21 июля 2021 г., Иркутск
Российская золотодобыча последние 10 лет находится на подъёме, несмотря на целый ряд негативных обстоятельств. Добыча золота из россыпных месторождений в последние годы выросла до 80 т после минимального уровня в 53 т (2009) и составляет 24–26% от общей золотодобычи. В РСФСР на долю россыпей приходилось свыше 80% добываемого драгоценного металла.
Преимуществом россыпей является высокая степень извлечения: потери составляют 6–7% (по прошествии ряда лет часть потерянного золота возвращается в оборот), в то время как на рудной добыче потери достигают 17–25%, а при отработке комплексных месторождений — 60–70%! Таким образом, общие потери золота в недрах и при обогащении составляют 28–30%.
Россыпная золотодобыча обеспечивает основную занятость в наиболее удалённых регионах страны, ею заняты свыше 500 предприятий с численностью свыше 30 тыс. человек. Во многих районах такие предприятия являются градообразующими. В производстве товаров и услуг для россыпной золотодобычи занято более 10 человек на одного занятого в основном производстве. По социальной значимости, численности рабочих мест и налогам заменить её в ближайшие годы невозможно — без россыпей огромные территории Крайнего Севера и Дальнего Востока станут полностью безлюдными. Многие страны с жадностью посматривают на наши земли...
Основным условием сохранения россыпной добычи является поддержание сырьевой базы, которая стремительно сокращается. Государство полностью устранилось от её пополнения — не только геологоразведочные, но и поисково-оценочные работы по россыпям давно свёрнуты. К слову, и по рудному золоту за счёт госбюджета финансируется менее 10%. Так, в 2020 г. из бюджета на ГРР по рудному золоту было направлено всего 3,6 млрд руб., в то время как частные инвесторы затратили 36,1 млрд руб. Это при том, что только от аукционов государство получает свыше 3 млрд руб. ежегодно (исключительно из задела, созданного свыше 30 лет назад при советской власти). С истощением сырьевой базы этот источник пополнения бюджета иссякнет.
Не могу обойти вниманием тот факт, что условия деятельности золотодобывающих предприятий постоянно усложняются: в геометрической прогрессии возрастает количество разрешительной документации, нормативные сроки рассмотрения которой неоправданно затягиваются. В результате увеличиваются сроки подготовки месторождений и участков для добычных работ (с 5–6 месяцев до 3–5 лет); золотодобытчиков всё чаще штрафуют по несущественным моментам (к примеру, несоблюдение установленных объёмов); острее ощущается кадровый голод — буквально каждое предприятие испытывает дефицит инженеров и рабочих в результате разрушения советской системы подготовки кадров.
Ниже я вкратце остановлюсь на основных проблемах освоения мелких (небольших) и средних золотороссыпных месторождений и наших предложениях по их решению.
- 1. Запрет россыпной золотодобычи
Союз старателей разделяет озабоченность общественности вопросом антропогенного воздействия на окружающую среду в процессе добычи россыпного золота. Вместе с тем введение запрета на выдачу новых лицензий на такой вид деятельности представляется преждевременным и необоснованным. Многие предприятия россыпной золотодобычи являются в своих регионах градообразующими и постоянно поддерживают местные бюджеты, которые выживают нередко только благодаря помощи, которую им оказывают золотодобытчики. В случае ликвидации россыпной золотодобычи даже в отдельных регионах, особенно в достаточно заселённых, со всей силой проявится одна из главных сложностей с социально-экономической точки зрения — зарплата работников горнодобывающей промышленности всегда выше средней по стране, иногда значительно. Люди не просто потеряют работу — они потеряют хорошо оплачиваемую работу. Компенсировать им экономический ущерб непросто, а чаще просто невозможно. Действующее законодательство содержит значительное количество норм, направленных на разумное природопользование, применение наименее губительных для природы способов добычи полезных ископаемых, требования к рекультивации нарушенных участков. Государство осуществляет контрольно-надзорную деятельность за соблюдением данных норм.
- 2. Техногенные образования
Для сохранения объёмов россыпной золотодобычи необходимо законодательное обеспечение процесса отработки неучтенных и техногенных запасов (образований):
- Техногенные россыпи и участки (техногенные образования) предоставлять недропользователям без проведения аукционов и конкурсов на основании рассмотрения заявок предприятий комиссиями с участием представителей Роснедр и органов исполнительной власти.
- Предоставление участков с техногенными образованиями обеспечить только действующим предприятиям, обеспеченным техникой, специалистами и необходимыми компетенциями в области золотодобычи, исключив возможность предоставления таких участков компаниям, не имеющим опыта работы на золотодобыче.
- Разрешить недропользователям проводить добычу драгоценных металлов из техногенных образований в границах предоставленного лицензией горного отвода без геологического изучения недр.
- Отменить требование проведения государственной экспертизы техногенных образований.
- 3. Сроки рассмотрения документации на разработку россыпных месторождений
Для прохождения процедуры согласования проектной документации для разработки месторождений россыпного золота по нормативным актам Правительства РФ, Министерства природных ресурсов и экологии и Ростехнадзора требуется 392 календарных дня (269 рабочих дней). Для рассмотрения документации, связанной с предоставлением водного объекта в пользование, требуется 306 календарных дней (215 рабочих дней).
Союз старателей считает необходимым пересмотреть сроки прохождения процедуры рассмотрения, согласования и утверждения документации для разработки месторождений россыпного золота с 30 рабочих дней до 10 рабочих дней:
- по согласованию технического проекта на отработку месторождения (Постановление Правительства РФ №118 от 03.03.2010);
- по рассмотрению и согласованию планов и схем развития горных работ (Постановление Правительства РФ №814 от 06.08.2015);
- по порядку подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (Постановление Правительства РФ №844 от 30.12.2006).
- 4. Лесовосстановление
Вопросы лесовосстановления старателями постоянно поднимаются в связи с рядом требований, выдвигаемых местными органами контроля, и которые противоречат действующим нормативным документам. Площади вырубки, осуществляемые старателями, в тысячи раз меньше площадей, опустошающих леса на продажу в Китай, но почему-то чиновники стремятся решить проблемы восстановления именно за счёт золотодобытчиков. Зачастую леса, вырубаемые старателями, расположены в долинах рек и не соответствуют требованиям, предъявляемым к деловой древесине, но нас упорно заставляют восстанавливать такие леса — лишь бы поставить очередную галочку в отчётах по лесовосстановлению.
Согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.08.2014 г. №367, значительные территории россыпной золотодобычи Амурской, Иркутской, Магаданской областей, Камчатского, Хабаровского, Забайкальского и Красноярского краёв, Республик Бурятия и Саха (Якутия), а также Чукотского автономного округа находятся в Дальневосточном районе притундровых лесов и редкостойной тайги. В соответствии с таблицей 2 «Способы лесовосстановления в зависимости от количества жизнеспособного подроста и молодняка главных лесных пород» приложения 40 Правил лесовосстановления, утверждённых Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.03.2019 г. №188, в Дальневосточном районе притундровых лесов и редкостойной тайги предусмотрено только естественное лесовосстановление.
Для повышения эффективности лесовосстановления Союз старателей России считает необходимым:
- Предоставить предприятиям, разрабатывающим россыпные месторождения в Дальневосточном районе притундровых лесов и редкостойной тайги в условиях Крайнего Севера в соответствии с нормативными документами, права на восстановление лесов методом естественного лесовосстановления, исключив обязанности лесовосстановления или лесоразведения искусственным или комбинированным способами; выделять земли для естественного лесовосстановления в зоне мест добычи золота там, где были нарушены леса, а не на значительном удалении от мест базирования золотодобытчиков.
- Не перекладывать на недропользователей несвойственные им функции по лесоразведению и лесовосстановлению, а функции по лесовосстановлению и лесоразведению возложить исключительно на государственные и специализированные организации.
- 5. Особо защитные участки (ОЗУ)
Союз старателей России предлагает внести в распоряжение Правительства №849-р от 27.05.2013 г. «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» дополнение в части Предоставления права на размещение в защитных лесах, расположенных на особоохраняемых природных территориях; в водоохранных зонах; выполняющих функции защиты природных и иных объектов: объектов капитального строительства для осуществления работ по геологическому изучению и разработке месторождений твёрдых полезных ископаемых (за исключением общераспространённых).
- 6. Вольный принос
В проекте федерального закона «О старательской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанном Минвостокразвития России, не учтены многочисленные замечания специалистов золотодобывающей отрасли, не проведён глубокий анализ проблем, связанных с индивидуальной золотодобычей, выдвинуты абсурдные оценки объёмов нелегальной золотодобычи в Магаданской области (свыше 10 тонн в год) и количества непромышленных россыпей (около 10000). Предположения авторов законопроекта о том, что добыча золота с помощью кайла и лопаты будет эффективнее промышленных способов с помощью высокопроизводительного оборудования указывают на то, что они не представляют себе процесса золотодобычи. Представленный законопроект входит в противоречия с ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Законопроект не решает ни одной из поставленных в нём задач и повторяет ошибки разработанного в марте 2020 г. Минприроды проекта закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и в Закон РФ «О недрах» в части Законодательного урегулирования деятельности по добыче индивидуальными предпринимателями россыпного золота. В законопроекте:
- не учтены вопросы безопасности — работа в таёжных условиях в одиночку опасна по соображениям техники безопасности;
- не оговорен порядок работ по оконтуриванию предлагаемых площадей для индивидуальной золотодобычи (местонахождение разрабатываемых площадей для индивидуальной золотодобычи и их оконтуривание проводить за счёт средств бюджета с участием владельца лицензионного участка);
- не оговорены вопросы налогообложения и социальных взносов;
- не определены условия для включения периода индивидуального старательства в трудовой стаж для получения в будущем трудовой пенсии;
- не определён порядок охраны, транспортировки и сдачи добытого золота на аффинаж и его последующей реализации.
Последствия принятия законопроекта:
- Криминализация районов золотодобычи, что подтверждено практикой предшествующих лет в те годы, когда был разрешён вольный принос. В 1956–1978 гг., когда в Магаданской области был разрешён вольный принос, многие старатели не занимались добычей металла, а, вступая в преступные связи с отдельными работниками госдобычи, принимали похищенное ими золото и сдавали его под видом старательского. Очевидно, что ИП-золотодобытчик, даже получив лицензию, не пойдёт с кайлом и тачкой переворачивать тысячи кубометров пород, а направится в свои заветные места. Очевидно также, что за каждым старателем не будет ходить полицейский.
Закрепление законодательной базы для нелегальных скупщиков, которые станут первыми владельцами лицензий на добычу россыпного золота. Возможно, что на лицензионных участках за небольшую плату будут изображать работу «индивидуальные предприниматели», за спиной которых спрячутся истинные владельцы подпольных скупочных пунктов.
Вовлечение в золотодобычу дилетантов, не представляющих всей сложности и тяжести труда золотодобытчика. Проникнуть в тайгу или потеряться в ней без опыта, без знаний не составит никакого труда. Многие быстро превратятся в поисковиков не за золотом, а за пропитанием — людей-шатунов. Тайга превратится в источник повышенной опасности.
Разорение большинства потенциальных золотоискателей. Мировой опыт говорит о том, что кустарная золотодобыча — удел бедных, социально слабозащищённых людей, которые вынуждены это делать, чтобы выжить.
- 7. Районные кондиции
Существенный недостаток инструмента кондиций, доставшийся в наследство от времен плановой экономики — негибкость и статичность, не позволяющая оперативно реагировать на изменяющиеся внешние экономические условия. В СССР пересмотр районных кондиций планировался раз в пять лет, что сейчас не соблюдается и в принципе не может отвечать реалиям построения рыночной экономики. Районные кондиции используются более полувека. Обоснование их зиждется на допустимой формализации признаков этих месторождений и использовании минимального промышленного содержания, рассчитанного для добывающего предприятия оптимальной годовой производительности, отрабатывающего пески типовой россыпи. Районные кондиции обладают недостатком «фиксированной даты расчета». Представляется перспективным разработка алгоритмов (комплекса уравнений многофакторной модели), позволяющих оперативно уточнять параметры кондиций с учетом меняющихся экономических параметров в условиях свободного рынка.
- 8. Об отнесении работ по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений к сезонным работам
Для повышения заинтересованности работы трудящихся в суровых северных условиях необходимо сезонные работы, связанные с добычей золота на россыпных месторождениях и на рудных месторождениях малой мощности, включить в «Перечень сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год» (утверждён Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 г. № 498).
- 9. Проблемы возврата утилизационного сбора предприятиям Крайнего Севера
Вопросы компенсации затрат предприятий на утилизацию не решены, до сего дня действующего механизма утилизации нет. Союз старателей России уже дважды обращался к президенту страны Путину В.В. с просьбой оказать содействие в разработке документа, который будет регламентировать вопросы компенсации сумм, затраченных на утилизацию утратившей свои потребительские свойства техники горнодобывающим предприятиям, расположенным в удалённых труднодоступных местностях нашей страны. Но воз, как говорится, и ныне там...
- 10. Практика применения «заявительного принципа» при получении лицензий на право пользования недрами Сибири и Дальнего Востока (Приказ №583)»
«Заявительный» принцип предоставления прав пользования недрами (на начало 2020 г. выдано 2626 лицензий на благородные металлы на 1020 юридических лиц, в т. ч. 2322 — на россыпи) привёл к многочисленным перекосам, когда лицензии получают компании-однодневки с одним учредителем (и соответственно сотрудником) с уставным фондом 10 тыс. руб., отсутствием капитала и компетенций, а действующие компании с реальной добычей лишаются возможности пополнять свои запасы и вынуждены покупать по спекулятивным ценам лицензионные поисковые площади у подобных горе-юниоров. «Заявительный принцип», который был внедрён с активным участием Союза старателей, кроме весомого положительного эффекта, создал и целый ряд негативных моментов, поэтому мы считаем необходимым внести изменения в условия предоставления «заявительных» лицензий:
- пересмотреть условия предоставления лицензий по заявительному принципу, исключив возможность предоставления таких лицензий компаниям, не имеющим опыта работы на золотодобыче;
- в течение 2021 года произвести проверку выданных поисковых лицензий по заявительному принципу и отозвать лицензии у компаний-однодневок, не имеющих опыта и специалистов, способных вести геологоразведку и золотодобычу;
- увеличить регулярные платежи за пользование землями под лицензионными площадями или ввести определённую плату за получение лицензии по заявительному принципу, чтобы исключить практически бесплатное удержание лицензий без выполнения лицензионных условий.
- 11. Развитие юниорных компаний
В Союзе старателей считают, что направление на развитие рынка юниорных геологоразведочных компаний в Российской Федерации в ближайшие годы обречено на провал по следующим причинам:
- Отсутствие в России среднего класса людей, имеющих достаточно свободных средств, которые они могли бы вкладывать в долгосрочные инвестиции. В западных странах основным источником финансирования деятельности юниорных компаний является именно средний класс.
- Стойкое недоверие граждан России к эффективности вложения средств в различные фонды и проекты. Деятельность организаций, подобных МММ, расхищение средств вкладчиков из банков и вложенных в строительство денег (обманутые дольщики), отсутствие государственной защиты вложенных в любое предприятие средств полностью скомпрометировали в России саму идею каких-либо вложений.
- Отсутствие механизмов государственной поддержки геологоразведочной отрасли, в том числе в сфере налогообложения ГРР.
- Высокая стоимость кредитов, недоступность привлечения финансовых ресурсов на выгодных условиях.
- Мощные административные институты и барьеры, затрудняющие проведение ГРР (Росгеолэкспертиза, ГКЗ, ЦКР-ТПИ, методическое сопровождение ГРР, государственный надзор за геологическим изучением недр): длительность сроков оформления документации, связанной с поисковой и геологоразведочной деятельностью, которая растягивается на несколько лет, что не позволит обеспечивать высокую оборачиваемость инвестиций в юниорные проекты.
- Собственники юниорных компаний и инвесторы в подавляющем большинстве не располагают знаниями и компетенциями в области добычи драгоценных металлов, не способны оценить риски и обеспечить грамотное привлечение инвестиций, а основную свою роль видят в спекуляции полученными правами на пользование недрами.
Россия вкладывает огромные средства в многочисленные государственные программы, которые на протяжении многих лет не приносят никакой отдачи и являются убыточными, при этом один рубль инвестиций в ГРР может принести до 784 руб. роста ВВП. Инвестиции в ГРР являются мощным толчком для развития горнодобывающей и химической промышленности, металлургии, машиностроения, станкостроения, инфраструктуры и транспорта. Однако бюджетные расходы на ГРР (ТПИ) непрерывно снижаются: с 10,7 млрд руб. в 2014 г. до 5,2 млрд руб. в 2020 г., а по россыпным месторождениям полностью прекращены на протяжении последних 30 лет.
В Союзе старателей считают, что для успешного развития золотодобывающей промышленности страны необходимо вернуться к советской практике вложения государственных средств в оценочные, поисковые и геологоразведочные работы на россыпное и рудное золото.
Комментарии, отзывы, предложения
Старатель, 03.08.21 16:26:30 — Пенсионеру
Предприятий в стране более 600, которые реально работают. У них из-под носа уводят поисковые площади, которые потом за бешеные деньги продают этим предприятиям.
Почему-то космодромы могут строить только специалисты с определёнными компетенциями, так почему же в золотодобычу запускают дилетантов?
В России и так этих дилетантов пруд пруди - торговцы командуют всей российской армией (пока уже в прошлом), лондонские школьники целыми отраслями и направлениями. Не потому мы ли Россия из сверхдержавы превратилась в страну третьего мира, да и в этом мире она уже в хвосте плетётся. Галоши, о которых говорил президент путин, и те разучились делать
Старатель, 03.08.21 16:34:23 — Простому
Регионы дотационные потому, что Москва всё у них забирает, попросту грабит. Иностранцы прекрасно понимают, что эти "дотационные" в России регионы на самом деле представляют собой очень жирный кусок!
Гайдар - это враг народа, который с помощью своих 100 американских советников делал всё, чтобы развалить страну, что он успешно и сделал.
Люди разбегаются потому, что у правящих страной людей нет ни желания, ни знаний, как же сделать Север вновь привлекательным для людей, как это было в Советском Союзе.
Ну а кто пожил на Севере, он вовсе не мучился в холодном климате. И большинство северян с теплом вспоминают годы работы в этих суровых условиях и не прочь бы вернуться назад...
Старатель, 03.08.21 16:44:26 — Пенсионеру
Почитайте статью по теме:
Заявительный принцип занесло на скользкую дорожку...
Луняшин П. Д.,
Золотодобыча, №268, Март, 2021
Старатель, 03.08.21 16:50:54 — Брату
Основная часть работы Таракановского как раз и предполагает конфронтацию с государственным регулятором на постоянной основе! Но одной конфронтацией проблем не решить, приходится по многу лет отстаивать и проталкивать вопросы, которые государственные деятели не хотят решать: из-за отсутствия знаний, понимания производства, из-за лени или боязни чем-то прогневать вышестоящих паханов.
Брат, 03.08.21 17:35:47 — Старателю
Убеждён, на самом деле вы так не думаете. А коли думаете, то это заблуждение прискорбно. Таракановский, которому, извиняюсь, за восемьдесят, "решала" старой советской школы, которая исповедовала почтение к вышестоящим и поиск некоего приемлемого по возможности для всех компромисса, а никак не конфронтацию на постоянной основе в качестве основного инструментария.
Именно поэтому, ваша правда, ему и приходится в нынешних реалиях по многу лет отстаивать и проталкивать вопросы, которые государственные деятели не хотят решать. А перейти к существенно более конфронтационной манере ведения дел не позволяет как собственный жизненный опыт, так и сдерживающие команды его доверителей, поссыковывающих да и существо дела понимающих смутно.
999, 03.08.21 20:50:19 — Брат
Никакие вопросы эти союзы не решают, подают голос для создания видимости, отрабатывая взносы. Схемы решения вопросов прекрасно известны, для них союзы не нужны.
Брат, 03.08.21 21:19:46 — 999, 03.08.21
"Эти союзы" - быть может. Но у Таракановского в принципе вменяемая команда; я бывал по случаю на Стартовой. Однако, хотя схемы решения вопросов прекрасно известны (и совершенно не важно - кому), сами вопросы отчего-то не решаются годами. Вас это не настораживает?
Магадан, 04.08.21 02:36:04 — Старатель, 03.08.21
Статья Луняшина: "Заявительный принцип занесло на скользкую дорожку" говорит о частном случае. Само название как раз об этом. Любую машину может занести на скользкую дорожку и аварии случаются. Ну и что теперь? Откажемся от машин?
Заявительный принцип - работает во всем мире. А у нас дорожки скользкие, ну что же делать? Таракановский предлагает ходить пешком. И вы тоже пешком хотите? Пиво членам профсоюза?
999, 04.08.21 07:16:56 — Брат
Какой смысл в мышиной возне вменяемой команды, если "сами вопросы отчего-то не решаются годами". Вы, видимо, не знаете, как работают схемы решения вопросов, поэтому Вам не понятно и настораживает.
Анатолий, 04.08.21 12:19:48 — Старателю
".., как же сделать Север вновь привлекательным для людей, как это было в Советском Союзе."
Да вы, батенька, тоже совок. И пока такие совки будут не стесняясь проявлять инициативу "назад в будушее" в России, в плане золотодобычи, никогда не будет, как в Австралии и/или Канаде.
Анатолий, 04.08.21 12:32:07 — Старателю
Всё ваши представления и умозаключения о золотодобыче, как и господина Таракановского, это представления и умозаключения типичного совка. Вам бы всем внуков няньчить, а не золотом заниматься.
Брат, 04.08.21 12:57:23 — 999, 04.08.21
Кому бы ни были "прекрасно известны схемы решения вопросов", эти достойные люди, повторюсь, отчего-то ничего не делают. Ну, не решают ничего... Может, схемы не работают? Потому, видимо, я и не знаю.
999, 04.08.21 20:01:29 — Брат
Делают, в интересах ограниченного круга лиц. Надо было загнать под статью янтарь и группу камней, быстренько сделали. Интересанты известны.
Брат, 04.08.21 21:20:25 — 999, 04.08.21 20:01:29
Ах, вот вы о чем! Ну, это же всего лишь локальное рихтование закона под узкоспециальные текущие нужды. Интересанты пользуют это уж третий десяток лет.
Но мы-то с вами беседуем о другом. Не как пропихнуть в закон очередную льготную нормочку для своего бизнеса, а как трансформировать многолетние наслоения правового поля в конкретном сегменте (скажем, в недропользовании). И не для конкретного, условно, Абрамовича, а в качестве общей правовой нормы, единой и для пользователя и для государственного регулятора. Я, во всяком случае, именно об этом и здесь как раз полная засада.
Обогатитель, 05.08.21 01:24:44 — Всем
Что-то Виктор Иванович про 6-7 % потерь при добыче подзавернул ! Какие 6-7% ?? Половина золота слетает со шлюза, все это прекрасно знают! По документам, да. Но ведь это по документам, а реально то совсем по другому.
999, 05.08.21 07:12:00 — Брат
Принятие законов - кормушка, нет корма, нет законов.
Брат, 05.08.21 15:14:34 — 999, 05.08.21 07:12:00
Стало быть, приходим к грустному выводу: в России светлого настоящего нет не только судебной, но и представительной власти. Впрочем, законов за 30 лет понапринимали столько, что страна какое-то время даже и не заметит, что проституированные законодатели полностью переместились для прокормления на панель.
999, 06.08.21 07:11:12 — Брат
Совсем без "законов" не останемся. Это относится к нужным обществу законам. В интересах верхушки, пачками принимаются и будут приниматься дерьмовые.
Валерий, 17.08.21 08:11:58 — Всем
Горняки, кто работал со Смесительно Зарядными Машинами от НИПИГОРМАШ, на базе КАМЗа? Как они себя в работе показали, особенно зимой в мороз эдак под 45-50?
Реалист , 03.08.21 08:46:09 — 999
Таракановский вещает не бред. Магадан правильно написал, что Таракановский говорит то, что хотят слышать артели, которые его выбрали и платят членские взносы. Он честно и хорошо работает. Иначе бы его не избирали много раз подряд.
Кому не нравится, могут сделать свой Союз, платить членские взносы на содержание своего председателя и он будет говорить что-нибудь другое. Но большинство людей и предприятий не хотят платить никаких взносов, потому всякие союзы и ассоциации золотодобытчиков появляются и тут же распадаются. А Союз старателей с Таракановским жив уже 30 лет и что-то пытается делать хорошее.
Есть еще Союз золотопромышленников. Тот вообще помалкивает и решает исключительно частные задачи своих членов.