Проект разработан Минприроды России. Адрес страницы проекта:
http://regulation.gov.ru/projects#npa=100803
ID проекта 02/04/03-20/00100803
Пояснительная записка к проекту
Письмо ТПП по поводу проекта закона
---------------------
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»
и в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах»
(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, ст. 823; 1999, № 7, ст. 879; 2000, № 2, ст. 141; 2011, № 30, ст. 4570; 2013, № 52, ст. 6973; 2019, № 49, ст. 6955) следующие изменения:
1) часть первую статьи 3 дополнить пунктом 25 следующего содержания:
«25) установление порядка рассмотрения заявок на получение индивидуальными предпринимателями права пользования недрами для добычи золота из россыпных месторождений.»;
2) в статье 10:
а) часть первую дополнить абзацем следующего содержания:
«добычи золота из россыпных месторождений в соответствии с абзацем девятым пункта 3 статьи 10.1 настоящего Закона, - на срок до 3 лет.»;
б) часть вторую дополнить предложением следующего содержания:
«Продление срока пользования участком недр для добычи золота
из россыпных месторождений, предоставленного в соответствии с абзацем девятым пункта 3 статьи 10.1 настоящего Закона, не допускается.»;
3) пункт 3 статьи 10.1 дополнить абзацем следующего содержания:
«для добычи золота из россыпных месторождений индивидуальным предпринимателем;»;
4) часть восьмую статьи 16 после слов «при выделении участка недр
из участка недр, предоставленного для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии» дополнить словами «, для добычи золота из россыпных месторождений индивидуальными предпринимателями»;
5) дополнить статьей 19.3 следующего содержания:
«Статья 19.3. Особенности добычи золота из россыпных месторождений индивидуальными предпринимателями, а также предоставления права пользования участками недр для добычи золота из россыпных месторождений.
Индивидуальные предприниматели имеют право осуществлять в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр, добычу золота из россыпных месторождений.
Участки недр предоставляются в пользование для добычи золота
из россыпных месторождений индивидуальными предпринимателями:
1) с включением их в перечни участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование индивидуальным предпринимателям для добычи золота из россыпных месторождений;
2) без включения их в перечни участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование индивидуальным предпринимателям для добычи золота из россыпных месторождений.
Федеральный орган управления государственным фондом недр ежегодно:
осуществляет подготовку и утверждение перечней участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование индивидуальным предпринимателям для добычи золота из россыпных месторождений, на основании предложений территориальных органов федерального органа управления государственным фондом недр, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и субъектов предпринимательской деятельности;
определяет территории, в границах которых допускается предоставление
в пользование участков недр для добычи золота из россыпных месторождений индивидуальными предпринимателями без включения их в перечни участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование индивидуальным предпринимателям для добычи золота из россыпных месторождений, на основании предложений территориальных органов федерального органа управления государственным фондом недр, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и субъектов предпринимательской деятельности;
размещает утвержденные перечни участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование индивидуальным предпринимателям для добычи золота из россыпных месторождений, а также информацию о территориях,
в границах которых допускается предоставление в пользование участков недр для добычи золота из россыпных месторождений индивидуальными предпринимателями без включения их в перечни участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование индивидуальным предпринимателям для добычи золота из россыпных месторождений, на официальном сайте федерального органа управления государственным фондом недр в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Площадь каждого из участков недр, указанных в части второй настоящей статьи, не должна превышать 0,2 квадратного километра, а нижняя граница каждого из указанных участков недр не должна находиться ниже пяти метров от земной поверхности. В границах указанных участков недр должны отсутствовать запасы полезных ископаемых, учтенные государственным балансом запасов полезных ископаемых, а также участки недр, включенные в утвержденные в установленном порядке программы геологического изучения или перечни участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование, участки недр федерального значения, а также указанные участки недр не должны располагаться в границах особо охраняемых природных территорий, земель обороны и безопасности.
Для получения права пользования участком недр для добычи золота
из россыпных месторождений индивидуальный предприниматель подает
в территориальный орган федерального органа управления государственным фондом недр заявку на получение права пользования участком недр. Индивидуальный предприниматель имеет право осуществлять пользование одним участком недр для добычи золота из россыпных месторождений.
По результатам рассмотрения заявки индивидуального предпринимателя комиссия, которая создается территориальным органом федерального органа управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа государственной власти субъекта РФ,
на территории которого расположен испрашиваемый участок недр, принимает решение о предоставлении права пользования недрами для добычи золота
из россыпных месторождений или об отказе в его предоставлении не позднее
30 дней с даты получения данной заявки.
Порядок рассмотрения заявок на получение индивидуальными предпринимателями права пользования недрами для добычи золота из россыпных месторождений устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Лицензия на пользование недрами для добычи золота из россыпных месторождений индивидуальными предпринимателями на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с настоящей статьей, должна содержать данные, указанные в пунктах 1-4, 5 (за исключением сроков подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу), 7, 9
и 10 (за исключением порядка и сроков подготовки проектов ликвидации
и консервации горных выработок) части первой статьи 12 настоящего Закона.
Добыча индивидуальным предпринимателем золота из россыпных месторождений осуществляется без проведения геологического изучения недр, проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых
и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, согласования и утверждения технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также без представления доказательств того, что индивидуальный предприниматель обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ. Добыча индивидуальным предпринимателем золота из россыпных месторождений осуществляется без применения взрывных работ, а также без применения агломерационного, горно-шахтного, бурового геологоразведочного, насосного оборудования, машин для землеройных работ, разработки и обслуживания карьеров и промышленных тракторов».
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1463; №14, ст. 1664; 2003, №2, ст. 167; 2015, №18, ст. 2614) следующие изменения:
1) в статье 4:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Добыча драгоценных металлов, добыча драгоценных камней могут осуществляться юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями - гражданами Российской Федерации, являющимися в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоговыми резидентами РФ (за исключением граждан РФ , имеющих также иное гражданство) (далее – индивидуальные предприниматели), получившими в порядке, установленном Законом РФ «О недрах», лицензию на пользование недрами.»;
б) в пункте 5 после слов «юридических лиц» дополнить словами
«и индивидуальных предпринимателей»;
2) пункт 3 статьи 15 изложить в следующей редакции:
«3. Юридические лица, указанные в статье 4 настоящего Федерального закона, осуществляют добычу драгоценных металлов и драгоценных камней собственными силами или на договорной основе с другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. При ведении добычи драгоценных металлов и драгоценных камней юридическими лицами в рамках договора между ними и другими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями каждый из этих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должен иметь необходимые лицензии на виды деятельности, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами. Индивидуальные предприниматели, указанные в статье 4 настоящего Федерального закона, осуществляют добычу драгоценных металлов и драгоценных камней лично, собственными силами, без привлечения иных лиц на договорной основе.».
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации В.Путин
----------------------------------------
Проект распоряжения
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от «____»______________2020 г. №______
Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Назначить заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководителя Федерального агентства по недропользованию Киселева Евгения Аркадьевича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин
----------------------
Пояснительная записка к проекту
Письмо ТПП по поводу проекта закона
Комментарии, отзывы, предложения
куку, 15.04.20 16:06:09 — Старатель
Да будет и Вам: старательства, как юридической формы предприятий практически нет. Как нет и независимых "старателей" (за редким исключением), все они перекуплены и вошли в крупные (более крупные) предприятия. Так кто же тогда "содержит" Союз старателей?
СНС, 19.04.20 07:29:07
Желающие могут зайти на страницу проекта (Адрес страницы указан в самом начале статьи), зарегистрироваться на сайте и проголосовать. Обсуждение до 27 апреля.
Сейчас за проект, предложенный МПР, проголосовало "за" - 5, "против" - 1.
Старатель, 23.04.20 11:02:27 — куку
Юридическая форма старательства - ПК (производственные кооперативы), их немного (20-25).
В России 390 предприятий, которые добывают менее 100 кг золота. Они не входят ни в какие объединения и работают самостоятельно. До 10 кг добывают 123 предприятия. Из них менее 5 кг добывают 80 компаний.
СНС, 28.04.20 07:05:35
Сегодня обсуждение законопроекта МПР, заканчивается.
Сейчас большинство проект одобряет:
"за" - 13
"против" - 4
На сайте есть пункт: "Ваши предложения"
Валерий, 08.05.20 07:58:03
По поводу участков недр. Сложилась такая ситуация, есть участки, есть лицензии, есть недропользователи, которые держат лицензии и ни каких работ не проводят годами или проводят только на бумаге. Связаться с таким недропользователем невозможно. Нет контактов в инете и ФАС. И еще спекулянты далекие от геологии скупили лицензии БП по 7800 руб и перепродают за 25-30 миллионов с рисованными прогнозами и запасами. ЭТО, ЧТО НОРМАЛЬНО!!! ГДЕ КОНТРОЛЬ ЦЕНТРСИБНЕДРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ!! ГОНИТЕ НАХРЕН ЖУЛИКОВ и СПЕКУЛЯНТОВ ИЗ ТАЙГИ!!! САМИ НЕ РАБОТАЮТ И ДРУГИМ НЕ ДАЮТ.
Анатолий, 10.05.20 10:53:48 — Валерий
Срок лицензии по 583 приказу 5 лет, скоро освободят. Да и нет у них ничего хорошего
Влад, 10.06.20 02:12:08
Закон нужен. И дело тут вовсе не в занятости умирающих посёлков или создании рабочих мест, это всё от лукавого... Тут должен работать иной принцип.
Есть месторождения промышленного значения и тут всё в порядке. Хочешь заниматься добычей, занимайся. Участвуй в аукционах, выигрывай, покупай лицензию и работай.
Но что делать с ресурсами не промышленного значения, которые стоят на балансе, за балансом или вовсе не включены в реестр? Кто и как их будет осваивать?
Вот именно тут и нужен закон, даже два... Первый, который позволял бы компаниям юридическим лицам получать такие участки по упрощённой процедуре без аукционов по заявительному принципу с минимальной ценой за лицензию и минимальным налогом. Вот тогда можно ожидать, что те же компании, которые осваивают промышленные залежи начнут формировать мобильные бригады и технологии для освоения не промышленных залежей. Пониженная эффективность в этом случае будет компенсирована низкой стоимостью разрешительных документов налогов и т.д.
Второй закон нужен для права на частную добычу физическими лицами по упрощённой процедуре, по заявительному принципу или даже вовсе без такового... Для этого достаточно организовать единый онлайн реестр занятых участков, что бы частник мог знать где он имеет и не имеет право шариться и организовать для него скупку по достойной цене. (налог учитывать в дисконте цены на бм). Если частник в процессе своих поисков нашёл перспективный участок и хочет иметь на него исключительное право, то нужно дать ему лицензию по лояльной цене и внести этот участок в реестр.
Реалист, 10.06.20 10:37:35 — Влад, 10.06.20
Хорошо вы написали и все правильно. Но мелкие объекты сейчас отрабатываются нелегально. И те, кто рулит, довольны этим. Так что ничего изменять не хотят. Потому пишут что-нибудь непригодное и волокитят 20 лет.
Лесовичок, 22.03.21 10:55:28 — МПР, ГосДуме, Президенту
Золото моют. То есть без воды никак. В связи с чем требую уточнить, что имеется в виду под запретом использования насосного оборудования. Входит ли в это число бензиновая мотопомпа в 15 л.с.?
Что входит в разрешенные средства малой механизации? МТЗ-80 с ковшом входит?
Скруббер-бутару самодельную использовать можно?
Почему нельзя нанимать работников? Одному в тайге - смерть.
Куда сдавать золото, по какой цене? Где его хранить, разрешается ли переплавлять?
Почему разрешение именно индивидуальным предпринимателям? Как таежнику бегать с отчетами в налоговую? Особенно с учетом привязки к адресу регистрации.
Данный закон никому не нужен в верхах, я так понимаю, отсюда и наплевательское отношение к нему, саботаж многолетний и вредительство, откровенное.
Толидед, 22.03.21 15:37:44 — Редакции
СНС, 19.04.20 07:29:07 написал:
"Желающие могут зайти на страницу проекта (Адрес страницы указан в самом начале статьи), зарегистрироваться на сайте и проголосовать. Обсуждение до 27 апреля.
Сейчас за проект, предложенный МПР, проголосовало "за" - 5, "против" - 1."
.........................................................................................................................
Я предлагаю Редакции сайта создать "собственную страницу" предложений участников сайта по поправкам к Проекту о добыче золота ИП, обобщить предложения и направить список с перечнем предложений от имени Сайта с ФИО участников в Госдуму.
Судя по первым комментам к проекту, деловые замечания есть, они справедливы. хорошо мотивированы, устраняют явные промашки проекта и, надеюсь, большинство их будет учтено депутатами при обсуждении Проекта в Думе.
Просто так обсуждать Проект на сайте не имеет смысла.
Реалист, 22.03.21 17:09:43 — Толидед
Очень даже имеет смысл. Обсуждение позволяет сделать правильные выводы. Вот например, отлично высказался Лесовичок: "Данный закон никому не нужен в верхах, отсюда и наплевательское отношение к нему, саботаж многолетний и вредительство, откровенное."
А вы ерунду написали: "создать собственную страницу... ". Если "в верхах" не надо, то хоть страницу создавай, хоть 10, ничего не сдвинется. Они только перед выборами что-то вспоминают, потом сразу забывают.
Толидед, 22.03.21 18:01:15 — Реалист
Лесовичок написал другое: "Золото без воды не моют, необходимо разрешить использование насосного оборудования; необходимо уточнить разрешенные средства механизации и оборудования для добычи. Что по т/б нельзя работать в одиночку. Что следует решить вопросы кому и по какой цене сдавать металл, как обеспечить сохранность добываемого металла (и собственной жизни)
Что входит в разрешенные средства малой механизации? МТЗ-80 с ковшом входит? Что статус ИП с обязательной поквартальной отчетностью не совместим со способом индивидуальной добычи". И т.д., поскольку Проект плохо проработан. Следовательно, важно довести до Думы свои замечания и предложения, а не п-ть, что вот опять, "верхам ничего не надо..., саботаж, плюваж и пр."
Важно, что Проект подписан ПРЕЗИДЕНТОМ, вносится ПРАВИТЕЛЬСТВОМ, а направляется в Думу Председателем Правительства РФ.
Когда такое было и кто будет саботировать?
Магадан, 23.03.21 02:44:07 — Толидед
Хороший вы чаловек, доверчивый.
Толидед, 23.03.21 03:52:12 — Магадан
А, "надежды юношей питают"!
Полагаю, что в этот раз Проект закона, а точнее - поправки в Закон о недрах "выстрелит" без волокиты Думы. Жаль только, что в Проекте много принципиальных недоработок, а никто из вас не хочет "за себя порадеть", ждут "манны небесной" от Президента и Думы. А вот Роснедра и Союз старателей - не спят.
СНС, 23.03.21 06:47:24 — Толидед, 23.03.21
Примеров хороших законов достаточно. Можно взять, например, австралийский или канадский вариант. Они хорошо всем известны. Но такие варианты законов у нас принимать не хотят. Вместо этого пишут нерабочие варианты. Почему и зачем? Как вы думаете?
Толидед, 23.03.21 07:23:25 — СНС
Очень просто, думаю. Законы любой страны написаны для их реальностей. В РФ они свои. Поэтому, простое заимствование чужих законов невозможно, нужна привязка к реалиям. Заметьте, Проект нового закона это не "Закон", а поправки в действующий Закон РФ О недрах. И это правильно, поскольку быстро решить проблему вольноприносительства в "наших реалиях" возможно только в рамках Закона О недрах. Иначе, пришлось бы разрабатывать новый талмуд -"Кодекс законов о вольноприносительстве", аналогичный Закону О недрах. Думаю, если примут Проект в опубликованной (не проработанной) редакции, то это уже не плохо: всё-равно актуальные вопросы будут решать "подзаконными актами".
Пенсионер, 25.03.21 04:27:08 — Толидед, 23.03.21
Вас 20 лет за нос водят и лапшу на уши вешают. Скоро таким медаль будут давать: на одной стороне лапша, на другой длинный нос.
Толидед, 25.03.21 12:21:56 — Пенсионер
Как нас, так и вас
Пенсионер, 25.03.21 15:13:31 — Толидед
Медали будут давать исключительно достойным, то есть тем, кто верит.
Старатель, 15.04.20 14:59:06 — куку
"крупные руководители, контролирующие Союз старателей выступают против "вольноприносительства"
Да будет Вам известно, уважаемый куку, что в Союз старателей не входят крупные предприятия, и они не могут его контролировать!