природных Ресурсов, когда ничего другого нет и не светит, они могут пригодиться. Экспертиз всяких и согласований еще на 500 млн. А методик можно написать сколько, как считать, как отчеты составлять - золотой дождь. А если еще рекультивацией техногенки заняться, то она превратится в золотой поток из бюджетного кармана.
Ставлю 10 против 1, что москвичи техногенку не отдадут.
Делайте ставки, господа!