1. Предложение Союза старателей
Определить параметры расхождений фактической годовой добычи от утвержденных запасов, при котором возникает необходимость оперативного изменения. К примеру, -20%/+40% от раннее утвержденных. Дополнить абз. 1 п. 12 приказа Минприроды России от 06.09.2012 №265 следующей фразой: «Списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов в следующих случаях: запасы полезных ископаемых не подтвердились при проведении последующих геологоразведочных или добычных работ. При добычных работах при уменьшении балансовых запасов по сравнению с ранее утвержденными более чем на 20% или при увеличении балансовых запасов по сравнению с ранее утвержденными более чем на 40%».
Позиция Роснедра
Предложение нуждается в дополнительной проработке.
Увязка необходимости оперативного пересчета запасов полезных ископаемых исходя из неподтверждения запасов при проведении последующих геологоразведочных и добычных работ в целом может быть поддержана.
Вместе с тем, по нашему мнению, конкретные параметры допустимых отклонений, когда не требуется оперативный пересчет запасов, нуждаются в дополнительной проработке с учетом статистических данных в части сравнения результатов государственной экспертизы запасов полезных ископаемых с данными о фактической добыче по ряду предоставленных объектов.
При этом обращаем внимание, что указанный подход может распространяться исключительно на случай осуществления добычи полезных ископаемых в контуре подсчета запасов (подсчетных блоках).
В случае выхода добычных работ за контур подсчета запасов необходимы подготовка и представление документов и материалов по подсчету запасов полезных ископаемых на государственную экспертизу в общем порядке.
2. Предложение Союза старателей
Разработать механизм упрощенного оперативного изменения состояния запасов с отдельным требованием к составу и оформлению отчета (краткая пояснительная записка с обоснованием полученных неподтверждений либо приростов, причины расхождений, краткие выводы и предложения по участку переоценки, графические материалы, касающиеся участка переоценки).
Позиция Роснедра
Предложение поддерживается путем реализации на уровне методических документов.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен нормативный механизм упрощенного порядка оперативного изменения состояния запасов полезных ископаемых.
В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О недрах» запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе.
В соответствии с п. 13 Правил проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, определения размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2023 № 335 (далее – Правила № 335), государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа соответствующих документов и материалов.
Требования к документам и материалам, представляемым на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, установлены приказом Минприроды России от 23.05.2011 №378, приказом Минприроды России от 08.02.2013 №50, приказом Минприроды России от 28.12.2015 №564, приказом Минприроды России от 31.12.2010 №569 в зависимости от видов полезных ископаемых.
При этом отмечаем, что в настоящий момент на завершающей стадии подготовки и принятия находятся Методические рекомендации к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по оперативному изменению состояния запасов россыпного золота техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов (далее – Методические рекомендации) (готовится к рассмотрению и утверждению на НТС Роснедр), которые устанавливают упрощенные требования к составу представляемых на государственную экспертизу соответствующих материалов.
3. Предложение Союза старателей
Убрать из отчета или максимально упростить общие разделы и главы, не касающиеся данной работы (к примеру: раздел введение, геологическое строение и т.п.).
Позиция Роснедра
Предложение нуждается в дополнительной проработке.
Обращаем внимание, что проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых не является формальной проверкой соответствия материалов имеющимся данным и требует глубокого понимания процессов недропользования, методологии их безопасной и рациональной реализации.
Так, согласно п. 2 Правил №335 государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального использования недр, определения платежей за пользование недрами, установления границ участков недр, предоставляемых в пользование, составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых и государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, территориальных балансов запасов полезных ископаемых и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых.
Кроме того, в силу положений п.28 Правил №335, документы и материалы, представляемые на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых по своему содержанию, обоснованности и объему должны позволять объективно оценивать количество и качество запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологическую информацию о предоставляемых в пользование участках недр.
Вместе с тем Методические рекомендации, указанные в п.2 данной таблицы, разработаны в целях сокращения времени и затрат компаний на подготовку материалов по подсчету запасов на техногенных месторождениях за счет сокращения объема материалов и возможности их подготовки по ретроспективным данным (без проведения полевых работ или с их минимальным объемом).
В связи с этим предложение упрощения структуры отчета в целях оптимизации процедуры проведения государственной экспертизы в целом может быть поддержано с учетом дополнительной проработки по результатам правоприменительной практики.
4. Предложение Союза старателей
Определить сроки проведения экспертизы, позволяющие недропользователю в сроки, установленные законодательством, представлять государственную и геологическую отчетность не 45 календарных дней, а не более 20. Внести соответствующие изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 01.03.2024 №335.
Позиция Роснедра
Предложение нуждается в дополнительной проработке.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых осуществляется путем анализа документов и материалов по геологическим, технологическим, экологическим, финансовым и социально-экономическим параметрам экспертной комиссией, состоящей как из штатных, так и внештатных экспертов.
Заключение экспертизы утверждается комиссией, заседания которой проходят не чаще чем раз в неделю, с последующим внесением решения в реестр.
В свою очередь, представление документов и материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых носит сезонный характер, в связи с чем, на практике образуются временные промежутки пиковой нагрузки на членов экспертной комиссии.
Отмечаем, что по результатам правоприменения Методических рекомендаций, указанным в п. 2 данной таблицы, может быть принято решение о сокращении сроков проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.
5-6. Предложения Союза старателей
- Допускать вовлечение в отработку незначительных участков россыпи («прирезок») в границах лицензионных участков на основании данных эксплуатационной участковой разведки без проведения экспертизы, так как сроки дальнейшего оформления «прирезок» не позволят отработать в будущем участки ввиду особенной отработки многих россыпей.
- Определить количество вовлекаемых в отработку участков россыпи, выявленное по результатам эксплуатационной опробования без процедуры постановки их на баланс, равное не более 40% от общего количества запасов (объем горной массы и количество металла) в «прирезаемом» блоке. За основу взять постановление Правительства РФ № 335 с возможными отклонениями от параметров годовой добычи, установленных техническими проектами, как в сторону увеличения, так и уменьшения, работавшее в первоначальной редакции в 2022 году.
Позиция Роснедра
Предложения не поддерживаются.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Закона РФ «О недрах» закреплено требование, в соответствии с которым добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Согласно ч. 3 ст. 29 Закона РФ «О недрах» результаты проведения государственной экспертизы оформляются заключением государственной экспертизы, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном ст. 31 Закона РФ «О недрах».
Таким образом, предложения о вовлечении в отработку запасов полезных ископаемых, не поставленных на государственный баланс запасов полезных ископаемых, не поддерживаются ввиду прямого указания в законодательстве на необходимость осуществления постановки запасов на баланс в целях обеспечения рационального использования и охраны недр.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О недрах» проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами является одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр.
Предлагаемая отработка запасов полезных ископаемых, неучтенных государственным балансом, может привести к хищнической добыче минерального сырья, ухудшению криминогенной ситуации, сверхнормативным потерям, легализации результатов безлицензионной добычи.
7. Предложение Союза старателей
Не акцентировать внимание на вовлечение в отработку забалансовых запасов, как запасов, требующих перевод в категорию балансовых, а также полученный от этого прирост, так как отработка забалансовых запасов для предприятий уже является коммерческим риском.
Позиция Роснедра
Предложение не поддерживается.
В соответствии с п. 7 Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом Минприроды России от 11.12.2006 № 278 (далее – Классификация), к забалансовым (потенциально экономическим) относятся:
1) запасы, разработка которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически не эффективна (убыточна) в условиях конкурентного рынка из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при изменении цен на полезные ископаемые, появлении оптимальных рынков сбыта или новых технологий;
2) запасы, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно в связи с расположением в пределах водоохранных зон, населенных пунктов, сооружений, сельскохозяйственных объектов, заповедников, памятников природы, истории и культуры.
При этом согласно требованиям п. 8 Классификации оценка балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых производится на основании технико-экономических обоснований, подтвержденных государственной экспертизой. В рамках оценки должны быть предусмотрены наиболее эффективные способы разработки месторождений и предложены параметры кондиций, обеспечивающие максимально полное и комплексное использование запасов с учетом требований законодательства Российской Федерации.
Отмечаем, что в отношении забалансовых запасов не осуществляется нормирование потерь, в связи с чем существует высокий риск формирования сверхнормативных потерь и нерациональной отработки запасов полезных ископаемых.
При этом в значительном количестве случаев забалансовые запасы носят экономический характер, рост цен представляется необоснованным.
8. Предложение Союза старателей
В случае если данные разведки в целом подтверждаются разработкой или имеются незначительные расхождения в пределах -20%/+40%, в качестве материалов для списания запасов с Государственного баланса на основании ежегодной отчетности по результатам добычных работ, использовать данные геолого-маркшейдерского учета.
Позиция Роснедра
Предложение частично поддерживается.
Согласно п. 11 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2012 № 265, списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов, на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.
Обращаем внимание, что в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить представление достоверных данных о разведанных, об извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, о содержащихся в них полезных компонентах, об отходах недропользования, в том числе о вскрышных и вмещающих горных породах, о содержащихся в них полезных ископаемых и полезных компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики.
В свою очередь, в силу положений п.п. 5, 6 ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О недрах», основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, помимо прочего, обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, а также достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Обращаем внимание, что согласно п. 108 Правил осуществления маркшейдерской деятельности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19.05.2023 № 186, в книге учета объемов горных разработок (движения горной массы) по выемочным единицам (горизонтам, участкам (цехам), отдельным механизмам) и организации в целом отражаются, в том числе данные оперативного учета к началу и концу отчетных периодов.
В свою очередь, маркшейдерский контроль за объемом добытых полезных ископаемых осуществляется посредством сопоставления объемов добытого полезного ископаемого по данным оперативного и маркшейдерского учетов.
Таким образом, данные, подлежащие отражению в отчетности пользователей недр, должны быть проверяемыми и достоверными, в связи с чем, по нашему мнению, учет добычи и потерь полезных ископаемых целесообразно осуществлять на основании как оперативных данных, так и маркшейдерского учета для обеспечения их проверяемости и достоверности.
Дополнительно отмечаем, что конкретные параметры допустимых отклонений, когда не требуется оперативный пересчет запасов, нуждаются в дополнительной проработке с учетом статистических данных по сравнению с результатами государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и данными о фактической добыче (аналогично разъяснениям, данным в п. 1 таблицы).
9-10. Предложение Союза старателей
9. Определить параметры расхождений годовой добычи от принятых в техническом проекте в случае отклонения -20%/+40% с соответствующим внесением изменений в п. 6 Приложения № 11 постановления Правительства РФ № 353 в следующей редакции: «В период со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации» по 31 декабря 2029 г. допускается: а) для твердых полезных ископаемых – расхождения годовой добычи от принятых в технический проект в случае отклонения от -20%/+40% от проектной величины, утвержденной в техническом проекте разработки месторождения полезных ископаемых по письменному уведомлению пользователем недр Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа».
10. Узаконить отработку с учетом эксплоразведки без внесения исправлений и дополнений в тех проект, а в случае отклонения -20%/+40% от проектной величины – составление отчетов по результатам эксплоразведки на основании технического проекта отработки, без составления дополнительного проекта на ГРР.
Позиция Роснедра
Реализовано.
В соответствии с пп. «а» п. 6 Приложения № 11 постановления № 353, в период со дня вступления в законную силу по 31.12.2025 для твердых полезных ископаемых допускается уменьшение фактической годовой добычи полезных ископаемых не более чем на 80% от проектной величины, утвержденной в техническом проекте разработки месторождения полезных ископаемых, без внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых по письменному уведомлению пользователем недр Федерального агентства по недропользования или его территориального органа, а в отношении участков недр местного значения - исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
В связи с этим, применение пп. «а» п. 6 постановления № 353 допускается в случае наличия письменного уведомления пользователя недр.
Кроме того, в отношении твердых полезных ископаемых приняты Правила разработки месторождений твердых полезных ископаемых, утвержденные приказом Минприроды России, Роснедр от 15.04.2025 № 209/03 (далее – Правила № 209/03) и вступающие в силу с 01.09.2025, в рамках которых устанавливается значение допустимых отклонений по твердым полезным ископаемым в размере +20%/–50% от утвержденного проектной документацией уровня.
При этом для применения механизма допустимых отклонений, предусмотренного пп. «а» п. 6 постановления № 353 и п. 33 Правил № 209/03, внесение в проектную документацию изменений, связанных с корректировкой уровня добычи, не требуется.
Комментарии, отзывы, предложения
Магадан , 11.07.25 04:27:33
Видно, что у них была задача найти поводы, чтобы ничего не делать.
Практик, 11.07.25 08:19:46
Кто такая Юшина А.С., исполнитель этого документа? Похоже, она ничего о проблемах добычи золота не знает. Юристка, что-ли? Предприятия много раз писали, что для прирезок за контуром проводить разведку и подсчет запасов слишком долго, поэтому за контуром золото остается, то есть теряется.
А она в ответ: работать только в контурах и основное требование - полное извлечение.
"В случае выхода добычных работ за контур подсчета запасов необходимы подготовка и представление документов и материалов по подсчету запасов полезных ископаемых на государственную экспертизу в общем порядке."
Дальше она же пишет: "В свою очередь, в силу положений п.п. 5, 6 ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О недрах», основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, помимо прочего, обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов"
Где логика? Что там за специалисты?
Старатель, 11.07.25 10:25:12 — Всем
У чиновников песня одна - без экспертизы делать ничего нельзя, а внести одну фразу в статью 29, чтобы исправить положение, рука не поднимается
Практик, 11.07.25 10:56:22 — Старатель, 11.07.25
Росгеолэкспертиза серьезная организация, у них полно важных дел. Зачем им эта ерунда, законтурные прирезки на россыпях? В прирезке может быть 1 кг золота, или даже 0,1 кг. По ходу можно взять, но никто ради них разведку не ставит, их просто бросают. Вот и потери. А Юшина А.С. пишет что надо разведку и экспертизу. Похоже, что она считать не умеет. Неловко даже за Роснедра.
Игорь К., 11.07.25 11:53:47 — Практик
Не теряем мы промышленное золото за балансовым контуром, обнаруженное во время эксплуатации, рука не поднимается.
Пара тяжелых бульдозеров, пара дней работы, и полнота выемки, как это требуется, обеспечена, но форма статотчётности, отчётные планы и таблицы, на которых красиво туфта нарисована и которую мы представляем в органы государственной власти, даже на пипифакс не годится, потому что там бумага краской испорчена, задницу марать жалко.
Ей Богу, больше пользы было бы, если б мы вместо туфты чистую бумагу сдавали.
Пытаешься достучаться до мозгов, объясняешь, рассказываешь, убеждаешь, тратишь кучу доводов, заранее оттачиваешь формулировки - и в конце концов вылетаешь в коридор, и бьешь ногой в стенку. Было у меня так в Якутнедрах, не сдержался.
Брат, 11.07.25 12:03:38 — Игорь К.
Зря вы, уважаемый, так буквально ни за что приложили ныне покойного Артюхова. Артюхов никогда не руководил Федеральным агентством по недропользованию (тем более после Ледовских) и никаких лицензий со скоростью паровоза не выдавал. Да он их и вообще не выдавал. Виталий Григорьевич Артюхов был министром нашего богоспасаемого ведомства с 16.06.2001г. по 9.03.2004г.
Сменивший его на посту министра Трутнев Юрий Петрович (9.03.2004г. - 21.05.2012г.) как раз и создал Федеральное агентство по недропользованию, которым с 23.03.2004г. по 5.05.2012г. руководил Ледовских Анатолий Алексеевич. Ледовских был не только ветеринар, но ещё и генерал героического Росрезерва.
На мой взгляд, вы неверно строите отношения с нынешними чиновниками из Роснедр. Попробуйте построить разговор так, чтобы примерно на третьей-четвёртой фразе чиновнику оставалось только разбежаться - и головой об стенку.
Старый, 11.07.25 12:20:39 — Игорь К., 11.07.25
Какой вы герой, нарушаете закон и пишите туфту. Думаете смотрящие этого не знают? Не надейтесь, знают. Когда вашу фирму захотят за мягкое место взять - вот и возьмут, как Струкова. У него тоже все началось с его россыпного предприятия, которое мыло золото не там, где надо. Помните, штраф был полмиллиарда?
Аккуратные предприятия бросают прирезки за контуром, зачем им на крючок садиться? Это ведь незаконная добыча золота с конфискацией и статьей УК.
Игорь К., 11.07.25 12:51:22 — Брат
В том, что Артюхов не руководил ФАН, которого ещё не было, а руководил целым МПР - моя описка, приношу извинения. Но остальное - вот:
*
Последний день работы на своем посту и. о. министра природных ресурсов Виталия Артюхова ознаменовался скандалом. Вечером в среду за последние два часа пребывания в своем рабочем кабинете он подписал 62 лицензионных соглашения на разведку нефти ряду компаний. Среди них - структуры НК ЛУКОЙЛ и компании бизнесмена Вартана Вартанова, делового партнера сына экс-министра - сенатора Вадима Артюхова.
Как стало известно из источников, близких к правительству, вечером в среду по указанию действовавшего министра Виталия Артюхова руководитель департамента организации лицензирования и СРП Алексей Перепелкин подписал 62 лицензии на проведение геологоразведочных работ в пяти регионах РФ в Сибири и на северо-западе России. Из них, по данным того же источника, десять лицензий получили структуры, близкие к НК ЛУКОЙЛ. Значительную часть остальных лицензий получили компании, контролируемые московским бизнесменом Вартаном Вартановым, с которым Виталия Артюхова связывает не один год совместной работы. Так, в числе новых владельцев лицензии - ФПК "Выбор", контролируемая господином Вартановым.
*
Это при том, что те заявки на лицензии лежали без движения то ли два года, то ли уже на третий год время пошло.
Да леший с ними, Бог им судья, но какая умная голова придумала, что предприятие должно добыть ровно столько, сколько получилось по данным разведочных работ и было учтено по Госбалансу? То есть, сравнительные таблицы данных разведки и эксплуатации, которые десятилетиями предоставлялись в отчётах, самый смак для геолога на эксплуатации россыпей, являются заблуждением? Это типа как когда-то кибернетику объявляли лженаукой?
А все остальное, для которого места не хватит тут написать, комментарий длиннее самой статьи получится - кто же это придумал??
Не получится у меня поговорить с чиновником так, чтоб он головой об стенку, а не я. Там равнодушные оловянные глаза.
Игорь К., 11.07.25 13:04:49 — Старый, 11.07.25 12:20:39
«Металл он и есть металл. Но этот – глупый металл. Из железа паровоз, или трактор, или башню какую. Из алюминия самолет, из меди провод. А из этого - сплошная судимость».
О. Куваев. "Территория".
Старый, 11.07.25 13:50:02 — Игорь К., 11.07.25
Про какое время Куваев написал, трудно понять. Такой глупости, что за контуром надо запасы утверждать не было в СССР. Главный геолог предприятия своим актом менял контур. Уточнение контуров была официальная задача эксплуатационной разведки. Специально велось опробование бортов, чтобы своевременно прирезать площадь и не потерять золото.
Какой диверсант придумал, что для изменения контуров надо утверждать запасы? Явная несуразица, чего бы не исправить? А Роснедра делают вид, что не понимают.
Брат, 11.07.25 14:46:27 — Игорь К.
Господь с вами, какие извинения; дело житейское. Виталий Артюхов был тот ещё крендель, хамоватый и авантюрного склада. К нам он пришёл с погонялом "Цунамщик": человек, как говорили, сумел застраховать трассу "Дон" на случай прихода цунами. Казалось бы, где океан с цунами и где Русская платформа, а вот поди ж ты!
Касательно "но остальное - вот", вы приводите какие-то сообщения из "источников близких". Причём по одной версии 62 лицензии подписал сам Артюхов, по другой - те же 62 лицензии подписал Перепёлкин, но по команде министра. На основании такой информации, да ещё "с голоса", я бы делать далеко идущие выводы не взялся. Впрочем, пусть их; это уже ушедшая натура.
По большому счёту, я не вижу смысла выяснять, кто из чиновной братии придумал это, то и уж совсем вон то. Он же именно что придумал, верно? Ну и хрен бы с ним, с фантазёром. А про форму 15 скажу, что это очень непростой для анализа и дальнейшего использования полученных данных материал, в старых приисковых районах использовавшийся главным образом для целей подтверждения прироста запасов от основной деятельности. И, конечно, для набора контуров "неучтёнки". Разумеется, это никакое не заблуждение, а источник ценной информации.
Ваши "бодания" с роснедровскими мне более всего напоминают средневековые схоластические споры о том, сколько ангелов (или демонов) можно разместить на кончике иглы. Постарайтесь отойти от зтих стандартных разборок и ставить оппоненту вопросы существенные. Он таки будет у вас кидаться на стену...
Игорь К., 11.07.25 21:00:29 — Нам всем
Спасибо всем, "старые братья практики", кто откликнулся, и спасибо всем, кто читал эти строки и равнодушным не остался.
АПС, 12.07.25 00:04:30
Думаю из отчетов по подсчету запасов следует исключить главы содержащие выводы о генезисе и геоморфологических особенностях россыпных месторождений, как излишне научных и требующих более глубоких и фундаментальных геологических знаний, а даже если у геолога достаточно компетенции для выполнения такой работы выводы о генезисе и геоморфологическом строении могут различаться у разных специалистов и не могут быть однозначны и неоспоримы, а при достаточных знаниях и компетенции геолога, этими выводами можно ввести в заблуждение и манипулировать экспертизой , как никак эксперты тоже не семи пядей во лбу, большинство их них даже не занимались полевой работой, не говоря уже о том чтобы самим хоть раз написать отчет с подсчетом запасов.
По сути, отчеты должны представлять собой, набор сухих фактов без излишеств и наукообразия.
Магадан , 12.07.25 02:49:07
Контора все пишет: "в настоящий момент на завершающей стадии подготовки и принятия находятся Методические рекомендации к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по оперативному изменению состояния запасов россыпного золота техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов (далее – Методические рекомендации) (готовится к рассмотрению и утверждению на НТС Роснедр), которые устанавливают упрощенные требования к составу представляемых на государственную экспертизу соответствующих материалов."
- От одного названия тошнить наччинает, а там будет страниц 30 словесных лабиринтов.
Брат, 12.07.25 09:11:25 — Магадан
Ваша правда: для конторки, самим положением о ней лишённой права нормативного регулирования, Роснедра слишком уж распоясались. Но никто ж не останавливает...


Игорь К., 10.07.25 22:06:22
Федеральным агентством по недропользованию одно время руководил Ледовских, по специальности ветеринар.
Потом был Артюхов, железнодорожник. В последние дни своего руководства, предчувствуя близкое, раздавал лицензии со скоростью паровоза.
По последним данным, на пост руководителя ФАН сейчас пророчат выпускника МАИ. Скорости потребовались в выдаче лицензий не паровозные, что ли?
Общаешься с нынешними чиновниками из Роснедр, и примерно на третьей-четвертой фразе хочется разбежаться - и головой об стенку.