Рейтинг@Mail.ru

Новая модель образования россыпей и самородков золота открывает новые перспективы для россыпной золотодобычи

Кавчик Б.К., к.г.-м.н. – редактор zolotodb.ru
Кузнецов Ю.А. - ген.директор,
ООО РГ «Иркутскгеофизика 3»

От редакции: В статье приведены краткие результаты исследований, выполненных группой специалистов из разных НИИ, под руководством генерального директора золотодобывающего предприятия «Иркутскгеофизика-3» Юрия Александровича Кузнецова. Подробные результаты исследований опубликованы в 2024-2025 году [1-4]. В дальнейшем мы поместим одну из статей полностью.

 

1. Актуальность проблемы

Сотни лет люди ищут, разведают и добывают россыпное золото исходя из парадигмы, что россыпь — это продукт механического разрушения коренных источников и гравитационной сортировки тяжёлых минералов в потоке. По этой логике крупность и количество золота в аллювии целиком «наследуются» от рудного источника, а роль приповерхностной химии и биоты ничтожна. На этой базе выросли методики поисков, разведки и опробования — от шлихового анализа до проектирования поисковых и разведочных работ и методов обогащения песков.

В то же время всегда были наблюдения, которые не укладываются в «чисто механическую» картину. Имеется множество данных о высоких содержаниях золота в россыпях, которое не выявляется обычными гравитационными методами. Сложно объяснить наличие самородков в районах, где нет коренных источников золото-кварцевой формации, а в рудных месторождениях золото исключительно мелкое. Эти факты известные для россыпных месторождений золота трудно объяснить «наследованием» от коренных источников.

Микрочастички золота, выделенные из килограммового куска гётитизированной и каолинизированной коры выветривания бурого цвета. Вес — 137,0 мг (137,0 граммов на тонну)
Микрочастички золота, выделенные из килограммового куска гётитизированной и каолинизированной коры выветривания бурого цвета. Вес — 137,0 мг (137,0 граммов на тонну)

 

Сокращение сырьевой базы россыпного золота и количества типичных россыпных месторождений заставляет обратить внимание на  нетрадиционные объекты и для успешного их поиска попытаться разобраться их генезисом.  Именно это привело к появлению химической модели, которая учитывает не только гидродинамику, но и процессы растворения → переноса → вторичного осаждения золота в гипергенной зоне — то есть физико-биогеохимические механизмы «доращивания» извлекаемых форм прямо в россыпи. 

 

2. Методика и материалы исследований

Исследования проводились в течение 5 лет (2020-2024 год), они включали два логически связанных блока. Натурные наблюдения и отбор проб с привязкой к геоморфологии и гидрологии проводились в Бодайбинском районе на россыпи Хлебопек. Исследования проводились параллельно с производственной деятельностью. Для выполнения исследований на предприятии был организован специальный отдел с приглашенными специалистами из различных НИИ.  

Лабораторные исследования проводились по переданным материалам в специализированных центрах — в Институте биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН (ИБХФ РАН, Москва), в ФИЦ химической физики им. Н.Н. Семёнова РАН (Москва), во ВНИГНИ (Москва) и на профильных кафедрах Воронежского государственного университета (ВГУ) [2, 3].

Ручей Хлебопёк — левый приток реки Вача в Бодайбинском районе. Длина водотока около 15 км, притоки короткие — 1,5–2,5 км, что удобно для детальной «штучной» разведки и сопоставления разрезов по бортам. В геологическом основании — углеродистые сланцы венд–рифейского возраста (углеродистые алевролиты, филлиты, песчаники с тонкими карбонатными прослоями), прошедшие региональный метаморфизм порядка 520–570 млн лет назад. Кварцево-жильный материал в обнажениях есть, но роль его подчинённая; рядом с Хлебопёком известны рудные объекты золотосульфидной формации, в которых золото преимущественно тонкодисперсное. В аллювии Хлебопёка при этом регулярно встречаются крупные золотины и самородки (рис.1) — ключевой факт, побудивший сосредоточить здесь исследования [2, 3].

Мелкие самородки. Второй приток ручья Хлебопёк (месторождение Хлебопёк)
Мелкие самородки. Второй приток ручья Хлебопёк (месторождение Хлебопёк)

 

Климато-криогенные условия специфичны: многолетняя мерзлота мощностью 120–200 м влияет на циркуляцию над- и межмерзлотных вод и на расположение «реакторных» зон в разрезе. При бурении фиксировались повышенные притоки воды в мерзлых породах; эти горизонты выходят на поверхность незамерзающими ключами в устьях притоков и пропитывают современный аллювий. С миграцией таких вод связаны вынос Fe и S из сульфидов, развитие гётитовых корок и накопление тонких форм Au [2].

Ключевая морфогенетическая особенность участка — протяжённые полосы сплошной гётитовой цементации («мёртвые зоны») в верховьях Хлебопёка. Это естественные барьеры базального типа, которые «подпруживают» устья притоков, меняют фильтрацию и создают условия для коагуляции и фиксации золотоносных форм. Полевые наблюдения: «мёртвые зоны» узнаются по рыжим плотным прослоям и корочкам, безжизненным лужам, светлым выцветам сульфатов Fe на прибрежных камнях; типичные значения pH — 5,6–5,7 в озерцах «мёртвой зоны» и 7,1–7,2 в руслах выше/ниже [3].

В ходе исследований на месторождении Хлебопек проводились следующие работы. Отбор проб на местности: (а) валовые пробы (всего 28, массой порядка 0,85–1,0 т каждая) из русловых отложений и гале-эфельных отвалов; (б) шлиховые/концентрационные пробы из ключевых участков русла; (в) пробы воды и взвеси с фильтрацией по пороразмеру; (г) снятие поверхностных плёнок с зеркала воды («плавающее золото»). Каждый пункт привязывался к верхней границе «мёртвых зон», к локальным перепадам уклонов и к участкам возможных природных ловушек. Для исключения «сезонного» эффекта ряд сечений повторяли в разные фазы водности [3].

В маршрутах фиксировались геоморфологические элементы русла, мощность и протяжённость гётитовых прослоёв, признаки активной гётитизации (рыжие корочки, светлые выцветы сульфатов железа), состояние бортов, наличие органики и тонкодисперсного материала. Параллельно измерялись pH, температура и электропроводность воды; отмечались участки с визуальными плёнками и «опалесценцией» на поверхности — геологический признак присутствия коллоидных форм золота. Все точки фотографировались, координаты фиксировались по GPS, для последующей сверки с результатами лабораторной аналитики [2, 3].

Отдельно отмечены срастания Au с кварцем — зачастую с «наросшей» геометрией, невозможной при значительной транспортировке: золото образует выступающие лезвийные «языки», выходящие за границы кварцевого зерна. Аналитика вод показывает повышенный кремний (Si) в озерцах «мёртвой зоны», что указывает на образование тонкой плёнки геля кремниевой кислоты на кварце и адсорбцию на ней коллоидов Au — удобный механизм зарождения сростков. В сумме фиксируется весь эволюционный ряд форм: микро минеральные фазы соединений Au в сланцах → золи и гели золота, как в виде его «окисленных форм», так и Au0в обводнённых участках кор выветривания → золи и гели золота «плавающее золото», самородное Au в природных ловушках аллювия [2, 3].

По данным опробования в гале-эфельных отвалах и коре выветривания подтверждены значимые содержания золота и платиноидов (обычно >1–5 г/т по XRF, с подтверждением пробирным и масс-спектрометрическим анализом); при этом морфологии показывают микро- и субмикронные формы благородных элементов, что и объясняет слабую проявляемость гравитацией. В серии 28 валовых проб массой порядка 0,85–1,0 т каждая получены высокие содержания: в 5 пробах >30 г/т, в одной — порядка 105 г/т.

При отмывке дроблёного материала на доводочных приборах «гравитационно извлекаемого» золота не фиксировалось — металл находился в тонких/связанных формах и требовал иных режимов подготовки. На SEM отчётливо видны мельчайшие частицы на поверхности зёрен сульфидов (в т. ч. пирита, пирротина, халькопирита, кварца, слюд), что согласуется с лабораторными опытами по «выращиванию» Au из его комплексов в макроформы. В природных водах ручья и притоков раман-спектроскопия фиксировала наноразмерное Au⁰ (порядка десятков нанометров).

Срастания и цементация. Для аллювия типичны срастания Au с кварцем и гётитом с «наросшей» геометрией, плохо совместимой с дальней транспортировкой: встречаются мелкие самородки, в которых собственно золото «сшито» гётитом и аморфным/раскристаллизованным кварцем. Эти наблюдения укладываются в модель быстрого вторичного осаждения и укрупнения золота в зонах гётитовой цементации современного аллювия. 

Месторождение Хлебопёк. Детализация форм одной из микрочастиц золота в коре выветривания. Увеличение 25-30 раз. Чётко видны формы роста и растворения
Месторождение Хлебопёк. Детализация форм одной из микрочастиц золота в коре выветривания. Увеличение 25-30 раз. Чётко видны формы роста и растворения

 

3. Физико-биогеохимическая модель образования россыпей

Золото, высвобождаясь из коренных пород, где оно может входить в состав более сложных минеральных форм (теллуриды, селениды, стибниты, интерметаллиды и др. [3]) вовлекается в экзогенную миграцию: при участии воды, органики и микробных сообществ оно переходит в ионные комплексы (например, тиосульфатные), образует коллоиды и золи мельчайших частиц Au⁰, адсорбируется на носителях-поверхностях (глины, оксиды Fe/Mn, органика),. Эти формы «невидимы» для традиционной гравитации — их выявляют аналитические методы [1–3].

Обозначения и переходы. Au⁰ — золото в нулевой степени окисления, то есть обычное металлическое (самородное) золото. В природе оно может растворяться (Au⁰ → Au1⁺/Au³⁺) и вновь осаждаться как металл (Au1⁺/Au³⁺ → Au⁰). Микро - и наночастицы Au⁰ играют роль «затравок»: на них могут быстрее нарастать новые слои металла.

Начало работы «природного реактора» начинает в зоне коры выветривания (зонах окисления геохимических аномалий, не обязательно «рудного» облика). Где сульфиды (например, пирит) начинают окисляться. В присутствии воды и кислорода уже в породах коры выветривания возникают лиганды серы (в т. ч. тиосульфат), и множества других лигандов [3], переводящие Au в подвижные комплексы. Ниже по склону, в локальных природных ловушках, местах с органикой, глинами, оксидами Fe/Mn и биоплёнками комплексы восстанавливаются, золото выпадает как Au⁰ и укрупняется на «зародышах». Но может и растворяться, так как к.г.м.н. являются даже более сильными окислителями, чем кислород. Всё зависит от соотношения окислителей – восстановителей. В аллювиальных фациях,  при наличии природных ловушек,  процесс укрупнения золота, в том числе и гравитационно - извлекаемого, может идти даже более быстро — счёт на годы, а не на тысячелетия; кинетические расчёты и эксперименты показали возможность искусственного «роста» небольших самородков при чередовании условий (заморозка/оттайка, доступ восстановителей) [1–3].

В руслах притоков ручья Хлебопёк и его долине «узлы роста», места, где наиболее часто встречаются крупные золотины, пространственно различаются. В руслах притоков они стабильно концентрируются на отрезках ~200–300 м выше начала участков сплошной гётитовой цементации русла, то есть на геохимическом барьере, где pH колеблется от 7,1 до 4,2. В самой зоне базальной гётитизации крупного золота нет, тогда как ниже крупного Au почти нет. Но оно есть и в значительных количествах в виде его тиосульфата. Гравитационно извлекаемого золота в зоне базальной гётитизации почти нет. Оно наблюдается или в виде отдельных чешуек, или удлинённых частичек (длиной до 2-х и, даже 3 – х см, при толщине в 2-3 мм). Ниже по долине ручья, где зона сплошной гётитизации начинает прослеживаться лишь фрагментарно, происходит процесс вымывания из базальных песчаников тиосульфатов, его восстановление и крупное золота опять появляется, но уже с другими примесями.  Как в корах выветривания, так и в аллювии притоков и основной долины часто наблюдают «плавающее золото» и сростки Au–кварц и Au – пирротин, реже – пирит или слюды — признаки близкого осаждения и короткой транспортировки и возможной локализации. Эти «узлы роста» — естественные ловушки, где биогеохимический «реактор» работает особенно эффективно [3], и нано и микрочастицы  соединений золота проходят все стадии: от комплексных соединений Au (иногда очень сложных по составу) через стадию коллоидов до микро и макро его форм. 

 

4. Практическое значение новой модели

Новая модель говорит, что золото в россыпях не только перемещается и истирается, оно ещё и дорастает на месте. При этом может образовываться крупное золото и самородки без обязательного наличия их в рудных источниках. Богатые скопления золота и самородков могут возникать в неожиданных для сегодняшней парадигмы поисков местах. То есть при формировании россыпей золота важны не только коренные источники и гидродинамика потока, в котором формируется россыпь, но и участки, где химия и биота создают природные условия роста.

В свете новой модели иначе представляется проблема мелкого золота в россыпях. В настоящее время накоплено много наблюдений, когда гравитационного золота в песках нет, но методы анализа показывают содержания — граммы и даже десятки граммов золота на тонну. Вопросы локализации зон высокой концентрации негравитационного золота в россыпных месторождениях требуют дальнейшего изучения. Для прогноза нахождения россыпного золота становятся понятными давно уже выявленные практикой ориентиры, не вписывающиеся в теорию механического разрушения рудных объектов. Например: наличие гуминовых кислот на болотистых поймах, следы площадных пожаров, глины, гётитовые корочки, заметная перемена  кислотности воды,  «запах» железа, рыжие и белёсые налёты на камнях, короткие «ниточки» или корки аморфного кварца в разрезе, случаи фиксации «плавающего золота» и т.д.

Старые техногенные россыпи и отвалы могут быть богаче, чем представляется сегодня. Химические процессы в них не прекращаются. Серосодержащие растворы продолжают выщелачивать золото из тонких включений, биота меняет устойчивость комплексных форм золота, а ниже по гидросети металл может осаждаться заново — плёнками и микрочастицами. Некоторые техногенные россыпи способны довольно быстро «подкармливаться» золотом и быть интересными для повторной отработки. Через сезон–два рядом с естественными барьерами, при наличии, осознанно или неосознанно созданных искусственных, а чаще – природных ловушек в них снова может появиться извлекаемое золото. Это легко подтверждается кинетическими расчётами [4], опытом старателей и местного населения моющих такие техногенные отвалы.

Меняется подход к опробованию. Помимо обычной промывки песков нужны методики, которые «ловят» коллоиды/нано-фракции и адсорбированное золото (валовые пробы, щадящие выщелачивания, фильтрация по пороразмеру, электронная микроскопия, раман-спектроскопия). Иначе «невидимое» золото будет уходить мимо баланса.

В целом новая модель — это рабочий инструмент, расширяющий область поисков и позволяющий пополнять сырьевую базу. Практически это означает: уточнение критериев перспективности, перенос акцента на участки с активной органикой и тонкими носителями (глины, оксиды Fe/Mn), включение в опробование воды, плёнок и тонких фракций, а также мониторинг «живости» системы по простым полевым признакам. Для техногенных россыпей — планирование повторной отработки там, где сохраняются/формируются природные ловушки, и применение щадящих режимов, чтобы не разрушать коагуляцию и биоплёнки. Всё это в сумме обещает повысить эффективность поисковых и разведочных работ и даёт шанс получать дополнительное золото на уже известных объектах. 

 

Литература 

1. Варфоломеев С.Д. и др. «Физико-химическая модель формирования россыпного золота» — кинетика, автокатализ, поточная модель (три зоны) и параметры процесса. Основа описанной теории. Журн. физ. химии, 2024.

2. Кузнецов Ю. А., Грибанов, В. П., Варфоломеев, С. Д. и др. Изменения минерального состава пород в ряду «коренной источник – кора выветривания – россыпь» на примере золоторудного месторождения Хлебопёк (Бодайбинский район, Иркутская область). «Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Геология», № 1 (2024): Январь – Март. 

3. Жабин А.В., Кузнецов Ю.А. Новая модель генезиса россыпного золота, Недра Поволжья и Прикаспия. Вып.118, май 2025 г. 

4. Варфоломеев С.Д., Наумов В.А., Калиниченко В.Н., Кузнецов Ю.А. Физико-химические закономерности и механизмы образования металлического золота в техногенных минеральных формациях.Кинетическая модель процесса. Журн. физ. химии, июнь 2025.


-2+5
Уникальные посетители статьи: 8819, комментариев: 97       

Комментарии, отзывы, предложения

999, 04.09.25 19:52:42 — СНС

Интересная научная статья. До производства самородного золота еще далеко.

Брат, 04.09.25 22:31:15 — 999

Интересная по фактуре - безусловно. Научная - не сказал бы.

Смотрите (я цитирую): "модель формирования россыпного золота", "новая модель генезиса россыпного золота", "закономерности и механизмы образования металлического золота в техногенных минеральных формациях". Это всё, простите, о чём? С моей точки зрения, об условиях и обстоятельствах миграции золота в почвенном слое. Это при условии научного подхода.

А вообще, для псевдонаучных экзерсисов у нас есть Роснедра. Это там миллионные "кучи" непонятно чего под выщелачивание, выступающие в роли неведомых миру месторождений полезных ископаемых хвостохранилища, отстойники и прочие прелести "техногенных минеральных формаций". Словом, околонаучный, но блуд.

Магадан , 05.09.25 02:24:35

Биогенная теория не новая. Интересно, что нашелся энтузиаст, который взялся ее развивать. Юрий Александрович Кузнецов - директор ООО! Пригласил науку, организовал процесс, получил интересные результаты и опубликовал. Я таких больше не знаю. Снимаю шляпу и кланяюсь!

Кент, 05.09.25 04:17:43

Поддерживаю Магадан(а), ощутил те же чувства при прочтении статьи - поклончик Ю.А Кузнецову за организацию, всем бы таких директоров!

Статья подтверждает мой неоднократный опыт повторной отработки одного и того же участка одной и той же технологией через несколько десятков лет - тот же металл за малым не в тех же количествах, в присутствии тех, кто отрабатывал участок целиковым - полное недоумение откуда столько самородков и крупного металла. Это же замечательно, коллеги!

Старый, 05.09.25 05:54:48

Набрал в Яндексе: Физико-химическая модель формирования россыпного золота. Нашлась работа: 3. Жабин А.В., Кузнецов Ю.А. Попробовал почитать. Длинно. Кроме того без таблиц и картинок (может заплатить надо?) непонятно. Но работа вроде солидная. Приведу выдержку:

"Рис. 25. Оптический микроскоп. Частица плывущего золота. В центральной части снимка наблюдаются относительно крупные слоистые образования, основу которых составляют ажурные сетки из сферул золота, налегающие друг на друга, в итоге приводящие к образованию блестящих слоёв золота. Краевые части сеток выглядят как дендриты.

Рис. 26. Другие участки пластинки плывущего золота. Глобулярные, пластинчатые и блочные формы на контактах с тёмными зонами синерезиса и яркими зонами перехода мицелл коллоидного золота к структурам Аи0 узлы которой состоят из сферул (рис. 26).

Стало очевидным, что наиболее благоприятными участками для осаждения золота и последующей самоорганизации его форм на различных субстратах служат границы раздела фаз. А на локальных участках - те зоны субстрата, на которых различия физических характеристик контактирующих фаз на данных границах раздела максимальны, что вызывает неустойчивость таких структур и убыстрение химических реакций."

Здесь на сайте краткие выжимки и практические выводы. Но мне про практику хотелось бы подробнее. Что наука дала предприятию? Окупилась она? Или хоть диссертацию директор написал? На что деньги были потрачены?

Артамошка Лузин, 05.09.25 07:51:43 — Кенту

))) Так уж и недоумение, оставлен крупняк в трещинах плотика, и все делов.

Журавлев , 05.09.25 07:54:31 — Авторам

Вы знакомы с работой: Биогенное образование месторождений золота

Виниченко П.В., к.г.-м.н., ФГУП "Урангео"? Она есть на сайте. Есть и другие работы на эту тему. В чем у вас новизна?

Кент, 05.09.25 09:15:42 — Артамошке Лузину

Так и до происхождения человека от обезьяны можно докатиться! :)

Разве нет места для "Биогенное образование месторождений золота Виниченко П.В., к.г.-м.н., ФГУП "Урангео"?

Юрий Кузнецов, 05.09.25 09:19:06 — Старый

Нет. Гендир старенький по возрасту. Ему эти дисеры не нужны от слова совсем. Не собираюсь я гибнуть смертью храбрых во сне на учёных советах.

Ещё, когда 4 года назад, меня попросили возглавить парочку умирающих артелей, оним из моих условий было - организация научных работ, чтобы понять есть ли геологические маркеры в наших разрезах, которые бы говорили о прохождении химических реакций способствующих локализации россыпного золота. А то наш принцип:" Бери больше, кидай дальше и будет тебе счастье!" себя не оправдывал. Так вот тогда, естественно, у меня народ и спрашивал: "Начальник, ты что ... совсем? Зачем нам кормить этих яйцеголовых?" Уже три сезона не спрашивают. А ведь у нас кроме институтских и полевая лаборатория появилась. Артельщики молодёжь буквально вылизывают.

Показатели нашей организации есть в интернете, налоговую не обманешь,можно посмотреть.

До мысли об опоре на науку мы не сразу дошли, конечно.

Можно по литературе посмотреть, как постепенно трансформировались наши взгляды. Да и на многих геовебинарах я ( и некоторые наши сотрудники) выступали. Список этих вебинаров могу прислать. Литература есть в этих 4-х статьях.

А возглавляет наш научно-технический отдел член-корреспондент РАН Варфоломеев Сергей Дмитриевич. Настоящий, ещё советский. Признанный специалист мирового уровня по кинетике химических процессов. Так что о псевдонауке речь не идёт. А ярлыки пусть Брателло на лоб (или куда ещё) наклеивает.

Юрий Кузнецов, 05.09.25 10:59:49 — Кент

В принципе, даже трансформацию наших взглядов можно проследить здесь:

1. Ненахова Е.В., Сахно В.Г., Калашников Ю.Д., Кузнецов Ю.А. // Самосборка нано дисперсных форм платиноидов как метод их извлечения на примере золотосеребряных руд Милоградовского проявления // Вестник ВГУ. Сер. Геология. 2018. № 4. С. 102–106.

2. Кузнецов Ю.А., Дубков А.А., Калиниченко В.Н., Жабин А.В., Варфоломеев С.Д. // Исследования микроформ кристаллических соединений благородных металлов в золоторудных месторождениях Евразии // Недра Поволжья и Прикаспия. 2023. Вып. 111. С. 27–36.

3. Кузнецов Ю.А., Грибанов В.П., Варфоломеев С.Д., Калиниченко В.Н., Мальцев А.А., Дубков А.А., Гулин А.А., Жабин А.B. // Минералого-геохимические особенности состава «плывущего золота» на примере золоторудного месторождения Хлебопёк (Бодайбинский район, Иркутская область) // Недра Поволжья и Прикаспия. Вып.113. 2024. С. 16-29.

4. Кузнецов Ю.А., Грибанов В.П., Варфоломеев С.Д., Калиниченко В.Н., Дубков А.А., Гулин А.А., Жабин А.B. // Исследования изменений минерального состава пород в ряду «коренной источник – кора выветривания – россыпь» на примере притоков золоторудного месторождения Хлебопёк (Бодайбинский район, Иркутская область) // Вестник ВГУ. Серия: Геология. 2024. № 1. С. 32–48.

5. Кузнецов Ю.А., Грибанов В.П., Варфоломеев С.Д., Калиниченко В.Н., Мальцев А.А., Дубков А.А. Жабин А.B. Исследование благороднометальной минерализации пород и кор выветривания Карийского рудного поля методами рентгенофазовой дифракции и электронной микроскопии (Восточное Забайкалье) // Недра Поволжья и Прикаспия. Вып.110. 2023. С. 12-24.

6. S. D. Varfolomeev, V. N. Kalynychenko, Yu. A. Kuznetsov, I. V. Gacho, and S.B.Tsybenova. Physicochemical Model of the Formation of Allocate Gold, RUSSIAN JOURNAL OF PHYSICAL CHEMISTRY A Vol. 98 No. 12. 2024. pp.2798-280.

7. Кузнецов Ю.А., Грибанов В.П., Варфоломеев С.Д., Калиниченко В.Н., Мальцев А.А., Рождествина В.И., Наумов В.А., Дубков А.А., Жабин А.В. Модель образования россыпей золота Бодайбинского района Иркутской области на примере месторождения «Хлебопёк». Недра Поволжья и Прикаспия. Вып. 116. 2024. С. 15-27.

8.

Гарник Ю.Г. //Обоснование перспектив и концепция поисков и разведки месторождений рудного золота в центральной части Бодайбинского района//. Иркутской области, сайт «Золотодобыча».

Геовебинары Геовебинары по данной теме

1. Геовебинар от 23. 09. 2022 // Исследования благороднометальной минерализации пород Карийского рудного поля (Восточное Забайкалье) и кор выветривания этого поля методами рентгенофазовой дифракции и электронной микроскопии//.

2. Геовебинар от18. 10. 2022 // Исследования минерального состава россыпного месторождения Хлебопёк (Бодайбинский район Иркутской области). Возможный ход процессов образования россыпного золота на исследованном объекте//.

3. Геовебинар от19. 12. 2023 // Исследования изменений минерального состава пород в ряду «коренной источник – кора выветривания – россыпь» на примере притоков золоторудного месторождения Хлебопёк//.

4. Геовебинар от 05. 04. 2024 //Преобразование минеральных форм золота из областей их переноса от коренной породы до аккумуляции в россыпи на примере месторождений Карийское (Читинская область) и Хлебопёк (Иркутская область, Бодайбинский район)//.

5. Геовебинар от 24. 04. 2024 // Результаты лабораторных исследований процессов самоорганизации и самосборки золота//.

6. Геовебинар от 22.11.2024 // Минералого-геохимические особенности «горячих камней» на примере россыпного месторождения Хлебопёк (Бодайбинский район Иркутской области)//.

7. Геовебинар 08 июля 2025 //Современные подходы к пониманию генезиса россыпного золота: лабораторные и природные процессы//

Юрий Кузнецов, 05.09.25 11:26:22 — Кент

Спасибо! Я там направил ссылки на наши работы и выступления. Там чётко прослеживается постепенная трансформация наших взглядов от частичного неприятия классической теории и перехода к химическим закономерностям самоорганизации его соединений. Ряд этот понятный и давно известный химикам. Химические соединения золота (не только привычное нам его нулевая форма)- комплексные соединения - коллоидные соединения - микроформы (зародыши) - макроформы. Всё это мы проследили. И не только в пробирках, но и непосредственно на участках добычи.

несколько лет назад я пришёл в ИБХФ РАН, так как узнал, что они ещё с советских времён занимались синтезом плёнок золота для микросхем и лекарств. Задал вопрос научному руководителю института Сергею Дмитриевичу Варфоломееву - вот Вы успешно синтезировали плёнки золота, а нельзя ли исследовать как из двумерных структур образуются их трёхмерные образования? В виде самородков?

Конечно можно - сказал он - это просто! Мы же двухмерные плёнки получаем из трёхмерных банковских брусков. Ну так вот ... оказалось не просто. Мы года два-три разбирались как это происходит в поликомпонентной природной среде. Разобрались. И действительно выращиваем "бонанцы" и прочие "маккенны", как картошку. Фото в статьях и вебинарах есть. Или как японцы искусственный жемчуг.

Но японец который эту технология придумал её совершенствовал 38 лет. Теперь его внуки не знают куда свои йены запихивать.

Я до такого не доживу. А вот наша молодёжь, которая этим у нас занимается, имеет для этого все шансы.

Если вездесущие китайцы не подсуетятся. Что будет, обидно.

БАЕ, 05.09.25 11:37:53 — Кент, 05.09.25 04:17:43

Помню в 70-х годах в журнале Колыма была статья, в которой утверждалось, что золото в россыпях растёт. Причём очень быстро. Обосновывалось тем, что в долине реки разведанные запасы золота отработаны, но спустя несколько лет в долине этой реки вновь выявляются запасы золота, которые вновь отрабатывается. Вот так. И никаких технологических, эксплуатационных потерь при добыче. Вот так и удивляемся

Брат, 05.09.25 12:08:12

А ещё была С.В.Яблокова с её "новым золотом". Году в 68-м.

Юрий Кузнецов, 05.09.25 12:31:03 — Журавлёву

Конечно знаком с идеей Винниченко В.П. о биогенном золоте. Мысли в правильном направлении о другом, отличном от глубоких слоев литосферы, наборе химических реакций, превалирующих в зоне гипергенеза. Естественно знаю, что металлоорганических комплексов золота известно и синтезируется на порядок больше, чем известных его минералов. Знаю, что есть и выращиваются штаммы "золотожуев" и "платиногрызов". Но их выращивание, это - искусство, а не наука. И отходы их жизнедеятельнсти, в виде наночастиц, надо опять же цианировать. Но на самом деле, для практиков, эти представления никто не пытался систематизировать. Не на уровне нашего геологического - "ля-ля" и "вполне может быть", а на уровне точных наук. А химия - наука точная.

Я там сбросил список наших работ по выявленным нами механизмам электрохимической преципитации (как минеральные формы Аu+ превращаются в Au0. И кинетику этих процессов. Вот так мы и рассчитали, а потом проверили и в лаборатории, и на участке, что эти реакции могут быть очень быстрыми. А могут пойти вспять, или даже установиться химическое равновесие реакций осаждения - растворения. Всё зависит от среды, компонентов. Но, по набору вторичных минералов (продуктов таких реакций), это можно понять. Надо только заняться этим. В каких артелях это делается? Или хотя бы задача ставится?

По крайней мере мы доказали (инструментальными методами), а не предположили, что есть (в том числе и на нами изученных объектах)комплексные соединения, коллоидные соединения, способные к самоорганизации и переходу от микро к макроформам.

Выяснили как выглядят конкретные "минералы - маячки" - продукты таких химических реакций в природе. И, даже, пытаемся поделится такими знаниями.

А практическая польза от таких знаний? Можно найти на сайте налоговиков. Яндекс знает всё. В десятки раз увеличили добычу. Расплатились с гигантскими кредитами и стали самодостаточной организацией. Это и есть правильная форма инвестирования в науку. И не только в прикладную, а сначала - в академическую.

Кент, 05.09.25 12:43:18 — Юрию Кузнецову

Благодарю Вас за информацию и ссылки (правда, я туплю как их использовать, вебинары эти есть в ютубе или аналоге?)!

Боюсь, как бы не получилось у молодежи как у добытчиков алмазов с искусственными алмазами - цена/спрос на настоящее золото упадет, когда в лабораториях его выращивать начнут массово.

Б.Кавчик, 05.09.25 12:50:53 — Журавлев , 05.09.25

Спасибо за вопрос. Да, знаком с работой П.В. Виниченко «Биогенное образование месторождений золота» и с рядом других публикаций на эту тему — они важная часть истории вопроса.

Отвечу на ваш вопрос про новизну разработки. По-моему мнению разработка группы Ю.А.Кузнецова отличается от прежних работ современными техническими методами, соответственно, глубиной и детальностью исследований, а также связью с практикой. В модели присутствует кинетика и набор параметров процесса — т.е. именно то, чего не хватало ранним работам, где идея биогенного участия, как правило, оставалась на уровне концепции.

Как редактор, считаю, что новизны здесь более чем достаточно. Мы обсуждали материал с Юрием Александровичем и посчитали важным познакомить с ним читателей сайта. У сайта порядка 40 тыс. посетителей в месяц. Я хотел, чтобы больше специалистов были в курсе этой разработки и смогли её обсудить.

Юрий Кузнецов, 05.09.25 12:53:21 — СНС

Ну не так уж и далёкая перспектива. При условии, что мы не глупее того японца, который 38 лет разрабатывал и доводил до совершенства технологию выращивания искусственного жемчуга.

Главное, что у нашей молодёжи появилась такая перспектива. А я постараюсь, чтобы эта перспектива не умерла.

Юрий Кузнецов, 05.09.25 13:01:53 — Брат

А была ещё и Нина Васильевна Петровская. Помню, в молодости, я слушал её лекции о "невидимом" золоте. Она тогда микрозолото увидела на первых электронных микроскопах, которые были величиной в два этажа. Я, молодой балбес, её послушав, таким же, как я, вещал: "Дура старая! Зачем нам какое-то невидимое золото, когда видимого полно!"

Встречусь (если, Бог даст!) попрошу прощения!

Юрий Кузнецов, 05.09.25 13:15:40 — Кент

Геовебинары в интернете есть. Это такой же публичный сайт, как и "Золотодобыча", но с видеозаписью докладов. Там есть "Библиотека", куда можно по числу, названию доклада, или автору зайти и посмотреть видеозапись. Последнего пока нет

Юрий Кузнецов, 05.09.25 13:33:33 — БАЕ

На последнем геовебинаре (8-го июля) я рассказал и показал, что золото не только растёт в россыпях, но там же может и умереть.

ПО, 05.09.25 16:43:39

Странно, что археологи, в руки которых попадают многочисленные рукотворные золотые артефакты, пролежавшие от сотен, до первых тысяч лет в самых разнообразных условиях (все типы почв, речное и морское дно etc.) не описывают на них ни прирастания, ни урастания.......смотреть, наверное, не умеют....

Юрий Кузнецов, 05.09.25 17:57:45 — ПО

А Вы много видели курганных золотых артефактов? С ними всё, как раз и понятно.

Вождя и царя в курганах, где есть приток воды и кислорода, не хоронят. А то, такого Харона, рядом прикопают. И археологи, с удивлением, зафиксируют у него кол между костей таза.

С морскими сложнее. Я видел (правда только на фото) что происходит с золотом на утонувших испанских галеонах.

Так вот, если сундук был целый, то дублоны-пиастры относительно хорошо сохраняются. А вот если сундуки были разрушены и оно было рассыпано по трюму, где не росли кораллы ... возможны варианты.

В некоторых случаях это вообще конгломераты всего, где можно только догадываться из страны какого Луя были монеты. Часто видны следы растворения и срастания в общую массу. Есть ли там новообразованное золото, и как оно распределено по массе, я не знаю. В мои руки не попадало. А вот золото "Чёрного принца" в Чёрном море могло хорошо сохраниться. Ну, разве что плёнка сульфидов золота наросла. Когда уКры море осушат, можно будет посмотреть есть ли там петровскаит и ютенбогардит и сколько. Так что дай нам Бог всем здоровья!

Влад, 05.09.25 18:33:53 — Авторам

Видел много самородков со следами истирания: такие окатанные бывают, не хуже гальки. Как они такими вырастают?

89602875057@mail.ru, 05.09.25 19:33:59 — авторам

"По этой логике крупность и количество золота в аллювии целиком «наследуются» от рудного источника, а роль приповерхностной химии и биоты ничтожна."-во время ревизионных работ по отработанному в 50ые г месторождению р Утинка неоднократно наблюдал в шлихе кристаллическое ,новообразованное золото в форме лиры,пера,

Юрий Кузнецов, 05.09.25 20:38:26 — Влад

Имеет смысл прочесть наши работы (хотя бы под №3). Там достаточно подробно рассказано, что может растворять золото в Природе. В ловушках 3-го порядка. нет, не царская водка или ртуть с цианидами, их в природе не бывает. А вот тиосульфаты, Или комплексы Au+, это запросто.

А кто нибудь пробовал молотком постучать по самородку, чтобы его расплющить? Ну так, в тоненький лист? Если да, то как ощущения? Не утомились?

Это же бронза. Так что насчёт стачивания в абразивами в водном потоке, в ловушке забитой грязью ... Ну ... не знаю. Отцы церкви тысячу с лишним лет учили, что Земля плоская. И всех это устраивало, пока в Америку не надо было плыть.

Юрий Кузнецов, 05.09.25 20:56:59 — 89602875057@mail.ru

По какой логике? Это - информационная записка.

В наших работах чётко сказано, что роль механического разрушения жильного материала содержащего золото, в образовании россыпей, сильно преувеличена. А россыпь Хлебопёк - яркий тому пример. Дело в том, что Бодайбинский район, а этот 100 тысяч кв км, начисто лишён магматики. Гидротермальные жилы настолько маломощны, что никак не вписываются в размер самородков. Да и всё рудное золото, хоть на Сухом Логе, хоть на Вернинском, хоть на Высочайшем и прочих разведанных объектах - максимум 3 мм. Ну ... или пусть покажут их главные геологи что-то, хотя бы в кубический (а не квадратный) сантиметр. Я публично извинюсь.

Да! Содержащие золото зоны Сухого Лога не выходят на поверхность. Он был открыт с помощью буровых работ. А россыпей в его округе ... В том числе и Хлебопёк. Конечно, по логике, могла существовать и сденудированная зона. Но тогда она сколько - то сотен миллионов лет висела в воздухе.

Юрий Кузнецов, 05.09.25 21:24:36 — 89602875057@mail.ru

Да, и ещё ... всё золото (в том виде как мы его добываем ) относится к так называемой кубической сингонии. Единичный его кристалл имеет размеры - 0, 48 ангстрема. Ангстрем в 10000 раз меньше микрона. То есть, поперёк плёночки толщиной в один микрон (не миллиметр) можно разместить 2 с лишним тысячи таких единичных кристалликов. А сколько миллиардов - миллиардов таких частичек находится к грамме золота не хочется даже считать. Вот из этих - то кучек кристалликов и ткёт Природа своё полотно. К виде шариков, кубиков, пёрышек и прочих красивостей. Но это - уже физика. И процессы эти достаточно хорошо известны и физикам и химикам. Студентов учат. Иначе мы бы не переписывались на сайте.

Беда, в том, что геологам это известно мало. Математику и физику мы проходили давно, а некоторые и - мимо.

Брат, 06.09.25 01:05:32 — Юрий Кузнецов

В самом деле? По актуальным описаниям полюсовских главное рудное тело Сухого Лога - это крутопадающая пластообразная залежь протяжённостью первые километры средней мощностью 70 метров, прослеженная по падению на 1,5 км. Понятно, выходящая на поверхность.

При таких обстоятельствах что даёт вам основания полагать, что сденудированная зона, существование которой вы допускаете, сколько-то миллионов лет висела в воздухе?

Магадан , 06.09.25 02:43:42 — Авторам

Как по вашему, рудные самородки в образовании россыпей принимают участие?

Вот такие, например:

https://zolotodb.ru/article/12341

Юрий Кузнецов, 06.09.25 06:39:39 — Брат

Кому понятно, что она выходит на поверхность? Насколько я знаю геологию района, а смею надеяться она мне знакома, Сухой Лог не выходит на поверхность и был открыт буровыми работами. Тело там выделяют только по опробованию. Он, действительно разведан до глубины 1,5 км. Есть даже отдельные скважины 1, 9 км. Содержания там какие - знаете? Минералогию? Размерность благородных металлов? По сути, это огромная геохимическая аномалия. Поэтому там и толкутся, не очень понимая какие технологические решения будут хоть как-то эффективны.

У меня есть все основания больше доверять Гарнику Ю.Г., проработавшему там 30 лет, чем "Полюсу". Его статья, именно по россыпям бодайбинского района, есть в "Золотодобыче". Я дал на неё ссылку под номером 8.

Б.Кавчик, 06.09.25 07:10:08 — Магадан , 06.09.25

По моему мнению, большинство россыпных самородков вышли из руды традиционным путем после разрушения коренных месторождений, в которых они родились и выросли. То, что нет месторождений с крупным золотом - это неизбежное следствие современных методов опробования и обработки проб. На пробирный анализ идет навеска 50 г, а небольшой самородок массой 1 кг может быть один на 1000 т.

Геологи иногда визуально находят самородки в руде, вы привели пример Наталки.

О самородках в руде написал как-то А.П.Смолин:

https://zolotodb.ru/article/10808

Однако это не исключает биогенную модель роста самородков. По-моему, есть и то и другое. Каких самородков больше???

Юрий Кузнецов, 06.09.25 08:01:35 — Магадан

Да, конечно, принимают! Возможно, что из этой кратенькой заметки сложилось ложное представление, что мы напрочь отрицаем роль рудного золота в образовании россыпей. Это не так.

Химические процессы осаждения коллоидных форм золота могут идти и очень быстро идут в тектонических трещинах где циркулируют гидротермы. И там его коллоидные формы переносятся с коллоидными формами кварца и некоторых других минералов, склонных к образованию коллоидов. В наших работах мы показывали синтезирование золота из его комплексных и коллоидных форм на кварце, пирите, пирротине, слюдах и, естественно, золота на золоте. Причём очень быстрого. Коллоиды кварца быстро "забивают" трещины в горных породах. Да, образуются тонкополосчатые руды с гигантскими содержания золота. Но мест и, главное, главное времени для благоприятного образования крупных выделений, там меньше, чем в близповерхностных условиях. Это показывает кинетика реакций такого осаждения. К такому же выводу пришли американцы синтезировавшие "бонанцы" из комплексов золота в гидротермах. Без расчётов, из чисто утилитарных соображений. Мол, забиваются трещины и ничего по ним уже не циркулирует. Да и литостатика в любой момент может "схлопнуть" такую трещину. Разговоры о существовании гидротермальных систем в течении миллионов лет даже у сантехников, которые чинят трубопроводы, литературных образов не вызывают.

По законам химии, в гидротермах реакции преобразования комплексных соединений золота в его коллоиды и микро, а затем и макро образования должны идти быстрее. А в поверхностных слоях медленнее. Но в зоне гипергенеза подключается и множество других процессов. Химическое, физическое, биологическое выветривание действуют совместно создавая уникальные природные золотоизвлекательные системы. Химическое выветривание, его минеральные комплексы мы достаточно подробно исследовали и частично описали. С биологическим выветриванием вообще интересно. Фитомайнингом золота в промышленных масштабах в других странах серьёзно занимаются. У меня есть подборка литературы на четыре-пять сотен публикаций. Качают растения золото из геохимических аномалий. Ох, качают. Я сознательно не касаюсь бактерий - золотожуев. Без нас есть кому заниматься.

Смешно, но мы как-то золу кала медведя из бодайбинского райна исследовали. На масс-cпектрометре. Вот где аномалия! Руды Сухого Лога, если бы могли плакать, рыдали бы.

Про вашу руду на снимке могу сказать. Да, бонанца! Очень высокие концентрации. В основном - двумерное. Как- то природа должна была преобразовывать его в трёхмерное.

Я, наверно, в этом месяце буду выступать на геовебинаре о минералого-геохимических особенностях Омчакского рудного-узла. Упомяну какие были там содержания в россыпях, коре выветривания, и в нынешних рудах.

Не будем особо задерживать народ. Если есть вопросы, можно обсудить по почте или телефону. Будете в Москве, заезжайте в институт. мы там каждый рабочий день с осени до лета. Москва, Косыгина 4, ИБХФ РАН. Наша организация в неём по договору лет пять лаборатории эксплуатирует. Мейл: tundra49@mail.ru

БАЕ, 06.09.25 11:09:58 — Юрий Кузнецов, 05.09.25 20:56:59 — 89602875057@mai

В работах ЦНИГРИ в результате исследований установлено, что величина эрозионного среза в ЛЗР достигала 4 км. Если это так, то в этом срезе могло быть множество разных источников с золотом. которые и стали источниками россыпных месторождений. Конечно же большая часть золота этих источников за многие миллионы лет претерпела изменения - истирание, перенос и пр. и часть сохранилась в аллювиальных образованиях

Юрий Кузнецов, 06.09.25 13:29:57 — Б.Кавчик

У меня сложилось совершенно другое мнение. Генезис большинства самородков лишь опосредованно связано с вмещающей минеральные формы золота рудой массой. Занимался я c советских времён рудным золотом. По линии Мингео СССР. Вот, как проверяющий (из самой Москвы!) ездил по командировкам по различным регионам СССР. Бывал и на месторождениях Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Магадана и ... всего и не упомнишь. Так вот, а я специально искал и спрашивал и просил у главных геологов : партий, экспедиций, объединений показать интересные образцы с крупным рудным золотом. Так вот ... таких не было! Даже в шахтах и штольнях Узбекистана. За исключением знаменитой дукатовской плиты. Часть её была отправлена в Гохран, а часть находилась в спецкомнате ПГО "Севвостгеология". Кусок был весом с тонну. Там было больше 200 кг золота в кварц полевошпатовой жиле. Ну ... сплошная "маккенна"! Мозги сносило! Но не геологу. Так вот Au там был не в виде крупных стяжений. А в виде плёнок развивающихся по трещинам. Да, развивались они очень интенсивно, пересекались друг с другом, иногда образуя мелкие раздувы,образуя причудливые, но двумерные структуры. Думаю в 90 -е её приватизировали. В Гохране я не был. Не знаю.

Конечно, можно предположить, что такие куски, попадая в водные потоки, могут биться об камни, проковываться и образовывать куски величиной с ядра Царь Пушки. За свою жизнь я много разных сказок слышал.

С 1975 года я был знаком с Вадимом Ивановичем Тумановым. Ездил к нему на Балбань -Ю. Были с ним на "ты", хотя он был постарше меня лет на 20. Он то, при случайной встрече в Москве, и вернул меня в геологию в начале 2000 - х. И стал я работать на рудном золоте, сначала на Чукотке, рядом с Милинским Леонтием Илларионовичем (такой же легендой), а, затем в Приморье.

Вот их организационный опыт мне и пригодился в старательской работе в Бодайбо и Забайкалье.

Так вот ... как показали наши лабораторные опыты, на дроблёнку кварца при наличии воды, кислорода и сульфидов железа золото садится на ура. Особенно если есть циклы замораживания - размораживания. Посмотрите, есть несколько работ, показывающих как это происходит.

Ответил на вопрос?

Брат, 06.09.25 18:27:00 — Юрий Кузнецов

Всякому понятно. Уж и не знаю, на что вам смеять надеяться при столь замысловатой логике. Какая вообще связь между фактом открытия буровыми работами и фактом выхода-невыхода месторождения на дневную поверхность?

Мы не можем полагаться лишь на веру или доверие кому-либо. Я в основном разделяю воззрения ныне покойного Гарника Ю.Г., которые мы с вами обсуждали в 2017-м, но невозможно же противопоставлять их (как систему представлений о миграционных возможностях золота) конкретной ресурсной модели Сухого Лога, подготовленной "Полюсом" (даже если вы не доверяете профессионализму Альмендингер).

Любое месторождение суть геохимическая аномалия и на ней толкутся люди. Разные люди. Толкутся, не очень понимая истоки категоричности ваших суждений. Для вас это ещё и вопрос морального права, не правда ли?

Юрий Кузнецов, 06.09.25 22:03:39 — Брат

Просто Гарник видел не затронутую горными работами структуру. И где это вы видели категоричность суждений? У нас же с ним очень непохожие представления о генезисе самородного золота? Но ведь я на него ссылаюсь.

И кроме мнения Гарника у меня есть представления о структуре Сухого Лога Дистлера Вадим Вадимовича. Я его хорошо знал и очень уважал и как геолога, и как человека.

Б.Кавчик, 07.09.25 07:56:38 — Юрий Кузнецов, 06.09.25

Юрий Александрович, спасибо за интересную информацию. В далекое советское время в Иргиредмете была Лаборатория рудничной и приисковой геологии (светлая ей память). Тогда изучали структуру неоднородностей распределения золота в руде и россыпях. Мы работали при эксплуатационной разведке, то есть могли смотреть забои. Небольшие богатые гнезда специально опробовались небольшими сплошными секциями, чтобы уточнить размеры и форму.

Вы совершенно правы, структуры гнезд сетчатые. Сплошных кусков золота мы в руде не видели. Но если их не нашли, то это еще не значит, что их нет. "Искал, но не нашел, учил, но не знаю...." Австралийцы иногда хвастаются своими самородками, в том числе из руды. Я думаю, мы бы тоже нашли, у нас в лаборатории в 90-е годы появились хорошие металлодетекторы...

Изменения рудого золота в экзогенных условиях, конечно происходят. В том числе золотосодержащий кварц окатывается, как обычная галька. Жаль, что мне не удалось накопить коллекцию самородков. Посмотрите хоть фото: https://zolotodb.ru/article/10440

ПО, 07.09.25 08:07:50 — Юрий Кузнецов

Я пробовал стучать молотком по слиткам золота массой от 5 до 50 г. Мягкое, как пластилин. И это проба была достаточно низкая -750. А если за 900-ю, то даже не пластилин, а.. Ну и в природном аллювиальном процессе золото из шарика в пластинку не "не отковывается". Формы окатанных золотин в ряду степени окатанности закономерно эволюционируют наследуя морфологию первичных выделений в рудах коренного источника. Об этом ещё у Петровской, коею вы всуе упомянули, описано.

Юрий Кузнецов, 07.09.25 11:15:19 — ПО

Огромное спасибо! Навеяло воспоминания.

В советское время я видел много рудного золота. В том числе и уникальные образцы. И полосчатые руды и крупные дендриты. Но кто бы мне дал молотком то по ним постучать? Это сейчас - хоть обстучись. Россыпного у Туманова тоже видел много. Но как-то, по чужому ... даже в голову не приходило. Да и зачем? Всем, ещё со студенческих времён, вбили - жёлтое, тяжёлое, ковкое.

Было дело в начале века. Работал на Чукотке, в Билибинском районе, на рудном месторождении Кекура, поисково-разведочные работы и разведка. Вокруг массива, во всех гидротоках - знаменитые россыпи Стадухино. На проходнушку, в местах бывших стоянок промприборов, кг 2-3 самородков за неделю взять можно было свободно. Мелкое обратно смывали. А крупное было для показа инвесторам, банкам, проверяющим из Москвы и прочему блудливому люду. Им то какая разница? В глазах только баксы и мечты о домиках в Забугорщине.

На случай появления такого у всей участковых геологов разных рангов в кармане было по мешочку с образцами самородков. Рудное - то золото не впечатляло. Было видимое и часто, но размером с маковое зёрнышко. У меня даже с половину спичечной головки был образчик.

Взяли мы на работу десятка два студентов из различных вузов. Из МГУ, МГРИ и Миасса.

И вот, весь я такой умный и знающий, показываю им горные выработки, рассказываю про порядок документации, принципы её оформления, бонусы и наказания за косяки в работе, и прочие требования к работе.

Чёрт меня дёрнул спросить знают ли они как отличить сульфиды железа от золота?

Кто-то из них сказал, что оно ковкое и оставляет черту. Правильно, ответил я. Сейчас я вам это покажу. Достаю самородочек граммов на 8-10 из мешочка и черчу по валунчику какого-то метасоматита. Черты нет. Это потому - говорю - что он мокрый. А где мы под дождём найдём сейчас сухой? Зато, мы можем ударить по нему молотком и увидеть как он начнёт сплющиваться. Положил на камень. Стукнул американским молотком ... Результата не видно. Постучал ещё несколько раз, больше всего боясь, что отлетит в камни и ищи его потом. Свалил всё на качество американского металлопрома, которые всё доверили китайцам. Тут какой-то добрый молодец решил мне помочь. Дайте - говорит - Юрий Александрович, я ударю! Ну и ударил. Самородочек улетел. А они считанные.

Я сделал вид, что ничего особенного не случилось и такое часто бывает в работе геолога. Поискали в округе в курумнике. Нет. Не нашли. Тогда у нас уже были импортные металлоискатели. Самых быстроногих послал за ними. Объяснил, что будем учиться новым прогрессивным методам. Занял молодёжь рассказами о дайковых поясах Колымы и Чукотки, чёрных сланцах, вулканитах Восточной Чукотки, плюмах и прочих субдукциях. Вещах хоть и интересных, но к документации канав имеющих весьма отдалённое отношение. А сам думаю - Найдём, не найдём?

Нашли. Быстренько свернул говорильню, сославшись на моросящий дождь.

С тех пор кую сам. В одиночку. Или - "специально обученные люди". Это требуется, чтобы быстрее растворить самородок в царской водке для эталонов с известным содержанием. Например, для фотоспектрометрии на участке или лабораторий .

А для студентов пришлось засесть зимой за написание инструкций по документации горных выработок, керна ... создать и описать, снабрить дестками фотографий эталонные коллекции штуфов и керна. Заставить из вызубривать как "Отче наш" и на законных основаниях гонять в хвост и гриву. Но это уже другая история.

А так, Вы абсолютно правы, большинство представителей нашей науки даже не подозревает, что природное золото плохо куётся. Ну и много чего не подозревают и не хотят.

Брат, 07.09.25 17:05:11 — Юрий Кузнецов

Опять за рыбу гроши! Я понял, что Дистлера Вадим Вадимовича вы хорошо знали и очень уважали и как геолога, и как человека. Ну, и ..?

А категоричность суждений - суть ваша манера вести полемику. Смотрите, для начала вы априори объявляете себя знатоком местной геологии и сразу глушите оппонента вопросами риторическими, не требующими ответа, но исходящими из убежденности в незнании им, оппонентом, этой самой геологии. Затем сообщаете о своём понимании хоть как-то эффективных технологических решений и о тех, которые там толкутся, этого не понимая.

Или вот в последнем абзаце вашего поста от 07.09.25 11:15:19 вы утверждаете, что "большинство представителей нашей науки... много чего не подозревают и не хотят". В отличие, очевидно, от вас, подозревающего и хотящего.

Если я могу дать совет, завязывайте, дружище, с этим базаром.

Журавлев В., 07.09.25 17:18:12 — Брат, 07.09.25

Интересно ваше мнение по поводу роста золота в россыпях. Вы много видели и что по вашему? Растет оно? Может, надо снова возвращаться к россыпям, которые отработали 100 и 150 лет назад? За это время новому золоту пора вырасти, как вы думаете?

Юрий Кузнецов, 07.09.25 18:48:43 — Брат

Дистлер, так же как и Гарник, работали на Сухом Логе когда там проводились поисково-оценочные работы. И структура этой гигантской геохимической аномалии ещё не была нарушена вскрышными работами. Теперь она действительно выходит на поверхность. Фразу Гарника, про россыпи Бодайбо,помните: "Это сколько же надо было образоваться Сухих Логов, чтобы такое количество самородков (400 тонн) могло образоваться?"

А в советах ваших я не нуждаюсь. Мы проводим НИР за свои деньги. В том числе и мои. А ведь я мог их на какую-нибудь Испанию или Майорку пустить.

Мы - частная организация. И то, чем мы поделились - частный случай, касающейся генезиса. Практических приложений наших исследований мы, естественно, не раскрываем и не публикуем. У нас они работают на практике. И не только в геологии.

Так что ваши пожелания оставьте при себе.

Мне молодёжь, которая у нас работает в лабораториях и на участках, надо в люди выводить.

Брат, 07.09.25 19:41:54 — Журавлев В.

Спасибо за вопросы. Прежде всего я убеждён, что в природе не существует никаких россыпей (золота в том числе), локализованных в недрах. Мы с вами, вместе со всеми прочими, очевидно, занимались и занимаемся отработкой пространственных объёмов почвенного слоя, содержащих полезные компоненты и к недропользованию это не имеет ни малейшего отношения. Поэтому снова возвращаться к россыпям не надо; к тому нет никаких оснований.

Я более двадцати лет своей жизни отдал формированию производственных программ для обеспечения добычи гравитируемого золота. Именно это золото, в моменте и в перспективе, было предметом моего труда. Разговоры о "росте золота", "новом золоте" возникли в конце 60-х, но сначала скорее в "минусовом" аспекте: мол, из поверхностного слоя золотин происходит выщелачивание лигатуры (как более миграционноспособной), а уж благородный-то металл, ни в какие химические реакции при стандартных условиях не вступающий (на то он и "благородный"!) остался на месте, отчего и образовались, дескать, высокопробные оболочки, искажающие пробность металла "по черте".

Затем стали во множестве появляться опровергающие "благородность" золота научные факты. Сначала в качестве экзоты, а затем и вполне реальных промышленных технологий обогащения, применённых на ЗИФ. Переломным, на мой взгляд, моментом стало внедрение технологий кучного выщелачивания и очевидный прорыв в исследованиях на стыке нескольких научных дисциплин.

По моему мнению, на сегодня является научно доказанным фактом возможность при стандартных условиях миграции золота в достаточно широких физико-химических обстановках в пределах почвенного слоя. Причём, полагаю, речь не идёт о "росте" золота где бы то ни было, а о постоянном цикличном процессе перехода золота в ликвидные формы, пространственного переноса и переотложения его в пределах почвенного слоя.

В этой связи, как по мне, необходим контроль баланса почвенного слоя по золоту с учётом выноса ликвидных форм в океаны и дополнительного поступления их из недр. Убеждён также, что это не наша с вами задача, а государства. Вот только государство наше кукухой поедет от такой постановки вопроса...

Брат, 07.09.25 20:08:57 — Юрий Кузнецов

Обиделись... Зря! Мои советы ведь не о содержательной части проводимых под вашим руководством исследований и прикладных работ, а о неприемлемости формы, принятой вами для изложения аргументации. Как по мне, это вредит делу.

Вы, пожалуйста, подумайте хорошенько, не горячась. Если вы на ясном глазу пишете оппоненту про "А в советах ваших я не нуждаюсь" и "Так что ваши пожелания оставьте при себе", то в какие, прости Господи, люди вы планируете выводить молодёжь, которая у вас работает в лабораториях и на участках?

Юрий Кузнецов, 07.09.25 20:39:27 — Брат

Нет, не обиделся. Просто, как бы вернулся на 4 года назад. Я тогда сказал, что нам надо потратить на НИР, как минимум 200 миллионов рублей. При этом отдачу начнём получать только года через два. Из тридцати работавших тогда человек меня поняли (и то - частично) человека два. В этот срок мы уложились. Но его надо было пережить. Вложения оказались выгодными. Развиваемся дальше.

Теперь о почвах. Они являются лишь частью зоны гипергенеза. И не только бактерии там работают, но и (и в основном) высшие растения. И природные пожа работают. Да ещё как работают! И это, вместе с корой выветривания , комплексами аллювия и почвами - единая природная фабрика по концентрации многих элементов. В том числе и золота.

Этим мы тоже занимаемся. Подождите немного, в этом году выйдет работа в Докладах РАН о кинетике природных процессов по концентрации Au в растениях. Замкнём цикл: кора выветривания - аллювий - почвы.

Брат, 07.09.25 22:23:33 — Юрий Кузнецов

Ну, и чудненько. Тогда, с вашего позволения, вернёмся в день сегодняшний. Я помню, что в моих советах вы, с ваших слов, не нуждаетесь, но вот этот настоятельно рекомедую принять.

Как геолог по базовому образованию, вы оперируете понятием гипергенеза между тем, как ваши исследования вышли далеко за рамки собственно геологических дисциплин. Ваше представление о почвах, как о локациях, где работают бактерии и высшие растения, находится на уровне понятий аграрных, советского ГОСТа образца 1988 года. Цикл, который вы собираетесь замкнуть (кора выветривания - аллювий - почвы) это, собственно, и есть единый почвенный слой Земли в дефинициях планетарной физики и географии.

Теперь собственно совет: постарайтесь максимально охватить исследованиями не высшие растения вообще, а древесные формы, составляющие основной объём лесных массивов. Не по классу, бонитету и защитной категории, а по роду и виду: ель, сосна, берёза, осина, тополь, базовый подлесок. И не спешите, пожалуйста, с публикациями до замыкания "цикла" и осмысления проблемы в целом.

Кент, 08.09.25 04:10:03

Пришел на выходных поработать (дождь, дома скучно) и залип на этой ветке - 2 раза перечитал- детектива! :) Всем участникам поклончик!

Некто, 08.09.25 13:28:08 — Федорову С.Г.

Уважаемый Сергей Глебович. Вы совершенно правы, высшие растения, в том числе березы, елки и др. - несомненно влияю на оборот золота в природе и его накопление. Но, если смотреть принципиально, то надо учитывать всю биосферу полностью. При этом надо особое внимание обратить на человеческую биомассу. Она сравнительно небольшая по объему, но на оборот золота в природе влияет особенно значительно на последнем этапе. Она собирает разрозненные частицы золота очищает их до 999 и складывает в виде кирпичиков в нескольких местах. Именно для этого она создана на планете Земля.

Федоров С.Г., 08.09.25 17:02:40 — Некто

А вот тут, уважаемый Некто, вы, пожалуй, не правы. Во всяком случае, применительно к тому, что мы здесь обсуждаем. Человеческая биомасса, как любая органика, несомненно, объективно участвует в естественном обороте золота в природе. Это если смотреть принципиально и учитывать всю биосферу полностью, включая моржей и ежей.

Но отнюдь не биомасса собирает разрозненные частицы золота, очищает их до 999 и складывает их в виде кирпичиков в нескольких местах. Боюсь вас огорчить, но биомасса, включая и человеческую её составляющую, создана на планете Земля не для этого.

Владимир , 09.09.25 07:19:24 — Юрий Кузнецов

Юрий Александрович здравствуйте,

Встречались ли Вам в лаборатории на анализе аномальные пробы: материал один тот же, но при каждом анализе на масс-спектрометре разница в результатах в разы, порой на порядки?

Что Вы получили из сажи кала медведя? Серьезно интересно, без иронии и сарказма.

Кент, 09.09.25 07:31:11

Иногда отсутствие "смайликов" озадачивает - точно ли автор серьезно пишет? :)

Тема предназначения человеческой биомассы интересна и, наверное, даже важнее геологии, особенно в свете бессмертной души:) Но, эта тема не для этого ресурса.

Саша Прост, 09.09.25 08:49:04 — Авторам

Что за статья со списком литературы аж из 4-х наименований. Автор - хамит критиканам. Как говорится - дизлайк!

Наблюдатель, 09.09.25 09:19:16 — Саша Прост, 09.09.25

Какое умное выступление, у вас, сразу видно специалист в теме.

Юрий Кузнецов, 09.09.25 11:55:32 — Владимир

Добрый день, Владимир!

Конечно, и при поисках, и при разведке аномальные пробы встречаются. Целая наука геостатистика, дающая нам рекомендации как минимизировать их влияние при подсчёте запасов. В основном они сводятся к пробоподготовке, гомогенизации проб, выбору оптимальной навески и т. п. Для пробирного анализа такой оптимальный вес за десятилетия возрастал с 50 граммов до 300-400.

Но если нас интересуют другие виды анализов, ну например: электронная,микроскопия, рентгенофазовый анализ, масс-спектоскопия, масс-спектрометрия, ядерно магнитный резонанс и многие другие виды анализов, массу в десятки граммов сложно бывает получить.

Мы из таких ситуаций выходим разными способами. В основном они заключаются в додрабливании пород до размеров менее 10 микронов на механических мельницах. Изобрели наши умельцы такие (для нашей лаборатории) на основе китайского ширпотреба. ГГде - то граммов 600 они спокойно могут за 10-15 минут в супер-пыль растереть. Гранулометрию мы обязательно контролируем лазерными измерителями частиц. Если распределение дву - или многогорбое - дотираем. В наших лабораторных исследованиях мы установили, что такое механическое истирание не особо влияет за твёрдофазные реакции. То есть, теллуриды золота не переходят в золото, или селениды. Хотя вопросы есть. Например, при таком истирании кроме кварца фиксируемого в исходной пробе начинают появляться кристобалит и тридимит. Но гомогенизация на уровне "микро" точно будет лучше чем при ручной дотирке больших навесок. И тогда вполне можно доверять малым навескам, поскольку "эффект самородка" быдет снивелирован. Это касается микрочастиц (для нас это меньше 10 микронов). Что происходит с нано - размерными частицами, а они точно есть, я не знаю (пока).

Можно, конечно, добиться ещё лучшей гомогенизации. Например, при объёмном взрыве или дроблении электромагнитными полями в сочетании с плазмой. Таких установок наши умельцы понаделали. Но тогда, точно, твердофазные реакции будут идти стремительно. И мы получим совершенно другую картину минеральных соединений в пробе, резко отличную от исходного материала.

Это я про твердофазные реакции, а есть ещё жидкофазные (например - цианирование, флотация и прочие пакости). Но нас они интересуют меньше, поскольку воду скоро надо будет беречь.

Теперь о саже. Как-то лет 20 назад несли мы сита через свежие гари. От нефиг делать просеяли свежий материал через них. Самый мелкий я отдал на появившиеся тогда масс- спектрометры. очень удивился содержаниям. Да Бог с ними с содержаниями. Мы тогда увидели по электронным микроскопом золотинки вполне приличных размеров (20-30 микрон). И теперь,если представляется возможность, золу исследуем. Поскольку предполагаем, что такие золотинки вполне могут быть зародышевым материалом для образования более крупного золота и в коре выветривания, и в аллювии.

А с медвежьими экскрементами ... практически тоже что с золой. Есть у нас установка плазменного горения жающая высокотемпературное водородное пламя сжигающая любую органику в закрытой (ну или почти закрытой системе).

Ну и сожгли. Ну и удивились - 27 граммов золота на тонну. Впрочем, эо лучше обсудить отдельно.

У мня производственные вопросы горят. Народ на совещании надо погонять. А я что-то расслабился.

Ответил на вопрос?

Пенсионер, 09.09.25 13:34:11 — Читателям

Дело ясное, что дело темное! Молодцы авторы, что тему будоражат! Только непонятно: в чем новизна модели? Список прилагаемых источников литературы можно расширить далеко за сотню..

Владимир , 09.09.25 14:34:55 — Юрий Кузнецов

Юрий Александрович,

Частично. У меня есть вопросы. Я свяжусь с Вами по почте. Спасибо.

Юрий Кузнецов, 09.09.25 19:17:02 — Пенсионеру

В чём новизна модели?

Классическая теория образования россыпей золота базируется на постулате: Золото поступает в россыпи из разрушаемых процессами выветривания существующих или существовавших рудных образований содержащих золото в его минеральной форме Au0 (ноль). Поскольку эта форма химически инертна, то любые химические процессы несущественны и могут серьёзно не рассматриваться.

Большинство известных химикам соединений золота - комплексы в которых золото находится в форме Au+. Это касается и известных геологам минеральных форм. Только интертеллуриды имеют "нулевую" валентность. А остальные минеральные формы золота (а их большинство) в природе имеют вид Au+.

Эти формы легко вступают в химические реакции и при "получении" дополнительных электронов даже из слабых кислот или оснований могут быть восстановлены до привычного нам вида.

Но они должны пройти стадии комплексов - коллоидов - микрочастиц - макрообразований.

При этом, многие минеральные и синтезированные соединения золота резко отличаются от его наиболее привычной нам формы и химическими и физическимы свойствами. Удельный вес некоторых комплексов золота модет быть 2, 5, а не 19 и твёрдость 2. И они совершенно не похожи на привычное нам золото. Как сыр - кисломолочный продукт, совершенно не похож на молоко.

Да и ещё большая их часть находится в микро, а чаще в наноформах. Но их масса, это ещё Петровская заметила, намного больше всеми любимых макрочастиц.

Теперь о новизне.

Собственно химимики подсказали что надо искать следы химических реакций в виде минералов, способствующих образованию (или уничтожению, и так бывает) макроформ золота в аллювии. Без участия цианидов, ртути, прочих химагентов, которых нет в природе. Минералы такие были найдены. Всё это у нас есть (список я кому - то здесь посылал).

Сделали математическую модель, провели серии химических опытов по преобразованию комплексов в коллоиды и осаждению их, сначала в виде микро, а, затем и макро форм на кварце, пирротине, пирите, слюдам.

Посчитали кинетику этого процесса и сравнили пданные полученные в лаборатории с природными образованиями золота. Сходимость (практически!) идеальная.

Самым же главным критерием, для нас, как добытчиков, стало резкое увеличение добычи, при значительном уменьшении траты ресурсов на добычу.

Если кратко - в отличие от нашего геологического "бла-бла-бла" и ссылок на авторитеты "святых отцов", которые якобы сказали, что "такой набор у хромосом не может быть!" , мы, а химия - точная наука, показали что может. И куда более вероятен, чем урезанная схема утилитарного механического разрушения с вынесением за скобки других природных процессов существующих в поверхностном слое планеты.

Оптимист, 10.09.25 08:54:20 — Авторам

Я, конечно, очень за то, чтобы золото в россыпях снова росло и чем скорее, тем лучше, за 2 года - самый раз. А если создать хорошие условия, то и самородки удастся вырастить. Мечтаю, что б еще придумали, как на дачном участке технологию реализовать. Надеюсь на науку, буду следить за вашими успехами.

Брат, 10.09.25 13:50:47 — Юрий Кузнецов

Коли резкое увеличение добычи стало для вас, как для добытчиков, самым главным критерием, нельзя ли это увеличение охарактеризовать поконкретнее? Пусть в самом общем виде, по времени и масштабам добычи...

Пенсионер, 10.09.25 14:14:08 — Юрию Кузнецову

"Без участия цианидов, ртути, прочих химагентов, которых нет в природе ." - Вы здесь о чем? Широко известно наличие цианидов в различных формах растительности. Или откройте справочник "Минералы, т.1, под. ред. Ф.В. Чухрова, стр.102" - колумбианит. Вам, вероятно, не повезло это увидеть! Но в природе это все есть! Поэтому я и спросил про новизну..

Юрий Кузнецов, 10.09.25 16:09:47 — Пенсионер

Извините, не учёл. Действительно в природе они встречаются, в том числе и на поверхности. В маниоке, золотистом бамбуке, некоторых косточковых. Некоторые лемуры на Мадагаскаре даже устойчивы к цианидам. В России маниока встречается, но редко. В основном в магазинах африканских посольств, С золотистым бамбуком тоже, по крайней мере в России, напряжёнка. Ну ... ещё радикал CN встречается в межзвёздном пространстве.

Колумбианит, один из видов обсидиана. Там, вполне могла быть в газово-жидких пузырьках следы синильной кислоты. Вообще то, циангруппы очень легко и быстро разлагаются под действием воздуха. Так что про их взаимодействие с золотом забудьте. Допускакаем, что в центре Земли минералы цианидов существуют. Но на поверхности? Арбенин последний такой минерал Нине в пломбир положил. Больше нет.

Наши химики долго хохотали.

Юрий Кузнецов, 10.09.25 19:42:32 — Брат

В самом общем виде можно. Но только в общем. Кому то я писал, что "Яндекс знает всё", некоторые вещи не скроешь. Особенно данные налоговиков. Набираешь ООО РГ"Иркутскгеофизика -3" и делаешь табличку к Exele. Так вот, за три сезона мы повысили добычу в 40 раз, практически при том же оборудовании. Правда сейчас нас стало в полтора раза больше, за счёт науки. Ну, в 20 раз тоже неплохо. Расплатились с огромными кредитами. Стали самодостаточными уже в прошлом сезоне. При нынешней цене сверхприбыль бросим на науку. Расширим лаборатории. Народ толковый будем искать среди талантливой молодёжи.

В принципе подходы к конкретной геологической обстановке мы показали в наших статьях. Надо только внимательно работать с литературой. Одиночкам от наших работ толку будет меньше. Это командная работа. Всё начинается с минералогии, где зафиксированы продукты прошедших реакций. А большинство химических реакций могут идти разными путями. Со всем этим и нужно разбираться коллективу в первую очередь.

А это - огромный коллективный труд и полевиков, и минералогов, и прибористов делающих разнообразнейшие виды анализов. В среднем нам только стоимость исследований одной пробы обходилась не менее чем в 20 тысяч рублей. Не считая лабораторных зарплат, а они в лабораториях не академические. Но это того стоило. Конечно, для частника - одиночки, или маленькой артели это трудно или невозможно. Но мы, четыре года назад, такую задачу перед собой поставили. Было очень трудно, но, постепенно, справились.

Да! Большинство видов анализов мы сами не делаем. Только несколько эспресс-видов на участке и быстрый проброс оптики там же. органические соединения и металлоорганику в институте. Не даром же он называется Институтом биохимической физики. За остальное платим лабораториям по всей России. В основном в системе АН РФ. Ну или в системе "Росатома". Подобрали хороших специалистов - прибористов. Это очень сложно, но и с этим справились.

Дорогу осилит идущий.

Ответил? Спрашивайте! Отвечу!

Да ... ещё ... ни в какие другие темы мы включаться не собираемся. Своей головной боли будет на много лет вперёд. Советом могу помочь. Если смогу.

Практик , 11.09.25 07:52:17 — Юрий Кузнецов, 10.09.25

Как это понять: "за три сезона мы повысили добычу в 40 раз, практически при том же оборудовании"?

У вас оборудование перестало простаивать? Содержание переотошло? За контур залезли? Что случилось-то?

Юрий Кузнецов, 11.09.25 08:21:02 — Практик

Поняли, где копать -мыть. Большего не расскажу. Капитализм всё-таки.

Всё-таки почитайте Жабин А.В., Кузнецов Ю.А. Новая модель генезиса россыпного золота, Недра Поволжья и Прикаспия. Вып.118, май 2025 г., может и для себя что-то полезное найдёте.

Практик, 11.09.25 09:01:11 — Юрий Кузнецов, 11.09.25

"Поняли где копать-мыть." У вас что, разведки не было? Контуров не было, проекта не было?

Кочергин, 11.09.25 09:19:45 — Авторам

Спасибо за статью. Прочитал с интересом. Особенно, про увеличение добычи в несколько десятков раз. Это прорыв! К сожалению, не подготовленному читателю (не химику) сложно понять предлагаемую модель. Конечно, очень интересны практические результаты и технология. Как я понял, все это секретно. Авторы дают только маленькую подсказку: "Поняли, где копать - мыть". Необходимо продолжить публикации на эту тему.

Юрий Кузнецов, 11.09.25 09:25:40 — Практик

Как говаривают наши братья евреи: "С какой целью интересуетесь?" У легальной фирмы спрашиваете - У вас что, разведки не было? Контуров не было, проекта не было? Всё было и есть ...

Просто мы не пожалели деньги на исследования. Вы что думаете, мне интересно здесь переписку вести. Дел у начальника больше нет?

Конечно, я пытаюсь понять кто в этом направлении хоть как-то работает. И по мере возможности скоординировать усилия. Можем даже помочь в исследованиях.

А увеличение производительности скруберов и прочих "Кнельсонов" (по крайней мере меня) научно-технический отдел интересует не в первую очередь . Рынок и без нас заполнен техникой идеи которой ещё при фараонах появились.

Юрий Кузнецов, 11.09.25 10:33:11 — Практик

Ладно ... подскажу чуть-чуть. Количество "значков" в лотке и количество гравитационно извлекаемого золота плохо коррелируют. Но если знать некоторые минеральные наборы в тяжёлой фракции и состав воды, а тем более если "поймаешь" некоторые виды коллоидов, то будешь биться как лев за бросовую (казалось бы) лицензию. Вот для этого и нужны лабораторные исследования. Особенно если их сделать заранее.

А так, с вероятностью 50 на 50 будешь клясть "недоотход" на достовернейше разведанной Росгеологией россыпи. Суперкнельсоны будешь заказывать (если деньги есть).

Пенсионер, 11.09.25 13:45:07 — Читателям

О химическом переносе золота много сказано Билибиным Ю.А., Обручевым В.А. и другими. Кого интересует - обратитесь к классикам! Новизны здесь нет! А по практическому приложению - бла, бла, бла! Хотя одно есть! Автор просит денег - "можем даже помочь в исследованиях" или "большего не расскажу. Капитализм все-таки."

ПО, 11.09.25 13:47:04 — Юрий Кузнецов

Да, чего только не бывает в природе... А у меня, вот, банальнщина - пласт на глубине 50-80 м от дневной поверхности уже 350 тысяч лет находится в многолетнемёрзлом состоянии. А вода по плотику с коллоидами или без оных не течёт без малого 20 миллионов лет. Наверное, исключительно поэтому корреляция между "количеством значков в лотке" (точнее их массой, взвешенной на весах специального (1) класса точности) и количеством "гравитационно извлекаемого" золота просто изумительная? ;-)))

Юрий Кузнецов, 11.09.25 14:05:17 — По

Может быть и поэтому. Продукт химических реакций сформировался и законсервировался. А в Бодайбо и поверхностные, и мерзлотные, и межмерзлотные воды идут. И реакции и вправо и влево сдвигаются.

Со всем надо разбираться. Для себя, любимых, это имеет смысл.

Б.Кавчик, 11.09.25 14:11:40 — Пенсионер, 11.09.25

Спасибо за совет, долг платежом красен, я вам тоже дам совет. Почитайте работы Кузнецова из списка литературы, хотя бы одну. Тогда вы сможете увидеть разницу между гипотезой, которая действительно давно известна, и исследованиями, которые превращают гипотезу в реальную модель с практическими выводами и рекомендациями. Когда прочитаете, давайте вернемся к теме новизны исследований и мнения тех, "кто не читал, но скажу".

Журавлев, 11.09.25 14:59:59 — ПО

Интересна ваша оценка времени формирования вашей мерзлой россыпи. Ведь когда-то она была не мерзлой и когда-то она была мелкозалегающей. А еще раньше ее вообще не было, а потом появилась. Когда она сформировалась по вашей оценке?

Спасибо.

ПО, 11.09.25 15:17:02 — Журавлёв

Олигоцен.

ПО, 11.09.25 15:27:17 — Юрий Кузнецов

В Якутии на Сибирской платформе на огромной территории, пожалуй под миллион квадратных километров, ограниченной с юга и востока левым берегом Лены, с севера южным побережьем моря Лаптевых, а на западе, как минимум, включающей бассейн р. Анабар, четвертичный и неогеновый аллювий, как на палеозойском, так и на мезозойском цоколе, заражён транзитными "косовыми" золотом и платиной. Золото обычно 95% мельче 0,25 мм, хотя есть районы где класса -0,5+0,25 мм до 40%. А платина везде 98% мельче 0,25 мм, причем половина меньше 125 мкм. И типоморфизм что химический, что морфологический везде весьма характерный и схожий, причем последний закономерно разный в разных классах крупности. Но вот что интересно - вода везде течёт, а ни золото ни платина не растут, увы, но и не растворяются, насколько я могу судить ;-))

Юрий Кузнецов, 11.09.25 16:14:57 — ПО

Химия... такая наука... один и тот же продукт может образоваться в результате различных реакций. Может наступить химическое равновесие. Или реакция пойти вправо или влево. Может пирита было мало. Или он плохо окислялся. Не там сдох шерстистый носорог и трупного яда было мало. По минеральным ассоциациям можно восстановить. Только этим надо заниматься.

У меня деловое предложение. Насколько я понял это Чукотка? Шахтный способ добычи? Мы можем быть полезны друг другу.

В лабораториях мы давно занимаемся процессами замораживания-размораживания золота. В каких-то работах я это демонстрировал. Прекрасно освоили этот процесс и можем им управлять превращая комплексные формы золота в его коллоиды, а затем и в микро и макроформы. Но одно дело проводить такой синтез в пробирках, предполагая, что так может быть в природе, а другое найти такие доказательства в природе. Бодайбо для этого, строго говоря, не подходит.

Так вот, если вам повезёт и в стенках штольни увидите самородочек, сфотографируйте его подетальней. Сам самородок мне не нужен, своего добра навалом. А вот вмещающую породу, что вокруг него (граммов 100 -200, больше не надо!) пришлите нам на анализы. Сразу скажу, что мы ожидаем увидеть кроме кварца и прочих породообразующих минералов - пирит в различных степенях окисления, пирротин, мелантерит, кокимбит, гётит или гидрогетит и прочие окислы железа. Ну а из минеральных форм золота - какие-нибудь его тиосульфаты, теллуриды и пр. Разберёмся (надеюсь) на какой стадии остановился процесс. Минеральные формы платиноидов тоже посмотрим.

Ну нас - не только хорошие рентгенофазовые дифрактометры с мощнейшей кристаллографической базой, но хорошие дифрактометристы. А это - очень важно.

Статью в журналах я организую. Так пойдёт?

Брат, 11.09.25 21:35:59 — Юрий Кузнецов

Соглашусь с ПО, заповедник у вас там. Ну, против Колымы и Северной Якутии с их реальной мерзлотой и преобладанием в старых приисковых районах золото-кварцевой формации. Оттого у вас "количество значков в лотке и количество гравитационно извлекаемого золота плохо коррелируют", да это и без разницы: разведкой или заверкой в традиционном понимании вы всё равно не занимаетесь.

Из ваших "в самых общих чертах объяснений" следует, что работать вы предпочитаете "неучтёнку" ранее отработанных россыпей, вроде вашего Хлебопёка. Из учтённых балансом запасов в пределах ваших лицензионных границ - остаточный мизер недоработок, а то и вовсе ничего. Ставите на "отдохнувшем" объекте описанный в ваших статьях комплекс исследований и локализуете участки, накопившие гравитируемое золото в интересующих вас количествах. Их и моете имеющимся у вас обогатительным оборудованием; сами или с привлечением "Иликана".

Однако, есть маленькая тонкость: вновь выявленное гравитируемое золото легализовать на основании даже и честно-благородно проведённых исследований в качестве запасов полезного ископаемого не представляется возможным, а иными способами легализации вы, скорее всего, не владеете. Аргументы из арсенала физической химии (или химической физики) государственной экспертизой воспринимаются с трудом, поэтому вы вынуждены, полагаю, "лепить горбатого" в оперативном учёте и при согласовании ППРГР. Ну, вы же отвечаете Практику про "всё у нас есть", верно?

Да ... ещё ... ни в какие другие темы я вас включать не собирался. Расслабьтесь, уважаемый. Заповедник у вас там, право слово.

Магадан , 12.09.25 02:25:54

Россыпи и условия разные. Но все комментаторы стараются примерить новый наряд на себя. Например ПО говорит, что у него бурение дает хороший, прямо идеальный результат.... Ясный пень у него глубина 70 м, содержания высокие, сеть 10×10 и качество по мерзлоте с продувкой высокое. Это у него эксплуатационная разведка такая. А много-ли таких россыпей осталось? И где еще на эксплоразведку столько денег отваливают?

Магадан , 12.09.25 02:42:14

В новой работе мне интересно, что вместо дохлого бурения лучше опробовать воду чтобы найти богатое золото. Это любопытно. Правда ПО справедливо заметил, что у него вечная мерзлота и растворов нет!

ПО, 12.09.25 03:19:21 — Юрий Кузнецов

В наших олигоценовых россыпях минералов железа в окисной/гидроокисной форме, что кластогенных, что инситных (аутигенных) нет совсем. Пирротина тоже не наблюдается. Доминирующий шлиховой минерал - пирит из черных сланцев. Акцессорный галенит и, в отдельных россыпях, в связи с особенностями минерализации рамы - экзотика: киноварь, арсенопирит, антимонит. Пирит самый обычный, без каких либо следов окисления, зато всех возможных комбинаций кристаллографических форм, фрамбоидальный в т.ч., псевдоморфозы по морской фауне и древесным остаткам. Последние, вероятно, уже в аллювии формировались, об этом же свидетельствует гидрослюдисто-пиритовая рубашка на окатанных золотинах. А вот в плиоценовых россыпях сульфидов нет, а есть кластогенный лимонит. Ибо этому этапу россыпеобразования предшестовала сублатеритная мел-палеогеновая кора выветривания. А в четвертичных россыпях и сульфиды и лимонит. Размеры и формы золота в россыпях всех трех возрастов корреспондируют особенностям коренных источников и дальности переноса. Все достаточно логично объясняется историей геологического развития территории.

А вот "прочие окислы железа", образующиеся на глазах, приходилось видеть и неоднократно в техногенных образованиях. Три года назад поехали посмотреть недомытую стоянку промприбора тридцатилетней давности. Разные задачи стояли, в т.ч. наработать партию золота в несколько граммов для определения пробы. Остатки песков с граммовыми содержаниями оказались - это бутару везти, чтобы пару граммов намыть. Полдня ходили, лотковали, оценивали остатки песков и искали где побогаче. И тут смотрю - в эфелях в одной точке гвоздики на поверхности лежат. Опа! Бойная яма из под шлюза. В три лотка за пару часов несколько граммов намыли. Содержания пирита ураганные, а также железный скраб, медь и свинец от взрывных дел - то мокро, то сухо, кислород - там такие реакции, в т.ч. электрохимические, кои мне и представить сложно в силу недостаточного образования. В результате настоящие антропогенные конгломераты - отдельные фрагменты до 30 кг. Взял пару штуфов, но аналитическими возможностями не располагал, так где-то и завалялись. Самородочки мелкие были, но исключительно в самом центре слива, а в полутра метрах ниже, содержания тоже ураганные, но золото уже исключительно чешуйчатое - банальная гидродинамика. Аналогичная картина в хвостах ШОУ, что предков, что наших, только свои мы перерабатываем, не даем до конгломератов созреть. И если я вижу в хвостах шоу с ураганным содержанием окисленного пирита и техногенных металлов проволочковидные формы золота и замечательные полуокатанные (!) дендриты в повышенном количестве, это не значит, что они в бойной яме выросли. Просто у них пониженная гидравлическая крупность и они закономерно уходят в хвосты ШОУ. Вообще минералы и шлиховое золото в т.ч. в водных потоках, что природных, что техногенных, замечательно сегрегируются по гидравлической крупности. Это вам любой поисковик, который работал на опробовании русла и низкой поймы на золото и алмазы скажет. Всегда можно найти ловушки разных типов, где содержания тяжелой фракции (и золота) в десятки и сотни раз выше среднего по аллювию. В пойменной фации в веществе они выражаются линзами и прослоями, сложенными исключительно минералами тяжелой фракции, а в русловом приплотиковом аллювии это то, что старатели называют КОЧКА'. Тоже ураган тяжелой, только крупной фракции. Там же и золото, в т.ч. самородки. И если пирит в такое кочке' "сгорел", это не означает, что самородок вырос на месте. Кстати, с алмазами есть известный феномен - в кимберлитовых трубках, не смотря на наличие достаточно крупных алмазов в десятки и сотни карат, преобладают по количеству мелкие кристаллы минус 0,5 мм. И у каждой каждого месторождения есть такой показатель как средняя масса кристалла. У каждой трубки он свой, но обычно в пределах от 2 до 7 мг. А в алмазных россыпях это значение обычно 20-40 мг, а на Урале так вообще полкарата. Но это не значит, что алмазы в россыпи растут. Просто, плотность алмаза достаточно низкая, даже в сравнении с цирконом, и мелкая фракция алмазов в аллювиальном процессе становится транзитной и рассеивается в пойменной фации.

Самородков в забое пока находить не доводилось - и содержания не те, и класса +4 мм всего 1,0-2,0%, а самородков больше 30 г меньше десятка за сезон на полтонны кассы. Но если вдруг увижу, материалом поделюсь, равно как и антропогенными конгломератами, если таковые встретятся. На соавторство не претендую, тем более на сегодняшний момент во взглядах мы расходимся.

Юрий Александрович, 12.09.25 03:57:58 — ПО

Так давайте проверим. Тяжелую фракцию посмотрим. У нас в пиритах, новеньких на вид - дичайший дефицит серы. Вот оттуда и пошла идея о сульфитах и тиосульфатах. Я тоже поисковик, бывший. В том числе и алмазов. В Чернышевской ГРЭ в 80 х работал. На Тюнге и Эбеляхе. Это уж потом ...

ПО, 12.09.25 05:17:19 — Юрий Александрович

"На Тюнге и Эбеляхе." - тесен мир.

Кент, 12.09.25 06:23:57 — Магадану

Бурение может еще карту плотика дать (хотя бы предсказать наличие перепадов и связанных с ними сюрпризов), предсказать сложность геологического строения чего не даст анализ воды. Если дополнительно к бурению чудо-анализ воды/льда может предсказать наличие самородков, то, пожалуй, это было бы действительно здорово (и совсем хорошо, если бы эти результаты экспертиза принимала). Ведь по результатам бурения нередко всё "пс", а под ногами сотни кило в виде самородков (р.Светлый пр.пр.р. Сусуман) - и хочется и колется.

Александр, 12.09.25 06:27:42 — Автору

С удовольствием прочел статью. Автор озвучил рядидей которые подспудно появились у меня в процессе поисков и отработки россыпей в Озернинском рудно-россыпном узле (Бурятия).

На настоящий момент в его пределах известно Назаровское золото-цинковое месторождение которое по логике слеуе рассматривать в качестве коренного источника. В рудах золото тоное-мелкое. В россыпях же сформировавшихся в его контурахпреобладает крупное золото. Часто встречаютчя самородки от 50 до 1000 граммов. Геолого-геоморфологическая и геохимическая ситуации в пределах россыпей практически полностью соответствуют приведенным автором статьи. В том числе:

1. Наличие мощнейнего источника пирита. В непосредственной близости (до 1 км) расположено крупное полиметаллическое месторождение Озерное. Колчеданные рудыместорождения настолько агрессивны, что на отвалах штольни формируются новообразования серы, а летом в воздухе ощущается сильный запах серы. Металлические изделиявсего за 30 лет покрылись корочками стально-серого лимонита толциной5-8 мм, часты лтмонитовые сталактиты.

Кроме этого рядом расположены месторождения и проявления марганца.

2. Рельеф раона всхломленный, обусловленный блоковым строением. Поэтому при формировании россыпяей наличествовали многочисленне геоморфологические ловушк, благоприятные для процесса роста.

3. При изучении золота в ЦНИГРИ установлено, что золотины имеют неодинаковый состав - внешняя часть зерен имеет более высокую пробу.

Поэтому я полностью согласен с теорией автора и считаю весьма своевременными и нужными исследования проводимые им.

Иначе довольно сложно объяснить появление золота.

Юрий Кузнецов, 12.09.25 08:03:34 — Александр

Да,Александр,, вы правильно правильно заметили некоторые несуразности классической теории.

Наши представления стали формироваться с детального изучения кор выветривания Карийского месторождения в Читинской области. Там лет 60 разведывали (на самом деле больше, 1903 -го) Карийское рудное месторождение золота. Окончательно запасы подсчитали, прослезились. Но за два года до закрытия поняли, что это теллуриды золота, а не золото. Как мы говорим - Au+ (минеральные формы золота имеющие степень окисления от +3 до +1). В виде креннерита, браннерита, сильванита). И сульфиды из мощнейших жил по склонам ползут. У вас - тоже самое, судя по работам Жмодика с соавторами.

А ниже Карийского массива гранитоидов работает артель "Кара". На одноименной речушке (не больше нашего Хлебопёка) длиной км в 30. И столько же лет они её моют - перемывают. Возвращаясь на одни и те же участки через три года. Около тонны каждый год берут. Так вот, пока наши экскаваторы нам материал для промывки из старых магистральных канав добывали (а они там по склонам через 40 метров шли!) я, сверху, наблюдал за системой отработки карийцев. Впечатлило. Впечатлило как они искусственные ловушки для роста Au в русле формируют. Без всяких наших систем дифференциальных уравнений дошли. У нас работа есть по Карийскому и на геовебинарах я показывал материал по нему. Их главный геолог геовединары просматривает. Видимо, смотрит не сболтну ли я чего лишнего. Не сболтну.

Теперь про ваши Озерные и прилегающие. Там, в шахтных водах много чего интересного можно увидеть. Хотя бы методом ASP MC. А в самих сифонах затопленных шахт ... Там, коллоидные формы давно в самородки превратились.

Мы, в 90-е, в лихие времена, замерзшие шахтные воды в заброшенных штольнях костерками топили, Потом, сметали метёлкой под. На хлеб с маслом хватало.

Если бы наши артельщики верующие в классику накипь с бойлеров своих столовых сдавали ма масс-спектрометрию, то и геохимические аномалии бы нашли и веры в разрушаемые рудные залежи с ядрами-самородками бы поубавилось.

Старая ведьма, 12.09.25 08:57:43 — Юрию кузнецову

Кто жВам что вышлет даже шлепая по алмазам, кварца,платине зная наши законы Вам даже пирит не пришлют

Юрий Кузнецов, 12.09.25 10:19:18 — Старая ведьма

Да, сударыня, вы правы и не правы одновременно. Законы "О недрах" и даже "Обороте металлов" не запрещают нам исследовать образцы, создавая (это правда!) кучу сложностей. Но сейчас таже попроще, чем во времена Петровской, когда Нине Васильевне потребовалось специальное разрешение Совмина СССР.

Опыт показывает, что садясь играть с государством в "дурака", самому дураком не надо быть. Хотя, на многих этапах, включать его приходится.

У нас есть работа 2. Кузнецов Ю.А., Дубков А.А., Калиниченко В.Н., Жабин А.В., Варфоломеев С.Д. // Исследования микроформ кристаллических соединений благородных металлов в золоторудных месторождениях Евразии // Недра Поволжья и Прикаспия. 2023. Вып. 111. С. 27–36. где исследованы 28 рудных месторождений, на самом деле их сейчас уже более 50 -ти.

Так вот, за многие десятилетия и друзьями обрастаешь, и студенты привозят на всякие магистерские - бакалаврские. Что-то сами из командировок привозим. На каких-то объектах откровенно боятся дать , чтобы чего не вышло, или требуют включать в список соавторов на всю оставшуюся жизнь. По разному бывает. Но, в, целом, положительно.

Обидно другое, в основном суетятся наши друзья из британских учёных. Просят , раньше чуть не каждый день, теперь реже, перепечатать статьи или в список "ОРСИД" включить. Раньше я посылал их в извращённой форме на языке Шекспира, теперь просто не отвечаю.

Брат, 12.09.25 11:40:56 — Юрий Кузнецов

Опыт, говорите вы, показывает, что садясь играть с государством в "дурака", самому дураком не надо быть. Хотя, на многих этапах, включать его приходится.

Опыт, говорю я, показывает, что в горно-геологической сфере нынешнее государство соблюдение им же установленных законов (или правил) не считает для себя обязательным. К тому же, садясь играть с государством во что угодно, надобно помнить, что розданные государством карты - всегда "краплёные".

Старый, 12.09.25 12:54:35

Из практических результатов Кузнецова мне особо интересна оценка золотоносности по анализу воды: "если знать некоторые минеральные наборы в тяжёлой фракции и состав воды, а тем более если "поймаешь" некоторые виды коллоидов, то будешь биться как лев за бросовую (казалось бы) лицензию."

Кент, конечно, прав, что сейчас экспертиза не пропустит и придется для нее рисовать бурение. Хороший вариант - легализовать РЭПы, запрещенные в 2016 году. Отличный был бы новый метод: отобрал пробы воды, получил анализ, о том что золото есть, запроектировал РЭП - вот и золото в кассе. Быстро и эффективно. Может быть, Кузнецов так и работал.

Юрий Кузнецов, 12.09.25 14:15:16 — Старый

Догадки, в целом, верные. На Хлебопёке мы работали на "нетронутых" территориях в верховьях ручья. А до этого, на других участках, различной степени "затронутости". Вот там и приобретали опыт упора на минералы индикаторы процессов выщелачивания из пород, осаждения в ловушках, ловли и диагностики коллоидов и микроформ "плывущего золота", определения по ним будет или не будек "крупное золото"и т.д. Вот этот - то набор опыта, сына ошибок трудных, и применили. И даже поделились с читателями. А уж как наш опыт применять и надо ли это делать, каждый волен выбирать сам.

GoldenGeo_Irk, 15.09.25 06:25:40 — Юрий Кузнецов

Юрий Александрович, здравствуйте! Несколько лет занимаюсь исследованием зон гипергенеза. Научился их прогнозировать по данным дистанционного зондирования, картируя гидроксиды/оксиды железа и температуру поверхности. Как результат: удается целенаправленно опоисковывать эфельные отвалы с повышенными содержаниями невидимого золота (до 20 г/т во фракции -2 мм) и находить артели, у которых повышенные содержания невидимого золота в черном шлихе, который уходит в хвосты. На прошлой неделе получен региональный рекорд по Бурятии - 2.1 кг невидимого золота на тонну шлиха. Соответственно, есть технология его выщелачивания. В общем, я прошел весь путь от понимания того, что невидимое золото зон гипергенеза - крайне перспективное направление и поиска способов малобюджетного сокращения территорий для заверочных работ до технологии его извлечения, от выщелачивания до адгезионно-масляной агрегации. В относительной близости от Хлебопека я вижу еще как минимум 2 крайне на него похожие зоны

Юрий Кузнецов, 15.09.25 08:16:03 — GoldenGeo_Irk

Добрый день!

То, что у нас крайне талантливые люди и лучшие геологи в мире мне хорошо известно. Буду в Иркутске обязательно поговорим.

А про два объекта около Хлебопёка мы знаем. Это - Тохтыга и Еловый. Лет сорок практикую изучение от космоснимков, полевых работ и далее от оптической до электронной микроскопии. Есть, правда в этой цепочке "белое пятно". Низковысотная съёмка с помощью БПЛА. С навесками георадаров. А для техногенки - термосъёмка. Отсутствие такой съёмки может привести к лишним затратам и крахом ожиданий. Мы, предполагая их высокую перспективность,договорившись с владельцами лицензий, буровые работы провели. Вроде бы - типичные каровые долины, очень перспективные: пирит разложился, повышенные содержания микрозолота в верховьях, площадь его сноса под десяток квадратных км ... всё как надо. Но бронируется эта толща мерзлотой. А вода течёт на глубинах 18-25 метров над плотиком. Выше - мерзлота. Золото там есть и хорошее. Но нам технически недоступное.

Будь у нас георадарная съёмка мы бы с бурением и не полезли.

Извините, что отвечаю кратко и сухо. У нас - конец сезона, лаборатории требуют постоянного внимания, госзаказы, переписки и прочие бумажные дела, тех и учёные советы, и прочая, прочая, прочая ...

КГН, 15.09.25 22:22:59 — Брату

Замечательная дискуссия и очень интересная статья. Анализ воды перспективен, но уступает анализу серого шлиха, который описан на этом сайте в двух статьях Капленкова. Особого внимания требует, конечно, пирит. И первым это заметил в Сибири еще до революции В.А. Обручев. Надеюсь, что Брат отдаст наконец на анализ свои два десятка пиритизированных образцов Оротуканского ГОКа и это позволит перейти на поиски месторождений золото-сульфидной формации.

Юрий Кузнецов, 16.09.25 21:45:24 — Читателям

Кому интересно, могут посмотреть в прямой трансляции геовебинар 19- го сентября. Он, потом будет доступен и в записи. Но он посвящён рудному золоту Омчакского рудно-россыпного узла... и не только. Про россыпи там только несколько фраз

GoldenGeo_Irk, 25.09.25 08:56:38 — Юрий Кузнецов

Юрий Александрович, нет, я не имел ввиду Еловый или Тохтыгу. Еловый, с моей позиции выглядит достаточно неперспективно. Отправил бы изображения, да тут их не приложить. Имел я ввиду, например, Верховья Мары: явно обширная зона гипергенеза, зоны гетизации, как и на Хлебопеке, просматриваются невооруженным взглядом. В 1995 году была попытка полевыми работами выяснить, почему все там заражено мелким золотом, но финансирования не хватило. Это место находится под БП лицензией, которая заканчивается через год)))

Юрий Кузнецов, 27.09.25 11:23:23 — GoldenGeo_Irk

Моя почта: tundra49@mail.ru.

Можем обсудить идеи дистанционного зондирования в современных вариантах. Тем более, что перспективы таких возможностей с участием государства у нас появляются. Я имею в в виду "Иркутсгеофизику".

Старая ведьма , 28.09.25 15:15:50 — Александру

Если бы местные жители прочитали из Бурятии эти научные изыски ,а не думаю что они были бы в восторге,и это я говорю очень дипломатично !

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Новая модель образования россыпей и самородков золота открывает новые перспективы для россыпной золотодобычи»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "один прибавить 1":