Рейтинг@Mail.ru

Отношение государства к кустарной и мелкомасштабной золотодобыче: история и современность

Кевин Тельмер (Kevin Telmer)
Золотодобыча, №220, Март, 2017

Переведено и опубликовано с разрешения «Artisanal Gold Council»

Перевод с англ.: Верхозин С. С., вед. аналитик АО «Иргиредмет», канд.филол.наук

--------------

 

Кустарная и мелкомасштабная золотодобыча (КММЗ) практикуется не одну тысячу лет, однако в ее истории можно выделить два основных периода (по объемам добычи золота):

1. Золотые лихорадки XIX века (приблизительно 1849–1929 гг., продолжительность 80 лет).

2. Современная золотая лихорадка (приблизительно с 1970 года по настоящее время, с всплеском в 1980-х годах, 40 лет).

Первый период касается в основном бывших территорий и колоний Англии — так называемых «либеральных демократий» [1] (США, Канада, Новая Зеландия, также ЮАР). Современная золотая лихорадка географически распространена более широко (затрагивает по крайней мере 70 стран) и наиболее характерна для развивающихся государств с более разнообразной политической историей и имеющих высокий уровень сельского населения с низкими доходами.

В историческом и современном контексте общие черты и движущий фактор кустарной и мелкомасштабной золотодобычи на выделенных этапах — это возможность получить относительно высокий доход. Ключевое различие периодов — отношение к этой деятельности государства.

На раннем этапе государство поддерживало и поощряло кустарную и мелкомасштабную золотодобычу: предоставляло старателям разнообразные услуги, разрабатывало законы и механизмы, защищающие и стимулирующие рост отрасли в нужном направлении развития нарождающихся сообществ добытчиков. Также период золотых лихорадок XIX века отличается масштабным инвестированием в горнодобывающую отрасль, ее модернизацией и расширением. В значительной мере подобное отношение властей к неформальной добыче сделало сегодня эти страны лидерами крупномасштабной промышленной добычи.

Но в настоящее время политика властей многих стран направлена в основном на маргинализацию и криминализацию добытчиков через внедрение законов, позаимствованных из промышленной добычи, но мало применимых к современной кустарной добыче золота.

Тем не менее понимание того, что КММЗ станет неотъемлемой чертой горнодобывающей промышленности и будет играть важную роль в экономическом развитии в прогнозируемом будущем, на данный момент уже достаточно укоренилось [2]. Широкие возможности, которые она может дать, очевидны, хотя государственная политика многих стран существенно отстает от реальности, на что в частности указывает малый уровень взаимодействия между промышленной и кустарной добычей золота. Причина этого не техническая — она обусловлена сложными законодательными требованиями, не позволяющими заинтересованным сторонам эффективно решать имеющиеся проблемы и затруднения.

Значение и масштабы кустарной и мелкомасштабной золотодобычи никто никогда специально не учитывал, хотя она существовала до и будет существовать после всех современных промышленных предприятий. Например, во многих латиноамериканских странах есть поселения, жители которых занимаются золотодобычей уже около 100 лет, причем современными методами только последние 25. Принимая во внимание, что срок эксплуатации среднего промышленного рудника (может располагаться на месте кустарной добычи) не всегда превышает и 10 лет, во многих странах кустарная золотодобыча предшествовала и явно переживет промышленную добычу золота.

„Цифры говорят, что последним золотым рудником будет кустарный рудник”

Это дает почву для резонного предположения о том, что вклад кустарной и мелкомасштабной отрасли недооценивается и плохо понимается. Кустарь может добывать всего 100 граммов золота в год на сумму приблизительно 5 тыс. долл., но для сельских жителей развивающихся государств этот доход весьма существенен.

Кустарная и мелкомасштабная золотодобыча предполагает извлечение ценного компонента ручным способом, с использованием элементарных инструментов, практически не требует вложений и инфраструктуры. Она может быть постоянной, сезонной, давать дополнительный доход, стать способом приспособления, когда другие источники средств к существованию недоступны или недостаточны. Золотодобыча в основном зависит от цен на металл: чем она выше, тем более привлекательна добыча золота. Прибыль большинства кустарных добытчиков, по сравнению с доходами населения развитых стран мира и доходами среднего класса в развивающихся странах, низкая, но на фоне членов одного социума, например сельского, выгодно отличается (выше примерно в 5 раз).

„Кустарная и мелкомасштабная золотодобыча — это не только низкокапитальный способ добычи, это еще и важное звено в цепочке торговли драгметаллом и один из секторов теневой экономики”

В мире существуют целые золотозависимые социально-экономические системы, элементами которых являются сами добытчики, различные службы охраны порядка (полиция, военные, иногда мафия), перекупщики, врачи и медицинские учреждения, приемные кассы, переплавщики, финансисты, держатели клаймов, поставщики услуг и оборудования и т.д. Обороты теневой экономики в поселениях, расположенных рядом с кустарными рудниками, в 5 раз выше стоимости добываемого золота, и, по оценкам, в 2012 году составили порядка 100 млрд. долл.

Поселения у рудников, как правило, достаточно крепкие, с относительно развитой инфраструктурой, со временем растущие и в размерах, и в многообразии. В них проживают местные и иностранцы, действуют различные социальные институты, есть чиновники регионального и государственного уровня, работают предприятия.

По существу, началом современного периода кустарной и мелкомасштабной золотодобычи можно считать отмену президентом США Никсоном в 1971 г. золотого стандарта, в результате чего цена за следующие 8 лет взлетела с 35 до 800 долл. за унцию, достигнув на тот момент пика в 1980 г.

Нагляднее всего зарождение современной КММЗ иллюстрирует пример рудника «Serra Pelada» (в переводе «Лысый холм») в Бразилии. В определенный момент на месторождении трудилось до 100 тыс. бедных сельских жителей, оставивших работу на плантациях сахарного тростника.

В течение следующих лет добытчики со «Serra Pelada» возглавили волну кустарной золотодобычи в других частях Бразилии и странах бассейна Амазонки. Наиболее точно этот рудник описывается одним словом — хаос, хотя полезнее рассматривать его в качестве примечательного достижения быстрой самоорганизации сообщества при отсутствии какого-либо серьезного государственного участия.

С тех пор кустарная и мелкомасштабная золотодобыча растет, развивается. Она процветала даже в период относительно низких цен на металл в 1990-х годах. Сейчас отрасль переживает очевидный подъем и дает жителям развивающихся стран больше возможностей подняться вверх по социальной лестнице, чем другие доступные виды деятельности. Сегодня золото добывает больше людей, чем в любой другой момент истории.

Как реализуется эта возможность и растрачиваются получаемые материальные ценности — вопрос другой, но имеется множество аналогий с золотыми лихорадками XIX века. И кое-какие полезные уроки мы можем сегодня извлечь из истории.

Несмотря на имеющиеся отрицательные последствия, КММЗ воспринимается как чрезвычайно важная составляющая жизни населения сельских районов [9, 10]. По разным данным, на добыче золота занято 10–15 млн человек, еще 100 млн косвенно связаны с этой деятельностью. Согласно самым консервативным оценкам, от кустарной и мелкомасштабной добычи ежегодно поступает около 15 % добываемого в мире золота (400 тонн) [11], однако последние сведения позволяет предположить, что доля КММЗ еще выше — 25 %.

„Кустарная и мелкомасштабная золотодобыча приносит сельским поселениям около 17 млрд  долл. в год напрямую и 100 млрд косвенно”

Если ориентироваться на 15-процентную долю КММЗ, то в 2012 году при цене 1,67 тыс. долл. за унцию общая стоимость золота, добытого непромышленным способом, составила 21 млрд долл. Цена, которую получают добытчики, работающие в труднодоступных регионах мира, редко опускается ниже 70% от международной цены, а зачастую превышает 80%. Таким образом, КММЗ напрямую дает сельским поселениям порядка 17 млрд долл. в год, а если принять во внимание сопутствующую деятельность — около 100 млрд. долл. Учитывая демографические тенденции, скорее всего, эта область продолжит расти и дальше.

Порой современная кустарная и мелкомасштабная золотодобыча имеет неформальный или нелегальный статус, зачастую связана с уклонением от уплаты налогов, контрабандой, становится причиной серьезных конфликтов [13]. Есть целый спектр негативных социальных и экологических последствий, связанных с ней, включая миграцию, злоупотребление запрещенными веществами, проституцию, детский труд, неконтролируемое использование взрывчатых веществ, загрязнение воды, вырубку леса. Но основная причина столь пристального внимания со стороны общественности к КММЗ заключается в практике применения ртути.

Сегодня амальгамация считается наиболее распространенным методом извлечения золота среди кустарных добытчиков; он достаточно дешевый, быстрый, относительно эффективный, не требует серьезных финансовых вложений по сравнению с другими технологиями. Купить ртуть, как правило, очень просто, цена химиката невысока (на его приобретение уходит примерно 0,1% дохода с продажи золота). Часто добытчики не знают ни о влиянии химиката на человеческий организм и окружающую среду, ни о других возможностях извлечения золота (либо не имеют средств для их приобретения).

КММЗ стала крупнейшим в мире антропогенным источником ртути, вытеснив с первого места угольную промышленность [14]. По данным ЮНЭП («Глобальная оценка ртути 2013»), за 2012 год из-за амальгамации в окружающую среду попало 1,6 тыс. тонн ртути, из них 45 % напрямую в атмосферу, остальное — в водные артерии и почву (что впоследствии может стать причиной долгосрочных экологических проблем).

Не претендуя на исчерпанность темы, можно сказать, что роль кустарной и мелкомасштабной золотодобычи в современном мире стала намного сложнее и выходит за рамки отдельно взятого региона. Сравнение доходов добытчиков в XIX веке и нынешней прибыли позволяют предположить, что для получения более-менее хорошего заработка кустари нуждаются в инновациях, помощи, изменении политики государства, чтобы они смогли использовать материальные ценности, которые производят, для дальнейшего развития, как было в первом периоде золотых лихорадок.

Источник: Historical and Modern Government Responses to Artisanal and Small Scale Gold Mining. Artisanal Gold Council:

http://www.artisanalgold.org/publications/articles/historical-and-modern-government-responses-to-artisanal-and-small-scale-gold-mining

 

Читать дальше

 

 


-0+3
Уникальные посетители статьи: 5807, комментариев: 11       

Комментарии, отзывы, предложения

Гость, 16.04.17 06:40:05 — Админу

Куда пропал комментарий по поводу неверного термина "мелкомасштабная"? Конечно лучше бы написать просто "мелкая". А то мелкий масштаб - это что? Миллионка что-ли?

В целом, статья любопытная. Не только у нас дебаты идут, а по всему миру проблема.

Админ, 16.04.17 08:21:44 — Гостю

Кустарная и мелкомасштабная добыча - термин устоявшийся. См., например, Минаматскую конвенцию по ртути, принятую и одобренную правительством РФ и МИДом.

Читатель, 16.04.17 09:34:49 — Гость

Дебатов о мелкомасштабной золотодобыче в мире нет. Это у нас в стране дебаты- разрешать или нет. И то на нескольких сайтах. Подчёркиваю: Только у нас в России дебаты- РАЗРЕШАТЬ или ЗАПРЕЩАТЬ, а во всём мире такой вопрос и не стоит. Во всём мире ведут дебаты о облегчении труда кустарной добычи, обеспечение современными приборами и оборудованием, как собственно добычи, так и очистки концентратов и плавки в слитки,... Но главные дебаты в Мире идут о запрещении пользования ртутью, что приносит непоправимый вред здоровью добытчиков и природе.

1. Дебаты в Мире: облегчение труда и сбережение здоровья и природы.

2. Дебаты в России: разрешить-не разрешить.

Почувствуйте разницу.

Журавлев, 17.04.17 09:31:02 — Читатель, 16.04.17

Разрешить или не разрешить разницы по сути нет. Золото все равно будут добывать, раз оно есть и дорого стоит. Дебаты у нас (и не только у нас), как отрабатывать мелкие объекты, легально или нелегально?

Если законы упростить, тогда люди выйдут из тени и будут добывать золото легально. Но нашим верхам больше нравится нелегальная добыча, потому они не хотят менять законы и переводить ее в законное русло. Есть страны, кроме нашей, где правителям больше нравится нелегальная добыча.

У нелегальной добычи есть свои плюсы, в частности, можно меньше платить работягам и не заботиться о технике безопасности. Они же преступники, чего о них заботиться?

Читатель, 17.04.17 11:35:16 — Журавлев

Противоречия.

1. Человеку сегодня легче добывать золото нелегально. Но для этого надо иметь всего лишь одну хорошую "крышу". Тогда всех нахлебников в виде надзоров можно отправлять смело подальше. Если разрешить добычу индивидуалам, то сразу появятся десяток нелегальных мздоимцев из надзоров, которым надо будет платить гораздо больше, чем одной "крыше".

2. Те, кто работает без крышевателя, скорее всего выйдут из тени, но думаю не сразу. А те, кто под крышей, вообще думаю будут продолжать работать втемную очень долго, пока есть сама крыша, так как надёжнее и с добычей, и со сбытом всё налажено.Будут радоваться разрешению одни туристы мелкомасштабники-кустари, которые работают время от времени, ну и рыбаки-хоббисты, ищущие золотую рыбку, хотя и им разрешение до лампы, но будет отмазка за лоток и минишлюз в машине...

3. Для местной власти очень выгоден разрешительный закон. Мало того, что можно трясти больных лихорадкой, но и поправится статистика отчётов местных органов власти-два плюса-личный и государственный интересы. Для высшей гос власти тоже есть дивиденды, но они убавятся с разрешением физлицам добывать золото, а вот проблем прибавится намного больше, так как упорядочивание (доработка) законопроекта- это кошмар для законодателей-разработчиков, вплоть до рабочего места...

Брат, 17.04.17 21:21:47

Хотелось бы обратить внимание, что статья переводная и автор, анализируя отношение государства к кустарной и мелкомасштабной золотодобыче, никоим образом не имеет в виду наше государство и вообще российские реалии. Поэтому выводы автора нас затрагивают минимально, но знать, что происходит в параллельной реальности полезно.

Магадан, 18.04.17 02:30:46 — Брат

А чем по вашему наши реалии принципиально отличаются от других стран с незаконной добычей золота?

Брат, 18.04.17 13:20:14 — Магадан, 18.04.17

По-моему тем, что нашему законодателю вообще не знакомо и чуждо понятие "кустарная и мелкомасштабная золотодобыча". Российское законодательство и золотодобычу как таковую регламентирует крайне скупо и противоречиво. А еще слабо различает собственника и пользователя недр. Так что от других стран с незаконной добычей золота мы отличаемся прежде всего правовыми нормами, относительно которых может быть оценена законность или незаконность добычи. Кроме того, во всем остальном мире основу КММЗ составляет сельское население беднейших стран, тогда как в нашем правовом государстве на это подписывается по сути деклассированный элемент от полной безнадеги. Когда жизнь задолбала вконец и очень кушать хочется...

Магадан, 19.04.17 11:39:29 — Брат

Мы, как всегда, идем своим путем и не в ту сторону куда все. Запретить, значит, сделать незаконной. Это вместо того, чтобы разрешить, сделать законной и более эффективной.

Брат, 19.04.17 12:48:55 — Магадан, 19.04.17

Да, стадный инстинкт ослаблен. К тому же хочется блеснуть, проявить самость. А тут какие-то мелкомасштабные кустари... Невместно...

Рационализатор, 15.05.17 11:09:29

Прочитал про Казахстан: «Около пятидесяти килограммов золота ежемесячно теряет АО «ГМК «Казахалтын» в результате незаконной деятельности «черных старателей». Это при добыче более 3 тонн в год. 50 кг - какая потеря!

Владельцы предприятий и чиновники готовы уморить голодом этих несчастных бедолаг, которые от голода лезут в старые шахты, где их может задавить. А сами от жира лопаются и дворцы себе строят.

У нас то же самое. Полиция защищает богатых, а бедные - хоть пропади. Предлагаю богатым подвинуться и дать жить бедным.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Отношение государства к кустарной и мелкомасштабной золотодобыче: история и современность»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "пять прибавить 4":