Рейтинг@Mail.ru

10 шагов по построению современной системы государственного регулирования в недропользовании

Кочергин А. М., канд.техн.наук
ген. директор ООО «Эксперт недр»
expertnedr@gmail.com
Золотодобыча, №274, Сентябрь, 2021

 «Не хочешь быть первым, не сможешь быть и десятым»
(
Ли Куан Ю, первый премьер-министр,
создатель экономического чуда Сингапура)

 

Существующая система государственного управления и регулирования в недропользовании лишь частично выполняет поставленную перед ней задачу воспроизводства минерально-сырьевой базы (ВМСБ) России. Прежде всего, не хватает финансовых ресурсов для поиска и разведки месторождений. В 2020 г. сумма уплаченных в бюджет разовых платежей за пользование недрами составила 49,192 млрд рублей, а на геологическое изучение недр выделено 14,28 млрд рублей.

Эксперты указывают, чтобы достигнуть какого-либо эффекта в области ВМСБ силами государства, финансирование отрасли должно повыситься кратно. Но это невозможно в современных экономических условиях, уже нет тех денег, как при Советской власти. Геологический бизнес очень рискованный. Шансы найти хотя бы небольшое месторождение — 1:100, а затраты на поиск и разведку месторождения твердых полезных ископаемых (ТПИ) — около 50 млн долларов США [1]. Поэтому априори ни одна госструктура, даже самая крупная, не способна обеспечить расширенное воспроизводство МСБ.

Кроме того, в ТПИ наблюдается и общий системный кризис. Даже основополагающие поручения президента и правительства РФ не выполнены (табл.).

 

Сравнение выполнения поручений президента и правительства РФ
в УВС и ТПИ

№№

п/п

Наименование

УВС

ТПИ

Комментарии

1

Создание новой классификации запасов полезных ископаемых по международным стандартам

+

-

Несмотря на прямое поручение президента (2013), так и не создана (не введена в действие) новая классификация запасов и минеральных ресурсов ТПИ по международным стандартам. Итог — ежегодное сокращение частных инвестиций в российские недра!!!

2

Разработка и утверждение правил подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых

+

-

Подготовлено несколько версий Правил подготовки технических проектов ТПИ. Однако ни одна из них официально так и не утверждена

3

Подготовка Правил разработки месторождений

+

-

Ситуация аналогичная п. 2

 

Совершенствование государственного управления недропользованием не может рассматриваться абстрактно, без учета тех вызовов, которое ставит перед нами сегодняшнее время. В 2021 г. усилились неблагоприятные тенденции в российской экономике. Вопросам стимулирования роста предается большое значение на самом высоком уровне.

Необходимо сменить приоритеты. На первое место — поставить интересы недропользователя, при этом, безусловно, учитывать и интересы государства. Вечный вопрос «Что первично — яйцо или курица?» необходимо решить в пользу недропользователя. Ведь именно частные инвесторы «несут золотые яйца» в виде налогов и других бюджетных и внебюджетных платежей и сборов. Нельзя не забывать, что в общественном доходе коммерческий доход является весомым вкладом (основной составляющей), поэтому общество заинтересовано в увеличении доходов коммерсантов.

Повышение эффективности использования фонда недр — это основная задача распорядителя фонда недр (Роснедр). Особенность госрегулирования в условиях рыночной экономики — не прямое государственное управление, а применение более тонких методов государственно-частного партнерства.

Необходим переход от государственного управления в сфере недропользования к государственному менеджменту, базирующемся на результатах.

Итак, что делать, как реорганизовать существующую систему управления и регулирования в недропользовании?

Рассмотрим первоочередные шаги (рис. 1).

 

Рис. 1. Основные шаги для построения современной системы госрегулирования в недропользовании
Рис. 1. Основные шаги для построения современной системы госрегулирования в недропользовании

 

1. Создание торгового дома Роснедр

 

Прежде всего, необходимо обеспечить надежную финансовую основу преобразований. Сейчас финансирование идет из госбюджета и коррелирует с объемом торгов на право пользования недрами. Больше продали, больше получили. Необходимо на порядок увеличить объем продаж, тогда пропорционально увеличатся бюджетные расходы на недропользование. Однако до сегодняшнего времени сохраняется неэффективная государственная система продаж прав пользования недрами. Вообще продажи — не профильное дело государства и его структур. Этим должны заниматься коммерсанты.

Сейчас продажи не активные, а исключительно по заявкам недропользователей. Из-за недостатка информации количество участников процесса искусственно занижено. Другие потенциальные инвесторы даже не догадываются, что могут эффективно вложить свои деньги. Не используются известные рыночные инструменты (реклама, маркетинг, предпродажная подготовка).

Поэтому для интенсификации продаж прав пользования недрами предлагается создать коммерческую структуру — Торговый дом Роснедр (или ТД Росгеологии). Аналогичная структура существует и эффективно работает в РЖД — Торговый дом РЖД.

Естественно, чтобы этот ТД работал эффективно, он должен иметь материальную заинтересованность — процент от своей выручки. Тогда заработает формула К.Маркса:

«Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% — положительно готов сломать себе голову, при 100% — он попирает все человеческие законы, при 300% — нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы».

 

2. Внедрение проектного управления налогами в недропользовании

 

Дополнительное финансирование возможно, если перед Роснедрами будет поставлена задача совместно с ФНС увеличить поступления в федеральный бюджет.

Проблема сегодняшней системы госрегулирования в недропользовании — экономически Роснедра заинтересовано исключительно в продаже прав пользования недрами (т.е. в самом начале инвестпроекта промышленного освоения месторождения). В дальнейшем во время эксплуатации финансового интереса нет, поэтому процесс можно пустить на самотек. Федеральное агентство по недропользованию должно получать дополнительное госфинансирование в виде доли от превышения сбора налогов относительно сложившегося фонового уровня. Тогда у недропользователя и государства появится общий интерес довести эксплуатацию месторождения до успешного завершения: недропользователю обеспечить максимальную прибыль, государству — налоги.

Проектное управление налогами [2] никак не противоречит главному принципу государственного регулирования в недропользовании — рациональному комплексному использованию недр (рис. 2). Он достался нам в наследство от Советской власти (впервые в «Правилах охраны недр», разработанных ИПКОН АН СССР). В ст. 23.1 ФЗ «О недрах» приведено каноническое определение рационального использования недр, как наиболее полного извлечения запасов полезных ископаемых из недр.

 

Рис. 2. Бюджетный доход — стоимостная оценка рационального использования недр
Рис. 2. Бюджетный доход — стоимостная оценка рационального использования недр

 

Но как количественно определить необходимую полноту извлечения? В статьях [3, 4] автором показано, что это можно сделать с помощью стоимостной оценки. Рациональное использование недр — это наиболее полное извлечение стоимости, которая определяется чистым дисконтированным доходом (NPV). Для государства наиболее важна стоимость в виде бюджетных доходов (налогов). Поэтому можно дать количественное определение рациональному использованию недр. Рациональное использование недр (с позиции государства) — это наиболее полное извлечение налогов (бюджетных доходов) [3, 4].

Итак, необходимо поставить перед Роснедрами дополнительную задачу по сотрудничеству с ФНС с целью повышения бюджетных доходов в недропользовании. Понятно, что эту задачу не решить простым закручиванием гаек и увеличением ставок налогов. Это тупиковый путь. Прежде всего, необходимо увеличить количество участников — недропользователей. Сейчас в ТПИ около 4–4,5 тысячи действующих лицензий. А должно быть на порядок больше. Для этого необходимо убрать все административные барьеры перед частными инвесторами и обеспечить эффективное финансовое стимулирование ТД Роснедр.

Госэкспекртиза в недропользовании [2] должна стать основным действующим лицом (исполнителем) в проектном управлении налогами. В результате согласования проектной документации на разработку месторождений недропользователю должен утверждаться график платежей в бюджет. Далее Роснедра совместно с Росприроднадзором должны добиваться выполнения этого графика. Это позволит увеличить налоговые поступления от недропользователей на 20–30% [2]. За счет этого, соответственно, могут быть увеличены бюджетные отчисления на геологическую отрасль.

 

Список литературы

1. А. П. Ставский. Альтернативная концепция развития геологоразведочных работ в России [Электронный ресурс]: аналитическая записка //А. П. Ставский, В. Н. Войтенко. — М.: центр Минерал. — 2007. С. 27. 

Режим доступа: https://mineral.ru/Analytics/rutrend/107/150/Alternate_GRR_Concept_Stavsky_Voitenko.pdf

2. А. М. Кочергин. Проектное управление налогами в недропользовании // Зoлотодобыча. Иргиредмет. — 2019. — №4. — С. 33–37.

 

Продолжение статьи: 

Часть 2. Росгеология – инкубатор юниорного бизнеса. Создание биржевой площадки венчурных инвестиций

 


-0+3
Уникальные посетители статьи: 1599, комментариев: 46       

Комментарии, отзывы, предложения

Автор, 01.10.21 14:33:32 — Всем

Если реализовать предлагаемую выше дорожную карту, все будет отлично продаваться. В процесс продаж будет вовлечено большое количество специалистов. Прежде всего, компетентные лица, ведь без их отчета о запасах и минеральных ресурсах нельзя будет выходить на биржу. На бирже также будут работать консультанты. Чтобы эмитировать акции, необходимо будет делать стоимостную оценку активов компании (прежде всего, запасов). Нужны квалифицированные оценщики. А это потребует создания Национального Кодекса стоимостной оценки («Русский VALMIN»). И т.д. и т.п.

Главное, все это я наблюдал при создании ЦКР в 2007 г. в ГКЗ, когда обязанность утверждения нормативов потерь в годовых планах развития горных работ перешла от МПР в Роснедра. К маю 2007 г. приемная зам. руководителя Роснедр была забита материалами недропользователей (1018 обращений), желающих утвердить нормативы потерь, чтобы не платить лишние налоги. Наконец, было принято решение и в июне 2007 г. материалы были перевезены в ГКЗ. Телефон нашего отдела экспертизы разрывался. Каждые 5 мин. звонили недропользователи и спрашивали о судьбе своих материалов. Пришлось принимать экстренные решения. Во-первых, проведена инвентаризация поступивших материалов и данные вывешены на сайт ГКЗ. Интенсивность звонков сразу уменьшилась. Во –вторых, 31 августа 2007 г. Роснедра подписали Приказ о территориальных отделениях ЦКР и мы смогли основную часть материалов отправить в регионы. Параллельно было создано 28 территориальных центров экспертизы. Ключевым был приказ Роснедр о проведении экспертизы потерь на договорной основе (за плату). То есть, появился серьезный финансовый стимул для наших территориальных центров экспертизы. В итоге – 18 декабря 2007 г. в Москве был проведен последний ЦКР, а руководитель ГКЗ отчитался об успешном выполнении поручения Правительства РФ.

Александров, 01.10.21 16:33:37 — автору

Общая оценка статьи – интересно, своевременно.

Но есть неоднозначные положения.

Акцент (ставка) на получение налогов как можно больше и как можно быстрее – неизбежно приведет к выборочной отработке богатых участков (запасов).

Недропользователь потом найдет массу причин и обоснований, чтобы бросить оставшиеся менее богатые запасы.

Необходимо предусмотреть меры, направленные на предотвращение этого.

Одним из вариантов решения данной задачи может быть давно обсуждаемая тема – покупка (оплата) запасов недропользователем на стадии получения лицензии.

Конечно не всей суммы сразу, но по определенному графику (на 5-10-20 лет).

При этом конечно возможны некоторые потери поступлений в бюджет.

Но зато они будут более гарантированы.

Тут стоит задача оценки рисков неподтверждения запасов.

И недропользователь, который с первого года получения лицензии берет обязательства по оплате каждый год определенной суммы налогов, не будет тянуть с вводом объекта в эксплуатацию и не будет бросать участки менее богатых руд, если ему все равно рано или поздно придется заплатить за них в бюджет.

Пока такие мысли пришли после прочтения статьи.

Но разговор на эту тему несомненно нужно продолжать.

Алексей, 01.10.21 16:42:58 — Автору

Забыли п.9) - в разы возрастет коррупционная составляющая предлагаемого проекта ТД, как в Вами же упомянутом РЖД...

Практик, 01.10.21 16:49:01 — Александров, 01.10.21

Вы, видимо, не недропользователь.

Когда предприятие получило лицензию, то нет дураков выхватить середину и убежать. Как это убежать? Куплена техника, построен поселок, склады, мастерские, подобран коллектив. Потрачено 500 млн. на организацию производства, потом ухватить кусочек и убежать? В практике так не бывает, это фантазия.

На самом деле предприятие старается вытащить из месторождения все и даже больше. Ограничения, которые сегодня ставят утвержденные контуры запасов только мешают взять золото полнее и больше, так как для расширения контуров надо много труда и времени.

Генералов В.И., 01.10.21 17:30:38 — Кочергину А.М.

Интересная дискуссия. А для чего вообще нужны запасы (или госбаланс запасов)? Здесь два пути. Первый, для развития конечного производства в своей стране. Именно при продаже готового конечного продукта (например, телефон, самолет АЭС и пр.) появляется максимальная добавочная стоимость (в статье это "налоги"). В этом случае обеспечение запасами определяется развитием промышленности (производства) страны. Государство ориентировано на продажу техники и технологии (примеры, Германия, Китай, Япония США и др.). Для нынешнего уровня производства РФ текущих запасов вполне хватит. Сегодняшний дефицит в марганце, кобальте, хроме, ниобии, тантале и некоторых других ПИ вполне может быть решен за счет государственных денег, если это нужно государству. Второе направление - для продажи сырья (руды, дерева, рыбы и пр.) с целью получения денег. Но это путь для сырьевых банановых республик. И запасов здесь потребуется разведать неимоверное количество, их всегда будет мало. Ибо итоговый продукт- деньги, весьма ненадежная штука. Цену сырья можно обвалить (например, нефть на кануне развала СССР), можно деньги напечатать и затем превратить их в салфетки (ФРС, доллар), капитал можно вывести в "офшор" (олигархический бизнес в РФ), а можно просто отнять (РУСАЛ Дерипаски).

Тема статьи - государственное регулирование недропользования. Автор статьи предлагает регулировать налоги (денежные потоки) по принципам торгового маркетинга. И многие читатели с ним согласны. Но понимают ли они суть священной книги "Государственный баланс запасов полезных ископаемых"?

Простой, 01.10.21 19:31:39 — Автору

Мне ваша идея ТД очень понравилась. Если можно будет прийти в ТД и купить лицензию на кусочек недр себе по вкусу и карману, это будет замечательно.

Владимир, 01.10.21 19:42:22 — Автору

Статья своевременная. Но есть ряд комментариев.

1. Слава Богу, что еще не утверждена новая классификация. Вообще непонятно зачем она нужна. Для пересчета запасов (ТПИ) согласно западным классификациям, был разработан при участии ГКЗ Кодекс НАЭН, который признан западным сообществом и не было необходимости создавать классификацию подобно западной и тратить на это средства. Кроме того при введении новой классификации, необходимо будет пересчитать и переутвердить запасы, а также разработать целый ряд новых нормативных документов. Это приведет к коллапсу в недропользовании, итак сейчас сложная ситуация, связанная с "регуляторной гильотиной" в законодательстве, на что потребуется огромного количества денежных средств. На мой взгляд все это похоже на диверсию.

2.Цифровизация тоже вызывает много вопросов, она конечно нужна. Но прежде всего стоит задаться вопросом, чьи программы будут использоваться и внедрятся - несомненно зарубежные, а это несет в себе серьезную опасность. Не надо слишком спешить (что настораживает), прежде всего следует разработать собственные отечественные программные продукты.

3.По поводу проектного управления налогами. Это достаточно сложно, поскольку пользователю недр невозможно планировать бюджетные налоги более чем на 1 год, т.к. ситуация со стоимостью конечного продукта не стабильна, также не подтверждаются запасы и т.д., в связи с чем часто меняется годовая производительность и пересматривается календарный план и требовать от недропользователя выполнения указанных в проекте показателей проблематично. Практика ЦКР показала, что в последние годы более 50% поступивших на согласование проектных документов являются дополнениями к техническим проектам, связанные с изменением годовой производительности (календарного плана работ на проектируемый период). Также участилась вынужденная консервация из-за снижения рентабельности работ.

Брат, 01.10.21 21:57:52

Что за странная манера лепить скворечники! Прежде, чем создавать ТД Роснедра, нужно привести в приличное состояние сами Роснедра. Ведь жалкое, ничтожное (выражаясь словами Паниковского) в правовом отношении агентство, постоянно балансирующее на грани фола. Сколько уж можно... Торговый дом, создаваемый на столь шаткой платформе имеет, по-моему, туманные перспективы.

Магадан, 02.10.21 03:31:02 — Простой

А чего бы не помечтать? Покупка лицензии, как товара на Озоне. Прямо по интернету выбираете себе участок недр, оплачиваете и вам приносят экспресс почтой домой лицензию. Вы смотрите, что в ней написано и отказываетесь или берете. Пусть бы ТД При Роснедрах или Росгеологии брал свой %, не жалко.

Практик, 02.10.21 14:22:57 — Брат, 01.10.21

Я с вами согласен, что Роснедра надо менять, прежде всего, "Положение о Роснедрах". Его написали еще в 2004 году, получилось нехорошо. Получилось оказание НАВЯЗАННЫХ услуг, а это незаконно. К тому же сами услуги, как вы отмечаете, не всегда законные.

Но это не мешает создать АО "Торговый дом". Структура АО может быть вполне адекватной и стоять на прочной правовой основе, как множество других торговых домов.

Генеральный, 02.10.21 20:22:51 — Автору

Десять нужных шагов и это хорошо. Но кто из государственников этот воз потянет, ведь нет глыб типа Байбакова или Ломако или Козловского. Может кто-то из бизнеса, типа Дерипаски захочет хотя бы временно попахать на государственной службе, как когда то Абрамович на Чукотке? Не вижу. Может кто прозорливей меня, пусть подскажет.

Инженер, 03.10.21 07:47:52 — Автору

Уважаемый Андрей Михайлович, прочитал по ссылке вашу статью 2019 года: "Проектное управление налогами в недропользовании". Вот что вы писали тогда:

"Переориентировка государственной экспертизы Роснедр (ГКЗ, ЦКР и Росгеолэкспертиза) от мало понятного для экономистов принципа рационального использования недр к управлению налогами (бюджетными доходами), может на 20-30% (40-650 млрд. руб.) повысить ежегодные налоговые поступления от недропользования в казну РФ. Дополнительным эффектом станет создание благоприятной инвестиционной среды в сфере недропользования. Государственные органы по собственной инициативе постараются убрать все искусственно созданные административные барьеры, чтобы недропользователи могли эффективно работать и платить налоги."

- Хорошо написано, правильно. Но как это дело превратить в реальность? Киселева с Аксеновым убрали, а что дальше? Есть шанс, как вы думаете? Что-то у нас все благие дела в бумажный песок уходят.

Генералов В.И., 03.10.21 08:59:30 — Кочергину А.М.

Интересно читать доводы автора и комментарии его сподвижников. Объективно отражается идеология нынешних чиновников МПР и т.н. креативного поколения с претензией забрать власть. Цель исполнительной власти (любых министерств) - это создание условий (законов) для развития (укрепления) государства в целом. Заниматься коммерческими продажами (в статье предлагаются Торговые Дома) и непосредственным управлением объемами выпуска продукции на отдельных предприятиях (например, путем ежегодного утверждения разрешений объемов вредных выбросов) им запрещено по Конституции (принцип разделения властей). Но в светлые "прозападные либерально-демократические" времена процветала коррупция (слияние исполнительной и торгово-финансовой мафии). Яркий пример - "Чиркизон", который был ликвидирован только в 2010 году. Судя по комментариям, автор статьи и его сподвижники начали свою трудовую деятельность в органах государственного управлении недрами уже до 2007 года. Их мировоззрение было сформировано на рыночных продажах не важно чего с целью получения сие минутных денег (маркетинг, менеджеры по продажам) и, при этом, обязательно не забыть себя любимого. "Государственному" управлению недрами их так и не научили.

В качестве возможного учебного примера государственного управления недрами приведу свои домыслы. Сейчас в стране острый дефицит марганцевых руд. Руды бывают окисные (пиролюзит-псиломелановые, MnO2 более 40%), карбонатные (родохрозитовые, около 20-30%) и силикатные (гондиты, содержат Mn-гранат спессартин, около 10-15%). В мире разрабатываются только окисные руды, т.к. карбонатные и силикатные руды более дорогие, ибо они требуют дополнительную переработку (обжиг, плавление, растворение в кислотах). В СССР были крупные месторождения богатых окисных руд Чиатурское (Грузия) и Никопольское (Украина). Сейчас эти руды для РФ недоступны (недогосударства просто развалили эти рудники). За 30 лет РФ было открыто и отработано одно мелкое Пажемское месторождение окисных руд и была предпринята попытка возродить добычу окисных руд на Северо-Уральских марганцевых месторождениях. Однако попытка была безуспешная - задавила грунтовая вода. Но в РФ остались, до сих пор не освоенные, крупные карбонатные и силикатные марганцевые месторождения. Сейчас металлургические компании России экспортируют металл низких сортов. В связи с резким подъемом цены на мировых рынках эти компании получают сверхприбыли, которые переводят в дивиденды и выводят в "офшоры" для удовлетворения своих нужд. В то-же время, в стране острый дефицит в спецсталях (нержавеющая сталь). Её приходится закупать за рубежом. Холдинг "Синара" (Пумпянский) сейчас строит завод по выпуску "нержавейки" под Волгоградом. Но нержавейку без марганца не сварить. Его закупают за рубежом. Но примеры "облома" уже были. Во времена Брежнева СССР перекрыли выпуск газовых магистральных труб из-за запрещения продажи ниобиевого концентрата из Бразилии. Тогда газопровод "Дружба" строился из немецких труб. Подобное может произойти и из нашей "нержавейки". Как быть и что делать? Повысить налоги на дивиденды металлургических компаний, выпускающих низкосортный дешевый металл, а доходы от ограничения сверхприбылей направить на компенсацию затрат на обогащение бедных карбонатных руд. С ликвидацией дефицита ферромарганца эти же металлургические гиганты смогут выпускать высокосортный и более дорогой металл и тем самым с лихвой удовлетворят свои бесконечно растущие желания. Вот как, то так мне видится "государственное управление в недропользовании" (заголовок статьи). А вам слабо?!

Брат, 03.10.21 10:00:37 — Практик, 2.10.21

В устроенной-таки для нас системе властных отношений формальная "незаконность" чего-либо вовсе не мешает протеканию процесса. Просто представители власти научились не обращать на это внимания. Ну, плюют, проще говоря...

Скажем, по закону все полномочия пользования и распоряжения российскими недрами предоставлены федеральному органу управления государственным фондом нелр, полномочия которого должны делегироваться Правительством РФ какому-либо органу федеральной исполнительной власти. Но, начиная с 2004 года (17 лет подряд), Правительство РФ "забывает" о этой своей обязанности и не делегирует указанных полномочий никому.

Целых 17 лет страна живет без федерального органа управления государственным фондом недр, но процесс идет, лицензии выдаются и мудрые указания на места поступают. Всем (непонятно почему) рулит Федеральное агентство по недропользованию, полномочия которого ограничиваются оказанием государственных услуг в сфере недропользования. И что? Да ничего...

Автор, 03.10.21 23:58:07 — Инженеру, Генеральному

На Ваши сомнения отвечу словами классиков: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» (В,И.Ленин). «Путь наверх начинается с первой ступеньки» (Мао Цзедун).

Если то, что я написал в статье правильно, то рано или поздно обязательно будет использовано!

Автор, 04.10.21 00:21:50 — Всем

Дошли слухи, что МПР и Роснедра опять озаботились новой классификацией запасов ТПИ. Видимо, хотят выполнить поручение президента. Я уже писал в комментариях, почему качественная классификация GRIRSCO и любые ей подобные (в т.ч. проект новой Российской классификации) не удовлетворяют современным требованиям. Нужна классификация, категории которой определяются количественными вероятностными критериями, как у нефтяников (Классификация SPE-PRMS). Но тогда подсчет запасов необходимо будет вести также вероятностными методами. Кому интересно, можно посмотреть в книге Гришин Ф.А. Подсчет запасов нефти и газа в США. — М.: Недра. 1993

Магадан, 04.10.21 02:30:33 — Кочергину

Андрей Михайлович, может вы знаете, кто в МПР разрабатывает документы, которые потом приходится выполнять? Документы определяют эффективность работы целой отрасли и должны бы, по хорошему, разрабатываться группой самых квалифицированных специалистов. Где и кто эта группа?

Сейчас документы, как правило, многословные, запутанные и к тому же содержат глупости с точки зрения специалистов. Это касается и новых Правил подготовки технических проектов. Кто их сочинил?

Генералов В.И., 04.10.21 07:55:45 — Кочергину А.М.

Попытки создать классификацию запасов ТПИ на основе вычисления коэффициентов вероятности (погрешностей) вычисления запасов были предприняты в середине 60-70х годах прошлого века. Но отказались от этой затеи из-за неопределенности вычисления суммарной погрешности подсчета запасов. В "Золотодобыче" недавно была такая дискуссия (читайте архив). Разные подходы к классификации запасов ТПИ и УВС лежат в природе образования этих ПИ. Для формирования месторождений УВС действуют законы гидродинамики и газодинамики. Месторождения во времени частично восстанавливаются по физическим законам (примитивный вид формы движения материи с бесконечным повторением математической формулы законов). Образование же ТПИ производится по законам геологической формы движения материи, которая относится к классу сложных саморазвивающихся и не повторяющихся во времени форм движения материи (биологическая и социальная формы движения материи, читайте труды Энгельса и Ленина). Поэтому известные формулы математической статистики (суммарная погрешность подсчета запасов) для м-ний ТПИ не применимы (по крайней мере, в механистическом понимании и применении).

Чтобы претендовать на "государственное управление недропользованием" надо знать кроме "законов рынка" ещё и предмет рыночного управления.

СНС, 04.10.21 10:49:20 — Кочергину

Андрей Михайлович, у вас в таблице приведены документы, которые надо бы разработать. А кто должен это делать? Присоединяюсь к вопросу Магадана, 04.10.21. Кто исполнители?

В советское время Иргиредмету иногда поручали разработку общих отраслевых документов. (Иргиредмет был головной НИИ по золоту в СССР.) Такие работы проходили как НИР, их отдавали на рецензию, потом они рассматривались на НТС института. НТС - это 15 ведущих специалистов отрасли, кандидатов и докторов наук. Проект документа для отзывов рассылались на предприятия. Только потом документ утверждало руководство отрасли.

А сейчас кто, что, как? За документами не видно специалистов. Может тоже есть головной отраслевой НИИ, но мы не знаем?

Брат, 05.10.21 00:12:04 — Автор, 03.10.21 23:58:07

Тогда, если то, что вы написали в статье, не будет рано или поздно использовано, то написанное в статье неправильно, ошибочно, ложно?

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «10 шагов по построению современной системы государственного регулирования в недропользовании»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "один прибавить 4":