Рейтинг@Mail.ru

Опыт применения винтовой сепарации при полупромышленном обогащении песков с мелким и тонким золотом и высоким содержанием минералов тяжелой фракции

Иванов П. О., ООО «АДК»

В 2020 г. в Республике Саха (Якутия) в рамках геологоразведочных работ были обогащены две валовые технологические пробы аллювия (объем — 3,66 тыс. м3 и 1,55 тыс. м3 соответственно) россыпного месторождения алмазов с попутным мелким и тонким золотом (здесь и далее МТЗ: весьма мелкое золото — минус 0,25+0,1 мм, тонкое — минус 0,1+0,05 мм согласно [1]).

Обогащение выполнялось в летнее время на модульной ГОУ (геологической обогатительной установке). Водоснабжение ГОУ осуществлялось по оборотной схеме насосной станцией ДНУ-200 из зумпфа илоотстойника. Пески, в зимнее время выложенные на обустроенном складе («рудном дворе»), подавались на промывку в бункер ГОУ фронтальным погрузчиком CAT-950G. После дезинтеграции в скруббер-бутаре СБ-16, материал минус 16 мм классифицировался по классу 1 мм на инерционном грохоте ГИС-31. Подрешетный класс минус 1 мм шламовым насосом KETO 3/2 (40 м3/час) перекачивался в узел подготовки питания винтовых сепараторов (ВС).

Узел подготовки питания ВС был реализован в виде цилиндрического (диаметром 1,5 м) бункера с переливом вверху и разгрузочным отверстием в нижней конусной части и обеспечивал сгущение и частичное обесшламливание пульпы (рис. 1). Подготовленная по плотности пульпа (разжижение 1:4 – 1:7) самотеком распределялась на два установленных параллельно разведочных винтовых аппарата СВМ-500 и СВШ-500 (рис. 2) производства ООО НПК «СПИРИТ» (г. Иркутск).

Концентрат винтовой сепарации вручную (в ведрах) переносили в узел доводки и сокращали на концентрационном столе СКО-1,0 трехкратной перечисткой. Хвосты винтовой сепарации вместе с переливом бункера-питателя направляли на контрольный шлюз мелкого наполнения (ШМН) шириной 0,5 м и длиной 3,0 м. Сполоск шлюза выполнялся один раз в смену с доводкой на СКО-1. Велся ежесменный учет выхода концентрата винтовой сепарации (в литрах) и концентратов СКО-1 (в сухом виде в граммах).

Окончательная раздельная доводка концентратов ВС и контрольного шлюза выполнены в 2021 г. в лабораторных условиях на СКО-1 после рассева на узкие классы крупности с последующей доводкой до мономинеральных навесок золота в бромоформе.

 

Характеристика исходного материала

 

Пески месторождения — промывистые, глины мало, фракция минус 1 мм составляет в среднем 50%. По данным минералогического анализа, пески характеризуются высоким выходом минералов тяжелой фракции класса минус 0,5 мм — от 1,0 до 12 кг/м3 (в среднем 3,45 кг/м3). При этом доминируют гранат (41,1%), пироксен (36,7%) и ильменит (10,5%). В значимых количествах (до 1–5%) в классе минус 0,25 мм присутствуют эпидот и циркон. В подчиненном количестве встречаются дистен, ставролит, рутил, апатит, шпинель.

Пески месторождения содержат хорошо окатанное высокопробное (930 мг/г) золото, преимущественной крупностью минус 0,5 мм, и железистую платину (800 мг/г) крупностью минус 0,25 мм при уровне содержаний, свойственных региональному шлиховому ореолу в четвертичном аллювии Сибирской платформы, — 5–30 мг/м3 и 0,5–10 мг/м3 соответственно.

 

Результаты работ

 

Благодаря высокому содержанию тяжелой фракции четкий веер минералов разной плотности хорошо визуализировался на желобах винтовых сепараторов при колебаниях нагрузки в широком диапазоне (рис. 3).

Фактическая производительность установки и средние выходы первичного концентрата ВС и продукта его перечистки за период обогащения двух валовых проб сведены в таблицу 1.

 

Таблица 1.

№ пробы

Объем

Средняя

фактическая произв-ть промывки

Средний выход концен-трата ВС

Концентрат СКО-1,0

Получено

Au шлихо-вого

Содер-

жание

Au (х.ч.)

Всего

Средний выход

в кон-цен-те

в исх.

тыс. м3

мв смену

м3 в
час

%

кг

г/м3

г

г/т

мг/м3

1*

3657

39,3

3,93

0,90

107,68

29,4

130,17

1124,2

33,10

2**

1550

70,5

7,05

0,32

14,56

9,4

5,96

380,7

3,58

*1 — проба песков промышленного контура, **2 — проба торфов на безрудность

 

При содержании золота в исходных песках 33,1 мг/м3 и выходе концентрата ВС 0,9% за три перечистки на СКО-1,0 получен концентрат с содержанием х.ч. золота 1,124 кг/т. Дальнейшая перечистка расситованного по классам крупности концентрата на столе и доводка в бромоформе позволили выделить монофракции шлихового золота и железистой платины в чистом виде (рис. 4).

Из пробы 2 с содержанием 3,6 мг/м3 при выходе концентрата ВС 0,32% после перечистки на СКО-1,0 получен концентрат с содержанием золота 380 г/т. Содержания х.ч. платины (монофракции железистой платины выделены неодимовым магнитом) в исходных пробах №№ 1 и 2 составили 3,45 мг/м3 и 0,39 мг/м3 соответственно.

Изучены гранулометрический состав (табл. 2) и морфологические особенности золота и платины.

 

Таблица. 2. Гранулометрический состав золота и платины

Класс крупности

Доля класса (вес. %)

Золото

Платина

Пр. 1

Пр. 2

Пр. 1

Пр. 2

+1 мм

0,10

 

 

 

-1+0,5 мм

2,89

2,18

0,05

 

-0,5+0,25 мм

26,16

24,42

3,61

2,85

-0,25+0,125 мм

62,36

61,59

73,41

77,58

-0,125 мм

8,49

11,81

22,93

19,57

ВСЕГО

100,00

100,00

100,00

100,00

 

Основная часть золота (88,5%) сосредоточена в классе минус 0,5+0,125 мм, практически вся платина (96,3%) имеет крупность менее 0,25 мм. При этом доминирующим и для золота и для платины является класс минус 0,25+0,125 мм — 62% и 74% соответственно. В пробе №2, представленной верхними горизонтами аллювия (торфа россыпи), закономерно отсутствует золото +1 мм, и платина +0,5 мм.

Выделения платины во всех классах крупности представлены относительно толстыми пластинками и табличками с ровными плоскими поверхностями и округлыми очертаниями. Доля таблитчатых и объемных форм увеличивается в нижних классах, соответственно уменьшается средний коэффициент уплощенности от 5,2 в классе +0,5 мм до 1,8 в классе минус 0,25+0,125 мм (рис. 5).

Морфологический спектр золота более широкий. В крупных классах доминируют тонкие изогнутые, часто сложенные вдвое пластинки с неровной поверхностью и рваными краями. Средний коэффициент уплощенности достигает 9,2 в классе +1 мм. В классе +0,25 мм увеличивается доля объемных форм, в том числе за счет пластинок с более или менее выраженным валиком бокового наклепа, а в классе минус 0,125 мм классические тороиды («эритроциты») и полупустотелые сфероиды уже преобладают (рис. 5).

Уплощенность золотин также уменьшается к нижним классам — от 6,8 в классе минус 1+0,5 мм до 2,0 в классе минус 0,25+0,125 мм. При меньшей плотности шлиховой железистой платины (16,65 г/см3 против 18,24 г/см3 у золота месторождения) за счет более объемных форм средний вес знаков золота и платины по классам крупности сопоставимы (табл. 3, 4).

 

Таблица 3. Характеристика шлихового золота (плотность 18,24 г/см3)

Класс крупнос-ти

из концентрата ВС

с контрольного ШМН

ср. вес знака

средняя толщина знака

Коэфф. уплощен-
ности

ср. вес
знака

средняя толщина знака

Коэфф. уплощен-ности

мг

мм

ед

мг

мм

ед

+1 мм

5,24

0,16

9,2

5,59

0,17

8,6

+0,5 мм

0,89

0,11

6,8

1,54

0,19

3,9

+0,25 мм

0,20

0,10

3,8

0,31

0,15

2,4

+0,125 мм

0,047

0,09

2,0

0,061

0,12

1,5

 

Таблица 4. Характеристика шлиховой платины (плотность 16,65 г/см3)

Класс крупнос-ти

из концентрата ВС

с контрольного ШМН

ср. вес знака

средняя толщина знака

Коэфф. уплощен-ности

ср. вес

знака

средняя толщина знака

Коэфф. уплощен-ности

мг

мм

ед

мг

мм

ед

+0,5 мм

1,07

0,15

5,2

1,77

0,24

3,1

+0,25 мм

0,19

0,10

3,6

0,24

0,13

2,9

+0,125 мм

0,048

0,10

1,8

0,057

0,12

1,5

 

Раздельная доводка основного концентрата винтовой сепарации и концентрата контрольного ШМН позволили изучить распределение золота и платины в технологическом процессе по классам крупности для обеих проб (табл. 5).

 

Таблица 5. Извлечение золота и платины в концентрат винтовой сепарации на СВМ-500 (СВШ-500) по классам крупности

Проба 1 (выход концентрата ВС — 0,9%)
класс, мм

Золото

Платина

Шлюз

ВС

ВСЕГО

Шлюз

ВС

ВСЕГО

%

%

%

%

%

%

+1

43,27

56,73

100,00

 

 

 

+0,5

23,72

76,28

100,00

62,35

37,65

100,00

+0,25

8,78

91,22

100,00

7,24

92,76

100,00

+0,125

9,36

90,64

100,00

8,62

91,38

100,00

-0,125

12,78

87,22

100,00

7,00

93,00

100,00

ВСЕГО

9,94

90,06

100,00

8,23

91,77

100,00

Проба 2 (выход концентрата ВС — 0,32%)
класс, мм

Золото

Платина

Шлюз

ВС

ВСЕГО

Шлюз

ВС

ВСЕГО

%

%

%

%

%

%

+1

 

 

0,00

 

 

 

+0,5

47,43

52,57

100,00

 

 

 

+0,25

16,73

83,27

100,00

22,54

77,46

100,00

+0,125

21,32

78,68

100,00

21,09

78,91

100,00

-0,125

24,44

75,56

100,00

17,37

82,63

100,00

ВСЕГО

21,14

78,86

100,00

20,40

79,60

100,00

 

Извлечение платины классов минус 0,5 мм статистически незначительно (на 1–5%) выше извлечения золота той же крупности при близком среднем весе знаков, что, возможно, связано с более ровной, правильной и плоской формой знаков платины. Золото +1 мм плохо извлекается при ВС. Извлечение золота/платины в классе минус 1+0,5 мм зависит от уплощенности выделений и колеблется в широких пределах (37–80%).

Характерно, что абсолютно для всех навесок всех классов крупности металл, ушедший на шлюз, характеризуется большим средним весом знака и меньшим коэффициентом уплощенности, но особенно ярко это выраженно в классе минус 1+0,5 мм (табл. 3, 4).

По пробе 1 извлечение основных классов МТЗ и платины — на уровне 90–93%. По пробе 2 аналогичный параметр заметно ниже — 76–83%. Объяснение простое – при промывке пробы 2 средняя производительность промывки была увеличена в 1,8 раза (до 7 м3/час), а выход концентрата с ВС, наоборот, уменьшен в 3 раза (до 0,32%) (см. табл. 1).

Ранее при обогащении пробы эфелей на модуле винтовой сепарации ОМВ-45 производства ООО НПК «Спирит» было установлено извлечение золота классов минус 0,5+0,25 мм, минус 0,25+0,125 мм и минус 0,125 мм на уровне 96–98% (https://zolotodb.ru/article/12693).

Высокое извлечение закономерно, так как при промывке пробы эфелей при убогом содержании тяжелой фракции (0,5–1,0 кг/м3) отсечка концентрата ВС для текущей перечистки на СКО-7,5, входящем в комплекс ОМВ-45, была не менее 1,5–2,0% от исходного.

 

Выводы

 

Винтовая сепарация подготовленного по крупности материала обеспечивает высокие извлечение и степень концентрации в т.ч. пластинчатого золота крупностью минус 0,5+0,05 мм даже при повышенном содержании в исходном материале тяжелых минералов плотностью >4,0 г/см3 и может быть рекомендована для промышленного применения.

Степень извлечения золота класса минус 1+0,5 мм в концентрат ВС зависит от уплощенности золотин. Объемные формы (таблитчатое, изогнутое и комковатое золото) этого класса не удерживаются в вязком подслое на желобе винтового сепаратора и закономерно выводятся в хвостовой продукт из которого могут быть эффективно извлечены на контрольном шлюзе мелкого наполнения, в т.ч. и благодаря тому, что хвостовой продукт ВС освобожден от большей части минералов тяжелой фракции.

Степень извлечения МТЗ в концентрат ВС существенно зависит от содержания минералов тяжелой фракции в исходном и от установленного уровня отсечки (выхода) концентрата ВС. Поэтому при проектировании промышленного применения технологии следует учитывать все характеристики обогащаемого материала, в т.ч. и для того, чтобы обеспечить достаточную производительность оборудования первой стадии перечистной операции.

 

Литература

[1] Методика разведки россыпей золота и платиноидов. М.: ЦНИГРИ. 1992 г.

 


-0+6
Уникальные посетители статьи: 2320, комментариев: 51       

Комментарии, отзывы, предложения

Журавлев, 26.02.22 09:10:55 — Автору

У вас получилась сложная схема обработки проб:

Скруббер-бутара СБ-16,

ГИС-31 (что за сетка у вас стояла?),

Узел подготовки питания,

Сепараторы (зачем 2 штуки?)

СКО-1

Шлюзы мелкого наполнения

Доводка в бромоформе.

Исключительно интересно.

А какая была геологическая цель исследований? Ведь не только ради винтовых сепараторов вы все это делали?

ПО, 26.02.22 09:29:09 — Журавлев

Этот объект - россыпное месторождение АЛМАЗОВ с попутным зооотом (попутный компонет второй группы).

Схема ГОУ заточена под алмазы. Обогащение на алмазы выполняется по классу +1 мм. Есть в песках золото, или нет, а от класса минус 1 мм нужно избавиться, потому что в установке тяжелосредной сепарации он совершенно лишний, туда подается класм -16+1 мм.

Основная задача работ(одна из) наработать оценочную партию алмазов.

Сита на грохоте наборные щелевидные полиуретановые 1 мм.

Два сепаратора, чтобы обеспечить нужную производительность по подрешетному классу. Сепараторы разные. Была мысль сравнить в работе показатели СВМ и СВШ, но эта работа не была выполнена.

Без бромоформа косовое золото до монофракции без потерь довести невозможно.

Журавлев , 26.02.22 13:24:52 — ПО

Спасибо, понятно. Про винтовые сепараторы у вас здесь попутные исследования. Но данные подробные и интересные.

Для меня особенно важно то, что таблитчатое и комковатое золото крупнее 0,5 мм, винтовой сепаратор теряет в хвосты. Значит без шлюза не обойтись, а от ВС толк может быть если надо ловить чешуйчатое золота минус 0,5 мм. Может быть ВС ловит и более крупное чешуйчатое золото? У вас в песках его просто не было, потому трудно сделать вывод.

ПО, 26.02.22 14:32:24 — Журавлев

Все-таки 75% золота класса минус 1+0,5 мм у нас в концентрате ВС (табл. 5).

И это золото с отношением среднего линейного размера к толщине 6,8 и средней массе знака 0,89 мг. (табл. 3) Это весьма уплощенное золото, тоньше в этом классе бывает, пожалуй, только в хвостах ЗИФ после шаровой мельницы.

То что ушло на шлюз заметно толще - 1,5 мг и уплощенность 3,9.

В остальном - СВМ и СВШ у нас работали в параллель, а это аппараты с разной формой желоба, предназначенные для материала разной крупности. И второе - граница концентрат-хвосты на ВС регулируется конечным пользователем, как на концентрационном столе. Соответствено увеличение выхода концентрата с 0,9% как в опыте до 1,5(к примеру) или 3,0 может кардинально изменить картину по извлечению класса -1+0,5 мм.

СНС, 26.02.22 15:14:21 — ПО

Первый раз увидел ситовку золота, полученного с винтового сепаратора (табл.2). Посчитал по нашей программе характеристики золота из песков: https://zolotodb.ru/gran_01

Ме = 0,21 мм - золото весьма мелкое

S = 0,19 - хорошо сортированное

U = 0,89 мг - чешуйчатое (из табл.3)

Такое золото в россыпях встречается не часто, скорее это золото косовое.

В какой-то мере это определяет область применения винтовых сепараторов.

Спасибо за хорошую информацию.

ПО, 26.02.22 15:24:44 — СНС

Да, это транзитный металл. Весь четвертичный аллювий Сибирской платформы им заражен.

Генералов В.И., 26.02.22 15:35:17 — Автору

Хорошая статья. Отрадно, что частное предприятие занимается опытными работами. Хотелось бы услышать некоторые мнения и информацию.

1. Доочистка МТЗ и платины в бромоформе. Сколько стоит бромоформ, и где его изготавливают? В мое время (СССР, ельциновская РФ) тяжелые лабораторные жидкости изготавливали во Львове.

2.Тяжелый концентрат можно пропустить и через выщелачивание, тогда бромоформ не потребуется. Но мелкую и тонкую платину без бромоформа не возможно извлечь никак! Вопрос доступности и цены бромоформа весьма интересен.

3. Фракция -1мм это, в основном, всегда отходы (кроме флотации), поэтому ваша схема доизвлечения МТЗ весьма жизнеспособна при любых цивилизованных способах добычи.

4. Прежде чем городить схемы доизвлечения, надо при разведке МПИ выявить и оценить долю МТЗ в балансе запасов. Поэтому исследование "мути", "пены" в ходе обработки разведочных проб обязательно. Но эту часть оценочных (разведочных) работ сейчас все золотодобытчики отвергают начисто.

Здесь уместно вспомнить Пушкина:

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

СНС, 26.02.22 16:45:27 — ПО

Вспомнил работу по косовым россыпям, была у нас такая. Нашел:

Технология опытно-промышленной отработки косовых месторождений россыпного золота. 09.02.2012, Сурнин А.А. — Институт геологии алмаза и благородных металлов СО РАН, Иванов П.О. — ОАО «Алмазы Анабара».

https://zolotodb.ru/article/10568

Тоже была интересная работа с вашим участием.

Я потом Сурнину несколько раз звонил, спрашивал, что дальше.

Кстати, там в комментариях ко 2 части вопрос без ответа, может ответите?

https://zolotodb.ru/article/10569

Мимо проходил , 27.02.22 04:24:44

Автор молодец, обстоятельно и подробно описал процесс и результаты.

А есть нынче такие исследования у ведущих научно-исследовательских организаций, да ещё и подкрепленные практическим опытом?

Что то давно не слышно про внедрения отсадки и центробежной концентрации на россыпях?

Лаборатория номер 2, ау!!!

Алексей, 27.02.22 05:07:48 — Мимо проходил , 27.02.22

Иргиредмет - это АО с владельцем на Кипре. Цель АО - получение прибыли, потому что им заказали - то они и сделали. А исследования никто не заказывает. Может вы закажите?

ПО, 27.02.22 05:35:42 — Генералов В.И.

Бромоформ штука достаточно дорогая, где покупали и сколько точно стоит ответить не могу, потому как воскресенье сегодня (не у кого уточнить). Мною была подана заявка в отдел снабжения и через пару месяцев забрал ящик с бутылками со склада. Но бромоформ это лабораторное решение, для работы с навесками из геологоразведочных проб, когда нужна именно мономинеральная (приближабющаяся к 100% по чистоте) навеска - сделать точный грансостав, пробу померять, морфологию изучить. В промышленной схеме мне НЕ известны примеры использования бромоформа, да это на данном материале и не нужно, как и выщелачивание. Все золото свободное и идеально окатанное. Апробированный промышленный опыт доводки этого сырья показывает, что в "золотую головку" чистотой 90-95% на столе выводится 75-85% золота и платины, которые потом легко разделяются электромагнитной сепарацией. Если чистота головки снижена до 70-80%, то в нее можно вывести 90-95% всего металла. Самый тонкий металл (10-20% от общего) накапливается в промпродукте. Его можно сконцентрировать до содержания 15-30%. Такое содержание не проблема для аффинажного завода (Красцветмет принимает от 1,0%). Впрочем, для золотой части есть проверенные временем решения концентрирования на месте. Например в том примере 20 летней давности, на который сослался СНС (https://zolotodb.ru/article/10569 ) концентрат с содержанием золота (после э.м. сепарации) 5-30% обогащался на магнитожидкостном сепарторе (он же магнитогравитационном) производства АО "Грант" (г. Наро-Фоминск). На выходе практически чистое шлиховое золото, причем 90% металла минус 0,25 мм (косовое). ЗАО "Итомак" практически такие же производит.

Применительно к сырью рассматриваемого в статье месторождения идеальное решение, на мой взгляд - обогатительная плавка концентрата с содержанием от 10% и выше. В концентрате абсолютно нет сульфидов и других, не приятных для плавки минералов. На выходе слиток лигатурного золота 930-950 пробы (проверено).

По поводу того, что прежде чем рассматривать вопрос "купить/не купить волшебное оборудование", нужно досконально знать месторождение как с точки зрения геологии, так и горно-технической части согласен абсолютно.

ПО, 27.02.22 06:18:27 — СНС

По поводу работ на р. Чара - они проводились, если мне память не изменяет в 2000-2002 гг. После что-то пытались сделать по руслу р. Алдан (без моего участия). основная проблема была в отсутствии инвестиций. Основные технологические ошибки (как я сейчас вижу с высоты прожитых лет), в т.ч. связанные с недостатоком финансирования, вероятно: 1)Использование самодельных грохотов при дезинтеграции исходных песков по классу 2 мм. (после того как через несколько лет я увидел в работе промышленные грохота, с огорчением понял, что то что было на Чаре в плане грохочения, это был детский сад). 2)Отказ от использования концентрационных столов при доводке концентрата ВС. Я тогда про столы тоже не имел ясных представлений, почему они не использовались, не знаю. Может быть амбиции замечательного нашего конструктора-обогатителя Зобачева В.А., к сожалению ныне покойного.

Несомненные удачные технологические решения, это авторские (Зобачев В.А.) доводочные винты (к сожалению утраченные) и идея зацикливания в схеме ВС промпродукта с целью повышения степени концентрации в конечном продукте. Опыт магнитожидкостной сепарации тоже был удачный.

По поводу 31 г/м3 - нет, это не опечатка. Но это единичные пробы в т.н. ловушках, связанных с особенностями механизма косовой концентрации. Такого аллювия на косе даже 1 м3 вряд ли найдешь, при мощности 0,2 м. Про механизм образования косовых россыпей применительно к Сибирской платформе предметно писал Блинов А.А. (Якутский Институт геологии). Если знаешь где искать, то в жаркий день на косе можно опуститься на колени, за крупной галькой увидеть черно-красное пятно тяжелого шлиха, подуть на него аккуратно и наблюдать в ходе такой "пневмосепарации" формирование желтого пятна чешуек золота. Проблема в том, что запасы золота в отдельной косе на р. Чара не больше 1-5 кг. А та часть намывного сегмента, что захоранивается под наносами высокой поймы - там уже вскрыша 3-4 м.

Практик, 27.02.22 06:26:23

Чешуйчатое золото, которое плавает в лотке, поймать можно. Но оно ничего не весит, дунь - улетит. Все ухищрения в итоге оборачиваются пустыми хлопотами. Нету главного - граммов, за которые деньги платят.

ПО, 27.02.22 06:37:23 — Практик

)))Простите, немножко странное замечание. Запасы ведь подсчитаны в х.ч. на кубометр и не важно, самородки там, мордатый бус или чешуя. По поводу "ничего не весит" - всем практикующим геологам и старателям известно, что чешуя в кучке занимает меньше места, чем мордатое золото (за счет более плотной упаковки).

Ну и, если интересно - рекомендую навести справки у АО "Алмазы Анабара". Они ПОПУТНО с алмазами добывают такой чешуи, о которой речь идет в статье без малого на 1 млрд. рублей. в год при тех же содержаниях 10-50 мг/м3. Это не граммы, это пара сотен килограммов ;-)

ПО, 27.02.22 07:09:14 — СНС

Спасибо за расчет ситовых характеристик. Мы вашей методикой https://zolotodb.ru/article/11326 пользуемся уже второй год - стандарт предприятия. Забили формулы в таблицу Excel, ведем общую базу (журнал). Каждая объединенная навеска на ситовой анализ (буровые пробы, бороздовые, валовые, пробы эфелей, гали) анализируются по одной методике - рассев, взвешивание, отбор навесок с подсчетом количества знаков, расчет грансостава и ситовых характеристик). Очень удобно. В базе уже порядка 80 анализов. Всем рекомендую.

Борисыч, 27.02.22 07:25:10 — ПО

Замечание Практика не совсем уж и странное. Как правило пробы с чешуйчатый золотом, в процессе разведки россыпи, по своим показателям (вес золота и в итоге содержание), уходят за контур даже забалансовых блоков и, даже находясь внутри пласта, существенного влияния на содержание и подсчет запасов не оказывают.

Чешуйка (и две, и три) размером 0,25, на весах с точностью до 0,1 мг., не покажет никакого веса. Ни отдельно, ни в составе пробы.

Моё мнение, что как попутноизвлекаемое, без дополнительных капвложений, такое золото можно добывать. Опять же при определённых объёмах промывки.

Прежде чем встраивать в систему обогащения любой дополнительный блок, нужно трижды просчитать экономику.

ПО, 27.02.22 07:51:54 — Борисыч

Разумеется. Вот под каждой фразой в вашей формулировке я подпишусь.

Но не стоит забывать, что есть россыпные объекты с весьма мелким и тонким золотом в традиционных горно-промышленных районах. И есть такие объекты, уже отработанные по шлюзовой технологии. Да, я про эфеля. Вот у меня на объекте в исходных золота минус 0,25 мм 1-3%. Не нужна тут развитая схема, хватает ШМН. Но интересно как в обогатительном процессе золото сегрегируется по гидравлической крупности, которая как показано (тот же Филлипов В.Е.) для золота зависит исключительно от толщины пластинки. В эфелях у меня класс минус 0,25 мм уже 40%, в т.ч. до 10% минус 0,125 мм. И если средний вес знака "нормального" золота класса минус 2+1 мм в исходных 15-25 мг, то в эфелях 7-8 мг, а в хвостах ЗПК - 3,3 мг.

Смотреть. Изучать. Считать. Считать. Считать.

Старый, 27.02.22 08:26:25

Косовое золото когда-то, лет 100 назад, добывали простые старатели. Очень удобно, копать глубоко не надо, вода тут же. Главный человек у них в бригаде был человек с лотком, который мог поймать косовое золото.

Между прочим, за рубежом и сейчас любители моют золото на косах без очень сложной техники и бромоформа, а собирают золото простой ртутью, которая стоит недорого.

ПО, 27.02.22 08:35:34 — Старый

С лотком и ртутью. И ртутью. И на Чаре мыли и на Вилюе в начале 20-го века. Сам не единожды намывал на Чаре агрегаты из трех-пяти золотинок, сцементированных зеленоватым ртутистым агрегатом. Предполагаю, что это отголоски того старания, хотя возможны варианты.

Вот статья про "намывные россыпи", в т.ч. на Вилюе 1932 г, опубликованная на сайте Золотодобычи: https://zolotodb.ru/article/39

Борисыч, 27.02.22 16:35:48 — ПО

Понятно, что содержание золота в эфелях напрямую зависит от коэффициента эфельности, но не для пластинчатого, чешуйчетого золота.

Спасибо за ссылку, очень интересно!

Влад, 28.02.22 06:46:48 — Иванову

У вас оптимистичный вывод: "Винтовая сепарация подготовленного по крупности материала обеспечивает высокие извлечение и степень концентрации в т.ч. пластинчатого золота крупностью минус 0,5+0,05 мм даже при повышенном содержании в исходном материале тяжелых минералов плотностью >4,0 г/см3 и может быть рекомендована для промышленного применения."

Винты ловят мелкое (-0,5 мм) чешуйчатое и пластинчатое золото, вы это хорошо показали. Но вместе с этим золотом винтовой сепаратор вытаскивает тяжелый шлих. Шлиха может быть много и содержание в нем получается низким. Этот вопрос уже обсуждался в статье: https://zolotodb.ru/article/12688

В одном из комментариев приведена ссылка:

"Масса концентрата модуля доизвлечения мелкого золота составляла от 1000–1200 кг/сут со средним содержанием 80 г/т."

Как извлечь из него золото? Вы, наверное, знаете, раз рекомендуете промышленное применение. Я бы с интересом прочитал на эту тему не только комментарий, но и полноценную статью.

ПО, 28.02.22 07:39:43 — Влад

Для такого материала, о котором речь идет в статье проблем с доводкой нет вообще. Все золото свободное, самый тяжелый минерал ильменит, чей удельный вес не достигает 5 г/см3. Экзотикой типа монацита и бадделеита можно пренебречь, ибо ее исчезающе мало. Если вы обратите внимание на таблицу 1, то из песков с содержанием 33 мг/м3 (тридцать три миллиграмма!) простой перечисткой на лабораторном (по сути) СКО-1 получен концентрат с содержанием 1,124 кг/т. Фотографии чистого золота приведены.

Да, в других россыпях могут быть тяжелые сульфиды (арсенопирит, галенит) или вольфрамит, каситерит и в т.ч. золото не раскрытое или в агрегатах. Но и в этом случае задача доводки 3-10 тонн концентрата в сутки отчасти тривиальная (по моему мнению). Общая схема - первчичное сокращение на столе, рассев на узкие классы крупности, доводка на столе каждого класса.

Дальше при необходимости - центробежные аппараты (никто не отменял) на чистой воде они показывают приличные результат , концентраторы типа Gold Jenie или Bleu Bowl, магнитожидкостная сепарация, обогатительная плавка. Конкретная схема зависит от материала и все просчитывается: затраты/прибыль.

Впрочем, в г. Якутске есть молодое предприятие "NeoGold". Ребята занимаются оригинальной технологией (не буду пока называть). Она применима к любому золотосодержащему сырью и, в т.ч., есть приложение, по-моему мнению весьма эффективное, по извлечению золота от 40 мкм, в т.ч. нераскрытого именно из тяжелых концентратов любого минерального состава. Решение оформлено в металле, протестировано. Если редакция сайта сочтет интересным, могу попросить авторов описание технологии и результаты тестов оформить в виде статьи. Вопрос, наверное, двух-трех недель.

Практик, 28.02.22 08:43:43 — ПО

А как это в промышленном варианте это будет выглядеть? На стандартную ШДУ пойдет, как вы думаете?

https://zolotodb.ru/article/11959

Или лучше просто 3 стола поставить и гонять на них шлихи пока 1 кг/т не получится? А потом?

ПО, 28.02.22 09:08:05 — Практик

Цепь аппаратов доводки нужно проектировать исходя из количества концентрата, который будет обрабатываться в сутки и особенностей минерального состава. Плюс площади уже существующего помещения или строительства под конкретную задачу. Плюс персонал. Общие абстрактные советы без этого не очень ценны. Концентрат с винтов выходит преимущественной крупностью минус 0,25 мм, но какая-та доля +0,5 тоже безусловно присутствует. Помимо СКО-1 есть столы СКО-2,0 и СКО-7,5 с тем же типом привода (это только отечественные). Входящий концентрат как есть на СКО-2,0 (например) для первичного сокращения. Далее однозначно рассев на три класса +0,5, -0,5+0,25 мм и -0,25 мм. Доводка на СКО-1,0 каждого класса. Хватит и одного стола на это дело скорее всего. И концентрат будет не в кг/т, а в % и десятках процентов. А что дальше с ни делать (если нужно), будет зависеть опять же от характера материала.

Данила, 28.02.22 09:51:22 — ПО, 28.02.22 09:08:05

ПО, БРАВО!!! Вот об этом постоянно многие забывают, пытаясь пристроить стандартные схемы и установки:

-----

Цепь аппаратов доводки нужно проектировать исходя из количества концентрата, который будет обрабатываться в сутки и особенностей минерального состава.

-----

Посмотрите на золотоизвлекательные фабрики. Несмотря на общий набор технологических процессов и внешнего сходства их последовательностей, схемы в конечном итоге получаются в определенных моментах уникальные.

Влад, 28.02.22 15:21:58 — ПО и Данила

Я попросил уважаемого автора статьи дать конкретный вариант, где и как извлекается чешуйчатое золото из концентрата: "Я бы с интересом прочитал на эту тему не только комментарий, но и полноценную статью." Пример в статье не дает ответа, так как все кончается после долгих трудов и расходов содержанием 1,2 кг/т. А что дальше?

Лично я не знаю ни одного примера, где это прибыльно работает. Потому и попросил написать об этом. Если вы знаете пример, расскажите о нем подробно.

Может быть Данила знает пример, где не только сделан замечательный проект, но и потом он окупился извлеченным золотом?

ПО, 28.02.22 15:37:48 — Влад

Вероятно, я вас не понял. Ибо вопрос звучал конкретно, цитирую:

"Как извлечь из него золото? Вы, наверное, знаете, раз рекомендуете промышленное применение."

И ответ был такой же конкретный -да, знаю. И больше - умею. ;-)

Генералов В.И., 28.02.22 22:43:35 — ПО, Владу, Леониду

Владу. Эта статья о результатах опытно-методических работ, не направлена на предложение конкретной технологической линии добычи и извлечения МТЗ (мелкое тонкое золото). Я в статье усматриваю несколько ценных объективных выводов, влияющих в целом на проведение ГРР (подсчет запасов) и добычу золота, в т.ч. и МТЗ.

1. В статье убедительно показано, что МТЗ накапливается исключительно в песках (рудном слое). В торфах МТЗ практически нет (см. таблицы с анализом валовых проб №1 и2). Из этих наблюдений следует, что к МТЗ надо относиться минимум, как к «попутному компоненту», т. е. при опробовании песков (рудного тела) изучение МТЗ ОБЯЗАТЕЛЬНО!

2. Для того, чтобы резко сократить количество «тотальных» пустых проб, надо ещё до опробования попытаться разделить геологический разрез по керну скважин на торфа и пески. Это вполне возможно, если работать с ненарушенным керном, а не со шламом (УКБ, одинарная колонковая труба, RC-бурение).

3. Я в своих статьях указывал на ряд геологических признаков, позволяющих отличить руду дорогую от породы пустой при полевом геологическом изучении керна ещё до начала опробования и получения результатов промывки проб. Коротко повторюсь:

- Повышенная плотность песков (более 2,0 кг/дм3);

- Пониженная глинистость песков («промытые грунты»);

- Наличие золота по РФА промеру керна;

- Специфический элементный состав геохимического спектра песков, обусловленных наличием тяжелых минералов-спутников золота;

- Повышенные значения каппаметрии в песках;

- Комплекс специфических литологических и фациальных признаков песков, выявленных в ходе геологической документации керна.

4. Корректное разделение геологического разреза на торфа и пески позволяет во много раз уменьшить объемы промываемого грунта. Так при «типическом» разрезе россыпи 9 м торфов и 1 м песков, количество промываемого грунта составит всего 10% от традиционных нынешних добычных работ. Малые объемы позволяют работать со сложными технологическими добычными схемами. Далее, по ниже по тексту, я могу сильно ошибаться, вследствие своих дилетантских познаний (здесь простор для критики), полученных в ходе посещения (наблюдения) за добычей на различных приисках.

Я представляю следующую технологическую схему.

4.1. Пески подаются на скруббер-бутару для отмучивания.

4.2 Грохочение на колосниках с ячеёй 100 мм. Фракция +100 м идет в глыбовый отвал, который вывозится на строительство технологических подъездных дорог (обязательная сопутствующая работа на всех приисках)

4.3. Фракция -100 м идет на рассев через колосники с ячей 10 мм. Фракция -100 - +10 мм накапливается в галечном отвале. Через каждые 6 часов работы галя грузится на «пескорассеивающую» мащину, которая одинарным слоем до 5 см равномерно рассеивает галю на ровной площадке. Два независимых рабочих с двумя независимыми металлоискателями (разные фирмы и марки приборов) «прозванивают» галю вдоль и поперек площадки с целью обнаружения самородков. Здесь могут полезно удовлетворить свой азарт все искатели самородков, в том числе и Леонид, который не желает внимательно читать мои статьи и комментарии. Зумпф галечного накопителя надо чистить и остатки перенаправлять повторно на колосники 10 мм, ибо часть золота налипает на галю и оно (золото) проседает на дно зумпфа-накопителя. Фракцию – 10 мм направить на ШГН и ШМН для выделения крупного м мелкого золота. По-дилетантски я понимаю, что разница ШГН м ШМН лишь в объеме и скорости потока пульпы. Слив пульпы (хвостов, шлама) с ШМН подается на сито с ячеёй 2 мм. Фракция + 2 мм уходит в пруд-отстойник оборотной воды (замкнутый контур водооборота; рыба, экологи и местные жители ликуют от счастья!), а фракция – 2 мм идет на винтовой сепаратор для разделения пульпы по черной полосе (черный шлих). После сушки черный шлих промеряется РФА анализатором для полуколичественного определения золота, «полезных» и «вредных» компонентов (платина РФА тоже хорошо определяется). Все добытое золото и черный шлих отвозят на аффинажную фабрику.

5. Такая обогатительная схема требует стационарной обогатительной «фабрики». Подвоз песков осуществляется самосвалами. Но можно организовать гидромониторный размыв песков и их подачу по пульпопроводу. Тогда скрубер-бутара в голове технологической линии не потребуется. 1 км. россыпи можно отработать с одной точки стояния обогатительной фабрики.

Вот такие мысли родились от чтения этой статьи. Леонид, а вам слабо?!

ПО, 01.03.22 09:24:13 — Генералов В.И.

Владимир Иванович, очень приятно, что материалы вызвали Ваш интерес, трансформировавшийся в оригинальные мысли и предложения! Я себе тоже позволю с интересом провести обеденное время, хотя бы для того, чтобы отвлечься от текущей международной обстановки. У меня, разумеется, преимущество, потому что я детально знаком с аспектами вопроса.

Вы совершенно правы - МТЗ в алмазных россыпях Лено-Анабарской алмазоносной субпровинции являются попутными компонентами. Более того, при содержании 30 мг/м3 (а это выше среднего по району ;-), это попутный компонент ВТОРОЙ группы по классификации ГКЗ. Т.е. не образующий самостоятельных промышленных залежей, но в процессе обогащения на основное полезное ископаемое который можно вывести в отдельный концентрат и рентабельно извлечь. Это очевидно, кроме того, с 2010 г. утверждено десятком (если не больше) протоколов ГКЗ, т.е. на официальном языке "апробировано". Но вся рентабельность вытекает из единственного факта - для обогащения на алмазы нужно избавиться от класса минус 1 мм в песках, потому что алмазов -1+0,5 мм в россыпях нет. Они есть в трубках, но и там почти ничего не стоят. А песку и шламу в установке тяжелосредной сепарации на алмазы делать нечего - это и снижение производительности и потери ферросилиция и проблемы с его регенерацией. Поэтому схема обогащения на алмазы, отчасти, интереснее даже предложенной вами. На колосниковом грохоте бункера удаляется только валунная фракция +400 мм (это чтобы бочка не развалилась). Основной отсев гали идет в скруббер-бутаре. Там перфорация или 30 или 50 мм, но горняки почему-то упорно называют бочечную галю "сороковкой" (замечательный строительный материал), ну да Бог с ними. Дальше идет избавление от шлама, ибо в алмазоносных песках района глины нет, а вот алевритистая фракция может достигать 50-60%. Обесшламливание идет на спиральном классификаторе. После этого нужно избавиться от песчаной фракции. Материал подается на двудечный грохот (ГИС-62 или даже 72). Верхнее сито 20-25 мм, а нижнее 1 м. Верхний класс -50+20 (25 мм) идет в отвал либо, если предполагаются единичные гигантские алмазы, на отдельную линию РЛС на месте. Основная "зернистая" (жаргон) фракция -20+1 мм поступает на тяжелосредную сепарацию, концентрат которой идет в цех доводки алмазов (рассев, электромагнитная сепарация, рентгенолюминесцентная сепарация). Выход зернистой 17-22%. Бывает 27%, но это уже очень много. Хвосты ТСС - чистый гравий - тоже суперматериал для финальной отсыпки полотна дороги.

Осталась не удел подрешетная фракция -1 мм. Алеврит уже ушел с классификатора, так что ее процентов 15-20 от исходного. И все золото в ней, причем его содержания увеличились в 5-7 раз, т.е. уже до 0,15-0,2 г/м3. Кстати, о самородках и металлоискателе - ну это уже полная фантастика. Вы же видите грансостав - лонгнормальное распределение с более чем приличным экцессом на 0,2 мм. Фракции +0,5 почти нет, +1 совсем нет. Впрочем, даже если природа преподнесет сюрприз - никуда самородок не денется из тяжелосредки и благополучно с алмазами попадет в цех доводки.

Возвращаемся к подрешетке - все золото в ней, да плюс она уже с водой - направляй ее самотеком на шлюз мелкого наполнения и вот тебе сверхрентабельное золото, ибо затраты на рассев хочешь не хочешь отнесены на алмазы. Не поленился, подсчитал потери золота по грансоставу из табл. 2 по методике Иргередмет (https://zolotodb.ru/article/475). Получилось 39%. На самом деле меньше, потому что класс узкий -1 мм и по такому материалу никто исследований не проводил со шлюзами. Думаю потери в пределах 20-30%.

И весь вопрос сводится к тому - забирать 70% "дармового" золота со шлюза, либо увеличить затраты, воткнуть винтовые сепараторы и забирать 90-95%. Считается все легко, только одной цифры не хватает на сегодняшний день - никто (насколько мне известно) корректно не определил фактические потери МТЗ с ШМН при обогащении узкого класса -1 мм.

Теперь по деньгам - 30 мг/м3 это всего лишь 30 кг с миллиона кубов такой вот средненькой россыпи. 130 млн. рублей при извлечении 90% на винтах и 100 млн. при извлечении 70% на ШМН. Разница невелика. Очень мала, точнее. Половина сожрется эксплуатационными затратами. Второй полвины хватит, чтобы винты окупить. По итогам трех лет - та же чистая прибыль, что и при обогащении на ШМН, но бонусом окупившаяся приставка винтовых сепараторов.

Кстати, если все-таки ставить винты и не только в приложении к попутному золоту на алмазах, но и при работе на лежалых эфелях с золотом - ставить ни в коем случае НЕ после шлюзов, зачем двойная работа?! Ставим винты в голову, получаем концентрат уже не с содержанием 80 г/т (о чем писал Влад, а 500-700 г/т), а тот крупняк, что винты сбросили, спокойно забираем на контрольном подшлюзке. Спокойно еще и потому, что всю тяжелую забрали винты, для шлюза просто подарок (сброс хвостов стола СКО-7,5 перевичной перечистки текущего концентрата ВС, разумеется, отдельно направлять, ибо там тяжелая будет).

Ну а теперь от денег к разведке - слава Богу, для попутных компонентов 2 группы допускается оценка по С2, разрежение сети опробования, использование групповых и валовых проб - черным по белому написано - не нужно искать и изучать, как это дело распределяется, оцените более-менее достоверно содержания попутных в КОНТУРЕ балансовых запасов основного полезного ископаемого и спасибо вам. Ибо за контуры они по определению не выходят.

Бурение при разведке алмазных почти россыпей не применяется. Там представительность рядовой пробы начинается от 3-5 м3. Бурят на поисково-оценочной стадии, чтобы строение долины закартировать для того, чтобы терраску где не пропустить, или наоборот, шурфы по склону лишние не пройти, ибо дорого. Отдельную сеть опробовния на попутные второй группы тоже нет смысла создавать. Можно, конечно, из стенок шурфов борозды отобрать на золото. Но это дорого и не нужно. Дешевле оценить содержание при обогащении проб шурфов на основное полезное ископаемое (алмазы). Пытаться мощность промышленного пласта уменьшить на большинстве алмазных россыпей севера Сибирской платформы тоже не получится. Во-первых серьезные предположения, что это и не аллювий в классическом виде, а отложения каких-то селеподобных потоков верхнечетвертичного времени. Не зря выход зернистой 20%, а ила (алеврита) до 70. Строение разреза примитивно двучленное - снизу 1-2 м вот этих странных галечников (вот тебе и пески), сверху 3-5 м льдистых илов (вот тебе торфа). Все. Обогащения алмазами приплотикового горизонта не наблюдается (плотность алмаза 3,5 г/см3). Даже по пробе №2 условно "торфов"из статьи содержание алмазов 0,1 кар/м3. А с алмазами еще одна специфика. Это золото стоит одинаково, что в "чешуе", что в самородке. А у алмазов при одинаковой массе один стоит 3 доллара за карта, а другой 3 тыс. долларов за карат.

РФА который меряет 0,03 г/т Au - я бы хотел такой увидеть! Каппа - хорошо. Но ильменит не самый магнитный минерал, а магнетита песках абсолютно нет. Контрастность под большим вопросом.

Предложенный вами комплекс методов применительно к подобным объектам, разумеется, позволил бы получить интересные в геологическом плане данные. Но это чисто научный интерес. Ну а если весь его реализовать - пожалуй в 130 млн. рублей с трудом уложишься, а эта вся выручка (даже не прибыль) от продажи тех 30 кг попутного золота, которые еще не добыты.

Данила, 01.03.22 13:39:27 — Влад

Если рассматривать экономику мелкого золота как попутного - дополнительную прибавку к основному производству, то довольно часто это выгодно. Главное в этом случае правильно расставить приоритеты что важнее - вид товара, или прибыль.

В золотую головку, а уж тем более в слиток, основная часть мелкого золота, гравитацией не перейдет. Поэтому заниматься бесконечной доводкой, повышая качество, нет смысла. Проще получить промпродукт с некоторым оптимальным качеством и отдать ближайшим металлургам.

Металлурги сейчас готовы брать и 20 г/т. Поэтому далее считайте оптимальное содержание того, что вы будете сдавать исходя из затрат. Можете без особых проблем получить 1,2 кг/т - отлично. Думаю, что с содержаниями более 100 г/т с экономикой проблем быть не должно. Собираете, складируете, накапливаете партию для отправки и вперед.

Главное не накручивайте при расчете экономики на мелкое золото все затраты предприятия. Пусть основное производство тащит на себе инфраструктуру и то, что оно так и так будет тащить (извлекаете вы мелкое золото или нет). Т.е. поставили в схему грохот, насос, винт и стол, вот затраты по ним в экономике и считайте.

Примеры есть, но называть не буду (не обязан). Есть вопросы, обращайтесь.

Генералов В.И., 01.03.22 15:25:03 — ПО

Я в свое время имел счастливый случай посетить алмазные россыпи Красновишерского района Пермской области. Недельное коллективное посещение геологами Уралгео было организовано в связи с темой открытия алмазоносных туффизитов (идея Рыбальченко). Так, что с технологиями опробования, обогащения и извлечения алмазов я знаком на натурных наблюдениях и имею мнение.

То, что предложил в комментарии, касается исключительно золотых россыпей. Рассев гали и "прослушивание" металлодетектором, я наблюдал относительно недавно на одном золотом прииске. "Доход" был от 1 до 5 самородков в день. Трудозатраты весьма невелики, если организован постоянный рассев и прослушивание. Просто этим никто не занимается, кроме "ловцов удачи".

Также неоднократно наблюдал, как золотоносные долины перемывали по 3-4 раза, что обусловлено "нерациональными" технологиями добычи. Комментарий - всего лишь частное мнение. Молодые геологи прочтут, запомнят и примут к производству. Кстати, тогдашний главный геолог Красновишерской ГРП Сидиков Идриз (пишу по памяти) нам сказал в первый день приезда - все смотрите, но юные геологи придут на производство и легко разберутся в "туфтизитах". Он был прав.

ПО, в предыдущих статьях писали, что ваша золотая россыпь имеет свойство неожиданно "прыгать" на 5-7 метров. Причем эксплоразведка по сети 20х20 м это "прыгание" не выявляет. Оно фиксируется лишь при проходке штолен. Разобрались в этом геологическом феномене?

Степан, 01.03.22 19:05:03 — Автору

Скажите, почему в качестве основного аппарата выбран винтовой сепаратор? Устаревший же аппарат. Почему не пользуетесь центробежными концентраторами? Отсадка ещё есть.

ПО, 02.03.22 02:50:36 — Данила, Влад

Верно. 20 кг/т я сам проплавлю. А 150 г/т возьмет Уралэлектромедь, например. Ну и другие, поближе (наверное) есть.

ПО, 02.03.22 03:40:37 — Степан

Наверное потому, что я сам устарел, как тот лоток сибирского типа, которым сам до сих пор пользуюсь. Человек опирается большей частью на свой опыт, а он как ни крути - ограничен. С винтами я знаком с 2001 г., и знаю на практике, что они при сокращении в 50-100 раз обеспечивают извлечение 90-98%. У винтов при этом четыре неоспоримых преимущества: 1)простота конструкции и отсутствие необходимости в обслуживании, 2)визуально наблюдаемый процесс, 3)устойчивая работа в широком диапазоне нагрузки и разжижения, 4)непрерывный вывод концентрата. Винт воткнул, он делит. Подошел, посмотрел на веер, подправил флажок - он делит. Не подошел не подправил - все равно делит. Не рассчитал нагрузку, идет перехлест через борт - нарастил борта транспортерной лентой, а он стоит и делит.

Отсадочная машина дает меньшую степень сокращения. Диафрагмы, вода, приводы - все нужно настраивать, все может сломаться. Плюс личный негативный опыт - в 2002 к нам на косовое золото приехали старатели-оловянщики со своим оборудованием, которые зубы съели на касситерите. Подрешетный отсад у них на косовом золоте, которое мы брали на винтах не получился. Я себе не очень представляю концентрацию косового золота в глубоком потоке. Допускаю, что есть асы подрешетной отсадки, но я к ним не отношусь.

Центробежные концентраторы дают существенно большее сокращение чем винты при высоком извлечении и отлично себя зарекомендовали в условиях стационарных ЗИФ. У старателей они особенно не приживаются. Причин три. 1)Ожижающая вода. Старатели не могут/не хотят обеспечить чистую воду для ожижающего контура, в течение часа отверстия в конусе забиваются и высокотехнологичный аппарат превращается во вращающуюся чашу. 2)Процесс концентрации визуально не наблюдаем. А там четыре миниуму регулируемых параметра: Скорость вращения, давление ожижающей воды, объем питания и частота сполоска. Чтобы настроить под материал и процесс и добиться высокого извлечения нужно десятки опытов провести с изучением продуктов. Наскоком не получится. А когда это делать, если промсезона всего 100 дней? 3)Сложное оборудование имеет свойство ломаться. А у старателя, опять же, всего 100 дней.

ПО, 02.03.22 04:30:22 — Генералов В.И.

Не уловил из сообщения ваше личное отношение к туффизитам, хотя, наверное, дополнительная литера Т о чем-то должна говорить? Флюидолиты вообще как геологическое явление и класс пород имеют место быть. В связи с проблематикой Уральских алмазов - вот тут судить не берусь. К сожалению, проблема коренных источников округлых алмазов что на Урале, что в Якутии не решена. Ну а судя по тому, что алмазы на Урале не добывают с 2014 г., успехи "юных геологов" пока еще только впереди.

Генералов В.И., 02.03.22 08:32:10 — ПО

По теме алмазов и туффизитов. В Красновишерских россыпях преобладающая форма кристаллов ромбододекаэдры ("округлые" на вашем сленге), а якутские алмазы - октаэдры (или в вашем подобии "остроурольные"). Архангельские алмазы также в основном ромбододекаэдры. Уральские россыпи расположены в Ю-В окончании авлакогена (недоразвитого рифта), имеющего простирание в район архангельских алмазных трубок. Такатинская свита, являющаяся коренным промежуточным коллектором современных россыпных алмазов Урала имеет возраст ранний девон. Здесь юные геологи мало уже чем уже помогут. Туффизиты, как новый природный геологический тип, впервые был выделен на австралийском лампроитовом месторождении алмазов Аргайл. По странному стечению обстоятельств, с 2014 года месторождение тоже было закрыто в связи с полной его отработкой; сейчас это музей под открытым небом. Вишерские россыпи алмазов также полностью отработаны, а идея туффизитов Рыбальченко не привела к открытию нового "Аргайла" на Урале. Так, что юным геологам и здесь не осталось места "разобраться что к чему" в Пермской области по теме туффизитов. Зато диссертаций было написано немало. То, что нам показывали на экскурсии, по моему мнению, никакого отношения к туффизитам не имеет. Все прекрасно объясняется малоамплитудной современной неотектоникой и экзогенными процессами. Туффизиты Аргайла здесь были "притянуты за уши". У меня остался на память подробный фотоотчет от той экскурсии. Интересующимся могу его переслать со временем. Но у кого-то может быть и иное мнение.

Судя по вашей последней статье, вы сменили место работы и поменяли золотую россыпь на алмазную. К сожалению, поднятые вами в предыдущих статьях, "ромбическая" тема эксплоразведочной сети 20х20 м и "прыгающая" россыпь остались не решенными. Есть малая надежда, что юные геологи придут и легко разберутся. По моему мнению, главный геолог Сидиков Идриз тогда был прав.

ПО, 02.03.22 08:50:47 — Генералов В.И.

Нет, место работы я не менял, так что разбираемся пока сами, при непосредственном участии молодых геологов, разумеется. Туффизиты Аргайла и флюидолиты это несколько разные веще. С литературой по алмазам Урала я когда-то был неплохо знаком, в т.ч. и с работами Рыбальченко.

По поводу огруглых алмазов уральского-бразильского типа, они же ромбододекаэдроиды с гранным швом - таких алмазов из россыпей Якутии ЕЖЕГОДНО добывается 5 МИЛЛИОНОВ КАРАТ. За всю историю добычи алмазов на Урале примерно столько добыли А вот том что в трубках преобладают формы роста октаэдры - тут вы правы. Отсюда и проблема источников - россыпи есть, а коренных источников с такими алмазами нет.

На Урале, насколько я знаю, геологоразведочные работы на алмазы ведутся - уж больно цена за карат хорошо. Так что юным геологам шанс открытий оставлен )))

Влад, 02.03.22 09:52:34 — Данила, ПО

1. Металлурги сейчас готовы брать и 20 г/т.

2. А 150 г/т возьмет Уралэлектромедь, например.

Осталось посчитать расходы и доходы.

Количество дополнительно извлеченного МТЗ примем 10 кг за сезон.

Сколько стоит оборудование для получения концентрата?

Сколько стоит монтаж, консалтинговые услуги, обучение специалистов?

Сколько стоит доведение концентрата до 20 или 150 г/т?

Сколько стоит доставка концентрата металлургам?

Теперь доходы:

Сколько заплатит Уралэлекромедь за 20 г/т или 150 г/т?

Теперь из дохода вычтем расходы и заплатим налоги.

Что осталось?

999, 02.03.22 10:47:50 — ПО, 02.03.22

Если учесть, что из россыпей Якутии ЕЖЕГОДНО добывается столько же, сколько за всю историю добычи алмазов на Урале, то содержание в коренных породах(если они остались) будет мизерным. Если же в россыпи они попали из промежуточных коллекторов, в которых обнаружены, то поиски источника могут быть бесперспективными. Встает вопрос о целесоообразности проведения поисковых работ. Безусловно, это очень интересная задача, вопрос в том, кто захочет спонсировать такие работы. Даже на работы по выявлеленным трубкам, инвесторы не стоят в очередь.

ПО, 02.03.22 11:02:39 — Влад

Будем плясать от ваших 10 кг. х.ч. по цене 4,5 тыс. руб. за грамм за три месяца с одного прибора (Исходные данные для расчета). С доводкой до золота решили не заморачиваться - итого осенью 50 т концентрата с содержанием 200 г/т. Выручка 45 млн. рублей.

Основные средства - 20 млн. рублей вам с лихвой хватит на приставку ВС к прибору 100 м3/час по исходным и еще останется на два стола в цех доводки.

Консалтинг, уж прошу прощения у изготовителей, исключаю - читайте комментарии на сайте Золотодобыча и смотрите Ютуб ;-))

Эксплуатационные затраты:

ФОТ - 3,6 млн. рублей кладу вам на четырех человек на три месяца, это вместе с ЕСН.

ГСМ/электроэнергия на 50кВт*час на 100 дней - 1,6 млн. рублей

Амортизация 15% - еще 2,5 млн.

Вывозка 50 т. концентрата - тут конечно нужно знать логистику, если по ж/д считать, совсем копейки получаются, так что посчитаю по максимальному тарифу по автозимнику на 3 000 км - итого 2,5 млн. рублей.

Уралэлектромедь не платит ни за 20 г/т, ни за 500 г/т. Он наоборот берет деньги за переработку и выдает слитки 99,99 (Входит в перечень аффинажных заводов, утвержденный Правительством РФ). Возьмет он за переработку 13% (это вместе с аффинажем). Итого 5,85 млн. рублей.

НДПИ 6,5% - 2,7 млн. рублей.

Итого у вас выручка 45 млн рублей, затраты с налогами 19,25 млн. рублей. Прибыль 25,75 млн. рублей. Т.е. вы свои затраты на оборудование 20 млн. рублей в первый же сезон окупили, и еще осталось 5,75 млн. рублей это дело обмыть хорошенько.

ПО, 02.03.22 11:05:38 — 999

Не спорю.

Генералов В.И., 02.03.22 12:42:17 — ПО

Не пойму,объясните, пожалуйста. Вы продолжаете работать на подземной золотой россыпи (на р. Кулар?), а с этого года, основным объектом добычи стали алмазы?

Во всех полемиках меня интересуют сугубо геологические аспекты в части корректного выделения контуров рудных тел и методологии подсчета запасов.

Влад, 02.03.22 15:54:46 — ПО, 02.03.22

Спасибо, очень хорошо и полезно.

Когда я говорил об аффинажном заводе, то имел ввиду не цену золота, а сколько останется от цены золота за вычетом услуг завода. Вы написали, что завод возьмет 13%. Ну и хорошо.

Теперь дело за геологами. Надо найти месторождение, на котором можно получить дополнительно 10 кг золота. А то в практике часто оказывается не 10 кг, а гораздо меньше, тогда на "обмыть" не остается.

999, 02.03.22 19:37:57 — ПО

Вы не в курсе, источники россыпных алмазов Якутии не найдены?

ПО, 03.03.22 03:03:12 — Генералов В.И.

Нет. Деньги зарабатываем на золоте, а тратим на геологоразведку, в т.ч. и на алмазы.

ПО, 03.03.22 03:11:44 — 999

Понимание проблемы алмазов "северных россыпей" примерно на старом уровне. Но непрерывно продолжается пополнение знаний о поисковой ситуации свежей фактурой, в т.ч. современными аналитическими и аппаратными методами. Так что переход к качественому изменению в ее осмыслении неизбежен ))

Генералов В.И., 03.03.22 09:22:10 — ПО

Весьма всё непонятно. У вас лицензия БЭ на добычу золота. Вы занимаетесь ещё и добычей алмазов в этой же россыпи. Но разведки на алмазы не было, значит алмазы на балансе не числятся. Лично я не против свободных поисков и опытно-методических работ. Но как вы добычу алмазов увязали с нынешним законом "о недрах"? Очень интересно и познавательно!

ПО, 03.03.22 11:13:05 — Генералов В.И.

Владимир Иванович, вы уж простите, но у вас очень богатая фантазия, но без полного учета всей имеющейся информации. ООО "АДК" пока не ведет добычу алмазов. ООО "АДК" является владельцем достаточно большого количества лицензий на право пользования недрами как добычных (БЭ) так и поисковых, в т.ч. на алмазы (КП) на территории Арктической зоны Республики Саха (Якутия). И, естественно, выполняя условия лицензионных соглашений, проводит на последних геологоразведочные работы, в т.ч. и те, о которых шла речь в статье. Кстати, в статье указано, что объект расположен на Сибирской платформе. Потому, что если, даже с нарушением Закона О Недрах (которое вы поспешили предположить), кто-то найдет промышленные алмазы в пределах мезозойского складчатого пояса (где расположен Кулар), это Сталинская премия, как минимум ))

Генералов В.И., 03.03.22 22:14:29 — ПО

Спасибо за разъяснение. Вы ведете 2 разных объекта, принадлежащих одной компании. А про "прыгающую россыпь" у Вас нет каких-либо геологических объяснений?

ПО, 04.03.22 03:16:21 — Генералов В.И.

Ну, про прыгающую россыпь я ничего не писал. А в целом есть только общее представление, а десятки ключевых моментов все еще не понятны. Россыпь большая, протяженность больше 20 км. Ширина промышленной золотоносности 400-500 м еще не предел, а бортовой до 1,5 км. Модели концентрации IV-V согласно "Методике разведки россыпей золота и платиноидов". М.1992. Преобладание ОЭН (отрицательных элементов неоднородности) о чем правильно писал здесь Брат. Отчасти и потому, что ПЭН выдрали предки, а нам борта и помойка остались.

В этой монографии картинка на стр. 45 - близко-похожее распределение металла. В понимании Гольдфарба это шлейфовая россыпь большой долины с осложнениями за счет периодического изменения базиса эрозии в ходе эволюции. Неотектонику тоже нельзя со счетов списывать. Как-никак палеоген. Мы ковыряемся только в середине, так что до полного понимания далеко.

Вопросов море. Почему металл такой удивительно сортированный при выдержанной пробности, куда делся металл -0,25 мм, который во всех россыпях района имеет место быть и образует хвостовой шлейф в каждой элементарной россыпи. Непонятны участки поступления металла в россыпь. Почему переотложенная кора выветривания с валунами кварца, являющаяся плотиком россыпи по большей части не золотоносна? Почему на 10-км отрезке уклон плотика нулевой?

Как-нибудь соберемся и напишем с Борисом Константиновичем про все это.

Генералов В.И., 04.03.22 07:53:47 — ПО

Спасибо за быстрый профессиональный и честный ответ. "Прыгающая" россыпь - это объективная реальность, требующая серьёзных геологических исследований.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Опыт применения винтовой сепарации при полупромышленном обогащении песков с мелким и тонким золотом и высоким содержанием минералов тяжелой фракции»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "два прибавить 11":