Рейтинг@Mail.ru

Ответ из Роснедр в «Артель старателей «Витим» об отработке законтурных запасов

Из материалов Союза старателей РФ

От 30.10.2025 г. № ОК-04-31/27030 на №129 от 19.02.2025 г.

 

Федеральное агентство по недропользованию рассмотрело обращение ЗАО «Артель старателей «Витим» от 19.02.2025 № 129 (далее - Обращение) по вопросу применения в технических проектах разработки месторождений полезных ископаемых формулировки, предусматривающей законтурные прирезки по площади в случаях фактического изменения контура залежей, и сообщает следующее.

Как следует из ч. 2 ст. 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 23951 «О недрах» (далее – Закон РФ «О недрах»), добыча полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.

Согласно п.п. 3 и 5 ст. 23 Закона РФ «О недрах» одними из основных требований по рациональному использованию и охране недр являются проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых, и обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.

Таким образом, проведение добычных работ на участке недр разрешается только после проведения необходимого комплекса геологоразведочных работ и представления материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых (далее – государственная экспертиза). При этом могут отрабатываться запасы полезных ископаемых, которые прошли в установленном порядке государственную экспертизу. Правила проведения государственной экспертизы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2023 № 335 (далее – Правила № 335).

В свою очередь разработка полезных ископаемых на территории, где геологоразведочные работы не проводились, не допускается.

Отмечаем, что геологическая информация носит вероятностный характер и в процессе разработки месторождения полезных ископаемых может не подтверждаться.

В процессе добычных работ (разработки) россыпных месторождений по результатам запроектированных эксплуатационно-разведочных работ (пункты 11.1.3 и 11.1.5 Требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых <…>, утвержденных приказом Минприроды России от 25.06.2010 № 218), проводимых по более плотной сети для обеспечения горно-эксплуатационных работ, осуществления контроля за полнотой отработки месторождений и отдельных участков (блоков) с учетом максимального сокращения потерь при минимальном разубоживании песков, а также для уточнения промышленных контуров россыпи, за контурами подсчетных блоков в пределах площадей, примыкающих в контуре горного отвода к указанным блокам, может быть получен прирост запасов указанных блоков.

При этом данные участки россыпей ранее уже подвергались оценке при ведении геологоразведочных работ по более редкой, чем при эксплуатационно-разведочных работах, сети и не вошли в контуры подсчетных запасов блоков из-за несоответствия параметрам кондиций для подсчета запасов или довольно редкой разведочной сети при геологоразведочных работах.

Следует также отметить, что разделом 9 приложения № 41 (россыпные месторождения) к распоряжению МПР России от 05.06.2007 № 37-р «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» определено, что пересчет и переутверждение запасов в установленном порядке может производиться по инициативе недропользователя (когда общее количество балансовых запасов, списанных и намечаемых к списанию как неподтвердившиеся превышает 20%), а также контрольных и надзорных органов в случаях существенного изменения представлений о качестве и количестве запасов месторождения и его геолого-экономической оценке в результате дополнительных геологоразведочных и добычных работ (при увеличении балансовых запасов по сравнению с ранее утвержденными более чем на 50%).

Обращаем внимание, что согласно ч. 3 ст. 29 Закона РФ «О недрах», п. 10 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2012 № 265 (далее – Порядок № 265), основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс является заключение государственной экспертизы.

Как следует из пп. 5 п. 9 Порядка № 265, прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на государственном балансе, подлежат учету на государственном балансе.

При этом согласно п. 13 Правил № 335 в отношении полученных в процессе добычных работ на месторождении изменений утвержденных в установленном порядке запасов конкретных блоков (в том числе прироста запасов этих блоков, изменения их качественной характеристики и подсчетных параметров) государственная экспертиза не предусмотрена.

Пунктом 13 Порядка № 265 установлено, что добытые из недр полезные ископаемые, содержащиеся в них полезные компоненты, а также потери при их добыче списываются с государственного баланса без проведения государственной экспертизы на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых (форма федеральной статистической отчетности 5-гр).

Дополнительно отмечаем, что согласно позиции Ростехнадзора (письмо от 25.11.2019 № 07-05-07/1637) добыча полезных ископаемых из законтурных запасов в границах горного отвода на основе принятых проектных решений не является нарушением требований законодательства о недрах и, как следствие, причиной отказа в согласовании планов развития горных работ.

Позиция Федерального агентства по недропользованию по вопросу увеличения балансовых запасов в геологических блоках при эксплуатации месторождения ранее разъяснялась в письме от 01.09.2021 № ОК-04-31/13876.

Кроме того, по поставленным в Обращении вопросам сообщаем, что согласно п.п. 3 и 4 Правил подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых <…>, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2127, подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, геологической информации о недрах, заключения государственной экспертизы. Проектная документация, за исключением проектной документации в отношении участков недр местного значения, подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. По результатам согласования проектной документации она утверждается пользователем недр.

Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых <…> утверждены приказом Минприроды России от 25.06.2010 № 218.

 

Заместитель Руководителя О.С. Каспаров

 

 Читать обращение ЗАО «Артель старателей «Витим» в Роснедра


-0+0
Уникальные посетители статьи: 25940, комментариев: 73       

Комментарии, отзывы, предложения

Димитрий, 18.11.25 09:29:20

Я так и не понял: можно без экспертизы отрабатывать прирезки или нельзя?

Может кто пояснит?

Старый , 18.11.25 09:49:32 — Димитрий, 18.11.25

А что именно непонятно. Там написано: "Таким образом, проведение добычных работ на участке недр разрешается только после проведения необходимого комплекса геологоразведочных работ и представления материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых (далее – государственная экспертиза). ....

В свою очередь разработка полезных ископаемых на территории, где геологоразведочные работы не проводились, не допускается.

Старатель, 18.11.25 10:02:51

Цитата из ответа Роснедр: "Как следует из пп. 5 п. 9 Порядка № 265, прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на государственном балансе, подлежат учету на государственном балансе" - конец цитаты.

Пытаюсь перевести на нормальный язык: "прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых... подлежат учету на государственном балансе" - ничерта не понял.

"ПРИРОСТ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЕ... ПОДЛЕЖАТ УЧЁТУ" ???

- "Кто автор этой дьявольской шутки? Покажите его нам, чтоб мы знали, кого мы завтра утром повесим на крепостной стене!"

СНС, 18.11.25 10:16:09

Вообще-то каков вопрос, таков ответ. Витим скромно попросил:

"На основании вышеизложенного артель старателей просит:

- Пояснить, имеет ли возможность Недропользователь в целях обеспечения наиболее полного извлечения запасов из недр, в т.ч. кондиционных, расположенных за утверждёнными границами подсчётных блоков, применить в технических проектах формулировку, предусматривающую законтурные прирезки по площади в случаях фактического изменения контуров залежей."

Вот на его вопрос понятно ответили.

Игорь К., 18.11.25 12:13:22 — СНС

В свое время у нас это не получилось. При обсуждении проекта на производство добычных работ мы обратились к проектантам (ИГДС) с предложением предусмотреть в проекте отработку законтурных (за контуром утвержденных запасов, но внутри горного отвода, в контурах лицензии) площадей в случае обнаружения там промышленных концентраций золота.

Проектанты согласились, но при экспертизе разработанного проекта был получен отказ об его утверждении с формулировкой: "Проект может быть разработан только на утвержденные запасы, вы (то есть мы) требуете проектом утвердить отработку неучтенных запасов, что прямо запрещено Законом о недрах"

Переживающий, 18.11.25 13:41:06

Коллеги, может кто выложить в открытый доступ Письмо Роснедр от 01.09.2021 № ОК-04-31/13876, а также Письмо Ростехнадзора от 25.11.2019 № 07-05-07/1637, на которые есть ссылки в Письме Роснедр. Не могу найти их нигде в сети!

БАЕ, 18.11.25 15:51:23

Неужели в государственных органах управления недрами не осталось специалистов, которые имеют хоть какое-то представление об образовании месторождений полезных ископаемых, в том числе месторождений россыпного золота. Распределение золота в россыпях имеет крайне неравномерное распределение и никакая разведка не сможет дать абсолютно точную оценку запасов. Достоверность запасов кат С1 составляет +- 35%. Границы россыпи в природе не могут иметь прямолинейные контуры. Поэтому нормативными документами при отработке месторождений в обязательном порядке и были предусмотрены выполнение эсплуатационной разведки и эксплуатационного опробования. Золото добытое за контурами утверждённых запасов учитывалось государственным балансом по форме 5-гр как прирост запасов от добычи. Современные же придуманные нормативные документы по добыче золота за утверждёнными контурами без государственной экспертизы приводит к уменьшению поступления налоговых платежей в государственную казну, что наносит экономический вред стране. Это же относится и к золоту попутно полученному при ведении разведочных работ, которое считается незаконно добытое.

Брат, 18.11.25 16:33:34

Это всего лишь мнение специалиста, профессион де фуа Ореста Сетраковича Каспарова. Отнеситесь к нему, как сочтёте нужным; это вовсе не обязаловка. Но если кому хочется на письмецо сослаться, обратите, пожалуйста, внимание на абзацы 12 и 13. Там указано что, по мнению автора, в силу п.13 Правил №335 государственная экспертиза прироста запасов в процессе добычи не предусмотрена. А в силу п.13 Правил №265 добытые запасы списываются по 5гр тоже без проведения государственной экспертизы.

Всё остальное на трёх листах убористого текста суть лирика и вода. Конечно, слушать можно и даже нужно всех, но решать-то всё равно самому. Причём решать не по конкретному частному вопросу, а по совокупности учётной политики предприятия.

Техрук, 18.11.25 17:35:47 — Брат, 18.11.25

Очень любопытное замечание, спасибо. А потом, когда золото конфискуют, можно будет подать в Верховный Суд Саха (Якутии).

999, 18.11.25 18:41:29

Про деньги, эксперты не понимают, а вот неполное извлечение ПИ/брошенное золото, которое навряд ли кто-то будет добывать, для них должно быть понятно.

Брат, 18.11.25 21:34:05 — Техрук

Та нема за що! Видите, вы и сами всё хорошо знаете. Ну, конечно, можно будет подать. А ещё пожаловаться во Всемирную лигу сексуальных реформ, как советовал Остап Бендер Паниковскому. Юморной вы человек...

Сергей Межов, 18.11.25 23:48:57 — всем

До введения НДПИ (примерно в 2004 г.) при добыче золота из россыпей была ставка на восполнение МСБ 7,8%. При добыче золота из неучтенных запасов (т.е. за контуром утвержденных балансовых запасов) предприятие получало снижение ставки на восполнение МСБ до 4% по результатам представленного отчета в НТС Комитета по природным ресурсам по Магаданской области (членом которого от администрации магаданской области был и я). По результатам рассмотрения отчета предприятию при условии добычи золота из неучтенных запасов ставка МСБ снижалась до 4%. Полученный прирост запасов золота показывался по форме 5-гр как прирост от добычи. Все были довольны. Предприятие получало налоговое облегчение, государство дополнительный доход.

Игорь К., 19.11.25 01:25:48 — Сергей Межов, 18.11.25 23:48:57

Прочитав Ваш пост, вспомнил бородатое "...и ты знаешь, Василий Иванович, как только они мне это сказали - как тут у меня карта пошла!..."

У геолого-маркшейдерской службы такого предприятия (в котором - по примеру стилистики Вашего поста - был и я) в этом случае было два путя: либо геолого-маркшейдерская служба "делает" такой годовой отчёт, по которому всё золото, добытое сверх погашаемых балансовых запасов, показывается за контурами утверждённых запасов, либо они ищут себе работу.

---

- Вот ты на меня обижаешься, а мне что делать? Ты говоришь - нужно делать так, а председатель артели мне говорит - нужно делать вот так. Мне кого слушать? Тебя или председателя? - начальник участка.

- Меня слушай! - участковый маркшейдер.

- Да канешно! - начальник участка.

Разговор на добычном участке артели, свидетелем которого я был лично.

Читатель, 19.11.25 05:48:05 — Витиму

Много раз уже говорили всем жалобщикам, что жаловать волку на то, что он кушает овец можно сколько угодно и просить его, чтобы он не кушал. Ну, попросили: "артель старателей просит". Вот вам и ответили, что они кушают по закону. не кушать они не могут.

Нет бы вам в налоговую службу написать, что за контуром золото сейчас не добывают, поэтому любимой налоговой службе не могут заплатить налоги с законтурного золота. А если разрешить, то налоги сразу вырастут....

Налоговая вам бы ответила совсем другое....

Бушмастер, 19.11.25 18:49:11 — Старатель

- "Как следует из пп. 5 п. 9 Порядка № 265, прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на государственном балансе, подлежат учету на государственном балансе."

Прирост или урост запасов, по сравнению с подсчитанными (балансовыми и забалансовыми) - обязательно указывать в отчётной документации, например 5-гр.

Разведка россыпей не даёт 100% разведанных запасов - в моей практике часто встречал и переотход и недоотход (неотход), по разным причинам - от гнёзд с очень высокими с/содержаниями, до слабых с/сод. между разведочными линиями, а так же банальными ошибками как в разведке, так и на бумаге (на балансе числятся, а по факту уже отработаны), не говоря о простой переоценке запасов камеральным путём (по современным кондициям).

Недропользователь, 20.11.25 02:25:02 — Всем

Товарищи, идем в магазин канцтовары и рисуем. Главное - правдоподобно. И помним, что по стране участились случаи прилетов сотрудников росприроднадзора, у которых в оборудовании забиты ваши блокировки запасов.

Артамошка Лузин, 21.11.25 15:47:25

За подписью Ореста недавно еще письмишко было по серебру, полученному при аффинаже, так мне прям неловко стало будто... (удаено)

Борисыч, 22.11.25 06:08:21 — Артамошка Лузин

Ссылочку, будьте добры, скиньте в чат. Думаю многим интересно будет ознакомиться.

Димитрий, 22.11.25 11:31:37 — Старатель

В том-то и заключён особый талант чиновников Роснедр- сказать много и не сказать ничего, не давать конкретного ответа. Но ответ между строк есть: затянули старую песню - разведка, экспертиза, утверждение запасов. Да я к тому времени брошу эти пески в прирезке, и государство из-за твердолобости чиновников потеряет и золото, и налоги

Старатель, 24.11.25 14:38:11 — Димитрий

В том-то и заключён особый талант чиновников Роснедр- сказать много и не сказать ничего, не давать конкретного ответа. Но ответ между строк есть: затянули старую песню - разведка, экспертиза, утверждение запасов. Да я к тому времени брошу эти пески в прирезке, и государство из-за твердолобости чиновников потеряет и золото, и налоги

Практик, 24.11.25 14:42:40 — Старатель, 24.11.25

Государство потеряет золото и налоги, а чиновнику какое дело? Он ничего не потеряет. Его с работы не выгонят и зарплата его меньше не станет, скорее увеличится за выслугу лет и поклон кому надо.

Артамошка Лузин, 27.11.25 21:11:29 — Борисычу

Письмо Роснедр от 10.11.2025 № ОК-04--31/27700, ссылки нет, могу отправить на эл.почту.

Евгений, 11.12.25 04:42:33 — Витим

В ответе Витиму сплошной туман. Конкретного ответа нет. Во истину: когда управлять страной начинают юристы, тогда приходит разруха и хаос.

Татьяна, 11.12.25 11:44:26 — Артамошка Лузин

Письмо Роснедр от 10.11.2025 № ОК-04--31/27700 можете тоже направить на почту kik-ta@mail.ru?

Борисыч, 27.12.25 03:08:25

По сути, если в Вашем тех проекте есть разубоживание за счёт вмещающих пород, Вы уже работаете за контуром. И Вас легко, при желании, можно "подтянуть" за это.

Любой недропользователь утвержденным тех проектом "сдает" себя.

Брат, 27.12.25 21:51:14 — Борисыч

А и соглашусь. Нет разницы, работаете вы за контуром в плане или по вертикали; и там, и там вас могут подцепить на кукан. Поэтому в проекте никакого разубоживания и никаких "эксплуатационных" песков. Пустая порода никак не становится песками от того, что вы с кем-то (кстати - с кем?) договорились так считать в проекте разработки месторождения. Никаких геологических причин к этому нет, а технические основанием для отнесения того или иного объёма к полезному ископаемому не являются.

Да и вообще это бред, ведь лицензия выдана и, заметьте, совершенно незаконно на добычу золота, а никак не песков или руды. Потому либо рихтуйте лицензию, либо крепко думайте над проектом. Либо подставляйтесь...

Борисыч, 28.12.25 12:48:27 — Брат

А 5-ГР это особая песня. Читаешь пояснительные записки, где черным по белому что то подобное: получен прирост по пескам 50% за счёт вовлечения в промывку предохранительной "рубашки" и "задирки"... Некоторые ещё и по золоту прирост показывают за счёт разубоживания.

"Вы ещё разубоживаете? Тогда мы идём к Вам."

Брат, 28.12.25 19:29:10 — Борисыч

Понятно, инструкция по 5-гр и принципы проектирования разработки месторождений оформились задолго до закона "О недрах" и с нормами закона сплошь и рядом не коррелируют совершенно. Это ж цельная горная наука и причём тут какой-то закон. Но эти то, фискально-надзорно-силовые, решают вопросы исключительно в плоскости законно/незаконно. И судейские смотрят так же.

К тому же, по всем лицензиям полезное ископаемое - золото и, получается, пески и руда вообще вообще ни при чём. А с отменой с 1.01.2022г. статьи 23.1. закона "О недрах" недропользование в России основывается на каких-то иных основах и принципах, отличных от геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений и участков недр. Лимиты и кондиции, баланс и забаланс, минпром и борт, а также ТЭО, ТЭР и ТЭС - это всё ушедшая и, главное, незаконная нынче натура. Добываем полезное ископаемое "золото", которое либо есть, либо его нет. А сколько есть - неважно. Вот и вся недолга...

Кент, 29.12.25 03:55:00 — Борисыч, 28.12.25 12:48:27

Разубоживание бедными песками/рудой всегда дает прирост по металлу - очевидно же, нет? При текущем росте цены "разубоживание" давно превратилось в приличные пески/руду -"А с отменой с 1.01.2022г. статьи 23.1. закона "О недрах"" можно и не пересчитывать оперативно, так? :)

Единственное, нельзя в 5-ГР списывать разубоживание как пески, а вписывать его в графу "разведка" - "пришло-ушло".

Брат прав, 5-ГР это про реальную работу - "цельную горную науку", не для средних умов - "законникам" не понять.

Борисыч, 30.12.25 16:29:52 — Кент

А разведку, на которую в 5-ГР ссылаетесь, уважаемый, Вы на основании действующего проекта, получившего положительное заключение государственной экспертизы, разведывали? Если "Да", то следующий вопрос: на государственный баланс прирощеные запасы поставили? Если "Да", то это не неучтенка и не законтурная отработка. И говорить здесь не о чем. А если два раза "Нет"? То ж грубейшие нарушения всех возможных законов, актов подзаконных, приказов, писем и пр. и пр.

На тот объем, что Вы в графе "за счёт разведки" пишете, должно быть доначислено НДПИ, а Вы его не заплатили и т.д. и т.п.

Будьте осторожны в своих действиях.

Кент, 04.01.26 04:56:21 — Борисыч, 30.12.25 16:29:52

Зачем мне, уважаемый, проект на эксплоразведку? Я всего лишь уточнил контура.

Разумеется, все налоги уплачены с полученного на аффинаже металла - следят же за этим.

Мы предельно осторожны: предупредительны, упредительно-согласовательны, договорчивы...

999, 04.01.26 08:21:41

Кто знает, зачем сейчас МПР массово заставляет пересчитывать запасы, по ТПИ? Или это очередная схема, по отъему денег, у недропользователей, в пользу счетных конторок?

Брат, 04.01.26 16:28:13 — Кент

Предупредительности, упредительно-согласовательности, договорчивости может оказаться недостаточно для выживания в предложенных властями обстоятельствах. Остаться на плаву, на мой взгляд, удастся только кардинально изменившим свой подход к делу.

Недропользователь, 05.01.26 10:51:38 — 999

Основная причина в цифровизации экономики. Всех её областей. С цифрой проще контролировать каждого, несмотря на то, что на круг это удорожает процесс. По большому счёту, это экономика 90-х сама себя пожирает.

Именно по этой причине месторождением называют блоки запасов. Безграмотно? Несомненно. Но зато компьютер понимает.

Борисыч, 05.01.26 15:33:19 — Кент

Небольшое погружение в Приказ Минприроды 209, Роснедр 03 от 15.04.25.

Документик сам по себе весьма интересный.

П 15. "В случае если при осуществлении эксплуатационной разведки и (или) добычи ТПИ пользователем недр выявлено несоответствие количества и (или) качества полезных ископаемых разрабатываемого месторождения ТПИ данным подсчета запасов ТПИ по результатам государственной экспертизы запасов, пользователем недр осуществляется подготовка документов и материалов по оперативному изменению состояния запасов ТПИ и переоценке этих запасов, а также изменение технических и технологических решений по проходке горных выработок и отработке запасов путем внесения соответствующих изменений в ТПР в году, следующем за годом, в котором выявлено такое несоответствие. Требования настоящего абзаца не распространяются на случаи, предусмотренные абзацем вторым пункта 38 настоящих Правил."

Весьма занята отсылка к п.38.

Однако стоит вернуться к п. 14 "В случае расхождения количества запасов полезных ископаемых по результатам разработки месторождения ТПИ более чем на 20 процентов от объема запасов полезных ископаемых, погашенных в текущем и двух предшествующих календарных годах в соответствии с данными государственного баланса запасов, пользователь недр проводит работы по доразведке <8> месторождения ТПИ."

А теперь вопрос: стоит ли эксплоразведкой изменение запасов вообще показывать?

Игорь К., 06.01.26 02:19:09 — Борисыч

Ничего нового в этом "новом" приказе МПР 209 от 15.04.25.

Во времена СССР внутрення закупочная цена на грамм золота для регионов и предприятий устанавливалась директивно, исходя из условий отработки месторождений. И если переотход превышал 10 %, цена за грамм золота соответственно переотходу пересматривалась, был такой как бы косвенный штраф.

Головная боль № 1 для геолого-маркшейдерской службы предприятий.

Кент, 12.01.26 04:24:03 — Борисыч, 05.01.26 15:33:19

Конечно стоит, если не более 20% :)))

А если, предварительно, сходить поговорить то и до 30% могут позволить (если, например, это последние запасы и далее сдача лицензии, то зачем голову морочить людям?).

Каждую ситуацию надо отдельно рассматривать - могут быть разные варианты... Безвыходные возникают часто, когда люди работали не думая о будущем - честно (!), потом ушли на пенсию, оставив расхлебывать кому-то другому.

Валерий Белкин, 06.02.26 10:25:38 — Всем

Так называемая законтурная отработка до сегодняшнего дня, а точнее до 01.09.2025г. вообще-то не была особой проблемой.

Представитель Роснедр правильно пишет, что отработка запасов в контуре горного отвода - не есть нарушение. Главное, чтобы проект горного отвода правильно был оформлен с учетом возможного прироста. Правда в последнее время при оформлении горного отвода возникает полемика с представителями Гортехнадзора, с теми, кто из "нового поколения". Представитель Роснедр также правильно пишет, что если идет систематический "переотход" на 50% и более относительно учтенных ГБЗ, то недропользователь производит переоценку (доразведку) остаточных запасов по предписанию надзорных и уполномоченных органов. А если предписаний не было, то и дергаться не нужно было. Результаты опережающей и сопровождающей эксплоразведки на экспертизу не представляются.

У нас проект составлен и горный отвод был получен в 2016 г., в котором три промышленные залежи (струи) были оконтурены. При этом ширина горного отвода была сплошная и охватывала все три залежи с запасом даже. Практически горный отвод совпадал с контуром лицензии (БР), границы которой имели статус горного отвода. Государевы люди из Гортехнадзора с таким подходом согласились.

Валерий Белкин, 06.02.26 10:52:23 — Всем

Три года работали более менее с нормальным отходом, а когда начали подходить к верхнему течению речки, то все три струи слились и мы пошли сплошным забоем. Правда запасы были оконтурены еще по районным кондициям 1999 г. Работали три года (2019-2021 гг) с коэффициентом к металлу 2,09, 4,91 и 2,85 соответственно. К пескам коэффициенты были поменее. Получили предписание о доразведки (переоценки) остаточных запасов, а опережающую эксплоразведку остаточных запасов провели уже к тому времени, где шурфами, где кустами сеть сгущали. Разработали ТЭО кондиций, подсчитали запасы, утвердили, получили прирост. Внесли изменения (дополнения) в рабочий проект, заодно продлили срок действия лицензии, актуализировали горный отвод, контур которого остался прежним, т.е. широким. Работу продолжили сплошным забоем. Однако результаты доразведки также оказались заниженными, в 2022-2025 гг. получили коэффициенты к металлу за эти годы: 1,6; 1,8; 1.9 и 2,1 соответственно. Но предписаний на доразведку (переоценку) запасов не получали.

Валерий Белкин, 06.02.26 11:18:34 — Всем

Но получили Извещение от надзорных органов о вызове на Комиссию по недропользованию по вопросу о возможном лишении право пользования недрами со ссылками на вступившие 01.09.2025 г в силу "Правила..." от 14.04.2025 г. Такие извещения пошли к недропользователям косяком. Народ-то как реагирует на эти "письма счастья", кто получил Извещения Роснедр и Предостережения от Природнадзора в январе-феврале 2026 г. Причем "Правила..." вступили в силу 01.09.2025, а наказывать хотят за добычу предыдущих лет, когда их еще не было. В этих "Правилах...01.09.2025 г." ничего не говорится о Нормативых документах ГКЗ, МПР и проч. Они все отменяются и не действуют что ли, а если действуют, то в какой части, непонятно.

Но вся фишка в том, что все запасы твердых полезных ископаемых в РФ, без исключения, которые прошли Госэкспертизу и учтены ГБЗ категориям, т.е. разделением их по степени разведанности и достоверности.

Валерий Белкин, 06.02.26 11:34:34 — Всем

Геологические запасы в недрах являются статистической величиной, поэтому все аторы подсчетов и Государственная экспертиза тоже при квалификации запасов руководствуются положениями действующих «Методические рекомендации по использованию количественных и вероятностных оценок точности и достоверности определения основных подсчетных параметров запасов месторождений твердых полезных ископаемых» (МПР, 2008 г.)». А именно положениями п.22: «…При квалификации запасов по категориям разведанности в качестве одной из характеристик разведанности должны приниматься соотношения предельной погрешности (: εбл.i% ≤15%, εбл.i% ≤25%, εбл.i% ≤40% и εбл.i% ≤60%), соответственно для категорий А, В, С1 и С2.».

Таким образом, в Российской Федерации запасы всех месторождений твердых полезных ископаемых, без исключения, утверждены и учитываются Государственным балансом по категориям с достоверностью в диапазоне вышеуказанных предельных погрешностей.

Но как статистическую величину отобразить на графике? Поэтому во всех учебниках и букварях (и методических руководствах тоже) указывается, что контур запасов показывается прямыми линиями представляющими собой среднюю линии вероятности. При подсчете запасов нет ничего измеренного или взвешенного, все исчислено с той или иной статистической погрешностью. Измеренным являются только глубина выработки и длина пробы, что в общем-то одно и тоже. Даже содержание в рядовой пробе тоже исчислено, к примеру мг/куб.м. Но никто из недр этот куб не вынимал, не извлекал оттуда все золото, не взвешивал его и обратно в недра по линеечке не выкладывал.

Игорь К, 06.02.26 11:56:08 — Валерий Белкин

С одной стороны государственный регулятор Законом о недрах требует от недропользователя максимально полное извлечение полезного ископаемого в контурах лицензии, с другой стороны этот же регулятор штрафует недропользователя за то, что он добыл больше, чем было подсчитано в контурах лицензии именно на базе случайных величин.

Иногда мне кажется, что я в какой-то ирреальности, причем кажется такое всё чаще.

Валерий Белкин, 06.02.26 12:18:21 — Всем

Из "писем счастья" следует, что государевы люди из Роснедр и Росприроднадзора геологические запасы в недрах воспринимают как склад банковских слитков взвешенных и уложенных по прямой линии. В последнее время государевы люди из Гортехнадзора тоже начали именно так интерпретировать геологические запасы в недрах. При этом в "письмах счастья" любое количество металла сверх учтенного ГБЗ по конкретному блоку (даже 1,0 кг) трактуется как нарушение закона о недрах в части нерационального их использования. Это вообще как? При этом они ссылаются на письма Роснедра от 24.01.2025 г № АГ-04-30/32597 и от 14.01.2026 г. № АГ-04-30/311. Но письма не показывают, видимо они ДСП.

Люди добрые, а что это за письма, у кого есть сканы? Есть стойкое предположение, что вслед за ними пойдут письма и представления от Прокурора. К чему готовится недропользователям?

Недропользователь, 07.02.26 10:07:50 — Валерий Белкин

Подскажите пожалуйста конкретнее, что за документ вы имеете ввиду? "Методические рекомендации по проведению количественной оценки

степени соответствия геологических моделей месторождения угля его

истинному состоянию" я знаю только по углю (ОРЭНовский, Шаклейна). Суть там в оценке степени расхождения между реально существующим природным объектом и системой его геологических моделей.

Очень интересно, что я пропустил

Валерий Белкин, 07.02.26 16:06:06 — Недропользователю

Руководствовались всегда положениями «Методические рекомендации по использованию количественных и вероятностных оценок точности и достоверности определения основных подсчетных параметров запасов месторождений твердых полезных ископаемых» (МПР, 2008 г.)». При оценке достоверности плотности и геометрии разведочной сети, а также при квалификации запасов использовали всегда статистические методики, изложенные в этих рекомендациях. Ориентировались на предельные погрешности, которые там же приведены при обосновании квалификации запасов по категориям. Экспертиза (ГКЗ) всегда требовала производить такую оценку с использованием данных полученных на т.н. участках детализации. Ну это на рудных месторождениях и средних-крупных россыпях. Методики на таких объектах как-то работают. На мелких россыпушках (ТКЗ) этого не требовалось как правило.

Недропользователь, 08.02.26 01:49:15 — Валерий Белкин

Не затруднит ли Вас дать ссылку на указанный документ, никак не могу найти его к сожалению. А отрывки, которые вы приводите, как мне кажется, очень важны.

Борисыч, 08.02.26 15:31:03 — Валерий Белкин

Относительно понимания геологических запасов "государевыми людьми": как правило от недропользователя "государевы люди" получают подсчитанные в неком пространстве, ограниченном именно прямыми линиями, геологические запасы. Вы же своими руками согласовали отчёт с подсчётом запасов перед отправкой на экспертизу. Что ВЫ поставили на баланс, то с Вас и спрашивают.

Так что предъява не по адресу.

Кто Вам мешает на стадии разведки детализировать до категории А1? При этом выявить все, лежащие за контурами С1 запасы? Дорого? Долго? Ну так это Ваша проблема.

Так и Гостехнадзор, как Вы называете, требует с Вас выполнения работ согласно утвержденному Вами же, на Вашем же тех совете, техпроекту и ПРГР. Нарисовали там прямые линии, вот и соизвольте внутри них работать.

Сами себе границы устанавливаете, а потом к дяде с претензиями.

Валерий Белкин, 09.02.26 08:56:43 — Борисычу

Вы похоже далеки от этой темы, иначе бы поняли о чем речь.

Прямыми линиями статистическую величину, которой являются геологические запасы в недрах, отображать на графике прямой линией требуют "государевы люди" из ГКЗ (ТКЗ) Роснедра МПР РФ. Эта прямая линия есть средняя линия вероятности всего лишь. Численное значение предельной ошибки четко фиксируется в протоколах в виде категории запасов в сочетании с группой сложности месторождения. Россыпи это в подавляющем большинстве - месторождения 3-й, редко 2-й группы, где категория А не определяется.

Ранее "государевы люди" из Госгортехнадзора РФ (ранее СССР) это обстоятельство учитывали и поэтому контур горного отвода утверждали тот, который обеспечивал полноту извлечения запасов из недр, а изменить контур горного отвода, в случае чего, изменяли в течения дня на основании представленных оперативных материалов. Ныне "государевы люди" из Ростехнадзора" представляют геологические запасы в недрах как склад банковских слитков, взвешенных и уложенных по линеечке. И контур горного отвода соответственно этому рисуют. А у других "государевых людей" из тех же Роснедр, где заседает и работает Государственная комиссия (ГКЗ), но уже с другого этажа (или здания), тоже с недавнего времени представление о геол.запасах в недрах выродилось в формулу - "склад банковских слитков, взвешенных и уложенных по линеечке".

А у "государевых людей" из правоохранительных органов гол.запасы в недрах это как бы прилавок ювелирного магазина или ломбарда.

Валерий Белкин, 09.02.26 10:37:51 — Недропользователю

"Методические рекомендации по использованию количественных и вероятностных оценок точности и достоверности определения основных подсчетных параметров запасов месторождений твердых полезных ископаемых» (ГКЗ, 2008 г.)» я где-то давно скачал, вероятно с портала Geokniga, у меня они есть в *pdf. В настоящее время портал Geokniga извиняется, какая-то у них реконструкция идет и не все функционирует. Если сообщите e-mail, то я вам вышлю файл.

Что касается того, что если идет систематический "переотход" на 50% и более относительно учтенных ГБЗ, то недропользователь производит переоценку (доразведку) остаточных запасов по предписанию надзорных и уполномоченных органов, то это в П.77 "Методические рекомендации по применению Классификации запа¬сов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных иско¬паемых. Россыпные месторождения. ФГУ «ГКЗ». Утверждена распоряжением МПР РФ 05.06.2007 г №37-р". Этот документ, если его у Вас нет, скачать можно на сайте ГКЗ. У них там основные нормативные документы представлены, которые ныне действуют в части подготовки материалов

и экспертизы запасов.

Брат, 09.02.26 10:55:28 — Валерий Белкин

И всё же согласитесь, уважаемый, фиксация в протоколах категории запасов в сочетании с группой сложности месторождения не определяет численное значение предельной ошибки. Это в принципе оценка качественная, никак не количественная.

Валерий Белкин, 09.02.26 14:04:53 — Брат

Категория запасов в сочетании со сложностью объектов, которые указывается в протоколах ГКЗ (ТКЗ) имеет и количественный смысл. Просто ГКЗ (ТКЗ) не считает нужным переписывать в протокол учебники и буквари и пункты методических рекомендаций и руководств по подсчету запасов.

Для определения количественной оценки достоверности запасов в зависимости от сложности и степени изученности объекта, работали в свое время академическая и прикладная наука, переработав гигантский объем материалов. Вывели показатели и рекомендовали руководствоваться ими на практике. И это было закреплено постановлением Правительства, еще тогда в СССР, а потом и в переизданном варианте в РФ. И до сегодняшнего дня, все работало и вопросов не возникало. Все понимали, что результаты добычи есть "истина", сравнение добытого металла с учтенными ГБЗ запасами в недрах требовалось только для оценки достоверности разведки, чтобы дать нагоняй геологам за ошибку, а "горняки" получали премии "за фарт". Впрочем нагоняй геологам-разведчикам следовал только если был "неотход". Теперь все поставлено с ног на голову. Взвешенные банковские слитки (т.е. добытый металл) сравнивают со статистической величиной, считая ее "истиной". При этом "нагоняй" получают уже "горняки". И этот "нагоняй" исходит уже от прокуроров как за незаконную добычу и незаконный оборот драгметаллов.

Борисыч, 09.02.26 16:27:50 — Валерий Белкин

Возможно я действительно не совсем понимаю ВАШУ тему. Старческий маразм видимо подкрался. Однако это не помешало мне за 2025 год тонну по С1 на баланс поставить. Не на продажу. Для предприятия, в интересах которого работаю потихоньку.

И разведуем и добываем. И не мешают "люди государевы".

Все мы находимся в определенных границах, в т.ч.. и "государевы люди". И границы эти именуются "действующим законодательством".

Вариантов не много: можно исполнять закон, можно нарушать, можно изменить, а можно научиться его грамотно использовать.

Выбор за Вами. Вот только если изменить захотите, то это не на этом сайте делается и не путем выражения недовольства добросовестным исполнением "государевыми людьми" действующего законодательства.

ПО, 09.02.26 16:41:25 — Борисыч

Осмелюсь поинтересоваться: а Вам в протоколе утверждения запасов "государевы люди" приписали: проводить опережающую и сопровождающую эксплуатационную разведку?

Брат, 09.02.26 17:30:17 — Валерий Белкин

Вы, похоже, живёте в каком-то своём мире. Отдельном. Между "определяет численное значение предельной ошибки" и "имеет и количественный смысл" - дистанция огромного размера; не синонимы ни разу. Что практически означает это ваше "имеет и количественный смысл"?

Вы, оказывается, точно знаете, что считает или не считает нужным ГКЗ (ТКЗ). Простите, откуда знания? Ведь количественные оценки относительной погрешности запасов в зависимости от степени разведанности в СССР перестали официально публиковаться и использоваться в реальной жизни уже к середине 60-х годов прошлого века.

А что, с вашего позволения, включает в себя это ваше всё, которое до сегодняшнего дня у вас работало и вопросов не возникало?

Журавлев, 09.02.26 21:42:48 — Брат, 09.02.26

Упоминания о погрешностях разведки я видел еще в Методике ЦНИГРИ - 1992. Сейчас российская разведка считает запасы без погрешностей, видимо, в связи с прогрессом геологической науки.

Игорь К, 10.02.26 03:06:15

Приветствую всех присутствующих

Государевый люд требует, чтобы в пообъектных отчётах о данных по добыче стояла именно та цифирь, которая была утверждена по данным разведочных работ? То есть, объявить методику сравнения данных разведки и эксплуатации лженаукой, а тех, кто ею занимался, подвергнуть остракизму?

Не удивлён. Ничуть. После того как МПР-ом России одно время руководил инженер автомобильного транспорта, а руководителем ФАНа был назначен аж ветеринар по образованию - никак не удивлен.

Маразм крепчал.

Валерий Белкин, 10.02.26 16:08:47 — Брат

Вы похоже не знакомы сударь с последними тенденциями. Роснедр в 2024 году производило выборочную проверку инф.отчетов и статотчетности недропользователей (в т.ч. и 5-гр) камеральным путем, т.е. тех материалов, которые загружаются в ЛК ежеквартально и по итогам годам.

Выявили они почти у всех нарушения закона "О недрах" в частности ст.29.

В моем случае на одном из объектов:

Учтенные ГБЗ запасы:

на 01.012024 г составляли 780 тыс.куб.м песков и 339 кг золота;

на 01.01.2025 г. 726 тыс.куб.м песков и 296 кг золота;

Добыто и погашено за 2024 г. 88 тыс.куб.м песков и 51 кг золота;

Прирост запасов от добычи 2024 г. 34 тыс.куб.м песков и 8 кг золота (т.е "намыв").

Работали исключительно в контуре горного отвода.

В Извещении от Роснедр сказано (цитата дословно):

"...с учетом вшеизложенного, пользователем недр в 2024 г. добыто 34 тыс.куб.м песков, 8 кг золота из запасов не прошедших государственную экспертизу в порядке предусмотренном ст.29 Закона РФ "О недрах"..."

Поэтому недропользователь приглашается на заседание Комиссии по недропользованию (цитата): "О рассмотрении вопроса о возможном досрочном прекращения права пользования недрами по лицензии ...."

Вот о чем идет речь. Если Вы не получали такое извещение, то Вам повезло, пока.

Но похоже ВЫ сударь дилетант в методике разведки, подсчете запасов, добыче и т.д. и в ГКЗ не бывали похоже ни разу (пусть даже и в режиме ВК). Поскольку в реальной жизни действуют "Методические рекомендации по использованию количественных и вероятностных оценок точности и достоверности определения основных подсчетных параметров запасов месторождений твердых полезных ископаемых» (ГКЗ, 2008 г.)».

Недропользователь , 10.02.26 17:48:03 — Валерий Белкин

Любопытство меня доказало. Пришлите пожалуйста методичку на адрес nedropolza@mail.ru

Добавлю к последнему вашему посту. Все правильно. Предписание лечится проектом грр и отчетом. А для соблюдения 29-й достаточно поставить на баланс до того, как сдали. Объяснить чиновнику теорию вероятности нереально. Удивительно, что они угольщиков не трогают. Но их дрючит налоговая)).

Брат, 10.02.26 19:25:06 — Валерий Белкин

Околесицу вы несёте, голубчик. В свете любых тенденций. Надеюсь, роснедровские приведут вас в чувство, а там и прокурорские подтянутся со своим "нагоняем". Это я вам как внештатный эксперт ГКЗ прогнозирую.

Игорь К, 11.02.26 03:17:23 — Недропользователь , 10.02.26 17:48:03

"...для соблюдения 29-й достаточно поставить на баланс до того, как сдали..."

А как Вы это себе представляете? По окончанию квартала (промсезона) получить аффинажную справку о количестве добытого золота, составить материалы оперативного изменения запасов, получить протокол ТКЗ, поставить на баланс, внести Дополнения в проект добычных работ, получить новый протокол ТКР на Дополнение к техпроекту, на основании нового протокола ТКР составить Дополнение к годовой ПРГР - и так ежеквартально (каждый промсезон)?

Кент, 11.02.26 04:12:14 — Игорь К, 11.02.26 03:17:23

После "поставить на баланс" можно остановиться и списывать через 5-ГР (казалось бы), но и это нереально по срокам т.к. займет минимум пол года (в любом случае, даже при 0-х затратах времени на составление отчета - до 5 февраля точно не успеть).

Понятие "оперативность" в этом деле, видимо, касается только скорости произношения чиновником фразы "оперативный пересчет запасов".

Игорь К, 11.02.26 04:27:17 — Кент

А после пятого февраля - крайнего срока сдачи отчёта 5-гр- нарваться на штраф за несоблюдение сроков сдачи форм государственной статистики. И так плохо, и так плохо... Как тут не вспомнить сакраментальное "куды крестьянину податься"?!

*

- Не надо оваций! - сказал Остап Бендер, выбираясь на берег - Графа Монте-Кристо из меня не получилось, придётся переквалифицироваться в управдома...

Недропользователь, 11.02.26 04:37:33 — Игорь К

Это мой хлеб, так что, уж извините. Если уж золото добывают не профессионалы, пусть платят за это. Если геолог на участке им не нужен, маркшейдер - еврейская фамилия, а золото (или пески, как тут не раз уточнялось) они добывают в границах горного отвода, уж извините. Сегодня, благодаря Росгеолэкспертизе, которая является юридической службой Роснедра, его можно добывать только в границах блоков запасов. Ну и пишите, что вы так делаете, убедить товарища с овощной фамилией из семейства бобовых в чем-то невозможно.

Валерий Белкин, 11.02.26 07:39:22 — Недропользователь

Все правильно насчет семейства "бобовых". Контур отработки я покажу какой надо и пески нарисую и данные опережающей и сопровождающей эксплоразведки отображу, ну а металл куда девать, на "черный рынок", что ли?

В этом все и дело. Так как некоторые "иксперты" и офисный планктон в Роснедр понимают геологические запасы в недрах как прилавок ювелирной лавки или склад банковских слитков, взвешенных и уложенных по линеечке. А учет геологических запасов в недрах и их движение в процессе эксплуатации, отождествляют с учетом и движением драгметаллов и камней в промышленности.

Оно бы и ладно, пусть считают как могут, но дело в том, что на основании их заключений делается вывод о нарушении закона о недрах. Металл в запасах конкретного подсчетного блока, учтенного ГБЗ, должен соответствовать металлу от аффинажа 1:1. И присылают недропользователям Извещения и Предостережения о возможном досрочном прекращении права пользования недрами, так как металл, сверх учтенного ГБЗ - есть нерациональное использование недр и добыча полезного ископаемого не прошедшего Госэкспертизу и т.д.

Вы получали такие Извещения от Роснедр и Предострежения от Росприроднадзора? Если еще нет, то будут, если у Вас будет "намыв". Проверка "недобросовестных лицензиатов" идет камеральным способом на основании инф.отчетов и статистических форм в ЛК недропользователей.

Валерий Белкин, 11.02.26 08:07:13 — Брат

Из Вашего сообщения следует, что Вы тоже отождествляете геологические запасы в недрах с прилавком ювелирной лавки или склада взвешенных и оприходованных банковских слитков. Теперь становиться ясно, по доносам каких "икспертов" кошмарят недропользователй.

Недропользователь, 11.02.26 08:07:21 — Валерий Белкин

По прежнему жду методичку на адрес: nedropolza@mail.ru

Я еще 10 лет назад перестал приросты показывать. Ну их нафиг. Этих извещений уже такое количество по всей стране, что прокуратура пришла в Роснедра и задала вопрос, а куда, собственно они смотрели.

Прирост вы увидели в начале сезона, состряпали оперативное изменение в блоках, предварительно сложив отдельно, в границах горного отвода, например золотоносные торфа, которые перестают быть таковыми, так как вы нашли в них золото. А после экспертизы промыли их и получили легальное золото.

Брат, 11.02.26 09:34:36 — Валерий Белкин

Нет, дружок, совсем не следует. По закону в России применительно к золоту в россыпной его ипостаси существует единственное полезное ископаемое - "песок золотоносный, код 13204112". Наверное, для особо одарённых (ну, которым "теперь становитЬся ясным") это знание недоступно и обычная, в общем-то, правовая ситуация видится кошмаром.

Сдается мне, что если приславшая "письма счастья" комиссия лишит ваше предприятие лицензий, то хозяин непременно наладит вас на выход. Ну, на рынок труда, к таким же, как вы, знатокам. Вы ведь представления не имеете, как грамотно действовать предприятию, лишённому лицензий, верно? Ну, куда бежать, за что хвататься...

Константин, 12.02.26 08:43:12

Добрый день! Скиньте пожалуйста Письмо Роснедр от 01.09.2021 № ОК-04-31/13876 на почту k_olikov@mail.ru

Борисыч, 14.02.26 05:57:00 — Брат

Если исходить из ОКПИиПВ, Вы абсолютно правы.

А относительно ст.337 НК РФ где указано:"При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации." И далее: "13) полупродукты, содержащие в себе один или несколько драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые по завершении комплекса операций по добыче драгоценных металлов, в том числе: "лигатурное золото (сплав золота с химическими элементами, шлиховое или самородное золото), соответствующее национальному стандарту (техническим условиям) и (или) стандарту (техническим условиям) организации-налогоплательщика;" каковы Ваши комментарии?

Наблюдатель , 14.02.26 06:49:28

Золотодобытчики незаконно добывали драгметалл в Амурской области из неучтенных запасов

В Амурской области недропользователь привлечен к административной ответственности за добычу золота из непрошедших государственную экспертизу и неучтенных на государственном балансе запасов. Проверку провела Благовещенская природоохранная прокуратура, сообщили в ведомстве.

Установлено, что ООО «СТК» разработало участок недр с отступлением от утвержденной и согласованной проектной документации. Допущена внеконтурная добыча 62 килограммов золота из не прошедших государственную экспертизу и не учтенных на государственном балансе запасов.

По результатам проверки с целью устранения выявленных нарушений руководителю ООО «СТК» внесено представление, по результатам рассмотрения которого внесены изменения в техническую документацию разработки месторождения, проведен оперативный пересчет запасов, внеконтурная добыча золота исключена. К дисциплинарной ответственности привлечены 5 должностных лиц.

По постановлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора ООО «СТК» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ «Нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами» в виде штрафа в размере 150 тысяч рублей.

Брат, 15.02.26 01:27:27 — Борисыч

Ничто, в том числе и ст.337 НК РФ, не может помешать нам исходить из ОКПИиПВ; более того, мы обязаны им руководствоваться. Кроме того, с нормами ОКПИиПВ коррелируются нормы ОКВЭД-2, которыми ДМ-сегмент выделен в самостоятельную отдельную категорию, для которой, в отличие от прочих сырьевых позиций, чётко определены правовые и технологические критерии отнесения работ к добычной стадии. А именно, разделом В "Добыча полезных ископаемых" в классе 07 "Добыча металлических руд" для вида 27.09.41 прописана только "Добыча руд и песков ДМ", тогда как для всех остальных металлических руд к добычной стадии отнесены добыча и обогащение.

Применительно к ДМ-сегменту обогащение добытых руд и песков отнесено ОКВЭД-2 к разделу С "Обрабатывающие производства" по классу 24 "Производство металлургическое" и описывается группой 24.41 "Производство ДМ". А как учит нас НК РФ, к добытым полезным ископаемым не может быть отнесена продукция обрабатывающих производств.

Поэтому если вы перестанете, наконец, "добывать золото" и приведёте в адекватное состояние весь комплекс своей документации, то со статьёй 337 НК РФ у вас будет исключительно совет да любовь.

Борисыч, 22.02.26 17:23:16 — Брат

Спасибо за столь подробное разъяснение.

Брат, 23.02.26 00:34:23 — Борисыч

Не за что, обращайтесь...

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Ответ из Роснедр в «Артель старателей «Витим» об отработке законтурных запасов»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "десять прибавить 3":