Отмена разведки и отработки россыпей золота с помощью разведочно-эксплуатационных полигонов (РЭПов) в 2016 году крайне негативно сказалась на работе ряда предприятий и на поступлении денег в государственные бюджеты всех уровней.
Приведу один наиболее яркий пример. До запрета РЭПов старательская артель «Кривбасс» в Магаданской области добывала порядка 600 кг золота ежегодно, причём отрабатываемые полигоны не отличались высокими содержаниями металла: 0,35 г/м3 в песках и 0,12 г/м3 на горную массу, а в некоторые годы последний показатель составлял 0,05 г/м3. Весомые производственные успехи старателей были обусловлены использованием преимуществ РЭПов, при которых на промывку направлялась вся горная масса в границах лицензий и внедрением уникальных промывочных приборов с производительностью 10 тыс. кубометров в сутки конструкции председателя артели С.Базавлуцкого. После запрещения РЭПов артель уменьшила объёмы добычи до 200-220 кг золота. Потери бюджета от такой «рационализации» в ценах 2024 г. только по НДПИ составили 200 млн руб., не говоря уже от уменьшения всех других поступлений. Снизили свои показатели на россыпной золотодобыче и другие предприятия Магаданской области. Восстановить столь необходимые для бюджета налоговые поступления возможно лишь за счёт возвращения к работе с использованием РЭПов.
В связи с истощением россыпей и прекращением финансирования государством поисково-оценочных и геологоразведочных работ на россыпях еще в советское время в полный рост встала задача освоения техногенных ресурсов. До 2016 г. проблема решалась: предприятия с помощью разведочно-эксплуатационных полигонов (РЭПов) успешно осваивали затронутые ранее разработками месторождения, по итогам года ставили на баланс добытые металлы, сразу их списывали и исправно платили налоги. РЭПы позволяли дорабатывать оставшееся золото в целиках, бортах полигонов, плотике недоактированных полигонов.
При отработке балансовых запасов геологические службы опробовали борта полигонов. Если проба давала положительный результат, то нарезался следующий полигон, который отрабатывался уже на неучтённых балансом участках. Именно такая схема отработки россыпных месторождений позволяла добывать значительные объёмы неучтённого балансом золота. Эта практика широко применялась еще в советское время. Например, производственное объединение «Северовостокзолото» за 1972-1992 гг. добыло из неучтённых балансом запасов 453 т золота (38% от общей добычи), при этом непосредственно из техногенных отвалов было добыто всего 3,0% (35,6 т) драгоценного металла. Советская практика продолжалась много лет, вплоть до 2016 года.
Всё изменилось после выхода письма №ЛЛ-02/2233 ФБУ «Росгеолэкспертиза» от 18.08.2016 г., которое запретило проходку РЭПов в рамках проектов ГРР. Поскольку РЭПы — это разведочные выработки (крупнообъемные пробы), то для начала работ нужен только проект на поисково-разведочные работы, который является сравнительно простым документом. Его подготовка и согласование требует немного времени, здесь нет необходимости выполнять комплекс предварительных работ по подсчету и утверждению запасов, которые ставятся на баланс и списываются по факту отработки РЭПов.
Фактически РЭПы — это разведочные выработки, так как заранее запасы неизвестны; если металл добыт, он ставится на баланс как запасы, а если его не оказывалось, убытки ложатся на предприятие. Таким образом, предприятие за свой счет финансирует проведение разведочных работ и прирост запасов.
Особенно важно то, что РЭПы позволяют выявлять запасы золота, которые пропустила буровая разведка. Из-за редкой сети скважин и малого объема проб она не выявляет россыпи с низким содержанием, крупным золотом и гнездовым его распределением. Такие россыпи и участки были пропущены буровой разведкой в советское время. РЭП выявляет в них запасы за счет большого объема промывки. В геологическом понимании РЭП является валовой геологической пробой, которая не пропускает разрозненные гнезда и крупное золото, то есть она является максимально достоверной.
Письмо №ЛЛ-02/2233 ФБУ «Росгеолэкспертиза» от 18.08.2016 запретило своим подразделениям согласовывать РЭПы. Взамен Роснедра предложили временно (сроком на 1 год) применять опытно-промышленные работы (ОПР). Они менее эффективны, чем РЭПы, и для их применения необходимо специальное разрешение.
Недропользователи ежегодно с 2017 г. обращаются в Роснедра с просьбами разрешить отработку техногенных образований с помощью ОПР. В 2025 г. письмо с разрешением на применение ОПР было продлено уже 9-й раз и только в январе 2015 года.
Кроме того, ОПР не решают вопросы отработки техногенных ресурсов комплексно: при наличии не затронутых горными работами участков их требуется разведывать по полной схеме, как новый объект. Это специально оговорено в письме Роснедр (пункт 3). Но как вести разведку участков россыпи, на которых советская разведка запасы не смогла выявить? Зачем наступать на те же грабли еще раз?
Из практики известно, что на сложных законтурных участках даже шурфы не могут дать достоверный результат. Весьма характерен пример, приведённый А.Н. Чугуновым (в то время ген.дир. ПАО «Сусуманзолото»). На ручье Светлом в Магаданской области в 1930-1940-е годы была отработана центральная часть месторождения. Предпринимались неоднократные попытки найти металл на правом борту россыпи. На одном из блоков в 1950-е годы шурфовка показала 6,1 кг золота. Следующий разведочный этап пришёлся на 1960-1970-е годы: буровики нашли всего 2,6 кг драгметалла. Затем площадь разведывали в 1997 г. и оценили её в 1,0 кг золота. Тем не менее на объекте решили работать на свой страх и риск. И полигон дал более 34 кг золота. Как объяснить это несоответствие? Причин может быть несколько. Возможно, на месторождении крупный металл, который скважина редко может «поймать», либо гнездовое распределение металла в россыпи. Это обычное явление, которое известно и хорошо изучено.
В талых россыпях иногда разведка не может «поднять» металл, который «садится» на забой скважины. Но факт остаётся фактом — результаты ГРР одни, а результаты добычи — другие. На этом примере видно, что шурфы и скважины не всегда могут дать оценку целиковой техногенной россыпи: из-за редкой сети они не ловят гнезда и линзы, а из-за малого объема проб занижают фоновое содержание золота.
Ещё один пример из практики, когда разведка не смогла обнаружить золото в подвесном пласте, причём при среднем содержании в нём свыше 2,0 г/м3. На месторождении Бургуаат (Куларский золотопромышленный район в Якутии) в начале 1990-х годов приступили к отработке полигона, который прилегал непосредственно к посёлку Кулар. Пласт песков по геологическим данным располагался на глубине 7 м. Поскольку наиболее распространённый буровзрывной способ был невозможен, вскрыша велась с применением механического рыхления тяжёлыми бульдозерами. Полигон находился рядом с управлением прииска, и геологи часто на него заглядывали. И когда после 3-метровой вскрыши в льдистых породах появилось золото, вскрышу остановили и начали промывать «торфа», которые оказались золотосодержащими. Причём по окончанию промывки среднее содержание в отмытом материале составило более 2,0 г/м3 , а объём добытого золота превысил 100 кг! При скважинной разведке этот пласт мощностью более 2 м выделить вообще не смогли. После промывки вновь пошли пустые породы, мощность которых оказалась около 2 м. И только на 7-м метре сели на основной пласт, в котором оказалось среднее содержание золота почти 6 г/м3.
При современных требованиях пришлось бы остановить горные работы, произвести разведку, подсчитать и защитить запасы (добыча не поставленного на баланс металла считается незаконной). Но все эти мероприятия привели бы к увеличению сроков отработки полигона минимум на один год и срыву выполнения планов текущего года.
По приведенным во многих исследованиях данным, только в техногенных отвалах и недоработанных площадях может содержаться не менее 2500 тонн золота. Учитывая, что за более чем 300-летнюю историю российской золотодобычи из россыпей было добыто 16 тыс. тонн золота при среднем уровне потерь 10% в отвалы могло попасть не менее 1600 тонн драгоценного металла. Кроме того, не меньше золота осталось на законтурных площадях.
С учётом статистики работы ПО «Северовостокзолото», которое добывало из неучтённых балансом запасов 38% от общей добычи, можно сделать вывод о том, что в техногенных россыпях может содержаться 3500-5000 тонн золота — огромная сырьевая база, которая может быть вовлечена в разработку при грамотном законодательном обеспечении.
К сожалению, по официальным данным техногенных россыпей практически не существует, поэтому они во всех сводках и проектах оказываются на далеком заднем плане. Это связано с практикой учета сырьевой базы по величине запасов, которые числятся в государственном балансе. А в баланс включено то, что уже разведано и подсчитано. А техногенные россыпи с 3000 тоннами золота не учитываются из-за того, что на их разведку нет денег, нет специалистов, нет методики, а РЭПы запрещены. Соответственно в госбалансе минимум подсчитанных запасов, и из этого делается ложный вывод о бесперспекивности россыпей.
Это нелепая ситуация с россыпным золотом продолжается уже почти 100 лет. О закате россыпной золотодобычи говорили уже в 1940-х годах. Между тем из россыпей только в течение последних 30 лет ежегодно добывается порядка 80 тонн золота в год. Это при том, что государство ничего не вкладывает в их разведку.
Почему так важен возврат к РЭПам?
Всё меньше остаётся россыпей с высоким содержанием, простым струйчатым строением и равномерным распределением золота. Немало россыпей с гнездовым залеганием металла осталась за чертой разведки, выявить такие месторождения с помощью скважин и даже траншей не всегда представляется возможным. Техногенные россыпи без РЭПов недооцениваются. За последние три года только Магаданская область снизила россыпную золотодобычу почти на 3,5 тонны, что сократило поступление налогов в бюджеты всех уровней на сумму 2,5-3,0 млрд руб. Возврат к РЭПам расширит минерально-сырьевую базу россыпного золота и вернет утраченные налоги, что не будет лишним в современных условиях.
В настоящее время государственная политика ориентируется на крупные рудные месторождения золота. Это логично, будущее за рудой и крупными месторождениями: Сухой Лог, Кючус и др. Но крупные объекты требуют гигантских капиталовложений, в том числе государственных. Возврат вложений и получение прибыли от добычи рудного золота — дело светлого будущего.
Получить золото и налоги сегодня, без государственных инвестиций можно на россыпях золота, вернувшись к РЭПам.
Дополнительная информация
История освоения техногенных россыпей от прошлого до 2025 года
Комментарии, отзывы, предложения
Брат, 18.05.25 21:19:17 — СНС
В некоторых странах - да, это нормальная практика. Причём вне зависимости от того, насколько дружественными или недружественными считает их наша с вами страна. Точнее, её политическое руководство.
Так вот, это в некоторых странах, но никак не у нас. У нас нормально и законно ни аванс, ни страховой взнос предъявить к оплате недропользователю невозможно: участки недр ГК РФ признаются недвижимым имуществом, но гражданской правоспособностью эти имущественные объекты не обладают. Нет стоимостной оценки, нет государственной регистрации недвижимости в установленном законом порядке, да много чего нет. Их не то, что застраховать, их в пользование-то предоставить нет решительно никакой правовой возможности! Но ведь четвёртый уж десяток лет - предоставляют, да со свистом, аж шкурка заворачивается! И денюжку берут за это беззаконие немалую...
В общем, на мой взгляд, нет смысла прекраснодушные идеи подобного свойства даже и высказывать. Толчины не будет, только публику смущать...
Оптимист, 19.05.25 09:28:53 — Брат
Я уверен, что не все в нашей верхушке абсолютно бездарные. Там есть умные люди, которые думают, как сделать лучше. Понятно, что они не специалисты, это хорошо заметно. Но читать умеют все. Вдруг зайдут сюда и прочитают мнения специалистов. Вероятность небольшая, но не равна нулю. Так что специалистам есть смысл обсуждать проблемы и предлагать профессиональные решения. Зайдут большие люди, прочитают и исправят дело на пользу всем, и людям и бюджетам!
Автор, 19.05.25 10:15:35 — оптимисту
Умных людей у нас немало, но они так грамотно расставлены, что за бездарными их совсем невидно...
Брат, 19.05.25 18:22:18 — Оптимист
А ведь ваша уверенность очень грамотно политически окрашена! Я считаю что, напротив, специалистам нет смысла обсуждать и предлагать что бы то ни было в симптоматически приближающейся к нулю надежде, что большие люди зайдут, прочитают и исправят дело. Дело уже в таком состоянии, что этим людям его не исправить никогда.
Специалисты просто, руководствуясь законом, должны сами решить, что и как им делать. И делать это, не обращая внимания на реакцию больших, супербольших и даже самых "высоковольтных".
Артамошка Лузин, 20.05.25 05:36:48
60+ комментариев к данной статье, весомое доказательство исчезновения здравого смысла на территории.
Михаил, 20.05.25 12:05:17
Любопытно, почему-то рудники ничего не пишут? У них все нормально что-ли? Или там мелочи нет, а крупных не трогают? Давно был небольшой переполох по поводу Наталки, но вот прошло и тихо-тихо.... .
Павел, 05.06.25 15:40:39 — Брату
Вы не правы, обсуждения читают десятки и порой сотни недропользователей. Среди них немало тех, кто учитывает вычказанные замечания и предложения. И эти предложения входят как составные части в предложения различных конференций, круглых столов и прочее. Пусть не сразу, но вода камень точит.. Скажем, те же поисковые лицензии Минприроды и Роснедра категорически отвергли, но потом всё же дали право получать их по заявительному принципу. Но до конца старателей не дослушали -выдавать поисковые лицензии только действующим предприятиям. Надавали всем подряд. Так, что действующим артелям не осталось площадей под развитие, в частности, в Амурской области. Из 8000 лицензий 1500-2000 получили спекулянты, теперь на ряде сайтов каждый день появляются объявления о продаже "золотых" лицензий. К тому же, ряд "недропользоватей" сразу приступили к добыче, сбрасывая отходы в реки и ручьи, да так напоганили, что и действующие предприятия хотят позакрывать из-за экологии
Павел, 05.06.25 15:46:43 — СНС
В 2011г. россыпь на Аляске близ г. Ном купили русские инвесторы, их заставили сразу внести 4 млн долларов на счёт местного бюджета для того, чтобы решать экологические проблемы после завершения работ. Без этого аванса работать не разрешали
Старатель, 05.06.25 16:03:25 — Брату от 18.05.2025
За лицензии предприятия на аукционах платят порой сотни миллионов руб., переплачивая иногда в сотни раз против первоначальной ставки. Для решения будущих экологических проблем вполне можно обязать тех, кому уходят эти платежи, выделять 5-10% от полученной суммы в пользу местного совета, на чьей территории располагается объект недропользования, но строго целевым назначением на решение экологических задач. Но все суммы уходят в бездонную пропасть госбюджета без всякого желания государства помочь решению проблем экологии. В 2012 г. Законом ввели утилизационный сбор. Деньги от этого сбора должны были возвращаться из бюджета тем, кто занимается утилизацией амортизированного оборудования. Но до настоящего времени Минпромторг не удосужился исполнить требование Закона о разработке положения о порядке возмещения затраченное на утилизацию средств. А в сумме это уже не один триллион рублей...
Брат, 05.06.25 17:41:39 — Павел
Как интересно вы излагаете - но до конца старателей не дослушали! А до чьего, извиняюсь, конца? Думаю, их дослушали, но как быть с равной доступностью, гарантированной Конституцией и законом? Опять "пиво отпускается только членам профсоюза"? Да бедняга Остап в гробу бы перевернулся! А что надавали всем подряд - так наши чиновники-рукожопы даже простейший регламент создать не в состоянии. Но их же никто поганой метлой не разогнал, верно? А с этих "судьбоносных" решений минул уж десяток лет. И теперь они же, рукожопы, под вывеской защиты экологии кинулись вводить моратории.
Брат, 05.06.25 18:05:54 — Старатель
Действительно, платят. И, действительно, государству. Но процедура предоставления права пользования недрами от лица государства неизменно проводится с такими фантастическими, вопиющими нарушениями законодательства, что все участники этой позорной негоции стараются поскорее о ней забыть и потому чем быстрее деньги рухнут в бездонную пропасть бюджета - тем им спокойней. Концы в воду...
А практика утилизационного сбора здесь не прокатит в принципе: в России геометризованные участки недр ВСЕ КАК ОДИН гражданской правоспособностью не обладают. С ними никаких юридически значимых действий совершить невозможно.
Реалист, 06.06.25 07:34:13
При поисках пройти 1 РЭП на долину длиной 10 км - интересный вариант. Нарушение экологии минимальное, зато сразу ясно золотая долина или нет. Конечно, надо вспомнить геоморфологию, геофизику, проанализировать космоснимки, чтобы задать РЭП и не промахнуться.
999, 06.06.25 07:53:01 — Реалист
Смените НИК, на "фантазер".
Оптимист, 06.06.25 15:46:11 — 999
А чем вам не нравится? Я бы взял БП на таких условиях: расходы небольшие, а выигрыш может быть хороший. Попробовал сразу в хорошем месте. Цена золота высокая, много-ли надо? А если пойдет дальше двигаться. Государству золото и информация, мне компенсация затрат.
СНС, 07.06.25 07:48:53 — 999, 06.06.25
От вас побольше возражений по-существу. Возражения полезны для дела. Не отвлекайтесь, пожалуйста.
999, 07.06.25 09:46:03 — СНС
Все уже сказано.
Сергей, 07.06.25 12:22:30
Выбрать в долине лучшее место для золота невозможно, потому лучше сначала скважинами нащупать.
Старатель, 08.06.25 12:08:32 — Реалисту
Один РЭП на 10 км- это не серьёзно. Можно на одном км пройти несколько РЭПов, и все они дадут разные результаты, которые нельзя распространить на всё месторождение.
СНС, 10.06.25 12:08:53 — Сергею + Старателю
Вы правы, РЭП подходит не везде, где то не удастся выбрать место или еще что-то. РЭП - это один из способов опробования, у которого есть оптимальная область применения. Везде ставить РЭПы нельзя, так можно загубить хорошее дело. Где-то РЭП не лучший вариант, но где-то лучший и даже единственный. Также нельзя везде ставить бурение там, где оно пропускает золото.
Способ опробования при поисках и разведке должен выбирать ГЕОЛОГ ПРЕДПРИЯТИЯ вместе с РУКОВОДИТЕЛЕМ: скважины, шурфоскважины, траншеи, или РЭП.
Речь идет о снятии запрета на РЭПы. Запрет ограничил возможность предприятий находить золото и делать оценку россыпей.
СНС, 18.05.25 16:35:41 — Брат, 18.05.25
Я знаю, что так делают в некоторых странах. По-моему, нормальная практика, хотя страны не все дружественные. Размер аванса (или страхового взноса, не помню, как оформляется) зависит от условий. Наверное на лунном пейзаже восстановление будет недорогим, даже для РЭПа. Если в проекте бурение - аванс тоже может быть небольшим.
У нас ведь есть эксперты, лесники и рыбаки. Могли бы заняться расчетами, иначе скоро россыпи кончатся, все без работы останутся или зарплату будут надолго задерживать.