Рейтинг@Mail.ru

Для обеспечения национальной безопасности страны необходимо воссоздать мин. геологии и недропользования, считают Е.Козловский и А.Варламов

Источник: promved.ru · 08.03.2022 · 616 просмотров · 24 комментариев

Экономика Советского Союза при всех ее недостатках развивалась на основе планирования товарного производства при соблюдении баланса ресурсов и намечавшихся к изготовлению объемов продукции. Это требовало опережающего развития минерально-сырьевой базы страны. Ведь с добычи природных ресурсов и их переработки начинаются все технологические цепочки товарного производства, а разведка и подготовка месторождений к промышленной эксплуатации занимает от 10 до 15 лет. В результате Россия унаследовала от Советского Союза беспрецедентно богатую минерально-сырьевую базу. Ее содержимое раскрывали благодаря блестяще организованной системе государственного геологического исследования недр и расширенного воспроизводства запасов подавляющего большинства видов полезных ископаемых. Отвечало за выполнение этих работ Министерство геологии СССР (Мингео), которому прямо или через республиканские министерства геологии подчинялись многочисленные геологические предприятия во всех регионах страны.

Мингео являлось не только органом исполнительной власти, но и хозяйствующим субъектом. Оно в рамках общегосударственных планов развития экономики планировало все геологоразведочные работы на территории СССР и в 40 странах, координировало их проведение и отвечало за выполнение. В 1950-1980-х годах советскими геологами было разведано и передано в промышленную эксплуатацию много месторождений различных видов минерального сырья, запасов которых хватило на приснопамятные 1990-е и последующие годы.

Сейчас руководство геологоразведочными работами зачастую доверяется людям без должного образования и опыта работы, не прошедшим все ступени профессионального мастерства. Вместе с тем проведение таких работ сейчас нередко является случайным, так как в стране отсутствует общегосударственное планирование развития экономики, в рамках которого должны обосновываться показатели воспроизводства запасов минерального сырья. При этом жалкое существование влачит геологическая наука. Прежде она во многом развивалась в производственных объединениях и тесно соприкасалась с полевыми изысканиями, которые являлись ее практическим продолжением. ... Еще много:

Читать полностью на promved.ru

ОбсуждениеКомментарии (24)
Магадан Авторам 10.03.2022 02:20
О чем вы думали 20 лет пока все разваливалось? Сейчас, когда специалисты вымерли, какой толк от названия Мингео?
просто геолог Магадану 10.03.2022 03:57
Я уже высказывался в "Золотодобыче" по этому поводу и еще раз повторюсь, что только это и может ВОЗРОДИТЬ ГЕОЛОГИЧЕСКУЮ И ГОРНОПРОМЫШЛЕННУЮ ОТРАСЛИ РОССИИ.
При этом хочу подчеркнуть, что вновь создаваемое ведомство было бы логично (чтобы не давил груз советского прошлого на молодое нынешнее поколение геологов) назвать (по аналогии с США) Геологической службой России. Хотя дело (как Вы понимаете) не в названии, хотя и это не маловажно, т.к. наименование организации иногда не только определяет, но и жестко закрепляет основные принципы работы вновь создаваемого ведомства и ЕГО СТРУКТУРУ (что наиболее ценно).
Что для нас важно, что в наименовании ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РОССИИ , СЛУЖБА-главное слово, т.е. служить России и государству, укрепляя его мощь, в этом есть еще и воспитательный момент (воспитание патриотизма) и уже потом- поднятие престижа профессии!
Теперь переходим к ГЛАВНОМУ- СТРУКТУРЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:
1. Головное управление (естественно г. Москва, вертикаль должна быть). но власть и принятие решений должна быть в равных долях поделена между четырьмя управлениями:
1.1. Управление Центрального и Уральского регионов (г. Екатеринобург)
1.2. Управление Центрально-Сибирского региона (г. Новосибирск или г. Красноярск)
1.3. Управление Северо-Восточного региона (г. Магадан или Якутск).
1.4. Управление Дальневосточного региона (г. Хабаровск).
Чтобы вся политика геологического изучения недр и их добычи определялась в этих Управлениях, а Москвой только согласовывалась и координировалась. Тоже самое и финансирование, в т.ч. и по месторождениям золота от мелких до крупных. Т.е. фактически мы будем иметь ЧЕТЫРЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ МИНИСТЕРСТВА, служащими которых будут не мальчики-писуны-мажоры, а НАСТОЯЩИЕ МУЖИКИ, ПАТРИОТЫ ГЕОЛОГИИ и ПАТРИОТЫ РОДИНЫ, ПРОФЕССИОНАЛЫ-СПЕЦИАЛИСТЫ, прошедшие все ступени карьерной лестницы от уч. геолога до руководителя отрасли (как это и было в СССР), которые знают отрасль изнутри, и головы которых забиты ПРОРВНЫМИ ИДЕЯМИ ОТКРЫТИЯ НОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ и НОВЫМИ ГИПОТЕЗАМИ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЙ, а не алчным желанием лично обогатиться-обогатиться любой ценой, не затрачивая при этом никаких усилий!

В заключении хочется отметить, что если хотя бы и возродить МИНИСТЕРСТВО ГЕОЛОГИИ по образу и подобию Советского периода, и то будет неплохо.
В нынешней ситуации (если кто то спросит) чем меня не устраивает нынешний тандем МПР-Роснедра, то я уже не раз говорил, что этот тандем ПОРОЧЕН ИЗНАЧАЛЬНО: НУ НЕ ДОЛЖНЫ ДИЛЕТАНТЫ УПРАВЛЯТЬ (И УКАЗЫВАТЬ ЧТО ИМ ДЕЛАТЬ) СПЕЦИАЛИСТАМИ!!! Мы же уже проходили в своей истории это когда комиссары в кожаных куртках с маузерами поучали крестьян когда им хлеб сеять, собирать, пахать и т.д. И все эти кампании приводили неизбежно к ГОЛОДУ, в нашем случае к КРАХУ, который заключается в следующем: за 30 лет НИ ОДНОГО ОТКРЫТОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ РУДНОГО ЗОЛОТА, (да и россыпного тоже), НЕФТИ, ГАЗА, УГЛЯ и т.д. и т.п. Зато МНОГОКРАТНО перевыполнены планы по наполнению федерального бюджета денежными средствами от аукционов (я об этом тоже не разговорил) и по выдаче лицензий.

Может быть известные события на Украине помогут нашему Правительству сделать решительный шаг в сторону ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ!!!
Старый просто геологу 10.03.2022 05:16
А вы не интересовались, как устроена геологическая служба, например, в Канаде или в Китае?
КВВ Всем 10.03.2022 07:35
В Канаде, штатах, Франции и тд есть государственные геологические службы. Где то они находятся в структуре министерства внутренних дел (США), в Канаде она входит в Министерство энергетики, горнорудной промышленности и ресурсов, во Франции - Горно-геологическое бюро. В каждом уважающем себя государстве есть и региональные геологические службы - в штатах, провинциях и тд. Основная задача Госгеолслужбы - геологическое картирование и поиски на выявленных перспективных площадях. Также поиски и разведку проводят компании-юниоры и крупные добывающие фирмы. Устоявшаяся схема, которую не трогают - это "священная корова" любой рыночной экономики. Погуглите, в интернете все это есть. В статье Е.А. Козловского выводы абсолютно правильные. От себя выскажу свое оценочное суждение - холдинг Росгео был создан для распила бюджета, а не воспроизводства МСБ, что его "эффективные менеджеры", особенно Пановы - герринги, очень четко показали. Результаты проверок Счетной палаты почему то не доводятся до общественности. Но рано или поздно все авторы и участника уничтожения Госгеолслужбы, создаваемой веками в том числе и глубокоуважаемым Е.А. Козловским (вечная память), станут известны.
просто геолог КВВ 10.03.2022 09:59
"Но рано или поздно все авторы и участника уничтожения Госгеолслужбы, создаваемой веками в том числе и глубокоуважаемым Е.А. Козловским (вечная память), станут известны"!
Ваши бы слова "да Богу в уши" или Бастрыкину!
СНС КВВ, 10.03.22 10.03.2022 10:08
Конечно, в любой стране, даже в маленькой, геологическая служба есть. Думаете утверждают запасы и кондиции? Нигде нет ни ГКЗ, ни ТКЗ и армии прочих чиновников. Посмотрите, сравнение, которое опубликовала Росгеология:
https://zolotodb.ru/article/12420
СНС КВВ, 10.03.22 10.03.2022 10:21
В статье, на которую я сослался: https://zolotodb.ru/article/12420

есть комментарий от КВВ. Это не вы ли там написали?
"не оказалась бы с голой задницей, т.е. без МСБ".
Брат СНС, 10.03.22 10.03.2022 11:13
Парадоксально, что в любой стране, даже в маленькой, государственная геологическая служба есть, а вот в России - нет. По формальным основаниям её нет аж с 2004 года, зато есть ГКЗ, ТКЗ и армии прочих чиновников. Получается, прихватизировавшим наше государство такая служба и не нужна вовсе.
При таких обстоятельствах для персонификации геометризованных участков недр необходимо переходить от практики получения права пользования к реализации права собственности непосредственно в установленном порядке. Тогда и регламент геологического изучения станет исключительно прерогативой собственника, а не какой-то там государственной экспертизы, пусть даже жутко профессиональной и весьма заслуженной. Опять же собственник не будет связан необходимостью постановки неких запасов на, прости Господи, государственный баланс.
КВВ СНС 10.03.2022 13:10
Да, это я высказывался. И мне кажется, вы меня не хотите понять (спасибо Брату, он понял): ГКЗ, ТКЗ, всякие экспертизы, и армия чиновников НЕ ЕСТЬ Госгеолслужба. Согласен с вами, это 5-е колесо в телеге. Конечно чиновники есть везде - есть они и в государствах, которые я приводил в качестве примера, но их не много и они не путаются у геологов между ногами с целью отъема бюджетных денег. Были они и в Союзе, многовато конечно, в ДВТГУ примерно 1 управленец на 10 работающих. Но Онихимовский, Бакулин (тоже недавно скончался ), Золотов, как и Козловский, были на своем месте. Госгеолслужба (вынужден повториться) занимается геологическим картированием (ГС, ГГС, ГМК и тд) и поисками. Это геологи-полевики и соответствующая инфраструктура. Они нацелены на выделение в процессе картирования перспективных рудных площадей. При грамотном планировании они нацелены на опережающие поиски остродефицитного сырья. Кто то должен искать и уран, и редкие земли, и много чего еще, не только золото. И конечно составлять современную геолкарту, которая устаревает через каждые 15 - 20 лет. Вкратце так. Впрочем, я изрекаю прописные истины.
Чингис просто геологу 10.03.2022 18:17
"за 30 лет НИ ОДНОГО ОТКРЫТОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ РУДНОГО ЗОЛОТА, (да и россыпного тоже)"
Это не так, лично знаю несколько богатых россыпей в Бурятии, открытых в 2005 на бюджетные деньги.
Чингис КВВ, СНС 10.03.2022 18:36
А как же жить будем совсем без Росгеолэкспертизы и ГКЗ? В вышеупомянутых странах есть частные аналоги всех этих организаций, а также кажется лицензирование геологов. Любые найденные запасы или проект на ГРР надо провести через независимую экспертизу, если хочешь получить инвестиции под это дело (за исключением богатых компаний, которые обладают достаточными собственными средствами, но это юниоров точно не касается). Наверное, делать все эти процедуры в частных конторах и проще и быстрее, не знаю, не работал за границей, но делать их в большинстве случаев придется, если рассчитывать провести сколько-нибудь масштабные работы.
Касательно России, я знаю несколько коллег-геологов, которые либо работали в другой сфере (рудники, инженерная геология), либо только с института, которые пришли работать на россыпи, и в связи с кадровым голодом их почти сразу хорошо если отправляют в поле, а то ведь как единственный геолог могут начать и бумаги все писать, отчеты, проекты (там где я работал, проекты писались нне на отъебись, а примерно так как и будем работать - без лишних методов, которые в советское время и так были проведены, только колонковое бурение, и суммы получавшиеся относительно бились с наработанными данными по расходам на погонный метр). Если государственной проверки не будет, то необходимо некую частную замену им развивать, а не сносить просто всё махом. В этом не заинтересованы инвесторы и простые хозяева артелей - они в большинстве своём далеки от геологии и не могут ни сами проверить, нередко могут даже не иметь знакомых компетентных геологов, которые могли бы проверить их расчеты.
Поэтому я считаю, что экспертиза проектов и отчетов должна сохраниться, но немного в ином формате. Либо следует ввести лицензирование компетенций геологов, чтобы отделить специалиста, способного писать проекты и отчеты, допустим, по россыпям, от других, которые могут лишь документировать керн. Все-таки учредитель и директор компании должны понимать, на что способен нанятый ими геолог и правильно ли он может все посчитать (особенно если уж решили ГКЗ упразднять).
просто геолог Чингису 11.03.2022 04:54
Сказки не рассказывайте только. Не запускайте "фейки" в "Золотодобычу", это святое.
На вашу претензию могу сказать следующее: в этот период (2000-2005 гг.) месторождения, о которых Вы упоминаете, это преимущественно аллювиально-техногенные и техногенные месторождения, открытые первоначально и частично отработанные в Советский период!!!
И такие месторождения в тот период были в статусе "подготовленных к разведке", а не к эксплуатации, т.е. запасы утверждались ТКЗ в пропорции С1-20-30% и С2-70-80%.
И отрабатывались они потом (после аукционов) барыгами по-варварски (ОПЫТНО-ПРОМЫШЛЕННЫМ СПОСОБОМ-РЭПами, черт их дери).
Сами знаете, что в советский период были другие эксплуатационные кондиции, другие системы разработки, другое оборудование и т.д. На любом отрабатываемом месторождении - и в советские годы и сейчас - неизбежно оставались и остаются прибортовые (в большей степени) и приплотиковые (в меньшей степени) целики и ОТДЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИКОВЫЕ (или частично отработанные) "РОССЫПНЫЕ СТРУИ" (РОССЫПИ- В ВАШЕМ ПОНИМАНИИ), КОТОРЫЕ ВЫ ВИДИМО ИМЕЛИ В ВИДУ.
Я ЖЕ ГОВОРИЛ О МЕСТОРОЖДЕНИЯХ (!), а не об отдельных россыпях, которых в пределах ОДНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ОТ 2-3 до НЕСКОЛЬКИХ ДЕСЯТКОВ, и тем более еще РАЗЛИЧНЫХ ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИХ и МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИХ ТИПОВ!
В связи с вышесказанным Вашу претензию в мой адрес принять не могу!
СНС Чингис 11.03.2022 07:21
Экспертиза нужна банкам, чтобы вложить деньги. В других странах они находят хороших экспертов, платят им за работу хорошие деньги, и получают объективную оценку объектов. Хорошие специалисты в России еще остались и могут правильно оценить объект, в том числе по зарубежным стандартам.
А чего ради держать экспертов ГКЗ за счет налогоплательщиков? Зарплата там не очень высокая, потому идут туда не лучшие кадры и для поддержки высокого уровня жизни ждут откаты. Результат - устаревшая ненадежная экспертиза, задержка рассмотрения, требование выполнения всяких устаревших инструкций и т.п. Это плохая система, потому в мире ее нигде не применяют.
просто геолог Чингису, всем 17.03.2022 05:20
ГКЗ нужна.
Только нужно изменить принципы учета запасов.
В настоящее время, практически во всех сибирских регионах, дошло до того, что за взятки на баланс ставятся в 50-60% случаев (протоколов ТКЗ) ВИРТУАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ, т.е. которые в природе может и существуют, но оценены только на уровне априорном (т.е. по прямым поисковым признакам-наличие старых горных выработок и отвалов, следов отработки). Т.е. государственные служащие (члены ТКЗ, ГКЗ, РКЗ) совершают ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, когда ставят на Госбаланс такие запасы. Я не скажу, что это делается сознательно, это происходит естественно (сами понимаете) вследствие НЕСОВЕРШЕНСТВА НАШЕГО ГОРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА и НЕСОВЕРШЕНСТВА И ПОРОЧНОСТИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ, которые создавалась по советам (а сегодня это можно утверждать со 100 % долей уверенности) АГЕНТОВ ЦРУ в 90-е годы. (Сейчас стало ясно, что 30 лет мы строили свое Государство и всю макроэкономику, ориентированную на доллар, по планам, разработанным Западными спецслужбами и аналитиками Мирового правительства. Правительство РФ 90-х годов на 80% состояло из завербованных спецслужбами либерастов (5 колонны) и на 20% из агентов ЦРУ), что в конечном итоге и привело к развалу Геологической отрасли и экономики России в целом!!!
Например залоговые аукционы, тендеры, системы госзакупок, системы аукционного распределения участков недр, и ПРИСТУПНЫЙ ПОЛНЫЙ ОТКАЗ ГОСУДАРСТВА в 2002 г. ОТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГРР.
1) Необходимо кардинально изменить Классификацию запасов и ресурсов (2006 г.), которая переписана с Классификации 1997 г. (если я не ошибаюсь).
2) Ввести новую категорию запасов С3 - остаточные запасы, которые могут отрабатываться на условиях предпринимательского риска и по льготному налогооблажению.
3) Внести поправки в статотчетность 5-гр!
4) Сбить, гармонизировать Основной закон "О недрах" с подзаконодательными актами, т.е. провести ревизию подзаконодательных актов.
5) Вернуть в действие какие то акты, как то "Инструкция по маркшейдерским работам" и др.
6) Запретить аукционы на крупные месторождения.
Участки недр с запасами россыпного золота свыше 500 кг распределять на конкурсной основе.

СНС просто геолог 17.03.2022 07:46
Как вы сами написали, государственная комиссия по запасам - это значит коррупционная и безответственная: "виртуальные запасы", "должностные преступления" - ваши слова. Так кому нужна такая система, если вы так ее оцениваете?
Брат СНС, 17.03.22 17.03.2022 10:16
Вам не кажется, что "просто геолог", судя по тому как он всё свалил в одну кучу, сам по себе ПРИСТУПНЫЙ, говоря его языком? Прям иностранный агент какой-то...
просто геолог брату 21.03.2022 07:58
"ПРИСТУПНЫЙ" пишется через букву "е", уважаемый.
Это по вашей логике нужно ликвидировать все органы государственного контроля и учета в сфере недропользования, чтобы можно было беспрепятственно воровать полезные ископаемые?! ГОСУДАРСТВО - это прежде сего ПОРЯДОК, ДИСЦИПЛИНА, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ВО ВСЕХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ.
Так чья логика рассуждений оказывается ПРЕСТУПНОЙ, антигосударственной и антиконституционной: моя или Ваша с СНС???
Если я и критиковал когда-либо работу МПР и РОСНЕДРА (в т.ч. ГКЗ, ТКЗ), так это делалось для их же блага. Но к ликвидации этих органов я НИКОГДА НЕ ПРИЗЫВАЛ! Это было бы как раз преступно, некорректно и глупо!
Проблема, наверно, я думаю, ни в органах государственного управления и ни в структуре этих органов, а в людях, которые в них работают.

Борисыч Всем 21.03.2022 14:26
Пару своих мыслей вставлю в общий кипиш.
Запасы ПИ, выявленные и подсчитанные (независимо от категории) в результате ГРР выполняемых на бюджетные средства, обязательно должны ставиться на госбаланс. Причём с предварительными экспертизами проектов и отчётов.
Результаты ГРР, выполненных на условиях предпринимательского риска, за счёт собственных средств недропользователя, должны являться собственностью недропользователя. Они должны быть свободно реализуемыми. А вот экспертирование их при продаже может выполняться либо по согласованию сторон, либо покупателем, для снижения рисков.
Впрочем, как и в любом договоре купли-продажи, сторонами будет предусматриваться ответственность за недостоверные сведения, что сведет к нулю попытки продажи "нарисованных" месторождений.
При заинтересованности государства в постановке такого типа запасов на госбаланс, государство само проводит необходимые экспертные оценки и, в случае положительного экспертного заключения, ставит эти запасы на баланс, компенсируя при этом недропользователю затраты на ГРР, с определённым процентом прибыли.
Журавлев Борисыч, 21.03.22 21.03.2022 15:18
Логично. Жаль, что в нашей стране с логикой не дружат.
Брат просто геолог, 21.03.22 21.03.2022 20:54
Спасибо за напоминание. Похоже, ваша грамотность растёт, ведь цитировал я именно вас (пост от 17.03.22 05:20:18). У вас своеобразное представление о логике при том, что моя логика и логика СНС отличаются изрядно.
Лично я ничего не предлагаю ликвидировать. Я указываю на целесообразность персонификации геометризованных участков недр, основываясь на праве собственности, а не праве пользования в регламентах роснедровских процедур.
Оставить комментарий

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Для обеспечения национальной безопасности страны необходимо воссоздать мин. геологии и недропользования, считают Е.Козловский и А.Варламов»