От редакции журнала "Зoлoтoдобыча". Одной из проблем российской золотодобычи является «бюрократизация всей страны» (по выражению В.И. Таракановского) и «шизофрения российского законодательства» (по выражению В.Н. Несиса). Не решаются вопросы вовлечения в отработку техногенных и непромышленных россыпей, отходов горных производств, активизации разведочных работ и др. О необходимости изменения нормативной базы говорят постоянно на всех уровнях. Статьи на эту тему публикуются в журнале Минприроды РФ «Недропользование XXI век», об этом пишут специалисты предприятий в нашем журнале и др. Однако в лучшую сторону практически ничего не меняется, а количество «ценных» руководящих документов, убивающих живое дело, все увеличивается.
Автор приведенной ниже статьи надеется, что, возможно, в связи с утверждением программы развития Дальнего Востока и Забайкалья какие-то меры государством будут приняты. Фамилия автора по его просьбе не указывается.
-------------------------------------
Вполне понятные в рыночных условиях вопросы владения, распоряжения и пользования недрами при добыче полезных ископаемых в российской действительности независимо от масштабов месторождений, включая простейшие россыпные месторождения золота, обросли такими законодательно установленными административными барьерами, каких нет ни в одной здравомыслящей стране, которая желает развиваться. В подтверждение вышесказанному можно привести лишь несколько моментов из действующей системы недропользования.
Лицензирование недропользования
Лицензирование проводится по схеме, состоящей из ряда этапов: подготовки материалов по объекту недропользования; включения объекта в перечень объектов лицензирования; согласования перечня в ряде федеральных министерств и ведомств; утверждения перечня; процедуры проведения торгов и выдача лицензии.
Подготовка объекта лицензирования заключается в составлении пакета геологической информации по лицензируемому объекту специальным уполномоченным органом за счет федеральных средств. Соответственно количество лицензируемых объектов зависит от возможностей уполномоченного органа и выделения федеральных средств. По срокам процедура подготовки пакета геологической информации может длиться от полугода до 2–3 лет.
Далее объект с подготовленным пакетом геологической информации включается в перечень объектов лицензирования и направляется на согласование во всевозможные государственные структуры — силовые, природоохранные, земельные, экономические.
Затем разрабатываются условия пользования недрами, условия торгов, требования к участникам торгов. И, наконец, после 1–5 лет с начала подготовки документов, объект выставляется на торги.
На торгах часть участников может быть снята с аукциона из-за «несоответствия» требованиям к участникам торгов, что часто приводит к отмене торгов по причине оставления только одного участника.
Еще один важный негативный аспект фактических итогов проведенных торгов по россыпным месторождениям золота заключается в непомерном увеличении на торгах суммы разовых платежей по отдельным объектам. Безусловно, данный факт расценивается чиновниками и подается обывателям как рациональная и высокодоходная рыночная продажа государственной собственности и пополнение бюджета страны. В действительности же, из-за сырьевого голода, предприятия вынуждены бороться друг с другом за те единичные, более привлекательные объекты, которые государство выставляет на торги, и на начальном этапе освоения месторождений лишаются инвестиционных и оборотных средств, что приводит к оттягиванию сроков освоения объекта. В этом отношении государство больше теряет на нехватке рабочих мест, в позднем поступлении налоговых средств и отсутствии востребованности местной транспортной и энергетической инфраструктуры.
Освоение месторождений
Освоение месторождений находится под пристальным вниманием десятков органов государственной власти с разрешительными, надзорными и контрольными функциями. Еще на этапе подготовки условий торгов по конкретным объектам условия пользования недрами обрастают всевозможными сроками производства работ, требованиями проведения различных экспертиз, согласований, соблюдения законодательных и нормативных документов в области землепользования, водопользования, промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды, социальными, финансовыми и другими обяза-тельствами.
О масштабах административного влияния на недропользовательскую деятельность можно судить по количеству нормативных документов. К примеру, в области геологического изучения недр выпущены порядка 300 приказов, постановлений, протоколов, инструкций, писем, методических указаний, из которых около 200 являются действующими. В области недропользования действуют более 140 документов, начиная с законов и заканчивая всевозможными регламентами, письмами, приказами, методическими рекомендациями. Если учесть, что разработка проектов, планов развития горных работ, технико-экономических обоснований, отчетов в соответствии с указанными требованиями, их экспертиза, согласование, утверждение занимают годы, то можно легко оценить негативное влияние непомерного государственного администрирования недропользования.
Несмотря на периодически проводимые акции правительства «по снижению административных барьеров», в области недропользования никаких изменений не чувствуется. Все предложения субъектов федерации, производственных предприятий, научных организаций по совершенствованию системы недропользования в стране в конечном итоге попадают для выдачи заключения в органы МПР России и «благополучно» получают отрицательную оценку. Минприроды не отвечает ни за увеличение поступлений в бюджетную систему страны от добычи полезных ископаемых, ни за комплексное развитие регионов, ни за социальные проблемы на местах. Для чиновника чем больше административных барьеров, тем лучше. Кто же будет рубить сук, на котором сидит?
К сожалению, дальнейшее ужесточение требований к недропользованию продолжается. Можно только догадаться, какие структуры пролоббировали принятие изменений в Законе РФ «О недрах» по внесению уголовной ответственности за нарушение законода-тельства о недрах, которое вступило в силу с 1 января 2013 года. Уголовная ответственность по отдельным видам недропользовательской деятельности (к примеру, незаконная добыча на шельфе) существовала и ранее. Но с принятием указанного изменения под уголовную ответственность подпадает любое нарушение, к примеру, отсутствие проекта. При этом затаскают по судам основных наемных специалистов — главного инженера, главного геолога, главного маркшейдера. Не верится, что подобное тотальное давление на недропользователей благоприятно скажется на развитии основной бюджетообразующей отрасли страны.
В этой связи, особо не надеясь на действительную либерализацию жесткой системы администрирования недропользования в России, но все же веря в чудо (а вдруг!), хочется в рамках предстоящего принятия законодательных документов по развитию Дальневосточного региона дать предложения по объективному упрощению отношений недропользования на территории Дальнего Востока и Забайкалья, хотя бы в части россыпных месторождений золота.
Отрасль добычи золота из россыпных месторождений имеет важное региональное социально-экономическое значение по обеспечению занятости населения в отдаленных населенных пунктах с моноотраслевой экономикой; поддержанию региональной инфраструктуры и пополнению местных бюджетов. Только в условиях Якутии объем ежегодной добычи россыпного золота составляет 8–10 т или 45–50 % от добычи золота в целом по республике. При этом на россыпной золотодобыче занято около 4 тыс. работников.
В последние годы, несмотря на увеличение цены на золото более чем в 2 раза, россыпи не привлекают инвесторов. Например, в 2006–2010 гг. из 161 объявленного аукциона по россыпной золотодобыче состоялись 70 аукционов, то есть меньше половины (в среднем в год из 32 аукционов состоялись 14).
Предложения
Чтобы привлечь бизнес, сохранить рабочие места, налоги и саму жизнь в золотороссыпных регионах, необходимо сократить количество бюрократических барьеров. Может быть, это удастся сделать при реализации государственной программы развития Дальнего Востока и Забайкалья.
Предлагается:
1. Отменить государственную собственность на распределенный фонд недр в части россыпных месторождений на период действия закона под условным названием «О развитии Дальнего Востока и Забайкалья», разрешить оборот участков недр в рамках гражданского законодательства.
2. Все россыпные месторождения золота включить в состав участков недр местного значения и передать полномочия по распоряжению (проведению торгов) соответствующим субъектам РФ.
3. Участки недр по россыпному золоту, потенциально выставляемые на торги, согласовывать с федеральными военным и природоохранным ведомствами в границах горнопромышленных районов в целом один раз на 10 лет.
4. Участки недр, выставляемых на торги, выделить простым геометрическим методом, без разделения на месторождения, перспективные площади и прочие геологические образования.
5. Участки недр выставлять на торги без подготовки пакетов геологической информации, без запасов и прогнозных ресурсов на условиях риска с единым стартовым размером разового платежа (к примеру, 1 млн. руб.). При этом обеспечить беспрепятственный доступ к фондам геологической информации для ознакомления потенциальных участников и победителей торгов с имеющейся геологической информацией.
6. Допустить к торгам любое юридическое и физическое лицо без дополнительных требований при условии оплаты установленной единой суммы за участие к торгам (к примеру, 100 тыс. руб.).
7. Проводить торги еженедельно не менее чем по 10–20 участкам, при этом лицензии выдавать сразу по окончании торгов, с соответствующей госрегистрацией и включением в единый федеральный реестр. При этом лицензия на право недропользования одновременно должна являться документом, предоставляющим право пользования земельным (лесным) участком, горным отводом и водными объектами в пределах площади лицензии.
8. Условия пользования недрами должны включать только 3 пункта:
- ежегодный сбор за участок недр в размере, например, 5 млн рублей, который зачисляется в соответствующий бюджет на позднее 25 декабря каждого года. При этом несвоевременная уплата сбора при представлении соответствующей справки налогового органа является причиной одностороннего погашения лицензии со стороны лицензирующего органа;
- ежегодный единый налог по лицензии в размере 5 % с доходов с перечислением 1 % в муниципальный бюджет, 3 % — в бюджет субъекта и 1 % — в федеральный бюджет, при этом все другие виды налогов и платежей отменяются;
- отчетность по установленным формам федерального статистического наблюдения.
9. Разработку проектов разведки, отработки, горного отвода месторождения, составление технико-экономических обоснований, отчетов о результатах работ и другие виды всевозможных проектов отнести к ответственности недропользователя, при этом отменить все виды обязательных государственных экспертиз, согласований, разрешений, аттестаций и т.д.
10. Изменить систему учета россыпного золота в Государственном балансе полезных ископаемых. Отменить обязательную государственную экспертизу запасов россыпного золота, передав все полномочия по разведке, учету и списанию запасов недропользователям. Учет добычи и движения золота вести только по данным статистической отчетности.
11. Отменить требования федерального законодательства по государственному регулированию отношений производства, использования и обращения золота. Приравнять золото к обычной материальной продукции со всеми вытекающими условиями в соответствии с гражданским законодательством.
12. Государство в лице соответствующих органов имеет право осуществлять контроль за вопросами уплаты лицензионных платежей, безопасности жизни и здоровья работников и населения, а также по вопросам охраны окружающей среды.
Дополнительная информация
Семь томов рекомендаций и предложений по развитию рынка ДМ и ДК пока ничего не изменили (читать)
Комментарии, отзывы, предложения
Gen&Kap, 10.04.13 09:13:47
Добыче предшествует разведка. Разведке предшествуют поиски.Кто-нибудь нашел стадию поисков в Законе "О недрах" или в этой статье? Похоже, что так и в тупик зайти можно. Ведь все месторождения СССР проданы, сейчас продаются площади. А завтра что чиновники будут продавать?
Влад, 10.04.13 09:30:34
Видно, что статью писал чиновник, так как хорошо знает недостатки системы и что надо отменить. Это ведь прогресс, когда чиновник понимает, что так дальше нельзя и надо менять положение. Может так и до столицы когда-нибудь дойдет?
omega, 10.04.13 14:09:39
Касательно п. 11 – замечательное предложение, а еще лучше узаконить существующий и процветающий двойной стандарт: для своих людишек драг.металл приравнять к гнилой картошке, и умыкнуть пару, тройку кг., как нечего делать, дескать естественная убыль, запасы не подтверждаются – золота нет. А может это геолог шизофреник, вместе с вечно пьяным горняком крестьянскую землю на прибор толкнули.
Ну, а для остальных оставить все как есть: ст. 191 УК РФ в полном действии, а еще лучше законодательство ужесточить – 1 гр. = 1 год, или объявить врагом партии едроссии.
Вы же еще к своему большому сожалению вынуждены на работу «неваших» брать – кто-то же должен производство тянуть, да и списывать свой, мягко говоря, непрофессионализм и воровство тоже на кого-то нужно.
Б.Кавчик, 11.04.13 14:57:48 — Gen&Kap, 10 апреля
Геннадий Николаевич, вы правильно подметили о необходимости проведения поисков. Пункт о поисках должен быть обязательно. По-моему участки для поисков золота должны выдаваться на свободные площади без аукционов и конкурсов по заявке любого желающего заниматься этим делом за минимальную плату, например, 5000 руб. за гектар в год с правом продления.
Чугунов Ю.Д., 11.04.13 21:08:01 — всем
Для нормального развития этих регионов необходимы нормальные законы по налогообложениям, а проще налог должен быть один и не более 20% от товарного продукта (золота например), в эту сумму должны входить и затраты на геологоразведку. Если разработчик будет сам разведывать месторождение, а потом его и отрабатывать то нарушаются правила приобретения лицензии и стоимости этого документа. 20% налога это нормальная часть для государственной машины. Если ей необходимо больше, то там служат не те люди. При этом руководитель должен будет заплатить 20% налог не сразу, а частями, первый взнос не должен составлять 50%, так как запасы в золотосодержащих месторождениях могут и не подтвердится. Государственные служатели обязаны будут контролировать соблюдения проекта и полноту извлечения запасов и экологические вопросы.
Простой, 12.04.13 02:50:26 — Чугунову
А я думаю, что в Сибири надо совсем без налогов. Тем кто в Сибири живет, надо доплачивать, как Чукчам на Аляске.
Эль, 16.04.13 18:21:39
Чем ниже упадет цена на золото. Тем быстрее рухнут бюрократические барьеры.
melkoiia, 24.05.13 10:33:24 — Б.Кавчик
Полагаю, лицензии на поисковые работы, выполняемые за собственные средства недропользователя, должны выдаваться без проведения аукционов по факту поступления заявки ("застолбил" - получи)и совершенно бесплатно. Право разведки и добычи на открытом таким образом месторождении - законное вознаграждение. Передача в ведение субъектов россыпных и техногенных месторождений (в составе участков недр местного значения)- давно назревшее решение.
Б.Кавчик, 24.05.13 12:02:49 — melkoiia, 24 мая 2013
Совершенно бесплатно давать участки нельзя. Причина в том, что бесплатно расхватывают все подряд. Такая проблема была до революции: крупные золотодобытчики захватили территории "про запас". Было еще ограничение на размер участка, и количество участков в "одни руки", но тогда предприниматели создавали множество разных фирм и это не помогало.
melkoiia, 27.05.13 04:57:06 — Б. Кавчик
Здравствуйте. Эта проблема, конечно, существует, и ограничения по площади (основание - геологическая целесообразность)необходимы. Все остальное легко преодолевается условиями лицензионного соглашения, где предусматриваются жесткие требования по проведению поисковых работ. Тогда будет не до "запаса". Те же недропользователи, которые сегодня ведут эти работы, реально изымают большие деньги из оборота, вместо того, чтобы направить их на реализацию поисковых проектов. Жулики были всегда, но надо стараться помочь тем кто работает и купировать неизбежные издержки.
Б.Кавчик, 27.05.13 11:15:37 — melkoiia, 27 мая
Вы предлагаете "жесткие требования". Однако для соблюдения "жестких требований" необходима организация качественного контроля. Кто будет этим заниматься и за чей счет?
Легко заметить, что контролеров у нас и так девать некуда, и они большей частью готовы помочь предприятиям обойти "жесткие требования" за некоторую сумму. Уже работать некому, одни контролеры остались. По-моему, контроль - это не вариант, и его надо сокращать.
Асан, 28.06.13 17:54:59 — .....
Ну никак не могут дождаться резидентов.Все вокруг да около крутятся.И деньги сулят,и льготы,...,а развития все нет и нет:http://www.gazeta.ru/business/2013/06/27/5395989.shtml
Прейс, 10.04.13 09:01:05 — горный инженер-геолог
Практически со всем можно согласиться, особенно по поводу бюрократических барьеров. Но, к сожалению, те же "геологи" из МПР этого никогда не пропустят. Причем практически полностью.