-
Читать начало статьи:
1. Создание торгового дома Роснедр
2. Проектное управление налогами
Часть 2.
Часть 3.
5. Создание национального экспертного центра (НЭЦ) в недропользовани
6. Создание системы саморегулирования в недропользовании и развитие негосударственной экспертизы
- 8. Цифровизация в недропользовании
Первоочередной задачей цифровизации в недропользовании является создание постоянно действующих финансовых моделей промышленного освоения месторождений ТПИ.
Модели в инвестиционном проектировании с каждым днем играют все большую роль.
Если вы приходите в банк за кредитом, менеджеры обязательно попросят вместе с проектом предоставить финансовую модель (модель денежных потоков). Она им нужна, чтобы просчитать риски инвестиционного проекта.
В области строительства сейчас бум на использование BIM методов, которые являются трендом №1 в мире и России. Аббревиатура BIM означает Building Information Modeling и с английского языка переводится как «информационное моделирование зданий». То есть сначала разрабатывается модель, потом — проект. BIM получил в России «зеленую улицу». Приняты нормативные документы, а Главгосэкспертиза не принимает на согласование проекты без BIM моделей.
Необходимо внедрить модели и в недропользовании.
У нефтяников уже есть многолетний опыт создания постоянно действующих технологических моделей месторождений.
В ТПИ надо создавать финансовые модели. Инструментом могла бы стать программа «Альт-Инвест».
Финансовая модель разработки месторождения — это моделирование денежных потоков по годам эксплуатации. Чтобы ее создать, необходимо первоначально разработать геологическую, горную и технологическую модели (рис. 4).
Рис. 4. Порядок создания финансовых моделей разработки месторождений ТПИ
Эти модели — итог экспертизы запасов. При проектировании они должны актуализироваться. В практику экспертизы запасов и проектов по ТПИ должна войти практика экспертизы таких моделей.
Постоянно действующие финансовые модели в ТПИ могли бы заменить постоянные кондиции. Тем самым была бы исключена статичность оценки месторождений, за которую всегда критиковали государственную экспертизу.
В дальнейшем эти модели могли бы быть эффективно использованы при разработке экспертных систем с искусственным интеллектом.
- 9. Рейтингование (создание системы рейтингов)
Рейтинги стали неотъемлемой частью современной жизни. Выбор интернет-магазина, отеля, бренда, специалиста не обходится без анализа существующих рейтингов. В недропользовании пока этого нет. Поэтому трудно сделать выбор между недропользователями, проектными организациями, сервисными компаниями. Например, если при проведении аукционов на право пользования недрами один из участников, даже если его никто не знает и за ним нет никакой положительной истории, даст больше денег, объект недропользователя передастся именно ему. Однако для государства важна и послеаукционная история промышленного освоения месторождения. Ведь основные налоги поступают именно в этот период. У неизвестного недропользователя (который не имеет рейтингов) намного больше шансов загубить, как проект разработки месторождения, так и само месторождение, находящееся в госсобственности.
- 10. НДПИ с дохода, а не с оборота
Если бы все налоги в недропользовании устанавливались от дохода, а не от оборота, то экстремумы доходов недропользователей и государства совпадали. Тогда можно было бы для целей госрегулирования в качестве экономического критерия использовать не бюджетный доход, а показатели, понятные частному инвестору (NPV, IRR, PI, PP).
Сейчас два самых больших налога — НДПИ и НДС — изымаются в зависимости от выручки (оборота). С НДС мы ничего сделать не можем. Но НДПИ можно рассчитывать от дохода, тогда экономические интересы недропользователей и государства будут сближаться и, в конечном итоге, между ними может быть достигнут баланс интересов.
В нефтяной отрасли уже реализуется пилотный проект частичной замены НДПИ налогом на дополнительный доход (НДД).
Заключение
Данная статья является только первоначальным наброском инновационных преобразований в государственном регулировании в сфере недропользования в России. Как и все инновации, предлагаемые шаги несут риски. Но без их внедрения отечественное недропользование обречено на унылое существование. Без шансов на развитие и, как следствие, постоянно тащиться в хвосте основных горнодобывающих стран Запада. И это несмотря на огромный потенциал ресурсной базы и наличие высококвалифицированных специалистов.
Комментарии, отзывы, предложения
Просто геолог, 21.12.21 21:18:39 — Практику
.... и совсем серьезно добавлю (опять же, если Вы меня правильно поймете): ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДОБАВЛЯЕТ УДОБСТВА (комфорта, экономии времени, нервов, денег...) ... НО, УВЫ, НЕ ПРИБАВЛЯЕТ ЗНАНИЙ!
Мальцев, 22.12.21 08:43:52 — Всем
Как же печально слышать – « ЦИФРОВИЗАЦИЯ... УВЫ, НЕ ПРИБАВЛЯЕТ ЗНАНИЙ! ((
В новом году планируется новая статья о Цифровизации и Сравнении российской и зарубежной систем подсчета запасов… и о том, что месторождения уж давно не ОТКРЫВАЮТ, а ДЕЛАЮТ, в том числе и в значительной степени, благодаря цифровизации и компьютерному моделированию .
ВСЕХ С НАСТУПАЮЩИМ! Удачи! и да пребудет с нами СИЛА… ЗНАНИЙ!
Практик , 22.12.21 09:17:58 — Просто геолог, 21.12.21
Я не хотел вас обидеть. У людей разные взгляды и точки зрения. Каждый имеет право высказаться, и любой имеет право не согласиться.
Вот вы считаете, что ЦИФРОВИЗАЦИЯ УВЫ НЕ ПРИБАВЛЯЕТ ЗНАНИЙ! А по моему, очень прибавляет. Например, в интернете много можно узнать по любому вопросу. Только читать надо., тогда знания прибавляются.
Мальцев тоже с вами не согласен. Так и что из этого?
Брат, 22.12.21 14:58:31 — Практик, 22.12.21
Согласен Мальцев или не согласен - из этого ничего. Да вот только он (Мальцев) уверяет нас, что месторождения уж давно не ОТКРЫВАЮТ, а ДЕЛАЮТ. Ну, делатели какие-то, прости Господи...
просто геолог, 23.12.21 04:42:06 — мальцеву
"ДЕЛАЮТ" (как вы выражаетесь), уже ОТКРЫТЫЕ месторождения. (У нас в СССР за открытие то и премии всегда получали министры, замминистров, руководители ПГО, ну и пара-тройка непосредственных открывателей-профессионалов. Ну эта отдельная тема, перегибы и недостатки советской административно-командной политической системы. Но и это нисколько не умаляет успехи и прорывы Советской геологической школы).
Тем не менее имена ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕЙ месторождений и ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ российских недр ЗОЛОТЫМИ БУКВАМИ вписаны в историю Геологической Службы России, которой в этом году исполнилось 320 лет!!! (У нас то большинство имен политических деятелей прошлых лет преданы забвению или очернены и осмеяны, не то что геологических).
Еще раз выскажу свою мысль в несколько другой форме: Цифровизация добавляет удобства в обработке, накоплении и хранении информации, но ЗНАНИЙ ОНА НЕ ПРИБАВЛЯЕТ. (Потому что Цифровизациия (искусственный интеллект) у нас в России имеет статус ЦЕЛИ. А нужно чтобы это было лишь средством к достижению ЦЕЛИ. Когда цифровизация цель, то мы идем семимильными шагами в "ЦИФРОВОЕ РАБСТВО" (метафора предложена В. Катасоновым)
Это вопрос философский по большей части. И остро он встал лишь последние 10 лет, когда некоторыми геологами стала продвигаться т.н. СНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В ГЕОЛОГИИ. Это дело будущего, когда будут у нас выпускать докторов философии в области геологии. Геологов-философов!
Это отдельная тема.
С наступающим Новым годом! И всего Вам доброго!
Мальцев, 23.12.21 09:27:18
Для тех кому, согласен или нет – не совсем «ничего»
Делатели конечно разные бывают. Как и в любом деле - от колбасы до автомобилей. Еще удобней просто не делать, чтоб уж наверняка не ошибиться ))
Нисколько не умоляю достоинств Советской геологической школы, которые остались в далеком прошлом, все же в современных условиях, считаю месторождение понятием экономическим, которое можно СДЕЛАТЬ или нет из ОТКРЫТОГО перспективного рудопроявления
А с философской точки зрения можно тоже по разному посмотреть, например, на тот же интернет, который можно расценивать, в зависимости от того как его использовать, либо как источник знаний, либо как болезнь, которая крадет у детей детство, убивает время и здоровье… Поэтому поддержу Практика, еще одним НГ пожеланием - НАДО ЧИТАТЬ И ПРИБАВЛЯТЬ ЗНАНИЙ !
Генералов В.И., 23.12.21 09:35:07 — Мальцеву Е.Н.
Цитата от Мальцева Е.Н.: "В новом году планируется новая статья о Цифровизации и Сравнении российской и зарубежной систем подсчета запасов… и о том, что месторождения уж давно не ОТКРЫВАЮТ, а ДЕЛАЮТ, в том числе и в значительной степени, благодаря цифровизации и компьютерному моделированию".
Давненько Евгений Николаевич не писал своих статей. Соскучился и терпеливо ожидаю...
1. О "Цифровизации". За мою профессиональную жизнь было несколько волн "новшеств". При раннем Брежневе это "НОТ" - научная организация труда. Хорошее дело было начато, но года через три наступил застой и благое дело заглохло. При раннем Горбачеве была начата "Компьютеризация". Ничего не имею против компьютеров, но СССР развалился. При позднем Ельцине и его "семьи" возникли "Инновациионные технологии" . Я тоже был за инновационные технологии (даже в заголовок своей статьи это модное слово вставил) , но потом были кризисы 1998 и 2008 г.г.. При "среднем" Путине возникли "Нанотехнологии" Чубайса. Я не против изучения вещества на наноуровне. Вот, даже ИМГРЭ запатентовал методику поисков МПИ по "нанопыли" в мерзлых ледниковых покровах. Но в 2020 году оказалось, что "нанотехнологии Сколково" это был очередной "распил госбюджета". Вот теперь все говорят о "Цифровизации". Я не против робототехники и искусственного интеллекта (компьютерные нейросети). Но пока руководители МПР озвучивают в своих вступлениях и свежеиспеченных приказах только какой-то примитив под этим модным названием. Предполагаю, что Евгений Николаевич уточнит, что он понимает под термином "Цифровизация".
2. О термине "Делают месторождение". Однажды мне один старый геолог объяснил разницу между "нашел месторождение" и "открыл месторождение". Представьте случай, что в лесу вы нашли банку тушенки. Но вы её только нашли. Первооткрывателем будет тот, кто откроет эту банку тушенки. Да, месторождения "делают", но в результате комплекса полевых, лабораторных и камеральных геологоразведочных работ. Это тяжкий, кропотливый и длительный коллективный труд. То что компьютерные моделисты "делают на кончике пера" - это лишь авторская виртуальная компьютерная модель, которая имеет право на существование, как отправная рабочая модель (по аналогии с созданием нового самолета). Для того, чтобы оценить качество компьютерной "цифровой" модели, проектировщик должен объяснить на каких законах природы эта "цифровая модель" была создана. Евгений Николаевич, назовите хотя-бы 5 геологических законов природы формирования МПИ. И по каким математическим "цифровым" алгоритмам вы эти законы природы включаете в свои компьютерные модели?
Мальцев, 23.12.21 14:09:57 — Генералову В.И.
Пока, извините, Владимир Иванович, некогда объяснять, а надо ДЕЛАТЬ модели для тех, кто их использует и доказывать на практике как это работает и дает результат. «Мир изменился, он стал другим» - как поется…
Брат, 23.12.21 14:36:17 — Мальцев, 23.12.21
Вы напрасно обиделись, уважаемый. Выражение согласия или несогласия - неотъемлемое право каждого. Но и возможность постулирования собственной позиции. Разумеется, это право и возможность в одном флаконе - вовсе не "ничего", поскольку, случается, дорого нам обходится.
Практик всего лишь задался вопросом "и что из этого?". То есть вопросом о значимости (или доказательной ценности) такой индивидуальной позиции; вашей ли, моей ли, да чьей угодно. На вопрос "и что из этого?" я и ответил, мол, "ничего". Согласитесь, что дело в объективной содержательной ценности позиции, а не том, кто именно её обозначил.
Мальцев, 23.12.21 14:56:53 — Брату
Теперь понял ! )) и оценил - как пишет «рука мастера» , но иногда все-таки, КТО сказал имеет значение, НА МОЙ ВЗГЛЯД, конечно ))
Брат, 23.12.21 15:00:43 — Мальцев, 23.12.21
На мой взгляд, в далёком прошлом осталась советская геологическая школа, а вовсе не её достоинства (и недостатки), демонстрируемые дееспособными ещё геологами, эту самую школу прошедшими. Считать месторождение понятием экономическим полагал бы некорректным. Особенно в современных условиях.
Мальцев, 24.12.21 08:31:49 — Брату
Не спорю. Возможно просто по-разному понимаем «месторождение» и «экономическое», а многое из советской геологической школы ( в которой учился и начинал работать ) ценю и практически использую
Брат, 24.12.21 15:35:36 — Мальцев, 24.12.21
Так ведь и я не спорю. Российское законодательство (в горно-геологической его части) крайне скудно доводит нам дефиниции, даже и базовые, жизненно необходимые. Скажем, "полезное ископаемое" - это что? Отличается ли от "минерального сырья" и, если да, то чем? А запасы, к примеру, от ресурсов? Оттого, возможно, и понимаем по-разному.
просто геолог, 25.12.21 07:04:02 — всем, Генералову В.И.
Спасибо за поддержку Владимир Иванович!
Евгений Николаевич не может понять и уяснить, что я, как и Вы, не против применения компьютеров в работе геологов, но новых знаний они не приносят. Компьютеры помогают производить вычисления: высчитывать средние содержания, вертикальные и линейные запасы по выработкам и т.д., убыстряют процесс исчисления запасов месторождения (мне рассказывал один из исполнителей отчета, что запасы по Олимпиадинскому месторождению в конце 70-х и даже в 80-е годы "вручную" втроем или вчетвером считали полгода, теперь же с помощью Макромайна-за неделю одним лицом). С этим никто не спорит. Компьютеризация, безусловно, дает колоссальную экономию времени. Время тратится только на получение и забивку первичных данных (создание базы данных).
Моделирование МПИ, тоже безусловно, помогают понять геологическое строение МПИ и иногда, даже, весьма значительно, сэкономить финансовые средства. Но новое знание о месторождении дают только непосредственные наблюдения в "поле" помноженные на эрудицию и компетентность геолога, исследовательский опыт, человеческие качества и интуицию.
Это происходит от того что уровень разнородности интерпретируемой информации в геологии близок к единице (!). Геолог при изучении месторождения или участка недр имеет дело с шестью уровнями организации вещества: физико-химическим, минеральным, петрографическим, геолого-структурным (геотектоническим), планетарным и космическим. Каждому уровню соответствует от десяти и более наук. Это очень обширная по охвату и серьезная ТЕМА, которую в канун такого веселого и долгожданного праздника, как Новый год, не хотелось бы развивать.
Чтобы наша полемика не превратилась в схоластический спор, давайте останемся каждый при своем мнении и при своих интересах.
Несколько заключительных реплик (в стиле Жванецкого):
"Одно ясно, товарищи, цифровизация в наше время помогает "ДЕЛАТЬ" не только месторождения, но и деньги".
"Красиво и правильно (до запятой) сделанный отчет с подсчетом запасов, еще не гарантирует, что эти запасы при будут добыты, и вообще, существуют в природе!"
"Невозможно найти месторождение там, где оно не может быть, а где оно может быть, там его даже не ищут!"
ВСЕХ С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ! ЗДОРОВЬЯ, БЛАГОПОЛУЧИЯ, УДАЧИ!!! ... И ПОБОЛЬШЕ РЕАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ, А НЕ "ВИРТУАЛЬНЫХ" (ЦИФРОВЫХ И МОДЕЛЬНЫХ)!!!
P.S. Преамбула: Есть такое (шуточное, но со смыслом) поверье: кто что рекламирует, тот тем и становиться; иначе-кто чем занимается и кто что продвигает (пропагандирует), тот тем и становится.
.........................................................................................................................
... И всё-таки, при всём моём уважении к техническому прогрессу, я бы не хотел, чтобы мои внуки, правнуки и праправнуки ... были ЦИФРАМИ или ЧИСЛАМИ (как в ГУЛАГах и концлагерях середины ХХ века), а также киборгами, биороботами, клонами, зомби, цифровыми чудовищами..., а ОСТАВАЛИСЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЛЮДЬМИ, ЧЕЛОВЕКАМИ и при том позиционирующими себя, как ЛИЧНОСТИ - НЕПОВТОРИМЫЕ, ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЕ, ЖИВЫЕ, ЧУВСТВЕННЫЕ, СОВЕСТЛИВЫЕ и НАСТОЯЩИЕ ЛИЧНОСТИ!!!
Поверьте, что оцифрованная цивилизация очень быстро зачахнет и погибнет, это будет НЕЖИЗНЕСПОСОБНОЕ, НЕГИБКОЕ и УРОДЛИВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Кто иногда заглядывал в будущее лет на 50, 100 тот меня поймет!
Генералов В.И., 25.12.21 17:28:57 — Просто геологу, Мальцеву Е.Н.
Интересный разворот дискуссии предложил "Просто геолог". Предсказание судьбы человеческой цивилизации в журнале "Золотодобыча", на мой взгляд, не вполне уместно. Но изложение насущных проблем золотодобычи языком Эзопа или Жванецкого оказывается весьма доходчивым методом убеждения в понимании проблем золотодобычи. Несомненно, непревзойденный мэтр этого жанра - Брат. В этом сравнении рубрика "Перекур" страдает пустым словоблудием и самолюбованием.
Относительно моего "непонимания деятельности" Мальцева Е.Н. В длинной цепи геологического познания от разработки прогнозных моделей МПИ до разработки самих МПИ меня интересуют вопросы надежной диагностики контуров (границ) рудных тел. По моему мнению, геолог должен выявить и передать технологам и экономистам для дальнейших расчетов контуры разведанных рудных тел. Иными словами, геолог должен передать огранщику алмаз. Евгений Николаевич увлеченно предлагает различные варианты раскроя этого алмаза, но его контуры это либо "ёжик в тумане", либо ЗРМ (зона рассеянной рудной минерализации), принимаемая моделистом-компьютерщиком за "настоящего ёжика". В этом суть наших разногласий.
Как это может сказаться на "развитии человеческой цивилизации"?. Во времена "среднего" Путина властвовали экономические либералы первой и второй волн. Тогда возникли "планетарные" проекты типа "Наталка" (золото 1800 тонн Сср. 2,6 г/т), "уран Алдана" (доразведка группы месторождений урана в крупном рудоносном разломе) и проект УПУП (Урал Промышленный- Урал Полярный). Все эти проекты были в поле моих производственных интересов. Эти проекты широко рекламировались компьютерными моделистами с общим идеологическим принципом "как-бы хорошо могло бы быть, если-бы это было-бы на самом деле". За реализацией первого проекта "Золотодобыча" продолжает следить (запасы 500т, Сср. в товарной руде 1,36 г/т). А вот два других - померли в бозе без расследования причин их смерти после "распила" госбюджета. Евгений Николаевич не желает на эти темы дискутировать, ибо ему "некогда объяснять, а надо ДЕЛАТЬ модели для тех, кто их использует ...".
Брат, 26.12.21 00:00:50 — Генералов В.И., 25.12.21
Не возьму в толк, это вы меня так охаяли или, напротив, высказались комплиментарно? Если не затруднит, излагайте, пожалуйста, свои оценочные суждения более осмысленно. И будет вам счастье...
Генералов В.И., 26.12.21 07:13:22 — Брату
Спасибо, Брат, за информацию о вводе в действие с 01.01.2022 г. Федерального закона №123-ФЗ от 30.04.2021г. Ах, как хочется петь: "Мы будем жить теперь по-новому ..., и ещё, Какое небо голубое ..!.". Одна надежда на то, что наконец-то "незнание закона не освободит от ответственности" за содеянное "при пользовании недрами".
Борисыч, 26.12.21 17:25:10 — Всем
Спасибо! Получаю наслаждение читая Вашу полемику!
Брат, 26.12.21 22:01:50 — Генералову В.И.
Да не за что, обращайтесь, если что. Ваша правда; у нас впереди весёлое, пусть и межеумочное время. Удачи!
Просто геолог, 21.12.21 20:51:33 — Практику
Вы просто не поняли меня! Или сделали вид что не поняли! С лукавыми людьми предпочитаю не общаться!
Всего доброго!
P.S. Покупка билетов на самолет и поиск (тем более открытие) месторождений полезных ископаемых, хочу заметить, — это в кеорне разные вещи!
А вам посоветую, по старой доброй СОВЕТСКОЙ трдиции, искать вместо месторождений — американцев в России!