Рейтинг@Mail.ru

Конференция «Золото России и СНГ»: что мешает добыть золото из отвалов? Союз старателей предлагает расширить отраслевую базу отрасли


На состоявшейся в Москве международной конференции «Золото России и СНГ» была поднята важная тема: как можно расширить сырьевую базу отрасли? Те месторождения драгоценных металлов, которые открыли советские геологи, в основном уже вовлечены в разработку. Вкладывать сопоставимые средства в геологоразведочные работы никто не станет — это в СССР на геологоразведке не экономили, сегодня время другое. Между тем, решение есть. Но для его воплощения в жизнь нужно менять нормативную базу.

В прошлом году, несмотря на имевшиеся поначалу опасения, Россия уверенно вышла на второе место в мире по добыче драгоценного металла — 350 тонн. Если же брать все территории бывшего Советского Союза, то их суммарная золотодобыча далеко превзошла показатели СССР. Но той страны уже нет, и разведанные тогда запасы быстро подходят к концу.

Но ведь и технологии тоже за это время изменились. Сейчас они позволяют рентабельно добывать металл из так называемых «техногенных образований», то есть из хвостов, из отвалов. И таких хвостов по всей стране накопилось огромное количество: промышленная добыча золота в России началась аж в 1745 году под Екатеринбургом. Ну если историки не путают, конечно.

Председатель Союза старателей России Виктор Таракановский в своём выступлении на конференции напомнил о том, что особенно остро проблема исчерпания запасов стоит именно для россыпников, для небольших предприятий.

Виктор Иванович отметил, что, когда он в 60-х годах прошлого века добывал золото на Куларском прииске на берегу моря Лаптевых, содержание золота у них могло доходить до 50 граммов на тонну. «А теперь многие почитают за счастье и содержание в полграмма на тонну», — отметил он.

Что же мешает взяться за отработку отвалов? Дело в том, что с точки зрения закона для работы на «техногенных образованиях» необходимо оформить лицензии в том же порядке и с тем же количеством бюрократических документов, что и на месторождения обычные. Поэтому старатели с отвалами предпочитают не связываться.

Таракановский отметил поразительное с его точки зрения обстоятельство: закон о старательской деятельности, который сейчас пропихивают через парламент, позволит вести добычу без лицензии, с минимумом налогов. Но вот техногенные отвалы из-под его действия выведены.

Хуже того, действующий закон о недрах не позволяет добыть и то золото, которое по разным причинам осталось не добытым после окончания отработки месторождений. Оно не ушло в хвосты, осталось в основной части месторождения, но раньше его взять не могли. Теперь технологии это позволяют. Но ограничивает закон.

Необходимо по закону пройти полный цикл, как для первичных месторождений: провести разведку, подсчитать запасы, подготовить ТЭО кондиций, провести госэкспертизу и запасы эти поставить на госбаланс. Хуже того, требуется подробно расписать, «когда и при каких обстоятельствах отвалы образовались».

Виктор Таракановский поиронизировал: «Нынешним летом среди регионов золотодобычи, которые я посещал, был Урал. И там работает Берёзовский рудник. Начал он действовать аж два с половиной века назад, и все ещё отрабатывается. Кто же там скажет, какие отвалы на этом руднике появились двести, а какие сто лет назад?»

По его мнению, не учитывается, что речь зачастую идёт о мелких объектах, для которых просто овчинка не стоит выделки — вся эта долгая канитель экономически не целесообразна. Включая геологоразведку. Хотя сами старатели готовы работать на них и без дополнительной геологоразведки. Что, кстати, будет выгодно и государству: расходы на ГРР увеличивают себестоимость добычи, уменьшая налогооблагаемую базу. К слову сказать, к сегодняшней методике оценки запасов, содержащихся в техногенных отвалах, у специалистов масса вопросов (особенно если речь идёт не об отвалах золотоизвлекательных фабрик).

По словам Виктора Таракановского, необходим закон о техногенных образованиях, где будет чётко дано юридическое определение, что же это такое и на каких условиях их можно возвращать в промышленный оборот.

Сами старатели полагают, что эти условия должны быть максимально либеральными. Ещё с советского времени была известная практика оформления РЭПов — разведывательно-эксплуатационных полигонов. Всё добытое по факту на РЭПе тут же ставится на госбаланс и автоматически списывается с него к концу года. Никакая предварительная госэкспертиза при этом не требуется. И некоторое время документы по РЭПам чиновники «Роснедр» старателям подписывали, сильно рискуя, что потом получат крупные проблемы. Но сейчас они сменились...

По словам Виктора Таракановского, необходим закон о техногенных образованиях, где будет чётко дано юридическое определение, что же это такое.

Все вроде бы очевидно. Тем не менее, в конце прошлого года за подписью заместителя председателя федерального агентства «Роснедра» в Союз старателей поступил ответ: «Предложения по разработке и принятию нового закона, регулирующего горные правоотношения, связанные с пользованием объектами, ранее нарушенными добычей, концептуально нами не поддерживаются». Возникает вопрос, что же это за концепция такая?

Надо сказать, необходимость изменений в нормативной базе, касающейся использование техногенных отвалов, поддерживают многие. И проблема даже шире, чем отметил Виктор Таракановский.

Например, ветеран геологической отрасли Андрей Рацко заявил «Про Металлу»: «Сегодня закон требует, чтобы до получения лицензии на отработку техногенного отвала были решены все проблемы с собственниками тех объектов недвижимости, инфраструктуры, которые расположены сверху. А если речь идёт о месторождении, которое отрабатывалось полвека назад? И там сверху стоят пара гнилых сараев или, например, развалины золотоизвлекательной фабрики, собственников которых найти уже в принципе невозможно? Лучше, конечно, вообще разрешения на отработку таких объектов давать без лицензии, в упрощённом порядке. Но даже если оставить лицензии, такой абсурд необходимо убрать, он сильно мешает».

Новое золото находить будет дороже и сложнее, чем то, что фактически уже найдено.

Виктор Иванович Таракановский — человек очень упорный. И энергичный, несмотря на то что до 90-летнего юбилея ему осталось три года. Он за изменения в законодательстве, которые открывают возможность получить благородные металлы из хвостов, продолжит бороться.

Но возникает вопрос: ему только одному и его Союзу в отрасли это нужно? Может быть, золотодобывающим компаниям стоит его активно поддержать в споре с чиновниками, которые, как буддисты, предпочитают позицию «недеяния»?

https://www.prometall.info/ludi/menedgeri/chto_meshaet_dobyt_zoloto_iz_otvalov?ysclid=ln4lz3c0mv786448668
Посмотреть полный текст статьи в новом окне

Уникальных посетителей - 323, комментариев - 7       

Комментарии, отзывы, предложения

Магадан , 30.09.23 03:46:47

Правительство ждет, когда золотодобыча упадет. Заранее оно ничего делать не может.

СНС, 30.09.23 07:25:42

О техногенных россыпях говорят больше 10 лет. На сайте есть подборка на эту тему:

Перенесли выступление Таракановского туда, для истории:

https://zolotodb.ru/article/10322

Николай, 01.10.23 12:48:55

А что-то еще там было интересное или доклад В. И. Таракановского самый крупный бриллиант?

Брат, 01.10.23 17:54:37

Что мешает взяться за разработку отвалов? Наше с вами изначальное согласие с мнением "властей", что эти самые отвалы являются "недрами". И какими-то, прости Господи, "техногенными месторождениями" неизвестно чего.

Доходит ведь до смешного: пространственно отдалённые (порою - на километры!) от разрабатываемых участков недр хвостохранилища ЗИФ произвольно объявляются "властями" участками недр, содержащими "техногенные месторождения". Между тем, это строения и сооружения в массе своей исключительно поверхностные и к "недрам" отношения не имеющие по определению. Эдак ведь любое здание и сооружение можно объявить "недрами", верно?

Вот я всё жду, когда же МПРовские умники сочтут "недрами", скажем, Кремлёвский дворец съездов и выйдут на Администрацию президента с требованием оформить лицензию на право пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. И их тут же определят иноагентами, изменниками Родины и вообще "суками в ботах". Ну, и статью, понятно, дадут...

Поддерживаю, 02.10.23 07:53:13 — Брат

Отлично! Особенно хорошо про изменников и "суки в ботах".

Вольный бродяга, 03.10.23 12:03:58 — Брат

Перегнул ты братуха, в своих мечтах. МПРовские умники будут оберегать кремлевские недра, как неиссякаемый источник собственного благополучия, что ты!

Боже мой, ну до чего тоска берёт от этой тупости наших чиновников! Ходим по золоту, нагибайся, работай, сам богатей и налоги плати, так нет же! Как только нагнешься - тут же прилетит невпихуемое, отпихиваться и оправдываться замучаешься!

Брат, 03.10.23 12:19:02 — Вольный бродяга

"От злой тоски - не матерись", - помнишь такой совет? Ты ж бродяга невольный, сам говорил. Потому нагибайся с оглядкой, а то ведь впихнут невпихуемое. "Власти" у нас такие затейники...

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой.


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "один прибавить 8":