Техногенных россыпей в России огромное количество. В настоящее время они мало вовлекаются в отработку, но есть предприятия, которые успешно их осваивают. Одно из них — ООО «Гран», работающее в Тенькинском районе Магаданской области.
О «Гране» 10 лет назад я читал статью в журнале «Колыма». Тогда на предприятии был разработан и испытан промывочный прибор ГГМ-5 (переименован сейчас в ППМ-5), затем попалось еще несколько заметок о том, что «Гран» продлил промывочный сезон за счет утепления промприборов, что решается проблема снижения потерь мелкого золота, что предприятие стабильно добывает 220–250 кг золота в год. Также в местной газете я прочитал о том, что директор ООО «Гран» Юрий Игнатьевич Бабий купил для школы продленного дня кровати и постельные принадлежности: «Коллективы администрации школы, родителей и учителей бесконечно благодарны руководителю ООО «Гран», этому доброму и отзывчивому человеку, подарившему детям на долгие годы радость, показавшему пример милосердия и бескорыстия! Такое явление в современном мире — редкость».
Будучи в июне этого года в командировке в Магадане, я созвонился с Юрием Игнатьевичем. Было воскресенье, но он нашел время встретиться и подробно рассказать мне о работе, причем настолько интересно, что стало не жаль потраченных на командировку денег.
Профессионалам ясно, что прибыльно работать при среднем содержании золота в песках 200–250 мг/м3 сложно, а в удаленных условиях Магаданской области, в 100 км от ближайшего жилого поселка, отработка без убытков при таких содержаниях металла кажется сложной вдвойне.
За два часа нашего разговора Юрий Игнатьевич открыл мне несколько своих тайн. Они оказались вполне объяснимыми, без особых чудес, если не считать чудеса современной техники. Например, на участках в колымской глухомани есть высокоскоростной Интернет, а на полигонах стоят камеры видеонаблюдения, и руководители производств могут в любое время контролировать работу людей и техники прямо со своего служебного места в конторе.
По словам Ю.И. Бабия, применение системы контроля позволило поднять производительность труда на 10 %. Кроме того, видеонаблюдение повышает безопасность работ и охраны добытого золота. Но хорошие коммуникации — это не только контроль, но и забота о людях. Все работники могут звонить домой по специальному телефону, установленному в столовой. Здесь же есть беспроводный доступ в Интернет (Wi-Fi).
В советское время Юрий Игнатьевич был заслуженным рационализатором, а сейчас у него, как у директора предприятия, имеются широкие возможности реализовать свой талант как в крупных делах, так и в мелочах, которые видит глаз настоящего хозяина. Например, его решение по утилизации металлических бочек из-под смазочных материалов. Каждый год их привозят на участки несколько сотен. Везти пустые назад? Не выгодно! Сделали небольшой станок. Теперь у бочек срезают крышки, а боковины распрямляют на специальном самодельном станке. Получается хороший листовой металл, который всегда нужен в хозяйстве, притом практически бесплатно! Если бы на всех наших предприятиях был такой подход к делу, то российский север выглядел бы гораздо лучше без валяющихся кругом пустых бочек из-под ГСМ.
Конечно, обо всех интересных, больших и маленьких производственных решениях, которыми поделился Ю.И.Бабий, я здесь рассказать не смогу. Но стало ясно, что одной из составляющих успеха ООО «Гран» является хозяйский рационализаторский подход руководства на всех участках работ. Если что-то можно сделать лучше, то в «Гран» это сделают.
Мы договорились с Юрием Игнатьевичем, что меня свозят на участки работ предприятия — посмотреть все своими глазами.
Производственная база ООО «Гран» находится в Усть-Омчуге. Это поселок в 150-и км от Магадана (если мерить по GPS-навигатору напрямую от аэропорта Магадана). Нас повез в Усть-Омчуг автобус «прощай молодость» — ЛАЗ советских времен. Я смотрел на него с большим сомнением, но, тем не менее, ехал он довольно резво. Уже через 50 км от аэропорта, когда мы отъехали от холодного Охотского моря, довольно прохладная (+12) и дождливая магаданская погода сменилась на солнечную и жаркую. В Тенькинском районе лето обычно теплое, хотя зимой иногда бывают 50-градусные морозы.
Дорога идет между высоких сопок, покрытых лиственничным лесом или каменными осыпями. Маленькие прозрачные речки в зеленых долинах украшают пейзаж. Жилых поселков по дороге почти нет, но кое-где видны развалины советских времен.
Усть-Омчуг расположен в долине р.Детрин. Речка небольшая, но долина широкая и ровная, видно, что здесь были совхозные поля. В советское время Тенькинский район был известен не только золотом, но и сельским хозяйством. Здесь было три совхоза (птицеводство, молочное и мясное животноводство, овощеводство). Сейчас кое-где еще остались руины от животноводческих комплексов. В поселке работали две автобазы, авиаотряд, ремонтно-механический завод, леспромхоз, строитльное управление.
В поселке был крупный Тенькинский ГОК, добывавший в конце 80-х годов прошлого века около 5 тонн россыпного золота. Население поселка достигало 11,3 тысяч, были мечты превратить его в город. Сейчас ГОКа нет (впрочем, как и другого производства); население сократилось до 3700 человек; добыча золота в 2011 г. составила 1978 кг.
В Усть-Омчуге меня встретил мой старый знакомый Геннадий Павлович Гиляшов — ведущий специалист администрации района. Он — профессиональный геолог — прожил здесь почти всю жизнь и знает много интересного обо всех сторонах жизни поселка. Геннадий Павлович проводил меня в гостиницу, располагавшуюся в здании управления бывшего Тенькинского ГОКа. Сейчас большое четырехэтажное здание занято разными конторами и частично гостиницей — беззвездной, но чистенькой и недорогой. Спасибо, что есть хоть такая. В поселке я прожил несколько дней, посмотрел его с разных сторон.
Впечатление от Усть-Омчуга противоречивое. Рядом с бывшим управлением — ярко-зеленый скверик с бесчисленными солнечно-желтыми одуванчиками и кустами шиповника, покрытыми алыми цветами. Дорожки в скверике вымощены плиткой и местами украшены ажурными металлическими оградками (по какой-то странной случайности они сохранились). На лавочке две девушки. Чисто, тепло и солнечно.
Если отойти от ГОКа к берегу Детрина (до него напрямую метров 300), то попадешь к старым дражным отработкам. Галечные отвалы местами поросли лесом, между ними небольшие озерца, в которых хочется искупаться. Я сфотографировал «гребешки» дражного галечного отвала: они до сих пор сохранились, хотя драга работала на этом месте более 10 лет назад. Даже мусора здесь немного. В общем, это отличное место для парка и исторического музея золотодобывающего оборудования. Я вспомнил, что на американской Аляске, рядом с городком Ном (что на берегу Берингова пролива, но с другой стороны от России) установлена старая драга, к ней проложены удобные деревянные дорожки; сюда возят на экскурсию туристов. Кстати, в Номе в этом году случилась очередная «золотая лихорадка» и в этот маленький далекий поселок приехали добывать золото несколько тысяч туристов. А в Усть-Омчуге из туристов, кажется, только я один, хотя поселок имеет интереснейшую историю и бесчисленное количество непромышленных проявлений золота для привлечения туристов.
В Усть-Омчуге есть небольшой краеведческий музей, его хранительница — Инна Васильевна Грибанова — провела для меня одного экскурсию, за что ей большое спасибо, и я с удовольствием оставил благодарственную запись в книге отзывов.
В районе начали добывать золото с 1939 г. заключенные Дальстроя. Максимальная добыча была в 1943 г. и составила 29 тонн. В годы войны здесь добывали также олово и уран. Из Тенькинского урана сделана первая советская атомная бомба! Сейчас еще можно найти остатки старых лагерей и собрать материал для интереснейшего исторического музея, который может привлечь людей, без преувеличения, со всего мира.
В Усть-Омчуге можно увидеть и печальную сторону жизни: множество домов в поселке брошено и разрушено; развалины переходят в свалки мусора, свалки — в развалины. В общем, вид весьма удручающий. Более-менее жилым выглядит район сравнительно новых пятиэтажек. Но и здесь кажется все убогим, потому что дома не ремонтировали, наверное, с советских времен: краска в подъездах выцвела, штукатурка осыпалась, зияют черные некрашеные оконные рамы, в каждом доме выбиты стекла.
Конечно, население Усть-Омчуга сократилось на 70 % и много квартир теперь пустует. Так происходит во всех россыпных районах не только в России, но и в других странах. Но и маленький городишко с населением в 1000 человек можно сделать достойным внимания. Если городок симпатичный, с интересной историей, он будет привлекать туристов и сохранит высокий уровень жизни. Но, кажется, в Усть-Омчуге ничего такого не намечается, поэтому цена благоустроенной квартиры здесь всего 300 ты-сяч руб. и, говорят, что даже при такой цене трудно найти покупателя.
Утром в намеченный день я пришел на базу ООО «Гран», мне сказали, что машина уже ждет и можно ехать. Меня повез на груженом «Урале» украинец Саша. Ему на вид около 50-и, работает в «Гране» второй сезон, говорит, что работа ему нравится: платят хорошо, кормят 5 раз в день, отношение к рабочим нормальное. На Украине Саша работал также шофером и получал 2000 гривен в месяц (чуть более 8000 руб.), которых едва хватало на их семью из 6-и человек (работа была только у него). Еще у них был участок земли, — они немного подрабатывали, продавая свою сельхозпродукцию. Здесь, в России, на Колыме он зарабатывает за сезон (7 месяцев) 100 тыс. гривен и, пока ехали, Саша несколько раз повторял, что на Украине, чтобы столько получить денег, надо работать 4 года и при этом ничего не есть. Заметно было, что он гордится своим заработком. Когда в прошлом году ранней весной Саша сюда приехал, ему предложили старый Урал, в котором вся ходовая и мотор были изношены. Посмотрев машину, он хотел все бросить и вернуться домой, но передумал и попросил запчасти. Через несколько дней ему их привезли. Саша перебрал машину, заменил двигатель, ходовую. Теперь и он, и машина работают. Возможно, так Ю.И. Бабий проверял нового работника: если бы уехал — «скатертью дорога», а справился — значит, настоящий мастер и будет работать.
Мы ехали не спеша, крейсерская скорость груженого Урала — 30 км/час. По словам Саши, если ехать быстрее, то, в итоге, получается все равно медленнее, так как чаще приходиться ремонтировать машину. За время пути он мне рассказал много интересного про топливный насос, вентилятор, радиатор, а также о Юлии Тимошенко и о жизни вообще. Саша говорит, что на Украине во многих городах и поселках работы нет или платят совсем мало. А этих 100 тыс. гривен, которые получает Саша в «Гране», ему хватает, чтобы, вернувшись из Магадана на родину, не устраиваться на работу, а заниматься домашними семейными делами до следующего сезона. Его знакомые просят, чтобы он помог им тоже устроиться, но он ничего обещать не может — здесь все решает директор и проводится строгий отбор. Хотя, по словам Саши, он мечтает взять с собой в следующий раз жену. Она работала в колхозе и умеет выращивать овощи. А «Гран» как раз собирается развивать подсобное хозяйство и строит в Усть-Омчуге большие теплицы. Поэтому шанс устроить жену в подсобное хозяйство у Саши есть.
Вскоре я узнал, что в «Гране» работают, в основном, приезжие. Большинство — украинцы и русские; есть на участке люди и других национальностей, например, татарская «диаспора» (мне показали дом на 4 человека, в котором они живут), а вот местных мало. Причина в том, что специалисты из района давно уехали (в советское время в Тенькинском районе проживало до 26,5 тыс. человек, сейчас — 5,1 тыс. и в основном бюджетники и коммерсанты). Некоторые из уехавших коренных тенькинцев возвращаются в родные места на сезонную работу, некоторых из них принимают. Например, в Усть-Омчуге базой «Грана» руководит молодая симпатичная Наташа. Она здесь родилась, но в годы перестройки и развала их семья переехала в Липецк. Каждое лето она приезжает сюда на работу в «Гран».
В общем, выяснилось, что большинство работников «Грана» — это не случайные люди. Специалисты работают здесь не один год и хорошо знают друг друга. Это сработанный коллектив проверенных в деле людей. Зарплата хорошего бульдозериста «на руки» после всех вычетов — 500 тыс. руб. за сезон. Люди довольны и приезжают сюда работать много лет подряд. Несомненно, что это еще одна составляющая успеха предприятия ООО «Гран» под руководством Ю.И.Бабия — надо платить специалистам достойную зарплату, создавать для них такие условия для жизни и работы, чтобы они возвращались каждую весну. Ведь сработавшийся коллектив — это большая ценность для предприятия: каждый отлично знает обязанности на своем рабочем месте, свою технику, товарищей «по цеху».
По словам Юрия Игнатьевича, к сожалению, становится все труднее оформлять документы на украинских специалистов: «В эмиграционной службе оформление занимает много времени и неясно почему. Мы платим с зарплаты каждого иностранного специалиста подоходный налог не 13 %, как с россиян, а 30 %. Зачем нам устанавливать ограничения?».
От Усть-Омчуга до добычного участка «Грана» 106 км. Из них 60 км — по федеральной трассе в сторону строящегося рудника им.Матросова. Свернули с трассы возле нежилого и разрушенного поселка Нелькоба на производственную дорогу. Она идет мимо остановленного 4 года назад рудника «Нелькоба» на месторождении «Школьное». От фабрики и поселка остались одни развалины, но дорога поддерживается в весьма приличном состоянии (даже лучше федеральной трассы, которая ведет на рудник Матросова). Мы проехали дорожный участок, на котором работали грейдер и бульдозер, оказалось, что это подразделение ООО «Гран». Хорошая дорога бережет автотехнику и ускоряет доставку грузов. И здесь хозяйский подход!
Мы приехали уже после обеда. Меня устроили на жилье в небольшую комнату с 4-я кроватями. Есть умывальник с водопроводом и котел водяного отопления, лампочки ввернуты экономичные, на двери приколоты правила общежития. Я хотел было включить на зарядку аккумулятор и пойти погулять, но прочитал, что невыключенные приборы, будет изыматься. Пришлось выключить.
После дороги, конечно, пошли в столовую. Здесь чисто, уютно, вкусно кормят и сколько хочешь. Хорошая работа начинается с хорошей еды.
Комментарии, отзывы, предложения
Gen&Kap, 18.08.12 06:48:05
Спасибо, Борис Константинович. Вспомнилась Колыма 1940-1954гг.,1960-1962гг.Захотелось побывать там снова. Мне бы адресок Юрия Игнатьевича для передачи ему опыта канадского старателя по поискам коренного золота на Клондайке,рассказать о результатах своих старательских поисков редких и рассеянных элементов в старинных россыпных узлах по золоту и платине с редкими алмазами. Может сообща раскрутим на Колыме новые перспективные ресурсы.
Влад, 18.08.12 08:54:07
Видно, что Бабий мужик умный и грамотный, не даром был главным инженером ГОКа. К сожалению, таких сейчас мало. Больше недоучек и толстолобиков.
Sid, 06.09.12 20:59:45
Отличная статья! Читаешь и думаешь, что не все уж так плохо в нашей золотодобыче, что кто-то все еще старается и заботится о людях. Разруха и состояние инфраструктуры только пугает.
Гончаров Дмитрий, 17.04.20 05:34:08
Жаль, что такие места, которые в советское время были центром производств и добычи, становятся заброшенными и вымирают
СНС, 17.04.20 09:20:39 — Гончаров Дмитрий, 17.04.20
Промышленные россыпи отработаны, потому предприятия уходят. Людям работать не где, они бросают дома и уезжают. Могли бы еще жить и работать, так как в округе остается множество непромышленных месторождений. К сожалению, по российскому закону "О недрах" непромышленные месторождения отрабатывать нельзя.
Иванов Г., 17.08.12 16:15:43
Приятно, что у нас оказывается лучше, чем на Украине. Молодец Бабий.