Рейтинг@Mail.ru

Мальцев Евгений Николаевич

 

Геологическое моделирование и подсчет/оценка запасов и ресурсов по отечественным (ТЭР, ТЭО) и зарубежным (NI 43-101, аудит) стандартам. Создание и сопр. моделей контроля качества руд.

 

В настоящее время - главный специалист отдела геологии НИИПИ ТОМС (Санкт-Петербург)

Эксперт НАЭН (№439 от 20.01.2011г)

 

Перечень работ за последние 5 лет: ТЭО проекта разработки месторождений Бугдая, Каратау;  Технический отчет по стандарту NI 43-101 по месторождениям золота «Озерновское» и «Александровское»; ТЭО разведочных кондиций по месторождениям золота «Александровское» и  «Перевальное»; Сопоставление данных разведки и эксплуатации и горно-геологический аудит запасов Приморского месторождения янтаря и другие работы на основе создания 3D моделей месторождений с подсчетом запасов в программном комплексе MICROMINE; Разработка программы  ГТК для создания пилотной геолого-технологической блочной модели м. Вернинское.

 

Образование  

1983 -1988   Свердловский горный институт Специальность: «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых». Квалификация: Горный инженер-геолог.

Курсы повышения квалификации:

2016 г.  Санкт-Петербургский политехнический университет.  Компьютерное проектирование в системе AutoCAD (профессиональный курс)

2006 г.  ВАМИ (г. Санкт-Петербург). «Курсы по геостатистическим методам оценивания для пользователей программы GST».

2004 г.  Курс обучения функциональным возможностям программного комплекса MICROMINE

 

Опыт производственной и полевой деятельности – 12 лет

1988 -2000 годы: Геологическое обслуживание (в должности от участкового до главного геолога) добычных и разведочных работ на россыпных и золоторудных месторождениях Средней Азии (м. Мурунтау), Якутии и Амурской области (м. Бамское), а также научный анализ и обработка информации на стадии геолого-съемочных, поисковых и тематических работ

 

Краткая формулировка опыта: Накопленный опыт и специальные навыки позволяют решать задачи горно-геологического моделирования и оценки месторождений полезных ископаемых (по российским и международным стандартам), а также выполнять оценку представительности, качества и достоверности геолого-разведочных данных. С особым вниманием и интересом отношусь к разработкам постояннодействующих моделей контроля качества руды, которые плохо внедряются на российском рынке, но очень высоко востребованы.

 

Навыки работы с компьютером, и программным обеспечением: опытный пользователь ПК, оргтехники. ПО: Microsoft Office (в т.ч. Microsoft Access), AutoCAD, Surfer, MapInfo. Специализированное ПО горно-геологического назначения: MICROMINE, Leapfrog, DIGIMINE, GST.

 

Контакты: м.т. +7-921-573-5586  e-mail: evg65@mail.ru

 

Статьи на сайте: 

02.04.24 Геометаллургия, технологическое картирование, нейронные сети и практический опыт применения современных программных решений на примере золоторудного месторождения 

10.12.20 Геолого-технологическое картирование и моделирование как инструмент разделения между рудой и породой на основании безубыточного бортового содержания

29.01.20 Практика геолого-технологических исследований физико-механических свойств руд и показателей обогащения

23.11.19 Полезный опыт геолого-технологического моделирования в ходе технологического опробования и картирования рудных месторождений 

08.04.19 Новые альтернативные подходы и решения для создания моделей контроля качества содержаний на стадии освоения месторождения

30.08.2018 Современные подходы создания геологических моделей для успешного прохождения государственной экспертизы утверждения запасов

24.07.2018 Комплексная система управления качеством руды в условиях реального горнодобывающего предприятия  

 


-1+1
Уникальные посетители статьи: 1912, комментариев: 7       

Комментарии, отзывы, предложения

Б.Кавчик, 02.04.21 13:23:31

Евгений Николаевич, а как в современных программах моделирования поступают с пиковыми содержаниями? Я давно бросил это дело и потерял из виду. Я подозреваю, что про метод И.Д.Когана за рубежом не слышали.

Мальцев, 03.04.21 12:40:55 — Б.Кавчик

Ответил в комментах на вашу статью https://zolotodb.ru/article/12519

Мальцев, 21.08.21 12:32:55 — Всем

Современный функционал и основная концепция геолога-специалиста по созданию моделей месторождений, обеспечивающих рентабельность горнодобывающего проекта, может быть сформулирована в двух основных положениях:

1. Перевод запасов, подсчитанных традиционными полигонально-средневзвешенными 2D методами (так называемые «запасы по ГКЗ») в трехмерную каркасную и блочную модель («3D модель»).

Из-за устаревших требований ГКЗ, при утверждении запасов по данными разведки как правило применяются до сих пор традиционные полигонально-средневзвешенные 2D методы и поэтому большинство горнорудных компании сразу после утверждения запасов в ГКЗ занимаются переоценкой запасов методами блочного моделирования.

Современные методы подсчета запасов сильно отличается от методов полигонального оконтуривания руды по содержанию, но различие не только в том, что моделирование позволяет использовать при оконтуривании гораздо большее количество признаков (модифицирующих факторов, выражаясь языком JORC-a) – это первое различие, назовем его – «КОЛИЧЕСТВО СТОЛБЦОВ таблицы данных» (если упрощенно представить изменчивость в виде таблицы Ексель). Второе отличие в том, что моделирование позволяет, благодаря интерполяции пространственной изменчивости, заполнить этими самыми модифицирующими факторами ВСЁ пространство модели, что по сравнению с ручным оконтуриванием по фактическим данным разведочных выработок, дает второе преимущество, назовем его – «КОЛИЧЕСТВО СТРОК таблицы данных». И наконец, третье и основное отличие, в том, что классификация на руду и породу каждой ячейки блочной модели, представляемой в виде «большой таблицы Ексель» (как в принципе и выглядит блочная модель) производится по ДОХОДНОСТИ (маржа между общим доходом и общими затратами) рассчитанной для каждой отдельной ячейки блочной модели. При этом доход и затраты рассчитываются по всему комплексу модифицирующих факторов (т.е. по ВСЕМ СТОЛБИКАМ, - смотри первое различие), выраженных в количественном выражении, и заполняющих ВСЕ ПРОСТРАНСТВО блочной модели, а именно: геологические (например, - данные химического и минералогического состава), горные, технологические (например, - извлечение, индекс абразивности и индекс самоизмельчения) , металлургические, инфраструктурные, экономические, маркетинговые, экологические, социальные и т.п. Помимо методов блочного моделирования в последнее время появились дополнительные возможности имплицитного условного моделирования, которое имеет особое значение при экспресс- оконтуривания руд по литологическим и другим категориальным признакам.

2. Постояннодействующая модель – это четвертое измерение.

Модель любого месторождения не является статическим элементом для работы, она должна постоянно изменяться, совершенствоваться и обновляться совместно с меняющимися представлениями о геологии месторождения, морфологии рудных тел, а также при получении новой маркшейдерской (данные съемки карьеров), аналитической или геологической информации о рудных телах. На основе данных эксплуатационной разведки необходимо создавать блочные модели для краткосрочного проектирования добычи, а также сравнения с общей моделью месторождения с целью изучения достоверности и подтверждения запасов. Актуализация модели данными эксплуатационной разведки приобретает особенную важность с учетом неоднородности технологических показателей руды, определенным образом распределенных в трехмерном пространстве. Одной из основных проблем технологического моделирования является постоянная ограниченность дорогостоящих данных лабораторных определений технологических параметров. Выявленные зависимости между технологическими параметрами руды и данными вещественного состава (полученных без дорогостоящих и трудозатратных технологических исследований), а также разработанные методики моделирования, позволяют выполнить построение геолого-технологической блочной модели, в которой для каждого блока трехмерной модели будут рассчитаны технологические параметры, влияющие на рентабельность всего горнодобывающего проекта.

При этом замечу еще один важный момент, что с развитием моделирования появился мифологический образ «Большой Красной Кнопки», которую, после того как ввел исходные данные, достаточно нажать и получить пригодную модель – это глубокое и опасное заблуждение!

СНС, 21.08.21 15:25:25 — Мальцеву

Спасибо, Евгений Николаевич, вы рассказали "просто о сложном", а это редко бывает.

С тем, что модель должна постоянно изменяться, наверное, согласны все практики, хотя бы потому, что цена золота постоянно меняется. А что делать с ГКЗ, которое утвердило кондиции, запасы и контуры?

Мальцев, 22.08.21 16:18:56 — СНС

Спасибо, СНС!

С утвержденными и существующими запасами и кондициями вряд ли что-то можно поделать. Однако для новых объектов, которые еще предстоит защищать в ГКЗ, что-то пытаться изменить все-таки нужно и можно. Например – недавно защитили в ГКЗ проект ТЭО кондиций с подсчетом запасов по золоторудному месторождению Кедровое, на основе блочного моделирования и имплицитной каркасной модели, построенной в Leapfrog Geo. Не трудно догадаться, что потребовались большие усилия, чтобы доказать экспертам правильность моделей и расчетов, для чего пришлось писать дополнительные разъяснения, а по одной из зон пришлось дополнительно выполнить заверочный подсчет традиционным методом вертикальных сечений, чтоб показать незначительные расхождения с имплицитной моделью. Даже после этого один из экспертов Черемисин А.Е. продолжал настаивать на «завороте» всего ТЭО по причине, цитирую, - «применение ПО Leapfrog Geo для подсчета запасов не апробировано ФБУ ГКЗ» и «Авторам необходимо предоставить полный комплект графических приложений по всем профилям, участвующим в подсчете запасов. На подсчетные разрезы вынести названия подсчетных блоков, параметры подсчетных блоков, экспликации проложений траекторий скважин….», но благодаря второму эксперту Жидкову С.Н., который смог понять и нас поддержать, - защитились! Так что как говорила героиня известного фильма - «no fate»

Б.Кавчик , 01.07.23 08:51:08 — Мальцеву

Евгений Николаевич, спасибо, что заглянули в мою статью: "Утверждение запасов в ГКЗ... ". Было бы неплохо поддержать эту тему. Я не считаю, что ГКЗ крайние в неподтверждении запасов. Они считают как могут по существующим правилам и нередко перестраховываются. Но все равно ошибки в оконтуривании и подсчете неизбежны. Мы все (кроме чиновников) знаем, что такое С1.

Хуже то, что предприятия ограничены в проведении эксплоразведки и доразведки и изменении контуров. В СССР это было обязательным делом, и наша лаборатория рудничной и приисковой геологии Иргиредмета, как раз занималась вопросами обоснования методов и объемов этих работ.

В 90-х лаборатория Рудничной и приисковой геологии погибла. Как решается этот вопрос в практике сейчас? Какие-нибудь нормативы или правила есть?

Игорь, 01.07.23 11:35:24 — Всем

Наверное, при моделировании супертехнологии отработки месторождения не лишним будет помнить о том, что цена на полезное ископаемое может сильно меняться в течении короткого периода времени, но тут, как мне кажется, бессильны все компьютерные программы.

Но ведь интереснейшая задача - например, "Кючус" спроектировать - в перспективной трехмерной модели и с учетом максимально возможного числа факторов! Вот это да!!

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Консалтинговые услуги, Мальцев Евгений Николаевич»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "четыре прибавить 9":