Власти вспомнили про редкие металлы


Уровень зависимости России от импорта ряда стратегически важных полезных ископаемых достигает 100 процентов. Критическая ситуация складывается на рынке марганца, титана, хрома, лития и урана. В условиях санкционного давления под угрозой оказывается работа металлургической, автомобильной, атомной и других отраслей. Собственных запасов редких металлов в стране предостаточно, однако частные инвесторы не идут в эту сферу из-за отсутствия гарантий и поддержки со стороны государства.

Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года была утверждена распоряжением Правительства РФ ещё в конце 2018 года. В ней все значимые для российской экономики полезные ископаемые разделены на три группы. К первой отнесены те, запасы которых при любом сценарии развития экономики удовлетворят потребности страны до 2035 года (например, природный газ). Во второй – ископаемые, достигнутый уровень добычи которых недостаточно обеспечен запасами разрабатываемых месторождений на период до 2035 года (например, нефть). Наконец, третья включает в себя дефицитные полезные ископаемые, внутреннее потребление которых в значительной степени обеспечивается вынужденным импортом и/или складированными запасами. Сюда входят, в частности, уран, марганец, хром, титан, бокситы, цирконий, бериллий, литий, рений.

Уже в стратегии четырёхлетней давности было обозначено, что «некоторые месторождения дефицитных полезных ископаемых (хрома, редкоземельных металлов) сопоставимы по качеству с разрабатываемыми месторождениями за рубежом, что делает особенно актуальными разработку и применение специальных механизмов стимулирования их освоения». Однако вновь разговор об актуальности этого вопроса зашёл только сейчас, когда тема импортозависимости стала особенно острой.

Теперь Минприроды РФ по поручению президента готовит новую стратегию – до 2025 года.

– В ней будет уделено особое внимание геологоразведке, добыче, переработке дефицитных полезных ископаемых, прежде всего стратегических видов, которые нужны отечественной промышленности. Документ должен быть готов к марту 2023 года, – сообщили «Октагону» в пресс-службе министерства.

... еще много

https://octagon.media/ekonomika/vlasti_vspomnili_pro_redkie_metally.html
Посмотреть полный текст статьи в новом окне

Уникальных посетителей - 282, комментариев - 37       

Комментарии, отзывы, предложения

Брат, 13.11.22 18:25:17 — Толидед

Не-не, бросить и позабыть - не наш метод. И, ваша правда, на другом конце стола - партнёры, "совместка" - действительно стрёмно. Может, пройти где-то посерёдке?

Я об этом шершавом словечке "персонификация", сиречь столбление. Обозначьте в юридическом плане, "застолбите" своё право на землю и геометризованный участок недр. Ну, только чтоб другие не лезли, не более того... И ищите не "партнера", а нуждающегося в этом сырье реального серьёзного производителя, который за вашу "тамгу" на этом товаре заплатит вам деньги. Пусть не фантастические, но весомые для вас и не слишком обременительные для него. Это просто станет для вас одним из дел, чем заняться.

Толидед, 14.11.22 08:52:40 — Брат

Уважаемый Брат!

Из множества дел, которыми я занимаюсь, приходится выбирать те, что «по душе» или имеют лучшую перспективу «капитализации». Мой личный опыт свидетельствует, что найти серьёзного производителя - партнера, который реально нуждается «в сырье», пожалуй, труднее, чем найти это самое «сырьё». Я довольно много времени уделяю рекламной работе. Например, по своим изобретениям в сейсморазведке – публикую статьи и рассылаю информацию в профильные конторы. По методике и результатам поисков месторождений по материалам мультиспектральной аэрокосмической съемки (ДЗЗ) размещаю публикации и деловые предложения на популярных сайтах. Например, на сайте БП опубликованы инвестиционные проекты « Месторождения угля по материалам ДЗЗ» и др. По этой же теме есть публикации на сайте Золотодобыча, см. статью «Голубой» феномен Саян по адресу: https://zolotodb.ru/link/4077 . Здесь же публиковались мои переводы законов и приказов Роснедра с «чиновничьего» языка на гражданский. Результаты и технология поисков месторождений с применением «биолокации» и деловые предложения публиковались во множестве на личном сайте «Биолокация и поиски месторождений». А в итоге таких поисков партнера результаты почти всегда такие: либо не понимают и забалтывают, либо не принимают и порочат, либо предлагают инвестиции на кабальных условиях, либо своруют и опубликуют под чужим именем. Поэтому, полагаю, что нужно или самому доводить свои проекты от идеи до конечного результата, или заранее выбрасывать информацию в общее пользование и смириться с потерями, или уж работать за ради своего удовольствия от проделанной работы и полученного результата.

Брат, 14.11.22 10:09:41 — Толидед

"Приходится выбирать те, что "по душе" - звучит странновато. Будто извне кто-то заставляет, вот и приходится. Понятна ваша неудовлетворённость поисками "партнеров": они нынче по преимуществу остаповские "джентльмены в поисках десятки"; как и вы, ищут свою выгоду и желательно скорую.

Однако, согласитесь, ваши поиски и рекламные акции адресованы неопределённому кругу лиц и потому-то как раз натыкаются на этих "джентльменов", активно мониторящих рынок на предмет халявного гешефта, но с другой, со своей стороны. Вот и "встречаются два одиночества". Раз за разом...

К тому же, перечисленное вами (ДЭЗ, "голубой" феномен и пр.) основано на прогностической альтернативной интерпретации (трактовке) общедоступной в общем-то информации и товаром, строго говоря, пока не является. Другое дело ваш однопроцентный титан, прослеженный на километр и подтвержденный прямым опробованием. Но, повторюсь, тут требуется прямое адресное обращение к реальному потребителю сырья (каковых, кстати, не так и много осталось) , а никак не усилия по поискам "партнёра" среди неопределённого круга лиц.

Толидед, 14.11.22 10:47:22 — Брат

Брат, "Приходится выбирать те, что "по душе", может, звучит странновато, но это факт. Если занимаешься несколькими направлениями, то невольно приходится выбирать, что «по душе», а что – по обязанности. А мои поиски и рекламные акции далеко не всегда адресованы неопределённому кругу лиц. Особенно, по разработкам по геофизическим методам, когда предложения направляешь не просто серьезной фирме типа Роснефти, а конкретному лицу, уполномоченному фирмой решать проблемы внедрения разработок. При этом, со многими специалистами из иркутских фирм я встречался «в личку», докладывал, показывал, доказывал…Сообщал наперед результаты их глубокого бурения. Или, давал конкретную информацию в профильные отделы Роснедра, которые потом «с успехом» забалтывали тему. Такая уж у нас страна и люди с менталитетом спецов «советского розлива». Примерно то же с «физиками», за исключением немногих (например, известный на сайте хакас заказ на свой участок биолокацию, а потом оплатил мою работу в соответствии с договоренностью).

Брат, 14.11.22 11:41:13 — Толидед

Мы ведь с вами тоже "советского розлива", разве нет? Это не диагноз, люди из межеумочного постсоветского тридцатилетия вышли очень разными.

Насчёт hakas понял, не удивлён. А вот по вашему опыту с серьёзными фирмами... Сообщали, говорите, наперёд результаты их глубокого бурения. И что, хлопали по плечу, говорили:"Ну надо же!" и отходили в сторону? Или всё же доходило до реальной оплаты и последующих заказов?

В Роснедра, если я могу дать совет, обращаться не надо. Бессмысленно. Это орган государственной власти, которому никто не делегировал в установленном законом порядке полномочий федерального органа управления государственным фондом недр. Роснедра - путь в никуда.

Толидед, 14.11.22 14:15:32 — Брат

Да, Брат, мы сообщали недропользователям «НАПЕРЁД» результаты их глубокого бурения. Это было вызвано тем, что, во-первых, прогноз результата «наперед» должен был вызвать большее доверие к нам со стороны недропользователя. Во-вторых, в то время я только что начал изучать возможности «экстрасенсов» в прогнозировании месторождений УВ и сам был ещё не вполне уверенным как это «диво» возможно. Поэтому, для прогнозирования я выбирал такие объекты, нефтегазоность которых никому не была известна. Кроме того, я выбирал такие скважины, которые уже были запроектированы или начато их строительство, т.е. можно было быть уверенным, что эти скважины будут обязательно пробурены. С одной стороны, это ускоряло время проверки нашего прогноза, с другой – не нужно было изыскивать средства на проверку наших прогнозов. Оплату за свои работы мы не получали, да и не требовали, т.к. выполняли свои прогнозы добровольно в порядке наработки своей технологии биолокации и, конечно, в расчёте на последующие заказы от недропользователей. Всего нами таким было сделано 11 прогнозов на результат глубокого бурения, в.ч.. по 3 скважинам Иркутской нефтяной компании, 3 скважинам Иркутскгазпрома, 3 скважинам (одному Л.У.участку) Сургутнефтегаза и по 1 скважине Иркутскэнерго и Роснефти. Результаты своих прогнозов выдавали в письменной форме, частично, через Канцелярию Иркутскнедра.

Примечательно, что все наши прогнозы на результат глубокого бурения подтвердились. Но никто нас не «хлопал по плечу», не сказал спасибо, не выдал нам заказов, кроме Иркутскэнерго, который пригласил меня одного на работу для подготовки проекта на следующую скважину (я, естественно, отказался, поскольку мы работали группой). Более того, старший геолог Геологического отдела, которому я лично представлял свои результаты прогнозирования), отнесся ко мне очень неприязненно, как злопыхателю, который порочит их отдел.

Вообще-то, полученные нами данные по биопрогнозированию результатов глубокого бурения очень интересные и показательные, но это длинная история, излагать её здесь видимо неуместно. В частности, мне удалось найти объективные критерии для выявления части месторождений УВ по цветным космоснимкам.

Старый, 14.11.22 16:23:28 — Толидед, 14.11.22

Вы не поняли, что на вашем фоне геологический отдел предприятия и его сотрудники стали выглядеть дураками и бездельниками. Как вас там еще не побили? Надо было.

Предложение нового - дело тонкое.

Толидед, 14.11.22 17:06:42 — Старый

Старый, я же докладывал геологическому отделу, а не начальнику, зачем же им обижаться? При этом, на лицензионном участке к тому времени было пробурено 18!!! глубоких скважин, некоторые из них были с признаками УВ, так что начальнику геолотдела было из-за чего "почесаться". Предстояло по плану еще пробурить 2 или 3 скважины. Я же им говорил, что расположение скважин неудачное, опять будут "сухими", и показал где по нашему мнению залежи УВ. Там проблема была в том, что 2 залежи газа и одна нефти залегали в субвертикальных зонах дробления и Газпром тыкал свои вертикальные скважины между этими зонами. И я показал, где примерно эти зоны разломов. Но Газпром упрямо пробурил скважины на своем месте, они оказались сухими. Газпром сдал лицензию на участок. Это был Боханский ЛУ. Так, кого надо было побить?

СНС, 14.11.22 18:45:09

Я по молодости лет предложил заменить разведочные траншеи скважинами НКР. По расчету все было нормально и опытные работы показывали, что на их объектах можно заменить. Экономия была космическая. Но мне начальник ГРП по дружбе сказал, что это ему совершенно не кстати. У него финансирование на траншеях ОГО-ГО! А на скважинах будет НИ ХУ-ХУ. Я все понял и больше не приставал.

Ваши геофизики тоже не просто бурили, а выполняли объемы и осваивали средства. А вы им что предложили? Сократить объемы и финансирование? Тут все не просто.

Брат, 14.11.22 19:36:42 — Толидед

Спасибо, очень познавательно. Особенно Газпром, упрямо пробуривший оставшиеся 2 или 3 скважины в проектной позиции. По мне, абсолютно прав Старый: предложение нового - дело тонкое.

Полагаю, старший геолог отдела (которому вы докладывали) не тот уровень, на котором возможен поиск решения. Во-первых, вы конкурент, способный, как выяснилось, всерьёз разрушить благополучие геологической службы предприятия. Во-вторых, солидный метраж и объёмы финансирования делают внесение изменений в подобный проект сложным, хлопотным и для старшего геолога просто невозможным. Повторюсь, не его уровень. Тем более внятно мотивировать вышестоящему руководству свою странную вновь возникшую позицию он не в состоянии, поскольку существа дела не понимает совершенно и к вам относится резко негативно.

Таким образом, побивать никого не надо. Но в солидных (да и в любых) компаниях надо обращаться к лицам, уполномоченным на принятие/непринятие соответственного решения. И ещё, люди с улицы, группа товарищей, пусть очень милых и убедительных, шансы на успех имеет невеликие. По мне, без "крыши", конторы "с понтами" (высоким рейтингом на рынке оказания геологических услуг) будет сложно. "Крыша" может (так скорее всего и будет) ничего не соображать в сути ваших предложений, но обеспечит уровенный баланс с охмуряемым клиентом. Ну, уважаемые люди сделают другим уважаемым людям серьёзное вменяемое предложение.

Как-то так, я думаю...

Толидед, 15.11.22 05:05:38 — Брат, СНС

Уважаемый Брат! Как правило, лицо, уполномоченное принимать решение, это Администратор (начальник), который принимает решение на основании заключения своей специализированной службы. В случае с Газпромом этой службой являлся Геологический отдел. Если бы я обратился с предложением непосредственно к Начальнику он бы обязательно направил меня (или бумаги с моим предложением) в Геологическую службу к тому же старшему (главному) геологу. И что поменялось бы? Полагаю – ничего, налицо пресловутый «человеческий фактор». «Крыша» для этого случая тоже не очень подходит: это довольно дорогое «удовольствие», да ещё поди поищи её. Видимо, прав СНС: люди выполняли свои плановые объемы, осваивали средства, а я им попытался помешать заниматься привычным делом.

И всё же, главный геолог предприятия должен был понимать, что его главная задача – искать месторождения. Кстати, вскоре Иркутскгазпром заменил своего главного геолога. Всё - таки, Земля вертится вокруг Солнца, а не наоборот.

Брат, 15.11.22 13:44:35 — Толидед

Уважаемый Толидед! Именно потому, что Земля вертится вокруг Солнца, а не наоборот, всё случается так, как вы описываете. Ваша команда - это "Земля", никак не "Солнце". По вашему описанию произошедших мытарств, ситуация для вас при принятой схеме продвижения своего продукта в этом сегменте рынка колеблется между "не сростётся" и "придётся делиться". Так что либо схему менять, либо "делиться".

"Полагаете - ничего" вы, по-моему, ошибочно. Понимая, что ваши предложения - это как нож острый штатной геологической службе предприятия, вы обязаны были адресовать их высшему топ-менеджменту. И очень постараться в своем обращении простым внятным языком убедить этих ни разу не геологов в прелести своих предложений. Тогда вниз по команде с высокой долей вероятия рявкнут не "изучите это", а "доложите о возможности внедрения у нас". А предложение, поступившее с улицы (без высочайшего пендаля) при этом явно опасное для службы, будет по-любому отвергнуто штатными геологами (чушь, безграмотно, вредно и т.п.).

Брат, 15.11.22 14:44:55 — Толидед

Да и, надеюсь, вы не стали прямо объяснять главному геологу, что он, по-вашему, должен был понимать и какова его главная задача?

Толидед, 15.11.22 15:35:43 — Брат

Брат!

Из своих «мытарств в сегменте нефтяного бизнеса» я вынес главное: слишком большие деньги здесь крутятся. Не по зубам, ни одиночке с улицы, ни МП. Поэтому, прекратил всякое прогнозирование месторождений УВ, несмотря на красивые результаты. Единственное, что ещё хочется сделать - это попытаться получить патент на изобретение по способу поисков месторождений УВ по цветным космоснимкам (я писал выше, что выявил нетривиальные критерии выделения). А пока буду заниматься «редкими металлами» согласно тренду Роснедра. Может, удастся найти единомышленников и учредить предприятие по изучению и оценке выявленных мною «пунктов минерализации» титана. Кроме этого, есть хорошие результаты по скандию. Тоже, нашел «пункты минерализации», отобрал пробы, сделал анализы. Результаты приличные – по анализам до 30г/т чистого скандия. Но тоже, в одиночку заниматься скандием не буду. Попробую найти заинтересованное ООО или учредить совместку. У меня особых претензий к партнерам нет, лишь бы настрой «на победу» был. Предварительную оценку можно сделать без лицензии на основании разрешения на сбор коллекционки. Да и без разрешения пробы собрать можно. Я консультировался со специалистами Роснедра. Они сказали, что сбор аллювия можно вести без разрешения (типа, образцы выпали из коренного объекта и считаются общедоступными). Проблема в том, что месторождений скандия в нашей области нет, соответственно, нет специалистов, опыта, аналогов, технологий добычи. Но, обращаться в Росгеологию не хочется.

ПО, 15.11.22 16:34:02 — Брат, Толидед

По поводу "доложите о возможности внедрения у нас" ну и в общей связи с "полезными минералами наивысшего качества" вспоминается показательный случай: Я тогда был юн до неприличия, а уверенность в себе мало чем уступала невежеству. И вот председатель нашей маленькой артели как-то говорит мне - есть, мол, изобретатель, что-то придумал по обогащению, съезди, поговори с ним, может нам сгодится. Ну, что выполняю. Встреча была на квартире - но и времена тогда были попроще. Открывает возрастной дядечка. Ничего примечательного. Только вся квартира заставлена трехлитровыми банками, накрытыми какими-то конструкциями из фанеры и проволоки. Дядечка не теряя время даром поделился тем, что он физик (на пенсии), а в этих конструкциях воду заряжает, ну а дальше в подробностях рассказал как, чем и зачем. Я заскучал. Но поручение есть поручение.

Потом был пересказ трудовой биографии, попытка объяснить, что такое вакуум, сетования на интриги, непонимание и зависть бывших коллег по цеху. Насторожился я, когда мне было доложено, что половина всей микроэлектронной базы для космической отрасли изготавливалась в нашем дальневосточном областном центре..

Ну а когда мне было рассказано про какое-то вакуумно-волновое ружье, позволяющее с земли "вскипятить мозги" летчику в кабине самолета и про конкретный заказ на такой "выстрел" от КГБ, я понял - надо бежать. Но, воспитание и помноженная на юность природная деликатность не позволяли сделать это беспардонно.

Да, предложение по обогащению сводилось к маломощному ультразвуковому излучателю, который должен был устанавливаться над транспортной лентой (колодой) и раскрывать в проходящем по конвейеру (шлюзу) материале сростки золота. Опять же из деликатности я не стал высказывать скепсис, связанный с моим школьным пониманием физики процесса, а сослался на то, что золото у нас россыпное, россыпь зрелая, в общем все давно раскрылось естественным образом и раскрывать больше нечего, а так замечательное изобретение.

Но дядечка не собирался сдаваться. Расспросив меня про общее принципиальное строение аллювиальных россыпей, распределение золота в них он озвучил, что способен выделить на карте и положение обогащенных струй и даже гнезд конкретной россыпи методом дистанционной биолокации. И тут я понял, что это шанс!!

-Карты! Я за картами! Я быстро! Одна нога здесь, другая там! Карты, да!! - бормоча что-то в этом духе и поспешно натягивая ботинки и верхнюю одежду, я наконец-то выскочил за дверь и был таков.

Да, 20 лет прошло, а поди ж ты, помнится.....

Брат, 15.11.22 16:46:30 — Толидед

Да, уважаемый, с вами общаться интересно. Тут вот какая тонкость: разговоры с роснедровскими, случись чего, к делу не пришьёшь.Скользко это всё: они сказали, они разрешили, образцы типа откуда-то выпали. Считаются общедоступными - это как? Возьмётесь кому ни то этот эвфемизм обосновать?

По мне, нужно подстелить соломки. Я тут готовлю к публикации статью по этой пограничной тематике; давайте ваше "мыло" - сброшу. Вдруг что полезное найдёте...

Толидед, 15.11.22 16:51:02 — ПО

Ха-ха-ха! Надо еще раз испытать биолокацию и попробовать поискать золото дистанционно по картам.

Брат, 15.11.22 18:04:45 — ПО

20 лет, говорите, прошло? Вам, стало быть, к пятидесяти; на память жаловаться ещё невместно. Кокетничаете, получается. И обманули вы тогда "возрастного дядечку", ну да дело молодое.

Конечно, среди глубоко потрясённых идеей (или шибко воцерковлённых) случаются разные девиации. Когда я был юн, мне довелось присутствовать при менторском разъяснении главным геологам приисков, где у них золото есть, а где - нет и почему люди они очень недалёкие да и специалисты так себе. Разъяснял некто Н.Г.Бондаренко, макшейдер по образованию и автор гипотезы (он настаивал - теории) о невозможности продольного перемещения золота в раскрытых зёрнах. Получил массу впечатлений и прививку на всю последующую жизнь от адептов гениальных прозрений.

Вот только мы с коллегой беседовали не об этом, не об агрессивной херомантии. Но за рассказ спасибо...

Магадан, 16.11.22 04:40:59

Многие идеи проходят путь от: «этого не может быть» до «кто же этого не знает». В СССР этот путь был особенно долгим, потому тогда у нас все было хуже чем у загнивающих. Пока не стукнулись о 1991 год, ничего не двигалось.

Сейчас Россия идет туда же. Всем надо бюджетные деньги и спокойно работать. Найти бы частную фирму, но ее нету.

Влад, 16.11.22 20:40:14 — ПО

Хорошо вы написали про изобретателя. Многие туфту предлагают. Хотя дельные идеи тоже бывают. Особо ценные уходят, куда-нибудь в США или еще куда и там расцветают, вместе с авторами.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой.


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "два прибавить 2":